Похороны в тибете грифы: суп из трупа, «небесные погребение» и дробление костей

Небесное погребение в Тибете » uCrazy.ru

«Небесное погребение» ((jhator (Вайли: bya gtor) – основной вид погребения в Тибете и в ряде прилегающих к Тибету районах. Также он называется «раздачей милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу. Поэтому мёртвое тело скармливается птицам как последнее проявление благотворительности.

Именно такой способ погребения многие тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.

Сначала я вам покажу официальное художественное видение этого ритуала, а потом будет обычный бытовой репортаж — вот там реальная жесть. Так что я вас предупредил …

«Город молитвенных флажков» – площадка, созданная для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

«Небесные похороны» практикуются на всей территории проживания тибетцев, включая некоторые индийские территории, например, Ладакх или штат Аруначал-Прадеш.

Родные умершего молятся во время церемонии погребения в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

В 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, обряд был полностью запрещен. С 1974, после многочисленных просьб монахов и тибетцев, китайское правительство позволило возобновить «Небесные похороны».

Рогьяпа («могильщик») точит нож перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков».

Сейчас имеется около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Ритуал исполняется специальными людьми – рогьяпами.

Стервятники собрались в «Городе молитвенных флажков», на площадке, созданной для погребения в окрестностях монастыря Чалан (Chalang).

Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение и так он «сидит» в течение 24 часов, пока лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых.

Эти молитвы предназначены помочь продвижению души через 49 уровней бардо – состояния между смертью и возрождением.

Через 3 дня после смерти близкий друг покойного относит его на спине к месту погребения.

Рогьяпа сначала делает множество надрезов на теле и уступает тело птицам – стервятники делают основную часть работы, поедая всю плоть.

Далее «могильщик» собирает и дробит кости на специальном плоском камне, смешивает крошево с цампой (ячменная мука с маслом яка) и скармливает все это птицам.

Тело уничтожается без следа, в тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое.

Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.

Рогьяпа («могильщик») молится перед церемонией погребения в «Городе молитвенных флажков». Окрестности монастыря Чалан (Chalang). За погребение рогьяпа получает до 100 юаней (около 13. 5$). Уезд Дажи (Dari), провинция Цинхай, Голог-Тибетский автономный округ, 5 ноября 2007 года. Фото: China Photos/Getty Images

Рогьяпа дробит кости умершего во время церемонии погребения

Рогьяпа скармливает стервятникам мясо умершего

Рогьяпа разрезает тело умершего

Рогьяпа молится во время церемонии погребения

Рогьяпа («могильщик»), закончив работу, пьет чай с семьей.

А теперь репортаж без культурного приукрашивания, просто обыденное дело.

В общем сначала в долину привозят тело

Потом распаковывают

Потом привязывают тело к колышку и надрезают

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские похороны. Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

Китайское правительство объявило о намерении взять под жесткий контроль тибетские небесные похороны.

Древняя традиция, согласно которой тела умерших оставляют под открытым небом на съедение грифам, по мнению экологов, очень вредит здоровью птиц.

Труп умершего родственника привязывают за шею к вбитому в землю колу, чтобы грифы не могли утащить останки. После этого кожу покойника надрезают — так пернатым удобнее есть

По данным министерства охраны природы Китая, в последнее время участились необъяснимые случаи смерти грифов. Чиновники связывают это с отравлением несвежим человеческим мясом.

Одного мертвеца хватает, чтобы насытилась целая стая

— Тибетцы устраивают небесное погребение умерших от различных болезней и заражений людей. Птицы соприкасаются с носителями заразы и, кроме того, что гибнут сами, разносят ее по стране, — поделился своими опасениями комиссар по тибетским территориям Юнь Хуэй. — Поэтому мы будем следить, чтобы птицы не ели что попало, в частности скончавшихся от СПИДа или различных разновидностей гриппа.

Тибетское сообщество восприняло запрещение хоронить по устоявшимся религиозным обрядам умерших от болезни людей крайне негативно. Оно считает эти меры очередным шагом для установления официального контроля над их религией.

Голодные птицы обгладывают тибетца до косточки

Кстати, если кому-то обычаи тибетцев покажутся варварскими, то стоит вспомнить, что многие жившие на территории современной России племена поступали также, а, например, Мордва соблюдала этот обряд вплоть до конца XIX века.

Наши предки перед захоронением водружали останки умершего на закрепленный над землей щит. Спустя год обглоданные хищниками кости предавали земле. Отсюда и современная традиция делать поминки через год. Такой обычай был продиктован желанием не осквернять землю-кормилицу гниющей плотью.

Останки заботливо собираются

Подробнее узнать об этом можно из интересной книги «Неизвестные Гималаи» автора Химаншу Джоши.
Небесное погребение – один из трёх видов погребений, применяемых в Тибете. Два других – это кремация и сбрасывание в реку.
Небесное погребение называется по-тибетски «джха-тор», что означает «раздача милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу, поэтому мёртвое тело скармливается птицам, как последнее проявление благотворительности.
В Тибете около 1100 площадок для обряда небесного погребения. Самый большой находится в монастыре Дригунг Тил. Ритуал исполняется специальными людьми рогьяпами.

Затем оставшиеся кости измельчаются в порошок, смешиваются с ячменной мукой и опять же скармливаются птицам.
Тибетцы верят, что каждый хоть раз в жизни должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы осознать, прочувствовать всю мимолетность и эфемерность жизни.

Небесные похороны — тибетский ритуал не для слабонервных | Географ и глобус

Некоторые похоронные традиции народов мира кажутся цивилизованному человеку сущим сумасшествием. Жить годами рядом с умершим, как это делают в некоторых районах Индонезии, или танцы с эксгумированными останками родственников у отдельных племен Мадагаскара — от таких обрядов становится жутко. Но ведь это часть культуры этих народов, выражение традиций почитания усопших и в глобальном смысле — отношение к смерти. А оно в разных культурах не всегда почтительно-пугающее. К смерти можно относиться как к одному из этапов в длинном пути путешествия человеческой души.

Главные действующие лица небесных похорон/ © Reuters

Именно так и делают в Тибете, где обряд небесных похорон называют «раздачей милостыни птицам». Его суть восходит к тибетским верованиям гласящим, что человек должен всегда приносить пользу. При жизни — занимаясь добрыми благочестивыми делами. А после смерти — выступая кормом для птиц. И такой способ погребения тибетцы и считают для себя единственно возможным и приемлемым.

«Разрушитель тел»

Когда тибетец умирает, родственники накрывают тело белой тканью и помещают в сидячее положение на три дня. За это время специально приглашенные монахи читают над ним молитвы из «Книги мертвых», чтобы душа покойного освободилась из бренных оков. При этом домочадцы бросают все свои дела и стараются создать в жилище спокойную, умиротворяющую обстановку, дабы облегчить процесс перехода души на путь реинкарнации.

Транспортировка тела усопшего к месту захоронения/ © Reuters

В день похорон, который обычно определяется гаданием, родственники бережно грузят тело на носилки (как вариант привязывают к себе за спину, или, кто побогаче, на транспортное средство) и отправляются на место захоронения. Оно называется «дуртро» и представляет собой относительно ровную площадку среди гор. Она огорожена по периметру флажками и разноцветными тряпочками. Ими же поделена внутри на ровные квадраты. Это — участки для погребения и именно здесь разворачивается все действие.

Родственники передают покойного местному могильщику, который зовется рогьяпа, или «разрушитель тел». Причем процесс этот сопровождается шутками и праздной болтовней. Тибетцы верят что смех помогает преодолеть духу умершего пограничное состояние и попасть в следующую жизнь.

Дуртро — «город молитвенных флажков»/ © Getty Images

Вечно голодные птицы

Рогьяпа начинает свою работу с того, что разжигает сосуды с благовониями. В качестве них выступают ладан и цампа — традиционная ячменная мука. Эти запахи привлекают на площадку главных действующих лиц обряда небесных похорон — грифов и кондоров. Если задрать голову и посмотреть вверх, то можно увидеть в небе десятки, а то и сотни этих больших птиц, которые летают над лугом. Некоторые сидят стаями в сторонке, и когда над площадкой для похорон появляются первые струйки пахучего дыма, тяжело поднимаются в воздух и в нетерпении кружат над дуртро.

Нетерпеливые птицы на площадке для погребения/ © ReutersВ это время родственники уходят за пределы огороженной территории, так, чтобы процесс оставался вне зоны их видимости. Этот момент считается пограничным. Больше тело умершего родственника не сосуд для души, а всего лишь бренная неодушевленная оболочка, по сути, ненужная и бесполезная. Но человек должен приносить пользу всегда, даже после смерти. И пожертвование своей плоти птицам является актом щедрости и добродетели, потому что спасает жизнь не только грифам и кондорам, но и мелким животным, которых они могли бы добыть для еды. Неслучайно Будда Шакьямуни однажды пожертвовал часть своей плоти, чтобы накормить ястреба и спасти тем самым пойманного птицей голубя.

Ну а что же происходит за завесой разноцветных флажков и тряпочек? А там могильщик-рогьяпа острым ножом делает несколько надрезов на теле умершего и уступает свое место грифам, нетерпеливо летающим в небе. Их здесь настолько много, что хватает 20 минут, чтобы от усопшего остались лишь одни кости.

Птицы на площадке для погребения/ © AFP

Но это еще не финал. Рогьяпа привычным движением отгоняет птиц, а потом собирает кости и дробит их на большом плоском камне, смешивая получившееся крошево с ячменной мукой. Ее он потом тоже скармливает птицам. Все, похороны окончены. От тела не осталось и следа, и это очень хороший знак. Значит, человек при жизни был добродетельным и совершал хорошие поступки.

Обратная сторона традиции

А теперь давайте отвлечемся от духовной составляющей этого обычая и посмотрим на него с другой стороны. Как известно, территория Тибета располагается в высокогорье. Причем, это высоты от 4000 метров, а там верхний слой почвы и землей-то назвать нельзя — сплошные камни. Поэтому захоронение в земле полностью исключено. Точно так же дела обстоят и с кремацией — на такой высоте не растут деревья и сжигание получается весьма дорогой процедурой, доступной лишь наиболее уважаемым покойникам.

В Тибете нет деревьев и земля там представляет собой почти монолит/ © snowliontours.ru

Получается, небесные похороны — это наиболее доступный и практичный способ. И он существовал в Тибете с древнейших времен. Однако когда в 1959 году китайские власти окончательно закрепились в Тибете, они полностью запретили этот обряд. И лишь с 1971 года, уступив многочисленным просьбам и требованиям тибетцев, правительство вновь разрешило небесные похороны.

И в заключение стоит сказать, что этот необычный похоронный обряд вообще-то совсем не нов. Да, больше нигде в мире для него не привлекают специально птиц, однако в дохристианскую эпоху многие народы (в том числе и населяющие Россию) верили, что душа в загробный мир путешествует исключительно по воздуху. Поэтому для облегчения пути, покойников в древности не зарывали в землю, а наоборот, подвешивали на деревьях. Иногда тела оставляли в лесу на специально сделанном помосте из срубленных деревьев.

Воздушное захоронение у мокшанского народа/ © ritual-donetsk.com

А славяне–язычники не допускали на кладбища самоубийц, преступников, утопленников и умерших насильственной смертью. Как их хоронили? Очень просто — относили тело в лесную чащу на съедения зверям. Так что и «воздушное» погребение, и погребение с использованием животных вовсе не является чем-то уникальным, характерным только для Тибета.

Небесные похороны — необычный, местами страшный, но вовсе не самый странный обычай в похоронной мировой культуре. Есть традиции куда удивительней 👇:

Самые странные похоронные традиции народов мира

Для тибетских буддистов небесные захоронения священны. Для туристов они представляют собой болезненное любопытство

Отношения между Тибетом и Китаем были напряженными на протяжении веков. Однако вторжение Китая в Тибет в 1950 году и подавление последовавшего за ним тибетского восстания 1959 года, в результате которого Далай-лама бежал в Индию, стали поворотным моментом. С тех пор миграция китайцев хань — этническое большинство Китая — и приток мирового туризма в регион привели к значительным посягательствам на традиционную тибетскую буддийскую культуру и вызовам ей.

Снятый в 2011 году короткометражный документальный фильм американского режиссера Рассела О Буша « Стервятники Тибета » предлагает небольшое окно о культурной напряженности на Тибетском нагорье. Действие фильма происходит в исторически буддийском городе Такцанг Лхамо, где расположены два монастыря. В центре внимания фильма — практика небесных погребений, когда тела тибетских мертвецов скармливают диким белоголовым стервятникам. Для тибетского буддийского населения города это священный способ помочь духу умершего перейти в следующую жизнь — последнее земное подношение существам, которые, как считается, обладают мудростью божеств. Однако для большей части остального мира эта традиция представляет собой болезненное любопытство и все больше привлекает непрошеных туристов, чьи фотографии попадают во все уголки Интернета. Совершенная работа современной антропологии, фильм Буша представляет собой мощное исследование природы и культуры, традиций и современности, угнетения и эксплуатации.

Режиссер: Рассел О Буш

Продюсеры: Энни Буш

Веб-сайты: Vultures of Tibet, From the Woods

26 февраля 2019 г. на ваш почтовый ящик Подпишитесь на нашу рассылку

видео

Информация и общение

Стремительный взлет визуализации картографических данных от викторианского Лондона до наших дней

6 минут

видео

Философия разума

Загадочная «история сознания», рассказанная с помощью гравюр XIX века

7 минут

видео

Политика и правительство

Присоединяйтесь к оживленным дебатам в женской парикмахерской перед решающими выборами в Тунисе

19 видео

Смысл и хорошая жизнь

Почему Аристотель считал философию высшей целью человечества

9 минут

видео

История техники

Кому принадлежит история? Как скрывают и монетизируют замечательные исторические кадры

18 минут

видео

Язык и лингвистика

Мастер-палиндромист рассказывает о своей 40-летней «любви к обратимости»

6 минут

0 видео

20

Долгожданное прибытие телевидения на Шетландские острова вызывает дебаты в этом винтажном ролике

9 минут

видео

Искусство

Прослеживая «мрачный» путь Гойи от испанского придворного художника до мрачного провидца

51 минута

видео

История науки

Как древний эрудит впервые вычислил размер Земли, как рассказал Карл Саган

7 минут

Свидетель тибетского небесного погребения

Свидетель тибетского небесного захоронения

Полевой отчет для разведки и исследований в Китае общество

Памела Логан

Дрикунг, Тибет; 26 сентября 1997 г.

На ступенях перед монастырем Дрикунг дюжина монахов повторять Перед ними на плитах двора лежит тело, завернутое в белая ткань, которую час назад внесли на носилках. монахи молятся о духе, который когда-то был здесь, но теперь освободился из своего бывшего дома. Сегодня это уже третий такой посетитель Дрикунг Гонпы. имеет выгодную, но ужасную специальность: избавление от мертвых.

Я и моя команда прибыли сюда прошлой ночью, после долгого дня Поездка из Лхасы в округ Мельдор Гунгкар в Центральном Тибете. Монастырь Дрикунг находится на крутом холме, с видом на наш лагерь. Над религиозным комплексом находится место для «небесного захоронения», термин, означающий избавление от трупа путем позволения его сожрут птицы. Птицы, которых вызывают благовониями и почитаемые тибетцами, бросают свой помет на высокие вершины. Небесное захоронение практикуется по всему плато, но Дрикунг — один из трех самых известные и благоприятные сайты.

После того, как пение закончилось, мы идем по проторенной путь к высокому хребту, сохраняя почтительное расстояние позади похоронного партия, проделавшая весь путь из Лхасы, чтобы исполнить этот последний долг своему ушедшему другу.

Могила земляная, или дуртро, состоит большого огороженного луга с парой храмов и большим каменным кругом камней на одном конце, где проходит церемония. Молитвенные флаги висят от многочисленных хортенов, а запах тлеющего можжевельника очищает воздух. Стервятники кружат над головой, и многие другие сбиваются в кучу на траве, некоторые метров от погребального ложа.

Тибетцы практикуют несколько способов избавления от умерших, но захоронение в небе — самый распространенный метод и действительно очень практичный. в стране, где топлива не хватает, а землю часто слишком трудно копать. Для меня это исключительная возможность, за эти дни ни один посетитель через пятьсот имеет честь быть свидетелем церемонии, которую я собираюсь увидеть. Но я также опасаюсь, задаваясь вопросом, как я перенесу вид смерти.

Мужчины в длинных белых фартуках выходят и разворачивают труп, который голый, жесткий и опухший. Мужчины держат огромные тесаки, которые в несколько ударов заточены до бритвенной остроты о близлежащие скалы. Яркий солнце и ясное голубое небо несколько рассеивают мои зловещие чувства. коронеры сами по себе, не грузны и не церемонны, а вполне деловиты, как они болтают между собой и готовятся к старту.

Тибетцы верят, что важнее тела дух умершего (Примечание: буддисты на самом деле не верим в душу, как мы ее понимаем. Хотя эта учетная запись вводит в заблуждение в этом отношении, я решил использовать ее, потому что она интересное повествование и более доступное, чем другие объяснения тибетского небесного погребения, с которым я столкнулась (Кэрри). Следующий смерти, к телу нельзя прикасаться в течение трех дней, за исключением, возможно, макушка головы, через которую осуществляется сознание, или

намше , выходы. Ламы направляют дух серией молитв, которые длятся семь дней. недели, пока человек проходит через бардо— промежуточный уровень состояний, предшествующих перерождению.

Когда сделан первый разрез, стервятники собираются ближе; но трое мужчин с длинными палками отмахиваются от них. Через несколько минут мертвые мужские органы удаляются и откладываются для последующего раздельного уничтожения. стервятники пытаются приблизиться, но им мешают размахивать палками и крики. Затем закройщики подают сигнал, и все бойцы одновременно отступают. Стая врывается, полностью покрывая тело, исчезая головы. когда они наклоняются, чтобы оторвать куски плоти. Это огромные птицы, с размахом крыльев более 2 метров, верхние перья грязно-белые, а огромные серо-коричневые спины. Их головы практически лишены перьев, чтобы не чтобы помешать птице проникнуть в тело, чтобы поесть.

В течение тринадцати минут стервятники лихорадочно питаются. Единственный звук — это рвущаяся плоть и чириканье, когда они соревнуются за лучшие биты. Птицы постепенно насыщаются, и некоторые поднимаются в воздух, их огромные крылья, звучащие как паровозы, когда они хлопают над головой. Сейчас мужчины вытаскивают то, что осталось от трупа — только окровавленный скелет — и прогоняют прочь оставшихся птиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *