Поисковики нашли точное место падения самолета Алексея Маресьева
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
17.05.2017 13:50
«Родина»
Текст:
Евгений Кириченко
Родина — Федеральный выпуск: №5(517)
Благодаря архивным документам поисковики нашли точное место падения самолета Алексея Маресьева
Руководителю поискового отряда «Находка» Александру Морзунову удалось разыскать в архиве Министерства обороны бесценный документ — акт передачи стрелковой дивизией маресьевского аварийного Як-1. И карту с точным местом падения истребителя.
Находки позволили по-новому взглянуть на драму прославленного летчика Алексея Маресьева, который 18 суток с переломанными ногами выбирался к своим. Ведь его самолет упал в какой-то сотне метров от дороги, по которой до наших было всего 4 километра…
«Немного оттянул на свою территорию…»
В прошлом году («Родина» N6) мы обнародовали хранившийся больше 70 лет в архивах рассказ летчика-истребителя Алексея Маресьева, воевавшего без ног. Откровения Маресьева, еще не Героя Советского Союза и не героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, записали в 1943 году сотрудники Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР. В этом бесценном документе — множество деталей о подвиге летчика, не вошедших в книгу…
«Пробили мне мотор. А я был над их территорией. Высота была метров 800. Я немного оттянул самолет на свою территорию, километров за 12…»
Впервые читая стенограмму, мы не обратили внимания на эти строчки. Сказалась, очевидно, «волшебная сила искусства» — выросшие под влиянием повести Бориса Полевого и одноименного фильма, все были уверены, что летчик упал на территории противника. А после того, как по стране разлетелась «Повесть о настоящем человеке», версия писателя уже не подвергалась сомнениям.
И вот, спустя 75 лет, вместе с сыном летчика Виктором Алексеевичем Маресьевым и съемочной группой телеканала RT мы выехали на поиски места падения «Яка». Где-то там, над озером Истошино, 5 апреля 1942 года четверка «Яков» 580-го истребительного авиаполка вступила в неравную схватку с дюжиной «мессеров». До встречи с ними младший лейтенант Маресьев успел сбить двух «юнкерсов», но, зажатый в «клещи», его самолет получил повреждения мотора и, зацепившись за верхушки деревьев, рухнул в лес…
Дорога не близкая, 380 километров от Москвы. Есть время задать сыну вопросы, которые наверняка задавал себе и его отец.
Разговор с сыном
— Отец так и не смог вспомнить, куда посадил самолет. Контузия от удара об землю все стерла из памяти, — для Виктора Алексеевича находка поисковиков тоже стала оглушительной неожиданностью.
— Поэтому Алексей Петрович и не съездил ни разу после войны на место, где пытался совершить вынужденную посадку?
— Не только. Он не хотел заново пережить все это. А своего маршрута не знал абсолютно. И не помнит — где упал и как. Мне было уже лет двадцать, когда он признался, что его мучили галлюцинации — то, говорит, увижу границу своего аэродрома, то девушку с ведрами. И эти миражи его преследовали суток десять, пока он не сообразил, куда надо двигаться. И тогда уже полз на восток. Туда, откуда солнце всходило.
— А в каком классе вы прочли книгу Бориса Полевого?
— В пятом или шестом. Мы писали даже сочинение по этому поводу. Я наделал ошибок, но все равно получил «четверку». Наверное, в этом случае фамилия помогла (смеется).
— В каких-то случаях не помогала?
— Был у нас дома солдатский ремень, висел в мастерской на гвоздике, и, когда я в дневнике кол на четверку переделывал, отец этим ремнем порол. Он мужик плотный, костистый, как зажмет между коленями, а на протезах шарниры. И вот этими шарнирами с двух сторон как сдавит! Здорово лупил меня. «Где солдатский ремень? Неси!» Сам должен был принести. С гвоздя снять, принести этот ремень. А как же — сын героя!
— А медведь, с которым он столкнулся в лесу, тоже мираж?
— Медведь был реальный. Отец с моего четвертого захода открылся. А до этого отмахивался: «Чего пристал? Сыт, обут, чего еще надо? Иди, тебя это не касается». Когда я уже взрослым стал, рассказал, как все было. В фильме эта сцена секунд десять длится, а на самом деле, говорит, несколько часов шатун вокруг него крутился. В какой-то момент, когда отец снова очнулся, медведь сидел у него в ногах, обнюхивал. А пистолет у отца был не на поясе, как по уставу принято, а под комбинезоном. Я, говорит, дернулся, чтоб молнию расстегнуть, а он как даст лапой и разодрал штаны до меха. Потом отец вспомнил, что шатуны падаль не едят, притворился мертвым, а сам медленно-медленно стал тянуться к пистолету. Умудрился взвести его одной рукой и выпустить всю обойму в морду зверя. Но только одна пуля попала удачно — то ли в пасть, то ли в глаз. Шатун зарычал и свалился набок. Если бы, отец говорит, он на меня упал, то были бы кранты. Я бы никогда из-под него не вылез…
— Характер! Алексей Петрович ведь и палочку ни разу в руки не брал.
— О чем вы! Ему ЦК на 50-летие решил вместо «Запорожца», полагавшегося инвалидам, подарить «Москвич». Директор завода позвонил отцу, похвастался — мы, мол, очень удобное ручное управление вам поставили. Отец аж взорвался от возмущения — какое еще ручное управление! У меня что — ног нету?!.
— В 1966 году, когда лидер партии Леонид Брежнев собирался впервые зажечь Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата, горящий факел ему передал Алексей Маресьев. И он чеканил на протезах строевым…
— Да, отец получил факел с подъехавшего бронетранспортера, развернулся и пошел к Леониду Ильичу строевым шагом, держа факел перед собой, как Знамя. Никто его об этом не просил. Говорю ему потом: зачем ты это сделал? И он, не задумываясь, ответил, что не для генсека старался, а для того солдата. Неизвестного…
Он мог через час пить чай
Доехав до озера Велье, уже в темноте перегружаем вещи в моторную лодку. Ориентируясь на лунное отражение в воде, почти на ощупь трогаемся в сторону полуострова. Там нас ждет руководитель поискового отряда «Находка» Александр Морзунов. Он встречает нас на причале, сигналя фонариком.
Генетик по специальности, выпускник биологического факультета МГУ, семнадцать лет назад Александр бросил успешный бизнес в столице и переехал в заброшенную валдайскую деревню. Построил баню, дом, конюшню, стал разводить коров и гусей. Однако главным занятием стало не фермерство, а возвращение из небытия советских летчиков, чьи самолеты были сбиты над Демянским «котлом». На счету его отряда десятки имен тех, чья судьба определялась стандартной фразой писаря: «не вернулся с боевого задания».
Морзунов раскладывает перед сыном Маресьева ксерокопии фронтовых документов и фотографии из поисковых экспедиций.
— Вот это акт на списание имущества, где указан номер истребителя лейтенанта Маресьева, а вот это — акт о его передаче пехотинцами 60-му РАБ (району авиационного базирования. — Авт.)…
— Будьте любезны, позвольте… — Виктор Алексеевич бережно берет документы, надевает очки, внимательно вчитывается. — Получается, на месте падения нет никакого самолета. 5 апреля он упал, а 22 мая его оттуда уже вывезли?
— К сожалению, так, Виктор Алексеевич, — отвечает Морзунов. — Если мы туда поедем, то, скорее всего, ничего не найдем. Судя по акту, трофейная команда собрала там все до единого патрона. Но зато вы увидите поляну, на которую ваш отец пытался совершить вынужденную посадку.
Вместе склоняемся над картой, снова и снова изучаем документы. Пытаемся понять, почему У-2, отправленный на поиски сбитого летчика, возвратился ни с чем. И находим ответ — в акте о передаче «Яка». Здесь важнейшая информация — точные координаты места, куда упал Маресьев:
«Як-1 N4649 сев. д. Рабежа 4 км. отм. 238,2».
Это в четырех километрах севернее деревни Рабежа, возле отметки 238,2. Если эту точку нанести на карту Северо-Западного фронта с оперативной обстановкой на 10 апреля 1942 года, то есть на пятый день после того, как Маресьев совершил вынужденную посадку на лес, легко заметить: его самолет упал рядом с дорогой. Она вела на север от Рабежи, где размещались ВПУ 34-й армии (вспомогательный пункт управления. — Авт.) и штаб 245-й стрелковой дивизии.
Туда же, в сторону деревни Русские Новинки, где стоял заградительный батальон по охране тыла, и дальше, к основному КП 34-й армии, судя по условным знакам на карте, были проложены охраняемые линии связи, которые патрулировались круглые сутки. Вдоль дороги в обе стороны двигался транспорт, и Маресьев, страдая галлюцинациями после контузии, поэтому принимал дорогу за край своего аэродрома.
Иными словами, в этом районе было так тесно от наших воинских частей, что У-2, отправленный на поиски сбитого летчика, сюда даже не заглядывал. И если бы Алексей Маресьев пошел на запад, в сторону линии фронта, то уже через час пил бы чай с бубликами в штабе 245-й дивизии.
Но он отправился на восток — через промозглое Лютецкое болото, через холод и голод, через страдания и боль.
Встреча с отцом
Сегодня от деревни Рабежа осталось только название на карте. Несколько покосившихся домов с заколоченными окнами да разрушенная каменная церковь Живоначальной Троицы XVIII века. Отмерив по спидометру четыре тысячи метров на север, мы доехали до нужной точки и вскоре среди елей обнаружили четырехгранную металлическую пирамидку с табличкой: «Геодезический пункт, охраняется государством».
Это и была та самая отметка 238,2.
Ребята из RT расчехлили квадрокоптер и запустили на воздушную разведку. Камера с высоты птичьего полета увидела то, что мог видеть Алексей Маресьев, выбирая место для вынужденной посадки. Просека, болото, блюдце воды… Вот туда он, наверное, и тянул свой истребитель…
Морзунов включает металлоискатель, ровный звон не обещает находок. Но на широкой поляне прибор резко меняет тональность. Срезаем лопатой грунт и достаем… обломок подковы.
— Зимняя, с шипами…- задумчиво рассматривает ее Морзунов и спрашивает сам у себя: а что здесь делали лошади? Может, обломки самолета отсюда на телегах увозили? Грузовики-то здесь, в болоте, завязнут. Как вы считаете, Виктор Алексеевич?
И только тут нам бросаются в глаза сразу несколько деревьев со срезанными верхушками. Как будто сверху спланировал большой кровельный лист железа. Сын Маресьева медленно подходит к сломанному дереву и кладет руку на покалеченный ствол. В глазах у него стоят слезы…
ДОКУМЕНТ
«Место падения самолета не обнаружено.
..»«УТВЕРЖДАЮ»
Командир 580 ИАП майор /МУХИН/
Военком 580 ИАП бат[альонный] комиссар /ЯРИЧЕВСКИЙ/
АКТ
Составлен настоящий акт 30.05.1942 года под председательством ст. инженера 580 ИАП в[оен]инженера 3 р[анга] ВИНОГРАДОВА, членов; ст. техн[ика] 1 АЭ [авиаэскадрильи. — Ред.] в[оен]техника 1 р[анга] КОЧЕТОВА, ст. техника 2 АЭ [воен]техн[ика] 1 ранга БОРОВИК на предмет списания самолета ЯК-1 с мотором М-105ПА. Самолет N 4649 завода N 292 налетал в воздухе 44 ч. 58 мин., мотор М-105ПА [N] 121-64 наработал на земле 19 ч. 25 мин., в воздухе 44 ч. 58 мин.
5.4.1942 года командир группы мл. лейтенант МАРЕСЬЕВ А.П. вел четыре самолета ЯК-1 в сопровождении штурмовиков 74 ШАП на аэродром противника ДЕМЬЯНСК. Аэродром был атакован истребителями и уничтожено 7 самолетов Ю-52, из которых два уничтожил лейтенант МАРЕСЬЕВ на самолете N 4649. Аэродром противника был сильно прикрыт огнем ЗА [зенитной артиллерии. — Ред.]. При возвращении с боевого задания самолет упал в лес.
При поисках самолета У-2 и наземной командой в этом районе место падения самолета не обнаружено.
Комиссия установила самолет N 4649 с мотором М-105ПА N121-64 подлежит списанию.
Председатель комиссии: ст. инженер 580 ИАП
в[оен]инженер 3 р[анга] /ВИНОГРАДОВ/
Ст. техник 1 АЭ [воен]техник 1 р[анга] /КОЧЕТОВ/
Ст. техник 2 АЭ /БОРОВИК/
(Акт списания самолета А.П. Маресьева Як-1 N 4649, мотор М-105ПА N 121-64 от 30.05.42 (ЦАМО РФ, ф. 221, оп. 1375, д. 7, л. 127)
ТелеграмВКонтактеТемы дня:
13-летний донбасский школьник прислал в редакцию стихи и архивные материалы о своем прадеде
Рок-ораторию о молодогвардейцах «Черный январь. Прощеное воскресенье» зал слушал, затаив дыхание
Летчик-ас Иван Полбин научил бомбардировщик Пе-2 пикировать на врага почти под прямым углом
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения лучшего в истории аса реактивной авиации Николая Сутягина
Герои Родины. Летчик Александр Прокофьев-Северский: «Несчастье» сделало меня счастливым
Как на самом деле выжил Маресьев?
Новгородские поисковики сотворили настоящую историческую сенсацию: им удалось найти место падения самолета легендарного лётчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева и проследить его путь к спасению. О том, что в знаменитой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого правда, а что – лишь писательский вымысел, в интервью порталу История.рф рассказал Александр Морзунов, руководитель НООО «Поисковый отряд «Находка».
– Подвиг Маресьева – это подвиг всей нашей страны, победившей в Великой Отечественной войне. Алексей Петрович был живым примером, на котором воспиталось множество поколений. А если вспомнить книгу Бориса Полевого, то это был просто «настоящий человек». Он никогда не кичился своим подвигом, не превозносил его до небес. Известно множество людей, которые в критической ситуации обращались к подвигу Маресьева. Это помогало им просто выжить.
Мы не преследовали цель найти именно самолёт Маресьева. Мы занимались и занимаемся поиском погибших солдат Великой Отечественной, восстановлением исторической памяти. Наша задача: вернуть из последнего полёта лётчиков, которые до сих пор пребывают в неизвестности.
– Что меняет эта находка в наших представлениях о подвиге лётчика?
– Полагаю, что это событие не является причиной или поводом для переосмысления происшедшего в 1942 году. Но проследить тот 18-суточный путь, который проделал раненый лётчик до того момента, когда его нашли у деревни Плав местные жители, не просто интересно, это необходимо сделать. Ведь то, что описано Полевым в книге, это художественный вымысел.
Вот, например, чем может питаться лётчик в лесу в апреле месяце в Новгородской области? Я сейчас живу здесь, в 10 километрах от того места, где упал самолет Маресьева, и чётко представляю себе, что можно найти в лесу. На болоте, если раскопать снег, можно найти клюкву. Здесь, в районе озера Вельё, своего рода природная аномалия: зима и весна наступают на две недели позже. Когда в городе Валдае трава зелёная, здесь лежит снег.
В начале апреля 1942 года толщина снега была не меньше метра. Что можно добыть из питания в такое время? Варианты из повести – например, ёжик – этого, конечно, не было.
– Удалось ли вам определить маршрут Маресьева после приземления?
– До нашей экспедиции самолёт пытались найти на расстоянии до 70 километров от того места, которое определили мы. Теперь мы совершенно отчётливо знаем, что маршрут Маресьева по Лютицкому болоту был протяжённостью, если выложить его по прямой, где-то шесть-десять километров максимум.
Машина падает в четырёх километрах от деревни Рабежа, в шести километрах от деревни Овинчище и в 150 метрах от проезжей дороги, которая шла вдоль линии фронта и соединяла населённые пункты на нашей, советской территории. Лётчик, упавший с высоты 30 метров и ударившийся о землю, однозначно воспринимает действительность несколько иначе: возможно, он вообще её первое время не воспринимает. К сожалению, Алексей Петрович выбрал единственное направление для своего пути, на котором не было ни жителей, ни военных – Лютицкое болото. Оно вытянуто с запада на восток. По нему и пошёл раненый лётчик. На другом краю болота его нашли жители деревни Плав.
– Но можно ли идти 10 километров в течение 18 суток?
– Мне представляется, что лётчик не шёл по болоту по прямой и не всё это время он был в пути: возможно, он где-то отлёживался. Нами были замечены обломки «сенных сараев» – небольших рубленых домиков, где местные крестьяне жили, когда ходили на покосы. Метрах в трёхстах от места падения сохранилась часть стены подобного домика, и в одном из таких мест лётчик Маресьев мог провести некоторое время, приходя в себя.
Точно не было всей истории с переходом линии фронта, описанной у Полевого, потому что место падения – это однозначно наш тыл. Не было известных из повести сгоревших деревень, обозов, немцев на дороге, тем более партизан с последней курицей – это всё писательский вымысел. Но тот героический факт, что Алексей Петрович после страшного падения и тяжелейшей операции вернулся в строй и воевал фактически без ног, конечно, неоспорим.
Но осталась и последняя загадка в истории Маресьева. Когда Алексея Петровича нашли, его хороший друг Андрей Николаевич Дегтяренко выпросил у командира полка самолёт У-2, погрузил умирающего Маресьева в самолёт и вывез в Москву. Если бы ему не оказали помощь, он бы умер в этих местах. Это было в конце апреля 1942-го – а через несколько месяцев, 17 июля Дегтяренко отправился в свой последний вылет – пропал без вести здесь же, над Демянском. И мы постараемся найти самолёт и останки ещё одного Героя Советского Союза…
– Надо полагать, главная находка была сделана в архивах Министерства обороны? Именно там были найдены документы, в которых указывалось место падения самолета Маресьева…
Здесь надо отдать должное двум факторам.
Во-первых, это инициатива Российского военно-исторического общества, которое предложило нам совместную программу, посвящённую столетию Маресьева.
Во-вторых, в последние десять лет мы постоянно работаем с документами архива Министерства обороны в Подольске. За это время у меня сформировалась приличная архивная база по местам падений, по сбитым самолётам и погибшим лётчикам. Периодически я просматривал копии этих документов, чтобы найти какие-нибудь «зацепки», связанные с самолетом Маресьева. И «зацепка» такая нашлась: акт передачи эвакуационной командой 245-й стрелковой дивизии нескольких самолётов 60-му району авиационного базирования. С другим документом, актом на списание, он совпадал по номеру 4649 – это номер самолёта Маресьева. Согласно этому акту, место падения самолета было обозначено в четырёх километрах севернее деревни Рабежа, у отметки 238.2.
При этом один из этих архивных документов принадлежит авиационным частям, а другой – пехотным. Никто раньше не искал документы, связанные с самолётом Маресьева в пехотных частях – это даже никому в голову не приходило.
– А что произошло с самим самолётом?
– Это стандартная процедура: упавший самолёт отправляли в мастерские, разбирали и пускали на запчасти для других машин. 25 мая 1942 года его вывезли – тогда это был не самолёт Героя Советского Союза, а обыкновенный Як-1 младшего лейтенанта Маресьева.
– Вы предлагаете установить на месте падения памятный знак?
– Наше настоящее без прошлого существовать не может, тем более без такой истории, которую увековечила «Повесть о настоящем человеке». Очень хотелось бы, чтобы любой проезжающий мимо человек мог остановиться, пройти от дороги 150 метров к месту начала героической истории. Но я думаю, что знак не должен помпезным: наверное, таким его хотел бы видеть и сам Алексей Петрович…
Алексей Маресьев — Ползал 18 дней
Алексей Маресьев был гражданином России, родился в городе Камышине в 1916 году. Он происходил из скромного происхождения, его отец был рабочим, который также участвовал в Первой мировой войне, одна из возможных причин он сам пошел в армию в 1937 году в возрасте 21 года. Всего через два года после вступления в армию разразилась Вторая мировая война, и России не хватало летчиков и квалифицированных военных.
Маресьев попросился в летчики и окончил Батайское военное авиационное училище в 1940, но только в следующем году он увидит бой. В августе 1941 года он был отправлен на боевое патрулирование и за следующие 6 месяцев сумел сбить четыре немецких самолета, что привлекло к нему внимание начальства.
5 апреля 1942 года он оказался в очередном бою под городом Старая Русса на крайнем западе страны. Его самолет был обстрелян высококвалифицированным немецким пилотом, предположительно асом Петером Зиглером, который в тот день сражался в этом районе, поскольку у немецкого аса было несколько десятков сбитых самолетов. Маресьев на своем гораздо более простом истребителе Яковлев Як-1 не нет шансов.
Самолет Маресьева рухнул в лес недалеко от линии фронта немцев и разбился на куски при ударе о полог леса. Маресьев был сильно ранен, но вполне жив, причем большая часть повреждений пришлась на его ноги, поскольку кабина смялась вокруг них во время удара. Немцы увидели, как самолет упал, и отправили войска, чтобы попытаться найти пилота, но они были далеко, давая Маресьеву достаточно времени, чтобы сбежать.
К несчастью для него, его ноги были слишком сильно повреждены, чтобы нормально ходить, и после попытки шататься как можно дальше ему вскоре пришлось прибегнуть к ползанию как можно быстрее, чтобы спастись от немецкого разведывательного отряда. Поскольку он все еще находился в России, немцы не могли долго преследовать его, но это не означало, что спасение стало ближе. Во время войны руководство считало русских солдат одноразовыми, часто используя их, не заботясь об их безопасности, и, зная это, Маресьев знал, что никто не придет его спасать.
Он был недалеко от безопасного места, но, поскольку он не мог идти пешком, путешествие заняло бы у него пару недель вместо пары дней. У него было несколько пайков и нож, но ничего существенного, чтобы продержаться в поездке, единственное, что пошло ему на пользу, это то, что вода, похоже, не была проблемой, так как сельская местность покрыта ручьями и из-за времени года. снег может быть использован в качестве крайней меры.
В течение следующих 18 дней он ползал по лесной подстилке, пытаясь найти кого-нибудь дружелюбного, кто мог бы ему помочь, но день за днем никого не было видно. Его ноги приняли на себя большую часть повреждений во время аварии и имели ряд больших открытых ран, которые ему нечем было перевязать, и в первые дни у Маресьева началась заметная гангрена. 0003
Поскольку перед ним стоял выбор: либо ползти, либо умереть, он каким-то образом нашел в себе силы продолжать движение и, в конце концов, вернулся на дружественную территорию и был доставлен в больницу. Проблема была не в порезах на ногах, а в гангрене, которая к настоящему времени глубоко проникла в обе его голени. Врач, с которым он изначально разговаривал, сказал ему, что его можно спасти, не потеряв ноги, но после длительной операции он проснулся и обнаружил, что обе ноги отсутствуют чуть выше колена.
Его первоначальной реакцией был гнев из-за мысли, что он не сможет летать, но после начального периода заживления ему поставили протезы, и он провел месяцы, снова учась ходить, и даже вернулся в кресло пилота в июне. 1943 г.
За свои летные достижения как до, так и после аварии, в сочетании с невероятной историей выживания, Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза и уволился из армии в 1946.
Когда репортеры позже спросили о его истории выживания, он дал следующее заявление:
«в том, что я сделал, нет ничего экстраординарного. Тот факт, что меня превратили в легенду, меня раздражает».
Маресьев Алексей Петрович, летчик-истребитель, бросивший вызов смерти Он родился в 1916 в маленьком городе Камышин на берегу реки Волги.
В 1937 году он вступил в Красную Армию и служил в пограничной авиационной части техником, но все, что он сделал, по словам Маресьева, «это поставил хвост самолета в правильное положение для стоянки».
Через полтора года его отправили в летную школу в город Батайск на юге России. В 1940 году окончил Военную авиационную школу. Алексей Маресьев дислоцировался в Центральной Украине в эскадрилье, укомплектованной истребителями Поликарпова И-16. Начал полеты в качестве летчика-истребителя 19 августа.41. К марту 1942 г. сбил четыре немецких самолета.
В апреле 1942 г. Алексей Маресьев вступил в воздушный бой с двумя немецкими истребителями. Самолет Маресьева был сбит в лесу недалеко от города Старая Русса. Ему удалось спастись из пылающего самолета на парашюте. Во время посадки он сильно повредил ноги. Несмотря на это, Алексею пришлось бороться за свою жизнь в зимнем лесу. Он начал ползать в поисках помощи. Через 18 дней в лесу, борясь с болью и голодом, Алексею Маресьеву удалось добраться до села Плавни.
Во время 18-дневного скитания по зимнему лесу его травмы стали настолько серьезными, что единственной возможностью спасти жизнь Алексею была ампутация обеих ног ниже колена.
Но Алексей решил, что он снова будет летать! Отчаявшись вернуться к своей карьере летчика-истребителя, он провел почти год упражнений, чтобы освоить управление своими протезами, и преуспел в этом, вернувшись к полетам в июне 1943 года.
Он вернулся в 63-ю эскадрилью, но командир был опасаюсь Алексея. Первые два месяца Алексею разрешалось летать только над Центральной Россией с командиром эскадрильи в качестве его ведомого. Наконец ему разрешили летать в одиночку. В одном из своих первых полетов сбил три FW-19.0 бойцов. За свою карьеру Маресьев совершил 86 боевых вылетов и сбил 11 немецких самолетов.