Топкапы-сарай: гарем султана Сулеймана. — Дина_ра
Сбылась еще одна мечта: увидела своими глазами дворец и гарем Османской империи.
Побывала и в султанамате)
Макеты владений.
Одна из общих комнат наложниц. Возле окон их шкафчики. Комнаты в целом все похожи. Это не пол. Это общая кровать(
Спали вповалку( В общем, не просторно и не роскошно. В сериале намного красивей.
А вот одна из этих комнат в сериале Великолепный век. Обратите внимание на полки. Реальные полки будут на фото ниже)
Полки в комнате наложниц.
Стало жалко наложниц, всю молодость ютиться в общей комнате, дожидаясь внимания султана. Многие не удостаивались такой чести. Их переводили в низший гарем, они становились прислугой, если повезет — калфой, смотрящей за гаремом, кого-то (очень редко) отпускали на волю.
И вообще, рядовая наложница имела право ВСЕГО НА ОДНУ НОЧЬ!!! Если ей везло и она беременела, то автоматически становилась фавориткой и переводилась в двухместные покои, которые делила с другой девушкой в фаворе.
Представляю, чем занимались остальные обычные наложницы. Слонялись без дела по гарему. Ну, убирались в комнатах, проходили какие-то краткосрочные курсы по ублажению султана, вечерами макияж наводили и ждали, ждали, ждали Единственного и Неповторимого. аяка.
Конечно же, страшно конкурировали. Но проданные в гарем наложницы являлись фактически рабынями и не могли быть соперницами Хюррем. В этом ей повезло. Рабыня не могла стать султаншей. Только фавориткой.
Кстати, свободная и не свободная мусульманка не могла попасть в гарем и стать наложницей, а значит и султаншей. Все наложницы были пленными иностранками.
Махидевран же была из черкесского княжеского рода, была сосватана за Сулеймана, считалась третьей женой (а на самом деле была просто сожительницей).
Общая комната отдыха.
Трапезные. Ели сидя на полу.
Теперь понятно стремление Роксоланы вырваться из этих общих покоев. Подаренная султану, она была свободной женщиной, не рабыней.
И она, в отличие от других, не сидела без дела, проявляла инициативу: училась танцевать, турецкому и другим языкам, много читала. Самое главное, умела интриговать и заручилась поддержкой, с помощью взяток, приближенных к покоям султана евнухов.
Хюррем нарушила все правила: она сразу стала фавориткой и делила ложе султана не один раз.
Пошла дальше и стала Хасеки-султан, первой законной женой в истории султанамата.
Умывальник наложниц.
Хамам фавориток. Ванны высокие и низкие.
А это общий хамам.
Коридоры гарема.
Евнухи, охраняющие покои гарема. Природа брала свое. Некоторые наложницы «мутили» романы, т.к. не все евнухи были полностью кастрированы. Оказывается.
Пойманным на месте преступления евнухам сразу отрубали головы, а бедолаг наложниц ждала более мучительная смерть. С пытками и тд.
Комната евнухов.
Отопление.
Покои валиде султан.
Комната фаворитки.
В такой вначале жила Хюррем, после двухместных покоев фавориток.
Приемная валиде султан.
Комната для гостей. Их тоже несколько, тоже похожи, только витражи разные.
Балкон. Их много в гареме.
Комната фавориток. С двумя кроватями. Хюррем сперва делила комнату с другой фавориткой, с Айше.
Здесь держали провинившихся наложниц.
Дверь, ведущая в сад.
Дворик, где гуляли наложницы.
Неугодных, изменивших султану наложниц зашивали в мешок и топили вон в той реке.
Первые покои Хюррем-султан.
Много фото, не стала все загружать, т.к дворцовые и гаремные покои практически одинаковы. Везде комнаты с диванами вдоль стен.
Жаль, что нельзя было фотографировать драгоценности султана и султанш, а также комнату, в которой Хюррем подслушивала все совещания — диваны Сулеймана(((.
Диван султана Сулеймана.
В диване Сулеймана и личных покоях валиде султан довольно мрачно.
И кот-охранник)))
Хюррем-победительница))) Отношение турков к ней неоднозначное. Многие считают, что она стала причиной развала великой Османской империи, т.к. с нее начался женский султанамат., т.е практически матриархат. Что Хюррем сделала из прежде всего великого полководца Сулеймана тряпку и подкаблучника.
Ее преемницей стала Нурбану -султан, жена Селима, вторая Хасеки-султан в истории Османской империи. Она практически правила за своего мужа, когда как Селим пил и гулял. Даже намекают, что он был бисексуалом.
Кстати, Хюррем безжалостно расправлялась в начале своей карьеры с фаворитками Сулеймана и их детьми. Около 40 детей были убиты разными способами со своими мамами(((. Не смогла она расправиться лишь с Махидевран. Но с ее сыном Мустафой смогла.
В итоге у нее не осталось соперниц.
Махидевран пережила и Хюррем, и Сулеймана, жила отшельницей в ссылке и умерла когда ей было за 80 лет.
dnevniki.ykt.ru
Поездка в Стамбул. Дворец Топкапы. Поклонникам Великолепного Века посвящается… много фото дворец топкапы в стамбуле покои хюррем фото
Это дворец Ибрагима Паши, тот в котором они жили после свадьбы с Хатидже:
Это мечеть султана Сулеймана, там он похоронен вместе с Хюррем! Кстати, согласно истории, никях они совершили, когда Хюррем была смертном одре, а не в молодости…
Бани Хюррем Султан:
это дворец Топкапы, те самые ворота которые мы не раз видела в фильме, Сулейман уходит в походы… возвращается из походов — это снимали именно тут, впрочем тут это и происходило:
А это то самое место, где происходило вручение меча Шехзаде:
Зал где султан принимал послов:Настоящие покои Валиде Султан:
Это также покои Валиде, думаю это место узнаю все, большая часть сериала тут и происходит:
Это место меня особенно поразило, вы точно узнаете….
Совет Дивана!!! решётчатое окно Сулеймана (а подслушки Хюррем на самом деле не было):
А вот собственно сам гарем, многие ракурсы вам также будут знакомы! Закаулки и правда страшные… то и гляди кого-нибудь удушат или отравят))):Это вход в гарем: справа вход в основной зал где спали наложницы, проходили праздники тд… некоторые съемки шли тут! балкона Валиде не было в истории…
это кусочки покоев Махидевран Султан и Хюррем султан:ну и конечно лестница… ведущая в покои Хюррем!!!:
Сад:Ну и конечно мечеть Рустема паши (скромняга))) его мечеть размером почти как мечеть Мехримах Султан:Побывав во дворце Топкапы, не могла не купить в местном ювелирном магазине кольцо Хюррем (точная киношная копия):www.baby.ru
Дворец Топкапы в Стамбуле. Второй двор
Внешнее казначейство
Здание Казначейства, которое в настоящее время используется в качестве оружейной, было сконструировано по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.), а позднее снесено вместе со Зданием Совета и заменено на новое здание в период с 1526 по 1528 год (во время правления Сулеймана Великолепного).
41.
Строение покрыто восемью куполами, опирающимися на три большие колонны. Здание Внешнего Казначейства использовалось в качестве официального государственного казначейства до середины 19-го века. Издавна здесь хранилась государственная казна и личное имущество султана. Сюда же свозили все щедрые подарки, которые султан получал со всех уголков мира. Сейчас здесь выставка этих сокровищ.
42.
К моему глубокому разочарованию фотографировать сокровища как и все экспонаты в музее Топкапы запрещено. Все что мне удалось снять в сокровищнице, пока стремительно не подошел охранник в парадной форме эмоционально провозгласив, — Sir! Сan not be photographed!, — вот эти великолепные часы Фаберже XIX века в форме грифона из оникса — подарок султану Абдул-Хамиду II.
43.
Сейчас здесь Музей оружия. Представлена впечатляющая выставка как европейского, так и османского оружия, разных периодов, демонстрируется много военной одежды и доспехов. Выставка поражает надо сказать честно. Одно стороннее фото для общего представления о выставке оружия. Есть удивительные экземпляры.
44.
45.
46.
47.
48.
Вид от здания Дивана в сторону Ворот Счастья
49.
50.
Если идти от Сокровищницы к Воротам Счастья — обращает на себя внимание вот эта любопытная колонна — Колонна Селима III. Она Использовалась для навешивания мишеней для стрельбы из ружья. Селим III очень увлекался стрельбой по мишеням, да и не только очевидно)
51.
Гарем
В Гарем попасть не удалось поскольку изначального плана по посещению Топкапы у меня не было, а Гарем находится в стороне от основного потока посетителей — за внутренней стеной Второго двора. На фото ниже вход в него виден в левой дальней части кадра — на углу здания Дивана и галереи западной внутренней стены. Поэтому пара фото Гарема — сторонние — уж простите)
52.
Важнейшие события в истории дворца Топкапы произошли при Сулеймане Великолепном и связаны они с именем его жены по имени Хюррем или Роксолана. Именно она настояла на том, чтобы гарем был перенесен как можно ближе к покоям повелителя. Это произошло в XVI веке когда дворец Топкапы претерпевал большую реконструкцию, в связи с переносом сюда султанского гарема.
53.
Фото Rubén Hoya
Роксолана — одна из самых легендарных личностей, связанных с дворцом Топкапы – это наложница, ставшая женой султана Сулеймана Великолепного. По одной из версий эта девушка была взята в плен крымскими татарами в одном из украинских сел. Потом продана в рабство, а затем подарена будущему правителю. Считается, что настоящее имя ее было Анастасия Лисовская, на Западе ее прозвали Роксоланой, а в султанском гареме за ее веселый нрав дали имя Хюррем (весёлая). От природы умная, сообразительная и находчивая Хюррем сумела в гареме завоевать особое расположение правителя в противоборстве с главной его женой Махидевран.
В гареме существовала строгая иерархия, и вырваться наверх было нелегко. Первая ступень это одалиски, которые могли никогда не стать наложницами султана. Далее следовали гёзде, проведшая несколько ночей с правителем. Из их числа выбирались фаворитки – икбал. Обычно их было 10–15. С каждой из них он периодически спал. Если икбал рожала сына, она возносилась на высшую ступень, становилась главной фавориткой.
54.
Фото nodog please
Красивая и обаятельная Роксолана прошла все эти ступени, привлекла сердце Сулеймана так, что он крепко полюбил ее, отослав Махидерван в дальнюю провинцию. Со временем Хюррем приобрела такое положение, что получила титул хасеки, что ставило ее даже выше родных братьев и сестер султана. Более того, султан официально женился на ней, а это противоречило традициям турецкого императорского двора. Хюррем получила официальный титул жены и после этого Сулейман никого из женщин больше не знал.
В последние годы жизни Хюррем приобрела такой большой вес, что султан ее воспринимал, как своего главного советника, а находясь в походах всю информацию о том, что происходит при дворе, получал только от нее. Она принимала послов, вступала в переписку с иностранными государями. По одной из легенд Хюррем была, скорее всего, отравлена кем-то из придворных. Хасеки родила Сулейману много сыновей среди которых был и наследник отца – султан Селим II. Покои Хюррем во дворце Топкапы одно из самых посещаемых мест внутри резиденции.
55.
Автор неизвестен
В общем есть повод еще раз оказаться в Топкапы и подробно отснять Гарем)
Между зданиями Дивана, Сокровищницы и Дворцовыми кухнями султана находится Манускрипт о Крепости Сухуми.
56.
Этот манускрипт посвящен Крепости Сухуми, построенной по указу Ахмеда III (1703-1730 гг.) на берегу Чёрного моря. Он были перенесен в Императорский дворец во время Османско-Русской войны (1877-1878 гг.). Датированная 1877 г. монограмма (tughra) Султана Абдул-Ахмида II является введением в стихотворный эпиграф.
57.
Дворцовые кухни
Дворцовые кухни делятся на Главную кухню (Mâtbah-ıÂmire), обслуживавшие Султана и Гарем, которая соединяется со вторым двором, дверьми Главной Кладовой (Kiler-iÂmire), Частную кухню (Has Mutfak), а также часть кухни, где готовились десерты и сладости. Было также молитвенное помещение для поваров, что любопытно. Дворцовые кухни также приготавливали пищу для высокопоставленных государственных чиновников, членов Совета Министров и для прочих лиц, являющихся членами Дворцовой иерархии.
58.
Дворцовые кухни очень большие. Если смотреть со стороны Мраморного моря — они самые заметные среди строений дворца Топкапы по своим размерам. Вы можете увидеть многочисленные характерные вытяжные керамические трубы этого огромного кухонного комплекса. Кстати, эти здания четко очерчивают размеры Второго двора дворца Топкапы по длине.
59.
Кухни, состоящие из десяти секций, были построены в XV веке и расширены в XVI-м веке во время правления Сулеймана Великолепного. Они были спроектированы заново Главным архитектором дворца Мимаром Синаном после пожара, произошедшего в 1574 году. Низкоглавые купола, возведённые в южной части кухонь, были созданы в XV веке. Стены сделаны из камня и покрыты кирпичом. Над воротами прохода во время реконструкционных работ была выгравирована надпись, с именем Мехмеда Аги и датой 1699 года. Здания дворцовых кухонь по всей их длине закрыты галереями Второго двора.
60.
Двери выполнены в стиле kündekâri, т.е. сделаны из дерева, декорированного резьбой с геометрическими элементами. В 18-ом веке была построена мечеть для поваров. Деревянные пороги и прочие деревянные конструкции были уничтожены в ходе реконструкции в 1920 году. Во дворце Топкапы было три кухни. В главной дворцовой кухне от 800 до 1 000 поваров ежедневно готовили на 4 000 человек. В соседнем здании располагалась кондитерская (хелвахане). Ну и отдельное помещение занимала кухня, где готовились блюда для султанской семьи. В настоящее время в десяти комнатах дворцовых кухонь расположилась самая крупная выставка китайского и японского фарфора после пекинской и дрезденской.
Здесь повторилась таже история по запрету фотографировать. Однако я все же договорился с доброжелательным охранником сделать пару кадров. Но как только я начал снимать — появился очевидно уже музейный представитель категорически запретивший мне снимать и сделавший выговор охране. После такого очедного казуса я решил уже не царемониться и начинал снимать как только охрана скрывалась из виду. Вот так все же удалось снять вот эти великолепные сооружения. Так что, смотрим!)
61.
62.
63.
Впечатляет, не правда ли!?
64.
65.
66.
67.
А теперь выходим из Дворцовых кухонь. Этот выход находится примерно в середине комплекса по его длине и гораздо более впечатляющий чем тот вход что у Ворот Счастья.
68.
69.
70.
71.
Итак мы с вами находимся у сводчатой галереи Второго двора, что как раз и скрывает от зрителя дворцовые кухни и идет вдоль них.
72.
Здесь в галерее выставлены очевидно найденные при раскопках многочисленные османские надгробные плиты и детали украшений мечетей и дворцов. Мы с вами идем в обратную сторону — как бы в начало осмотра Второго двора.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
Ну вот. Фактически мы и в начале осмотра — у Ворот Приветствия. Здесь есть несколько архитектурных артефактов которые тоже можно с любопытством осмотреть.
79.
Возможно это капитель очевидно еще византийских времен судя по форме и стилю резьбы по камню.
80.
Вот она более крупным планом
81.
Это очевидно также безымянные остатки античного храма.
82.
Кстати вот в этом здании справа на фото ниже находится Выставка дворцовых экипажей.
83.
Итак, мы осмотрели Второй двор Дворца Топкапы в Стамбуле и находимся у Ворот Приветстия. Сейчас мы вернемся к Воротам Счастья и с них продолжим осмотр уже Третьего двора Топкапы.
84.
Оригинал взят у https://vladimirdar.livejournal.com/134256.html
vladimirkrym.livejournal.com
фото-экскурсия в Топкапы — дворец султанов
несмотря на то, что нас тут угораздило в третий раз слечь с температурой 39, я все же наконец выкладываю обещанное любителям «Великолепного века» )Наша прогулка по дворцу Топкапы. На протяжении 400 лет это был главный дворец Османской империи, в нем жили и правили 25 султанов, среди которых и Султан Сулейман Великолепный, знакомый нам по истории о Роксолане (Хюрем Султан).
Отстояв в длинной очереди за билетами, подходим к Воротам Приветствий
на входе справа ларек с аудио гидами
и миниатюры дворца:
Но чтобы лучше сориентировать читателей, приложу лучше карту дворца. Дворец состоит из 4 дворов (первого нет на карте, т.к. там в данный момент нет ничего интересного, разве что кассы ) раньше там жили янычары — войско султана, и стояли хозяйственные постройки. Во втором дворе располагаются кухни (10 номер), здание Дивана (государственного совета) и кабинет Визиря, и смотровая башня над ними (4), казна и сокровищница, там сейчас находится оружейная палата (3), Ворота Блаженства, вход в третий двор, двор приближенных Султана (11):
Итак, второй двор. Второй двор имел важное значение для государственной деятельности. Прежде всего, он служил для проведения религиозных праздников и вступления нового султана на престол. Здесь же янычары раз в три месяца получали зарплату за службу.
Выглядело это, наверно вот так:
На фото дорожка ведущая к кухням, обслуживающим этот огромный дворец:
выставка непонятных табличек )
может это рецепты османской кухни? )
говорят, что на территории кухонь представлена экспозиция фарфора, но когда мы были там, все было закрыто.
Ныне оружейная палата, а когда-то здесь находилась сокровищница Султанов:
по соседству помещение Дивана и кабинет Визиря. Это здание было построено по приказу Сулеймана Великолепного, заседания Дивана проходили 4 раза в неделю сразу после утреней молитвы:
за деревом спряталась башня — самое высокое строение во дворце, символ «высшего участия» на собраниях Дивана и смотровая башня заодно:
Народу было очень много, поэтому помещение толком не сняли. Вот потолок в кабинете Визиря с символом мира на цепочке:
и в соседней комнате, где проходило собрание Дивана:
вот за этим окошком сидел Султан, слушая как проходит заседание.
Взятая из инета фотография помещения:
двор:
и Ворота Блаженства, ведущие в 3 двор, территорию Эндерун:
Эндерун в переводе означает «внутренний». Здесь располагались покои султана, где он занимался повседневными делами, вдали от гарема. В домах, окружавших двор, жили пажи, которых с детства специально воспитывали для службы султану. Эти мальчики имели шанс продвинуться по карьерной лестнице до должности хас одалы ага или даже до самого визиря. 40 пажей делились на несколько категорий:
— хас одалы ага — пажи, которым доверяли охранять мощи пророка Мухаммеда
— хазине ага — охраняли казну
— сеферли ага — отвечали за купание султана
— килерли ага — отвечали за питание султана.Можно вернуться к карте, чтобы представить как двор выглядит в целом. В нем располагаются: школа/университет, библиотека, сокровищница, бани, Императорский зал, где Султан принимал Визиря, а так же в нем принимали послов разных стран. Открыта экспозиция Султанских нарядов и сокровищница, но мы решили с Максом не стоять в огромной очереди, впечатлений и так всем хватало )
Вход в Императорский зал. Фонтаны при входе для того, чтобы заглушать разговор, чтобы никто не подслушивал ):
почему-то не фото самого здания ( а это когда-то было библиотекой:
Двор:
Четвертый двор, здесь проводил время Султан со своими приближенными, принимали гостей:
Это уже самые поздние постройки:
Вид из дворца на пролив Босфор и Мраморное море:
Уффф… думала еще про Гарем тут написать, но очевидно что для Гарема требуется отдельный пост ) Скоро в эфире! Всем привет! И крепкого здоровья)
rodnaia.livejournal.com
3 загадки, которые унесла с собой в могилу Хюррем Султан
Кто такая Роксолана? 15-летняя девушка, которую делали героиней песен, стихов и романов. Ею восхищались, удивляясь тому, как внезапно она взошла к вершине власти, покорив сердце самого могущественного султана в истории Османской империи.
Но сколько секретов окружает Роксолану? Оказывается, историки до сих пор не могут дать точные и однозначные ответы даже на самые простые вопросы, теряясь в бесчисленных догадках.
И сегодня мы рассмотрим те вопросы, которые чаще всего волнуют исследователей жизненного пути Хюррем Хасеки-султан.
Как же ее звали?
Сам султан Сулейман называл свою любимицу Хюррем, что в переводе означает «смеющаяся». Этот факт никто не оспаривает, но вот по поводу настоящего имени Роксоланы историки к согласию не пришли.
Есть версия, что Роксолана — это похищенная дочь священника из городка Рогатин Ивано-Франковской области, что в Украине. И зовут ее Анастасия Лисовская. Но документального подтверждения этой версии нет.
Другая версия говорит о том, что Роксолана была внебрачным ребенком из рода польских королей. В защиту этой версии говорит тот факт, что татары относились к пленнице с большим почтением, не связывали ей руки и везли верхом на лошади, а не заставляли идти пешком. Вероятно, понимали ценность девушки.
Известно, что, попав в гарем, Роксолана уже владела несколькими иностранными языками. К тому же она увлекалась чтением исторических и философских трудов. Могла ли дочь простого православного священника похвастаться подобными знаниями в то время? Большой вопрос.
Умница и красавица?
Современники Роксоланы не особо лестно отзывались о ее внешности. По описаниям венецианского посла, женщина была низкорослой, худощавой и некрасивой. Вместе с тем, дипломат отмечал ее хорошие манеры и тонкий ум.
Но если Роксолана не отличалась особой красотой, то как она смогла покорить сердце султана, окруженного самыми красивыми женщинами? Современники отмечали, что Хюррем отличалась веселым нравом. В то время когда остальные наложницы заливались слезами, жалуясь на судьбу, Роксолана смеялась назло всем.
Необычная девушка привлекла внимание Сулеймана. А когда после проведенной у султана ночи в подарок девушка попросила не драгоценности, а разрешение посещать библиотеку, правитель удивился ее уму и стал проводить с Хюррем больше времени. Скоро он перестал посещать гарем, отдав свое сердце единственной женщине.
Со временем Роксолана стала активно участвовать в политической жизни страны: принимала заграничных послов, реализовывала грамотные финансовые реформы…
К власти по трупам?
До Роксоланы у султана Сулеймана уже была официальная жена Гюльбахар, родившая ему наследника Мустафу. По тогдашним обычаям престолонаследником становился старший сын, а остальных казнили, дабы избежать распрей и бунтов.
Хюррем, родившая правителю 4 сыновей и дочь, хотела отвести беду от своих детей во что бы то ни стало. Поэтому она делала всё, чтобы очернить Мустафу в глазах султана Сулеймана. В итоге наследника обвинили в заговоре против отца и казнили. Была ли в этом деле замешана Роксолана, доказать никому не удалось.
Вот такие загадки ушли вместе с Роксоланой. Но турецкий народ навсегда запомнил свою великую султаншу, жену мудрого султана Сулеймана, которая за годы правления сделала много хороших дел для страны. Она закрыла рынок невольников на главной площади, создала больницы и школы доступными для бедняков, открыла множество благотворительных заведений.
Источник
Присоединяйтесь к нашей Facebook странице и читайте интересные материалы каждый день
sun.day.az
Дворец Топкапы | Блогер vsebudethorosho на сайте SPLETNIK.RU 30 июля 2013
Недалеко от Стамбула, на самом краю полуострова, омываемый водами Босфора и Мраморного моря, возвышает великолепный дворцовый комплекс Топкапы, окруженный высокими крепостными стенами с башнями причудливой формы. Много столетий дворец являлся официальной резиденцией султанов Османской империи. Так и в сериале «Великолепный век» султан Сулейман Великолепный проживает со всей своей семьей и подданными именно во дворце Топкапы. Необычным для сериалов фактом является то, что съемки проходят ни в оригинальном комплексе, а в специально созданном для сериала павильоне, площадью около 5 000 кв.м. Впервые для бюджетного сериала построили такую огромную съемочную площадку.
Дворец стал открыт для туристов только с 1924 года, когда сам президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк издал указ об изменении статуса дворца до дворца-музея и возможности демонстрации его красот для всех желающих. Поток туристов во дворце Топкапы не иссекает до сих пор, тысячи людей изъявляют желание воочию увидеть этот шедевр архитектуры и прикоснуться к истории великих правителей османской империи. Успех сериала «Великолепный век» также сыграл свою роль в повышении интереса к этому памятнику древности. В последнее время на улицах Турции частенько можно увидеть русских туристов, расспрашивающих местное население о том, где можно найти дворец из сериала «Великолепный век».
Строительство дворца Топкапы заняло очень большое количество времени. Несколько столетий воздвигали дворцовый комплекс, достойный султана. Начало строительству положил Мехмед II в 1462 году, и в дальнейшем, каждый из правителей добавлял или изменял какие-нибудь части дворца. Архитекторы совсем не придерживались какой-то общей идеи и не старались вписать новые постройки в общий ансамбль. Они просто проектировали недостающий по мнению правящего султана элемент комплекса и занимались только его разработкой. Но, стоит признать, что подобное разнообразие стилей даже придает всему комплексу Топкапы некое очарование. При взгляде на все эти невероятно красивые, роскошные и совершенно разнообразные здания любой человек сразу осознает всю мощь и непоколебимость власти султанов Османской империи, простершей за 6 веков свои владения на три части света, включая Азию, Европу и Африку.
Дворцовый комплекс Топкапы можно смело считать самостоятельным городом, находящимся на территории Стамбула. Общая площадь комплекса достигает более 700 000 квадратных метров, а в длину этот памятник древности занимает 5 километров! Для лучшего представления масштаба, можно сказать, что Топкапы в два раза больше Ватикана, и вдвое меньше государства Монако. Во времена правления Османцев на территории комплекса жили и работали около 50 000 человек. Естественно, при такой заселенности комплекс имел все необходимое для жизнедеятельности, включая собственные бани, мечети, торговые ряды и даже зоопарк.
Изначально дворец планировался для проведения заседаний правящей знати, чиновников и султана. Во дворце решались многие государственные и политические вопросы. В современном мире предназначение дворца можно сравнить с зданиями Парламента, Думой и Домом Советов. Отметим, что султан Мехмед II, которому принадлежала идея создания дворца Топкапы, хоть и носил прозвище Завоевателя, но был человеком очень образованным и утонченным. Он знал восемь языков, включая греческий, латынь и французский, поддерживал и продвигал образование и повсеместно основывал школы и институты. Позже, в 16 веке, во дворце поселился султан Сулейман Великолепный вместе со своим гаремом, распорядившись достроить все необходимые для этого помещения. С тех пор в Топкапах проживало 24 султана. Эта традиция оборвалась только в 19 веке, когда очередной правитель решил построить новый, более современный, дворец с необычайно живописным видом на пролив Босфор.
Изначально дворцовый комплекс разделен на 4 части, каждая из которых ограничена монументальными воротами с символичными названиями. Например, через Имперские ворота, согласно названию, мог проезжать только султан. Вся остальная прислуга и сопровождающие должны были проходить ворота пешими.
Вторые ворота носят название, обусловленное особенностями строения арки — «Приветственные ворота». Из-за того, что верхняя перекладина установлена очень низко, любой проходящий через ворота, вынужден был наклонятся, чтоб избежать удара головой. Таким образом, все входящие люди, хотели они того или нет, отвешивали приветственный поклон. В третий двор можно было пройти только через Блаженные ворота. Их название связано с близостью к дворцу султана, а в те времена считалось, что великий правитель дарует всем своим подданным неземную благодать.
В первом дворе располагались служебные постройки и казармы. В начале 19 века султанские войска — янычары, составляли элитное сословие, которое имело огромную власть. К их мнению прислушивались даже государственные чиновники. Янычары слыли гордостью Османской империи и вселяли страх в своих врагов. Но султан Махмуд II, сильно обеспокоенный тем, что его могут свергнуть, приказал своей новой французской армии насильственно расформировать корпус янычар. За время правления Махмуд II ввел еще немало реформ, пытаясь приблизить страну к европейскому образу жизни. Реформирование затронуло и дворцовый комплекс Топкапы — в нем появились строения, напоминающие по стилю французский ампир.
Всем известно, что во времена правления султанов, доступ в гарем, за исключением правителя, разрешался только евнухам. Но теперь, когда дворец пустует и открыт для просмотра всем желающим туристам, вы сможете увидеть как были обустроены жилища наложниц. Гарем находился в отдельном здании, которое ограждала высокая стена, скрывающая прекрасных женщин султана от людских взоров.
Во дворе гарема имелся бассейн и некое подобие больницы. Для того, чтобы обеспечить женщинам нормальные условия проживания, были построены две мечети, восемь турецких бань и четыре очень больших кухни. В настоящее время в дворце-музее один из выставочных залов посвящен хранению коллекции невероятно роскошных дорогих тканей, одежд и украшений. В комнатах гарема было много журчащих фонтанчиков. Ходили слухи, что наложницы специально обучались говорить так тихо и сладострастно, чтобы голос не перебивал звуков журчания этих фонтанчиков. Таким образом они могли усладить не только взор, но и слух султана.
В те времена входить в гарем посторонним людям строго запрещалось, а ослушание каралось смертной казнью. Такие строгие правила были введены не только из-за наложниц. В гареме часто проводили время и дети правителя, включая наследника трона, а также самая уважаемая женщина в империи — валиде-султан, т.е. мать правящего султана. В сорока комнатах, отведенных специально для нее, женщина дни напролет слушала чтецов Корана и каждое утро принимала своего сына с докладом обо всех государственных делах, не взирая на их значимость.
Площадь гарема составляет 12 000 кв.метров, 400 комнат вмещали в себя до 500 человек, основная масса которых была наложницами, и лишь небольшая часть — слугами. Султан мог выбрать себе в жены абсолютно любую из этих сотен наложниц, поэтому каждую женщину обучали танцам и пению, чтению, письму и игре на музыкальных инструментах. В гарем попадали не только турецкие девушки, были и захваченные в плен иностранки, которым приходилось принимать ислам и изменять свое имя. Наибольшей удачей для наложницы считалось рождение сына от султана, который являлся бы наследником титула. Если это случалось, то женщина становилась женой султана или же его фавориткой, что обеспечивало ей безбедное существование и беззаботную жизнь до самой старости.
Но не все так безоблачно, как кажется. Достаточно часто между женой султана и валиде-султан (матерью правителя) возникали ссоры и серьезные конфликты из-за борьбы за власть. По законам Османской империи султан мог иметь до четырех жен, но на самом деле лишь немногие придерживались этого правила. Нередки случаи когда жены также не ладили друг с другом, сражаясь за внимание султана и пытаясь сделать наследником своих сыновей. Но в самом гареме девушки жили достаточно мирно, так как были опорой и поддержкой друг другу. Лишь те женщины, который смогли родить от султана детей получали отдельные комнаты и привилегии, остальные же были обречены на жизнь прислужниц, угождающих потребностям султана, его жен и фавориток. Если же вдруг кто-то из приближенных или государственных чиновников высказывал желание взять какую-то женщину гарема в жены, то султан спокойно отпускал ее, автоматически освобождая от заточения в гареме.
Сплетницы, если кто видел в живую это красивейшее историческое наследие Турции, поделитесь впечатлениями.
www.spletnik.ru