Покорение северного полюса русскими путешественниками: Русский Север: путь к полюсу

Топ-11 великих открытий и достижений российских полярников в Арктике — Школа.Москва

11 мая 2022

Арктика

Долгие века человек пытался покорить Арктику и достигнуть Северного полюса. Эта местность всегда притягивала внимание самых отважных, выносливых, амбициозных путешественников и ученых. Мы расскажем о наиболее значимых достижениях российских полярников в Арктике.

Из Москвы в Америку через Северный полюс

 

18 июня 1937 года первый беспосадочный перелет через Северный полюс совершил экипаж из трех человек под командованием легендарного летчика Валерия Чкалова. Путь из Москвы в Ванкувер они прошли на самолете АНТ-25. Он пробыл в воздухе без посадки 63 часа 16 минут, преодолев расстояние более 9 тысяч километров.

Этот полет был нелегким: обход и преодоление циклонов, низкая облачность, обледенение. Пилотам пришлось перенести кислородное голодание, головную боль, упадок сил. К тому же маршрут проходил через неисследованные районы, где все было покрыто льдами.

За время полета летчики практически ничего не ели и мало спали. В какой-то момент на борту самолета оборвалась антенна, и экипаж на 11 часов остался без связи с Москвой. Часть пути и вовсе пришлось преодолевать практически в полной темноте. Выйдя на город Портленд, летчики стали ориентироваться по радиокомпасу. Сотрудники американских радиостанций всю ночь передавали русскую музыку.

Полет закончился 20 июня 1937 года в 16 часов 16 минут. Американцы радостно встретили советских летчиков салютами из пушек. Тысячи людей собрались на аэродроме Баракс поздравить экипаж.

 

Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс» 

6 июня 1937 года сотрудники первой в мире дрейфующей научной станции подняли флаг СССР над Северным полюсом. Она расположилась на льдине размером 3 × 5 км. Станцию возглавил исследователь Арктики Иван Папанин, а его командой стали гидролог Петр Ширшов, геофизик-астроном Евгений Фёдоров и радист Эрнст Кренкель.  

Несколько месяцев они проводили научные исследования: отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.

С конца января 1938 года льдина начала непрерывно уменьшаться, пока команда не осталась на обломке 300 × 300 м. Полярникам пришлось послать радиограмму, после которой за ними отправили самолеты.

Эта экспедиция положила начало планомерному освоению Арктического бассейна. В честь этого события в России в 2013 году появился новый профессиональный праздник — День полярника.

  

90 градусов северной широты 

23 апреля 1948 года полярные исследователи Павел Гордиенко, Павел Сенько, Михаил Сомов и Михаил Острёкин по воздуху были доставлены на точку с координатами 90 градусов северной широты. Так участники советской высокоширотной воздушной экспедиции «Север-2» стали первыми людьми, достигшими Северного полюса. 

Они установили временный лагерь на Северном полюсе и в течение двух дней вели научные наблюдения. 26 апреля исследователи вылетели обратно на континент. Эта команда не только впервые в истории ступила на полюсный лед, но и измерила в точке Северного полюса глубину океана, которая составила 4039 метров.

 

На Северный полюс с парашютом

9 мая 1949 года врач Виталий Волович и мастер спорта Андрей Медведев совершили первый в истории прыжок с парашютом на Северном полюсе. Они были участниками советской высокоширотной воздушной экспедиции «Север-4».

Прыжок прошел успешно, парашютисты опустились точно в выбранную точку, где установили флаг СССР. Потом их забрал севший неподалеку на льдину самолет Ли-2. Так они положили начало новому методу доставки людей и грузов в жестких условиях центральной Арктики. 

 

Не задеть земную ось 

17 июля 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием Льва Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса. Мичману-рулевому шутники посоветовали свернуть немного с курса, чтобы лодка с размаху «не погнула земную ось».  

Экипаж корабля неподалеку от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил государственный флаг СССР. Этому событию предшествовал опасный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Подводная лодка находилась в Арктике 10 дней. За это время она преодолела 3116 миль, в том числе около 1300 миль подо льдом.

Когда лодка возвратилась на базу в Йоканьге, на пирсе ее встречали председатель Совета Министров СССР Никита Хрущёв и министр обороны маршал Родион Малиновский.

 

Атом во льдах 

17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном плавании. 

9 августа «Арктика» вышла из мурманского порта, а уже через пять дней капитан Юрий Кучиев вывел ледокол в поля многолетних льдов толщиной в несколько метров. Несколько раз судно заклинивало, а сам процесс пробивания льда напоминал дробление камней из-за поступательных движений ледокола вперед-назад.

В экспедиции принимали участие более 200 человек. Ледоколу удалось преодолеть мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна и дойти до цели.

Участники экспедиции подняли флаг СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Атомоход провел на вершине Земли 15 часов. За это время ученые успели выполнить несколько важнейших исследований и наблюдений. А перед уходом с полюса они спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР.

 

Через Берингов пролив на лыжах 

21 марта 1998 года Дмитрий Шпаро вместе с сыном Матвеем завершили первое в истории пересечение на лыжах Берингова пролива, разделяющего Азию и Америку. 

В путь они отправились 1 марта 1998 года. На маршруте путешественники преодолевали многокилометровые пространства тонких ломаных льдов в местах раздела течений. Часами они лавировали по отдельным двигающимся льдинам. 

На третий день по колено в воду провалился старший Шпаро, в середине путешествия была утоплена лыжа, а на 15-й день пути и вовсе оба путешественника оказались в воде.  

Финишировали отец с сыном в заброшенной деревне Чариот на Аляске. За пересечение Берингова пролива на лыжах по дрейфующим льдам Дмитрий и Матвей Шпаро занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

 

Послание потомкам

2 августа 2007 года батискаф «Мир-1» достиг морского дна Северного Ледовитого океана. Глубина составила 4261 метр. Открытие совершил экипаж экспедиции «Арктика-2007».

Во время погружения ученые взяли пробы грунта и образцы животного мира со дна океана, а также оставили титановую капсулу с российским флагом.

 

До полюса за одну ночь 

14 марта 2008 года российские путешественники установили мировой рекорд — добрались на лыжах в кромешной тьме до «макушки» земли. Полярные путешественники Матвей Шпаро и Борис Смолин преодолели более 1000 км от мыса Арктического архипелага Северная Земля до точки пересечения всех меридианов. 

Первая экспедиция на Северный полюс во время полярной ночи началась 22 декабря 2007 года, а закончился поход за восемь дней до наступления полярного дня.  

С тех пор никто даже не пытался побить этот рекорд. Однако из этого подвига родилась всероссийская молодежная полярная экспедиция «На лыжах — к Северному полюсу». 

Северный полюс на авто 

26 апреля 2009 года семеро участников российской Морской ледовой автомобильной экспедиции достигли «макушки». За 38 суток они проехали 2033 километра, стартовав от архипелага Северная Земля. 

В состав команды вошли семь человек. Они продвигались на автомобилях-амфибиях «Емеля-1» и «Емеля-2», которые разработали сами. 

Олимпийский огонь на Северном полюсе

15 октября 2013 года Олимпийский огонь отправился к Северному полюсу. Его доставили на атомном ледоколе Росатомфлота «50 лет Победы» в сопровождении почти 200 человек. Огонь на борту крупнейшего в мире атомохода преодолел более пяти тысяч километров.

Теги

АрктикаГеографияИстория

«Если вы упали духом — замерзнете» Путешественник, побывавший в Арктике более 30 раз, о выживании и Северном полюсе: Россия: Путешествия: Lenta.

ru

Владимир Чуков — президент экспедиционного центра «Арктика» и, пожалуй, самый известный российский исследователь Северного полюса. Он первым достиг точки схождения всех меридианов на лыжах автономно, а потом пересек Арктику, начав свой путь у российских берегов и закончив в канадских. «Лента.ру» поговорила с Владимиром Семеновичем о сложностях таких экспедиций, о привыкании к холоду и о главной трудности в походах на Севере.

«Лента.ру»: У вас за плечами более 30 экспедиций в Арктику и Антарктиду. Что вас заставляет возвращаться туда?

Чуков: Во-первых, желание попасть в Арктику, на Северный полюс зрело всю мою жизнь. Сначала я ходил по Русскому Северу. Мы успели захватить то время, когда по рекам сплавлялись на рубленных плотах, потом уже появились байдарки, позже катамараны.

Пешком исходили огромную часть нашей страны — от Кольского полуострова и Прибалтики до Камчатки и Чукотки. Везде бывали. Не скажу, что все истоптали, но сформировали представление обо всех наших регионах.

И только в 90-х мы отправились в Арктику. Почему в 90-е? Потому что в Советском Союзе все это называлось самодеятельным туризмом, не было такого вида деятельности, как путешествия, просто не существовало. Были государственные экспедиции, но такая формулировка тоже не употреблялась. Были туристы — и были ученые, а мы ни под то, ни под другое определение не попадали.

Владимир Чуков рассказывает о предстоящей экспедиции

Фото: Роман Денисов / ТАСС

У вас был какой-то турклуб или просто объединение единомышленников?

Изначально это была просто группа людей, которые вместе и сплавлялись, и ходили в походы во время отпусков. А в конце 70-х нас занесло на Полярный Урал, в Саяны, в Забайкалье, где, можно сказать, более суровые погодные условия. И нам это показалось интересным. С 1982 года начали ходить в экспедиции в районы Крайнего Севера — плато Путорана, Таймыр. С этого времени и берут отсчет наши полярные экспедиции.

Тогда же примерно создали экспедиционный центр «Арктика» Русского географического общества. Он был открыт с подачи Ивана Дмитриевича Папанина — великого русского путешественника, чье имя неотделимо от Арктики. Нам были интересны автономные экспедиции к Северному полюсу — то есть все, что нужно, берешь с собой, без каких-либо лагерей, все нужные вещи несешь на себе.

В 1979 году была первая в мире группа, которая дошла до полюса на лыжах, но к ним прилетали самолеты, им сбрасывали продовольствие, горючее, снаряжение. А мы поставили перед собой задачу подготовиться, набраться необходимого опыта и совершить автономное путешествие.

Было желание проверить себя на прочность или поставить какой-то рекорд?

Я даже сегодня, спустя 30 лет, не могу сказать, что мы ощущали в те годы. О рекордах мы не говорили, это не было преодолением себя — мы уже не были новичками в этом деле. Просто была потребность, чисто человеческий интерес. Плюс к тому мы видели интерес со стороны государственных институтов, которые занимались изучением Арктики, проблемами существования человека в экстремальных условиях.

Мы готовились к экспедициям в центре подготовки космонавтов на метро «Динамо», там же тренировались Гагарин, Титов, Терешкова. Ученым был интересен сам факт того, что люди по собственной воле подвергают себя таким испытаниям, в условиях, которые даже смоделировать невозможно. Мы чувствовали, что наше дело вызывает интерес у конкретных специалистов.

То есть и за себя, и за страну?

Тогда мы так не говорили, но да — нам это казалось важным. Плюс это было очень интересно. Занимаясь разработкой собственных маршрутов, мы очень хорошо изучили историю освоения Арктики. И такая мотивация должна присутствовать. У меня всегда вызывала раздражение история «разбиться, но установить рекорд Гиннесса». Арктика — это не стадион, ставить там рекорды нельзя, что-то покорять там — глупо. Как человек вообще может говорить о покорении Арктики? Это стихия, которую до сих пор никто не измерил. Я, когда натыкаюсь на формулировки «покоритель Арктики», всегда прошу людей спуститься с облаков.

В общем, только после того как мы увидели перед собой конкретную цель, начали подготовку. Перво-наперво нам нужно было определить, какие навыки необходимы человеку, чтобы попытка дойти до полюса была успешной. Надо понимать, что подобного опыта в то время не было. У той группы, что прошла в 1979 году, было сопровождение: сопровождающие самолеты, постоянные сеансы связи и так далее. А мы себя готовили к условиям, когда на тысячу километров нет ни одного человека.

В каждой из четырех экспедиций нас было 10-15 человек, мы еженедельно ходили в подготовительные походы по Подмосковью, притирались друг к другу, пытались понять, для кого это действительно важно, а кем движет одно любопытство. Это тоже хорошо, но недостаточно для того, чтобы отправиться на Северный полюс.

В экспедиции, если ты понял, что это не твое, ты не сможешь развернуться, за тобой никто не прилетит, и ты станешь обузой и для себя, и для товарищей.

Как конкретно вы готовились?

Тогда ведь не было ни GPS, ни связи постоянной. Нужно было все эти проблемы, во-первых, осознать, во-вторых, найти решение. Были коротковолновые передатчики, но они были очень тяжелые, аккумуляторы за два-три дня на таком морозе приходили в негодность. Еще вопрос — как ориентироваться на местности. В Арктике на все четыре стороны абсолютно ничего нет до самого горизонта, никаких ориентиров. При этом, чтобы попасть на полюс, нужно идти строго по курсу вплоть до секунды.

И эта работа была крайне интересной. Мы остановились на обычном строительном теодолите, с помощью которого мерили высоту солнца в конкретный момент времени. Эта информация, с учетом всяких допусков, давала прямую на карте, в одной из точек которой мы находимся. Спустя шесть часов нужно было провести второй замер, и вот только тогда можно понять, где именно ты находишься. Причем все эти допуски для каждого из 365 дней года разные.

То есть это не только физические нагрузки, но и умственные?

Разумеется, это все в комплексе. У меня как у руководителя еще было ощущение ответственности за группу. Если только начинаешь забывать это состояние ответственности — жди беды. Нужно постоянно следить друг за другом. В пургу легко получить обморожение, и человек сам может этого не заметить.

Там же всегда холодно, как вообще это можно понять?

Нет никаких средств, никакой одежды, которая может защитить тебя от холода, — к этому нужно быть готовым. Если человек скажет, что ему не холодно, он просто лукавит. По-моему, Амундсен говорил, что настоящий полярник должен уметь терпеть и ждать. Когда ты идешь по дрейфующим льдам, картина без конца меняется. Иногда появляется желание перепрыгнуть через трещину, и если бы ты был один — пожалуйста, прыгай. Но вся команда, все десять человек точно не успеют перепрыгнуть, кто-то обязательно упадет — и это катастрофа. Терпеть тоже нужно постоянно, но в разумных пределах. Мороз и холод терпеть нельзя, нужно тут же принимать какие-то меры. Я когда вижу одежду, обувь или спальные мешки с отметкой «до минус 70» — просто улыбаюсь.

Не стоит верить этим шильдикам — одежда не греет, она помогает не растрачивать тепло, человек сам себя греет. Но если вы упали духом, перестали активно действовать, вас никакие ботинки не спасут. Вы замерзнете. При этом бороться с чувством холода достаточно просто: если комплекс элементарных, но действенных упражнений.

Вы столько лет путешествуете. Не возникало желание послать это все куда подальше и побыть дома?

Такого желания, слава богу, никогда не было. Это любимая работа, любимое занятие. Просто пойти в поход, когда у тебя отпуск, есть время, есть деньги — это хорошо, но это еще не путешествие. Путешественник, прежде чем собирать вещмешок и надеть ботинки, свой маршрут в голове уже 20 раз прошел. У нас не было ни одного похода, чтобы мы шли, не зная, кто открыл это место, какие события происходили здесь с той или иной экспедицией. Только если задумываться о таких местах, поход наполняется глубинным смыслом и становится путешествием. Я отношусь к экспедициям как к творчеству. Вы же не зададите вопрос художнику или композитору: «Вам не надоело? Зачем вам это нужно»? То же самое со мной. То, что делали и делают путешественники, — это нужно. Во всем мире они носители цивилизации. Возьмите, к примеру, Тура Хейердала, Жак-Ива Кусто — они национальные герои.

А почему у нас этого нет? Если спросить россиянина об отечественных путешественниках, в лучшем случае назовут Конюхова, может быть, Чилингарова. И на этом список закончится.

Это проблема. И в этом заключается, например, огромное значение фестиваля «Русский путешественник», который прошел в конце апреля в Орле. У нас в обществе нет уважения к людям, которые посвящают свою жизнь путешествиям. Причем у нас многие называют себя «профессиональными путешественниками». Но у нас нет такой профессии в России, к сожалению. Вот Федя Конюхов, я — напротив наших фамилий часто появляется словосочетание «профессиональный путешественник», но это неправильно. Я занимаюсь эти делом на собственные деньги, посвящаю ему все свое время, но я не заработал этим себе пенсию, а значит — я не профессионал. Если мы будем заниматься только путешествиями, готовить какие-то труды по их итогам, нам за это никто не будет платить. Я 30 лет был военным, и все эти годы я ходил в походы. Я трижды ходил на Северный полюс в отпуск.

Многим это может показаться непонятным и ненужным.

В 90-е это стало особенно очевидно, все мне задавали вопрос: «Зачем это нужно»? Министр финансов страны Егор Гайдар во всеуслышание заявлял, что России не нужна Арктика, что это черная дыра. И после такого, конечно, там все развалилось, это была катастрофа. Это все происходило у нас на глазах, потому что мы продолжали ходить туда в экспедиции. У нас были друзья, которые работали там на станциях, и для них годы, проведенные в Арктике, — самое драгоценное время жизни.

И только недавно страна вновь обратила внимание на Арктику. Сейчас все потихоньку возрождается, но нужно понимать, что в том же виде это возродить невозможно да и не нужно. Все-таки XXI век за окном, стоят другие задачи, есть другие возможности. Но при этом важно использовать огромный опыт, накопленный за предыдущее столетие, чтобы не загонять людей в те нечеловеческие условия, в которых приходилось бывать исследователям Арктики.

Вы считаете, этот опыт не растерялся?

Конечно, частично он растерялся — люди уходят. Исследователям в основном 70-80 лет, при этом они носители важнейшей информации, к ним стоит прислушаться, прежде чем браться и что-то лихо делать на Севере. Но, к сожалению, происходит именно так, и это очень обидно.

В ваш центр и к вам лично власти за помощью не обращаются?

Я сам обращаюсь с предложениями. Порой ведь не нужно изобретать велосипед, многое описано в наших трудах, к которым есть доступ. На основе этих отчетов написаны диссертации, появились книги, но нужно понимать, что их авторы не были в Арктике, они не обладают реальным опытом. При этом научить человека грамотно вести себя в таких условиях невозможно. Да, можно передать какие-то теоретические знания, но без грамотной практической подготовки ничего не выйдет. Ни солдата, ни спасателя за партой не выучишь.

А условия ведь такие: самолет вылетает из Хатанги, расположенной в двух тысячах километрах от полюса, тебе нужно десантироваться, а надо льдами облачность, ничего не видно, и второй попытки нет. И у нас такой опыт есть, и он отличается от того опыта, который сейчас есть у вэдэвэшников, которые совершали прыжки в Арктике: их внизу ждала провизия и теплые палатки, нас никто не ждал.

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Среди исследователей Арктики сегодня нет молодежи?

У нас была идея создания школы, но из-за экспедиций на это просто не оставалось времени. Молодые люди к нам обращаются, мы в меру своих сил им помогаем. Если человек действительно хочет на Северный полюс, если у него есть мотивация, потребность — берем такого в экспедицию. Даже если его опыт сильно уступает нашему. Например, еще в начале 90-х у нас в группе был молодой украинский фотограф, который только через две недели после начала экспедиции признался мне, что до этого никогда не стоял на лыжах. Но у него было такое желание, и он смотрел на товарищей, повторял все движения…

В последние годы мы часто обращаемся к МЧС, предлагаем им взять в наши экспедиции одного-двух спасателей. И это, конечно, бесценный опыт для них.

В последние годы достаточно много коммерческих экспедиций в Арктику и на Северный полюс. Как вы к этому относитесь?

Времена такие — все является бизнесом. Мы со своим лагерем «Барнео» стояли у истоков всей этой истории с туристами. И туризм на Севере — это требование времени. Только не нужно внушать людям, что они покорители полюса. Им просто дали возможность побывать в этом удивительном месте, и такой возможности нужно радоваться. Нужно понимать, что за твоим пребыванием на полюсе стоят десятки специалистов, которые делают твою поездку безопасной и комфортной. Нужно понимать, что, окажись ты в одиночку на Северном полюсе с палаткой, продуктами, всем необходимым, помрешь от страха на второй день.

За прошедшие десятилетия экспедиции в Арктику стали проще?

Да, конечно. Появился GPS, качественная одежда, которую мы испытывали, а производители улучшали, слушая наши советы. То же с питанием, с техникой. Когда мы шли в Канаду через полюс, у каждого было по 200 килограммов груза в санях — на четыре месяца пути.

Фото: Вера Костамо / РИА Новости

А как рождаются идеи экспедиций? Например, как вы вообще решили идти пешком в Канаду? Это кажется сумасшествием на первый взгляд…

Материалы по теме:

Вот мы дошли до полюса, потом еще раз, потом четвертый раз — у нас еще остались и продукты, и силы. Задача выполнена, но нужно двигаться дальше. Можно попробовать пересечь Арктику — это красиво. Причем большую часть мы прошли — от нашего берега до полюса больше тысячи километров, до канадского — 725. То есть если добавить немного продовольствия, то в принципе можно дойти.

Мы провели серьезные расчеты, проанализировали все, заложили на дорогу 110 дней. Правда, в итоге не вписались — путь занял 119 суток. Это постоянное движение, ни дня отдыха, приходилось заставлять себя идти. Когда мы прошли полюс, там еще стоял лагерь «Барнео», то есть в случае чего мы могли эвакуироваться. Но спустя какое-то время они заканчивали работу. В последний день их работы у нас был сеанс связи, они задавали нам вопрос, готовы ли мы остаться одни. Мы подумали и пошли дальше, но, конечно, решение было принято задолго до этого. Причем ближайший аэропорт где-то за Норильском, то есть долететь до нас — это еще одна отдельная экспедиция.

Какие планы на ближайшее будущее?

Мы сейчас занимаемся экспедицией «Мир от полюса до полюса», это история на три года. В этом году — прелюдия. В июле-августе едем на Чукотку, и если все будет хорошо — форсируем Берингов пролив на автомобилях и продолжаем на Аляске. Но у нас есть и запасной план: проложен маршрут из Певека по Чукотке, по местам, где практически никто не был, который нам интересен не менее Америки, а может, даже более.

Российская милитаризация Арктики не собирается замедляться

Си-Эн-Эн —

Согласно новой серии спутниковых снимков, полученных CNN, Россия продолжает расширять свои военные базы в арктическом регионе, несмотря на значительные потери в войне с Украиной.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также заявил CNN в эксклюзивном интервью в пятницу, что в настоящее время происходит «значительное наращивание российской военной мощи на Крайнем Севере», а недавняя напряженность заставила альянс в ответ «удвоить свое присутствие».

Выводы также получены после того, как высокопоставленный представитель западной разведки сообщил CNN, что Россия вывела до трех четвертей своих сухопутных войск из региона Крайнего Севера вблизи Арктики, отправив их для поддержки своего неуверенного вторжения в соседнюю Украину.

Спутниковые снимки, полученные CNN от Maxar Technologies, показывают ряд российских радиолокационных баз и взлетно-посадочных полос, которые за последний год претерпели усовершенствования.

Снимки показывают не резкое развитие, а скорее продолжающийся прогресс в укреплении и расширении территории, которая, по мнению аналитиков, имеет жизненно важное значение для оборонительной стратегии России, в период большой нагрузки на ресурсы Москвы.

По словам Максара, изображения демонстрируют продолжающуюся работу радиолокационных станций в Оленегорске, на Кольском полуострове на северо-западе России и в Воркуте, к северу от полярного круга. Похоже, они также демонстрируют работу по завершению одной из пяти радиолокационных систем «Резонанс-Н» на Островном, объекте, расположенном на берегу Баренцева моря, недалеко от Норвегии и Финляндии на западе России. Российские официальные лица утверждают, что Резонанс-Н способен обнаруживать самолеты-невидимки и объекты.

Спутниковый снимок © Maxar Technologies, 2022 г.
Спутниковый снимок © 2022 Maxar Technologies

На полигоне ПВО Тикси, расположенном к востоку от арктического региона России, на спутниковых снимках видно, что в период с октября этого года были построены три обтекателя (которые защищают радиолокационные системы). Удаленная российская военная арктическая база расположена на побережье моря Лаптевых.

Спутниковый снимок © Maxar Technologies, 2022 г.

Судя по изображениям и анализу Maxar, в этом году на полигоне ПВО Тикси на крайнем северо-востоке были построены три новых обтекателя, защищающие от атмосферных воздействий кожухи, используемые для защиты радиолокационных антенн. Также модернизируются взлетно-посадочная полоса и стоянка на авиабазе Нагурское — самом северном военном объекте России — и взлетно-посадочная полоса на авиабазе «Темп» на острове Котельный на северо-востоке страны.

Россия уже много лет укрепляет свою оборону на крайнем севере, переоборудуя ряд старых советских баз современными конструкциями и оборудованием.

Его арктический регион долгое время был ключевым для его нефтегазового сектора, а также для его ядерной защиты, поскольку в этом районе находится значительная часть его современного ядерного оружия и подводных лодок.

Спутниковый снимок © Maxar Technologies, 2022 г. Спутниковый снимок © 2022 Maxar Technologies

На арктическом Кольском полуострове на северо-западе России на Оленегорской радиолокационной станции видны изменения, включая новое здание по сравнению со снимком, сделанным в июне прошлого года.

Спутниковый снимок © Maxar Technologies, 2022 г.

«Это средство сдерживания всегда было наготове», — сказал высокопоставленный представитель западной разведки. «Это никогда не сводится к низкой готовности; это всегда высокий статус», — сказал чиновник.

В начале войны с Украиной в феврале некоторые подводные лодки были перемещены, чтобы сигнализировать о том, что «это реальная возможность», добавил чиновник, но вскоре они вернулись в стандартный режим высокой готовности.

Глава НАТО Столтенберг рассуждал так: «Кратчайший путь из России в Северную Америку лежит через арктический Северный полюс. Так что стратегическое значение этих направлений не изменилось из-за войны на Украине».

«Мы видим, как Россия вновь открывает старые советские базы, военные объекты», — сказал он, отметив, что она также «испытывает новое оружие в Арктике и на Крайнем Севере».

Спутниковый снимок © Maxar Technologies, 2022 г. Спутниковый снимок © Maxar Technologies, 2022 г.

С августа этого года по последний год продолжалось наращивание на площадке Островной, расположенной на берегу Баренцева моря, недалеко от Норвегии и Финляндии на западе России. Здесь находится один из пяти новых радаров «Резонанс-Н», которые, по утверждению России, могут обнаруживать самолеты-невидимки.

Спутниковый снимок © Maxar Technologies, 2022 г.

«Примечательно, что им удалось укрыть этот район от последствий украинской войны», — сказал Малте Гумперт из Арктического института, который много писал о развитии Арктики.

«Они отдают приоритет энергетическим ресурсам в Арктике, но еще одним аспектом является проецирование энергии. Но это еще и экономия. Около 20% ВВП России приходится на Арктику, а в будущем эта цифра может увеличиться. Для них в этой области задействованы большие деньги».

По словам высокопоставленного представителя западной разведки, война на Украине привела к серьезной корректировке численности российских войск в регионе. «У них там где-то между 20 и 25% их первоначальных сухопутных войск. Но тогда военно-морская составляющая совершенно не затронута войной», — отметили они.

com/_components/paragraph/instances/paragraph_2AD34E08-3B91-5BCB-07F6-3094173BBAED@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> По словам чиновника, после ударов в начале этого месяца по двум ключевым аэродромам в глубине России в Рязани и Саратове российские военные самолеты и бомбардировщики были рассредоточены по всей стране и на арктическом севере. Москва возложила ответственность за удары на Украину, а Киев никак не прокомментировал взрывы на российских базах.

Арктика также жизненно важна для России, потому что ее тающие льды быстро открывают новые судоходные маршруты с юго-востока Азии в Европу, используя гораздо более короткий путь вдоль российского побережья.

На самом северном военном объекте России взлетно-посадочная полоса на аэродроме Нагурское за последний год заметно улучшилась, несмотря на войну России с Украиной. Нагурское — одна из нескольких баз-трилистников, представляющих собой трехконечное здание в цветах российского флага. База, расположенная на Земле Александры далеко за Полярным кругом, была построена Советским Союзом в 50-х годах и переоборудована с 2015 года9.0005 Спутниковый снимок © 2022 Maxar Technologies

Северный морской путь может сократить нынешнее время в пути через Суэцкий канал примерно на две недели. Российское государственное телевидение упивалось спуском на воду нескольких атомных ледоколов, призванных усилить влияние и власть России в регионе. Критики говорят, что Москва стремится установить чрезмерный контроль над маршрутом, который должен быть одинаково доступен для всех стран.

Выступая по видеосвязи на спуске на воду нового атомного ледокола в Санкт-Петербурге в прошлом месяце (22 ноября), президент России Владимир Путин заявил, что развитие «самого важного» Северного морского пути «позволит России полностью раскрыть свой экспортный потенциал». и установить эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию».

В то же время война на Украине усилила присутствие НАТО в регионе. Как только Финляндия и Швеция присоединятся к блоку, как многие ожидают, семь из восьми арктических государств станут членами НАТО.

Альянс также усилил свое военное влияние в регионе. В августе Норвегия опубликовала первые изображения американских бомбардировщиков B52, летящих над ее территорией в сопровождении норвежских самолетов F35 и двух шведских JAS Gripen.

Усиленная сигнализация со стороны НАТО включала недавние испытания новой системы вооружений Rapid Dragon Palletized Munition Deployment, в ходе которых спецназ США сбрасывал обычный поддон снабжения с задней части грузового корабля C130.

Разрушенные здания на Змеином острове АКА «Змеиный остров»

Пьер Байрен/CNN

На Змеином острове, скалистом обнажении Черного моря, которое стало украинской легендой войны

Поддон содержит крылатую ракету, которая запускается при падении поддона на парашюте. Демонстрация была разработана, чтобы показать, что Соединенные Штаты могут запускать эти мощные системы вооружения с задней части обычного грузового самолета. Испытания проходили в Норвегии, недалеко от границы с Россией.

НАТО также все больше беспокоит потенциальный саботаж нефтегазовой инфраструктуры Норвегии. Сейчас российская энергетика находится под санкциями, норвежский природный газ, по некоторым данным, составляет более 20% поставок в Европу.

«После саботажа в Балтийском море, — сказал Столтенберг, — мы удвоили свое присутствие с помощью кораблей, подводных лодок, морских патрульных самолетов в Балтийском и Северном морях, отчасти для наблюдения, чтобы иметь лучшую ситуационную осведомленность, но также и для отправить сообщение о сдерживании и готовности защитить эту критически важную инфраструктуру». Глава НАТО имел в виду сентябрьские взрывы на газопроводе «Северный поток», которые, по мнению шведской прокуратуры, были вызваны актом саботажа после того, как на местах были обнаружены следы взрывчатых веществ.

Однако высокопоставленный сотрудник разведки заявил, что в ходе недавней проверки безопасности своей инфраструктуры, проведенной Норвегией, был сделан вывод о том, что серьезных попыток нападения на нее не было и что «нефтяная инфраструктура сейчас хорошо защищена».

союзников по НАТО осознают превосходство России в Арктике

16 ноя (Рейтер) — Крупнейшая в мире наземная станция спутников на архипелаге Шпицберген у побережья Норвегии используется западными космическими агентствами для сбора жизненно важных сигналов с полярно-орбитальных спутников. В январе этого года один из двух волоконно-оптических кабелей на дне арктических морей, соединяющих Шпицберген с материком, был оборван. Норвегия была вынуждена полагаться на резервную связь.

В апреле 2021 года был оторван еще один кабель, который норвежская исследовательская лаборатория использовала для мониторинга активности на арктическом морском дне.

«Это могло произойти случайно», — заявил Рейтер глава министерства обороны Норвегии Эйрик Кристофферсен в ответ на разрывы, которые мало освещались в СМИ за пределами Норвегии. «Но русские способны перерезать кабели».

Он говорил в общих чертах и ​​не привел никаких доказательств преднамеренного повреждения, но несколько месяцев спустя, в сентябре, диверсанты внезапно вызвали крупные утечки в газопроводах из России в Европу по дну Балтийского моря. Минобороны России не ответило на запрос о комментариях.

Последние обновления

  • EuropecategoryПрезидент Польши добивается пересмотра законопроекта о судебной реформе, необходимого для финансирования ЕС, статья с галереей Посмотреть еще 2 новости

    По мере того, как вторжение России в Украину завершает эпоху низкой напряженности и сотрудничества после холодной войны, такие события подчеркивают, насколько сложно государствам следить за своими собственными водами, особенно в Арктике, полтора океана раз превышает размер Соединенных Штатов, где спутники имеют решающее значение для обнаружения и мониторинга активности в режиме реального времени.

    За последние годы союзники по НАТО и Россия расширили военные учения в регионе; В сентябре китайские и российские военные корабли провели совместные учения в Беринговом море. В октябре Норвегия повысила уровень боевой готовности.

    Но Запад уступает России в военном присутствии.

    С 2005 года Россия вновь открыла десятки арктических военных баз советской эпохи, модернизировала свой военно-морской флот и разработала новые гиперзвуковые ракеты, предназначенные для уклонения от датчиков и средств защиты США.

    Четыре арктических эксперта говорят, что Западу потребуется не менее 10 лет, чтобы догнать российские военные в регионе, если он захочет это сделать.

    «Арктика в настоящее время представляет собой темную область на карте», — сказал Кетил Олсен, бывший военный представитель Норвегии в НАТО и Европейском Союзе, который возглавляет Andoeya Space, норвежскую государственную компанию, которая тестирует новые военные и разведывательные технологии и запускает исследовательские ракеты.

    «Он такой большой, а гражданских ресурсов наблюдения мало.»

    Командующий Северным командованием США генерал Глен ВанХерк заявил на слушаниях в Сенате в марте, что Соединенным Штатам необходимо улучшить «осведомленность об Арктике», чтобы обнаруживать и реагировать на возможности России и Китая запускать современные ракеты и разрушать коммуникационную инфраструктуру. В стратегическом документе Пентагона, опубликованном в октябре, Соединенные Штаты обязались совершенствовать системы раннего предупреждения и наблюдения в Арктике, но темпы запланированной модернизации неясны.

    В то же время быстрое повышение температуры создает проблемы для некоторых объектов военной инфраструктуры США, построенных на тающем фундаменте из вечной мерзлоты. По словам Пентагона, береговая эрозия может также повлиять на американские радары.

    Американские официальные лица и военные аналитики говорят, что в ближайшей перспективе рисков мало: Запад намного сильнее России в обычных вооруженных силах, а ограниченный успех России на Украине обнажил слабости, которых многие на Западе не ожидали.

    Военные усилия России в настоящее время в основном сосредоточены на Украине, оставляя «очень ограниченную численность личного состава на стороне армии» на арктическом Кольском полуострове, где, по словам Кристофферсена, базируется военно-морской флот Северного флота и атомные подводные лодки.

    Противоракетная оборона США предназначена для защиты от ограниченного нападения со стороны государства-изгоя, и Соединенные Штаты выразили уверенность в своей способности сдержать ядерную атаку со стороны России или Китая. Но недостаточная видимость в Арктике может ограничить время реагирования США в кризисной ситуации, а ВанХерк и другие официальные лица хотят избежать этой ситуации.

    «То, что вы не можете увидеть и что вы не можете определить, от чего вы не можете защититься», — заявил ВанХерк Сенату.

    Полиция, занимающаяся расследованием разрыва норвежского кабеля, допросила команду находившихся поблизости российских рыболовецких траулеров, но прекратила расследование без предъявления обвинений за отсутствием доказательств того, что произошло; правительство заявило, что выдвинуло плановую модернизацию резервной линии.

    Если бы в Норвегии произошел диверсионный акт, вероятно, было бы трудно привлечь кого-либо к ответственности, заявила агентству Рейтер Хедвиг Моэ, заместитель главы норвежской службы безопасности PST. «Мы называем это атакой, которую невозможно отрицать в нашем мире», — сказала она.

    «НАТО расширяет свое присутствие в Арктике, используя более современные средства», — заявил агентству Рейтер глава НАТО Йенс Столтенберг. «Это, конечно, ответ на то, что делает Россия. Они значительно увеличили свое присутствие… и поэтому нам тоже нужно большее присутствие».

    НАПРЯЖЕННОСТЬ

    По мере того, как уменьшающаяся ледяная шапка открывает новые морские пути и ресурсы, Арктика становится стратегически более важной. Части доступны через несколько месяцев летом, когда тает морской лед, открывая новые возможности.

    Для России огромные ресурсы нефти и газа находятся в ее арктических регионах, включая завод по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал.

    Воды между Гренландией, Исландией и Великобританией, известные как Гиукский проход, являются единственным путем, которым российские корабли, базирующиеся на севере, могут достичь Атлантики. Кратчайший путь по воздуху в Северную Америку для российских ракет или бомбардировщиков лежит через Северный полюс.

    Для союзников по НАТО GIUK Gap имеет решающее значение для связи через Северную Атлантику. Есть также месторождения нефти и газа: Норвегия сейчас является крупнейшим поставщиком газа в Европу.

    Если Швеция и Финляндия присоединятся к Альянсу, семь из восьми арктических стран станут его членами.

    Также в опасности сегодня находятся кабели связи и спутниковые системы, включая глобальную систему позиционирования (GPS), связывающую как гражданских, так и военных пользователей, сообщил Рейтер Эндрю Льюис, бывший командующий Объединенной оперативной группой НАТО в Норфолке, штат Вирджиния.

    В июле президент Владимир Путин объявил о новой военно-морской стратегии, взяв на себя обязательство защищать арктические воды «всеми средствами».

    Россия обычно проводит испытания ядерного сдерживания в Арктике осенью. В этом году это произошло 19 февраля, за пять дней до вторжения на Украину.

    «Конечно, это был сигнал», — сказал министр обороны Норвегии Кристофферсен.

    Дипломатия в регионе пришла в замешательство в марте, когда семь членов Арктического совета, форума международного сотрудничества, заявили, что бойкотируют переговоры в России, которая в настоящее время председательствует в этом органе.

    Инцидент 15 октября подчеркнул обострение тона. В своем выступлении на арктическом форуме в Исландии председатель военного комитета НАТО Роб Бауэр раскритиковал Китай за то, что он не осудил вторжение России в Украину. Китай называет себя приарктическим государством, и посланник Пекина в Рейкьявике Хэ Рулонг присутствовал на церемонии.

    Он встал и сказал, что речь Бауэра была «полной высокомерия» и «параноидальной», обвинив его в нагнетании напряженности. НАТО и посольство Китая в Исландии отказались комментировать обмен.

    ДОМИНИРОВАНИЕ РОССИИ

    «В настоящий момент военный баланс в Арктике сильно смещен в сторону России, — сказал Колин Уолл, научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.

    Согласно данным, собранным Международным институтом стратегических исследований (IISS) и агентством Reuters, российские базы за Полярным кругом примерно на треть превосходят базы НАТО.

    В настоящее время у России есть 11 подводных лодок, способных запускать ядерное оружие большой дальности для использования в полномасштабной ядерной войне, восемь из них базируются на арктическом Кольском полуострове, по данным IISS. У НАТО 22 членства между США, Францией и Великобританией.

    В июле ВМФ России получил новую подводную лодку «Белгород», которая может нести торпеду «Посейдон» — новую стелс-торпеду с ядерным вооружением, предназначенную для преодоления береговой обороны по морскому дну. Российские государственные СМИ заявили, что Посейдон может вызвать гигантское цунами, которое превратит береговую линию в «радиоактивную пустыню».

    Москва также за последние два года провела испытания гиперзвуковой планирующей ракеты «Циркон», которая, по словам Путина, в 2019 году может развивать скорость звука в девять раз, что делает ее самой быстрой в мире. В феврале сообщалось, что ракета была запущена в арктических водах между материковой Норвегией и Шпицбергеном.

    «Мы начинаем серийное производство ракет «Циркон», и мы фактически приняли их на вооружение», — цитирует министра обороны Сергея Шойгу 20 августа издание «Звезда». подробнее.

    По данным IISS, российский ледокольный флот значительно превосходит флот других стран. По официальным данным, у него семь атомных ледоколов и около 30 дизельных. США и Китай имеют в эксплуатации по два дизельных ледокола.

    НАТО ИНВЕСТИРУЕТ

    Десятилетиями арктические союзники по НАТО придерживались убеждения, что конфликты с Россией не перекинутся на их регион: из-за ограничения общих оборонных бюджетов инвестиции в военную технику, средства наблюдения и связи часто считались слишком дорогими.

    Теперь союзники НАТО и Арктики меняют свою позицию.

    С тех пор, как Россия начала свою «специальную операцию» на Украине, Канада обязалась увеличить военные расходы примерно на 13 миллиардов канадских долларов (10 миллиардов долларов), включая модернизацию радиолокационной системы раннего предупреждения совместно с Соединенными Штатами, Североамериканским командованием воздушно-космической обороны, или NORAD, а также новые самолеты-разведчики, способные обнаруживать подводные лодки.

    Первые самолеты будут доставлены в 2032 году. Учитывая суровые условия окружающей среды, на подготовку уйдут десятилетия, заявил в октябре в парламентском комитете начальник штаба обороны Канады генерал Уэйн Эйр.

    Эйр говорит, что одна из причин, по которой исследовательский и опытно-конструкторский компонент NORAD нуждается в модернизации, заключается в том, чтобы лучше отслеживать гиперзвуковые ракеты.

    «Это вызывает серьезную озабоченность — способность обнаруживать гиперзвук, исходящий из любой страны, — и мы видели некоторые технологические достижения у некоторых конкурентов», — сказал Эйр журналистам в ноябре.

    Он сказал, что трудно судить об эффективности российских гиперзвуковых ракет, базирующихся на Украине, потому что расстояния в Украине намного меньше, чем те, которые можно использовать для поражения Северной Америки.

    С 2020 года командование объединенных сил в Норфолке, штат Вирджиния, США, следит за Атлантикой, но Атлантический совет, американский аналитический центр, говорит, что над Северным полюсом недостаточно спутников, чтобы дать полную картину. В мае генерал ВанХерк заявил, что военные тестируют несколько из сотен полярно-орбитальных спутников, запущенных в последние годы коммерческими провайдерами SpaceX, принадлежащими Илону Маску, и британской OneWeb.

    Американские военные заявляют, что планируют «крупную инвестиционную модернизацию» на американской базе в Туле, Гренландия, чтобы восстановить устаревшую инфраструктуру. В мае делегация США отправилась в Гренландию, чтобы изучить местонахождение радаров, сообщил Reuters дипломатический источник.

    Швеция и Финляндия начали вкладывать средства в средства наблюдения и сдерживания, а также в военную технику, включая реактивные самолеты, чтобы их военно-воздушные силы могли сражаться вместе с арктическими союзниками по НАТО. Дания выделила около 200 миллионов долларов на улучшение своего военного потенциала в Арктике, включая спутники и беспилотники-разведчики, способные летать до 40 часов, и вновь открывает радар эпохи холодной войны на Фарерских островах между Великобританией и Исландией.

    Норвегия, чьи морские территории простираются на 2 миллиона квадратных километров (770 000 квадратных миль), имеет четыре спутника для наблюдения за Арктикой. Он запускает еще четыре, два в 2023 году и два в 2024 году. Он также инвестирует 35 миллионов долларов в Andoeya Space для создания космодрома. Швеция и Канада также планируют строительство арктических космодромов.

    Andoeya Space является партнером проекта по наблюдению и зондированию в Арктике под руководством американской аэрокосмической компании Boeing Co. Основанный на спутниках, беспилотных летательных аппаратах, беспилотных летательных аппаратах, кораблях и беспилотных подводных лодках, разработанных для арктической среды, проект находится в разработке с 2018 года, — говорится в сообщении. он готов предлагать союзникам по НАТО обновления в режиме реального времени на севере, включая наблюдение за вражескими кораблями, самолетами и подводными лодками.

    Министерство обороны США устанавливает радиолокационную систему дальнего действия, позволяющую спутникам и другим наземным радарам работать вместе на Аляске, которая, по его словам, «сможет бороться с гиперзвуковыми ракетами в будущих конфигурациях». Он должен быть завершен в 2023 году, но Агентство противоракетной обороны отказалось комментировать, сможет ли оно перехватить «Циркон».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *