Польша это европа или нет: Польша в Европе

Польша в Европе

Польша расположена в Центральной Европе 

Польша расположена в Центральной Европе 

Польша граничит: 
• с запада с Германией, 
• с юга с Чехией и Словакией, 
• с востока с Украиной, Белоруссией и Литвой, 
• с севера с Россией и по морским границам – со Швецией и Данией.
Можно сказать, что Польша расположена в сердце европейского континента, так как именно на её территории находится старейший вычисленный геометрический центр Европы. Он находится в местности Суховоля близ Сокулки в Подлясском воеводстве

Еврорегионы: Звездное пограничье
Хотя мир без границ невозможен, идея создания еврорегионов доказывает, что можно вне границ создавать малые родины, объединенные общей культурой и зачастую общим прошлым. Веротерпимые, благожелательные и интересные для туристов.

Понятием еврорегионы обозначают территории, находящиеся вблизи границ соседних стран. Первые подобные образования появились в начале 50-х годов ХХ века на приграничных территориях Норвегии-Швеции-Финляндии, Голландии-Германии и Германии-Франции. Это привело к созданию в 1958 году первой официально оформленной еврорегиональной структуры – Еврорегиона на германо-голландской границе.

Польские пограничные города и гмины входят в состав 18 еврорегионов, расположенных вдоль сухопутных границ и балтийского побережья. На их территориях организованы трансграничные туристические маршруты, такие как Рытне–Карлув в польских и чешских Столовых горах (еврорегион Glaciensis) или маршрут вокруг долины Нижней Одры (еврорегион Pomerania). По пограничью проходят и международные тематические маршруты, такие как Маршрут Бравого Солдата Швейка и Нефтяной Маршрут в еврорегионе Карпаты или Янтарный Маршрут в еврорегионе Бескиды.

Еврорегионы это зоны, в которых понятие “добрососедство” не является пустой фразой. Вместе они заботятся о сохранении местных обычаев, традиционных ремесел и методов хозяйствования. Путешествуя маршрутом, созданным Польско-Чешской Академией исчезающих профессий (еврорегион Śląsk Cieszyński) можно посетить мастерские 30 различных ремесел – напр. , шлифовальщика хрусталя, шорника или кружевницы.

Большинство туристических погранпереходов открыты для пеших и велотуристов, все больше переходов организуется для лыжников – Ярнолтувек-Бискупя Копа, Стуг Изерски, Зеленец, а также для туристов на инвалидских колясках с экологичным двигателем – Душники, Явожинка, Нова Морава.

Стоит помнить, что через туристические погранпереходы можно переносить только личные вещи и продукты питания, необходимые на время путешествия.

Польские еврорегионы:
Ныса (1991, Польша-Германия-Чехия)
Карпаты (1993, Польша-Словакия-Украина-Венгрия-Румыния)
Шпрее – Ныса – Бубр (1993, Польша-Германия)
Pro Europa Viadrina (1993, Польша-Германия)
Татры (1994, Польша-Словакия)
Буг (1995, Польша-Украина-Белоруссия)
Померания (1995, Польша-Германия-Швеция)
Glacensis (1996, Польша-Чехия)
Неман (1997, Польша-Литва-Белоруссия)
Прадзяд (1997, Польша-Чехия)
Балтика (1998, Польша-Россия-Литва-Латвия-Швеция-Дания)
Шлёнск Чешиньски (1998, Польша-Чехия)
Силезия (1999, Польша-Чехия)
Бескиды (2000, Польша-Чехия-Словакия)
Добрава (2001, Польша-Чехия)
Беловежская Пуща (2002, Польша-Белоруссия)
Шешупа (2003, Польша-Россия-Литва-Швеция)
Лына – Лава (в процессе создания, Польша-Россия)

Европейские структуры: Вместе увереннее
С 1999 года Польша входит в состав НАТО, а с 2004 года является Членом Европейского союза. В референдум о вступлении в ЕС, который прошел 7 и 8 июня 2003 года, 77% поляков сказало “да”, хочу быть гражданином объединенной Европы.

Наша страна готовилась к вступлению в ЕС многие годы – переговоры по этому вопросу начались в 1990 году, а в 1994 году было подано официальное заявление о присоединении к Сообществу. И 1 мая 2004 года, в почетной компании девяти других стран мы присоединились к объединенной Европе.

Сейчас мы шестое по величине и численности населения государство ЕС. И одно из наиболее перспективных среди новых членов ЕС – рост экономических показателей Польши относится к числу самых высоких в Европе. Чтобы почтить идейного автора создания ЕС – Роберта Шумана в Варшаве ежегодно проводят красочный Парад Шумана.

Мы являемся участниками Североатлантического Союза с 12 мая 1999 года. Принимаем активное участие в военных акциях и мирных операциях проводимых союзом, поддерживаем иностранную политику США. На польских военных полигонах проводятся маневры с участием войск НАТО.

А нужна ли Польша как государство Европе?

Если посмотреть сегодня на европейскую прессу, то появляется вопрос, а так ли нужна Польша как государство Европе? Ответ на него неоднозначен. Сами поляки важны для европейского сообщества. Это достойные люди, которые, будучи в стране пребывания (например, в Германии или Италии), вносят большой вклад в экономику, очень хорошо работают, не занимаясь при это созданием проблем, не устраивают забастовок, акций протеста. Поляки в принципе могут быть конструктивным элементом любого общества, не только западного. Например, если посмотреть на ватиканскую дипломатию, то можно заметить, что польские католики, вписанные в систему Святого Престола, создают эффективную «прибавочную стоимость» для Ватикана. Проблема возникает лишь в том случае, когда Польша выступает с государственных позиций.

Иван Шилов

ИА REGNUM

Польша

Потому что Польша ведет себя как ревизионистская страна, которая хочет изменить контуры миропорядка. Это заметно сегодня в Европе. Польша пытается диктовать свои правила Германии и Франции. Варшава упорно склоняет Берлин и Париж к тому, чтобы они исключили Москву, да и не только ее, из европейской системы координат. Иными словами, Европа, как заявляют польские политики, должна руководствоваться осью Лиссабон — Киев. В этой системе получается, что Польша становится сердцем Европы, она координирует и руководит всей европейской политикой. Безусловно, что франко-германская ось на такое пойти не может. Равно как на это не может пойти Италия, которая сейчас намерена стать третьим элементом «двойки», а также Австрия с ее амбициями возглавить Центральную и Восточную Европу. Даже бывший союзник Польши, как Венгрия, вряд ли захочет, чтобы Варшава приобрела дополнительный вес в регионе, который важен Будапешту. Не говоря уже об Украине, которая представляет собой ресурс для наращивания геополитического потенциала любой страны из Центральной и Восточной Европы.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан

По большому счету, Польша не нужна Европе, как государство. Она мешает ей. И дело не только в России. Когда польская государственность была разделена между тремя империями, в Европе царил мир. Единственный случай становления польской государственности в качестве проблемы стал во время наполеоновских войск. Пообещавший, но так и не выполнивший свое обещание французский император возбудил поляков, дав им призрачную надежду на восстановление Польши как государства. Однако страны, принимавшие участие в Венском конгрессе, не просто так отказали Речи Посполитой в восстановлении. Они прекрасно понимали, что возрожденная Польша станет анархическим элементом нового европейского порядка, внесет дестабилизацию в его устройство, поэтому возрождать польскую государственность нет никакого смысла. И такое представление царило в Европе вплоть до 1918 года, когда по итогам Первой мировой войны на континенте появились как новые государства, образовавшиеся после распада Австро-Венгерской и Российской империй, так и возродившаяся Польша.

Возник при этом любопытный парадокс. Новые государства не стали элементом беспорядка Версальского мира, скорее, если брать во внимание Чехословакию во времена Мюнхенского договора, они оказались жертвой очередного европейского переустройства. А вот Варшава выступила здесь среди тех государств, которые за счет поглощения новых государств намеревались улучшить свое геополитическое положение. Если посмотреть на то, как ведет себя Польша сейчас, то она вновь создает проблемы Европе уже относительно Украины, которая является «едой» для Варшавы, намеревающейся стать во главе виртуального блока стран Центральной и Восточной Европы, который, по мнению польских геополитиков, должны поддержать США и Великобритания, чтобы не дать Европе приобрести субъектность. Фактически Польша выступает в роли третьего «острова», после американцев и британцев, разрывающего целостность Евразии, которая могла бы выстроить как дугу Берлин — Москва — Пекин, так и ее более расширенный аналог Берлин — Москва — Пекин — Токио.

president.gov.ua

Президент Украины Владимир Зеленский провел встречу с Президентом Республики Польша Анджеем Дудой

Учитывая этот момент, свои выводы должны сделать и те страны, которые ведут дела с Европой. Прежде всего Китай, который, как можно видеть, хотел бы наладить отношения с Европейским союзом, став его полноценным экономическим партнером. Во вторую очередь такие государства, как Турция и Иран, в неменьшей степени заинтересованные в Европе, связи с которой Анкары и Тегерана насчитывают тысячелетия. Точно так же это касается Закавказья, транзитной площадки, связывающей Европу с Ближним Востоком и Азией. Но пока Польша остается геополитическим субъектом с раздвоенной идентичностью, намеренной выстроить свою субъектность на европейские деньги за счет реализации американской и британской концепций, ее наличие на политической карте мира будет срывать любые стратегические построения великой Евразии, не зависящей от морских держав. Это вовсе не означает, что польский народ не заслуживает своего достойного места в такой великой Евразии. Но ему следует определиться, с кем он намерен быть в будущем. Та идея польской государственности, которой он придерживается до сего момента, противоречит европейским интересам. Однажды она привела Польшу к растворению в Европе. А что сейчас?

Как Польша относится к США, ЕС, России, НАТО (Beata Zawrzel/NurPhoto через Getty Images) 

Как мы это сделали

Этот анализ Pew Research Center посвящен общественному мнению в Польше. Взгляд поляков на Россию, НАТО и Европейский союз рассматривается в контексте данных о долгосрочных тенденциях. В отчете также рассматривается собственная роль Польши в Европе и мире. Этот отчет основан на общенациональном репрезентативном опросе 1043 взрослых в период с 25 марта по 5 мая 2022 года. Опрос проводился лично в Польше.

Вот вопросы, использованные в отчете, а также ответы и методология опроса.

Российское вторжение в Украину привело к резкому изменению отношения к Польше, ключевому европейскому партнеру, который всего три десятилетия назад был частью Восточного блока бывшего Советского Союза. Негативное отношение поляков к России находится на рекордно высоком уровне с тех пор, как исследовательский центр Pew Research Center начал отслеживать мнения по этому вопросу в 2007 году, при этом практически единодушное негативное мнение о российском государстве.

В настоящее время 94% считают Россию серьезной угрозой по сравнению с 65%, заявившими об этом в 2018 году, а 94% вообще не доверяют президенту России Владимиру Путину, что также является рекордным показателем.

Резкий спад позитивного отношения к России пошел на пользу западным союзникам Польши, в частности США, Организации Североатлантического договора (НАТО) и Европейскому союзу (Польша является членом как НАТО, так и ЕС). Около девяти из десяти поляков положительно относятся к США, НАТО и ЕС, что представляет собой самый высокий показатель с 2007 года. 

Что касается отношений Польши с США, рост благосклонного отношения к Америке совпадает с высоким 82% рейтингом доверия президенту США Джо Байдену, что заметно выше, чем 51 %, которые доверяли бывшему президенту Дональду Трампу в 2019 году. Кроме того, примерно две трети жителей Польши считают тесные отношения с США более важными, чем отношения с Россией. Только 1% хочет более тесных отношений с Россией, а 28% считают, что и то и другое одинаково важно.

Всего три года назад более половины поляков (53%) заявили, что оба отношения одинаково важны.

Изменения во взглядах также идут на пользу польским взглядам на альянс НАТО. Примерно девять из десяти поляков положительно относятся к НАТО, в том числе 34% с очень положительно настроенными мнениями о военном союзе. В настоящее время 84% поляков поддерживают вооружение Украины через НАТО, а 75% хотят, чтобы Украина стала членом НАТО, что значительно увеличилось с 2015 года. Кроме того, примерно две трети поляков говорят, что поддержали бы свою страну, используя военную силу для защиты союзника по НАТО от гипотетической военной акции России, и примерно столько же говорят, что США будут защищать этого союзника по НАТО. Эта поддержка военных действий в случае нападения России на союзника по НАТО значительно выросла с тех пор, как последний раз этот вопрос задавался в 2019 году..

Еще одним явным бенефициаром снижения рейтингов для России является ЕС: он получил самый высокий рейтинг в Польше (89%) с тех пор, как исследовательский центр Pew начал задавать вопрос в 2007 году. 2018 г., чтобы сказать, что ЕС понимает потребности польских граждан и продвигает демократические ценности, процветание и мир. Сейчас меньше людей также говорят, что ЕС назойлив или неэффективен. Большинство (57%) считает, что экономическая интеграция Европы укрепила польскую экономику.

Более трех миллионов украинцев бежали в Польшу после вторжения России, и восемь из десяти поляков теперь поддерживают прием беженцев из стран, где люди спасаются от насилия и войны, по сравнению с 49%, которые придерживались этой точки зрения в 2018 году. 

Эти являются одними из основных результатов общенационального репрезентативного опроса Польши, проведенного Pew Research Center с 25 марта по 5 мая 2022 года среди 1043 человек. Интервью проводились лицом к лицу в домах людей, и данные были взвешены, чтобы отразить общий демографический состав Польши. Этот отчет совпадает с более крупным опросом 18 стран об отношении к США, России и НАТО.

Дополнительные результаты включают:

  • Отношение к России негативное во всех демографических группах, но отношение к США и ЕС более благоприятное среди поляков в возрасте от 18 до 29 лет. очень  благоприятное мнение как США, так и ЕС, по сравнению с примерно двумя из десяти среди поляков 65 лет и старше.
  • Точно так же молодые поляки гораздо чаще, чем их старшие коллеги, говорят, что ЕС понимает потребности польских граждан и что ЕС не навязчив.
  • В политическом плане существуют разногласия по отношению к ЕС среди сторонников и противников правящей Партии «Право и справедливость» (ПИС). Как правило, те, кто отрицательно относится к закону и справедливости, склонны видеть ЕС в гораздо более благоприятном свете и говорят, что ЕС способствует процветанию и уважает польские ценности. С другой стороны, те, кто поддерживает ПиС, гораздо реже высказывают положительное мнение о ЕС. Тем не менее отношение к России и Путину одинаково негативно как среди сторонников, так и среди противников ПиС.

По мере того, как критические взгляды Путина на Россию достигают новых высот, поляки обращаются к США a 

очень  неблагоприятный вид. Доля тех, кто крайне негативно относится к России, увеличилась на 67 процентных пунктов с момента последнего вопроса, заданного в 2019 году. 

Поляки одинаково негативно относятся к России независимо от возраста, уровня образования или идеологии. Опасения относительно мощи и влияния России двигались в том же направлении. В то время как 65% заявили, что мощь и влияние России представляли серьезную угрозу для Польши в 2017 и 2018 годах, 9Такого мнения теперь придерживаются 4% — рост на 29 процентных пунктов.

Недоверие к президенту России также достигло новых высот. Почти все поляки заявляют, что мало или совсем не доверяют Путину (97%), в том числе 94% вообще не доверяют. Степень недоверия также резко возросла с 2019 года, когда почти треть поляков (31%) не слишком доверяли Путину. Сейчас практически каждый поляк вообще не доверяет российскому лидеру.

Наряду с растущей настороженностью по отношению к России и Путину, поляки выступают за более тесные отношения с США. Около двух третей польских граждан сейчас говорят, что тесные отношения с США важнее, чем тесные отношения с Россией или обеими странами. Примерно трое из десяти считают оба отношения одинаково важными, и только 1% предпочитает отдавать приоритет отношениям с Россией. В 2019 году, около половины поляков (53%) были более склонны к волонтерству, поскольку тесные отношения как с США, так и с Россией были одинаково важны.

Молодые поляки особенно склонны говорить, что тесные отношения с США важнее. В то время как 74% взрослых в возрасте до 30 лет считают более важным иметь тесные отношения с США, 63% людей в возрасте 65 лет и старше говорят то же самое.

В Польше высокий уровень поддержки принятия беженцев, вооружение Украины через НАТО

Поляки все больше поддерживают свою страну, принимающую беженцев из стран, где люди спасаются от насилия и войны. Восемь из десяти в настоящее время одобряют прием Польшей таких беженцев, что на 31 процентный пункт больше, чем в 2018 году.  

Более восьми из десяти также заявляют, что поддерживают НАТО, посылающее оружие украинскому правительству в ответ на ситуацию, связанную с Россией и Украиной. В 2015 году только половина населения Польши одобряла то, что НАТО вооружает украинское правительство для защиты от России. Поддержка вступления Украины в НАТО и ЕС также увеличилась на двузначную цифру примерно с шести из десяти до 75% с 2015 года (через год после аннексии Крыма Россией, которую признали лишь немногие страны, и ее первоначального вторжения в Донбасс). Украина).

На вопрос о гипотетическом военном конфликте между Россией и соседним союзником по НАТО 65% жителей Польши ответили, что их страна должна использовать военную силу для защиты этого соседа, 15% отвергают применение военной силы, а 19% не дают отвечать. Это на 25 пунктов больше, чем в 2019 году (40 % заявили, что тогда они поддерживали применение военной силы), и возврат к уровню поддержки, который в последний раз наблюдался в 2017 году (62 %). Мужчины чаще, чем женщины, говорят, что Польша должна защищать соседа с помощью военной силы, как и поляки, отрицательно относящиеся к правящей партии «Право и справедливость», по сравнению с теми, кто положительно относится к ПиС.

Поляки также с оптимизмом смотрят на то, что США вмешаются, если соседний союзник по НАТО окажется в военном конфликте с Россией. Примерно две трети (66%) считают, что США применят военную силу для защиты соседнего союзника. Оптимизм в отношении вмешательства США от имени союзника по НАТО увеличился на 19 пунктов с 2019 года и является самым высоким показателем с тех пор, как этот вопрос был впервые задан в 2015 году. Взгляды на военное вмешательство США одинаковы как у мужчин, так и у женщин, а также у тех, кто придерживается разных взглядов на право. и Справедливость.

Мнение поляков о Европейском Союзе становится все более положительным

Почти девять из десяти поляков (89%) положительно относятся к Европейскому Союзу, что является самым высоким показателем с тех пор, как Центр начал задавать этот вопрос в 2007 году. число положительных просмотров также увеличилось до рекордного уровня; 37% имеют очень положительное мнение об организации.

Несмотря на то, что общая благосклонность высока в разных возрастных группах, степень поддержки сильно различается. Молодые поляки – в возрасте от 18 до 29 лет.– с особой вероятностью имеют очень благосклонных взглядов на ЕС (52%). Только около четверти людей в возрасте 65 лет и старше имеют такие же очень положительные оценки.

Концентрация положительных взглядов также различается между теми, кто поддерживает правящую партию «Право и справедливость», и теми, кто ее не поддерживает. Почти все (94%) поляки с неблагоприятным отношением к ПиС положительно относятся к ЕС, в том числе 46% имеют очень благоприятных взглядов. В то время как 83% сторонников ПиС также положительно относятся к ЕС, только 27% так считают  очень  благоприятно.

Польское мнение ЕС также лезет по более конкретным характеристикам. Подавляющее большинство поляков говорят, что ЕС способствует миру, демократическим ценностям и процветанию. Меньшее, но все же существенное большинство говорит, что ЕС уважает ценности Польши (69%), понимает нужды польских граждан (68%) и справедливо относится к Польше (62%). Эти рейтинги значительно выросли с 2018 года по каждому пункту, для которого доступны данные о тенденциях. И наоборот, уменьшающиеся доли называют ЕС навязчивым или неэффективным.

Как и в случае общей благосклонности к Европейскому Союзу, рейтинги по конкретным характеристикам сильно различаются в зависимости от партийной принадлежности. Поляки, благосклонно относящиеся к Закону и Справедливости, более критично относятся к ЕС, особенно по вопросам, касающимся отношений организации с Польшей. Менее половины сторонников ПиС говорят, что ЕС справедливо относится к Польше, уважает ценности Польши или понимает потребности польских граждан, в то время как около восьми из десяти или более тех, кто отрицательно относится к ПиС, придерживаются такого мнения. По более общим вопросам, таким как, способствует ли ЕС процветанию или демократическим ценностям, сторонники ПиС по-прежнему более критичны, чем их коллеги, хотя и в меньшей степени.

Следуя той же тенденции, те, кто положительно относится к Закону и Справедливости, с большей вероятностью назовут ЕС навязчивым и неэффективным, чем те, кто не поддерживает правящую партию.

Когда 57% респондентов попросили оценить экономику Польши после экономической интеграции Европы, они сказали, что она стала сильнее, что значительно меньше, чем 71%, которые разделяли ту же точку зрения в 2019 году. Это падение в основном вызвано теми, кто отрицательно относится к Закону. и Справедливость. В 2019 году 71% поляков считали, что экономика укрепилась, несмотря на поддержку PiS. Сейчас 69% поляков, которые положительно относятся к ПиС, говорят, что экономика укрепилась, в то время как только 52% тех, кто отрицательно относится к правящей партии, говорят то же самое.

Взгляды на экономическую интеграцию также связаны с текущими рейтингами экономики Польши в целом. Сегодня только 46% поляков говорят, что их общее экономическое положение хорошее, что также является значительным снижением по сравнению с 2019 годом, когда положительные рейтинги составляли 74%. Почти семь из десяти (68%) тех, кто положительно оценивает свою экономику, также считают, что она выиграла от экономической интеграции Европы, в то время как менее половины (49%).%) тех, кто говорит, что экономика плохая, согласны.

В то время как поляки в целом говорят, что их экономика укрепилась, они не говорят того же о влиянии своей страны в мире. Почти половина (49%) говорят, что влияние Польши в последние годы оставалось примерно на том же уровне. Около трети (34%) говорят, что оно стало сильнее, а еще 12% говорят, что оно ослабло. Как и в случае партийных взглядов на экономическую интеграцию Европы, сторонники правящей партии значительно чаще говорят об усилении влияния Польши, чем те, кто отрицательно относится к Закону и Справедливости (45% против 27% соответственно).

Восточная история: новая роль Польши в Европейском Союзе

  • Европейская мощность

Польше потребуется расширить границы своего влияния, чтобы трансформировать свой политический капитал военного времени в реальное лидерство в ЕС

Петр Бурас @PiotrBuras1 в Твиттере

Глава ECFR Варшава
Старший научный сотрудник по вопросам политики

  • Комментарий
  • 3 минуты чтения

Изображение Итана Дойла Уайта

Creative Commons BY-SA

Когда на следующей неделе президент США Джо Байден прилетит в Варшаву, он высадится в новом центре Европейского Союза. По крайней мере, таким его хотели бы видеть многие наблюдатели в Польше.

Самоуважение в Варшаве росло после полномасштабного вторжения России в Украину. Польша долгое время была изгоем в ЕС, связанным в основном с национал-популистской партией «Право и справедливость», евроскептическими разглагольствованиями ее лидера Ярослава Качиньского и продолжающимся нарушением верховенства закона с тех пор, как «Право и справедливость» впервые пришли к власти в 2015 году. Перед вторжением Брюссель, Берлин и другие западноевропейские столицы читали Варшаве лекции о ценностях ЕС с их высоких моральных позиций. Но война доказала правоту Польши: в отношении России, в отношении «Северного потока — 2», в отношении европейской безопасности и в отношении важности вооруженных сил.

Ситуация изменилась, и лидеры Польши чувствуют себя хорошо.

Однако, как сказал мне один матёрый польский дипломат, чтобы лидировать в Европе, недостаточно быть правым. Вы должны быть эффективными. Польше предстоит пройти некоторый путь, прежде чем она сможет стать эффективным лидером и превратить свой политический капитал военного времени в реальную смену власти в ЕС.

Восстановление Польши

Военная и политическая помощь Польши Киеву была замечательной. Страна приняла миллионы беженцев, спасающихся от конфликта. Он также передал в дар около 300 танков из запасов своей армии, что не имеет себе равных в Европе. Более того, роль Польши как центра военной поддержки Украины означает, что она необходима для усилий США и Европы по оказанию помощи Украине в противостоянии российской агрессии.

Этот ответ помог Польше изменить свой имидж; это также напомнило остальной Европе об огромном потенциале страны. Однако ничто из этого не было неизбежным. До 24 февраля польско-украинские отношения были натянутыми: конкурирующие националистические исторические нарративы и регулярные споры по поводу военных кладбищ и памятников нагнетали атмосферу взаимного недоверия. Варшава отложила все это, чтобы поддержать своего восточного соседа в трудную минуту.

Непоколебимая решимость Польши помочь Украине — и странам Балтии — во многом стоит за заявлениями о том, что смещение центра тяжести Европы на восток уже происходит. Свою роль играет и география: история Европы разворачивается на востоке, что ставит Варшаву в центр европейской политики. Но быть в центре — это не то же самое, что формировать повестку дня ЕС.

Варшава наложила сильный отпечаток на санкционную политику ЕС, статус кандидата для Украины и военную поддержку Киева. Но статус Польши в ЕС остается периферийным. Хорватия присоединилась к еврозоне, а такие страны, как Болгария и Румыния, встали на путь к единой валюте. Между тем Польша не проявляла никакого интереса к финансовой интеграции. Страна также изо всех сил пыталась (по меньшей мере) принять Европейский зеленый курс, флагманский проект ЕС, призванный проложить путь к климатически нейтральному будущему. Даже в сфере обороны Польша отрезала себя от потенциального европейского сотрудничества в сфере закупок, вложив миллиарды евро в готовую военную технику из США и Южной Кореи. Наконец, кризис верховенства закона продолжается: только на этой неделе Европейская комиссия предприняла «сенсационный» шаг, подав в суд на Польшу из-за ее «юридического Полексита».

Как Варшава может вести

Это не означает, что «сдвиг на восток» не может произойти. Но Варшаве нужно будет расширить границы своего влияния и избежать дальнейших ловушек, если она хочет стать настоящим лидером.

Недавно обнаруженная уверенность Польши в себе во внешней политике в значительной степени основывается на ее оправдании в отношении России

Во-первых, недавно обнаруженная уверенность Польши во внешней политике в значительной степени опирается на ее оправдание в отношении России. Это моральное превосходство является источником силы. Тем не менее, польские лидеры должны позаботиться о том, чтобы не переусердствовать. Восхищение в Европе достижениями Варшавы может легко превратиться в раздражение, если моральное лидерство будет смешиваться с самодовольством. Это не было бы хорошей отправной точкой для привлечения поддержки и начала формирования повестки блока.

Во-вторых, лидеры Польши должны сопротивляться искушению определять лидерство в терминах конфронтации, а не интеграции. Нынешнее правительство страны давно стремится создать в ЕС противовес Германии и Франции, опирающийся на влияние Варшавы в Центральной и Восточной Европе. До сих пор ему это не удавалось – не в последнюю очередь потому, что, возможно, он недооценивал важность реальных властных отношений. Что еще более важно, партнеры Польши в Центральной и Восточной Европе не проявляют большого желания следовать такому геополитическому мышлению в ЕС.

Тем не менее польское руководство вряд ли откажется от этой идеи. Огромное разочарование реакцией Германии на войну, которая выходит далеко за рамки националистических кругов, подпитывает в Польше планы по созданию новой оси со скандинавскими и балтийскими государствами. Он мог бы даже попытаться перекроить политическую карту нового, расширенного ЕС, сформировав центр силы с Литвой и Украиной («Люблинский треугольник»). Однако, как сказал мне высокопоставленный дипломат из скандинавской страны, с их точки зрения, любые инициативы, которые проведут новые разделительные линии в Европе, будут провалом.

Всеобщие выборы в Польше этой осенью приносят надежды на то, что новое правительство, возможно, сформированное проевропейскими и либеральными силами, сможет оправдать надежды на то, что страна станет ведущей державой в ЕС. Этому правительству необходимо будет развить достижения своих предшественников и избавиться от некоторых их непримиримых взглядов. В конечном счете, каким бы ни было правительство Польши в конце этого года, оно должно помнить, что эффективное лидерство — это не сила природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *