Польша это европа или нет: Польша вошла в ЕС «чисто по-польски» – DW – 10.06.2003

Польша вошла в ЕС «чисто по-польски» – DW – 10.06.2003

Поляки проголосовали «за».Фото: ap

Глеб Гаврик, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА

10 июня 2003 г.

То, что референдум по вопросу о вступлении Польши в ЕС все же состоялся, стало ясно лишь к вечеру второго дня. Gazeta Wyborcza так прокомментировала его итоги: «Мы вошли в ЕС чисто по-польски – в самый последний момент».

https://p.dw.com/p/3jLl

Реклама

«Мы приняли участие в историческом событии, которого мы так долго ждали. Проделанная нами огромная работа не пропала даром. Поляки высказались демократическим путем за вступление в ЕС. Сегодня мы можем со всей уверенностью заявить: мы возвращаемся в большую европейскую семью».

Так прокомментировал итоги прошедшего в Польше референдума президент страны Александр Квасьневский.

Референдум чуть не провалился

Итак жители шестой по счету страны, в которой состоялся референдум о вступлении в ЕС, проголосовали «за».

Всенародные голосования уже прошли в Словении, Венгрии, Литве, Словакии и на Мальте. Во всех этих странах избиратели также высказались за присоединение к Европейскому союзу. Однако одно обстоятельство заставило польских политиков оставаться в напряжении до самого конца голосования. Как и в остальных странах-кандидатах на вступление в Евросоюз, основной заботой властей стала явка избирателей. Ведь для признания результатов голосования необходимо участие в нем более половины зарегистрированных избирателей. Именно ради этого сейм Польши и принял решение о проведении голосования в течение двух дней. То, что референдум все же состоялся, стало ясно лишь к вечеру второго дня, когда итоговая явка составила около шестидесяти процентов. Этот показатель особенно важен с учетом того, что за последние годы в Польше ни в одном всенародном голосовании не приняло участие более половины избирателей. Чтобы избежать провала референдума, власти пошли на беспрецедентные меры.

Администрация польской столицы, чтобы избежать массового исхода горожан из города, предлагала бесплатные билеты в музеи. Несмотря на агитационный запрет в день голосования, «Gazeta Wyborcza» выпустила специальный воскресный номер, посвящённый исключительно перспективам европейской интеграции страны.

«Такого не было в Польше уже давно»

Незадолго до референдума Польшу посетил британский премьер Тони Блэр — поблагодарить за поддержку в войне в Ираке и подтолкнуть к вступлению в Европу. Папа Римский Иоанн Павел II обратился к соотечественникам, собравшимся в Ватикане: «Европа нуждается в Польше. Польша, в свою очередь, нуждается в Европе». Gazeta Wyborcza так прокомментировала итоги голосования: «Мы вошли в ЕС чисто по-польски – в самый последний момент». А президент Александр Квасьневский сказал:

«То что произошло – это очень хороший знак: а именно, участие в голосовании почти 60 процентов избирателей. Такого не было в Польше уже давно. Само собой разумеется, участие в референдуме могло бы быть гораздо более активным. Тем не менее, это важный шаг вперед по демократическому пути. Теперь легче добиться того, чтобы и в выборах участвовало более половины избирателей. На мой взгляд, референдум пробудил в поляках гражданскую сознательность».

Польские политики вздохнули с облегчением

Принятое польским народом решение вызвало облегчение среди польских политиков. Особенно рад итогам голосования глава польской делегации по вопросам о вступлении в Евросоюз Ян Трущинский:

«Сегодня мы можем констатировать, что поляки действительно хотят быть частью Европы и Европейского союза, что поляки снабдили своё правительство полновесным мандатом для дальнейшего продвижения по направлению к Брюсселю. Для меня это крайне радостное известие. Это свидетельствует о триумфе здравого рассудка и у нас в стране».

«Мы стали сегодня гражданами Европы»

А президент Польши Александр Квасьневский назвал референдум самым важным голосованием своей жизни. Ведь в случае его провала финансовая ситуация в Польше могла бы существенно усложниться. Кроме того, для ратификации соглашения о вступлении в Европейский союз понадобилось бы набрать две трети голосов в обеих палатах парламента. Учитывая внутриполитическую ситуацию в стране, это, скорее всего, привело бы не самым выгодным политическим альянсам, а польскому премьер-министру Лешеку Миллеру наверняка пришлось бы уйти в отставку. Однако несмотря на то, что судьба нынешнего правительства до сих пор остается неясной, премьер не скрывает своей радости:

«Дамы и господа, мы, граждане Польши» стали сегодня и гражданами Европы. Наш потенциал, честь нашей нации, желание и готовность к сотрудничеству – принадлежат отныне Европе. Мы сделаем всё, что в наших силах для того люди в Польше жили лучше…».

Следующая на очереди — Чехия

Именно это обещание премьер-министра и вызывает наибольший скепсис у противников вступления в ЕС, большинство из которых проживает в восточных воеводствах Польши и занято в аграрном секторе. Отныне сельское хозяйство страны (да и не только сельское) нуждается в серьезных инвестициях. Ведь ему придется конкурировать на равных с аграрным сектором экономики западных стран.

А пока следующая на очереди Чехия. 20 сентября там состоится аналогичный референдум. Что же касается Польши, то уже 1 мая следующего года наряду с десятью другими странами-кандидатами она пополнит ряды Евросоюза.

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Республика ПольшаСитуация с мигрантами на границе Беларуси и ЕСЭлектромобильВаршаваМИД Республики ПольшиСейм Республики ПольшаРадослав СикорскийСаммит ЕвросоюзаБюджет ЕСКэтрин ЭштонБрюссельРоссия и Европейский СоюзКазахстан и ЕСХерман Ван РомпейОрганизации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)Дорожный сборКультурная столица ЕвропыЖозеп БоррельШенгенские визы для россиянЕвропейский советПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

ВЗГЛЯД / Европе придется поставить Польшу на место :: В мире

«У Качиньского и его соратников началась истерика». Такими словами политологи объясняют эмоциональную риторику Варшавы последнего времени. А все потому, что у Евросоюза появляется новый враг. И это не Россия, и даже не Китай – против ЕС угрожает воевать один из его членов, а именно Польша.

«Если Евросоюз реально попытался нас прижать к стенке, то, к сожалению, нам ничего не остается, как вытащить все «пушки», которые есть у нас на вооружении, и ответить «подавляющим огнем», – заявил генеральный секретарь правящей в стране партии «Право и справедливость» (PiS) Кшиштоф Соболевский. Кроме того, Варшава намерена добиваться отставки действующего председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. А все потому, что Польша не смогла обмануть Евросоюз и выдоить из него средства.

«Качиньский всегда позволял себе грубые выпады в адрес руководства Еврокомиссии. Просто раньше, несмотря ни на что, Польша деньги получала. Мало того – она была и остается крупнейшим получателем средств из фондов ЕС. Теперь странам-донорам ЕС самим не хватает, и они решили сократить помощь. К тому же Польша сама себя подставила, нарушив обязательства по членству в ЕС, когда фактически подчинила суды исполнительной власти. И когда потеря денег открыто замаячила на горизонте, у Качиньского и его соратников началась истерика», – поясняет газете ВЗГЛЯД доцент РГГУ Вадим Трухачев.

Дело в том, что Варшаве сейчас очень нужны деньги. В Польше из-за антироссийских санкций, последствий коронавирусных ограничений и других причин разворачивается серьезнейший экономический кризис. Инфляция в стране достигла рекордных за четверть века 15,5% – и это экономисты считают еще цветочками. Ягодки появятся в 2023 году, когда в стране пройдут парламентские выборы – и эти ягодки могут быть очень неприятными для вкуса правящей PiS.

Ситуацию могли бы облегчить деньги из фондов Евросоюза. Брюссель должен был направить на восстановление польской экономики 35,4 млрд евро (23,9 миллиарда в виде гранта и 11,5 млрд евро в виде кредита) в течение нескольких лет. Однако деньги эти Варшава получит только тогда, когда будет соблюдать общеевропейские нормы.

Еще в октябре 2021 года фон дер Ляйен выставила три условия для разблокирования денег. Среди них ликвидация Дисциплинарной палаты (которая позволяла властям контролировать работу судей), изменение судебной системы и восстановление в должности судей, отстраненных от должности в соответствии с действующими тогда процедурами.

Польские власти оказались в непростой ситуации и понимали, что их отказ пойти навстречу ЕС может стоить им голосов. «Никто не будет воспринимать серьезно человека, который вместо получения больших денег предпочитает дать полякам бедность, беззаконие и уничтожение принципа независимости судебной системы»,

– пишет оппозиционный депутат Гжегож Схетына.

В итоге Варшава решила обмануть Евросоюз – отделаться лишь формальными реформами. Польский Сейм закрыл Дисциплинарную палату – однако она была заменена новой, которую тоже сложно считать независимой. Варшава также согласилась восстановить уволенных судей – но через процедуру одобрения со стороны органа, в котором сидят лояльные PiS судьи. «Это как обращаться к жертвам ограбления с просьбой сначала провести анализ их ограбления у комитета, который возглавляется в массе своей самими грабителями», – провел аналогию один из европейских профессоров в области права.

Неудивительно, что польские правозащитники и судьи назвали эти изменения «косметическими» – и ЕС в лице Урсулы фон дер Ляйен с ними согласился. Деньги остались замороженными – и именно это вывело из себя руководство PiS, которое стало говорить о том, что атака со стороны Еврокомиссии связана отнюдь не с судьями.

«Речь идет не о каких-то изменениях в судебной системе, а о смене власти в Польше на ту, которая устроит Брюссель, а фактически Берлин», – уверяет министр юстиции Польши Збигнев Зебро. По словам лидера PiS Ярослава Качиньского, если бы он знал, что Польша получит средства из европейского бюджета, то у него был бы другой подход – однако он «убежден, что, желая разорвать Польшу и принудить ее к полному подчинению Германии, они заблокируют и эти средства, найдя для этого новые предлоги».

Именно поэтому Варшава и намерена воевать с Брюсселем. «Волчьи аппетиты ЕС проявляются все больше и больше, и единственным ответом должна быть напористая, решительная, жесткая политика польского правительства в ответ на такого рода агрессию со стороны Еврокомиссии и главного государства, которое дергает за ниточки», – говорит Збигнев Зебро.

И воевать, по мнению Варшавы, должна не только она. Матеуш Моравецкий уверяет, что все страны Евросоюза должны бороться не только с «российским империализмом», но и империализмом внутри ЕС, когда мнение Германии и Франции стоит больше, чем позиция других стран – членов сообщества.

Вопрос теперь в том, как будет реагировать Евросоюз на подобного рода «войну». Причем войну со стороны того, кого ЕС сам породил.

И здесь даже речь не о том, что Брюссель пожинает собственные ошибки начала нулевых годов, когда по политическим причинам Евросоюз принял в свой состав абсолютно неготовые к этому в экономическом, политическом и ценностном плане страны Восточной Европы. Речь о том, что в последние годы (а особенно начиная с 24 февраля 2022 года) радикальная, националистическая, антиевропейская повестка стала постепенно становиться общеевропейским мейнстримом.

«С большинством польских подходов Германия и Франция сейчас согласны. Или как минимум они не могут публично одернуть Польшу, чтобы в собственной стране СМИ не сочли это реверансом в адрес России», – поясняет газете ВЗГЛЯД доцент РГГУ Вадим Трухачев.

«Польша вместе с прибалтийскими лимитрофами – это большая проблема и головная боль Евросоюза. Им надо постоянно что-то давать, а они, так сказать, пытаются «перпендикулярно подпрыгивать» и учить жизни евробюрократов», – говорит российский политолог Алексей Мартынов. И сейчас Варшава не просто хочет учить жизни евробюрократию (которая во главе со столь ненавидимой в PiS Урсулой фон дер Ляйен в целом разделяет радикальный подход поляков в отношении России), но и готова объявить ей войну за то, что Польше не позволили демонстративно обмануть Евросоюз.

Как Европа будет ставить Польшу на место? По всей видимости, ставка будет делаться прежде всего на финансово-экономические инструменты и на польскую оппозицию. Дело в том, что далеко не все в польском обществе поддерживают PiS в ее жесткой риторике.

«Признание того, что ЕС становится для нас экзистенциальной угрозой, посягающей на наш суверенитет и имущество, исключает проведение какой-либо осмысленной европейской политики. В ситуации войны на Украине начать политическую войну с Брюсселем, которая выведет нас за скобки европейской политики, это более чем ошибка. Это политическое самоубийство», – пишет польская «Речь Посполита».

«Качиньский просто выводит нас из ЕС. Последовательный и упорный маньяк… Слова партии «Право и справедливость» про пушки и заградительный огонь по Брюсселю звучат гротескно, но поверьте, смеяться тут не над чем», – заявил один из лидеров польской оппозиции, бывший премьер-министр Дональд Туск.

А Качиньский со своими сторонниками пытаются убедить электорат в том, что Туск – это прямой агент Берлина, что на кону суверенитет страны и что с Европой нужно бороться. «Конечно, всех мы не убедим. Одни хотят оставаться глупыми и заблуждающимися, другие цинично рассчитывают на состояния, которые заработают в процессе порабощения Польши… Но остальные должны понять и принять, что у нас пытаются отобрать свободу и суверенитет, что нас пытаются ограбить», – говорит Качиньский.

Однако сегодня у него это не получается. 83% избирателей PiS (и 89% поляков в целом) позитивно воспринимают Евросоюз. И плюс-минус такие же настроения в других странах ЕС – в том числе и в тех, чье руководство тоже придерживается антибрюссельских настроений. Именно эти проевропейские настроения населения, помноженные на изоляцию Польши в ее жестком евроскептицизме, являются главным препятствием на пути использования Варшавой главного инструмента шантажа Евросоюза – угрозы «Полекзита», то есть выхода из Евросоюза. За это Польша банально не проголосует, тем более понимая, что в случае ее добровольного выхода из ЕС другие страны просто выжмут ее до нитки, навязав ей жесточайшие условия выхода.

Конечно, здесь есть и обратная сторона медали – Евросоюз не может избавиться от польского балласта.

«Я не знаю, как долго продлится такое положение вещей, но на фоне надвигающегося серьезнейшего за последние 50 лет экономического кризиса, вполне возможно, будут пересматриваться какие-то статусы и даже членства тех или иных стран в ЕС», – уверен Алексей Мартынов. Но в Евросоюзе нет никакой «процедуры исключения» – выход страны из ЕС может быть осуществлен лишь по желанию этой страны, а Польша выходить из ЕС, как отмечалось выше, не собирается.

Однако Евросоюз может поступить по-другому – не исключать Польшу и не ждать ее самовывода, а отодвинуть эту страну от ряда интеграционных процессов. Как верно отметил бывший польский премьер Лешек Миллер, нынешнее поведение Варшавы «ускорит строительство нового ЕС, Евросоюза разных скоростей, где страны, которые не хотят, чтобы ЕС был заблокирован, а хотят тесной федерации и сотрудничества, просто предпримут шаги, чтобы создать так называемое ядро, центр функционирования ЕС».

Пожалуй, это будет единственным способом для ЕС спасти себя как европейский интеграционный проект с европейскими же ценностями. Спасти не от России (которую Европа называет главным врагом), а от Варшавы и тех, кто хочет превратить Европу в пространство раздора и внутреннего конфликта.

Новая роль Польши в Европе – Европейский совет по международным отношениям

  • Европейская сила

Варшава имеет уникальную сильную позицию для запуска амбициозной инициативы для восточного соседства ЕС. Для этого ему нужно будет эффективно использовать свой новый имидж в Европе.

Петр Бурас @PiotrBuras1 в Твиттере

Глава ECFR Варшава
Старший научный сотрудник по вопросам политики

Павел Зерка @PawelZerka в Твиттере

Специалист по политике

  • Комментарий
  • 2 минуты чтения

Мужчина с плакатом солидарности Польши с Украиной на митинге в Лондоне

Изображение Алисдар Хиксон

Creative Commons BY-SA

Полномасштабное вторжение России в Украину изменило международный имидж Польши. Вопросы о верховенстве закона в стране уступили место одобрительным дискуссиям о танках и украинских беженцах. И где бы в Европе ни оказался — будь то Париж, Берлин или Брюссель, — люди восхищаются реакцией Варшавы на войну. Одни делают это по убеждению, другие по совести, а еще больше из удобства. Но что важно, так это контраст с ситуацией всего несколько месяцев назад.

Грядущий конец спора между польским правительством и Европейской комиссией о верховенстве права проливает новый свет на отношения между Варшавой и Брюсселем. Если Варшаве удастся сбросить это политическое бремя, она может занять более прочные позиции в Европейском союзе, чем когда-либо за последнее десятилетие. Однако эта новая позиция также может оказаться иллюзией — если Варшава просто возобновит размолвки с Брюсселем и другими столицами ЕС в надежде привлечь внимание своей внутренней аудитории.

Варшава оказалась на правильной стороне истории – и это дали о себе знать в других столицах ЕС

По словам Марка Леонарда и Ивана Крастева, «на ранних этапах войны страны Центральной и Восточной Европы чувствовали себя оправданными в их прошлую ястребиную позицию по отношению к России, и они выросли в уверенности и силе в ЕС». Но опрос общественного мнения, на который они ссылаются, показывает, что картина меняется. Сейчас многие граждане Европы хотят «мира» как можно скорее, даже если это означает, что Украине нужно идти на уступки. Таким образом, такие страны, как Польша, где большинство граждан вместо этого отдают приоритет «справедливости» для Украины, даже если это означает, что больше украинцев будут убиты и перемещены, могут оказаться на обочине.

Столкнувшись с растущими ценами на энергию, резким повышением цен на потребительские товары и перспективой рецессии, европейские избиратели, особенно в странах, далеких от России и Украины, вскоре могут еще больше склониться к тому, чтобы отдать предпочтение миру, а не справедливости. И европейские лидеры, которые до сих пор часто занимали на удивление жесткую позицию в отношении президента Владимира Путина, могут начать уступать этому мнению.

Риск для Польши заключается не только в том, что ее влияние на европейскую политику в отношении Украины и России может ослабнуть. Дело также в том, что разрыв между восприятием граждан в Польше и в государствах Западной и Южной Европы может возродить историческое недовольство в Польше, выродиться в евроскептицизм и привести к политической самоизоляции. Парадоксально, но это может произойти именно в тот момент, когда у Польши есть уникальный шанс избежать собачьей будки ЕС.

Уже есть некоторые тревожные признаки такого поворота событий. Среди десяти стран, опрошенных ECFR, Польша — единственная, в которой преобладает мнение, что Германия и Франция дружественны Путину. Как видно из приведенной ниже диаграммы, 50% поляков именно так воспринимают Германию. Средний показатель в других странах составляет всего 18 процентов. Точно так же 40% польской общественности считают Францию ​​дружественной Путину, по сравнению с 17% в других странах.

Но это не значит, что поляки критикуют только Западную Европу. Еще более подозрительно они относятся к Венгрии: 61% считают, что страна премьер-министра Виктора Орбана дружественна России. Это более высокая доля, чем в любой другой опрошенной стране. В среднем лишь 34% респондентов из остальных девяти стран упрекают Будапешт в заигрывании с Москвой.

Возможно, что еще более поразительно, по этим вопросам различия во мнениях между поляками по всему политическому спектру меньше, чем между поляками и другими европейцами. Безусловно, сторонники «Право и справедливости» (ПиС), правящей в Польше националистической партии, с большей вероятностью, чем сторонники либеральной Гражданской коалиции (КО) или левых (Левика), считают, что Берлин и Париж слишком дружны с Москвой. . Но они по-прежнему с большей вероятностью считают Германию или Францию ​​дружественными Путину, чем сторонники любой другой крупной партии в десяти опрошенных странах.

Интересно, что Орбана считают дружественным России не только большинство оппозиционных избирателей Польши, но и 62% сторонников закона и справедливости, для которых он когда-то служил источником вдохновения. Таким образом, хотя у лидера «Право и справедливости» Ярослава Качиньского, возможно, все еще есть тактический союз с Орбаном по делам ЕС, их отношения больше не идут дальше этого. Сторонники закона и справедливости в значительной степени усвоили разочарование своих лидеров позицией Венгрии по Украине. Их увлечение Орбаном, похоже, закончилось.

Наконец, Польша предпочитает справедливость миру — что делает ее аутсайдером Европы — в равной степени разделяют «Право и справедливость» и оппозиционные избиратели. Это отличает всю Польшу, а не только польское правительство, от западноевропейских стран.

Но есть тонкая грань между правотой и самодовольством. И даже быть правым часто недостаточно, чтобы оказать влияние.

До сих пор польское правительство храбро плыло по растущей волне морального превосходства по отношению к своим западным партнерам, что резко контрастирует с годами критики, которую оно получало за несоблюдение европейских стандартов. Варшава оказалась на правильной стороне истории – и это дали понять другим столицам ЕС. Заместитель министра иностранных дел Польши заявил канцлеру Германии, что «разговаривать с Путиным совершенно бессмысленно», а премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий высмеял телефонные разговоры президента Франции Эммануэля Макрона с Путиным, заявив, что «никто не вел переговоров с Гитлером». По многим причинам критика франко-германского ответа на войну оправдана и необходима. И голос польского народа и его правительства имеет большее влияние, чем когда-либо прежде. Именно поэтому для лидеров Польши так важно тщательно выбирать свои аргументы и тон.

Однако Качиньский и Моравецкий, кажется, упускают или, по крайней мере, недооценивают тот глубокий сдвиг в отношении к России и политике в отношении страны, который происходит во Франции, Италии и Германии. Польша должна обеспечить, чтобы она вносила конструктивный вклад в это развитие. Польша не может создать внятную и эффективную политику ЕС в отношении России только в союзе со странами Балтии или Чехией — при всем к ним уважении.

Варшава имеет уникальную сильную позицию для запуска новой инициативы ЕС для Восточной Европы — так же, как это было, когда она инициировала Восточное партнерство со Швецией в 2007 году. Но если польское правительство выступит с конкретным и амбициозным планом, оно по-прежнему будет нуждаться в поддержке влиятельных союзников в ЕС. Для этого потребуются не только моральные обоснования, но, прежде всего, напряженная политическая работа и доверие партнеров Польши.

Польские лидеры не присоединились к своим французским, немецким, итальянским и румынским коллегам во время недавнего визита в Киев. И они, кажется, тратят больше времени на критику попыток Германии и Франции проявить солидарность с Украиной, чем на сотрудничество с Берлином и Парижем в формировании восточной политики ЕС. Партия «Право и справедливость» может счесть эти разногласия полезными во внутренней политике. Но они мало что делают для защиты стратегических интересов Польши.

Европейский совет по международным отношениям не занимает коллективных позиций. Публикации ECFR представляют только взгляды их отдельных авторов.

Петр Бурас @PiotrBuras1 в Твиттере

Глава ECFR Варшава
Старший научный сотрудник по вопросам политики

Павел Зерка @PawelZerka в Твиттере

Специалист по политике

Как потерять друзей и оттолкнуть людей – Европейский совет по международным отношениям

Социальные сети Польши на этой неделе были полны сравнений между нынешним международным положением страны и ее недавним прошлым. В 2014 году стране удалось подтолкнуть ЕС к действиям в ответ на протесты Евромайдана в Украине. Тогдашний министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский вместе с Лораном Фабиусом и Франком-Вальтером Штайнмайером встретился с тогдашним президентом Виктором Януковичем в Киеве на третий день после начала столкновений в украинской столице. Тогда Польша была одним из безоговорочных лидеров ЕС, когда речь шла о восточной политике блока.

В этом году, когда премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий первым созвал внеочередной саммит ЕС для обсуждения реакции ЕС на насильственные события в Беларуси, его слова не вызвали немедленной положительной реакции в других столицах. Сегодня, в конце концов, состоится внеочередной Совет по иностранным делам, но заслуга в этом также принадлежит Литве, Германии и Швеции. Это не просто результат успешных дипломатических усилий со стороны Варшавы, даже если польский МИД стремился представить это так для своей внутренней аудитории. Если какая-то столица сейчас и лидирует в реакции ЕС на события в Беларуси, так это не Польша, а гораздо меньшая Литва, которая достойна отдельного рассказа о том, как бить выше своего веса.

Европейских партнеров раздражает позиционирование Польши как защитника демократии и прав человека в Беларуси, когда она нарушает их дома

Эти две ситуации не идентичны. ЕС27 уже давно проявляют больший интерес к Украине, чем к Беларуси. Вероятно, в феврале активировать европейскую дипломатическую машину легче, чем в ленивый летний период. А в случае с Украиной ЕС был вовлечен в кризис на гораздо более ранней стадии, ведя переговоры по соглашению об ассоциации с Януковичем, отклонение которого вызвало цепную реакцию протестов и государственных репрессий.

При этом Польша в течение многих лет считалась одним из самых влиятельных голосов в ЕС в отношении Беларуси. В стране проживает значительное польское меньшинство, и Варшава часто работала над тем, чтобы протянуть руку помощи или защитить интересы этого меньшинства. Даже крошечные шаги, такие как предоставление польскому телевидению доступа на белорусский рынок, с любопытством наблюдались в других столицах ЕС как барометр, измеряющий готовность Лукашенко взаимодействовать с Европой — или ее отсутствие.

Так почему же польский голос сейчас так мало значит? Новое издание ECFR’s EU Coalition Explorer дает некоторое представление о том, почему это так.

Партия «Право и справедливость» в 2015 году сформировала правительство с благородным обещанием поднять внешнюю политику Польши с колен. Однако с тех пор положение страны в ЕС почти не улучшилось. Во всяком случае, тенденция противоположная. Опрос специалистов в области политики, проведенный Coalition Explorer, показывает, что в совокупности они считают Польшу второй страной в блоке, вызывающей разочарование, после Венгрии. Кроме того, она входит в число трех стран (наряду с Италией и Испанией), которые чаще всего считаются менее весомыми в политике ЕС.

На первый взгляд общий результат Польши на самом деле не так уж и плох, так как она занимает четвертое место после Германии, Франции и Нидерландов по влиянию. Этот совокупный результат отражает, какие страны-специалисты по политике в странах ЕС-27 считают наиболее контактными, отзывчивыми и влиятельными партнерами своих стран, а также те, с которыми у них больше всего общих интересов. Эта позиция представляет собой улучшение для Польши по сравнению с предыдущими выпусками исследования.

Однако, как обычно, дьявол кроется в деталях. За исключением ограниченной группы восточных стран-членов ЕС (Венгрия, Словакия, Чехия, Литва, Румыния, Болгария; половина из них — соседи Польши), редко кто считает, что Польша имеет такие же давние интересы в политике ЕС; и только некоторые из этих стран (плюс Германия) включают Польшу в список своих партнеров, с которыми чаще всего контактируют. Это противоречит стремлению Варшавы играть роль одной из «большой пятерки» ЕС после Брексита, наряду с Германией, Францией, Италией и Испанией.

Два предыдущих выпуска Коалиционного исследователя ЕС были проведены в 2016 и 2018 годах, поэтому, основываясь на наших данных, невозможно сравнить европейское положение правительства «Право и справедливость» с положением его предшественников, правивших Польшей. до 2015 года. Однако мы видим, что круг европейских партнеров, на которых Польша могла бы опираться, сузился за последние пару лет.

В частности, Великобритания была ключевым западным членом ЕС, который считал, что Польша разделяет с ним схожие интересы. Это привело к прочным контактам между двумя столицами. Сейчас этот альянс выведен за рамки ЕС, и в результате нигде в западной части ЕС профессионалы-политики не считают Польшу разделяющей интересы со своей страной. Германия является единственным членом ЕС до 2004 года, где Польша входит в число наиболее контактных партнеров, но Польша занимает только пятое место после Франции, Нидерландов, Австрии и Испании (с которой Германия даже не имеет границы). Отношения между Варшавой и Берлином далеки от совершенства, мягко говоря, во многом по воле самой Польши.

В то же время сузились и собственные европейские горизонты Варшавы. Brexit оставил Германию единственным западным членом ЕС из 27 стран, которого польские политики называют одним из наиболее контактных партнеров своей страны. Великобритания оставила вакуум, который никто не заменил, будь то Франция или Швеция, которые были бы одними из самых естественных кандидатов на эту роль.

Это серьезная проблема не только для Польши, но и для силы восточной перспективы в политике ЕС. Польша вполне может стремиться служить мостом для ЕС на восток точно так же, как Франция представляет южную перспективу, а Нидерланды — северную, а Германия возглавляет блок из центра. Исследователь коалиции ЕС ECFR демонстрирует, что Польша имеет хорошие связи с большинством восточных членов ЕС. Однако он не может конструктивно использовать этот потенциал, если его каналы связи с более крупными и богатыми странами не функционируют должным образом и если он не в хороших отношениях с руководителями институтов ЕС.

Политика России тому пример. Польша — единственный член ЕС, который считает отношения с Россией своим наивысшим приоритетом в политике ЕС на ближайшие пять лет. Только три прибалтийских государства и Швеция включают политику в отношении России в список своих пяти главных приоритетов. Все они поддерживают ограничительные меры против Москвы. Однако некоторые страны ЕС, такие как Франция, Италия и Австрия, приветствовали бы своего рода компромисс с Москвой, как показывает карта политических намерений ECFR. Таким образом, ограниченное положение Польши в политике ЕС в целом может ограничить ее способность, а также способность других восточных членов ЕС защищать свои жизненно важные внешнеполитические интересы.

В Беларуси Литва не только активнее Польши. Две страны предприняли несколько инициатив совместно или в составе одних и тех же групп, в том числе иногда со странами Балтии или с Украиной. Но к Вильнюсу, похоже, относятся серьезнее, чем к Варшаве. Почему это? Какофония голосов в польском правительстве явно не помогает: министр юстиции Збигнев Зиобро выступает за осторожную реакцию на белорусский кризис, а Моравецкий и министр иностранных дел Яцек Чапутович предпочли бы, чтобы Польша играла более активную роль. В то же время нереально, чтобы европейские партнеры Польши вдруг перестали доверять опыту Варшавы в восточной политике. Скорее всего, многих просто раздражали попытки страны позиционировать себя в качестве защитника демократии, верховенства закона и прав человека в Беларуси — в тот самый момент, когда она их нарушает у себя. Так совпало, что жестокое подавление сообщества ЛГБТ+ в Польше произошло в тот же день, когда всего в 200 км восточнее белорусский президент направил полицию и армию против своего народа.

Как показали последние пять лет, ЕС может столкнуться с трудностями в обеспечении соблюдения законности в своих государствах-членах, будь то Венгрия, Польша или любое другое место. Но у польских властей не должно быть иллюзий, что им это сойдет с рук без ущерба для их положения в ЕС. Медленно, но верно проблемы с верховенством закона в Польше приводят к уменьшению влияния страны на то, что делает ЕС, включая внешнюю политику блока.

Долгое время у Польши были хорошие отношения с восточными соседями ЕС. Однако в последние годы последние диверсифицировали своих основных европейских партнеров; например, Украина в настоящее время больше полагается на Германию и Швецию, чем на Польшу. Могут ли аналогичные изменения произойти с сетью Польши в ЕС? На данный момент страна по-прежнему поддерживает связи с восточными членами ЕС, от стран Балтии до Болгарии и Хорватии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *