Полуостров рыбачий мурманская область: как попасть на край земли

Почему полуостров Рыбачий стал настоящей Меккой для туристов

Содержание статьи

  • 1 Что такое полуостров Рыбачий?
  • 2 История и достопримечательности полуострова Рыбачий, Мурманская область
  • 3 Мурманская область: полуостров Рыбачий на карте
  • 4 Путешествие на Рыбачий и Средний полуостров
  • 5 Что такое Соловецкие острова?
  • 6 Наше путешествие в Рыбачий и Соловки
  • 7 Достопримечательности полуострова Рыбачий
  • 8 Почему Рыбачий стал настоящей Меккой для туристов?
  • 9 Новое братство джиперов
  • 10 Перевал Муста-Тунтури
  • 11 Вглубь тундры
  • 12 Прямо к морю
  • 13 Неудача на бездорожье
  • 14 Полуостров РЫБАЧИЙ / ПЯТЬ Дней по ТУНДРЕ / Рыбалка на Кольском
  • 15 Заброшенный корабль — Корабль скорбной души
  • 16 Все напрасно?
  • 17 Тогда жизнь продолжается
  • 18 Голова тюленя
  • 19 Заброшенное поселение
  • 20 Исчез в дымке
  • 21 Удивительный конец истории
  • 22 Невидимая военная зона
  • 23 Рыбалка у полуострова Рыбачий

Что такое полуостров Рыбачий?

Полуостров Рыбачий — самая северная часть континентальной европейской части России, а туристы называют его краем света. Его название переводится как «Полуостров Рыбаков», рыболовство здесь всегда имело большое значение. На самом деле полуостров почти полностью окружен Северным Ледовитым океаном. Полуостров Рыбачий находится несколькими часами езды от Мурманска, но, естественно, появляется вопрос: что можно посмотреть из достопримечательностей этого самого приближённого уголка российскую Арктики? Читайте дальше на нашем сайте bungary.ru

История и достопримечательности полуострова Рыбачий, Мурманская область

Много веков назад здесь уже жили поморские рыбаки. Первое упоминание русских летописей о полуострове относится к 16 веку. Тогда полуостров имел большое значение для рыболовства и торговли между Россией и Европой. На протяжении 19-20 веков здесь жили норвежцы, финны.

Во время Второй мировой войны три лет он был ареной позиционной войны между фашисткой Германией и Советским Союзом. Полуостров прикрывал доступ к Мурманску и Архангельску, которые являлись главными воротами для ленд-лиза. Фронт разделил полуостров на две части, обе стороны имели сильно укрепленные позиции. На полуострове много памятников, включая нетронутые артефакты времен Второй мировой войны, которые можно легко найти среди бесчисленных холмов.

Сейчас большая часть военных баз не функционирует, но территория по-прежнему закрыта для иностранцев. Приграничная зона является причиной, по которой иностранцам необходимо получить разрешение, занимающее около двух месяцев.

Мурманская область: полуостров Рыбачий на карте

Путешествие на Рыбачий и Средний полуостров

Что такое Соловецкие острова?

Если вы готовы провести в России больше дней, для всех любителей истории и средневековой архитектуры найдется особое место! Или просто любители природы. Место — Соловецкие острова или Соловки, архипелаг, расположенный в Онежском заливе Белого моря. Соловки — один из главных туристических магнитов на Русском Севере! Место настолько популярно среди русских, что летом найти отель — непростая задача. Однако толп туристов нет, вероятно, из-за отсутствия арендного жилья …

Природа островов очень красивая. У них гранитные берега, красивый холмистый рельеф. Большинство островов покрыто лесами. Есть также многочисленные озера, соединенные монахами, образуя сеть каналов. Замечательное место, чтобы насладиться нетронутой природой!

Соловецкий монастырь имеет богатую историю. Он являлся одной из крупнейших христианских цитаделей на севере России. Монастырь пережил несколько крупных изменений, включая военные осады. Его самые важные постройки датируются 16 веком. С 20 века он стал советской тюрьмой, таким трудовым лагерем, послужив прообразом будущих лагерей системы ГУЛАГа … Сегодня Соловецкие острова известны как историко-архитектурный музей и природный заповедник Советского Союза. С 90-х — находятся среди достопримечательностей Списка всемирного наследия «как выдающийся образец монашеского поселения среди суровой северной Европы, превосходно иллюстрируя веру, упорство, предприимчивость религиозных общин позднего средневековья». Так что это место действительно стоит посетить …

Наше путешествие в Рыбачий и Соловки

Поездка на полуостров Рыбачий вызывает вопросы, которые я слышал много раз. «Почему ты едешь сюда?» «Это горшок с медом ?!» (Метафора, напоминающая об использовании меда, как приманки внутри ловушки).

За последние пять лет Рыбачий стал невероятно популярным среди всех видов туристов, включая любителей активного отдыха на внедорожниках либо джипах, любителей истории на мотоциклах, любителей здоровья, путешествующих пешком или велосипедом, включая многих других по разным причинам. Может быть, они исследователи либо просто любители природы.

Внезапный интерес к Рыбачьему, а также возобновившееся движение туда отчасти связано с новыми упрощенными законами. Несколько лет назад, за несколько месяцев до поездки, вам нужно было подать заявление на разрешение, рассматриваемое Федеральной пограничной службой (управление ФСБ), а это требование практически полностью тормозило движение на Рыбачий. Теперь нужен только паспорт и соответствующие визы, если вы иностранец. Если вы из России, все намного проще. Ха-ха.

Это было захватывающее, даже загадочное исследование невероятного полуострова Рыбачий. Путешествие на всю жизнь!

Достопримечательности полуострова РыбачийЭто видео о коротком осеннем путешествии на полуостров Рыбачий, мыс Кекурский, губа Скорбеевская. Цель поездки — отдохнуть, насладится видами осеннего Севера. Во время самой поездки познакомились с интересными людьми, путешественниками из Воронежа, известным Ютубером под ником Alexander Pilot. Александр & его супруга посмотрели уже много стран, поделились своими впечатлениями. А мы рассказали им о жизни на Крайнем Севере.

Почему Рыбачий стал настоящей Меккой для туристов?

Полуостров Рыбачий (— «Полуостров Рыбаков»), является самой северной частью континентальной европейской части России. (Административная часть Печенгского района Мурманской области.)

Полуостров невероятно красив со своей суровой, девственной северной природой, дико захватывающими морскими берегами, пустынными просторами тундры, биологическими \ геологическими особенностями, а также захватывающими романтическими веяниями истории Второй мировой войны.

Не забывайте полярные дни с постоянным освещением, а также непредсказуемой погодой. Наверняка ваше любопытство уже пробудило множество опубликованных восторженных отзывов от потрясенных туристов.

Подумайте вот о чем: человеческая природа всегда любит все сравнивать с «самым»… Самым красивым, самым широким, самым высоким, можно продолжать далее.

Рыбачий — самый северный мыс европейской части России … рядом с ним находится самое глубокое ядро ​​в мире — сверхглубокое ядро ​​Кола!

Мне продолжать? Поверьте, здесь есть масса удивительных достопримечательностей, а впечатлений хватит для любого путешественника, уставшего от скучного автобусного туризма.

Новое братство джиперов

Среди поездов на Рыбачий появилась новая тенденция. За последние 3-5 лет этот регион пользуется огромной популярностью среди туристов-внедорожников с их уродливыми, назойливыми транспортными средствами.

Это особая атмосфера энергичных искателей приключений, путешествующих на джипах, включая другие специально оборудованные транспортные средства, способных путешествовать по бездорожью. Братство джипов позволяет круглосуточно путешествовать из-за постоянного северного дневного света, изучая бездорожье из-за постоянных \ регулярных проблем с состоянием местных дорог. То есть бездорожье.

Плюс надо учитывать отсутствие на Рыбачьем заправок, автосервисов, автозапчастей. Путешествие по этому региону требует, чтобы вы были готовы и могли позаботиться о себе. Это атмосфера жестокой независимости.

Изолированность от цивилизации, ее роскоши, пробуждает глубокое внутреннее сочувствие, а также особую нежность к трудностям \ бедам местного населения.

Полуночное солнце создает особый режим дня.

Два месяца при дневном свете, круглосуточно \ без выходных, путешественники будут ловить рыбу, спать, есть или наслаждаться бездорожьем. Не забывайте пить, фотографировать, ремонтировать машину либо грустно (мрачно? Мрачно?) Блуждать по цивилизации, катящей перед собой сломанное колесо.

Отсутствие привычных временных маркеров искажает образ жизни. Нелегко сказать, сколько дней прошло… Вы можете 20 часов подряд бороться за бездорожье, а потом столько же времени поспать.

Свет. Много света. Здесь люди сами выбирают продолжительность дня. Некоторые предпочитают 24, некоторые — 32, но большинство из них просто забывают часы, наслаждаясь путешествием до наступления дня, чтобы отправиться в обратный путь.

Обилие странных чувств манит снова и снова.

Конец Ойкумен как он есть.

Путешествие начинается …

Отъезжая более 2000 км от Москвы, мы неожиданно оказываемся на пограничном посту «Титовка». (Река Титовка Мурманской области, Россия).

Скучающий пограничник проверил наши паспорта, подсчитал количество людей внутри, а после недолгого ожидания открыл ворота. Мы пересекли одноименную реку по мосту, с чувством ностальгии посмотрев на последние 100 метров асфальтированной дороги. Колеса странно ревели по грунтовой грейдерной дороге. Отсюда началось наше путешествие!

После 10 км извилистой дороги мы увидели «святое место» всех рыбаков, особенно любителей лосося. Там стоял небольшой трейлер с очень почтительным словом «Кузьмич», человеком, который выдает разрешения на рыбную ловлю.

Получив разрешение, мы атаковали реку. Много веселой рыбалки, но, увы… лосося почти нет! 50 счастливых рыбаков выловили всего 1-2 рыбки за день. Но, может быть, это их истории только для того, чтобы отпугнуть потенциальных конкурентов!

Перевал Муста-Тунтури

Далее дорога поднималась в гору, пока не доехали до перевала, название которого помнят только люди с хорошей памятью. Гугл мне помогает… Муста-Тунтури — это название перевала! Не пытайтесь вспомнить, это даже сложнее, чем вулкан Эйяфьядлайёкюдль.

Пока наш советский военный фургон храбро карабкался по мокрым скалам, причудливая погода менялась несколько раз — солнце, облака, дождь, туман, затем снова и снова вперед. Где снег?

После перевала мы обнаружили небольшую частично замаскированную развилку дороги. Одно направление идет на Рыбачий, а другое носит странное название «Голландская дорога». Почему? Потому что немцы во время оккупации отремонтировали, нет — перестроили его много лет назад для снабжения своих вооруженных сил. Хотя, судя по руинам финской истории, дорога проходила здесь много лет назад.

Вглубь тундры

Объехав еще один холм, мы наконец увидели желчное северное море. Был полуостров Средний, а потом сквозь дым и облака показался полуостров Рыбачий. Два полуострова, разделенных небольшим участком суши и широкими просторами Моткинского пролива.

Район изобилует множеством памятников, напоминающих нам о Великом Отечественном фронте, находившимся здесь 3 долгих, тяжелых года… Отличительной чертой таких мест являются несколько «сувениров», оставшихся после тяжелых боев, а также часто собираемых путешественниками с близлежащих ландшафтов.

Постамент, который мы посетили, оказался покрыт гильзами, осколками снарядов, прочей фурнитурой — частое зрелище для европейской части России. Однако, это было первое место, где я увидел неразорвавшийся минометный снаряд.

Боковое примечание: очень опасно обращаться с неразорвавшимися боеприпасами любого типа. Многие местные падальщики, те, что выжили, потеряли руки и ноги во время этой охоты за сувенирами.

Прямо к морю

Наконец дорога спустилась к морю. Мы поехали прямо на Рыбачий. Дорога была ужасной, но это была дорога! Ехали медленно, но легко. Это было невероятно жестоко, даже шатко. После часа пения стихотворения с природой мы добрались до Рыбачьего! Ура!

Первое, что мы увидели, было заброшенное поселение бывших геологов с гниющими останками марсоходов, ржавыми рамами, бочками, прочими следами отвернувшегося мира.

Мы повернули на запад, через час прибыв в лагерь Коли Чеботарева, самого легендарного экскурсовода, но по совместительству, нашего спутника на следующие недели.

Чтобы развести костер, мы пошли к морю. Чудо! Лесов нет, это тундра, поэтому, если у вас нет дров, ищите бревна, разные обрезки, выброшенные на склад суровыми волнами Северного океана.

Наша первая ночь в Рыбачьем оказалась вовсе не той ночью. Холодный ветер, свет, солнце прячется среди облаков, но внезапно возвращается, какие-то осколки тумана. Было странно спать в палатках при дневном свете полуночного солнца, но усталость сделала свое дело. Может быть, викинги приплыли в Америку, чтобы спрятаться от этого всевидящего ока?

Неудача на бездорожье

На следующий день проснулись поздно. Дорога пролегала по песчаным пляжам, так что я не могу удержаться от езда прямо вдоль прибоя. Это первый раз, когда УАЗ курсирует по морской воде, разбрызгивая воду повсюду. На самом деле морская соль не так полезна для деталей наших автомобилей или кожи людей, но мы знали, что впереди нас ждет множество пресноводных бродов.

Выехав на главную дорогу, за 1,5 часа неспешной езды УАЗ преодолел три глубоких брода, включая бесчисленное множество неглубоких. В одном из них крепко застрял Хюндай Коли. Проблема заключалась в том, что Коле не нравился мой путь через брод, поэтому он попытался схитрить и найти место получше. Но, по факту,, он перехитрил себя, застряв среди ила на дне озера.

Подойдя к машине Коли с нашей верной веревкой, я долго пытался найти единственную буксирную проушину, находившуюся под водой. Поскольку я не был знаком с машиной, то не смог ее найти! Тем временем машина продолжала работать, а вентилятор продолжал перекачивать воду, которая текла из двигателя, тихонько бормоча. Двигатель не заглох; это немного воодушевляло.

Коля, трудолюбивый человек почти 65 лет, отважно открыл дверь, впустив воду в машину вместе с женой и двумя детьми, затем прыгнул в воду по пояс, начав нырять со мной. Вскоре мы нашли нужное место подключения, зацепили буксирный трос, и УАЗ легко вытащил машину из водо-грязевой ловушки!

Мы открыли капот, чтобы осмотреть двигатель, но пришлось полюбоваться небольшим искусственным водопадом из-под машины. Странно то, что машина оказалась в порядке, поэтому была готова к дальнейшим подвигам и наказанию! Еще более странным было то, что на следующем броде Коля строго следил за мной, ха-ха.

Но на этом приключения не заканчиваются! После очередного, особенно длинного брода, мы случайно обнаружили, что номер машины Коли улетел в неизвестном направлении… Неудача! Что делать? Нам нужно было его найти! Определив по фотографиям наиболее вероятное место, мы приступили к следующей спасательной операции. Сняв обувь, мы идем небольшими шагами, чтобы найти кусок металла где-нибудь среди глубин воды.

Наконец мы его нашли! Жалко, что не наш, хммм. Должны ли мы сделать здесь интернет-страницу для людей, потерявших свои номера? Через несколько дней мы узнали, что в Рыбачьем есть специальное кладбище, где можно поставить чужие номера, а заодно найти свои. Их сотни.

Полуостров РЫБАЧИЙ / ПЯТЬ Дней по ТУНДРЕ / Рыбалка на Кольском

Заброшенный корабльКорабль скорбной души

Не найдя номерного знака своего автомобиля, мы поехали дальше к самой северной точке Рыбачьего побережья Европейской России, мысу Немецкий! Не дойдя до места, я увидел потрясающую картину. В воде, лежащей среди океана на скалах и опрокидывающейся вправо, находился небольшой корабль.

Знаете, у этих кораблей может быть душа. Говорят, души погибших моряков плачут, как чайки. Их песни резкие, резкие, длинные одновременно. Интересно, как души разбившихся кораблей кричат ​​на ветер и море?

Мы оставили УАЗ возле штабелей ржавых бочек, направившись осматривать некогда великолепную лодку, выброшенную на берег буйными, безжалостными водами моря. Маленький корабль кажется огромным, когда вы стоите рядом с ним на скалах, наблюдая фальшборты в нескольких метрах над собой. Видите винт, мертвый, изогнутый, скрученный скалами.

Возможно прошел шторм, а моряки пытались переждать его среди небольшой бухты, когда якорь не выдержал, либо случилось какое-то другое драматическое происшествие? Они дрались, корабль дрался, ветер завывал, а винт разбивался о камни; ревущие волны холодного, жестокого океана завершили свою неизбежную работу, выбросив бедное судно на берег.

Я уверен, что люди не погибли, но затянуть корабль обратно в мягкую воду было невозможно. Согласно бумагам, капитан корабля тоже владел бизнесом. Вероятно, у него не было денег, чтобы отремонтировать либо спасти свою старую, верно служившую лодку.

Возможно, этот мертвый, скорбный корабль скрывает драматичную историю, как книга Хеммингуэя, но вместо простыни и веревки можно услышать, как стучит дизель, пронзающий душу старого моряка, включая непозволительную стоимость буксира для спасения.

Мы нашли веревку, услужливо свисающую с перил, вероятно оставленную предыдущими посетителями, затем легко забрались на палубу. Он был такой, будто наш симпатичный корабль все еще плыл по акватории в Мурманск.

Повсюду были следы жизни — хлопья на кухонной столешнице, запах масла из машинного отделения, предметы одежды \ вещи, которые не оказались разграбленными либо уничтоженными людьми.

Мы увидели на мосту дешевое оборудование, а также следы того, что дорогостоящее оборудование было аккуратно снято, не просто вырвано шиномонтажом, но, вероятно, откручено владельцами.

Были бумаги. Лицензия на рыбалку, несколько счетов на норвежском языке… Россия в миниатюре! Они выловили \ продали улов в Норвегии, чтобы мы могли выкупить его обратно жестяными банками.

Побродив по мертвому кораблю, мы с грустью вернулись к машине. Он по-прежнему оставался там, идеально описывая пустынный пейзаж советской эпохи. Только ярко-желтый бампер раскрыл его происхождение.

Удивительно, но если припарковать УАЗ возле колонны брошенных военных УРАЛ \ ГАЗ-66, то нелегко оценить ее возраст на 40 лет меньше, чем у его более крупных товарищей. Поистине, работа гениального дизайнера-одиночки!

Через полчаса мы достигли мыса Немецкий, расположенного между маяком и суровым северным морем. Море, где нас встретили серые жесткие воды, холодные брызги соли, ветер, острые камни.

Все напрасно?

На этот раз мои мысли летали вокруг людей, когда-то живших либо останавливающихся здесь, торговали, сражались, жили и умирали. Пятьсот лет назад здесь ловили рыбу, торговали многие народы, русские, норвежцы, финны, даже англичане. Купцы плыли в Архангельск и обратно, а их жены держали дом, воспитывая детей, а жизнь кипела.

Сюда ходили рыбаки из Соловков, Мексена, Долгощели. Поморцы принесли хлеб, испеченный из пшеницы, выращенной в Суздальской области, а затем направились вниз по реке Северная Двина для торговли с норвежцами.

Грядущая война опустошила все вокруг, опрокинув некогда цветущий берег, наполнив его железом, грудами костей. Знаменитые конвои вышли в открытое море, а вслед за ними — знаменитые немецкие подводные лодки. Иногда оба оставались в этой воде навсегда … Летчики тоже знали свои шансы.

После войны приграничная зона закрыла полуостров для простых людей, но жизнь, включая прочие дела, продолжались среди многолюдных военных городков. Незримые подводные лодки, прячущиеся среди глубоких вод, снова и снова проходили мимо них. Они пошли на войну, сгорели, утонули, подверглись воздействию радиации, но вернулись обратно через Бискайский залив, Саргасовское море, Норвежское море, а затем обратно, обратно в Рыбачий.

Тогда жизнь продолжается

Мы все еще стояли на краю Ойкумены. Мы собирались вокруг, дыша морем, когда наш верный проводник Коля начал свои рассказы о гиперборейцах, о том, как ядерная война разрушила их много лет назад, а осколки бомб разлетелись по всему миру. Подумав о значениях, я попытался понять его историю, был ли он серьезен или нет?

Пришло время оставить научную фантастику, чтобы вновь ощутить реальный мир. По крайней мере, так казалось.

Мы, наконец, были почти готовы к взлету, когда некоторые находившиеся поблизости джиперы обнаружили, что у их аккумулятора возникли небольшие проблемы со здоровьем, как и у гиперборейцев. Мы завели их машину, снова двинулись в путь, через час доехав до мыса Кекур.

Мы останавливались здесь на две ночи. То есть, долгие дни, ведь ночей нет!

Голова тюленя

Аня пошла фотографировать, а мы с Димой рыбачили. У нас есть удочки… Какая удача! Собственно, Дима собирался их забрать, но забыл среди суматохи подготовиться. У меня обычно не было жердей, но я случайно где-то купил. В УАЗе мы также обнаружили много приманок.

Я пытался вспомнить, когда рыбачил последний раз? Может, это был 1998 год, Норвегия? Я совершенно забыл, каково это; но это потрясающе!

Холодное, буйное море кишит жизнью. Гольфстрим приносит еду, а кислород предпочитает более холодную воду. Это рай, где все весело размножаются по морю, поедая друг друга! Как обычно, человек сидит на вершине пищевой цепочки, беря всё из моря. Естественная красота!

С рыбалкой нам очень повезло! Мы выловили много рыбы одну за другой. Обычно они были мелкими, иногда ловили что-то более крупное, размером с обычную сельдь. Бог знает, что это за рыба?! Это не треска, не скумбрия, не сельдь.

До окончания праздника мы поймали около 30 рыб. Внезапно мы увидели, как из воды высунулась голова тюленя, наблюдавшего за нами, смеявшаяся над нашими усилиями. Это спугнуло весь запас рыбы! Однако, Матвей приготовил весь улов; это было невероятно вкусно!

Заброшенное поселение

Двигаясь на восток, мы наконец достигли заброшенного военного поселения. Сколько сил оказалось потрачено зря! Это целый законченный город-призрак с десятками зданий высотой до пяти этажей.

Наши шаги внутри производили глухое эхо, мы чувствовали свежий уличный воздух, струящийся через разбитые окна комнат, чувствовали сломанную плитку под нашими ногами, а также пустоту, от которой замерзали сердце и душа.

Если вы любили копаться в старых зданиях, то должны хорошо знать это чувство. Иногда можно было увидеть даже следы старинных обоев с типичным цветочным орнаментом, но дыхание жилого помещения оставило его много лет назад.

Историю этого места легко увидеть с крыши. Здесь были одноэтажные домики, ангары, вероятно, послевоенного времени 1950-х. Рядом мы видели 2-х, 3-х этажные дома 1960-1970-х гг.

Вид с крыши, на которой мы стояли, являлся явным доказательством времен развала СССР. Такие 5-этажные дома по всей стране проглотили последние ресурсы как раз к «холодной войне», разразившейся незадолго до перестройки. СССР распался, а такие военные гарнизоны постепенно опустели.

Среди одной из комнат мы увидели грязную табличку «ДМБ 2008/9», что означает демобилизацию. Всего 10 лет назад какие-то бедняги провели здесь два самых бессмысленных года своей жизни.

Исчез в дымке

Мы вышли из ступора, пробираясь через несколько глубоких водоемов, спускаясь по крутым извилистым склонам. Везде лежали огромные камни. Посреди очередного водоема глубиной 1,5 метра УАЗ застрял на одной из этих скал. Вода мутная; мы ничего не видели… Только громкий лязг, затем машина остановилась.

Вождение в грязной, глубокой воде — завидный навык для опытного водителя. Вы едете, следуя своим инстинктам, внутренним чувствам. Иногда это действительно срабатывает.

Автомобиль Коли был еще хуже, когда, наконец, он остановился на одном из подъемов, выдавив небольшую струйку масла. Двигатель все еще работал, но машина не двигалась. Через несколько минут машина просто выжила, ожила, затем мы поехали. Проблемы с коробкой передач? Кто знает?

По завершению спуска мы нашли следующую заброшенную военную станцию, это была служба связи. Одно здание полностью поглотил туман, видны были только знакомые ржавые хлам и бочки.

Больше прогулок по заброшенным местам, та же пустота, ужасные призрачные мысли переселенцев. Кому-то уж точно не повезло …

Затем видимость упала до 100 метров, но мы поехали дальше посреди удивительного тумана. Ни направления, ни солнца. Туман остался внутри машины и одежды, включая наши лица, руки, едва капая маленькими ручейками.

Все звуки стали приглушенными. Мы не могли ехать без видимости. Остановились здесь на ночлег, шутя про тихие холмы, туман войны, растаманы, прочие веселые туманы.

Наши экзистенциальные мысли медленно растворились среди тумана, как все вокруг нас. Мы стремились к чистому, прозрачному воздуху со вкусом солнечного света. Чего еще мы могли пожелать?

Удивительный конец истории

Туман рассеялся, мы с большим энтузиазмом начали новый день. Солнце немного светило или, по крайней мере, пыталось сиять.

Мы снова продолжили путь. Прошли тропу вниз по склону холма, отыскав скрытый проход, позволивший нам перейти на лучшую дорогу, затем двинулись вперед, заодно раскручивая хороший темп.

Вдруг из дюны выскочил огромный черный автовоз VW с черным номерным знаком. За рулем вел моряк. Знаете, в армии есть особенный человек с развитыми социальными навыками, который на бумаге ничего не значит, но занимает важное место среди иерархии. Этот маленький, худощавый военный моряк стал прекрасным примером. Он вел эту огромную иномарку без присмотра… серьезный человек!

Я, улыбаясь ему, говорю: «Привет! Вы едете с мигающим светом, значит, нам разрешено ехать там, где вы едете?». Он не выглядит с нами очень счастливым. Кажется, мы наткнулись на какие-то военные учения. Я предлагаю: «Давайте сделаем так. Ты вернешься, а мы последуем за тобой прямо через военную зону, чтобы убираться отсюда к черту».

Он сказал: «Опасно! Комиссар за рекой. Мне нужно их взять. Как, черт возьми, я могу это сделать, если будет прилив?! «

Потом он позвонил кому-то, после чего из ниоткуда появилась резиновая лодка, забрав Комиссара с другого берега.

Найдя наконец старшего офицера флота, который оказался майором, я объяснил ситуацию. Мы оказались среди самого центра секретной военной операции.

Он сказал: «Хорошо, следуй за нами, мне все равно. Но ты меня не видел, все такое…, здесь ничего не было». (Все это было сказано ругательствами).

Пока они садились, я завел машину, затем мы последовали за ними на каждом этапе их пути, более 10 километров. По тропе, по дюнам, холмам, долинам, а потом — бах!

Невидимая военная зона

Полевые кухни, 300 солдат, все с заряженным оружием, и вот… УАЗ с желтыми бамперами, зеркалами с чем-то ярким на крыше. Однако УАЗ военного цвета (хаки). Все смотрели на нас, испытывая полное недоумение… мы не были военными, но и не гражданскими; кроме того, мы ехали за D.M.V. (военный фургон).

На выходе из военной зоны стоял шлагбаум со штырями. Странный солдат спрятал его для D.M.V., но, к счастью, не вернул его.

С очень суровым лицом я высовываюсь из окна, чтобы помахать парню с автоматом у контрольно-пропускного пункта. Он посмотрел на меня из-под шлема, тоже помахав, вероятно, сбитый с толку насчет нас, бояться либо нет.

Следующая наша поездка напоминала тихое одиночество, испытывающих глубокие раздумья. У каждого свое мнение, повезло ли нам, могли ли нас расстрелять, были ли мы в опасности?

Рыбачий, прощай.

Рыбалка у полуострова РыбачийВ силу разных причин пропустили трофейную морскую рыбалку в апреле-мае. Решили добрать летом. На трофеи никто не рассчитывал — не по сезону. Тем не менее, отловились неплохо. Решили ловить у полуострова Рыбачий. Взяли около 60 кг, в основном трески. Ловилась размерность от 1,5 до 2 кг, но попадались по 3-4 кг, до 6 кг.

Путешествие на север Мурманской области: полуострова Рыбачий и Средний

Неповторимая красота Русского Севера всегда манила путешественников. Полуострова Рыбачий и Средний, омываемые суровым Баренцевым морем, — это самые северные земли европейской части нашего государства. Сегодня путешествия по этим живописным тундровым местам Мурманской области набирают популярность не только из-за их красоты, но и из-за желания туристов узнать больше об истории этой отдаленной части России.

Географические особенности

Административно вся территория принадлежит Печенгскому району Мурманской области, и здесь существует три населенных пункта — Цыпнаволок, Вайда-Губа и Зубовка. Рыбачий и Средний соединены с материком длинным 2 км перешейком. А перешеек, соединяющий оба полуострова между собой, протянулся на километр.

Берега полуостровов сложены сланцевыми скалами черного цвета и круто обрываются в воду. Здесь много небольших заливов и бухт. Интересно, что море, омывающее эту часть суши, не замерзает даже в зимние месяцы из-за влияния теплого Нордкапского течения.

Поверхность Среднего и Рыбачьего покрыта невысокими холмами и взгорьями с тундровой растительностью, на которой встречаются заболоченные участки, а также березовые и ивовые перелески. Самые высокие точки сосредоточены на Гордеевом мысу, Кекуре и Гремящинской пахте. По сравнению с самими полуостровами перешейки сильно понижены, и на них видны следы прежде существовавших проливов. Не случайно на старинных картах Рыбачий обозначен как остров.

Раньше через перешейки существовал волок, которым пользовались викинги и поморы, потому что обход на деревянных парусных судах вокруг Рыбачьего по бурному северному морю был опасен. На память о старом волоке остались названия Малой и Большой Волоковых губ.

Единственную дорогу, ведущую с материка на полуострова, первоначально построили иноки Печенгской обители для своих конных обозов. Во время Великой Отечественной войны ее заняли немецкие войска. Поэтому вдоль всего пути сохранилось немало укреплений и колючей проволоки.

Подъезд к началу всех маршрутов — Титовке проходит от Мурманска по федеральной трассе М18 «Кола» (около 100 км). Здесь с автомобильной дороги сворачивают на грейдер, проложенный по долине р. Титовки, и преодолевают перевал в хребте Муста-Тунтури, ведущий к Среднему полуострову.

Перевал Муста-Тунтури

Другой путь на Средний ведет по дороге, которую построили немецкие солдаты во время Второй мировой войны. Она нужна была им для доставки боеприпасов к передовой. И ходя этой старой дороге более 70 лет, она сохранилась в довольно хорошем состоянии.

Немецкая дорога

История Лапландского берега

Изначально отдаленные земли, расположенные на берегу Северного-Ледовитого океана, заселяли лопари (или саамы). А с 60-х годов XIX века здесь появилось несколько колоний переселенцев из Финляндии и Норвегии. Всего было построено 9 колоний, в которых проживало около 500 человек. В это время лопари откочевали со стадами своих оленей на материковую часть Кольского полуострова.

Дорога вдоль морского побережья

Русские рыбаки приплывали на Рыбачий только летом. Они ловили в здешних водах много рыбы и вели активную торговлю с европейскими странами. После революции 1917 года западной частью полуострова стала владеть Финляндия. А в 1940 году все земли отошли СССР.

Возможности для путешествий

Сегодня полуострова Рыбачий и Средний набирают популярность у любителей активного отдыха. В летнее время здесь проводят пешеходные и велосипедные туристические маршруты. Сюда приезжают участники джип-туров и мотопробегов. А зимой туристические фирмы проводят на Рыбачьем и Среднем интересные туры на снегоходах. Вело- и мототуристы обычно объезжают вокруг Среднего полуострова, а Рыбачий пересекают с юга на север, реже — второй полуостров также объезжают по периметру.

Джиппинг и путешествия на квадроциклах очень популярны в здешних местах, так как дают возможность водителям и пассажирам проехать по дорогам разного качества и бездорожью, усеянному камнями, преодолеть броды через тундровые реки, а также постоянные подъемы и спуски с сопки на сопку. Иногда путь проходит прямо по заболоченной тундре или же через плоские прибрежные отмели — литорали.

Центром туристической жизни полуостровов в последнее время стал бывший поселок Озерко, расположенный возле одноименной бухты Мотовского залива, возле перешейка, связывающего Рыбачий и Средний. Раньше в нем находится большой гарнизон зенитчиков, но последние жители покинули эти места еще в 1994 году. Сейчас здесь разместилась база отдыха «Большое Озерко», где можно с комфортом остановиться на ночлег в деревянных домиках.

Самые интересные достопримечательности

Путешественники приезжают на полуостров по разным причинам. Кому-то хочется полюбоваться северной природой. Кто-то хочет своими глазами увидеть места древних поселений и побывать на современных оленеводческих стоянках. Многих также интересуют памятники, связанные с военным прошлым Рыбачьего и его бывшие военные городки. Следы войны здесь можно найти повсюду. Между камней встречаются ржавые осколки мин и снарядов, остатки советской и немецкой колючей проволоки, корпуса от гранат, разбитое оружие и гильзы…

Самая северная точка полуостровов — мыс Немецкий. В прежние времена его называли Кегором. Историки считают, что он был заселен еще с каменного века. В XVI веке здесь находилось торговое поселение Вайда, через которое шла оживленная продажа товаров между Россией и странами Западной Европы. В годы Великой Отечественной войны на мыс совершались налеты авиации, мимо проходили немецкие катера и подводные лодки, однако боев поблизости не велось. Сейчас здесь расположены метеостанция и Вайдагубский маяк — самый северный в России. Маяк поднимается на высоту в 29 м, а его свет виден с расстояния в 20 миль.

Вайдагубский маяк

Интересно побывать на четырехкилометровом хребте Муста-Тунтури, который на севере обрывается в море отвесными скалами. В переводе с финского его название означает «черная тундра». С востока через этот хребет проложена единственная дорога, ведущая на полуостров Средний. А с его высших точек открываются прекрасные виды на бескрайнее Баренцево море.

На вершинах хребта много сохранившихся со времен войны укреплений, построенных из камней — дотов, траншей, бункеров и других укрытий. И это не случайно, ведь Муста-Тунтури — это то место, где было остановлено наступление немцев в годы Великой Отечественной войны. Здесь фашистские войска так и не смогли перейти сухопутную границу нашего государства. Поэтому на одной из высот хребта стоит единственный пограничный знак, уцелевший в годы войны от всей западной границы бывшего СССР.

Укрепления на хребте Муста-Тунтури

Имена всех защитников Муста-Тунтури, к сожалению, до сих пор не известны. И ежегодно команды поисковиков проводят здесь раскопки, чтобы останки найденных воинов могли найти последний приют на оборудованных кладбищах. Силами энтузиастов уже много лет на вершинах этого хребта устанавливаются памятные обелиски.

Памятный обелиск

Любителям брошенных мест на Рыбачьем и Среднем тоже есть на что посмотреть. На полуостровах очень много выселенных, безлюдных поселков и бывших воинских городков, поскольку в послевоенные годы оба полуострова были сильно милитаризированы. Военные объекты сосредоточены вокруг бухты Озеро, на мысе Немецкий, а также вдоль всего северного берега Рыбачьего. Здесь можно увидеть пустые дома, военные аэродромы, стрельбища, береговые артиллерийские батареи, бункеры и другие оборонительные сооружения.

На мысе Пумманки стоят два каменных исполина, которые стараются посетить все туристы, приехавшие на полуострова. Это овеянные народными легендами скальные уступы — Два Брата, считающиеся священными у местных жителей — саамов. Высокие скалы, которые стоят у самого берега Баренцева моря, издавна были для мореходов отличными ориентирами. А неподалеку от Двух Братьев протянулась живописная береговая линия, состоящая из рыжих камней причудливой формы.

Скалы Два брата

Природа полуостровов

В наши дни на территории обоих полуостровов происходит хозяйственных выпас северных оленей. Поскольку и Средний, и Рыбачий теперь входят в состав недавно созданного природного парка, на полуостровах запрещены все виды охоты. Но зато сбор ягод и грибов, которые встречаются здесь в изобилии, абсолютно легален.

На тундровых просторах водятся песцы, зайцы, лисицы, водоплавающие птицы и редкие виды орлов. Огромное количество птиц гнездится на обрывистых берегах, особенно на западе Немецкого мыса. Прибрежные воды богаты рыбой. Здесь есть треска, мойва и сельдь. И совсем близко к берегу подплывают касатки и морские котики.

Советы для тех, кто хочет принять участие в путешествии на полуостровах

С недавнего времени погранзона на полуостровах отменена. И для проезда туда достаточно российского паспорта. Однако, чтобы попасть на Средний и Рыбачий теперь необходимо оформить разрешение на посещение местного природного парка. Подать заявку можно на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области. Документы обычно проверяют в Титовке, на бывшем пограничном посту.

Хорошие дрова на Рыбачьем найти очень трудно, поэтому при поездке на машине, лучше запастись дровами заранее. Или продумать вариант приготовления пищи на газовой горелке.

Покрытие сотовой связью существует не на всей территории полуостровов, а только в отдельных точках.

Аноним

Аноним 2019-10-23 10:37:11

Перезвоните мне пожалуйста по номеру. 8 (953) 345-23-45 Виктор.

Аноним 2020-12-21 23:28:46

Да-уж посмотрим —— сервис по восстановлению кбм Полностью разделяю Ваше мнение.

Я думаю, что это хорошая идея. —— выписка за 5 минут Я считаю, что Вы не правы. Я уверен. Предлагаю это обсудить. —— https://vaz-russia.com/remont-vaz-2110/zamena-datchika-skorosti-na-vaz-2110-vaz-2111-vaz-2112.html Кому-то было нефиг делать))) —— https://nailmasteru.ru/gel-lak-french-office-nude-style-08-gc-12ml Благодарю за информацию, теперь я не допущу такой ошибки. —— маска для волос в домашних ну и да!!! —— купить аккаунты vkontakte Как раз то, что нужно. Я знаю, что вместе мы сможем прийти к правильному ответу. —— аккаунт instagram цена Согласен, весьма полезное сообщение —— играть в клубничку Я знаю, Вам здесь помогут найти верное решение. —— crazy monkey Я здесь случайно, но специально зарегистрировался на форуме, чтобы поучаствовать в обсуждении этого вопроса.
—— книжки игровые автоматы

Аноним 2020-12-31 05:24:00

Согласен, полезная мысль —— сайты недвижимости новгорода Отличный ответ —— купить бизнес менеджер фейсбук для рекламы Согласен, ваша мысль блестяща —— 1хставка партнерская программа По моему мнению Вы допускаете ошибку. Давайте обсудим это. Пишите мне в PM, пообщаемся. —— https://androidinfo.ru/novosti/631-samsung-optimiziruet-rynki-realizacii-galaxy-a21s.html Я извиняюсь, но, по-моему, Вы ошибаетесь. Могу это доказать. Пишите мне в PM, обсудим. —— восстановить доступ инстаграм Жаль, что сейчас не могу высказаться — вынужден уйти. Вернусь — обязательно выскажу своё мнение по этому вопросу. —— https://savemusic.

me/saving/136912-maksim-kruzhenkov-chasy-speshat/ Жаль, что сейчас не могу высказаться — вынужден уйти. Освобожусь — обязательно выскажу своё мнение по этому вопросу. —— https://kenya-bets.com/mkekabet/ тупо угар!!! супер —— ремонт вариатора ниссан кашкай Поздравляю, вас посетила просто великолепная мысль —— носки купить Весь день впустую —— https://frank-casino-igrat-online.info/skachat-na-android-besplatno-kazino/

Аноним 2021-01-14 19:46:59

Сожалею, что не могу сейчас поучаствовать в обсуждении. Не владею нужной информацией. Но эта тема меня очень интересует. ——— https://animenime.ru/anime-online/pervyj-shag-voshozhdenie-3-sezon| https://animenime.ru/

Аноним 2021-04-04 05:17:10

buy vardenafil over the counter online https://vegavardenafil. com/ levitra vardenafil 40 mg

Аноним 2021-04-06 05:01:30

sildenafil from mexico https://eunicesildenafilcitrate.com/ sildenafil uk 100mg

Аноним 2021-04-07 13:44:11

what is tadalafil https://elitadalafill.com/ order tadalafil

Аноним 2021-04-07 23:40:04

alprostadil penile suppository price https://alprostadildrugs.com/ alprostadil 250mcg urethral supp

Аноним 2021-05-23 13:20:37

buy chloroquine buy chloroquine online canada raoult coronavirus where to buy aralen https://chloroquineorigin.com/ — buy chloroquine phosphate

Аноним 2021-05-26 14:20:27

avanafil buy avanafil vs cialis

Аноним 2021-06-04 19:15:23

tadalafil without a doctor prescription cialis generic tadalafil peptides

Аноним 2021-06-04 22:55:51

chloroquine malaria coronavirus treatment chloraquine

Аноним 2021-06-05 02:02:07

tadalafil vs vardenafil evolution peptides tadalafil tadalafil cost

Аноним 2021-06-05 16:21:17

hydroxychloroquine dangers chloroquine new zealand what is hcq

Аноним 2021-06-06 21:08:36

hydroxychloroquine 200 mg twice a day aralen for sale side effect of hydroxychloroquine

Аноним 2021-06-07 14:58:59

tadacip 20 mg buy cialis pills talafadil

Аноним 2021-06-22 09:41:01

side effects of hydroxychloroquine https://www. pharmaceptica.com/

Аноним 2021-06-26 08:05:37

cholorquine https://www.pharmaceptica.com/

Аноним 2021-06-29 21:15:57

what is hydroxychloroquine 200 mg used for https://www.pharmaceptica.com/

Аноним 2021-08-07 18:52:09

choroquine https://chloroquineorigin.com/# who makes hydroxychloroquine win

Аноним 2021-10-02 23:28:18

https://cialiswithdapoxetine.com/ cialis coupon

Аноним 2021-10-07 17:51:35

cialis generic https://cialiswithdapoxetine.com/

Аноним 2021-10-11 03:46:27

buy cialis online cialis coupon

Аноним 2021-10-14 04:53:10

cialis 20mg generic cialis

Аноним 2021-10-20 20:17:23

cialis coupon https://cialiswithdapoxetine.com/

Аноним 2021-10-24 02:37:12

cialis tablets cialis pills

Аноним 2021-11-06 02:22:59

cialis online cialis without a doctor prescription

Аноним 2021-11-09 09:17:38

cialis with dapoxetine overnight to cheap cialis

Аноним 2021-11-12 22:08:59

can i take cialis with daxpoteine cialis alternative

Аноним 2021-11-16 10:25:34

cialis 20 mg https://cialiswithdapoxetine.

com/

Аноним 2021-11-19 23:17:34

cialis support 365 cialis alternative

Аноним 2021-11-23 05:05:41

can i take cialis with daxpoteine cialis pills

Аноним 2021-11-26 20:42:51

can ubuy cialis on streets cialis online

Аноним 2021-11-30 13:36:00

cialis 20 mg buy cialis usa

Аноним 2021-12-04 04:16:19

buy cialis online cialis price

Аноним 2021-12-08 02:01:11

cialis pills cialis dosage

Аноним 2021-12-11 14:46:35

cialis 20mg cialis tablets

Аноним 2021-12-22 07:02:19

buy cialis usa https://cialiswithdapoxetine.com/

Аноним 2021-12-24 10:45:03

cheap cialis https://cialiswithdapoxetine.com/

Аноним 2021-12-28 14:39:26

cialis 20mg cialis alternative

Аноним 2022-01-01 09:42:19

cheap cialis cialis dosage

Аноним 2022-02-07 20:47:09

stromectol 0. 5 mg

Аноним 2022-02-11 06:18:44

cheap stromectol

Аноним 2022-05-08 03:04:09

hydroxychloroquine is hydroxychloroquine an immunosuppressant

Аноним 2022-05-31 23:50:01

erythromycin gel

Аноним 2022-10-13 17:05:30

kamagra oral jelly 100mg original https://candipharm.com/search?text=kamagra_oral_jelly_100mg_original CesToolaCew

Аноним 2022-11-06 21:52:50

Прогон сайта

Аноним 2022-12-12 06:59:25

https://www.candipharm.com/

Аноним 2022-12-12 07:59:26

http://candipharm.com/

Аноним 2022-12-26 00:48:11

https://hydroxychloroquinex.com/ aralen over the counter

Аноним 2022-12-26 01:09:19

https://www.hydroxychloroquinex.com/

4×4 Экспедиция в российскую Арктику

Путешествие начинается. ..

Проехав более 2000 км от Москвы, мы неожиданно оказываемся на пограничном посту «Титовка». (река Титовка в Мурманской области, Россия)

Скучающий пограничник проверил наши паспорта, подсчитал количество людей внутри и после небольшого ожидания открыл ворота. Мы пересекли одноименную реку по мосту и с чувством ностальгии посмотрели на последние 100 метров асфальтированной дороги. Колеса странно загрохотали по грунтовой грейдерной дороге, и наше путешествие началось!

Через 10 км извилистой дороги мы увидели «святое место» всех рыбаков и особенно любителей лосося. Там стоял небольшой вагончик с очень почтительным «Кузьмичем» (местное сленговое имя человека), человеком, который выдает разрешения на рыбалку.

Разрешение в руках, мы атаковали реку. Очень веселая рыбалка, но увы… лосося почти нет! 50 счастливых рыбаков поймали всего 1-2 рыбы за весь день. А может это просто их рассказы, чтобы отпугнуть потенциальных конкурентов!

Перевал Муста-Тунтури

Продолжая путь, дорога поднималась в гору, пока мы не достигли перевала, название которого помнят только люди с хорошей памятью. Гугл мне в помощь… Муста-Тунтури так называется перевал! Не пытайтесь запомнить, это даже сложнее, чем вулкан Эйяфьятлайокудль.

Пока наш советский военный фургон храбро карабкался по мокрым скалам, причудливая погода несколько раз менялась — солнце, тучи, дождь, туман то назад, то вперед. Где снег?

После перевала мы обнаружили небольшую частично замаскированную развилку. Одно направление идет на Рыбачий, а другое имеет странное название «Голландская дорога». Почему? Потому что немцы в период оккупации отремонтировали и перестроили его много лет назад для снабжения своих вооруженных сил. Хотя дорога была здесь много лет назад по руинам финской истории.

УАЗ 452 пересекает Полярный круг

Голландская дорога на перевале Муста-Тунтури

Глубоко в тундру ядовитое северное море. Был полуостров Средний, а потом сквозь дым и тучи показался полуостров Рыбачий. Два полуострова, разделенные небольшим участком суши и широкими пространствами пролива Мотька.

Район изобилует многочисленными памятниками, напоминающими о советско-германском фронте Великой Отечественной войны, который находился здесь 3 долгих и трудных года… Отличительной чертой таких мест являются несколько «сувениров», оставшихся после тяжелых боев и часто собираемых путешественниками из близлежащих пейзажи.

Постамент, который мы посетили, был усеян гильзами, осколками снарядов и другим железом, довольно частое явление для Европейской России. Тем не менее, это было первое место, где я увидел неразорвавшийся минометный снаряд.

Примечание: Очень опасно обращаться с неразорвавшимися снарядами любого типа. У многих местных падальщиков, которые выжили, отсутствуют руки, руки и ноги из-за этой охоты за сувенирами.

Прямо к морю

Наконец дорога спустилась к морю и мы поехали прямо в Рыбачий. Дорога была ужасной, но это была дорога! Мы ехали медленно и легко. Это было невероятно жестоко и шатко. После часа пения песенки с природой мы добрались до Рыбачьего! Ура!

Первое, что мы увидели, был заброшенный поселок бывших геологов с гниющими остовами вездеходов, ржавыми рамами и бочками и прочими следами отвернувшегося мира.

Мы повернули на запад и через час прибыли в лагерь Коли Чеботарева, самого проводника-легенды и нашего спутника на ближайшие недели.

Чтобы разжечь костер, мы пошли к морю. Чудо! Леса нет, это тундра, так что, если у вас нет запаса дров, вам следует поискать бревна и пиломатериалы, выброшенные на склад суровыми волнами Северного океана.

Наша первая ночь в Рыбачьем на самом деле была не ночью. Ветер холодный, легкий, солнце прячется в тучи и вдруг возвращается, какие-то клочья разорванного тумана. Было странно спать в палатках под дневным светом полуночного солнца, но усталость сделала свое дело. Может, викинги уплыли в Америку, чтобы спрятаться от этого всевидящего ока?

Невезение на бездорожье

На следующий день мы проснулись поздно. Дорога проходила через песчаные пляжи, так что я не могу устоять перед поездкой прямо по прибою. Это первый раз, когда УАЗик курсировал по морской воде, разбрызгивая воду повсюду. На самом деле, морская соль не так уж полезна для наших автомобильных деталей или кожи людей, но мы знали, что впереди нас ждет много пресноводных бродов.

Выехав на главную дорогу, за 1,5 часа неспешной езды УАЗик преодолел три глубоких брода и бессчетное количество пологих. В одном из них основательно застрял «Хендэ» Коли. Проблема была в том, что Коле не нравился мой путь через брод, поэтому он пытался схитрить и найти лучшее место для прохода. В конце концов, он перехитрил самого себя и застрял в жидкой грязи на дне озера.

Подойдя к машине Коли с нашей верной веревкой, я долго пытался найти единственную буксировочную проушину, которая находилась под водой. Так как я не был знаком с машиной, я не мог ее найти! Тем временем машина продолжала работать, а вентилятор продолжал гонять воду, которая с тихим журчанием вылетала из двигателя. Двигатель не утонул; это немного обнадеживало.

Коля, выносливый рабочий мужчина почти 65 лет, смело открыл дверь, пуская воду в машину вместе с женой и двумя детьми, затем прыгнул в воду по пояс и начал нырять со мной. Вскоре мы нашли нужное место подключения, зацепились за свой буксировочный трос, и УАЗ легко вытащил машину из водогрязевой ловушки!

Мы открыли капот, чтобы осмотреть двигатель и полюбоваться небольшим искусственным водопадом из-под машины. Странно то, что машина была в порядке и готова к дальнейшим делам и наказаниям! Еще страннее было то, что на следующем броде Коля строго следовал за мной, ха-ха.

Но на этом приключения не заканчиваются! После очередного особенно длинного брода мы случайно обнаружили, что номер машины Коли уплыл в неизвестном направлении… Не повезло! Что делать? Нам нужно было найти его! Выяснив по фотографиям наиболее вероятное местонахождение, мы приступили к следующей спасательной операции. Сняв обувь, идем мелкими шажками искать железку где-то в глубокой воде.

Наконец-то мы его нашли! Жаль, что не наш, кхммм. Должны ли мы сделать интернет-страницу для людей, которые потеряли здесь свои номера? Через несколько дней мы узнали, что в Рыбачьем есть специальное кладбище для постановки чужих номеров и нахождения своих. Их сотни.

Корабли Скорбящая Душа

Не найдя номер своей машины, мы поехали дальше, к самой северной точке Рыбачьего по европейской части России, Немецкому мысу! Не дойдя до места, я увидел ошеломляющую картину. В воде, лежащей в океане на камнях и опрокидывающейся на правый бок, стоял небольшой корабль.

Знаешь, у этих кораблей может быть душа. Говорят, что души погибших моряков плачут, как чайки. Их песни резкие, острые и длинные одновременно. Интересно, как кричат ​​на ветер и море души разбившихся кораблей?

Мы оставили УАЗ возле штабелей ржавых бочек и отправились осматривать некогда величественную лодку, выброшенную на берег буйными и безжалостными водами моря. Маленький корабль кажется огромным, когда стоишь рядом с ним на скалах и видишь фальшборты в нескольких метрах над собой. Вы видите винт, мертвый, согнутый и сложенный камнями.

Может быть, был шторм, и моряки пытались переждать его в маленькой бухте, когда якорь не выдержал, или случилось какое-то другое драматичное происшествие? Они дрались, и корабль дрался, и ветер выл, а винт разбивался о скалы, и ревущие волны холодного и буйного океана довершили свое неотложное дело, выбросив бедное судно на берег.

Я уверен, что люди не погибли, но вернуть корабль в мягкую воду было невозможно. Судя по документам, капитан корабля тоже владел бизнесом. Вероятно, у него не было денег, чтобы отремонтировать и спасти свою старую и верой и правдой лодку.

Может быть, этот мёртвый и скорбный корабль скрывает драматичную, как книга Хемингуэя, историю, только вместо простыни и верёвки слышен стук дизеля, прорезающий душу старого матроса и непозволительная стоимость буксира за спасать.

Корабль…

Место для скорби

Брошенный корабль

Мы нашли веревку, услужливо свисающую с перил, вероятно, оставленную предыдущими посетителями. Мы легко поднялись на палубу. Он был наклонен так, как будто наш хорошенький кораблик все еще шел по водам в Мурманск.

Повсюду были следы жизни – крупы на кухонной столешнице, запах масла в машинном отделении, предметы одежды и вещи, не разграбленные и не уничтоженные людьми

Мы увидели на мосту дешевое снаряжение, а также следы дорогого оборудования, бережно снятого и не просто вырванного монтировкой, а, вероятно, отвинченного владельцами.

Там были бумаги. Лицензия на рыбную ловлю и несколько счетов на норвежском… Россия в миниатюре! Они ловили и продавали улов в Норвегии, чтобы мы могли выкупить его обратно, упакованным в жестяные банки.

Побродив по мертвому кораблю, мы с грустью вернулись к машине. Он все еще был там, идеально вписываясь в заброшенный пейзаж советской эпохи. Только ярко-желтый бампер выдал свое происхождение.

Удивительно, но если припарковать УАЗик рядом с колонной брошенных военных УРАЛов и ГАЗ-66, то не просто оценить ее возраст на 40 лет меньше своих более крупных собратьев. Воистину, работа единственного гениального дизайнера!

Через полчаса мы достигли Немецкого мыса, расположенного между маяком и суровым северным морем. Море, где нас встретили серые жесткие воды, холодные соляные брызги, ветер и острые камни.

Все зря?

На этот раз мои мысли летали вокруг людей, которые жили и останавливались здесь, торговали, сражались, жили и умирали. Пятьсот лет назад здесь ловили рыбу и торговали многие народы, русские, норвежцы, финны и даже англичане. Купцы плавали в Архангельск и обратно, а жены вели хозяйство, воспитывали детей, и жизнь бурлила.

Сюда приплыли рыбаки с Соловков, Мексен и Долгощелье. Поморы привозили хлеб, испеченный из пшеницы, которую они выращивали в Суздальском крае, а затем направлялись вниз по реке Северная Двина для торговли с норвежцами.

Пришествие войны опустошило все вокруг, опрокинув некогда цветущий берег и наполнив его железом и костями. Знаменитые конвои плыли по открытым морям, сопровождаемые знаменитыми немецкими подводными лодками. Иногда оба оставались в этой воде навсегда… Знали свои шансы и летчики в воздухе.

После войны погранзона закрыла полуостров для простых людей, но жизнь и прочее в переполненных военных городках продолжались. Невидимые подводные лодки, затаившиеся на глубине, снова и снова проходили мимо них. Они пошли на войну, сгорели, утонули, подверглись облучению и вернулись обратно через Бискайский залив, Саргасово море, Норвежское море и обратно, вплоть до Рыбачьего.

Грустные мысли об истории

Дальше жизнь продолжается

Мы все еще стояли на краю Ойкумены. Мы собирались вокруг и дышали морем, когда наш верный проводник Коля начал свои рассказы о гиперборейцах, о том, как ядерная война уничтожила его много лет назад и осколки бомб разлетелись по всему миру. Размышляя о значениях, я пытался понять его историю, и был ли он серьезен или нет?

Пришло время оставить научную фантастику и вернуться в реальный мир. Или так казалось.

Наконец, мы были почти готовы к взлету, когда несколько джиперов поблизости обнаружили, что у их аккумулятора возникли небольшие проблемы со здоровьем, как и у гиперборейцев. Мы завели их машину, снова двинулись в путь и через час добрались до мыса Кекур.

Мы останавливались здесь на две ночи. Я имею в виду, долгие дни, так как нет ночей!

Голова тюленя

Аня пошла фотографировать, а мы с Димой на рыбалке. У нас есть удочки… Это большая удача! Собственно, Дима собирался их взять, но забыл в суете подготовки. Палок у меня обычно не было, но случайно где-то купил. Мы также нашли много приманок, спрятанных в УАЗе.

Я пытался вспомнить, когда в последний раз ловил рыбу? Может это было в 1998 в Норвегии. Я совершенно забыл, каково это; и это потрясающе!

Холодное и бушующее море кишит жизнью. Гольфстрим приносит пищу, а кислород предпочитает более холодную воду. Это рай, где все весело плодится за морем и поедает друг друга! Ну, как обычно, человек сидит на вершине пищевой цепи и берет из моря. Естественная красота!

Нам очень повезло с рыбалкой! Мы вытащили много рыбы одну за другой. Обычно они были мелкими, иногда ловили что-то покрупнее, размером с обычную селедку. Бог знает, что это за рыба. Это не треска, не скумбрия и не селедка.

До окончания вечеринки мы поймали около 30 рыб. Внезапно мы увидели голову тюленя, высовывающуюся из воды, наблюдающую за нами и смеющуюся над нашими усилиями. Он распугал весь запас рыбы! Тем не менее, Матвей приготовил весь улов и это было невероятно вкусно!

Заброшенное поселение

Двигаясь на восток, мы наконец добрались до заброшенного военного поселения. Сколько усилий и сил потрачено впустую! Это целый город-призрак с десятками зданий до пяти этажей.

Наши шаги внутри отдавались глухим эхом, мы чувствовали свежий уличный воздух, струящийся через разбитые окна в комнатах, чувствовали битую плитку под ногами, и пустоту, от которой стыло сердце и душу.

Если вам нравилось копаться в старых зданиях, вам должно быть хорошо знакомо это чувство. Иногда даже можно было увидеть следы обоев в старинном стиле с типичным цветочным орнаментом, но дыхание живого места покинуло его много лет назад.

С крыши легко увидеть историю этого места. Там стояли одноэтажные домики и ангары, вероятно послевоенных времен 1950-е годы. Рядом мы увидели 2-х и 3-х этажные дома 1960-1970-х годов.

Вид с крыши, на которой мы стояли, был временами распада СССР. Такие 5-этажки по всей стране поглотили последние ресурсы как раз к холодной войне, пик которой пришелся как раз перед перестройкой. СССР распался, и такие военные гарнизоны постепенно пустели.

В одной из комнат мы увидели грязный знак «ДМБ 2008/9», что означает дембель. Всего 10 лет назад какие-то бедняги провели здесь два самых бессмысленных года своей жизни.

Исчезновение в дымке

Пробежка по нескольким глубоким заводям и спускам по крутым и извилистым склонам вывела нас из оцепенения. Тут и там лежали огромные камни. Посреди очередной лужи глубиной 1,5 метра на одном из таких камней застрял УАЗ. Вода мутная; ничего не было видно… Только громкий лязг и машина остановилась.

Езда по грязной и глубокой воде — завидное умение для опытного водителя. Вы едете, следуя своим инстинктам и внутренним ощущениям. Это действительно иногда работает.

Еще хуже пришлось Колиной машине, когда, наконец, она остановилась на одном из подъемов, выдавив маленькую струйку масла. Двигатель все еще работал, но машина не могла двигаться. Через несколько минут машина просто выжила, ожила, и мы поехали дальше. Проблемы с коробкой передач? Кто знает?

В конце склона мы нашли очередной заброшенный военный пост, это была служба связи. Одно здание полностью поглотил туман, виднелись только знакомые ржавые барахла и бочки.

Еще ходьба по заброшенным местам, та же пустота и жуткие призрачные мысли переселенцев. Кому-то, конечно, не повезло…

Потом видимость уменьшилась до 100 метров, и мы поехали дальше посреди удивительного облака тумана. Нет направления, нет солнца. Туман оставался в машине и одежде, а также на лице, руках, капая ручейками.

Все звуки приглушены. Мы не могли ехать без видимости. Мы остановились здесь на ночь, шутя про молчаливые холмы, туман войны, растаманов и прочие веселые туманы.

Наши экзистенциальные мысли медленно растворились в тумане, как и все вокруг нас. Мы тосковали по чистому и прозрачному воздуху с привкусом солнца. Чего еще мы могли пожелать?

Удивительный конец истории

Туман рассеялся, и мы начали новый день с большим энтузиазмом. Солнце светило немного, или, по крайней мере, пыталось светить.

Мы снова были в пути. Мы спустились по тропинке вниз по склону холма и нашли скрытый проход, который позволил нам перейти на лучшую дорогу, и мы двигались в хорошем темпе.

Внезапно из дюны выскочил огромный черный транспортер VW с черным номерным знаком. За рулем был моряк. Знаете, в армии есть особый человек с развитыми социальными навыками, который ничего не значит на бумаге, но занимает важное место в иерархии. Этот маленький и тощий военно-морской флот был прекрасным примером. Он водил эту огромную иномарку без всякого присмотра… серьезный мужик!

Я улыбаюсь ему и говорю: «Привет! Вы едете с мигалкой, значит, нам разрешено ехать туда, куда едете вы?» Он не выглядит очень счастливым с нами. Кажется, мы наткнулись на какие-то военные учения. Я предлагаю: «Давайте сделаем это так. Вы вернетесь, а мы пойдем за вами прямо через военную зону, чтобы убраться отсюда к черту»

Он сказал: «Опасно! Комиссар стоит за рекой. Мне нужно взять их. Как, черт возьми, я могу это сделать, если есть прилив?!

Потом он позвонил кому-то и получил хуйню (разговор), после чего откуда ни возьмись появилась резиновая лодка и увезла Комиссара с другого берега.

Я наконец нашел высокопоставленного морского офицера, который был майором, и объяснил ситуацию. Мы наткнулись на середину секретной военной операции.

Он сказал: «Хорошо, следуйте за нами, мне все равно. Но ты меня не видел и все такое, здесь ничего не было. (Все это было сказано матерными словами)

Пока они садились в машину, я завел нашу машину, и мы последовали за ними на каждом шагу более 10 километров. По тропе, по дюнам, холмам и долинам, а потом — бах!

Невидимый Военный район

Полевые кухни, 300 солдат, все с заряженным оружием, и вот… УАЗик с желтыми бамперами и зеркалами, с чем-то ярким на крыше. Однако УАЗ был цвета милитари (хаки). Все смотрели на нас совершенно растерянно… мы были не военные, но и не гражданские; к тому же мы ехали за Д.М.В. (военный фургон).

На выходе из военной зоны стоял барьер и шипы. Странный солдат убрал его для D.M.V. и, к счастью, не положил его обратно.

С очень жестким лицом высовываюсь в окно, чтобы помахать парню с автоматом на пропускном пункте. Он посмотрел на меня из-под своего шлема и помахал в ответ, вероятно, запутавшись в нас, бояться или нет.

Следующее наше путешествие было в тихом одиночестве, в глубоких раздумьях. Каждый при своем мнении, повезло ли нам, могли ли нас расстрелять, была ли нам опасность?

Рыбачий, прощай.

Экспедиция на полуостров Рыбачий и Средний (5 дней) · туры и экскурсии · Tripsider.com

  1. Выбрать тур

  2. Забронировать место в туре

  3. Безопасная оплата

Маршрут: г. Мурманск, памятники, поля сражений, хребет Муста-Тунтури, полуостров Средний, полуостров Рыбачий — самая северная оконечность европейской части России — маяк на берегу Баренцева моря (Северного Ледовитого океана) — мыс Цып-Наволок — остров Большой Аникеев

Продолжительность тура: 5 дней.

Длина маршрута

составляет около 650 км.

5-дневная экспедиция на полуостров Рыбачий, г. Средний.

Организатор: тревел-эксперт Вячеслав Ш

Программа

День 1. Мурманск — полуостров Средний и Рыбачий

— Вылет из Мурманска.

— Мемориальный комплекс «Долина Славы».

— Водопады (можно увидеть нерест лосося).

— «Пьяный ручей», традиционная, каноническая остановка перед перевалом, обед.

— Перевал Муста-Тунтури, посещение места памяти воинской славы «Яичная высота».

— Обследование линии обороны в годы Великой Отечественной войны.

— Посещение Музея рыбака и средней обороны.

— Переезд по полуострову Средний, Рыбачий.

— Размещение в кемпинге, горячий обед. Свободное время.

День 2. Полуостров Рыбачий

— Горячий завтрак.

— Маршрут: Полуостров Рыбачий.

— Мыс Коровий, Кийская литораль, осмотр финских дотов.

— Немецкий мыс, старый маяк, новый маяк, «колодец викингов».

— Мыс Кекурский, самое красивое Рыбацкое место!!! обед, Вайда губа.

— Скорбеевский гарнизон, «мертвый город».

— Кийская литораль, мыс Коровий.

— Размещение в кемпинге, горячий обед. Свободное время.

День 3. Полуостров Рыбачий-Цыпь-Наволок

— горячий завтрак.

— Маршрут: полуостров Рыбачий-Цыпь-Наволок.

— ВРМ, Лауш, Цыпнаволок, поселения норвежских колонистов.

— Экскурсия на «плиту времени» на остров Большой Аникеев.

— Размещение в кемпинге, горячий обед. Свободное время.

День 4. Полуостров Рыбачий-Цыпь-Наволок

— Горячий завтрак.

— Маршрут: полуостров Рыбачий-Цыпь-Наволок.

— Зубовские пляжи, Зубовка (высокая вероятность увидеть диких оленей)

— Неолитические петроглифы (письмены).

— Большое Озерко.

— Размещение в кемпинге, горячий обед. Свободное время.

День 5. Средний полуостров

— Горячий завтрак.

— Маршрут: Средний полуостров.

— Памятник природы «Два брата».

— «Сад Красных камней», акватория, излюбленное место косаток для охоты на морских котиков. Горячий обед.

— Посещение Паначевной береговой батареи крупнокалиберной артиллерии.

— Мемориал 113-й артдивизии.

— Перевал Муста-Тунтури.

— Река Титовка

— Прибытие в город. Мурманск.

Уровень нагрузки

Средний

Активность в пределах одной локации или смена нескольких локаций по маршруту, развитая инфраструктура локаций, периодические выезды на природу.

Распределение

Litoral Camp, Camping

Comfort

Midscale

Доступный по цене, со скромно улучшенным уровнем оснащения, декора и удобств.

Важная информация

Нужно ли платить всю сумму сразу?

Размер предоплаты определяется Travel Expert и указывается на странице тура. Для большинства туров стандартная предоплата не превышает 50% от стоимости тура.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *