ПОМЕСТЬЕ | это… Что такое ПОМЕСТЬЕ?
ТолкованиеПеревод
- ПОМЕСТЬЕ
ПОМЕСТЬЕ, вид земельного владения в конце 15 — начале 18 вв. Предоставлялось государством служилым людям за несение военной и государственной службы. Первоначально без права продажи, обмена и наследования. В 16-17 вв. установилось наследственное владение П. Дворяне, владевшие П., стали называться помещиками. С изданием в 1714 Указа о единонаследии П. слилось с вотчиной в единый вид земельной собственности — имение.
Источник: Энциклопедия «Отечество»
одна из форм землевладения в Древней Руси. Во 2-й пол. XV в. расширение государственной территории Московской Руси потребовало создания обширной военной силы; этой военной силой явился особый класс населения, отдельный от личных слуг князя, хотя именно эти последние и составили его ядро.


Поместье как государственная собственность первоначально не могло было быть отчуждаемо его владельцем, как не имевшим права распоряжения. Однако с XVII в. правительство рядом постановлений нарушает этот основной принцип поместного владения. Уложение царя Алексея Михайловича узаконивает по отношению к наследованию поместий начала, тождественные с началами наследования вотчинных земель: со смертью служилого человека поместье переходит к его семье, за ее отсутствием — к роду и за отсутствием последнего поступает в раздачу дворянам уезда. Таким образом, были сделаны первые и весьма существенные шаги к уравнению поместий с вотчинами; дальнейшее законодательство еще более сблизило ту и другую формы землевладения, допустив сперва безденежное отчуждение половины поместий, а затем и продажу его истцу или родственникам ответчика при несостоятельности последнего за долги.

С.Ю.Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»
.
Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:вилла, владение, вотчина, имение, именьице, латифундия, маетность, поместие, поместьице, сеньория, сёэн, усадьба, фазенда, фасенда, фьеф, эстансия
- ПОМЕСТНЫЙ СОБОР
- ПОМЕЩИКИ
Полезное
ПОМЕСТЬЕ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Д. А. Хитров, И. С. Филиппов
ПОМЕ́СТЬЕ, форма условной земельной собственности, предоставлявшейся в России государем за несение воен. и гос. службы в кон. 15 – нач. 18 вв. (существовало наряду с вотчиной), затем общее название дворянского владения. Первое известное в историографии упоминание о пожаловании П. относится к 1482; зимой 1483/84 вел. кн. московский Иван III Васильевич массово наделил новгородское боярство П. взамен конфискованных вотчин. П. получали служилые люди «по отечеству», высшие разряды служилых людей «по прибору» (стрелецкие головы и сотники, казачьи атаманы и др.) и приказные люди. Запрещалось распоряжение П. (продажа, заклад, дарение, передача по завещанию, вклад «по душе» в монастырь, до 2-й трети 17 в. – и обмен без ограничит. условий). Размер П., на который мог претендовать служилый человек, определялся его поместным окладом (устанавливался Разрядным приказом при принятии на службу с учётом происхождения, годности к службе, наличия вотчин; мог повышаться в случае успехов или понижаться за проступки). Однако фактич. размер П. преим. был меньше оклада, поэтому служилый человек имел право найти пустующую поместную землю и обратиться в Поместный приказ с челобитьем о передаче ему этой земли.
Вел. князь московский (с 1547 царь) за особые заслуги жаловал помещику его П. в вотчину. Практиковалась также покупка у государя запустевшего П. в вотчину. В случае смерти помещика его вдова и незамужние дочери получали т. н. прожиточное П. (обычно его размер составлял 5–20% от части П. покойного). В ходе воен. реформы Ивана IV Васильевича Грозного в сер. 1550-х гг. установлена норма поставки в рус. войско конных воинов – единая для П. и вотчины. В 16 в. площадь поместных земель постепенно расширялась за счёт раздачи в П. дворцовых и т. н. чёрных земель, а также отписанных на имя государя вотчин (в годы опричнины эти случаи были особенно часты). В юж. пограничных уездах Рус. гос-ва (официально назывались «города на Поле») и в Поволжье землевладение изначально существовало гл. обр. в форме П., к нач. 17 в. оно стало преобладать над вотчиной в большинстве уездов центра страны.
Указы царей Василия Ивановича Шуйского (1610) и Михаила Фёдоровича Романова (1618) предоставили право участникам обороны Москвы от сил Лжедмитрия II и польско-литов. войск королевича Владислава перевести до 1/5 своих П. в вотчину. П. сильнее, чем вотчина, подверглось в Смутное время воздействию экономич. кризиса и медленнее преодолевало последствия хозяйств. разорения. В 1620–40-е гг. рядом указов П. сблизилось с вотчиной: помещик получил право официально закреплять П. за малолетними сыновьями, обменивать его на вотчину и без ограничений на любое другое П., покупать с разрешения царя, оформленного указом, своё П. в вотчину; прожиточные П. могли выступать в качестве приданого женщины при выходе замуж (закреплено Соборным уложением 1649). Указ царя Петра I о единонаследии [подписан 18(29).3.1714, обнародован 23.
3(3.4).1714] ввёл для П. и вотчины общее понятие «недвижимое имение», ликвидировав их существование на прежних основаниях.
Близкими по смыслу к П. были, в частности, бенефиций, феод в Западной Европе, икта в странах Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии. Разл. формы феод. землевладения имели свои хронологические и региональные особенности. Общим являлось переплетение владельч. прав хозяина П. с разного рода платежами и службами, которыми ему были обязаны зависимые крестьяне (см. в ст. Крестьянство). На территории быв. Рим. империи ср.-век. П. возникло на основе рабовладельч. хозяйства, в котором к концу античности всё бо́льшую роль играли колоны (см. в ст. Колонат), прекаристы (см. в ст. Прекарий) и др. зависимые люди. На остальной территории Европы П. формировалось либо в результате разложения общины, выделения в ней нескольких богатых дворов и возникновения на их основе т. н. малой вотчины, либо (что характерно для Англии и особенно для Скандинавии) в результате раздачи королём части своих публичных прав на те или иные земли и связанные с ними доходы (дань, право постоя для господина и его свиты, всевозможные службы) частным лицам из числа его приближённых.
Начиная с 10–11 вв. П. часто не имело строго определённых границ; круг относящихся к нему зависимых людей был также достаточно размыт (в зависимости от конкретных социально-экономич. и правовых обстоятельств включения этих людей в П.). В результате одни крестьяне продолжали считаться собственниками своих наделов, но состояли в личной зависимости от сеньора, другие – сохраняли личную свободу, но были лишь держателями наделов, третьи – состояли только в судебно-адм. зависимости. Имели место и сочетания этих форм зависимости. При дроблении П. в результате наследования или отчуждения от него земли и доходов происходило расщепление сеньориальных прав и доходов. Нередко один и тот же крестьянин был обязан повинностями разным господам. При этом у П. всегда было ядро – господский двор и домен. Доля домениального хозяйства на протяжении Средневековья, за редкими исключениями, снижалась и к началу Нового времени была несущественной. Такая ситуация была характерна, напр., для Франции, Италии и Испании.
В позднее Средневековье наметились разл. тенденции в развитии П., определявшиеся своеобразием региональных условий. Если во Франции владельч. права крестьян были закреплены обычаем и постепенно росли, то в Англии под воздействием рынка произошло постепенное превращение зависимых держателей в арендаторов и даже в наёмных работников. Влияние набиравшего силу капиталистич. уклада и рационализация права (воспринявшего и интерпретировавшего мн. положения римского права) привели к возникновению в 15–16 вв. довольно компактных комплексов земельных владений, а также к переходу многих сеньоров к предпринимательскому хозяйству. В Вост. и Центр. Европе этот переход сопровождался усилением крестьянской зависимости и ростом эксплуатации крестьян.
Проект MUSE — Старый особняк: новый взгляд на историю русской усадьбы
Старый особняк:Новый взгляд на историю русской усадьбы
Отзыв
Джон Рэндольф Введение в программу гуманитарных наук
Дом 250 , комната 251J
Стэнфордский университет
Стэнфорд, Калифорния 94305-2020 США
[email protected]
Питер Мэндлер, Падение и возвышение величественного дома . Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 19.97. viii + 523 стр. ISBN 0-300-07869-2. 19,95 долларов США.
Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы . Вып. 1 (17) – 5 (21) (1994–99).
Присцилла Рузвельт, Жизнь в русской усадьбе: социальная и культурная история . Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, 1995. xvi + 361 стр. ISBN 0-300-05595-1. 45 долларов.
Смилянская Елена Борисовна, Дворянское гнездо середины XVIII века: Тимофей Текутьев и его «Инструкция о домашних порядках». Москва: Наука, 1998. 204 с. ISBN 5-02-009562-1.
«Великолепные дома Англии» долгое время господствовали над загородными поместьями российской элиты. Богатейший из русских богачей когда-то претендовал на явно восточную роскошь: чем можно превзойти крепостной оркестр? А что же возмутительнее и несправедливее крепостного оркестра? И в любом случае с этого полузабытого «золотого века» прошло довольно много времени. Русская усадьба теперь русская разруха, ее владельцы казнены революцией, ее сокровища грубо конфискованы, а ее святыни осквернены. Между тем английские загородные дома процветают как никогда. Их владельцы по-прежнему богаты и имеют много друзей в трудную минуту. Два миллиона членов пополняют ряды армии защиты английского загородного дома, могучего Национального фонда мест, представляющих исторический интерес или природной красоты. Благоговейно поддерживаемые аристократические бастионы, такие как Чатсуорт, Кедлстон и замок Арундел, являются национальным достоянием, привязанным к привязанностям публики веками, казалось бы, нерушимыми традициями и неявно консервативным хорошим вкусом. Как замечает историк Питер Мэндлер, английские загородные дома теперь являются «квинтэссенцией англичанства». Их самые ярые сторонники приветствуют их как «величайший вклад этой страны в западную цивилизацию» (1). В ответ униженные руины страны России могут только эхом [End Page 729] Знаменитое суждение Чаадаева: «У нас даже домов нет» – суждение, вынесенное, к сожалению, еще тогда, когда дома помещичьей элиты имперской России еще стояли. 1
Можно написать две отдельные истории, объясняющие разные судьбы этих двух домов. Для английской аристократии можно было бы утверждать, что земля была местом происхождения и проживания, а также источником постоянного богатства. Достаточно сильные, чтобы защитить свои права собственности, дворяне вкладывали деньги, чувства и гордость в его загородные дома. Вокруг этих поместий выросло местное общество, и английский загородный дом под самоотверженным управлением дворян вполне естественно стал цитаделью английской национальной гордости. Русское дворянство, напротив, было служилым дворянством относительно недавнего происхождения и обязано своим богатством (в основном измеряемым в крепостных) постоянной службе. Долгая разлука с провинцией и необходимость использовать поместье для поддержки служебной карьеры привели к менталитету отсутствующего владельца и небольшим эмоциональным или финансовым вложениям в загородное поместье. Русскому провинциальному обществу, эксплуатируемому и заброшенному, не хватало местной опоры власти, а вместе с ней и точки сплочения местных настроений. Социальная нестабильность, которая помогла покончить со старым русским режимом, в конечном итоге разрушила его дома привилегий, в то время как более глубокие корни английского поместья закрепили гораздо более консервативную и благодарную нацию.
Но можно ли свести место этих двух домов в культурной истории Англии и России к истории двух элит или двух провинциальных обществ, одного сильного, другого слабого? Недавние истории поместья предполагают, что ответ отрицательный. В обоих случаях история старинного особняка выходит за рамки истории его хозяев или их общества в узком понимании и выходит на арену современной культурной политики и социальной мысли. По мере того, как руины России начинают восстанавливаться, мы можем рассматривать загородную усадьбу как важное…
Канадско-американские славистические исследования, том 43, выпуск 1-4 (2009 г.)
- Заголовок:
- I. Советская культура после революции
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi.
org/10.1163/221023909X00048
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 45–71
- В:
- Канадско-американские славистики
- В:
- Том 43: Выпуск 1-4
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2210-2396
- Распечатать ISSN:
- 0090-8290
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
---|---|---|---|
Абстрактные представления | 297 | 101 | 5 |
Полнотекстовые просмотры | 115 | 6 | 0 |
Просмотры PDF и загрузки | 46 | 15 |
- Заголовок:
- I.
Советская культура после революции
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi.