Портрет королевы елизаветы 2: Her Majesty Queen Elizabeth II, 2001, 24×15 cm by Lucien Freud: History, Analysis & Facts

Содержание

Портреты королевы и 70 лет британского искусства

Крупным планом

Королева Елизавета II позирует художнику Люсьену Фрейду. 2001.

Фото: David Dawson

Правление королевы Елизаветы II обозначило период, когда британские художники стали в полной мере интернациональными, а ее образ занял важное место в истории мирового искусства второй половины ХХ — начала ХХI века

The Art Newspaper The Art Newspaper Russia

09.09.2022

Сесил Битон. Королева Елизавета II в день коронации. 1953

Сесил Битон. Королева Елизавета II в день ее коронации. 1953 год.

Фото: Royal Collection Trust

Прославленный фотограф и денди, во многом ответственный за создание культа звезд, Сесил Битон превратил юную Елизавету в королеву из сказки. Он познакомился с будущей королевой в 1939 году и на долгие годы стал ее личным фотографом и другом. Для торжественной съемки были специально подготовлены антураж и аксессуары, хотя фон все равно театральный — пририсованная готическая часовня Богоматери в Вестминстерском аббатстве. Украшенная полными регалиями Имперской государственной короны, державой и скипетром, одетая в плащ из горностая и золотое коронационное платье, созданное кутюрье Норманом Хартнеллом, королева кажется сказочным персонажем. Это сочетание блеска и гламура должно было оживить мрачную послевоенную Британию и внушить стране надежду на счастливое будущее.


Арнольд Машен. Профиль Елизаветы II для монетного двора. 1964

Почтовые марки Великобритании с изображением Елизаветы II.

Фото: ТАСС

Портрет Елизаветы, который видело самое большое число людей в мире. Художник, скульптор и дизайнер Арнольд Машен был избран для создания изображения королевы для монет новой десятичной системы. Этот профиль использовали для всех британских монет до 1984 года, монет Родезии в 1964 году, монет Канады с 1965 по 1989 год, Австралии с 1966 по 1984 год и Новой Зеландии с 1967 по 1985 год. Машен рисовал королеву с натуры (с тех пор они подружились), а затем выполнил барельеф из гипса. По нему были изготовлены штампы. С 1967 года тот же профильный портрет начали использовать на всех стандартных британских марках (кроме более поздних региональных выпусков) вплоть до 2007 года. Не исключено, что именно этот профиль является самым воспроизводимым произведением искусства в истории: на сегодняшний день было выпущено около 320 млрд копий. Несколько раз к королеве обращались с предложениями заменить портрет на марке, и хотя она рассматривала альтернативы, но так и не одобрила никакой другой профиль.


Sex Pistols. «Боже, храни королеву!». 1977

Джейми Рид. Sex Pistols. «Боже, храни королеву!». 1977.

Фото: MoMA

Возможно, самый знаменитый в мире образ панковский эстетики — с английской королевой, чей рот заколот английской же булавкой, появился в 1977 году к выходу сингла «Боже, храни королеву» британской группы Sex Pistols. Шокирующая переделка бунтарской группой британского гимна не была удостоена ни одного комментария королевы Елизаветы.

Известно несколько вариантов скандальной обложки сингла. Одна из них была создана художником Джейми Ридом.


Энди Уорхол. Из серии «Правящие королевы». 1985

Энди Уорхол. Из серии «Правящие Королевы». 1985.

Фото: Sotheby’s

Серия с королевами продолжила любимую тему американского художника — портреты богатых, знаменитых и влиятельных, когда-то начавшиеся с Мэрилин Монро и Элвиса Пресли. В 1985 году Уорхол выпустил комплект из 16 изображений представительниц четырех на тот момент правящих династий. Помимо Елизаветы II, он включил туда королеву Нидерландов Беатрикс, датскую королеву Маргрете II и королеву Свазиленда Нтфомби Твала. Каждое из четырех изображений, базирующихся на официальных снимках, было исполнено в четырех разных цветах.

В 2012 году королева Елизавета купила свои четыре портрета из серии в свое собрание. После ее смерти из четырех героинь Уорхола на престоле осталась одна правящая королева — Маргрете Датская.


Сергей Павленко. Парадный портрет королевы Елизаветы II для Worshipful Company of Drapers. 1997

Сергей Павленко. Парадный портрет королевы Елизаветы II. 1997.

Фото: Rakov Gallery

Огромный парадный портрет королевы был заказан благотворительной организацией Worshipful Company of Drapers, которую иногда называют «Драпировщики лондонского Сити». Основанная в Средние века, компания первоначально была ассоциацией торговцев шерстью и тканями. Сейчас она превратилась в образовательное, религиозное и благотворительное общество, среди членов которых много представителей аристократии. Портрет был заказан в честь 50-летия членства в организации Елизаветы II. В качестве художника неожиданно для многих был приглашен русский выпускник Академии художеств им. Репина Сергей Павленко, который с 1989 года живет в Англии. Он оправдал возложенные на него надежды — создал огромный по британским меркам, высотой 2,5 м, официальный портрет, предназначенный для главного лондонского зала торжеств «драпировщиков», уже украшенного портретами других монархов.

Королева позировала лично и позже вполне одобрила работу.


Люсьен Фрейд. Королева Елизавета II. 2001

Люсьен Фрейд. Королева Елизавета II. 2001.

Фото: Royal Collection Trust/© Her Majesty Queen Elizabeth II 2022

Рассказывают, что племянник Зигмунда Фрейда сам напросился писать английскую королеву, хотя до этого не был замечен в пристрастии к важным особам, его героями были люди из ближнего окружения, вроде пышнотелой социальной работницы, которую он обессмертил в своем портрете «Лежащая социальная работница», ставшем одной из самых дорогих его работ, или обнаженного Ли Боуэри, важного персонажа лондонской богемы. Фрейд предпочитал писать людей нагими. Все это, однако, не испугало королеву, и она согласилась ему позировать. К этому моменту он уже был признан как ключевая фигура «лондонской школы» специфического живописного реализма. Сеансы длились почти два года, с мая 2000 года по декабрь 2001 года. Трудно сказать, зачем их понадобилось так много, — никаких промежуточных и подготовительных стадий крошечного портрета публике не было явлено.

Но можно утверждать, что этот далеко не комплиментарный портрет, вызвавший резкую критику, обнажил человеческую ипостась Елизаветы II, как будто смыв с нее королевский глянец.


Крис Левайн. «Легкость бытия». 2008

Крис Левайн. «Легкость бытия». 2008.

Фото: National Portrait Gallery

Единственный портрет королевы, где она запечатлена с закрытыми глазами, появился отчасти благодаря случайности. Художник Крис Левайн, специализирующийся на световых лазерных шоу и голографических изображениях, сотрудничающий с такими звездами модной индустрии и массовой культуры, как группа Massive Attack и Филипп Трейси, в 2004 году получил заказ на портрет монархини к 800-летию присоединения острова Джерси к английской короне от фонда наследия острова. Как рассказывал художник в интервью журналу Wallpaper, ему сообщили об этом за два года до даты съемки, чтобы у него была возможность морально подготовиться. Установка оборудования заняла три дня, а сама съемка также длилась достаточно долго, и он предложил королеве в перерывах отдохнуть от яркого света. В результате появился официальный портрет королевы в бриллиантовой диадеме с открытыми глазами под названием «Невозмутимость». Его сочли настолько удачным, что в 2012 году он был помещен на 100-фунтовую банкноту. Второй портрет возник спустя годы после съемки, когда Левайн разбирал свой архив и обнаружил, что вторая цифровая камера снимала королеву, пока она отдыхала. Ему так понравилось медитативное состояние венценосной модели, что он выпустил голографическое изображение под названием «Легкость бытия».

Подписаться на новости

Энди Уорхол Люсьен Фрейд

Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»

Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея

27.03.2023

Главные выставки весны

Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету

03. 03.2023

Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова

21.03.2023

Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia

Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта

03.03.2023

Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве

Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись

14. 03.2023

В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу

Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов

24.03.2023

Галактика русской абстракции охватила Русский музей

Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»

02.03.2023

Портреты Елизаветы II: от классики до нигерийского поп-арта

Влияние королевы на мировую культуру сложно переоценить. За 96 лет жизни и 70 лет правления Елизавета II успела стать одной из самых узнаваемых женщин на планете. Её Величество рисовали придворные творцы, свободные художники и смелые экспериментаторы. Редакция Afisha.London не без восхищения делится самыми яркими портретами королевы.   


Вечная классика

Преданность Британии всему классическому и аристократическому не могла не затронуть вкус королевы на живопись. Пьетро Аннигони, итальянский художник-портретист, оставался верным реализму и благородству картин Эпохи Возрождения на протяжении всего творческого пути. Художнику поручили написать портрет королевы в 1954 году — всего через год после коронации. 

 

Telegram канал

 

Молодая Елизавета, которой на тот момент было 28 лет, позировала итальянцу в Жёлтой гостиной Букингемского дворца. Аннигони выбрал оригинальный фон для портрета в полный рост: он поместил фигуру королевы на холмистый пейзаж, где вдалеке виднеется рыбак, а позади на долгие километры простирается Англия. 

Художник долго не мог побороть стеснение, но королева успокоила его разговорами о своём детстве и о том, как любила наблюдать за людьми из окон. Аннигони увидел в королеве любящую свою родину, преданную делу женщину, поэтому выбрал ракурс, где королева смотрит вдаль — погружённая в свои мысли и безмятежная.  

 

Портрет Елизаветы II. Автор: Люсьен Фрейд
Величество королева Елизавета II на картине Аннигони, заказанной в 1955 году. Фото: CAMERA PRESS/Annigoni


Психологический портрет

Удостоен чести написать портрет королевы был и художник в жанре психологического портрета Люсьен Фрейд. Внук талантливого психоаналитика Зигмунда Фрейда, он стал одним из самых высокооплачиваемых творцов XX века. Портрет королевы Люсьен писал больше года и в декабре 2001 года произведение стало достоянием общественности, которая незамедлительно раскритиковала картину. 

Грубые мазки, авангардные цвета и даже миниатюрный формат — каждая деталь картины вызывала противоречивые эмоции. Даже то, как стало возможным сотрудничество Фрейда и Елизаветы II стало сенсацией. Художник сам предложил королеве позировать ему и ко всеобщему удивлению, монарх согласилась. Понравился ли чете портрет, можно судить по отзывам королевского фотографа, который счёл, что картине самое место в ванной комнате, а не в стенах дворца.

Люсьен Фрейд — художник, который вызывает неоднозначные эмоции. Для неподготовленного зрителя его сложная, противоречивая манера может быть шокирующей. Поздние работы, не стесняющиеся обнажённой плоти и бытовых сцен, могут даже разочаровать. На ART-завтраке мы объясним творения Люсьена Фрейда понятными словами. 

 

ballet


Эталон силы и сдержанности 

Генри Уорд был выбран для написания портрета Её Величества для Британского Красного Креста в Лондоне в 2015 году. Картина высотой 250 сантиметров вдохновлена произведениями гениев прошлого — Антонисом Ван Дейком (вы можете его знать по портрету Карла I и «Снятие с креста») и Джошуа Рейнольдсом. 

По признанию самого художника, основной задачей было изобразить королеву сильной, но сдержанной, а также показать связь королевского дома с благотворительностью. Писал картину он в своём оборудованном гараже-студии, куда заглядывали прохожие и наблюдали за процессом создания портрета.  

Готовое произведение было выставлено в Виндзорском замке, а сейчас картину можно увидеть в отеле Savoy в Лондоне. 

 

Королева любуется портретом кисти Генри Уорда. Фото: Доминик Копински / Press Association / Getty images

 


Королевские любимцы

Автор картины с королевскими корги, которая сейчас находится в Национальной портретной галерее Великобритании, даже и представить себе не мог, что из рядового иллюстратора к 40 годам он станет одним из самых востребованных художников страны. Майклу Леонарду позировали писатель Эдвард Люси-Смит, искусствовед Адриан Уорд Джексон, герцог и герцогиня Девонширские. В 1985 году художника пригласили написать портрет королевы по случаю 60-летнего юбилея. 

Портретист выбрал тёплый и домашний сюжет для картины: жёлтое платье и украшения из жемчуга, волнистая укладка и королевский корги. На висках королевы можно увидеть намёк на проседь, что добавляет человечности портрету. Елизавета сияет улыбкой и гладит корги Спарка, зарывая правую руку в шерсть. Её Величество смотрит прямо на зрителя — расслабленная и приветливая. 


Смелый подход в живописи

Картина Джастина Мортимера, английского художника известного своим пристрастием к написанию звёзд политики и культуры, вызвала бурю эмоций. Привыкшие к классическому представлению королевы, обозреватели и критики обругали видение авангардиста. Его беспорядочный стиль написания и парящая над телом голова королевы повергли в шок общественность. Едкие цвета, кляксы и смелая фантазия художника, кажется, нисколько не смущает королеву на картине. Елизавета улыбается и спокойно держит руки на коленях.

Портрет королевы был заказан Королевским обществом искусств, мануфактур и торговли (RSA) в праздник 50-летних отношений между учреждением и монархом. Несмотря на негативную критику, картину со временем приняли как смелый шаг со стороны монарха, которая согласилась позировать современному художнику. 

Портрет королевы Елизаветы II с вельш-корги. Автор: Майкл Леонард.
Портрет королевы Елизаветы II Мортимера Джастина. Фото: Королевское общество поощрения производителей и торговли предметами искусства.


Нигерийский Энди Уорхол

Платиновый юбилей правления королевы Tatler решили отметить по-особенному. Журнал заказал уникальную обложку с изображением королевы. Для создания поп-арт портрета Её Величества нигерийский художник Олуволе Омофеми, которого скромно нарекают нигерийским Энди Уорхолом, 4 недели провёл в изоляции от семьи, часами рассматривал оригинальный снимок и даже поставил портрет на заставку на телефоне, чтобы изучить каждую деталь. Художник выбрал ранний период правления монарха, поскольку считает, что именно в то время королева совершила революцию в умах общественности. 

Интересно, что сходство стилей Олуволе Омофеми и работ Энди Уорхола заметили даже кураторы выставки Sotheby’s Power & Image, на которой портрет с королевой занял почётное место возле Reigning Queens 1985 года.

 


Работа русского художника

Академия художеств имени Репина в Санкт-Петербурге больше двух веков считается колыбелью для талантливых художников, архитекторов и скульпторов. Один из них, Сергей Павленко, стал автором любимого портрета королевы (по утверждению самой Елизаветы). 

Рисовать портрет было сложно — ответственность, ограничения по времени и, конечно, волнение. Во время позирования художник и королева старались не отвлекаться, но несколько минут разговора о России всё-таки проскользнули в отведённые 6 часов. 

 

Парадный портрет Елизаветы II, художник Сергей Павленко. Фото: www.spavlenko. demon.co.uk
Парадный портрет Елизаветы II на юбилейных марках. Автор: Сергей Павленко. Фото: www.pinimg.com

 

Королева дала художнику дополнительные 10 минут, сославшись на опоздание, которого, разумеется, не было. Результат Елизавете понравился и парадный портрет теперь красуется на юбилейных марках. Сейчас на счету художника несколько работ для королевских особ и британской аристократии: групповой портрет в выпускной день в военной академии Сандхерста, портреты принца Ганноверского и герцога Мальборо. 

 

 

Фото на обложке: David Dawson. Courtesy of Hazlitt Holland-Hibbert

 

 


Читайте также: 

Цветы Её Величества: что символизируют розы, мирт и розмарин на похоронах королевы

Королева Елизавета II и Россия: визит в Москву, шкатулка для Ельцина и впечатления очевидцев

За что такие деньги: 7 самых дорогих в мире картин

Портреты королевы: Елизавета II в картинах

Те, кто отвечает за то, чтобы образ Ее покойного Величества королевы Елизаветы II был признан во всем мире, несомненно, проделали хорошую работу. Кто мог бы стать более широко известным благодаря монетам, маркам, фотографиям, радиозаписям и выступлениям на телевидении, не говоря уже о кружках и кухонных полотенцах?

Идеальный подарок для #PlatinumParty, организованной @RCT. Это самые первые марки 1952 года с изображением портрета Ее Величества Королевы, сфотографированного Дороти Уайлдинг. pic.twitter.com/vz6vtn6YkP

— Почтовый музей (@thepostalmuseum) 6 мая 2022 г.

Возможно, удивительно, что наиболее традиционное средство изображения монарха — нарисованный портрет — так неоднородно служило королеве. Гламурный реализм, необходимый для королевского портрета, вряд ли был доминирующим стилем живописи во второй половине двадцатого века. Но мы также должны учитывать, насколько устрашающим было бы такое поручение, даже если бы его взяли на себя Сарджент или Лоуренс.

Как знакома няня, как мало сеансов, как велики ожидания. Итак, давайте оправдаем наши ожидания, дадим художникам поблажку и заново взглянем на нарисованные портреты королевы в публичных коллекциях.

Одной из самых ранних и лучших является «Разговорная пьеса Джеймса Ганна в Королевской ложе, Виндзор 1950 года», вдохновленное воссоздание жанра, созданного Иоганном Зоффани в восемнадцатом веке. Он передает благополучие через свет, красивые вещи, веселую неформальность и как раз нужное количество церемоний. Сюжет представляет собой королевскую семью с королевой Елизаветой, королевой-матерью, а не Георгом VI, в центре, перед очагом и подачей чая.

Королева-мать также находится в центре картины Джона Воннакотта Королевская семья: портрет к столетию  2000 года.

В данном случае темой является преемственность и взаимодействие между прабабушкой и ее внуками. В этих примерах Ее Величество Королева играет второстепенную роль, что недопустимо для большинства королевских образов.

Государственный портрет Джеймса Ганна 1953–1954 годов собирает все необходимые элементы, но теряется легкая анимация разговорного фрагмента.

Елизавета II ок.1954

Герберт Джеймс Ганн (1893–1964)

Парламентская коллекция произведений искусства

Королева носит коронационное платье, разработанное сэром Норманом Хартнеллом, расшитое розами, трилистником и чертополохом; за ней на столе Императорская Государственная Корона со скипетром. Императорские одежды накинуты на ее трон; это третий и последний комплект мантий, надетых на церемонии коронации. Королева носит бриллиантовую диадему, созданную для Георга IV в 1820 году, на которой снова изображены роза, чертополох и трилистник, чередующиеся с крестами. Это не имеет официального значения, но обычно читается как суррогатная корона.

На протяжении 1950-х, помимо копирования образа Ганна, многие художники рисовали что-то подобное для посольств и мэрий Британии и Содружества. Обычно они пытаются создать эффект официального имиджа, не включая никаких реальных государственных регалий. Обычно королева носит длинное белое платье с поясом или полное одеяние рыцарского ордена и тиару. Лучший в своем роде портрет этого типа — портрет Хатчисона 1956 года для Компании купцов города Эдинбурга, одетый в мантии Ордена Чертополоха и «Владимирскую тиару».

Потрясающий масляный набросок в Национальной галерее Шотландии отличается прекрасным сходством, открытым выражением и живописной уверенностью.

Самый оригинальный вклад в этот величественный жанр королевской портретной живописи внес Пьетро Аннигони. Его знаменитый портрет 1955 года для «Почтенной компании рыбных торговцев» (представленный здесь в отличной копии Лучано Гуарньери) изображает Королеву в мантии Ордена Подвязки, хотя и с непокрытой головой, на фоне идиллического пейзажа без дворцовых колонн и занавесей.

Стиль портрета задуман как упрек той живописности, которой восхищались выше. Выполненный яичной темперой, он заменяет строгую светотеневую лепку веселыми мазками обычной пост-сарджентской портретной живописи. Результат скульптурен в своей правдоподобной и изящной структуре и в полировке поверхности, волосах и драпировках, как бронза, плоть, как мрамор.

Еще одна художница, которая чувствует это возвышенное безличное качество лица на монете, — это фотограф Дороти Уайлдинг, чья классическая 19Изображения королевы 50-х годов кажутся отлитыми из какого-то сплава серебра и оружейного металла.

Сегодня исполняется 70 лет со дня восшествия на престол королевы Елизаветы II после смерти ее отца, короля Георга VI.

Ее Величество была провозглашена королевой Великобритании и Содружества рано утром 6 февраля 1952 года.

Дороти Уайлдинг @RCT pic.twitter.com/eBfSmjO8SD

— Королевская семья (@RoyalFamily) 6 февраля 2022 г.

Аннигони стремился передать величественное одиночество, обремененное ответственностью человека, обреченного наблюдать за миром из окна дворца. Идея придает жанру серьезность, но больше напоминает аристократических женщин Бронзино или принца Джузеппе ди Лампедузы, чем семейную жизнь нашей дорогой королевы.

В своем изображении 1969 года для Национальной портретной галереи Аннигони поднимает трагическое достоинство на новый уровень, королева все еще с непокрытой головой теперь носит красные мантии ордена Бани поверх красного платья в просто очерченной позе, с достоинством и тяжесть стоячего камня.

Идея взята из « Madonna della Misericordia » Пьеро делла Франческа, где одеяние Богородицы укрывает мелких жителей Борго Сансеполькро, как палатку. Небо на раннем портрете Аннигони чистое, а пейзаж нарнийский; на более позднем портрете небо и бесплодные равнины аспидно-серые. Результат, безусловно, великолепен, но вряд ли передает монарха, которому удалось благодушно договориться с 1960-е годы.

Портрет королевы Майкла Ноукса 1977 года в мантии Ордена Бани для ратуши Манчестера показывает нам нечто более любезное и «приземленное» — фраза, которую часто используют те, кто встречал королеву.

Долгое правление ставит перед королевскими имиджмейкерами проблему: обновлять или не обновлять. Елизавета I отказалась, создав вечную маску Глорианы. Королева Виктория изящно старела в портретной живописи, но заказала замену государственного портрета только в 1885 году, когда ей было за шестьдесят. На портрете Генриха фон Анджели (есть много копий) Королева и ее трон видны сбоку.

Вдохновленный фон Анджели или нет, важный формальный образ покойной королевы Елизаветы использует аналогичный прием. На портрете Ричарда Стоуна 1991 года в Колчестерском музее изображены знакомые государственные мантии и Алмазная диадема, но натурщица и трон видны в профиль, как будто мы подслушиваем задумчивую королеву, ее лицо видно на пустом темном фоне.

В нынешний период нашего национального траура этот портрет, кажется, стал особенно популярным изображением.

Что же случилось с легкой неформальностью Ганна Частичка Разговора ? В течение первых тридцати лет царствования он, по-видимому, присутствовал на фотографиях и в фильмах, но не нарисованных изображениях. Ситуация изменилась в 1980-х, когда появилось то, что можно было бы назвать «Рождественской трансляцией» портрета – формат поясной, сидящий и общающийся со зрителем, дресс-код smart casual.

Июнь На портрете Мендосы 1983 года для королевских дворов Гернси изображена королева в платье и жемчуге, сидящая на стуле эпохи Регентства в Белой гостиной Букингемского дворца.

Портрет Майкла Леонарда 1985 года для Национальной портретной галереи обобщает фон, упрощает композицию и использует корги в качестве атрибута и своего рода «ледокола» в этом наиболее привлекательном из всех портретов Королевы.

Этот поразительный образ возвращает нас к центральной проблеме: наши отношения с монархом теперь более «интерактивны», чем в прошлом. Контакт большинства людей происходит не через церемониальное представление, а через мероприятия, где все празднично и все ведут себя наилучшим образом. Королева — это часть — пусть даже самая важная — общего опыта гордости и празднования.

Перефразируя Фальстафа, королева не только милостива сама по себе, но и является причиной того, что благодать проявляется в других. Трудно сказать, какой образ останется в памяти от такой встречи, но это будут не пояса и диадемы.

Десмонд Шоу-Тейлор, бывший инспектор Queen’s Pictures

Лучшие портреты королевы Елизаветы II, от сказочного блеска Сесила Битона до панк-провокации Джейми Рида

Королева Елизавета II, первый британский монарх, получивший платину юбилея, стала самой известной женщиной на планете, породив множество образов, несущих ее сходство во всех мыслимых средствах массовой информации. Тем не менее, несмотря на то, что ее узнавали во всех уголках земного шара, она оставалась в значительной степени загадкой, знакомой, но неизвестной, скорее символом, чем личностью.

Среди множества образов здесь шесть лучших. Они сообщают как об изменении статуса монархии и индивидуальных художественных целей, так и о том, что происходило за фасадом упрямо неприступного монарха.

Неистовый сказочный монарх Сесила Битона, 1953 год

Украшенная всеми регалиями Имперской государственной короны, державой и скипетром, одетая в горностаевый плащ и золотое коронационное платье, созданное кутюрье Норманом Хартнеллом, королева представлена ​​как полная — сказочный монарх с Битоном, еще более усиливающий театральное ощущение истории с нарисованным фоном готической часовни Леди в Вестминстерском аббатстве. Это сочетание блеска и гламура преднамеренно предназначалось для того, чтобы оживить мрачную послевоенную Британию, но в то же время юная королева кажется почти полностью поглощенной своим церемониальным одеянием.

Пьетро Аннигони Королева Елизавета II (1955, Worshipful Company of Fishmongers) на время 250-й летней выставки в Королевской академии художеств в Лондоне © Пьетро Аннигони, Все права защищены. DACS 2022. Фото: Stephen Chung / Alamy Stock Photo

Барочная чванливость Пьетро Аннигони, 1955 г. и техники эпохи Возрождения, с более чем щепоткой добавленной барочной чванливости.

Одетая в мантию Ордена Подвязки, Элизабет производит впечатление надменной и царственной, но она также угрюмая героиня прямо из романов Дафны дю Морье, которые были особенно популярны в то время. Глядя вдаль, лихой монарх стоит на фоне стилизованного пейзажа, который больше обязан Тоскане кватроченто, чем Великобритании 1950-х годов. С высоким содержанием драмы и минимумом психологии, образ Аннигони в три четверти длины королевы, твердо стоящей у руля нации, имел большой успех у британской публики, собрав десять толп, когда он был показан в Королевской академии, в Лондоне, в 1955.

Панк-провокация Джейми Рида, 1977

Обложка Джейми Рида для сингла Sex Pistols Боже, храни королеву , пожалуй, самый культовый панк-образ всех времен. Тот факт, что он был разработан в 1977 году, в год серебряного юбилея королевы, делает его еще более провокационным. Жестокая подрывная деятельность Рида над классической черно-белой фотографией королевы (сделанной королевским фотографом Питером Груджеоном) — путем вырывания глаз и рта и замены названия сингла и названия группы буквами, вырезанными из газетных заголовков, в способ записки о выкупе — предлагает идеальное визуальное выражение рычащей лирики Pistols: «Боже, храни королеву / она не человек / будущего нет / в мечтах Англии».

Здесь монарх превратился в нарушенный шифр, парящий над флагом Союза и, как следствие, слепой к беспорядку, в котором находится страна. Ее черты были сорваны так же, как панк-движение хотело разрушать общество, включая монархию.

Люсьен Фрейд, Королева Елизавета II (2001, Фонд Королевской коллекции), холст, масло, экспонируется в Королева: портреты монарха , в Виндзорском замке в 2012 году Фрейд: Фонд Королевской коллекции/© Her Majesty Queen Елизавета II 2022. Инсталляция: PA Images/Alamy Stock Photo

Выразительный крупный план Люсьена Фрейда, 2001

Портрет королевы Фрейда 2001 года — одна из его самых маленьких картин, размером примерно девять с половиной на шесть дюймов, но она обладает мощным эффектом, поскольку вся композиция заполнена лицом королевы. и завершалась сверкающей бриллиантовой диадемой 1820 года, которую Фрейд специально просил ее надеть. Портрет не был заказным. Фрейд попросил нарисовать королеву, она согласилась, и затем он передал работу в фонд Royal Collection Trust.

Вопреки своей обычной практике вызывать натурщиков в свою студию в Холланд-парке, Фрейд ездил в Сент-Джеймсский дворец, и королева позировала ему в течение шести месяцев, с мая по декабрь 2001 года. выразительное подобие стареющего монарха. Некоторые видели в его портрете символическую замену самому художнику, и есть несомненное сходство между некоторыми чертами лица фрейдовского подобия королевы и чертами его собственных поздних автопортретов.

Излучение елизаветинского света Криса Левина, 2004 г.

Легкость бытия Криса Левина (лентикулярная печать, 2004 г.), поразительный портрет королевы в полном церемониальном одеянии с закрытыми глазами и, казалось бы, излучающий белый свет, появился случайно во время заседания в Букингемском дворце для портрета, заказанного в 2004 году Фондом наследия Джерси. Официальный портрет, на котором королева изображена с открытыми глазами и в той же диадеме, что и на портрете Фрейда, был сделан Левином с помощью цифровой лентикулярной камеры высокого разрешения, которая делает около 200 снимков, перемещаясь по 360-градусной траектории. няня.

Поскольку камеру нужно было сбрасывать после каждого круга, Левин предложил Королеве расслабиться, пока они вносили коррективы, и только позже он понял, что непреднамеренно запечатлел ее в покое. С тех пор Левин переделал это удачное изображение в различных формах, включая версию с 1100 белыми бриллиантами, чтобы отметить Бриллиантовый юбилей в 2012 году. Локк. Все права защищены; ДАКС 2022; Галерея Хейлза и PPOW

Пластиковая сборка Хью Локка, 2005 г.

Хью Локк создал множество работ с изображением королевы Елизаветы II, каждая из которых выражает его неоднозначное отношение к британской монархии и колониальному наследию страны. Это восходит к детству художника, которое он провел сначала в Шотландии, а затем в бывшей британской колонии Гайана, а затем взрослую жизнь провел в Брикстоне, на юге Лондона.

Скульптура Локка, собранная в смешанной технике из его серии House of Windsor , сделана из множества дешевых пластиковых игрушек и безделушек — одноразовых продуктов глобальной экономики, — которые одновременно создают, украшают и подрывают образ монарха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *