Посмертная маска это: Посмертная маска | это… Что такое Посмертная маска?

Посмертная маска – это истинное лицо человека

Посмертные маски – изобретение древних цивилизаций. Когда-то их снимали с лиц фараонов, чтобы через прорези глаз душа могла наблюдать и даже руководить. Спустя тысячелетия слепки начали использовать для создания статуй и бюстов королевских особ, а затем – просто чтобы увековечить образ знатных и выдающихся людей. Посмертные маски – предмет коллекционирования, до наших дней дошли не только бесценная золотая маска Тутанхамона и маски европейских венценосцев, но и маски Данте, Ньютона, Канта, Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, Булгакова, Маяковского, Врубеля, Ленина, Сталина, Хичкока и многих других деятелей искусства, науки, политики. Снятием слепков занимались именитые скульпторы, например, автором очень многих посмертных масок, сделанных в России в ХХ веке, был Сергей Меркуров. Во времена Великой французской революции свой вклад в это искусство внесла скульптор Анна Мария Тюссо, которая лично сняла слепки Марата, Робеспьера и обезглавленной посредством гильотины Марии-Антуанетты.

Посмертные маски хранят много тайн. Например, удивительная маска Незнакомки из Сены, которой Владимир Набоков посвятил стихотворение: «Торопя этой жизни развязку,/ Не любя на земле ничего,/ Все гляжу я на белую маску/ Неживого лица твоего./ В без конца замирающих струнах/ Слышу голос твоей красоты./ В бледных толпах утопленниц юных/ Всех бледней и пленительней ты». По легенде маска была снята патологоанатомом, пораженным красотой юной утопленницы, однако есть предположение, что на самом деле слепок делали с живой девушки.

Фото: Википедия

Вглядываясь в посмертную маску Сергея Есенина, снятую на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, люди гадают, было это лицо самоубийцы, как утверждает официальная версия смерти поэта, или все же это лицо убитого, замученного человека.

С мистикой была связана и вся жизнь Николая Васильевича Гоголя, не обошлось без нее и после смерти. На посмертной маске видно, что один глаз открыт – это породило предположение о летаргическом сне писателя, якобы Гоголя похоронили живым. Вот как описывал облик Николая Васильевича мастер-скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертный слепок: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли».

До сих пор точно не известно, как выглядел Уильям Шекспир. На следующей картине, написанной художником-прерафаэлитом Генри Уоллисом в 1857 году, мы видим голландского скульптора Герарта Янссена, работающего над бюстом поэта и смотрящего на маску. Посмертная маска Шекспира действительно существует, однако далеко не все верят, что это слепок его лица. Кессельштадтскую посмертную маску обнаружили в 1849 году в лавке старьевщика в Майнце (ныне Дармштадт). Ее приписали Шекспиру на основании портрета 1637 года, который принимался за изображение Шекспира в гробу. И картина, и маска когда-то принадлежали семейству Кессельштадт. Однако точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

А вот как, уже без мистики, вспоминала Марина Влади приготовления к снятию маски Высоцкого в книге «Владимир, или Прерванный полет»: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску… Пока он разводит гипс, я мажу твое лицо вазелином, и мне кажется, что оно разглаживается у меня под пальцами. Последняя ласка – как последнее успокоение. Потом мы молча работаем. Я несколько лет занималась скульптурой, я знаю, как делаются слепки, я вспоминаю почти забытые движения, эта работа вновь окунает меня в простоту жизни. Старый скульптор шепчет последнюю молитву. Все кончено. Маска будет отлита в бронзе в трех экземплярах…». Маска выполнена из сплава бронзы и серебра, на ее оборот красным маркером нанесен год смерти певца и инициалы его вдовы – MV. В 2015 году посмертная маска Владимира Высоцкого была продана на торгах аукционного дома Drouot в Париже за 55 тысяч евро.

Гораздо дешевле, всего за 17 тысяч долларов, в 2018 году ушла с молотка посмертная маска Иосифа Сталина. Представитель аукционного дома The Canterbury Auction Galleries Дэн Пондер рассказал, что слепки лица и рук генералиссимуса ему принес некий британец. Владелец нашел отпечатки, отлитые в бронзе, на чердаке в доме своего деда, который служил в торговом флоте. Предположительно, именно он привез в Великобританию одну из 12 масок, сделанных после смерти советского лидера. Другая посмертная маска Сталина была продана в 2012 году за 6 тысяч долларов.

Корреспондент «МИР 24» поговорил о посмертных масках с владельцем крупнейшего в России собрания, автором книги «Посмертная маска», историком-архивистом и известным астрологом Павлом Глобой. В его коллекции – около 300 слепков.

Павел Павлович, какой интерес представляют посмертные маски, почему вы начали их коллекционировать?

– Во-первых, это часть культурного наследия, потому что мы бы не знали облика многих выдающихся людей, если бы не посмертные маски. Портреты людей до эпохи фотографии не надежные, образ всегда приукрашивали, а посмертная маска дает возможность увидеть, каким человек был на самом деле. Был такой знаменитый деятель, как Блез Паскаль – великий французский философ, физик и математик. Сохранились его портрет и его посмертная маска, и вот по посмертной маске Паскаля было обнаружено, что портрет ему совершенно не соответствует, хотя был приписан ему. Великий философ, который был духовным отцом Циолковского, и прежде всего с которым были связаны идеи полета в космос и клонирования людей – Николай Федоров. От него не осталось даже портрета, один рисуночек, который сделал, по-моему, отец Пастернака, да и то – спрятавшись за шкаф. Он не давал себя запечатлевать, а вот посмертная маска есть, и она дает возможность восстановить реальный облик этого великого русского философа. Многие маски снимались известными скульпторами, мало кто знает, что они этим занимались. Это интересная часть нашей истории.

Во-вторых, это еще и наследие физиогномическое. Как бы вы не относились к физиогномике, некоторые черты лица действительно отражают характерологические особенности человека. По облику человека, который сохраняет посмертная маска, многое можно сказать, то есть можно дать некий его психологический портрет. Плюс ко всему – его состояние, состояние его личности.

Смерть – это экзистенциальное состояние, человек, уходя из жизни, становится самим собой – играть ему уже просто становится невозможно. Поэтому по посмертным маскам – не по всем, конечно, можно сказать также, каким человек реально был, с чем он ушел, какой багаж он оставил на земле. То есть, другими словами, нравственный его облик. Это может представлять интерес для криминалистов, помогать выяснить причину смерти, была ли она насильственной и так далее. Я подошел к этому как историк, не говоря уже о том, что маски мне очень помогли в изучении физиогномики.

Можно ли говорить об отпечатке души, если выражение лица после смерти на самом деле формирует бальзамировщик, задача которого – придать ему спокойный и благородный вид?

– Раньше маску снимали до бальзамирования, сейчас так, конечно, уже не делается. Так называемых форматоров, которые снимали маски, приглашали в первое же время, до того, как начинал работу бальзамировщик. После бальзамирования маску снимать небезопасно, она могла бы расплыться. Если впрыскивать под кожу трупа всевозможные препараты (сейчас это формалин), то маску снять качественно уже не получится. Проблемы были, когда находили человека не сразу после смерти, например, так случилось с Иммануилом Кантом, даже невозможно было ему закрыть рот. Маска так и получилась с открытым ртом и производит тяжелое впечатление.

Как исследователь, расскажите, откуда пошла традиция делать посмертные маски?

– Все-таки, наверное, из Египта, сохранилась золотая маска Тутанхамона. Потом Микены. Маски снимали в Древнем Риме, потом делали практически скульптуры и ставили их вместе с покровителями домашнего очага – так называемыми ларами, которые стояли в углу дома. Традиция возродилась в Европе века с XII-XIII, после крестовых походов. Известна маска Данте, например, хотя она отредактированная, и я не могу никак признать, что маску снимали, когда у него были открыты глаза, – это просто невозможно, а она с открытыми глазами. Сохранились некоторые маски XIII-XIV веков. Сохранились маски Елизаветы Тюдор, Генриха VIII и других королей. Многие уже форматированные, настоящих масок того времени очень мало. Одна из них – маска великого архитектора Филиппо Бурнеллески. C XVI века, особенно после Эпохи Возрождения XVII-XVIII веков, посмертные маски начали снимать со многих известных людей. Для чего? В основном это был уже не сакральный акт – это нужно было скульпторам, которые использовали эти маски для воссоздания облика. Так мы получили маски Бетховена, Гете, Пушкина и многих других.

В России одной из первых масок была маска Петра I, которую снимал Растрелли. Он, кстати, снимал и прижизненную маску Петра. Тогда посмертные маски делали очень-очень редко, в основном с царей. Есть упоминания о том, что кроме Петра Великого слепок снимали еще с Екатерины II, с Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны.

Вы правда верите, что выражение лица после смерти отражает истинную сущность человека?

– Смерть – это некий экзистенциальный акт, когда человек не может играть, для него это переход в другой мир. За исключением если человек умирает во сне. Если наяву, тогда, действительно, это момент, когда лицо человека выражает настоящую сущность. Он сталкивается с тем, чего никогда в его жизни не было, абсолютной неизвестностью. Хочешь – не хочешь, это будет мгновенный снимок твоей внутренней сущности, когда спадают все маски. Поэтому я лично считаю, что посмертная маска – это во многом истинное лицо человека. За редким исключением: когда маску снимают не сразу, и уже начинается первичный процесс разложения. Я не верю в маску Канта, потому что сняли поздно, существует еще несколько таких масок.

Павел Глоба: Посмертная маска – это истинное лицо человека

18 августа 2020

Посмертные маски – изобретение древних цивилизаций. Когда-то их снимали с лиц фараонов, чтобы через прорези глаз душа могла наблюдать и даже руководить. Спустя тысячелетия слепки начали использовать для создания статуй и бюстов королевских особ, а затем – просто чтобы увековечить образ знатных и выдающихся людей. Посмертные маски – предмет коллекционирования, до наших дней дошли не только бесценная золотая маска Тутанхамона и маски европейских венценосцев, но и маски Данте, Ньютона, Канта, Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, Булгакова, Маяковского, Врубеля, Ленина, Сталина, Хичкока и многих других деятелей искусства, науки, политики. Снятием слепков занимались именитые скульпторы, например, автором очень многих посмертных масок, сделанных в России в ХХ веке, был Сергей Меркуров. Во времена Великой французской революции свой вклад в это искусство внесла скульптор Анна Мария Тюссо, которая лично сняла слепки Марата, Робеспьера и обезглавленной посредством гильотины Марии-Антуанетты.

Фото: Мир24Мир24

Смотрите в воскресенье, 23 августа, в 10.10 на телеканале «Мир» сериал «Коготь из Мавритании» и «Коготь из Мавритании – 2». В центре сюжета – убийца, который сначала жестоко расправляется с девушками, а потом снимает с них посмертные маски, будто бы следуя древним ритуалам. Сыщикам поставлена задача выследить жуткого серийного маньяка.

Видео дня

Посмертные маски хранят много тайн. Например, удивительная маска Незнакомки из Сены, которой Владимир Набоков посвятил стихотворение: «Торопя этой жизни развязку,/ Не любя на земле ничего,/ Все гляжу я на белую маску/ Неживого лица твоего./ В без конца замирающих струнах/ Слышу голос твоей красоты./ В бледных толпах утопленниц юных/ Всех бледней и пленительней ты». По легенде маска была снята патологоанатомом, пораженным красотой юной утопленницы, однако есть предположение, что на самом деле слепок делали с живой девушки.

Фото: Википедия

Вглядываясь в посмертную маску Сергея Есенина, снятую на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, люди гадают, было это лицо самоубийцы, как утверждает официальная версия смерти поэта, или все же это лицо убитого, замученного человека.

С мистикой была связана и вся жизнь Николая Васильевича Гоголя, не обошлось без нее и после смерти. На посмертной маске видно, что один глаз открыт – это породило предположение о летаргическом сне писателя, якобы Гоголя похоронили живым. Вот как описывал облик Николая Васильевича мастер-скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертный слепок: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли».

До сих пор точно не известно, как выглядел Уильям Шекспир. На следующей картине, написанной художником-прерафаэлитом Генри Уоллисом в 1857 году, мы видим голландского скульптора Герарта Янссена, работающего над бюстом поэта и смотрящего на маску. Посмертная маска Шекспира действительно существует, однако далеко не все верят, что это слепок его лица. Кессельштадтскую посмертную маску обнаружили в 1849 году в лавке старьевщика в Майнце (ныне Дармштадт). Ее приписали Шекспиру на основании портрета 1637 года, который принимался за изображение Шекспира в гробу. И картина, и маска когда-то принадлежали семейству Кессельштадт. Однако точка в этом вопросе не поставлена до сих пор.

А вот как, уже без мистики, вспоминала Марина Влади приготовления к снятию маски Высоцкого в книге «Владимир, или Прерванный полет»: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску… Пока он разводит гипс, я мажу твое лицо вазелином, и мне кажется, что оно разглаживается у меня под пальцами. Последняя ласка – как последнее успокоение. Потом мы молча работаем. Я несколько лет занималась скульптурой, я знаю, как делаются слепки, я вспоминаю почти забытые движения, эта работа вновь окунает меня в простоту жизни. Старый скульптор шепчет последнюю молитву. Все кончено. Маска будет отлита в бронзе в трех экземплярах…». Маска выполнена из сплава бронзы и серебра, на ее оборот красным маркером нанесен год смерти певца и инициалы его вдовы – MV. В 2015 году посмертная маска Владимира Высоцкого была продана на торгах аукционного дома Drouot в Париже за 55 тысяч евро.

Гораздо дешевле, всего за 17 тысяч долларов, в 2018 году ушла с молотка посмертная маска Иосифа Сталина. Представитель аукционного дома The Canterbury Auction Galleries Дэн Пондер рассказал, что слепки лица и рук генералиссимуса ему принес некий британец. Владелец нашел отпечатки, отлитые в бронзе, на чердаке в доме своего деда, который служил в торговом флоте. Предположительно, именно он привез в Великобританию одну из 12 масок, сделанных после смерти советского лидера. Другая посмертная маска Сталина была продана в 2012 году за 6 тысяч долларов.

Корреспондент «МИР 24» поговорил о посмертных масках с владельцем крупнейшего в России собрания, автором книги «Посмертная маска», историком-архивистом и известным астрологом Павлом Глобой. В его коллекции – около 300 слепков.

– Павел Павлович, какой интерес представляют посмертные маски, почему вы начали их коллекционировать?

– Во-первых, это часть культурного наследия, потому что мы бы не знали облика многих выдающихся людей, если бы не посмертные маски. Портреты людей до эпохи фотографии не надежные, образ всегда приукрашивали, а посмертная маска дает возможность увидеть, каким человек был на самом деле. Был такой знаменитый деятель, как Блез Паскаль – великий французский философ, физик и математик. Сохранились его портрет и его посмертная маска, и вот по посмертной маске Паскаля было обнаружено, что портрет ему совершенно не соответствует, хотя был приписан ему. Великий философ, который был духовным отцом Циолковского, и прежде всего с которым были связаны идеи полета в космос и клонирования людей – Николай Федоров. От него не осталось даже портрета, один рисуночек, который сделал, по-моему, отец Пастернака, да и то – спрятавшись за шкаф. Он не давал себя запечатлевать, а вот посмертная маска есть, и она дает возможность восстановить реальный облик этого великого русского философа. Многие маски снимались известными скульпторами, мало кто знает, что они этим занимались. Это интересная часть нашей истории.

Во-вторых, это еще и наследие физиогномическое. Как бы вы не относились к физиогномике, некоторые черты лица действительно отражают характерологические особенности человека. По облику человека, который сохраняет посмертная маска, многое можно сказать, то есть можно дать некий его психологический портрет. Плюс ко всему – его состояние, состояние его личности.

Смерть – это экзистенциальное состояние, человек, уходя из жизни, становится самим собой – играть ему уже просто становится невозможно. Поэтому по посмертным маскам – не по всем, конечно, можно сказать также, каким человек реально был, с чем он ушел, какой багаж он оставил на земле. То есть, другими словами, нравственный его облик. Это может представлять интерес для криминалистов, помогать выяснить причину смерти, была ли она насильственной и так далее. Я подошел к этому как историк, не говоря уже о том, что маски мне очень помогли в изучении физиогномики.

– Можно ли говорить об отпечатке души, если выражение лица после смерти на самом деле формирует бальзамировщик, задача которого – придать ему спокойный и благородный вид?

– Раньше маску снимали до бальзамирования, сейчас так, конечно, уже не делается. Так называемых форматоров, которые снимали маски, приглашали в первое же время, до того, как начинал работу бальзамировщик. После бальзамирования маску снимать небезопасно, она могла бы расплыться. Если впрыскивать под кожу трупа всевозможные препараты (сейчас это формалин), то маску снять качественно уже не получится. Проблемы были, когда находили человека не сразу после смерти, например, так случилось с Иммануилом Кантом, даже невозможно было ему закрыть рот. Маска так и получилась с открытым ртом и производит тяжелое впечатление.

– Как исследователь, расскажите, откуда пошла традиция делать посмертные маски?

{style@media(max-width:500px){#test_inner_banner{width:100%;max-width:none;margin-left:0;}}#test_inner_banner{float:left;max-width:320px;margin-right:15px;margin-bottom:20px;clear:both;margin-left:-10px;border-left:5pxsolid#014e7d;font-size:12px;background-color:#f2f2f2;}#test_inner_bannera{color:#014e7d;}#test_inner_bannerimg{width:100%!important;}#test_inner_banner:hoverimg{opacity:0.7;}.mm_test_header{text-align:center;font-weight:500;font-size:16px;padding:8px;font-weight:700;}.mm_test_title{padding:8px;font-size:16px;font-weight:700;text-align:center;text-decoration:none;}.mm_test_titleh5{color:#333;font-size:18px;font-weight:700;margin-bottom:20px}.mm_test_titlep{color:#333;margin-bottom:0}/stylediv id=test_inner_banner data-mir-incut-id=897div class=mm_test_headerСмерть и девушка/divdiv class=mm_test_contenta href=https://mir24. tv/news/15628351/smert-i-devushka-chem-zanimaetsya-tanatopraktikimg src=https://mir24.tv/uploaded/images/crops/2020/August/027d7f1db999b19166493f114aa4bb293e854031de296a846750a1980c91731c-320x_.jpg?token=76b6859328f9d617c0b9055d9439b859/adiv class=mm_test_titlea href=https://mir24.tv/news/15628351/smert-i-devushka-chem-zanimaetsya-tanatopraktikЧем занимается танатопрактик?/a/div/div/div}

– Все-таки, наверное, из Египта, сохранилась золотая маска Тутанхамона. Потом Микены. Маски снимали в Древнем Риме, потом делали практически скульптуры и ставили их вместе с покровителями домашнего очага – так называемыми ларами, которые стояли в углу дома. Традиция возродилась в Европе века с XII-XIII, после крестовых походов. Известна маска Данте, например, хотя она отредактированная, и я не могу никак признать, что маску снимали, когда у него были открыты глаза, – это просто невозможно, а она с открытыми глазами. Сохранились некоторые маски XIII-XIV веков. Сохранились маски Елизаветы Тюдор, Генриха VIII и других королей. Многие уже форматированные, настоящих масок того времени очень мало. Одна из них – маска великого архитектора Филиппо Бурнеллески. C XVI века, особенно после Эпохи Возрождения XVII-XVIII веков, посмертные маски начали снимать со многих известных людей. Для чего? В основном это был уже не сакральный акт – это нужно было скульпторам, которые использовали эти маски для воссоздания облика. Так мы получили маски Бетховена, Гете, Пушкина и многих других.

В России одной из первых масок была маска Петра I, которую снимал Растрелли. Он, кстати, снимал и прижизненную маску Петра. Тогда посмертные маски делали очень-очень редко, в основном с царей. Есть упоминания о том, что кроме Петра Великого слепок снимали еще с Екатерины II, с Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны.

– Вы правда верите, что выражение лица после смерти отражает истинную сущность человека?

– Смерть – это некий экзистенциальный акт, когда человек не может играть, для него это переход в другой мир. За исключением если человек умирает во сне. Если наяву, тогда, действительно, это момент, когда лицо человека выражает настоящую сущность. Он сталкивается с тем, чего никогда в его жизни не было, абсолютной неизвестностью. Хочешь – не хочешь, это будет мгновенный снимок твоей внутренней сущности, когда спадают все маски. Поэтому я лично считаю, что посмертная маска – это во многом истинное лицо человека. За редким исключением: когда маску снимают не сразу, и уже начинается первичный процесс разложения. Я не верю в маску Канта, потому что сняли поздно, существует еще несколько таких масок.

Другое,Изобретения,Данте,Николай Федоров,Владимир Набоков,Николай Гоголь,Марина Влади,Павел Глоба,Уильям Шекспир,Сергей Есенин,Mir24.TV,

LCP Art & Artifacts

Изготовление масок является древней традицией в большинстве культур. Маски смерти — это слепки, снятые с трупа, а маски жизни — слепки, снятые с живого человека. Эти маски в основном изготавливаются из воска или гипса с использованием практически одной и той же техники. Лицо и голову смазывают маслом или жиром, а затем накладывают тонкие слои гипса и наращивают послойно. Чтобы облегчить снятие маски, в пластырь втыкают нити, чтобы за нити можно было потянуть. Этот слепок создает форму. Затем в форму можно залить влажный гипс или воск, создав позитивную модель.


Маски смерти и жизни стали популярным возрождением в 19 веке. Некоторый рост производства масок был связан с развитием научных убеждений, таких как френология, о том, что предполагаемые черты лица и пропорции могут объяснить личные качества. Маски были взяты у выдающихся личностей, таких как монархи и известные авторы. И посмертные маски, и живые оттиски будут использоваться в качестве моделей для будущих портретов или бюстов. Практика изготовления масок жизни и масок смерти пришла в упадок с появлением фотографии.


Отливка посмертной маски Наполеона.
Гипс.
12 1/2 «x 5 3/4» x 6 «.
Библиотечная компания Филадельфии. Завещание Энн Хэмптон Брюстер, 1892.

Посмертная маска Наполеона — единственная маска в коллекции, снятая посмертно, и она отражает популярность европейской традиции снятия слепков с известных лидеров. Маска была снята почти через два дня после смерти бывшего императора в мае 1821 года. Видны небольшие искажения и неточности, характерные для посмертных масок, которые являются результатом веса пластыря на лице. Доктор Франческо Антоммарки, личный врач Наполеона, присутствовавший при смерти Наполеона, сказал, что маска была «правильной настолько что касается формы лба и носа». Посмертные маски иногда изменяли, чтобы сделать впечатление более реалистичным, глаза стилизованы под открытые, а губы закрыты, чтобы они не были слегка приоткрыты в смерти, хотя здесь этого не видно. Эта маска является примером посмертной маски в традиционном смысле, как чучело и память об умершем. 0003

 

 

Жан-Антуан Гудон (1741–1828).
Маска Джорджа Вашингтона, ок. 1785-1792 гг.
Гипс.
11 «x 9» x 4 «.
Библиотечная компания Филадельфии. Источник Неизвестно.

, когда штат Вирджиния Желает, чтобы поручить ада Статуя Джорджа Вашингтона, как Томас Джефферсон, так и Бенджамин Франклин, поддерживали французского неоклассического скульптора Жана-Антуана Гудона, Джефферсон даже сказал, что «он является первой скульптурой эпохи». В 1785 году Гудон сопровождал Бенджамина Франклина, чтобы посетить Вашингтон в его доме в Маунт-Вернон.Гудон провел две недели в Маунт-Вернон, делая наброски, измеряя и наблюдая за генералом, а также создавая эту гипсовую маску жизни.Чтобы сделать маску, Гудон заставил Вашингтон солгать Он намазал лицо Вашингтона смазкой и закрыл глаза перед тем, как наложить гипс; Вашингтон мог дышать через два пера в ноздрях. Впоследствии Гудон вылепил глаза Вашингтона. Он вернулся в Париж и использовал эту маску, чтобы помочь ему в лепке мрамора. , скульптура Вашингтона в натуральную величину, которая до сих пор находится в Капитолии Ричмонда. Эта маска будет снова использоваться для многих других скульптур Вашингтона.0003

Boston Sculpture Co.
Маска Линкольна, ок. 1880-1920 гг.
Гипс.
12 «x 8» x 6 «.
Библиотечная компания Филадельфии. Подарок г -жи Роуз Галлахер, 1990.

. Эта маска — рецепт. Жизненная маска Авраама Линкольна, сделанная скульптором Леонардом Фольком в 1860 году, незадолго до его выдвижения на пост президента. Здесь мы видим молодого, безбородого Линкольна. Еще одна живая маска Линкольна была создана Кларком Миллсом в 1865 году. Линкольна можно легко увидеть, сравнив две маски.Хотя Линкольна часто фотографировали, эта маска передает каждую черту его лица.


< главная | далее >

Посмертная маска Бетховена и краткая история масок для лица

  • Список журналов
  • Коллекция чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения Nature
  • PMC8381131

Wien Med Wochenschr. 2021; 171(15-16): 391–396.

Опубликовано в сети 23 августа 2021 г. doi: 10.1007/s10354-021-00875-1

Язык: английский | Немецкий

, MLS 1, 2

Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности

В 2020 году также исполнилось 250 лет со дня рождения Бетховена. По этому поводу следует представить его редко обсуждаемые маски жизни и смерти. Кроме того, дается краткий исторический очерк истории масок для лица в целом, которые теперь сопровождают нас в повседневной жизни в виде маски для лица и носа из-за COVID-19.пандемия.

Ключевые слова: Бетховен, Вена, Маска смерти, Маска жизни, История медицины

Im Jahr 2020 jährte sich der Geburtstag Beethovens zum 250. Mal. Aus diesem Anlass werden seine selten besprochenen Lebend- und Totenmasken näher beleuchtet. Zudem wird ein kurzer geschichtlicher Abriss über die Geschichte der Gesichtsmasken i. Allg. gegeben, die uns in Form der Mund-Nasen-Maske aufgrund der COVID-19-Pandemie derzeit im Alltag begleitet.

Шлюссельвёртер: Beethoven, Wien, Totenmaske, Lebendmaske, Geschichte der Medizin

Термин «маска» используется в настоящее время по-разному; например, при посещении съемочной площадки мы сталкиваемся с этим термином как с местом, где актеры гримируются для своей внешности. Кроме того, говорят, что люди, которые изображают свои чувства по-другому для внешнего мира, носят «маску». На карнавале используются маски для лица, а также маски жизни и смерти. Есть также ритуальные маски, старинные театральные маски, позорные маски, венецианские полумаски и защитные маски.

В принципе, слово «маска» происходит от арабского слова машара (قناع) и может быть переведено как дурак, фарс, поддразнивание или шутка. Это покрытие для лица, которое может состоять из разных материалов. В зависимости от эпохи, времени и места происхождения маски могут состоять из частей растений, кожи, дерева, глины и ткани или даже пластика [1].

Маски для лица имеют давнюю традицию. Их происхождение лежит в основном в культурных или религиозных обрядах, которые приобрели значение благодаря религиозным действиям, таким как танцы этнических групп или коренных народов. Они служили для поклонения божествам-защитникам или для отпугивания злых духов. Носитель такой маски не просто маскируется, но представляет власть в обществе. Производство этих ритуальных масок происходит только в соответствии со строгими ритуальными правилами, в которых маскам придается особый, так называемый энергетический заряд.

В неевропейских культурах (Египет, Китай, Мезоамерика) лицо высокопоставленного умершего (правителя или жреца-царя) иногда при погребении закрывали маской из драгоценного камня или металла (золотой, бронзовой) церемония, не похожая на живого человека. Далее следует различать более современные «портреты» или «маски памяти», которые были переработаны и часто представляли собой идеализированный образ портретируемого лица. Эти маски никогда не клали в могилу.

С другой стороны, так называемые погребальные маски должны помнить человека таким, каким он был в момент смерти, тем самым отображая более реалистичные черты его лица [1].

В древнегреческом языке известные театральные маски, вероятно, произошли от ритуальных масок, потому что в то время было широкое распространение культурных богов. Например, в рамках культа Дионисия исполнялись танцы, а трагедии и комедии сопровождались хором. Со временем появились определенные повторяющиеся персонажи, которые столкнулись только с новыми приключениями. По мере появления таких персонажей снова и снова использовались ролевые и легко узнаваемые маски. Эти повторяющиеся маски все больше адаптировались в зависимости от их использования, чтобы лучше выражать чувства конкретной актерской роли. Вот почему смеющаяся маска стала символом комедии, а маска грусти — трагедии. Эти символы и по сей день используются в наших театрах, балетах и ​​операх (рис. ).

Открыть в отдельном окне

Театральные маски как символы трагедии и комедии. (Коллекция Седивы)

В Средние века появились маски стыда. Эти маски в основном были сделаны из металла и использовались судами для наказания. Потеря лица из-за таких масок сопровождалась большим позором и бесчестьем для наказываемого. Он также был призван показать, как общество видит преступника. Например, если кто-то вел себя «по-свински», клеветая на других, его голова была покрыта железной головой кабана, которая также парализовала его язык. Примечательно, что этот вид наказания существовал до 18 века. Подобные намерения преследовались в школах вплоть до 20 века. Детям, не подчинявшимся правилам, выдавали шапки с собачьими ушками и выставляли напоказ перед одноклассниками.

Из ритуальных празднеств, отмечавших смену холодного зимнего полугодия на теплое и плодородное летнее полугодие, возникли карнавальные фестивали и балы. Деревенская версия стремилась прогнать зиму, замаскировавшись под призраков, гоблинов и жутких фигур в деревянных масках. Эти парады (

Krampuslauf , Perchtenlauf ) до сих пор сохранились в альпийском регионе в сельских районах Австрии, Швейцарии, Баварии, Словении, западной и северной Хорватии и северо-восточной Италии. Утверждается, что карнавал произошел как местные дохристианские ритуалы от таких обрядов с участием фигур в масках швабско-алеманнского фастнахта. Слово Карнавал имеет христианское происхождение и тесно связан с Великим постом; оно происходит от позднего латинского carne levare , что означает «удалить мясо». Таким образом, карнавал представлял собой последний период пиршества и празднования перед духовной суровостью Великого поста [2].

Наиболее известен своими отличительными масками Венецианский карнавал, который заканчивается христианским празднованием Великого поста, за 40 дней до Пасхи, во вторник Масленицы ( Мартеди Грассо или Марди Гра ), то есть за день до Пепельной среды. Кроме того, знать венецианского общества также устраивала маскарады, чтобы продемонстрировать свою силу и богатство, в полумасках, которые закрывали только область глаз. Кроме того, эти маски давали владельцу некоторую форму анонимности и позволяли ему/ей быть тем, кем они хотят быть. Таким образом, такие маски также использовались для защиты анонимности, как, например, в случае с австрийским императором Йозефом II, который намеревался путешествовать по Венеции неузнанным. Однако такое сохранение анонимности запускало насилие с ростом преступности. В настоящее время иногда, например, клоунские маски и другие лицевые личинки, используются для таких преступлений, как убийство или ограбление банка.

Точно так же здесь, в Вене, традиционный бал-маскарад Rudolfina Redoute отмечается в Масленичный понедельник с 1899 года. выбор. В полночь, в конце разоблачающей кадрили (это кадриль «Летучая мышь» сына Иоганна Штрауса), женщины снимают маски.

Тем не менее, по сей день праздничные маски носят на Хэллоуин, Марди Гра и Карнавал. И последнее, но не менее важное: мы все должны носить маски для рта и носа, как хирурги, чтобы защитить себя от коронавируса. Маски в качестве защитной меры уже использовались в средние века. Они часто делались из кожи и, помимо пальто и перчаток, служили защитой врачам при лечении заразных больных, например, больных чумой. Часть масок была сконструирована таким образом, чтобы из них шел дым, часто они были наполнены травами и жидкостями — вероятно, в первую очередь предназначались для защиты от миазмов в воздухе, которые считались переносчиками инфекций (рис. ). В 1897 в Бреслау Иоганн фон Микулич-Радецкий впервые использовал маску, состоящую из слоя марлевой повязки [3].

Открыть в отдельном окне

Маска чумного доктора для защиты от «плохого воздуха» и предотвращения заражения. Такие маски имеют линзы на глазах и длинную полость в носу, которая заполняется лекарствами и ароматическими веществами. Форма этой полости была очень похожа на клювы птиц. В клюве были такие вещества, как амбра, листья мяты, стиракс, мирра, лауданум, лепестки роз, камфора, гвоздика и солома. (Фото с реплики, коллекция Седивы)

В древние времена появился новый вид масок для лица, которые произошли от ритуальных масок. В своего рода религиозно-магическом контексте либо снимались слепки, либо формировались изображения мертвого лица и внедрялись, например, в культ предков, чтобы обеспечить бессмертие.

Эти погребальные маски иногда отображали более прославленный образ умершего человека и надевались на лицо до или во время погребальных обрядов. Маски часто хоронили вместе с умершими. Нам хорошо известны те, что из древнего Египта, например, Тутанхамона, и из микенской Греции, например, Агамемнона (рис.  ). Кроме того, такие погребальные или погребальные маски должны отгонять бедствия или демонов, придавать умершему достойный вид и помогать блуждающему духу вновь обрести свое тело. Их считают умершими и кладут вместе с ними в могилу, в то время как «классические»/современные посмертные маски делаются для скорбящих и остаются с ними.

Открыть в отдельном окне

Маски Тутанхамона ( а ) и Агамемнона ( б ) (фото с реплик; коллекция Седивы)

Классическая посмертная маска, однако, должна изображать лицо умершего либо для воспоминание как механическое воспроизведение или свободно созданное близко к его или ее смерти. В некоторых культурах они должны придавать силы скорбящим и представлять изображение умершего для генеалогического древа и использоваться для поклонения предкам.

Их также можно использовать для создания портретов. В Европе на похоронах обычно вывешивали посмертные маски. Иногда еще одним вариантом такого презента служил портрет в гробу. Особенно в эпоху итальянского Возрождения такие гипсовые слепки умерших служили скульпторам моделями для портретов умерших. Во Франции в конце Средневековья было принято приспосабливать посмертную маску как живую. В маску вставили стеклянные глаза и надели на нее искусственные волосы. Таким образом, эти маски стали своего рода куклами, которые выставлялись на всеобщее обозрение, и поэтому их называли чучелами. Преимущество заключалось в том, что похоронные церемонии могли длиться несколько дней после смерти.

Начиная с конца 18 века ученые стремились регистрировать изменения в человеческом лице. В этом измеряемом веке ученые использовали эти маски в этнографии, археологии, криминалистике, а также для так называемых расовых исследований. Интерес вызывали черты лица, особенно известных людей или отъявленных преступников. Например, анатом и исследователь мозга Франц Йозеф Галл в начале 19 века разработал концепцию «френологии», которая впоследствии была дискредитирована. Галл собрал сотни слепков ученых, поэтов и государственных деятелей, а также преступников [1, 4, 5].

В некоторых случаях хранилась целая голова, например, Луиджи Лучени (рис. ), убийцы австрийской императрицы Елизаветы. Его голова хранилась много веков и была похоронена только в 2000 году. Такие маски также использовались для описания так называемых расовых различий и иногда были очень полезны в судебно-медицинских целях для постоянной записи черт лица неизвестных трупов для опознания. Во времена, когда фотография еще не была широко доступна, это был лучший способ сохранить лицо пропавшего без вести, чтобы его потом узнали. Более того, для изучения черт лица стали все чаще использоваться маски жизни.

Открыть в отдельном окне

Портрет Л. Лучени по памяти Р. Седивого. (Акварель Сабрины Чудин [Мадам Надель]. С любезного разрешения госпожи Чудин, Фраубруннен Б. Е., Швейцария, 2020 г.)

Кроме того, были написаны траурные портреты, часто изображающие человека, лежащего в мирном покое, как это было сделано для Бетховена. (Инжир. ). Говорят, что новую традицию посмертных масок положила начало Лессингу в 1781 году. Это была первая маска, сделанная только в память об умершем. Этот факт соответствует основному настроению романтической натурфилософии и периода романтизма (приблизительно между 1770–1848 гг.), когда стремились к бесконечности природы и человека. Романтизм подчеркивал эмоции и индивидуализм и был в первую очередь ответной реакцией на механико-техническое господство промышленной революции. Это была революция против аристократических социальных и политических норм Просвещения и полная научная рационализация природы. В отличие от черствого рационализма и классицизма романтизм возродил средневековье. Предпочитая средневековье античности, началось прославление всего прошлого и природы; сильные эмоции подчеркивались как подлинный источник эстетического опыта, представляя такие эмоции, как предчувствие, ужас, ужас и трепет, в новом свете. Противостояние новой эстетике величия и красоты природы стало важнее чистой квантификации и научного описания. Они также предназначались для сохранения лица смерти в смысле Филиппа Ариеса, который ввел понятие эстетизации. Цель состояла в том, чтобы зафиксировать выражение лица в момент смерти как явление природы [6, 7].

Открыть в отдельном окне

Маска смерти ( a ) и жизни ( b ) Бетховена: гипсовые слепки, снятые с оригиналов, имеющиеся в Доме Бетховена в Бонне (фото реплик, коллекция Sedivy)

В связи с этим посмертные маски приобретают значение изображения природы с ее особой эстетикой и прославлением усопшего человека, часто знаменитости.

Что касается посмертных масок, то знаменитости всегда были на первом плане. Говорят, что самая старая из сохранившихся посмертных масок принадлежала Данте Алигьери, хотя ученые оправдали сомнения в подлинности маски, выставленной в Палаццо Веккьо во Флоренции. Самая старая задокументированная и сохранившаяся посмертная маска принадлежит канонизированному францисканцу Бернардино да Сиена, умершему в 1444 г.

Со временем появилось несколько масок, например, у королевских особ и аристократов (например, Генриха VIII, Фридриха Великого или Петра Великого), а также у композиторов (например, Людвига ван Бетховена, Фредерика Шопена, Иосифа Гайдн, Ференц Лист), военные и политические деятели (например, Наполеон Бонапарт, Оливер Кромвель, Александр I, Сталин, Авраам Линкольн), философы и поэты (например, Фридрих Ницше, Фридрих Шиллер, Вольтер, Торквато Тассо) и ученые (например, , Блез Паскаль, Никола Тесла).

В следующих строках будет представлен особый пример знаменитого музыканта Бетховена, у которого впервые были сняты маска жизни и маска смерти.

В 1827 году 26 марта рано утром Иоганн Маттиас Ранфтль (академический художник периода бидермейера) постучал в дверь Карла Данхаузера и сообщил, что Бетховен умер. Поскольку у них в доме был литейный завод по производству гипса, его брату Йозефу Данхаузеру (также академическому художнику) пришла в голову идея нарисовать посмертную маску великого мертвеца. Карл и Йозеф Данхаузер, оба поклонники Бетховена, но не входящие в его близкий круг, рано утром прибыли в дом покойного и никого не застали. Однако мимо прошла жительница и проводила двоих мужчин в квартиру Бетховена. Наконец они встали в прихожей перед запертой дверью и открыли ее. В глубине комнаты за дверью стояла кровать с телом Бетховена.

Они признали, что за период болезни у Бетховена сильно отросла борода. Затем они организовали парикмахера, который сбрил его. В конце концов, Карл Данхаузер купил нож у парикмахера в качестве сувенира. Они также взяли две пряди волос из виска Бетховена. Его брат Йозеф, который сначала хотел сделать посмертную маску сам, в конце концов принял помощь гипсового литья, предпочтя передать процедуру литья опытному мастеру. Из-за двух противоречащих друг другу записей возникли споры о том, когда была снята посмертная маска. В 1888 году Карл Данхаузер написал в своем отчете о происхождении замков Бетховена, что они попали в квартиру Бетховена ранним утром 26 марта. С другой стороны, Антон Шиндлер (скрипач и дирижер, который был неоплачиваемым личным секретарем Бетховена) опубликовал в своем биографии Бетховена письмо Штефана фон Брейнинга (очень близкого друга Бетховена), датированное 27 марта. В нем Брюнинг описал, что некий Йозеф Данхаузер «…желает снять с трупа цыганский оттиск». Поскольку вскрытие проводилось рано утром 27 марта, был сделан вывод, что посмертная маска была снята после вскрытия ([8]; рис. а).

Из-за разных моментов времени, указанных в этих двух письмах, возникли споры относительно того, когда именно была снята посмертная маска. Наконец, музей Бетховена в Бонне запросил заключение судебно-медицинской экспертизы, чтобы прояснить это противоречие. Наконец, профессор доктор Ричард Хеллмер из отдела судебной медицины в Бонне подтвердил, что маска была взята после вскрытия [8].

Кроме того, Бетховен был первым известным человеком с прижизненной и посмертной маской (рис. а, б). Случилось так, что в 1812 году венские фортепианные мастера Наннет и Андреас Штрайхеры, друзья Шиллера и Бетховена, открыли фортепианный салон, который хотели украсить бюстами известных музыкантов. По этой причине скульптору Францу Кляйну было поручено создать реалистичный бюст Бетховена. Примечательно, что до 1805 года Кляйн сделал бюсты для Франца Йозефа Галла за его науку френологию. Кляйн использовал гипс для маски Бетховена. Лицо композитора пришлось смазать маслом и намазать жидким гипсом. Бетховен мог дышать только через две маленькие трубки, вставленные ему в ноздри. Но, к сожалению, великий музыкант боялся задохнуться и таким образом сорвал гипсовый слой. Таким образом, для получения полезного слепка требовалась вторая попытка. Франц Клейн вылил созданную таким образом негативную форму и на ее основе спроектировал бюст Бетховена. Он до сих пор считается подлинным портретом тогдашнего 42-летнего композитора. На сегодняшний день сохранились различные реплики этой скульптуры, большинство из которых были изготовлены в XIX в.го века из гипса или бронзы. Оригинальный бюст долгое время находился во владении семьи Андреаса Штрейхера в Вене, пока его не получил Исторический музей Вены. В 1890 году с этого оригинала был сделан слепок для Дома Бетховена в Бонне, который, в свою очередь, несколько раз отливался и переотливался Рис. ; [9].

Р. Седивый заявляет, что у него нет конкурирующих интересов.

Примечание издателя

Springer Nature остается нейтральной в отношении юрисдикционных претензий в опубликованных картах и ​​институциональной принадлежности.

1. Зиберт М. Totenmaske und Porträt. Der Gesichtsabguss in der Kunst der Florentiner Renaissance. Баден-Баден: Тектум; 2017. [Google Scholar]

2. Ruff JR. Насилие в Европе раннего Нового времени 1500–1800 гг. Кембридж: Издательство Кембриджского университета; 2001. с. 164. [Google Scholar]

3. Спунер Дж.Л. История хирургических масок. АОРН Дж. 1967; 5 (1): 76–80. doi: 10.1016/S0001-2092(08)71359-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Wolfgang R, Michael N. Franz Joseph Gall und seine «sprechenden Schedel» schufen die Grundlagen der modernen Neurowissenschaften.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *