Посмертная маска Гоголя: что вспоминал человек, который ее делал
О смерти Николая Васильевича Гоголя ходит немало легенд. Говорят, будто писатель был похоронен заживо, когда находился в состоянии летаргического сна, а затем пришел в себя и пытался выбраться из могилы. Считается, что косвенным подтверждением этой версии стала эксгумация тела Гоголя в 1931 году. Очевидны утверждали, что обивка гроба была порвана, скелет лежал в неестественной позе, повернувшись на бок. Однако скульптор Николай Рамазанов, снимавший маску с лица писателя, был уверен – Гоголь совершенно точно скончался до похорон, а причиной смерти стало истощение и последствия психического расстройства.
Нарушенное завещание
«Сего числа после обеда прилег я на диван почитать, как вдруг раздался звонок и слуга мой Терентий объявил, что приехал г. Аксаков и еще кто-то, и просят снять маску с Гоголя. Эта нечаянность так поразила меня, что я долго не мог опомниться. Хотя и вчера еще Островский бывши у меня говорил, что Гоголь крепко болен, но никто не ожидал такой развязки», – написал скульптор Николай Рамазанов в письме Нестору Кукольнику 22 февраля 1852 года. По прибытии в дом на Никитском бульваре в Москве, он приготовил все необходимые материалы, развел алебастр и приступил к работе. Рамазанов посетовал на то, что пришлось нарушить завещание Гоголя – тот просил, чтобы его не хоронили раньше момента, когда на теле появятся первые признаки разложения. Между тем он скончался в 8 утра, а уже через два часа Рамазанов выполнил свою работу. «После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон», – с горечью отметил скульптор. Поскольку снятие маски с живого человека не представляется возможным, Рамазанов был уверен, что все домыслы относительно преждевременных похорон Гоголя являются неправдой. Впервые письмо Николая Рамазанова было опубликовано в 1893 году. Скульптор хорошо знал как самого Гоголя, так и лечивших его врачей, которые на тот момент считались лучшими в своей профессии. Он был убежден, что даже если они поставили писателю неверный диагноз, то отличить живого человека от мертвого точно смогли бы. На вопрос, почему же тогда тело Гоголя оказалось странно развернутым после погребения, ответили специалисты уже двадцатого столетия. По их мнению, здесь нет ничего мистического: бывает, что в гробу крышка под давлением смещается. При этом она касается черепа и других частей тела, и они непроизвольно поворачиваются.
Душевная болезнь
И все же версия о том, что Гоголя похоронили живым, по сей день не теряет популярности. Связано это с психологическим образом писателя и его характером. Сергей Аксаков, будучи хорошим знакомым Гоголя, говорил: «Нервы у него были вверх ногами. От него всего можно было ожидать». Порой писателю приписывают шизофрению, однако это не так. При жизни он и вовсе ни разу не бывал на приеме у психиатра, поэтому о его состоянии близким оставалось лишь догадываться. Современные исследователи полагают, что в течение как минимум 20 лет жизни Гоголь страдал от маниакально-депрессивного психоза. Этот недуг повлиял не только на ментальное, но и на физическое здоровье: писатель мог умереть от чрезмерного аскетизма, попросту – от истощения, поскольку отказывался от пищи. Такой точки зрения придерживается, например, профессор психиатрии Д.Е. Мелехов. У Гоголя действительно периоды очень веселого настроения сменялись приступами сильной апатии и тоски, когда он практически не выходил из дома. Что касается страха быть погребенным заживо и особого требования в завещании, то задумываться об этом писатель стал после того, как в 1839 году переболел малярийным энцефалитом. Из-за болезни он стал падать в обмороки, а затем подолгу отсыпался. Впоследствии тревожность Гоголя разовьется настолько, что он будет бояться ложиться в постель. Ночами он дремал, сидя или полулежа в кресле или на диване.
Зимой 1852 года писатель практически перестал ест и спать, отказался принимать любые лекарства и сжег второй том «Мертвых душ». От общества друзей он отказывался в пользу одиночества, ночами молился по несколько часов подряд, стоя на коленях перед иконами. Свое голодание Гоголь оправдывал началом великого поста, правда отказываться от пищи начал более чем за неделю до его начала. Состояние его ухудшалось с каждым днем. Лечащий врач писателя А.И. Овер и профессор С.И. Клименков настояли на диагнозе «менингит», хотя выраженных симптомов (лихорадки и рвоты) у него не было. Фактически, Гоголя начали лечить от болезни, которой у него не было. К тому времени у Николая Васильевича уже явно обнаружились истощение и обезвоживание. По воспоминаниям современников, он находился в депрессивном ступоре, дни напролет лежал на постели в халате и сапогах, отвернувшись к стене и не разговаривая даже со старыми приятелями. Перед кончиной у него была настолько низкая температура тела, что писателя пришлось со всех сторон обкладывать буханками горячего хлеба. Существует точка зрения, что спасти Гоголя можно было подкожными вливаниями соляных растворов, обильным питьем и кормлением питательными продуктами, однако лечили его популярным в то время кровопусканием. Положительного результата, увы, не последовало. Официальной причиной смерти Николая Васильевича врачи назвали острую сердечно-сосудистую недостаточность вместе с тяжелой дистрофией. Есть и другая версия смерти писателя. Ее суть заключается в том, что в результате ошибочного лечения Гоголю давали ртутьсодержащий препарат каломель, из-за которого в ослабленном организме произошла интоксикация.
Тайна смерти
Николай Васильевич Гоголь был похоронен 24 февраля 1852 года на погосте Данилова монастыря в Москве, а 31 мая 1931 года прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Во время эксгумации обнаружилось не только неестественное положение останков писателя, но и отсутствие в гробу черепа. Самые подробные воспоминания этих событий оставил писатель Владимир Лидин. Он утверждал, что одежда и обувь Гоголя прекрасно сохранились, а вот пропажа черепа вызвала настоящий переполох. О чрезвычайном происшествии немедленно доложили Сталину, дело было взято на особый контроль, но проблемы это не решило. Из допроса монахов Данилова монастыря выяснилось, что накануне столетия со дня рождения Гоголя (в 1909 году), на кладбище проводилась реставрация его могилы. Тогда-то на кладбище появился известный московский коллекционер Алексей Бахрушин. Он считался одним из самых обеспеченных и экстравагантных людей столицы и славился безумным азартом, граничащим с цинизмом. Обычно предметами коллекции Бахрушина считались театральные реликвии, однако были исключения. В 30-е годы распространился слух, что Алексей Бахрушин причастен к пропаже черепа Гоголя, поскольку мечтал получить такой «диковинный экспонат» в свою коллекцию. За немалые деньги кто-то из могильщиков украл его для Бахрушина. Поговаривали, что череп Гоголя хранился в кожаном медицинском саквояже, среди анатомических медицинских инструментов. Так Алексей Бахрушин хотел обезопасить череп Гоголя в случае случайной находки, выдав его за чужой. К сожалению, смерть Бахрушина в 1929 году лишила ученых возможности разгадать эту тайну. Однако в связи с новыми обстоятельствами напрашивается еще один вывод: если череп Николая Гоголя спешно вытаскивали из могилы по распоряжению Алексея Бахрушина, этим тоже можно объяснить, почему тело покойного приняло неестественное положение внутри гроба.
Как выглядят посмертные маски Пушкина, Гоголя, Есенина и других выдающихся личностей
Гильотина, пуля, суровая болезнь, остановившие жизнь великих людей, оставляют след на их лицах и на их посмертных масках. Какими их увидят потомки?
Слепок лица покойного точнее фотографии передает облик человека для потомков. Но посмертные маски — не просто изображения на память. В них навсегда запечатлелись последние чувства людей, а также обстоятельства смерти, зачастую трагические и таинственные. Они признаются произведениями искусства, их копируют, коллекционируют, подделывают, продают на аукционах и выставляют в музеях. В 2012 году маска Иосифа Сталина была продана за $6000, а маска Наполеона годом позже ушла с молотка за $263 000. Среди «новейших» масок высоко котируются слепки, снятые с лиц Владимира Высоцкого, Андрея Миронова и Майкла Джексона. В этом материале мы собрали истории самых необычных и интересных масок.
Новая работа мадам Тюссо
Максимилиан Робеспьер
Жан-Поль Марат
Мария-Антуанетта
Во время Французской революции молодому ваятелю Анне Марии Тюссо, трудившейся ранее над скульптурными изображениями членов королевской семьи, пришлось спешно переквалифицироваться в мастера посмертных масок. Снимая слепки с отрубленных голов революционеров и знатных особ, она доказывала лояльность к новой власти и таким образом избежала гильотины. В коллекции мадам Тюссо — посмертные маски казненного бунтаря Робеспьера и Марата, убитого сторонницей короля Шарлоттой Корде, а также слепок королевы Франции Марии-Антуанетты, которую скульпторша знала лично.
Барышня из Сены
Незнакомка из Сены
Самой необычной маской считается, пожалуй, улыбающийся лик Незнакомки из Сены. Тело этой девушки, о которой ничего неизвестно, было выловлено из Сены в 1880 году без всяких следов насилия. Патологоанатом так поразился красоте 16-летней утопленницы, что сделал гипсовый слепок ее лица, и вскоре тот разошелся в многочисленных копиях среди европейской богемы, послужив вдохновением для творческих людей. Ей посвятил стихотворение Владимир Набоков, а Альбер Камю сравнил ее улыбку с улыбкой Моны Лизы.
Шекспир ли это?
Посмертная маска Уильяма Шекспира
Посмертная маска Уильяма Шекспира вызывает множество споров. Слепок был найден в лавке старьевщика в Майнце в 1849 году, то есть спустя 233 года после смерти драматурга. С помощью современных технологий по нему была сделана 3D-реконструкция лица британского классика. Часть исследователей подтверждают, что дармштадская маска принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями драматурга. Другие возражают, аргументируя, что до сих пор ни одно изображение Уильяма Шекспира не может считаться подлинным — все портреты, бюсты и скульптуры создавались уже после смерти драматурга. Однако в мае 2015 года британский историк Марк Гриффитс выступил с сенсационным заявлением: ему удалось найти прижизненный портрет Шекспира в книге по ботанике конца XVI века. И это новое изображение не сильно отличается от привычных портретов и посмертной маски Шекспира.
Друг всегда со мной
Александр Пушкин
Смерть Александра Пушкина, как известно, была долгой и мучительной: он скончался лишь через два дня после ранения на дуэли. Однако посмертная маска полна спокойствия и одухотворенности. Свидетели отмечают сходство слепка с лицом погибшего поэта.
Идея вызвать скульптора принадлежала Василию Жуковскому после того, как он сам поразился умиротворенному выражению лица скончавшегося друга. Скульптор Самуил Гальберг с помощником сделал слепок, с которого тут же было снято около 15 копий — они разошлись среди близких и друзей поэта. С этой же маски лепились впоследствии скульптуры и бюсты Пушкина.
«Живая» маска Гоголя
Гоголь
Про смерть Гоголя, а умер он в 1852 году, до сих пор ходит легенда: будто писатель был похоронен живым, в состоянии летаргического сна, что якобы подтверждает последовавшая в 1931 году эксгумация тела.
Улика в расследовании
Сергей Есенин
Посмертная маска Сергея Есенина, сделанная на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, послужила уликой в расследовании обстоятельств произошедшего. Многие до сих пор полагают, что Есенин не повесился, а стал жертвой чекистов, которые замучили его в номере гостиницы «Англетер», где он поселился после выписки из психоневрологической больницы.
Версия убийства поэта стала настолько популярна, что в 1990-х годах проводилось новое расследование по этому делу. Судмедэксперты, произведя ряд опытов и изучив улики, в очередной раз доказали, что произошедшее было самоубийством, а царапины поэт нанес себе сам: чтобы написать кровью прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой…» — чернил в номере не оказалось.Маска вместо бюста
Ленин
Скульптор Сергей Меркуров слепил за свою карьеру около 300 посмертных масок. И большая часть «заказов» пришла к нему после того, как он сделал слепок с вождя мирового пролетариата. Согласно легенде скульптора вызвали в Горки посреди январской ночи, он вошел в комнату и услышал тихий голос Надежды Крупской, стоявшей у изголовья покойника: «Вы собирались лепить бюст… ему все некогда было позировать — и вот теперь маску». Меркуров с трепетом приступил к работе и к утру сделал не только слепок лица, но и рук вождя.
Суровый Толстой
Толстой
Идея делать слепки рук вместе с посмертными масками впервые пришла к Меркурову, когда он снимал слепок с лица Льва Толстого, — по тем временам это было ноу-хау. «Первое, что привлекло мое внимание: полуоткрытый правый глаз и густая, сердито поднятая бровь. Суровое, нахмуренное лицо…» — делился скульптор впечатлениями об умершем писателе. Искусствоведы отмечают, что от созерцания маски Толстого «бросает в трепет. Кажется, вот-вот откроются эти навеки сомкнутые уста».
Услужил
Маяковский
Известный слепок с лица застрелившегося в 1930 году Маяковского снимал также Сергей Меркуров. Он был вызван на следующий день после трагедии, чтобы исправить плохую работу коллеги Константина Луцкого. Маяковский упоминал Меркурова в стихах, а незадолго до смерти просил его об услуге: «Если я умру раньше, обещай снять с меня такую маску, какой ты еще никогда ни с кого не снимал». Скульптор исполнил просьбу поэта, его маска получилась действительно необычной — и возможно, самой неудачной из всех: нос оказался скошен на бок, лицо поэта деформировано и некрасиво.
Н. В. Гоголь описание и фото — Россия — Москва: Москва
Путешествия Статьи » Путешествия » Н. В. Гоголь описание и фото — Россия — Москва: Москва
youtube.com/vi/h6rdX-B4F2E/hqdefault.jpg’ alt=’N. V. Gogol description and photo — Russia — Moscow: Moscow’><button aria-label=’Watch’><svg version=’1.1′ viewBox=’0 0 68 48′><path d=’M66.52,7.74c-0.78-2.93-2.49-5.41-5.42-6.19C55.79,.13,34,0,34,0S12.21,.13,6.9,1.55 C3.97,2.33,2.27,4.81,1.48,7.74C0.06,13.05,0,24,0,24s0.06,10.95,1.48,16.26c0.78,2.93,2.49,5.41,5.42,6.19 C12.21,47.87,34,48,34,48s21.79-0.13,27.1-1.55c2.93-0.78,4.64-3.26,5.42-6.19C67.94,34.95,68,24,68,24S67.94,13.05,66.52,7.74z’ fill=’#f00′></path><path d=’M 45,24 27,14 27,34′ fill=’#fff’></path></svg></button></a>» allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»» title=»N. V. Gogol description and photo — Russia — Moscow: Moscow»> Н.В. Гоголь описание и фото — Россия — Москва: Москва. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов. Фото и описаниеДом-музей Николая Гоголя расположен в центре Москвы, на Никитском бульваре, в старинной городской усадьбе. Усадебный ансамбль был построен в 17 веке. Во дворе усадьбы стоит памятник Гоголю работы скульптора Н. Андреева. Памятник установлен к знаменательной дате – 100-летию со дня рождения писателя. Дом выполнен в стиле ампир. Именно в этом доме писатель провел последние годы своей жизни. Гоголь поселился на Никитском бульваре в 1848 году. Его пригласили близкие друзья, духовно близкие ему люди — граф А. П. Толстой и графиня А. Г. Толстая (урожденная княгиня Грузинская). Гоголь очень любил Москву. В 1832 году здесь очень хорошо приняли его дебютное произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки». В Москве его окружали писатели и деятели культуры. Встречался с писателями и поэтами: Лермонтовым, Тургеневым, Баратынским, Давыдовым, Островским, Вяземским, Огаревым, Загоскиным, Данилевским. С художниками Айвазовским и Федотовым. С композитором Верстовским, скрипачом и альтистом Гурилевым и многими другими выдающимися личностями. В доме на Никитской прошли вечера украинской песни. В зале второго этажа Гоголь и Толстой вместе обедали. Здесь Гоголь читал свои произведения. Здесь слушали музыку. В этом доме за 10 дней до смерти Гоголь сжег в камине рукопись второго тома «Мертвых душ». Здесь он и умер в феврале 1852 года. 27 марта 2009 года, к празднованию 200-летия со дня рождения писателя, в Доме-музее Гоголя открылась новая постоянная экспозиция. Экспозиция называлась «Н.В. Гоголь — тайна третьего тысячелетия». Почетным гостем церемонии стал Министр культуры Российской Федерации Авдеев. Концертную программу вел народный артист России Святослав Бэлза. Экспозиция музея была максимально содержательной. В его создании принимали участие прекрасные специалисты. Коллектив возглавила известный музейный дизайнер Л. В. Озерникова. Экспозиция расположена в главном здании комплекса, в анфиладе залов первого этажа. Экспозиции расположены поочередно: «Прихожая», «Гостиная», «Кабинет», зал «Ревизор», зал «Память», зал «Воплощение». У каждой выставки есть основная тема. Он превращен в инсталляцию и выражает символическую суть выставки. В коридоре сундук, в кабинете письменный стол, в гостиной камин и кресло, в зале «Ревизор». В комнате памяти — посмертная маска Гоголя, снятая скульптором Рамазановым. Второй этаж усадьбы занимает экспозиция, знакомящая с книгами Гоголя, исследованиями жизни и творчества писателя. Здесь представлены портреты владельцев дома, литографии памятных мест, связанных с именем Гоголя, гравюры. Прощание с Гоголем состоялось в храме святой Татьяны при университете. Погребение состоялось на кладбище Данилова монастыря. Позднее, в 1931 году, прах писателя перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Тема: Н. В. Гоголь описание и фото — Россия — Москва: Москва . |
Николай Гоголь | Encyclopedia.com
Произведениями русского писателя Николая Гоголя (1809-1852) закончился период русского подражания западной литературе. Он черпал вдохновение в местных материалах и сочетал реалистичные детали с гротескными и потусторонними элементами.
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в маленьком украинском городке Сорочинцы. В детстве он был мечтательным и замкнутым и был глубоко потрясен смертью младшего брата. В 9 лет Гоголь ушел в школу, где провел 7 лет. Он был посредственным учеником, но хорошо себя вел. Он бросил школу в июне 1828 года и, по-видимому, намеревался сделать карьеру на российской государственной службе. Но, несмотря на финансовые трудности, он откладывал поступление на государственную службу и пытался сделать себе имя в литературе. Он опубликовал стихотворение «Италия» 23 марта 1829 г., в журнале Сын Отечества; Однако это была неуклюжая попытка, и она не получила критического внимания. В 1829 году он опубликовал за свой счет более амбициозную поэму « Gants Kiukhelgarten, », в которой рассказывается о попытках романтического героя сбежать из идиллической, но душной среды. Поэма была плохо воспринята критиками, и Гоголь попытался найти и уничтожить все сохранившиеся экземпляры.
Из-за неудачи своих первых литературных начинаний Гоголь перешел на государственную службу и работал в нескольких государственных учреждениях. Затем в 1831 году он стал учителем в школе-интернате для девочек, занятие, которое ему наскучило и в котором он не очень хорошо разбирался. Он упорно писал, и его работы начали привлекать внимание. Он привлек внимание Василия Жуковского, важного современного русского поэта, а в мае 1831 года был представлен Александру Пушкину, величайшему поэту России. С написанием и публикацией Вечера на хуторе близ Диканьки В 1831-1832 годах Гоголь занял важное положение в литературных делах. Истории этого сборника представляют собой смесь реалистичных деталей из украинской народной жизни и причудливых и сверхъестественных подробностей.
Более короткие произведения
Арабески (1835 г.) состоит из эссе, искусствоведческой критики, фрагментов романов и трех коротких художественных шедевров: «The «Портрет», «Невский проспект», «Дневник сумасшедшего». «Портрет», написанный Гоголем в 1833–1834 гг., касается соотношения искусства и религии. душу злому духу за деньги. Гоголь должен был все больше заботиться о нравственных последствиях своего ремесла. В этом отношении «Портрет» предвосхищает кризис отношений между искусством и религией, который он должен был пережить в последнее десятилетие своего творчества. жизнь
«Невский проспект» был завершен в октябре 1834 года и основан на противопоставлении двух влюбленностей двух молодых людей и противопоставлении идеального и обыденного взгляда на любовь. Обе любовные истории заканчиваются банально, а Невский проспект, улица, на которой начинаются приключения, является рынком мирового тщеславия. «Дневник сумасшедшего» был написан в 1833–1834 годах и представляет собой слабо набросанный рассказ о мелком чиновнике, который разочаровался в любви и одержим манией величия. Используя видения безумца, Гоголь показывает бессмысленность стремлений и суетность мира.
Несмотря на значительный писательский успех к 1834 году, Гоголь все еще не был уверен в своей карьере и питал представления о том, чтобы быть профессором и ученым. Осенью 1834 г. он был назначен преподавателем истории в Петербургский университет. Он получил эту должность благодаря влиянию важных друзей и был в высшей степени неспособен занимать этот пост как по темпераменту, так и по происхождению. Эта карьера, длившаяся с осени 1834 г. по декабрь 1835 г., потерпела крах.
Миргород (1835 г.) представляет собой сборник из четырех рассказов. Первая сказка «Помещики Старого Света» представляет собой описание растительного существования двух стариков, живущих в идиллии комфорта, мира и любви. Однако трагедия и смерть вторгаются в их существование. Вторая повесть этого цикла — псевдоисторическая повесть «Тарас Бульба», неубедительная любовная история на фоне украинско-польских войн XVI и XVII веков. Третья сказка цикла — «Вий», сверхъестественная сказка о студенте, убившем ведьму, которая оказывается молодой и красивой женщиной. Последняя сказка — «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович», рассказ о нелепой ссоре двух почтенных граждан города Миргорода.
В 1836 году Гоголь опубликовал «Нос», гротескную повесть о носе, который оторвался от лица некоего майора и, к ужасу майора, настаивает на самостоятельном существовании. Сказка представляет собой повествование о гротескных и причудливых происшествиях на фоне, часто нарисованном с мельчайшим и объективным реализмом.
Театр
Гоголь написал свой драматический шедевр Ревизор в период с октября по декабрь 1835 года, и кажется вероятным, что Гоголь получил идею пьесы от Пушкина. В пьесе рассказывается о самозванце, которого ошибочно принимают за настоящего, но инкогнито генерального инспектора, и которого осыпают милостями и угодничеством, чтобы замаскировать коррумпированность и нечестность государственных служащих. Пьеса сначала была отклонена цензором, но по обращению к самому царю была разрешена к постановке. Успех пьесы был немедленным и ошеломляющим. Говоря о гоголевском театре, нельзя не упомянуть и о комедии 9.0051 Женитьба, который был опубликован в 1842 году после 9 лет работы.
Гоголь любил путешествовать и был убежден, что путешествия полезны для его здоровья. За последние 16 лет своей жизни он провел за границей больше времени, чем в России. Его особенно привлекал Рим, который он любил с неизменной страстью. Летом 1836 года он остановился в Вене поправить здоровье и пережил там важный творческий подъем. Он работал над «Мертвыми душами», переработал «Тараса Бульбу» и написал «Шинель». Он также испытал религиозное видение, которое имело для него сокрушительное значение и повлияло на его последующие взгляды на искусство и его религиозный долг.
«Мертвые души»
Гоголь начал работать над «Мертвыми душами » осенью 1835 года. Он писал ее около 6 лет, причем большую часть писал за границей. Он испытывал трудности с цензурой, но книга была наконец издана 21 мая 1842 года. Произведение поражает своей оригинальностью и повествует о Чичикове, аферисте, который путешествует по России, скупая умерших, но все еще числящихся на подати крепостных крестьян. рулоны, а затем использовать мертвых крепостных в качестве залога для кредитов. На другом уровне путешествие Чичикова — это спуск в комический ад русской действительности. Общие и типичные недостатки человечества воплощаются в типах, встречающихся Чичикову в его путешествии. Сам Чичиков — олицетворение пошлости и бесхарактерности. Изображение то, что рисует Гоголь провинциальной России, есть гнетущая пошлость, глупость и продажность.
«Шинель», изданная в 1842 году, несомненно, является шедевром гоголевских новелл. Она оказала огромное влияние на последующее развитие русской художественной литературы. Сюжет о ничтожном клерке-переписчике, который копит на шинель, украденную у него в первый же день владения. Вскоре после кражи клерк заболевает и умирает.
Заключительный период
С публикацией «Шинели» и «Мертвых душ» завершился великий вклад Гоголя в русскую литературу. Смелое намерение продолжать Dead Souls так и не был реализован, ибо Гоголь сжег большую часть второй части, а то, что он оставил, заметно уступает первой части. Гоголь постепенно убеждался, что он обязан использовать свое искусство на благо человечества. Его морализирующие наклонности видны в томе, который он опубликовал 31 декабря 1846 г., Избранные отрывки из переписки с друзьями, произведение, которое было плохо встречено критиками.
В течение 1840-х годов Гоголь все больше убеждался в том, что он должен очистить свою душу, и все больше попадал под влияние духовенства. Он совершил паломничество в Иерусалим весной 1848 г. В течение последних 9месяцев его жизни, его здоровье ухудшилось, и он страдал тяжелой депрессией. Священник Матфей Константиновский, человек сильный и нетерпимый, приобрел значительное влияние на ум Гоголя и убедил его поститься строже, чем это было нужно для ослабленной конституции Гоголя. Гоголь умер 21 февраля 1852 года.
Дополнительная литература
Переводы произведений Гоголя имеются во многих изданиях. Рекомендуются переводы Бернара Гилберта Герни. Дэвид Магаршак, Гоголь: Жизнь (1957) — грамотная и интересная критическая биография.