что вспоминал человек, который ее делал — Кириллица — энциклопедия русской жизни
Картина: Гоголь сжигает второй том «Мёртвых душ», Илья Репин, 1909
2021-02-28 21:56:52
Оксана Баринова
О смерти Николая Васильевича Гоголя ходит немало легенд. Говорят, будто писатель был похоронен заживо, когда находился в состоянии летаргического сна, а затем пришел в себя и пытался выбраться из могилы. Считается, что косвенным подтверждением этой версии стала эксгумация тела Гоголя в 1931 году. Очевидны утверждали, что обивка гроба была порвана, скелет лежал в неестественной позе, повернувшись на бок. Однако скульптор Николай Рамазанов, снимавший маску с лица писателя, был уверен – Гоголь совершенно точно скончался до похорон, а причиной смерти стало истощение и последствия психического расстройства.
Нарушенное завещание
«Сего числа после обеда прилег я на диван почитать, как вдруг раздался звонок и слуга мой Терентий объявил, что приехал г. Аксаков и еще кто-то, и просят снять маску с Гоголя. Эта нечаянность так поразила меня, что я долго не мог опомниться. Хотя и вчера еще Островский бывши у меня говорил, что Гоголь крепко болен, но никто не ожидал такой развязки», – написал скульптор Николай Рамазанов в письме Нестору Кукольнику 22 февраля 1852 года. По прибытии в дом на Никитском бульваре в Москве, он приготовил все необходимые материалы, развел алебастр и приступил к работе. Рамазанов посетовал на то, что пришлось нарушить завещание Гоголя – тот просил, чтобы его не хоронили раньше момента, когда на теле появятся первые признаки разложения. Между тем он скончался в 8 утра, а уже через два часа Рамазанов выполнил свою работу. «После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон», – с горечью отметил скульптор. Поскольку снятие маски с живого человека не представляется возможным, Рамазанов был уверен, что все домыслы относительно преждевременных похорон Гоголя являются неправдой. Впервые письмо Николая Рамазанова было опубликовано в 1893 году. Скульптор хорошо знал как самого Гоголя, так и лечивших его врачей, которые на тот момент считались лучшими в своей профессии. Он был убежден, что даже если они поставили писателю неверный диагноз, то отличить живого человека от мертвого точно смогли бы. На вопрос, почему же тогда тело Гоголя оказалось странно развернутым после погребения, ответили специалисты уже двадцатого столетия. По их мнению, здесь нет ничего мистического: бывает, что в гробу крышка под давлением смещается. При этом она касается черепа и других частей тела, и они непроизвольно поворачиваются.
Душевная болезнь
И все же версия о том, что Гоголя похоронили живым, по сей день не теряет популярности. Связано это с психологическим образом писателя и его характером. Сергей Аксаков, будучи хорошим знакомым Гоголя, говорил: «Нервы у него были вверх ногами. От него всего можно было ожидать». Порой писателю приписывают шизофрению, однако это не так. При жизни он и вовсе ни разу не бывал на приеме у психиатра, поэтому о его состоянии близким оставалось лишь догадываться. Современные исследователи полагают, что в течение как минимум 20 лет жизни Гоголь страдал от маниакально-депрессивного психоза. Этот недуг повлиял не только на ментальное, но и на физическое здоровье: писатель мог умереть от чрезмерного аскетизма, попросту – от истощения, поскольку отказывался от пищи. Такой точки зрения придерживается, например, профессор психиатрии Д.Е. Мелехов. У Гоголя действительно периоды очень веселого настроения сменялись приступами сильной апатии и тоски, когда он практически не выходил из дома. Что касается страха быть погребенным заживо и особого требования в завещании, то задумываться об этом писатель стал после того, как в 1839 году переболел малярийным энцефалитом. Из-за болезни он стал падать в обмороки, а затем подолгу отсыпался. Впоследствии тревожность Гоголя разовьется настолько, что он будет бояться ложиться в постель. Ночами он дремал, сидя или полулежа в кресле или на диване.
Зимой 1852 года писатель практически перестал ест и спать, отказался принимать любые лекарства и сжег второй том «Мертвых душ». От общества друзей он отказывался в пользу одиночества, ночами молился по несколько часов подряд, стоя на коленях перед иконами. Свое голодание Гоголь оправдывал началом великого поста, правда отказываться от пищи начал более чем за неделю до его начала. Состояние его ухудшалось с каждым днем. Лечащий врач писателя А.И. Овер и профессор С.И. Клименков настояли на диагнозе «менингит», хотя выраженных симптомов (лихорадки и рвоты) у него не было. Фактически, Гоголя начали лечить от болезни, которой у него не было. К тому времени у Николая Васильевича уже явно обнаружились истощение и обезвоживание. По воспоминаниям современников, он находился в депрессивном ступоре, дни напролет лежал на постели в халате и сапогах, отвернувшись к стене и не разговаривая даже со старыми приятелями. Перед кончиной у него была настолько низкая температура тела, что писателя пришлось со всех сторон обкладывать буханками горячего хлеба. Существует точка зрения, что спасти Гоголя можно было подкожными вливаниями соляных растворов, обильным питьем и кормлением питательными продуктами, однако лечили его популярным в то время кровопусканием. Положительного результата, увы, не последовало. Официальной причиной смерти Николая Васильевича врачи назвали острую сердечно-сосудистую недостаточность вместе с тяжелой дистрофией. Есть и другая версия смерти писателя. Ее суть заключается в том, что в результате ошибочного лечения Гоголю давали ртутьсодержащий препарат каломель, из-за которого в ослабленном организме произошла интоксикация.
Тайна смерти
Николай Васильевич Гоголь был похоронен 24 февраля 1852 года на погосте Данилова монастыря в Москве, а 31 мая 1931 года прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Во время эксгумации обнаружилось не только неестественное положение останков писателя, но и отсутствие в гробу черепа. Самые подробные воспоминания этих событий оставил писатель Владимир Лидин. Он утверждал, что одежда и обувь Гоголя прекрасно сохранились, а вот пропажа черепа вызвала настоящий переполох. О чрезвычайном происшествии немедленно доложили Сталину, дело было взято на особый контроль, но проблемы это не решило. Из допроса монахов Данилова монастыря выяснилось, что накануне столетия со дня рождения Гоголя (в 1909 году), на кладбище проводилась реставрация его могилы. Тогда-то на кладбище появился известный московский коллекционер Алексей Бахрушин. Он считался одним из самых обеспеченных и экстравагантных людей столицы и славился безумным азартом, граничащим с цинизмом. Обычно предметами коллекции Бахрушина считались театральные реликвии, однако были исключения. В 30-е годы распространился слух, что Алексей Бахрушин причастен к пропаже черепа Гоголя, поскольку мечтал получить такой «диковинный экспонат» в свою коллекцию. За немалые деньги кто-то из могильщиков украл его для Бахрушина. Поговаривали, что череп Гоголя хранился в кожаном медицинском саквояже, среди анатомических медицинских инструментов. Так Алексей Бахрушин хотел обезопасить череп Гоголя в случае случайной находки, выдав его за чужой. К сожалению, смерть Бахрушина в 1929 году лишила ученых возможности разгадать эту тайну. Однако в связи с новыми обстоятельствами напрашивается еще один вывод: если череп Николая Гоголя спешно вытаскивали из могилы по распоряжению Алексея Бахрушина, этим тоже можно объяснить, почему тело покойного приняло неестественное положение внутри гроба.
Культура памяти. Посмертные маски писателей и политиков
В Третьяковской галерее и Пушкинском музее прошли события, связанные с памятью об умерших. В Пушкинском музее 90-летний сценограф Борис Мессерер представил альбом «Экспо-арт»: это рассказ о выставках, которые оформлял в этих стенах Мессерер, с посвящением памяти директора музея Ирины Антоновой.
В Третьяковке идёт выставка «In Memoriam. Остановленное время». Здесь главные экспонаты настолько особенные, что их редко показывают публике. Они взяты из одной из самых закрытых коллекций галереи. Это посмертные маски: от Петра Первого до Ленина и Сталина, от Пушкина до Горького и художника-мистика Василия Чекрыгина.
Нужно было найти особый ход, подобрать интонацию, чтобы такая выставка не оказалась пугающей, жуткой. Разговор с замдиректора по науке Третьяковской галереи
– У вас в первую очередь представлены посмертные маски известных людей, политиков и деятелей культуры. Можно ли их считать произведениями искусства или это артефакты совсем другого плана?
А.М. Горький. 1927 г. Виктор Хааген-Мюллер– По природе своей это непростой объект. Это действительно слепок лица умершего в какие-то первые часы, когда человек перешагивает границу жизни и смерти. С другой стороны, маски, которые мы здесь представляем, часто снимали известные скульпторы. Это и Гальберг, и Волнухин, и Манизер. Это Меркуров, который за свою жизнь снял около 200 посмертных масок. Как-то так получилось, что этому жизнерадостному, жизнелюбивому человеку все время приходилось снимать посмертные маски. В его мастерской была целая стена, где они висели. В посмертной маске есть безусловный элемент объективности слепка, но и мастерство скульптора, снимающего маску, тоже имеет очень большое значение.
Посмертная маска Горького. Скульптор Сергей МеркуровМы впервые показываем эту часть собрания Третьяковской галереи. Мы долго не решались прикоснуться к этой теме, обсуждали, как это сделать со всей возможной деликатностью, с уважением к личностям героев, которых мы представляем. Эти маски имеют разные особенности. Некоторые из них производят очень сильное впечатление, не только документальное.
Впервые я на себе испытала такое воздействие в Музее романтической жизни в Париже, когда я увидела слепок руки Шопена. Меня поразила одухотворенность этой руки, я на всю жизнь запомнила этот слепок. Для меня это что-то очень важное добавляет, когда я слушаю музыку Шопена, подсознательно я помню эту руку.
Был период, когда я работала в Историческом музее хранителем скульптуры. В моем хранении были три шкафа с посмертными масками, которые меня очень пугали. Как бы то ни было, у меня есть сформированное отношение к этой теме. Так что когда наш отдел скульптуры и его руководитель Ирина Седова предложила эту выставку, я поддержала тему. Мы долго над ней работали. Не сразу складывалась концепция, набор сюжетов, героев, не было финала. Когда же в прошлом году искусствовед Андрей Сарабьянов подарил нам посмертную маску Василия Чекрыгина и архивные материалы, которые хранились в его семье, то я сразу сказала, что последней точкой должен быть сюжет, посвященный Чекрыгину. И что надо его посмертную маску окружить его прекрасными графическими листами.
– Потому что он мечтал о бессмертии?
Институт мира, где примиряются различные враждующие личности, тенденции и эпохи
– Да, он очень верил в идеи русских космистов, зачитывался “Философией общего дела” Николая Федорова и мечтал, что можно заселить космос, планеты вот этими воскресшими людьми. Тема памяти, сохранения памяти о человеке, воскрешения его, может быть, не в яви, но в памяти поколений, очень близка музею как таковому. И у Николая Федорова есть очень интересные страницы, посвященные музею, который собирает предметы вражды, но сам есть институт мира, где примиряются различные враждующие личности, тенденции и эпохи. Он писал, что музей, как церковь, молится за всех. За всех отживших и всех живущих.
На нашей выставке (может быть, это кого-то ранит, кого-то удивит) есть не только Гоголь, Пушкин и Пастернак, но есть и Ленин, и Сталин. Эту память мы тоже должны знать и смотреть на различные исторические личности с разных сторон, – говорит
Большинство экспонатов на выставке “Остановленное время” – из собрания Третьяковки. Кое-что предоставили другие российские музеи. Работ из других стран нет, хотя когда проект замышлялся, сотрудничество предполагалось.
По словам заведующей отделом скульптуры в Третьяковке Ирины Седовой, и скульптурный, и художественный портрет в своих истоках имеет посмертную маску:
В ХIХ веке посмертная маска входит в светскую жизнь, появляется в домах у людей
– Я имею в виду древнеегипетскую посмертную маску, которая стала основой заупокойных статуй и, конечно же, живописный фаюмский портрет. Посмертная маска прошла очень долгую историю. Она была популярна у художников и скульпторов и в древней Греции, и в эпоху Возрождения, и в ХIХ веке. В ХIХ веке посмертная маска уже входит в светскую жизнь. Она появляется в домах у людей. Например, были очень популярны маски Пушкина и Петра Первого.
Это становится артефактом, которого не пугаются. Тогда к смерти было другое отношение: её воспринимали как естественное завершение жизни, к ней готовились. Embed shareВыставка “In Memoriam. Остановленное время” в Третьяковской галерее
by Радио Свобода
No media source currently available
0:00 0:29:50 0:00
О том, что смерти нет, что жизнь вечна, говорили ученые-космисты Вернадский и Циолковский. Они искренне полагали, что этого можно достичь с помощью науки, точнее, с помощью соединения искусства и религии с прикладной и теоретической наукой. А для нас важнее то, что тема памяти – это один из векторов научных исследований. Они проводятся и в области нейробиологии, и в психологии, и в культурологии, и в художественной культуре. Мемориальные исследования привели к сегодняшнему дню к такому понятию как «политика памяти», это стало очень актуальным, – говорит
Есть немало примеров того, как художники, желая достичь максимального портретного сходства, отталкивались от ранее сделанных посмертных масок. На выставке слепок с лица Гоголя размещен по соседству с его хрестоматийным портретом кисти Федора Моллера. На картине писатель миловиден и безмятежен. Он позирует художнику, находясь в любимой Италии, до страшного душевного кризиса, который и свел Гоголя в могилу, еще далеко. Иное дело – посмертная маска. Ее снял скульптор Николай Рамазанов, и этот совершенный гипсовый слепок сам по себе уже произведение искусства. Много лет спустя скульптор Николай Андреев создал памятник Гоголю, который сейчас установлен на Никитском бульваре, во дворе дома, послужившего писателю последним пристанищем. Трагические черты исхудавшего, с выпирающими скулами лица – те самые, с посмертной маски.
Посмертная маска ГоголяВ круг выставки входит 19 персонажей, но масок здесь больше. К примеру, две – Владимира Маяковского, потому что первая оказалась сделанной неумелыми руками, после чего спешно был вызван другой скульптор.
Прижизненный слепок головы Петра ПервогоНу а отливок, то есть копий (в бронзе, гипсе и других материалах) больше всего было у посмертной маски Петра Первого. Оригинал создал Бартоломео Растрелли. И он же при жизни императора снимал восковой слепок с его головы, затем отлитый в гипсе. Это был подготовительный этап в работе над памятником, а на выставке, разглядывая экспонат, вдруг поражаешься, какими круглыми были у Петра и затылок, и черты лица. И щеки, и подбородок, и, кажется, даже глаза.
Выставка «In Memoriam. Остановленное время» задумывалась при прежнем директоре Третьяковки Зельфире Трегуловой. Более того, проект осуществлен при ее деятельной поддержке. Назначенной вместо Трегуловой Елены Проничевой на пресс-показе не было. Она вообще не кажется человеком публичным.
Тираж альбома – всего 500 экземпляров. Это уже библиографическая редкостьВ этом выставочном сезоне сменилось руководство и в другом крупнейшем музее – Музее изобразительных искусств, то есть Пушкинском. Там свой пост покинула Марина Лошак, директором стала Елизавета Лихачева. Уже при ней прошел творческий вечер Бориса Мессерера, художника, который создал только в одном Пушкинском музее дизайн более 20 выставок. В их числе такие значительные, как «Москва – Берлин», «Россия – Италия. Сквозь века», «Тёрнер» и «Сальвадор Дали».
Как это всегда бывает в больших музеях, где планы составляются едва ли не за год, а то и больше, встреча публики с Борисом Мессерером была запланирована задолго до дня, когда она состоялась, еще при Марине Лошак. Это нисколько не помешало Елизавете Лихачевой произнести вступительные слова:
Выставки, которые делала Ирина Антонова вместе с Борисом Мессерером, вошли в мировой фонд экспозиций
– Есть два подхода к выставкам. Первый – когда мы вешаем шедевры на стенки и такие произведения сами о себе все расскажут. Второй подход – когда выставка превращается в некий спектакль, в приключение. Пушкинский музей долгое время был одним из лидеров выставочного дела в стране. В этом очень сложном пространстве, выстроенным архитектором Романом Клейном, были невероятные выставки. Люди помнят их десятилетиями. Большинство из них делал Борис Мессерер. То, что делает художник, сродни театральному представлению: он организовывает восприятие зрителя, рассказывая некую историю. Зачастую он становится соавтором художников. Так что труд дизайнера, по сути, очень серьезная научная работа, когда дается трактовка визуального ряда. А это невозможно без тщательного, уважительного отношения к творчеству других людей. Я убеждена в том, что выставки, которые делала Ирина Антонова вместе с Борисом Мессерером, вошли в мировой фонд экспозиций. Всякая выставка – это временная история, о ней остаются лишь воспоминания. Несмотря на это, сделанное Мессерером оказало огромное влияние на зрителей. Многие из них впоследствии стали искусствоведами и музейными сотрудниками.
В свое время один из директоров Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян сказал о том, что музей – это место, где хранится прошлое и где умные, деятельные люди формируют будущее. Одним из способов формирования будущего является как раз выставочная работа, потому что каждый раз это новая трактовка хорошо известных нам памятников», – говорит Елизавета Лихачева.
Художник Борис МессерерПервой выставкой Бориса Мессерера в стенах Пушкинского музея стала «Москва – Берлин». Это был международный мегапроект с тремя тысячами экспонатов. Об этой выставке 1996 года много написано, в том числе, большой раздел с фотографиями есть в книге «Экспо-арт Бориса Мессерера», но на презентации этого альбома автор вспомнил о двух малоизвестных моментах.
Камень из мавзолея с надписью «Ленин. Сталин» лежал на задворках, был выброшен туда за ненадобностью
– У меня была масса замыслов, как реализовать основную идею и противостояния, и взаимного влияния искусства России и Германии. Не все получилось. К примеру, во время блужданий по Москве я нашел камнерезный завод на станции Долгоруковская. Там я обнаружил камень из мавзолея с надписью «Ленин. Сталин». Он лежал на задворках, был выброшен за ненадобностью. Я хотел его экспонировать на площадке перед музеем, но с этой идеей постепенно расстались, хотя о тоталитаризме выставка, конечно, рассказала.
Нужно было учесть архитектурные особенности музейного здания. Я сделал серьезные чертежи. В начале центральной лестницы были придуманы полукруглые пилоны, через которые должна проходить публика. А на полу был выложен второй деревянный пол, он давал возможность нанести на него рисунок. Этот пол вел от Башни Татлина в основную часть экспозиции. В итоге не все вышло. Я придумал эту конструкцию и видел, как Ирина Александровна Антонова переживает за сохранность мраморной лестницы (а это и вправду невероятная парадная лестница). Кажется, единственный раз в жизни я пожалел заказчика: отказался от этого пола, потому что проникся тем, как Ирина Александровна переживала за музей как за живое существо, – говорит Борис Мессерер.
Поймай русскую музу — The Moscow Times
Музей БулгаковаМарт в Москве не самый лучший месяц. Сезоны катания на лыжах и коньках закончились, а сезоны бега и велоспорта остались лишь мечтой о далеком будущем. Вы исследовали каждый торговый центр и просмотрели все телесериалы, выпущенные за последнее десятилетие. Вы освоили несколько сложных французских рецептов на целый день и сошли с ума, пытаясь отличить урожай вашего любимого вина. А ведь еще не весна.
Попробуйте это: посетите несколько московских домов-музеев. Вот некоторые из наших любимых, а в некоторых случаях и менее известных квартир и домов, где русские писатели преследовали своих муз.
Дом-музей Гоголя
Дом-музей Гоголя на Никитском бульваре — уникальный памятник архитектуры и культуры писателю.
В доме Николай Гоголь работал над своей второй рукописью «Мертвых душ» — произведения, призванного изобразить добродетельные и нравственные характеры в пример русским читателям после мрачно-сатирической первой части произведения.
Разочарованный своими усилиями, он, как известно, сжег рукопись в камине незадолго до своей смерти. Вы все еще можете увидеть этот камин вместе с такими предметами, как посмертная маска Гоголя и последнее письмо, которое он написал на смертном одре.
Дом-музей Гоголя постарался сделать себя максимально доступным, с аудиогидами и сенсорными компьютерами.
Никитский бульвар, 7А. Метро Арбатская. domgogolya.ru
Дом-музей ГоголяДом-музей Чехова
Дом Антона Чехова на Садовом кольце ярко-красного цвета, особенность, которой он в шутку приписал свой либерализм в письме одному из знакомых.
Скромный дом дает некоторое представление о том, какой могла быть жизнь писателя, который боролся как с плохим здоровьем, так и с бедностью в финансах. Чехов принимал пациентов у себя дома, когда работал врачом, чтобы дополнить свои сочинения, хотя, по-видимому, только с полудня до 15 часов дня. Остальное время он оставил для творческих начинаний.
Посетители могут увидеть письменный стол и чернильницу писателя, а также редкие фотографии Чехова, его друзей и семьи.
6 Садовая-Кудринская ул. Метро Баррикадная. Museum.ru/M309
Дом-музей ЧеховаМузей-усадьба Толстого
Зимняя резиденция Льва Толстого — островок спокойствия в центре Москвы. Автор переехал в этот дом в 1882 году, чтобы его дети могли лучше учиться. Тем не менее, деревянная конструкция и окружающий ее сад восходят к более простому загородному образу жизни.
Намеки на строгую нравственную философию автора и простую эстетику можно увидеть во всем доме, в котором, несмотря на внушительные размеры, не было ни электричества, ни водопровода. Посетители могут увидеть письменный стол, за которым жена Толстого София переписывала его рукописи, и приемную, где писатель общался с такими людьми, как Сергей Рахманинов.
Улица Льва Толстого, 21. Метро Парк Культуры. tolstoymuseum.ru
Музей-усадьба ТолстогоДом-музей Марины Цветаевой
Марина Цветаева считается одним из величайших поэтов русской литературы ХХ века.
У нее была трагическая жизнь: дочь умерла от голода в государственном приюте; она эмигрировала, а затем вернулась в Советский Союз, где подверглась широкому остракизму; в конце концов она покончила жизнь самоубийством в 1941 году.
Но ее поэзия известна своим страстным лиризмом. Дом-музей Цветаевой открылся к 100-летию со дня рождения Цветаевой после вмешательства общественных и культурных деятелей, чтобы предотвратить снос здания. Сейчас в музее хранится коллекция фотографий, стихов и книг Цветаевой.
Борисоглебский переулок, 6, корп. 1. Метро Арбатская. доммузей.ру
Дом-музей Марины ЦветаевойДом-музей Горького
Даже если вы испытываете теплые чувства к Максиму Горькому, этот удивительный особняк в стиле модерн на Малой Никитской все равно стоит посетить.
Предположительно подаренный Горькому Сталиным по возвращении автора в Советский Союз, он был спроектирован известным архитектором Федором Шехтелем для банкира Степана Рябушинского. Самой интересной особенностью является великолепная мраморная лестница, которая поднимается на первый этаж, словно морская волна.
Для человека, который был таким сторонником пролетариата, Горький прожил свою жизнь в самом роскошном доме. Стены украшены мозаичным фризом с изображением райского сада, а витражи пропускают яркий свет из сада.
Исследование Горького дает более личное представление о жизни автора: вы можете увидеть оригинальные изношенные цветные карандаши, которыми он расписывал свои рукописи.
Малая Никитская улица, дом 6/2, корп. 5. Метро Арбатская. Museum.ru/M402
Дом-музей ГорькогоМузей Булгакова
В Музее Булгакова всегда происходит что-то странное, как и место, посвященное «Мастеру и Маргарите» и его автору Михаилу Булгакову.
Несмотря на то, что при жизни он часто подвергался цензуре и был запрещен к публикации, его самый известный роман был опубликован посмертно и получил международное признание и стал, пожалуй, первым по-настоящему культовым романом в России.
На первом этаже старого доходного дома расположены арт-центр и театр, а также небольшой музей, где жили он и его жена Татьяна Лаппа. Стены вдоль лестничной клетки покрыты граффити в память о Булгакове, посвященном ритуалу, который начался во времена перестройки.
10 Большая Садовая. Метро Маяковская. bulgakovmuseum.ru
Дом-музей Тургенева на ОстоженкеДом-музей Тургенева на Остоженке
Вы узнаете Дом-музей Тургенева, когда увидите его. С улицы открывается совершенно беспрепятственный вид на юго-восточную стену соседнего здания, на которой красуется эффектная четырехэтажная фреска с изображением писателя и его любимой собаки.
В 2018 году исполнилось 200 лет со дня рождения Тургенева, и в течение года в Москве проходило бесчисленное количество конференций, лекций, спектаклей и фестивалей в честь писателя. В рамках этих торжеств Дом Тургенева на Остоженке был полностью отреставрирован и вновь открыт для посещения в ноябре 2018 г.
Произведения Тургенева оказали огромное влияние на русское общество и политику XIX века. Его «Очерки из записной книжки охотника» часто приписывают сильное влияние на решение царя Александра II отменить крепостное право в Российской империи в 1861 году. Один из самых любимых очерков из этой серии «Бежин луг» был написан именно в этом доме. .
ул. Остоженка, 37/7, корп. 1. Метро Парк Культуры. http://www.pushkinmuseum.ru/?q=content/muzey-turgeneva
Николай Гоголь | Encyclopedia.com
Произведениями русского писателя Николая Гоголя (1809-1852) закончился период русского подражания западной литературе. Он черпал вдохновение в местных материалах и сочетал реалистичные детали с гротескными и потусторонними элементами.
Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в маленьком украинском городке Сорочинцы. В детстве он был мечтательным и замкнутым и был глубоко потрясен смертью младшего брата. Когда ему было 9, Гоголь ушел в школу, где провел 7 лет. Он был посредственным учеником, но хорошо себя вел. Он бросил школу в июне 1828 года и, по-видимому, намеревался сделать карьеру на российской государственной службе. Но, несмотря на финансовые трудности, он откладывал поступление на государственную службу и пытался сделать себе имя в литературе. Стихотворение «Италия» он опубликовал 23 марта 1829 г. в журнале «Сын Отечества»; Однако это была неуклюжая попытка, и она не получила критического внимания. В 1829 г.он опубликовал за свой счет более амбициозную повествовательную поэму Gants Kiukhelgarten, , в которой рассказывается о попытках романтического героя сбежать из идиллической, но душной среды. Поэма была плохо воспринята критиками, и Гоголь попытался найти и уничтожить все сохранившиеся экземпляры.
Из-за неудачи своих первых литературных начинаний Гоголь перешел на государственную службу и работал в нескольких государственных учреждениях. Затем в 1831 году он стал учителем в школе-интернате для девочек, занятие, которое ему наскучило и в котором он не очень хорошо разбирался. Он упорно писал, и его работы начали привлекать внимание. Он привлек внимание Василия Жуковского, важного современного русского поэта, а в мае 1831 года был представлен Александру Пушкину, величайшему поэту России. С написанием и публикацией Вечера на хуторе близ Диканьки В 1831-1832 годах Гоголь занял важное положение в литературных делах. Истории этого сборника представляют собой смесь реалистичных деталей из украинской народной жизни и причудливых и сверхъестественных подробностей.
Shorter Works
Arabesques (1835) состоит из эссе, искусствоведческой критики, фрагментов романов и трех коротких художественных шедевров: «The «Портрет», «Невский проспект», «Дневник сумасшедшего». «Портрет», написанный Гоголем в 1833–1834 гг., касается соотношения искусства и религии. душу злому духу за деньги. Гоголь должен был все больше заботиться о моральных последствиях своего ремесла. В этом отношении «Портрет» предвосхищает кризис отношений между искусством и религией, который он должен был пережить в последнее десятилетие своего творчества. жизнь
«Невский проспект» был завершен в октябре 1834 года и основан на противопоставлении двух влюбленностей двух молодых людей и противопоставлении идеального и обыденного взгляда на любовь. Обе любовные истории заканчиваются банально, а Невский проспект, улица, на которой начинаются приключения, является рынком мирового тщеславия. «Дневник сумасшедшего» был написан в 1833–1834 годах и представляет собой слабо набросанный рассказ о мелком чиновнике, который разочаровался в любви и одержим манией величия. Используя видения безумца, Гоголь показывает бессмысленность стремлений и суетность мира.
Несмотря на значительный писательский успех к 1834 году, Гоголь все еще не был уверен в своей карьере и питал представления о том, чтобы быть профессором и ученым. Осенью 1834 г. он был назначен преподавателем истории в Петербургский университет. Он получил эту должность благодаря влиянию важных друзей и был в высшей степени неспособен занимать этот пост как по темпераменту, так и по происхождению. Эта карьера, длившаяся с осени 1834 г. по декабрь 1835 г., потерпела крах.
Миргород (1835 г.) представляет собой сборник из четырех рассказов. Первая сказка «Помещики Старого Света» представляет собой описание растительного существования двух стариков, живущих в идиллии комфорта, мира и любви. Однако трагедия и смерть вторгаются в их существование. Вторая повесть этого цикла — псевдоисторическая повесть «Тарас Бульба», неубедительная любовная история на фоне украинско-польских войн XVI и XVII веков. Третья сказка цикла — «Вий», сверхъестественная сказка о студенте, убившем ведьму, которая оказывается молодой и красивой женщиной. Последняя сказка — «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович», рассказ о нелепой ссоре двух почтенных граждан города Миргорода.
В 1836 году Гоголь опубликовал «Нос», гротескную повесть о носе, который оторвался от лица некоего майора и, к ужасу майора, настаивает на самостоятельном существовании. Сказка представляет собой повествование о гротескных и причудливых происшествиях на фоне, часто нарисованном с мельчайшим и объективным реализмом.
Театр
Гоголь написал свой драматический шедевр Ревизор в период с октября по декабрь 1835 года, и кажется вероятным, что Гоголь получил идею пьесы от Пушкина. В пьесе рассказывается о самозванце, которого ошибочно принимают за настоящего, но инкогнито генерального инспектора, и которого осыпают милостями и угодничеством, чтобы замаскировать коррумпированность и нечестность государственных служащих. Пьеса сначала была отклонена цензором, но по обращению к самому царю была разрешена к постановке. Успех пьесы был немедленным и ошеломляющим. Говоря о гоголевском театре, нельзя не упомянуть и о комедии 9.0107 Женитьба, которая была опубликована в 1842 году после 9 лет работы.
Гоголь любил путешествовать и был убежден, что путешествия полезны для его здоровья. За последние 16 лет своей жизни он провел за границей больше времени, чем в России. Его особенно привлекал Рим, который он любил с неизменной страстью. Летом 1836 года он остановился в Вене поправить здоровье и пережил там важный творческий подъем. Он работал над «Мертвыми душами», переработал «Тараса Бульбу» и написал «Шинель». Он также испытал религиозное видение, которое имело для него сокрушительное значение и повлияло на его последующие взгляды на искусство и его религиозный долг.
«Мертвые души»
Гоголь начал работать над «Мертвыми душами» осенью 1835 года. Он писал ее около 6 лет и большую часть писал за границей. Он испытывал трудности с цензурой, но книга была наконец издана 21 мая 1842 года. Произведение поражает своей оригинальностью и повествует о Чичикове, аферисте, который путешествует по России, скупая умерших, но все еще числящихся на подати крепостных крестьян. рулоны, а затем использовать мертвых крепостных в качестве залога для кредитов. На другом уровне путешествие Чичикова — это спуск в комический ад русской действительности. Общие и типичные недостатки человечества воплощаются в типах, встречающихся Чичикову в его путешествии. Сам Чичиков — олицетворение пошлости и бесхарактерности. Изображение то, что рисует Гоголь провинциальной России, есть гнетущая пошлость, глупость и продажность.
«Шинель», изданная в 1842 году, несомненно, является шедевром гоголевских новелл. Она оказала огромное влияние на последующее развитие русской художественной литературы. Сюжет о ничтожном клерке-переписчике, который копит на шинель, украденную у него в первый же день владения. Вскоре после кражи клерк заболевает и умирает.
Заключительный период
С публикацией «Шинели» и «Мертвых душ» завершился великий вклад Гоголя в русскую литературу. Смелое намерение продолжать Dead Souls так и не был реализован, ибо Гоголь сжег большую часть второй части, а то что он оставил заметно уступает первой части. Гоголь постепенно убеждался, что он обязан использовать свое искусство на благо человечества. Его морализирующие наклонности видны в томе, который он опубликовал 31 декабря 1846 г., Избранные отрывки из переписки с друзьями, произведение, которое было плохо встречено критиками.
В течение 1840-х годов Гоголь все больше убеждался в том, что он должен очистить свою душу, и все больше попадал под влияние духовенства. Он совершил паломничество в Иерусалим весной 1848 г. В течение последних 9месяцев его жизни, его здоровье ухудшилось, и он страдал тяжелой депрессией. Священник Матфей Константиновский, человек сильный и нетерпимый, приобрел значительное влияние на ум Гоголя и убедил его поститься строже, чем это было нужно для ослабленной конституции Гоголя. Гоголь умер 21 февраля 1852 года.
Дополнительная литература
Переводы произведений Гоголя имеются во многих изданиях. Рекомендуются переводы Бернара Гилберта Герни. Дэвид Магаршак, Гоголь: Жизнь (1957), представляет собой грамотную и интересную критическую биографию. Биографические данные смешаны с критическим анализом в Янко Лаврин, Гоголь (1926) и Николай Гоголь (1809-1825): Обзор столетия (1951). Владимир Набоков, Николай Гоголь (1944), представляет собой забавный и занимательный анализ некоторых аспектов творчества Гоголя, а Всеволод Сечкарев, Гоголь: его жизнь и творчество, в переводе Роберта Крамера (1965), представляет собой трезвый и заслуживающий доверия анализ отдельных произведений.