Посмертная маска лермонтова: Образ Лермонтова в произведениях изобразительного искусства. Большая Переменка

Образ Лермонтова в произведениях изобразительного искусства. Большая Переменка

Размер шрифта:

Изображения:

10:31, 15 октября 2019

: непревзойденный эгоист. Не допускается ни малейшего намека на идеализм или принцип — или, во всяком случае, на показ.

Нет, ирония должна быть о «времени». Печорин и Лермонтов относятся к обществу и к военным именно так, как они их находят. Русское рабство и оцепенение принимается как должное: буднично упоминается кнут, а позже и приданое из пятидесяти крепостных. В армии распространено пьянство; снобизм и фаворитизм — правило на аристократических курортах, которыми изобилует Кавказ. Славная русская война за цивилизацию мусульманских племен — дело грязное и жестокое с обеих сторон. К чему при таких обстоятельствах Печорину волноваться? Случайно встретив старика Максима Максимыча в, как по мне, самой трагической сцене романа, он отмахивается от него, как всякий молодой принц Галь, отворачивающийся от лишнего Фальстафа. Женщины — существа, чье влияние на мужчин вызывает возмущение; если представится возможность, за это можно и нужно отомстить. Таким образом, скандал романа был вызван молодым офицером из хорошей семьи, который, по сути, сказал:0007 Вот зеркало. Загляните в него, если хотите, но не лицемерьте в том, что видите.

Проследить скрытое влияние Пушкина может быть полезнее, чем относительно явные следы Байрона. Перед собственной бессмысленной смертью Пушкин начал, к бесконечному отвращению Лермонтова, идти на компромисс с царем и истеблишментом. Даже в поэме, написанной Лермонтовым о подозрительном конце своего героя Пушкина («Смерть поэта»), он гневно осведомился о том, как размягчился идол: «Зачем он пожал руку никчемным клеветникам? слова и лесть?»

Герой пушкинского романа Евгений Онегин получил свое имя от реки Онеги на севере России. «Герой» лермонтовского «Герой нашего времени » Григорий Печорин был назван в честь реки Печоры, протекавшей несколько севернее. Один русский критик заметил, что если Онега плавно течет к морю, то Печора бурна и бурна. Очевидно, что это было частью вымышленного плана Лермонтова быть более отдаленным и более экстремальным, чем его предшественник. Это становится ясным, когда путем фантастического процесса подслушивания и случайностей Печорин узнает, что дуэль, на которую его должны спровоцировать, будет и заготовкой для его убийства. В ответ он применяет стратегию, которая позволяет ему убить своего противника, Грушницкого, с не большим угрызением совести, чем если бы он убил таракана. Его небрежное замечание доктору Вернеру и пейзажу, когда труп Грушницкого опрокидывается в овраг, — шедевр лаконичного:0007 Конец комедии! »

Более чем соблазнительно предположить, что Лермонтов заставил Печорина сделать то, чего не смог Пушкин: раскрыть заговор против его жизни, а затем действовать с безжалостностью и хладнокровием, чтобы убедиться, что убит именно убийца. еще более жутко, что он был неспособен на такое решение в своей собственной жизни и смерти. Царь Николай I осудил Героя нашего времени в неуклюжем письме к своей жене (Как Энтони Пауэлл, превосходный изобретатель литературных и социальных совпадений, однажды сформулировал это так: «Несмотря на огромные размеры России, количество людей, которые действительно управляли вещами в политическом, социальном и культурном плане, было очень небольшим. Таким образом, подчиненный, пишущий стихи, мог быть настоящей занозой для самого царя». ) Когда Лермонтова вывели на поле чести, он, по-видимому, отказался стрелять в дурака, спровоцировавшего дуэль. Убитый на месте, он так и не услышал сообщенного комментария царя: «Собаке собачья смерть». Однако в этом случае использовались два хорошо отрепетированных сценария девятнадцатого века: презрительный аристократ на эшафоте и стойкий революционер перед расстрельной командой. Декабристы, по-своему, восхищались обеими моделями и подражали им.

Один оставшийся вопрос, вероятно, никогда не прояснится. Дорис Лессинг лукаво намекает на это в предисловии к переводу Аплина. «Я часто удивляюсь, — говорит Печорин, — почему я так настойчиво добиваюсь любви молодой девушки, на которой не хочу соблазнять и никогда не женюсь. К чему это женское кокетство?» «Женское кокетство» здесь не в женском. Набоков делает то же самое по-другому, замечая, что

Лермонтов был необычайно неумел в своих описаниях женщин. Мэри — обобщенное юное существо новелл, без попытки индивидуализации, за исключением, может быть, ее «бархатных» глаз, о которых, однако, забывают по ходу повествования. Вера — всего лишь призрак с призрачной родинкой на щеке; Бела, восточная красавица на крышке коробки рахат-лукума.

Комплекс Казановы — лихорадочное и неразборчивое стремление к женщинам, которые на самом деле не желанны, — иногда подозревают в том, что он является маскирующим симптомом подавленного гомосексуалиста. Неистовая деятельность Байрона в этой сфере (или я имею в виду именно в этих сферах?) уже давно стала самостоятельным предметом. Пауэлл упоминает, что, хотя дуэль, погасившая Пушкина, по-видимому, была связана с предполагаемым прелюбодеянием его жены, «в вовлеченных кругах также были гомосексуальные подводные течения».

Печорин описывается в романе с нескольких точек зрения: его старым другом, им самим и третьим лицом, которое говорит о его коже как о «какой-то женской нежности». Сам Лермонтов, по словам Тургенева, был изрядно сгорблен и склонен детскими недугами, придававшими ему — по крайней мере в молодости — вид скорее обаятельный, чем отталкивающий. У женского вымышленного персонажа, похоже, была некоторая воля к жизни, тогда как у настоящего мужского персонажа была сильная потребность бросить свою жизнь.

Михаил Лермонтов «Новогодняя поэма» с комментариями

НОВОГОДНЯЯ ПОЭМА

после Михаила Лермонтова

сколько раз в окружении
пестрой толпы
пестрой толпы
в кафе
в кафе
как во сне
0 танец
и музыка
речи, заученные наизусть
фатический шепот

смешивание с формами людей
отсутствие разума или души
гримасничающие маски
но такие привередливые

настолько, насколько они касаются
мои холодные руки
с беззаботной дерзостью
красоты города

руки избавлены от трепета
долгого времени
внешне поглощены
gauds & vanitas

я храню в душе
древнюю тоску
звуки священной тоски давно ушел

и если как-нибудь
до меня дойдет
тот птичий я растворяю
в полете вспоминая

мелкое прошлое
я сам ребенок окруженный
знакомыми местами
высокая усадьба и фруктовый сад

беседка, оставленная в руинах
зеленая сетка трав
в качестве укрытия
для спящего пруда

и за ним
скрытый в дымке, как дым
далекая деревня
туман над полями

Я пойду сюда, сюда я войду
в темный проход
сквозь эти кусты
куда вглядывается этот вечерний свет

и сухая листва
хрустит под ногами
каждый мой шаг заикается
и в груди

уже задумчивый, странный
сжимающий звук
чем больше я думаю о ней
желая и плача

как я люблю это существо
моих снов
глаза полные лазурного огня
и розовая улыбка

как раннее утро 9001 живые изгороди
показывают свежую
увядание красок

как волшебное королевство
могучий владыка
Я томлюсь здесь долгими часами
дни одиночества

под бурей, тяжелым грузом
сомнений и страстей
как вновь возникший остров
невинный среди океанов

цветущий в этой соленой пустыне
и узнав
себя я узнаю
свои собственные заблуждения

слышу толпу людей
с ее шумом
рассеивая мои мечты
ан незваный гость

как бы я хотел взорвать
их веселье
их праздник
презирать их

и ослепить их
своими железными стихами
разрывающимися от горечи
и ярости .

[Перевод с русского Джерома Ротенберга и Милоша Совака. Первоначально опубликовано в формате 6×6, выпуск №. 15, Ugly Duckling Press, Spring 2008.]

КОММЕНТАРИЙ
с Джеффри С. Робинсоном

Пробудишься ли ты снова, осмеянный пророк! / Или никогда, под голос мести, / Не извлечешь ли ты из золотых ножен свой клинок, / Покрытый ржавчиной презрения? (М.Л., из «Поэта»)

Но именно эта нота презрения, как в его «железных стихах / разрывающихся от горечи / и ярости» выше, характеризует его как поэта, проявляющего, как писал Ницше, Гейне, «та божественная злоба, без которой я не могу представить себе совершенство». Проснувшись в мире абсолютного самодержавия и неудавшегося военного восстания «декабристов» (1825 г.) и записавшись в царскую армию, он написал характерно «романтический», «отчужденный» ответ на этот репрессивный политический климат. Его самое известное стихотворение возмущения «Смерть поэта», описывающее трагические/патетические результаты дуэли, в которую был смертельно втянут Пушкин (как и сам Лермонтов несколькими годами позже), выступало против репрессий царя Николая I и его предполагаемой вины в смерти Пушкина. Сосланный в ссылку на Кавказ, Лермонтов, как в своих стихах, так и в своем новаторском романе, Герой нашего времени , часто изображал этот дикий горный край как национальную (российскую) версию Востока со всей его экзотикой, насилием и эротизмом. Наряду с романтизированным взглядом на таких, как чеченцы, против которых он воевал («Свобода — их бог, а война — их закон»), Лермонтов опирался на этническую принадлежность этого региона, легко включая в свою поэзию элементы чеченского, черкесского и дагестанского фольклора. . Написание предисловия к сборнику стихов Лермонтова в 1920 августа советская цензура предупредила Бориса Пастернака, чтобы он не говорил, что Лермонтов важнее для его мечтаний, чем для его роли «агента прогресса». Пастернак, однако, посвятил Лермонтову свою книгу « Сестра моя жизнь », начав стихотворением о всегда популярном лермонтовском демоне («[Демон] поклялся льдом вершин: / «Спи возлюбленный! Я вернусь с лавиной !’») и связывая русского романтика с двумя другими сильными влияниями визионерского воображения, Байроном и По.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *