Посмертная маска наполеона: Посмертная маска Наполеона продана в Лондоне за 170 тысяч фунтов

Посмертная маска Наполеона Бонапарта

Посмертная маска Наполеона Бонапарта

До изобретения фотографии было обычной практикой делать гипсовые или восковые слепки с лиц известных людей после их смерти. Наполеон умер 5 мая 1821 года, заключенный в тюрьму на острове Святой Елены в возрасте 51 года.

François Carlo Antommarchi’s death mask of Napoléon (Musée de l’Armée, Paris)

После поражения при Ватерлоо в 1815 году Наполеон был сослан на остров Святой Елены, крошечный остров в Южной Атлантике. Здесь англичане и их немецкие, австрийские, русские и испанские союзники надеялись удержать бывшего императора от новой угрозы европейскому миру.

Существует полемика по поводу того, кто сделал первоначальный облик Наполеона на следующий день после его смерти (6 мая 1821 года). Одни считают, что это был личный врач Наполеона Франсуа Карло Антоммарчи, другие-что это был военный хирург Фрэнсис Бертон. Вероятно, было сделано более одного слепка, так как существуют четыре оригинальных слепка, как говорят, существуют сегодня. Во всяком случае, многочисленные бронзовые и мраморные копии появились на рынке, как только оригинальные отливки достигли Парижа.

Оригинальная посмертная маска Наполеона была создана 7 мая 1821 года, через полтора дня после смерти бывшего императора на острове Святой Елены в возрасте 51 года. Вокруг его смертного одра собрались врачи из Франции и Великобритании. Некоторые исторические источники утверждают, что д-р Франсуа Карло Антоммарчи отлил оригинальную “родительскую форму”, которая впоследствии использовалась для воспроизведения бронзовых и дополнительных гипсовых копий. Другие записи, однако, указывают, что доктор Фрэнсис Бертон, хирург, приписанный к шестьдесят шестому полку британской армии в Сент-Луисе. Елена, председательствовала на вскрытии императора и во время этой посмертной процедуры отлила первоначальную форму. Антомархи получил от своих британских коллег вторичную гипсовую форму из первоначального литья Бертона. Согласно сообщениям, с помощью этой формы второго поколения Антомархи во Франции изготовили новые копии посмертной маски как в гипсе, так и в бронзе.

Еще одно утверждение относительно происхождения посмертной маски и ее копий состоит в том, что мадам Бертран, помощница Наполеона на острове Св.Елены, якобы украла часть оригинального слепка, оставив Бертона только с ушами и затылком. Британский врач впоследствии подал в суд на Бертрана, чтобы получить гипс, но не смог сделать этого в суде. Год спустя г-жа Бертран подарила Антомарчи копию маски, с которой он сделал несколько копий. Одну из них он послал Лорду Бургхершу, британскому посланнику (представителю) во Флоренции, с просьбой передать его знаменитому скульптору Антонио Канове. К сожалению, Канова умер до того, как успел увидеть маску, а кусок остался у Бюргерша. Версия национальных музеев Ливерпуля, отлитая Э. Кенелем, считается потомком этой маски.

Некоторые считают, что доктор Антоммарчи жил на Кубе недолго и подхватил желтую лихорадку. Там он жил на кофейной плантации своего двоюродного брата и сблизился с генералом Хуаном де Мойей. Перед смертью доктор Антоммарчи сделал генералу Мойе посмертную маску. Считается, что маска до сих пор находится в музее в Сантьяго-де-Куба, провинция Ориенте, где была большая группа французских иммигрантов, которые создали кофейные плантации в высоких горах Сьерра-Маэстра.

Власти Нового Орлеана сняли посмертную маску в 1853 году. Во время беспорядков, сопровождавших гражданскую войну, маска исчезла. Бывший городской казначей заметил маску в 1866 году, когда ее тащили на свалку в мусорном фургоне. Вместо того чтобы вернуть маску в город, казначей забрал ее домой и выставил на всеобщее обозрение. В конце концов посмертная маска Наполеона оказалась в доме в Атланте капитана Уильяма Грина Рауля, президента мексиканской национальной железной дороги. Наконец, в 1909 году маска смерти Наполеона вернулась в Новый Орлеан. Капитан Рауль прочитал газетную статью о пропавшей маске и написал мэру о ее местонахождении. В обмен на соответствующее признание Рауль согласился пожертвовать посмертную маску Новому Орлеану. В том же году мэр передал маску в Государственный музей Луизианы.

  • Death mask of Napoleon Bonaparte made of plaster by Francesco Antommarchi on May 7, 1821. (Militärhistorischen Museum Wolkenstein, Schloßplatz 4, Wolkenstein)
  • Death mask of Napoleon I in 1937.
  • So-called “Malmaison” death mask of Napoleon I. Plaster taken by Antommarchi (or possibly Burton or Arnott), given by Antommarchi’s descendants. Considered authentic and to be the original imprinting of Napoléon’s face after his death.
  • Francis Burton’s death mask of Napoléon.
  • Bronze mask of Napoleon I by Francis Burton, 1829.
  • Bronze mask of Napoleon I by Francis Burton, 1829.
  • Bronze death mask of Napoleon I. Modeled in 1821; cast in 1833.
  • Death mask of Napoleon I by Archibald Arnott, in wax, 1821. (Musee de Musée Masséna, Nice)
  • Death mask of Napoleon I by Archibald Arnott, in wax, 1821. (Musee de Musée Masséna, Nice)

Захоронения

ПОСМЕРТНАЯ МАСКА НАПОЛЕОНА. Хронология событий | by Ildar Galeev

Обложка каталога продажи Посмертной маски Наполеона на аукционе Bonhams. 19 июня 2013Посмертная маска Наполеона. Фотография вт. пол XIX в.

Хронология событий

5 Мая 1821 года
В 5:49 пополудни Наполеон умирает в Лонгвуде, своей резиденции на острове Св. Елены. Мадам Бертран, жена адьютанта Наполеона — Генерала Бертрана, принявшего изгнание вместе с ним, упорно настаивала, что процедуру по снятию посмертной маски с Бонапарта ни в коем случае не должен исполнять англичанин.

6 Мая 1821 года
В течение этого и следующего дня художники, среди которых были: лейтенант Уорд и Уильям Рубидж, портретист и единственный профессиональный художник на острове, делали эскизы с Наполеона на смертном одре. Личный врач Наполеона, и — тоже, как и он — корсиканец, Франческо Антоммарчи заявил, что посмертную маску мог бы сделать он. Для этого он дал поручение Эндрю Дарлингу, управляющему резиденцией Лонгвуд, найти достаточное количество гипса. Однако Дарлинг нашел лишь несколько статуэток, которые были размолоты для маски. Антоммарчи объявил этот материал непригодным. Вскрытие тела было проведено в тот же день в 14:30. При этом присутствовало семь британских хирургов, включая доктора Фрэнсиса Бёртона, хирурга из 66-го Пехотного Полка (он приходился дядей путешественнику Сэру Ричарду Бёртону). В тот же вечер несколько свидетелей отметили изменение черт лица Наполеона, так как начиналось разложение тела. Мадам Бертран продолжала настаивать на том, что маска должна быть снята как можно скорее, и доктор Бёртон предложил свои услуги. К тому же, он знал о местонахождении гипса на близлежащем острове. Той же ночью для сбора и доставки гипса к островку был отправлен лейтенант Уорд и с ним несколько моряков.

7 Мая 1821 года
К рассвету 7-го Мая Бёртон решил, что у него достаточно гипса, но Антоммарчи повторно счел задачу невыполнимой. Но мадам Бертран была неумолима, и позже утром Бёртон начал работу по изготовлению маски. Слуга Наполеона Арчиамбо ассистировал ему, поддерживая голову усопшего. Антоммарчи, увидев, что Бёртон приступил к работе над маской, решил, что он тоже должен поучаствовать в процессе. Работа усложнялась тем, что от высокой температуры воздуха тело начало разлагаться интенсивнее и черты лица подвергались деформации. Был сделан негативный слепок, в двух или трех частях; лицо от бровей до подбородка и затылок, возможно в двух частях. Видимо, Бёртон собирался сделать несколько позитивных слепков из первого негативного для того чтобы отлить несколько масок. Мадам Бертран в отчаянии согласилась на то, чтобы Бёртон — англичанин! — работал над маской, но он поставил условие, что одну копию он оставит себе, а другую отдаст своим французским компаньонам.

Роль Бёртона подтверждается в письме караульного в Лонгвуде лейтенанта Дэрроха из 20-го Пехотного Полка, в котором он описывает, как он видел тело Наполеона во второй раз 7-го Мая, но долго оставаться в комнате не мог из-за зловония: “Доктор Бёртон выполнял гипсовый слепок вместе с французскими докторами”. Около 7-ми вечера, тело Наполеона было помещено в гроб. Бёртон, утомленный, отправился домой, оставив негативные слепки сохнуть в Лонгвуде.

8 Мая 1821 года
Утром Бёртон возвращается в Лонгвуд, чтобы залить в слепки гипс и получить позитивный слепок, и тогда можно было бы соединить все части. Однако, часть лица Наполеона прилипла к негативу, и его пришлось уничтожить. План Бёртона получить несколько слепков таким путем не сработал. Тогда Бёртон предложил Мадам Бертран и Антоммарчи, что он возьмет части слепков с собой в Англию, где всю маску можно было бы воссоздать, с чем они поначалу согласились (или дали понять, что согласились). Бёртон оставил негативы затылка, а также позитивный слепок лица сохнуть в Лонгвуде. Позже тем же днем Мадам Бертран, не тронув остальные части, присвоила себе слепок лица, объяснив это Эндрю Дарлингу тем, что его необходимо отправить к скульптору Канове. Бокур описал это событие следующим образом: “Мадам Бертран, в сговоре с Антоммарчи, присвоила себе слепок лица, самую важную часть в создании посмертной маски, которой, они видимо полагали, будет достаточно для создания маски”. Бёртон и англичане были таким образом обмануты. Мадам Бертран добилась своего, — теперь ни один англичанин не сможет сделать посмертную маску Наполеона.

9 Мая 1821 года
День похорон Наполеона. Бёртон обнаруживает пропажу лицевой части маски, ему сообщают, что её забрала Мадам Бертран для последующего создания маски в Европе, а также то, что он получит свою копию. Он просит оформить обещание в письменной форме, но не получает его. Подозревая подмену, он забирает с собой негативные слепки затылка.

Между 22 и 24 Мая 1821 года

Бёртон вновь пытается получить письменное обещание от Бертранов, согласно записям Хадсона Лоу в его документах. После угрозы судебной тяжбы, он все же получает снисходительную записку, отмечающую его “помощь” в создании маски.

27 Мая 1821 года
Французы покидают остров Святой Елены на борту корабля “Camel”, с лицевой частью маски в багаже Антоммарчи. По их задумке, он должен был доставить ее в Рим и передать матери Наполеона, Madame Mère. Узнав это, в отчаянии и отвращении, Бёртон разбивает оставшиеся слепки, сперва собрав волосы и брови, приставшие к ним (по свидетельству жены лейтенанта Уорда).

Конфликт Бёртона и Антоммарчи

Согласно Фернандо Бокуру, автору “Словаря Наполеона” (Dictionnaire Napoleon, 1998), Антоммарчи начал реконструкцию позитивного слепка маски еще на острове Святой Елены, т.е. до 27 мая 1821. Бёртон участия в создании этой версии маски не принимал. Однако без его помощи Антомарчи не смог завершить конструкцию маски — у него не было доступа к недостающим частям маски: верхней части лба, ушей, шеи и нижней части лица. Конфликт с Бертоном заставил Антоммарчи и Мадам Бертран обратиться к портретисту Рубиджу, чтобы реконструировать недостающие секции лица.

Уиллиам (Джозеф) Рубидж

Уиллиам (Джозеф) Рубидж (1802–1827) был молодым художником, который отправившись в Южную Африку сделал остановку на острове Святой Елены. Он покинул остров примерно через месяц после смерти Наполеона и по возвращению в Лондон он стал писать портреты, выставляясь в Королевской Академии в 1824 и 1825. Его набросок Императора на смертном одре получил популярность, он был широко растиражирован. Известная работа Ораса Верне, где он изобразил Наполеона с венком на смертном одре основана на наброске Рубиджа. Так как он был портретистом, Рубидж наверняка имел опыт в снятии слепков с лица, до изобретения фотографии маски были частью набора навыков портретиста.

Уотсон предполагает, что Рубидж делал копию с первого бёртоновского слепка секретно. Однако этому нет доказательств. По свидетельству Воса, Рубидж был действительно вызван для помощи в создании маски примерно так, как описывает Бокур, используя свои навыки портретиста, об этом говорит и его набросок Наполеона на смертном одре.

К одной из масок, выполненных Рубиджем прилагалась записка: “Данная Маска была снята с лица Наполеона Бонапарта после его смерти в Лонгвуде на Острове Святой Елены, Мистером Рубиджем 7го Мая 1821 года”. Эта записка была написана преподобным Ричардом Бойзом, старшим священником острова Святой Елены.

Алиса Порет. Маска Наполеона (фрагмент картины).1970-е гг. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Для преп. Бойза Рубидж изготовил два слепка, один из них сегодня хранится в Maison francaise в Оксфорде (так наз. “слепок Сэнки”). Другой — “слепок Бойза” был унаследован доктором Леонардом Бойзом, который оставил её в своем завещании её сегодняшнему владельцу, племяннику преп. Ричарда Бойза в пятом поколении — Эндрю Бойзу.

Преподобный Ричард Бойз, Старший Священник Острова Святой Елены

Преп. Ричард Бойз (1785–1867) был назначен Младшим Священником острова Святой Елены Ист-Индийской Компанией в 1811, он заменил Преп. Сэмюэля Джонса на посту Старшего Священника в 1815 и оставался им до 1829 года. Он проповедовал в County Church и жил неподалеку в “Коттедж Кент” — сам Бойз был родом из Кента. Бойз также был директором местной школы.

Арнольд Чаплин, автор “Кто Есть Кто Острова Святой Елены” (1919), пишет что Бойз был приверженец сильных евангелистических взглядов (фундаменталист) и часто конфликтовал с Губернатором острова и его окружением, что наверняка располагало Наполеона к нему: “Мистер Бойз был честным, но жестким и бескомпромиссно святым, постоянно конфликтовал с властями и громогласно порицал то зло, которое он видел в некоторых слоях сообщества. В “Записях с Заседаний Совета Святой Елены” содержится множество упоминаний о сложностях, вызванных сварливым характером священника…11-го Июня 1821 года Бойз направил жалобу в Совет о несоблюдении правил Божьего Дня (Воскресения). В ответ ему Совет заявил, что не нашел причины для его жалобы и назвал мистера Бойзаавтором многих оскорбительных писем Властям”. Он был строгим моралистом, непопулярным в рядах англичан из-за своих проповедей против их распущенного образа жизни. Это предрасполагало к нему французский контингент острова и настораживало местные Британские власти.

Рене Магритт. “L’Avenir des statues”. 1932. Гипс, масло. Собрание Тейт-Модерн, Лондон.

Именно Бойз был священником на похоронах дворецкого Наполеона корсиканца Чиприани, который умер в 1818, так как католических священников не было на острове. В благодарность Наполеон подарил ему свою табакерку и двадцать пять фунтов как пожертвование бедным. Другие источники утверждают, что Бойз был среди первых, кто допрашивал Наполеона, когда он прибыл на остров. Император часто приглашал Бойза для игры в шахматы. Памятные предметы, которые он забрал с собой с острова в Англию являются доказательствами близости священника Наполеону. Этими предметами были: кресло, в котором сидел Наполеон во время визитов к нему, незаметно протыкая его своим ножом, будучи захваченным разговором; две тросточки и некоторые другие памятные вещи.
Эти факты объясняют то, почему именно к Бойзу могли попасть две копии маски. Антоммарчи, в сговоре с Мадам Бертран, мог решать, кто имел право получить копии маски, а публичные атаки Бойза, направленные против британских властей, наверняка очень нравились им.

Бойз оставался на острове до 1829 года, когда он вышел на пенсию. После этого он служил в разных званиях в Британии, где и умер в 1867 году.

Скульптура Рене Магритта в интерьере выставки “Наполеон на острове Св. Елена” в Музее Армии, Париж. Апрель 2016.

Через 145 лет, в 2012 году Эндрю Бойз, прямой потомок родного брата Преп. Чарлза Бойза, обнаружил маску на чердаке своего дома, когда по завещанию умершего родителя он был указан как наследник этого раритета. “Меня очень удивила и ошеломила новость о том, что мне была оставлена эта Маска. Через некоторое время я понял её важность, но не был уверен, что с ней дальше делать, кроме как удостовериться в её сохранности и безопасности. Все это время Маска лежала на чердаке, и я совершенно точно не хотел бы, чтобы так оно и было. Я пришел к выводу, что лучшим вариантом является выставление Маски на продажу, в надежде, что в результате её смогут увидеть и насладиться ей всё большее число людей”, — сказал он корреспонденту газеты.

Местонахождение главных масок

Оригинальная часть маски, первый слепок сделанный доктором Бёртоном лицевой части была присвоена Мадам Бертран и передана Антоммарчи — ее местонахождение ныне неизвестно, скорее всего она находилась у Антоммарчи на Кубе, где он умер в 1838 году.

Оставшиеся шесть с неоспоримым провенансом происхождения на острове Святой Елены — следующие: одна — посланная Антоммарчи Лорду Бургхершу, британскому послу во Флоренции в целях последующей передачи скульптуру Канове для создания портрета. Однако к тому времени, когда прототип был доставлен, Канова уже скончался. Еще две принадлежали Лейтенанту Гилли, одна — Генералу Бертрану и последние две — маски Преп. Ричарда Бойза (“Маска Сэнки” и “Маска Бойза”). Все они, кроме Маски Бойза, сейчас находятся в музейных коллекциях. Маска Бургхерша хранится в Музее Армии в Париже, обе маски Гилли в Доме Бонапарта в Аяччо, на Корсике, а маска Бертрана в Мальмезоне. Маска Сэнки хранится во Французском доме в Оксфордском университете.

Продажа маски

19 июня 2013 года Маска Бойза — Посмертная маска Наполеона Бонапарта, единственная, остававшаяся в частных руках, была продана на аукционе Bonhams в Лондоне за 175 100 фунтов стерлингов анонимному покупателю по телефону. Практически сразу же покупатель направил запрос в аукционный дом для оформления экспортной лицензии на вывоз Маски Наполеона из Соединенного Королевства. Обычный срок оформления лицензии (2–3 недели) на этот раз выдержан не был. Когда 27 июля, более чем месяц спустя после продажи, Покупатель в очередной раз направил запрос о лицензии, ему было разъяснено, что данная лицензия, согласно правилам, должна быть согласована с Британской Комиссией по вывозу особо ценных объектов наследия культуры и истории и что ближайшее заседание комиссии назначено на 6 ноября 2013 года.

6 ноября Комиссия, под руководством Эда Вейзи, министра культуры Соединенного Королевства, постановила блокировать выдачу лицензии, мотивируя, словами куратора Британского музея, ее исключительную важность для национальной истории. Был объявлен 5-месячный мораторий на вывоз, чтобы дать возможность музеям Британии собрать денежные средства, равные сумме продажи предмета, для возврата их покупателю и сохранения Маски для страны.

В конце означенного срока — в апреле 2014 года покупателю было направлено уведомление Комиссии о том, что ни один из музеев не собрал искомую сумму и, потому, экспортная лицензия будет выдана в самое ближайшее время. Как на словах объяснили члены Комиссии, как раз в это же время были объявлены общенациональные сборы средств на выкуп двух чрезвычайно важных для Британии артефактов: 1. Живописный “Автопортрет” Ван-Дейка, стоимостью более 6,5 млн фунтов и 2. Картина Джорджа Стаббса 1772 года, изображающая (впервые в западном искусстве) кенгуру и дикую собаку Динго, стоимостью 1. 5 млн фунтов. Таким образом, животные с Зеленого континента одержали верх в заочном споре с Наполеоном. А британские меценаты устроили Бонапарту очередное “Ватерлоо”, теперь уже австралийское.

Что касается Маски — она получила “добро” на пересечение границы Соединенного Королевства в июне 2014, спустя ровно год после ее продажи на аукционе. Посмертная маска завоевателя Москвы была погружена в самолет и благополучно доставлена своему новому владельцу, в Москву, где она и обрела свой дом.

При написании статьи был использован материал каталога аукционного дома Bonhams “Посмертная маска Наполеона”, изданного к продаже раритета 19 июня 2013 в Найтсбридж, Лондон (перевод с англ. — Арслана Галеева).

Перечень основных гипсовых посмертных масок Наполеона из государственных и частных коллекций

Маска Бертрана , также известная как Маска Бертрана Мальмезона ( Национальный музей замка Мальмезон и Буа-Прео, Франция) © RMN- Большой дворец (Музей замков Мальмезон и Буа-Прео). Инвентарный номер: M.M.2000.25.175

Единственная маска, происхождение которой точно установлено: одна из первых копий, возможно, первый слепок, сделанный с оригинального отпечатка лица Наполеона после его смерти. Эта маска была изготовлена ​​в Лондоне. для графини Бертран. На внутренней стороне надпись на итальянском языке: A l’impareggiabile заслуга мадам Бертран, Antommarchi, 27 августа 1821 . (Дань несравненной заслуге мадам Бертран, 27 августа 1821 г.). Записка Бертрана, датированная 1 сентября 1821 г., подтверждает существование маски, сделанной по слепку, изготовленному на Святой Елене. Мадам Гортензия Брайер, дочь графа и графини Бертран, унаследовала эту маску, которую она затем подарила принцу Виктору. Она была подарена Национальному музею замка Мальмезон в 1979 году принцем Наполеоном Виктором и его сестрой, графиней де Витт, и с тех пор хранится там.

 

Маска Антоммарки-Ажемара  , также известная как Маска Антоммарки Мальмезон ( Национальный музей замка Мальмезон и Буа-Пре, Франция)  © RMN-Grand Palais (Музей замка Малмезон) -Préau) / Андре Мартен. Инвентарный номер: M.M.40.47.7284

Эта маска принадлежит южноамериканской ветви семейства Antommarchi. Франческо Антоммарки умер на Кубе, не оставив прямых потомков, поэтому маска перешла во владение его сводного брата, также живущего в Южной Америке. В 1921 декабря маска (и коробка с ней) были переданы Национальному музею замка Мальмезон Эдуардом Аземаром, внучатым племянником доктора Антоммарки. Она была куплена французским государством в 1944 году. Маска Мальмезона могла быть первой, сделанной на острове Святой Елены с использованием гипса Бертона; по мнению некоторых историков, доказательством этого является грубая глина, из которой была сделана центральная часть маски.

 

The Antommarchi-Burghersh Маска  (Музей Армии – Дом Инвалидов, Париж). © Музей Армии. Инвентарный №: д.ф. 3/3

История этой маски такова: ее суждено было отправить флорентийскому скульптору Канове, чтобы он использовал ее в качестве основы для скульптуры. Затем он якобы попал в руки лорда Бургерша, английского министра, также проживающего во Флоренции и известного Антоммарки. По другим версиям, маска могла даже принадлежать Веллингтону… В 1915 году, после поздней публикации показаний обойщика из Джеймстауна Эндрю Дарлинга, который упомянул скульптора Канову как первого получателя маски, так что последний мог сделать из него мраморный бюст, но через несколько дней точное местонахождение этой маски было раскрыто в разделе букв The Times будет домом наследников лорда Бургерша в Англии. быть фактическим отпечатком, сделанным доктором Бертоном в ночь с 7 на 8 мая 1821 года в Лонгвуде. Маска была куплена в 1951 году Эженом де Воусом на аукционе в Аскоте, Англия. Он представлен в Музее Армии Дома Инвалидов в Париже с ноября 1953 года. Он был куплен Фондом Наполеона в 1919 году.89, но возвращен музею в подарок.

 

Две маски, переданные преподобным мальчикам (маска Санки и маска мальчиков)  (маска Санки находится в долгосрочной ссуде у Maison Française в Оксфордском университете, а маска мальчиков была продана в Лондоне в 2013 г. ) . © Bonhams

В примечаниях к этим маскам указано, что их владельцем был преподобный Ричард Бойз (1785-1867), викарий острова Святой Елены с 1811 года. Маска Санки впервые упоминается в статье, опубликованной в Таймс в 1915 году . Он носит имя одного из внуков Преподобного Боя. Он находится в долгосрочной ссуде Maison Française Оксфордского университета. По словам Джорджа Лео де Сент-М. Ватсона, автора книги «История посмертной маски Наполеона», , опубликованной в 1915 году, но без подтверждения каких-либо достоверных источников, художник Уильям Рубидж предположительно помог Антоммарчи использовать центральную часть формы. чтобы сделать полную маску, добавьте шею, уши (неполные) и лоб. Друг Ватсона, Арнольд Чаплин, во втором издании своей книги A St Helena Who’s Who (опубликовано в 1919 году) поддержало эту версию событий, а также добавило примечание о художнике Rubidge . Однако это не подтверждено ни одним источником: Рубидж умер очень молодым и не оставил ни воспоминаний, ни писем. Преподобные мальчики никогда публично не упоминали о его масках при его жизни. Что касается маски для мальчиков, первое упоминание о ней появилось в письме доктора Леонарда Боя (внука мальчиков и владельца маски), опубликованном в The Times 9.0008 4 декабря 1929 года. Маска была продана в Лондоне в 2013 году за 170 000 фунтов стерлингов (198 000 евро). По совету экспертов министр культуры наложил запрет на экспорт маски и попытался (тщетно) собрать достаточно денег, чтобы выкупить ее. Последующая оценка в марте 2016 года поставила под сомнение подлинность маски, и запрет на экспорт был снят.

Две маски: Gilley 1 и Gilley 2 (Музей Дома Бонапарта, Аяччо). © RMN-Grand Palais (Maison Bonaparte) / Жерар Блот

Первая из двух масок Гилли появилась в 1956 году. Предполагаемая подлинность этой маски исходит от ее первого владельца полковника Гилли, дежурного офицера на острове Святой Елены. Однако это имя не фигурирует в списке офицеров, остававшихся на острове в 1820-е годы. Скорее всего, он купил маску во время более позднего визита на остров Святой Елены. Вторая маска Гилли появилась в 1961 году. Рукописная записка, сопровождающая маску, указывает на то, что она была подарена майору Гилли в 1830 году братом Хадсона Лоу, когда оба мужчины были офицерами в казармах на Мальте, а затем в Гибралтаре. (Однако в официальных биографиях Хадсона Лоу отмечается, что у него была только сестра, а не брат). Обе маски хранятся в Maison Bonaparte в Аяччо (Корсика). Первая маска Гилли была передана музею в 1991 Поля Бреса, а второй Эжен де Воус.

Обе эти маски представлены в виде слепков, сделанных на острове Святой Елены.

Маска Эксетера  (Центральная библиотека Эксетера, Великобритания) © Городская библиотека Эксетера

Линия происхождения этой маски выглядит следующим образом: она была впервые продана Джоном Голером Бриджем антиквару Мэггсу в 1911 году, который затем продал его Хеберу Мардону, коллекционеру Наполеоники. Затем Мардон подарил его Центральной библиотеке Эксетера в 1925. Говорят, что доктор Арнотт был первым обладателем маски. Согласно этой интерпретации событий, он забрал из своего пребывания на острове восковую маску и гипсовую маску. Те, кто поддерживает эту интерпретацию, утверждают, что маска была сделана на Святой Елене.

 

Маска Ле Новерраз  (Исторический музей Лозанны) © Исторический музей Лозанны

Женский потомок возможного родственника Жана-Абрама Новерраза (швейцарского происхождения, слуги Наполеона, который был частью его домашнего персонала на острове Святой Елены) подарил эту маску Историческому музею Лозанны в 1997.

 

 

The Rusi Маска (Royal United Service Museum), затем Corso (Private Collection)

купил ее у человека по имени Луи-Шарль де Бурбон, который, в свою очередь, утверждал, что приобрел ее у принца д’Эсслинга, хотя последний категорически отрицал наличие такой маски в своих коллекциях. Мистер и миссис Алдер пожертвовали его Королевскому объединенному сервисному институту в Лондоне (RUSI) 5 сентября 2009 года.01:05 мая 1953 г. (РУСИ был основан в 1831 г. герцогом Веллингтоном для изучения военных наук). Вопреки предположениям, что маска была незаконно присвоена куратором в 1973 году, на самом деле она была продана с аукциона в начале 1970-х годов, когда учреждение создавалось в новом помещении. В записке, представляющей произведение, хранящееся в RUSI, стоит буква «А» для аукциона, но не указана точная дата продажи маски. В 1986 году компания Forman of Piccadilly Limited из Лондона продала эту или очень похожую маску американскому коллекционеру Корсо. Последний затем снова продал его в 2004 году (аукцион состоялся на Christie’s в Нью-Йорке 2 декабря 2004 года) американскому покупателю чуть более чем за 13 000 долларов. Кристис был осторожен в указании происхождения маски, отмечая ее сходство с той, что хранилась в РУСИ до 19 века.70-е годы.

© Fondation Napoléon

Маска «Lebendmaske» (Rollettmuseum, Баден, Австрия)

В примечании, описывающем эту маску в Rollettmuseum, когда он был еще жив, она была отлита из лица императора. подарок своему сыну, королю Рима. Антоммарки, возможно, передал его Марии-Луизе, которая затем передала его воспитателю детей экс-императрицы. Последний затем подарил его доктору Роллетту во время его пребывания в австрийском термальном городе Баден-Баден. Ни в одном источнике, свидетельстве или письме не упоминается изготовление маски из лица Наполеона, когда он был еще жив во время двух своих изгнаний. Нет никаких упоминаний и о маске, подаренной Марии-Луизе Антоммарки. Только намного позже, между 1886 и 1887 годами, эта маска появилась в музейных инвентарях, и даже тогда она фигурировала под термином «маска смерти», в отличие от маски, сделанной из лица Наполеона, когда он был еще жив.

© Rollettmuseum, Баден-Баден, Австрия, Urban Collection

Маски, коммерциализированные Antommarchi 

Смерть доктора Бертона в 1828 г. маска. В 1833 году Антоммарки учредил фонд для изготовления масок из гипса или бронзы. Антоммарки эмигрировал в Америку в 1834 году, затем оттуда на Кубу, где и умер. Он продал все права на воспроизведение своих произведений основателям Л. Ришару и Э. Кенелю из Парижа, наладил изготовление бронзовых копий маски. Когда Антоммарки умер в 1836 году, дом братьев Суссе купил права на коммерциализацию маски. Ряд копий маски был изготовлен во времена Второй империи и в начале 20-х гг.0128-й В.

© Фонд Наполеона. Гипсовая маска. С «подушкой» Инвентарный номер: 1179

 

Дело о посмертных масках Наполеона

Введение

Наполеон I как историческая фигура, так и в массовой культуре. Дело чрезвычайно запутанное: маски, часто очень разные — как с точки зрения используемого материала, так и с точки зрения воспроизводимого лица — внезапно оказываются в центре внимания наполеоновских СМИ, часто для того, чтобы так же быстро исчезнуть в таинственных частных коллекциях. Лишь очень редко удается критически оценить дошедшие до нас разрозненные исторические источники. Таким образом, реконструкция истории этих потенциально подлинных масок с момента их создания до наших дней в значительной степени основывается на предположениях или даже просто на личном убеждении.

Список основных масок различает три основных материала.

1. Маски из гипса (самая большая категория)

Первоначальный слепок маски из гипса был сделан доктором Бертоном , английским военным врачом гарнизона острова Святой Елены, вечером 7 мая 1821 года. , по предложению мадам Бертран . Доктор Антоммарчи , личный врач Императора, помогал в процессе снятия слепка, который был сделан из нескольких частей. Большинство источников сходятся во мнении, что ночью одна из французских фигур (Антоммарки или мадам Бертран) сняла центральную часть слепка (состоящую из глаз, носа и рта) без разрешения Бертона. Предполагается, что граф Бертран предложил доктору Бертону компенсацию за эту потерю, но тот обиделся, отказался от предложения и тщетно пытался вернуть свое имущество судебным путем. Эта теория отвергается потомками Антоммарки, которые утверждают, что Бертон каким-то образом был причастен к краже гипса.

Именно здесь мы вступаем в великий туманный спор о масках. Каждая из перечисленных ниже масок представлена ​​либо как первая маска, сделанная по этому слепку, либо как первая маска, сделанная по слепку этого оригинального слепка (позже уничтоженного), то есть все они претендуют на звание оригинала. Некоторые авторы предполагают (без предоставления каких-либо источников), что художник Джозеф Уильям Рубидж использовал свои художественные знания, чтобы воссоздать полные черты лица.

• Маска Ажемара-Антоммарки (из семьи доктора Антоммарки, оригинал или самая первая копия?) (Музей Мальмезона)
• Маска, подаренная графу Бертрану, известная как «Маска Бертрана» (по образцу Антоммарки оригинальная маска?) (Музей Мальмезона), иногда называемая маской Мальмезона
• Маска Антоммарки-Бургхерша (по образцу маски Бертрана?) (Музей Арми, Инвалидов, Париж)
• Две маски, переданные Pastor Boys (один из которых, маска Санки, сейчас принадлежит Maison Française в Оксфордском университете)
• Первая и вторая маски Гилли (Maison Bonaparte, Аяччо)
• Маска Эксетера (Королевский мемориальный музей и художественная галерея Альберта, Эксетер)
• Маска RUSI (Музей Королевского объединенного института службы), позже известная как маска Корсо ( сейчас находится в неизвестной американской частной коллекции)
• Маска «Lebendmaske» (Роллеттмузеум, Баден, Австрия)
• Маски, хранящиеся в Южной Америке у потомков доктора Антоммарки, умершего в Сантьяго-де-Куба в 1838 г. (маски идентифицированы в разных точек в Боготе [Колумбия], Каракасе [Венесуэла] или Сантьяго-де-Куба)

Более подробное описание гипсовых масок см. в Chantal Prévot’s Inventory основных гипсовых посмертных масок Наполеона в государственных и частных коллекциях

2. Восковая маска, воспроизведенная в нескольких версиях

Первая из этих многочисленных версий была смоделирована доктором Арноттом , английским военным врачом, в ночь с 5 на 6 мая 1821 года. Хронологически это самое первое впечатление от черт лица покойного Наполеона.

• Версия Арнотта или Канна (в коллекции Парди с 1932 года, передана в долгосрочную аренду Музею Массена в Ницце)
• Мюнхенская версия (предположительно, находится в частной коллекции в Германии)
• Маска в Эрмитаж в Санкт-Петербурге (был конфискован во время русской революции 1917 года у потомков второго сына Эжена Богарне, Максимилиана Богарне, 3-го герцога Лейхтенбергского, женатого на русской принцессе)
• Так называемая Борелла маска (появившаяся в Италии, которая с 2021 года хранится в Музее Кайботта в Йере, регион Эссон, Франция)
• Восковая маска типа «Антоммарчи» (то есть с тонким лицом), известная как «маска Новерраза», названная в честь швейцарского камердинера, присутствовавшего на острове Святой Елены, которая была найдена в 1949 году на чердаке и вероятно, была вылеплена из маски Антоммарки (Музей кантона Лозанны, Швейцария)

3.

И даже маска из папье-маше!

• Маска из папье-маше, предположительно принадлежавшая графу Пассолини (иногда Пазолини)

Теории и споры о гипсовых масках

Ни одна маска не пользуется всеобщей поддержкой, но, согласно большинству исследований, большая часть которых написана на французском языке (споры вокруг масок наиболее острые во Франции), две маски соперничают за первенство. Маска Ажемара-Антоммарки и маска, известная как маска Бертрана (обе находятся в Музее Мальмезона), приводятся как наиболее близкие примеры первого слепка, снятого с лица Наполеона.

Маска Ажемара-Антоммарчи, в дополнение к ее очень интересному семейному происхождению, маска Доктора Антоммарчи, несмотря на пробелы в прослеживаемости, выглядит менее отполированной, менее «законченной», чем другие маски, что может сделать ее одной из самых первых копий. сделано в Европе в августе 1821 г.

Маска Бертрана также имеет своих сторонников¸ в противоположность сторонникам маски Ажемара-Антоммарки, которые считают образец Бертрана оригинальной маской, сделанной из первого «положительного» впечатления (позже уничтоженного) или даже первого «положительного» впечатления сам.

Маски Санки и Бойз предположительно принадлежали Пастору Бойсу , который занимал пост на острове Святой Елены в 1821 году. Маска Санки (названная в честь замужнего имени одной из дочерей преподобного) принадлежит Maison Française. из Оксфордского университета. Вторая маска, известная как маска мальчиков, появилась на аукционе в Лондоне 19 марта.Июнь 2013 г. Эти маски часто отвергаются теориями, выдвигаемыми в литературе о масках. Это потому, что они расположены в Великобритании и, таким образом, не предполагают участия Франции?

Первая и вторая маски Гилли остаются относительно неизвестными и мало задокументированными. Предполагается, что они принадлежали Хадсон Лоу , прежде чем стать собственностью Томаса Гилли , который был отправлен на остров Святой Елены. Одна теория рассматривает эти маски как первые две неудачные попытки, которые либо были даны, либо взяты губернатором. Их путешествие на Корсику, где они сейчас хранятся, не задокументировано в литературе по маскам.

Маска RUSI, ставшая маской Корсо в 1962 г. с закрытием Музея Королевского объединенного института службы, появилась в 1939 г. в коллекции некоего Чарльза Адлера, купившего ее у Луи-Шарля де Бурбона (на самом деле Уильям Рив, житель Кента), который делал вид, что приобрел ее у принца Эсслинга, который категорически отрицал наличие такой маски в своих коллекциях. Сторонники теории цитируют, что англичане заменили тело Наполеона другим телом, что приводит к тому, что Наполеон был похоронен в Вестминстерском аббатстве, а Дом инвалидов был могилой Чиприани , дворецкий Императора. Эти теоретики считают, что маска Антоммарчи-Бургхерша демонстрирует изможденные черты лица Чиприани, умершего в 1818 году, извлеченного из могилы в 1821 году и повторно захороненного в гробнице на месте Наполеона, в то время как тело самого известного врага Англии было взятый по приказу короля, чтобы присоединиться к величайшим знаменитостям Британских островов прямо в сердце Лондона. Маска RUSI-Corso, напротив, считается реальным слепком лица Наполеона, сделанным на острове Святой Елены в тот момент его жизни, когда его размеры и лицо стали огромными. Он был выставлен на продажу в 2004 году, и его нынешний владелец неизвестен.

Лебендмаске в Роллеттмузеуме в Бадене, Австрия, предположительно является копией, отправленной Марии-Луизе , которая, как полагают, передала ее своему частному врачу.

Маски из материалов, отличных от гипса

Хотя ни в одном отчете не упоминается о слепке лица Наполеона из воска, у маски Арнотта и ее копий есть свои защитники, которые объясняют большую разницу в чертах лица между этими масками и масками из гипса. по скорости, с которой была снята восковая форма, до того, как труп подвергся воздействию жары и влажности плато Лонгвуд.

Что касается маски из папье-маше, то она кажется скорее чем-то юмористическим, чем объектом исторической правды.

Библиография

Для дальнейшего изучения этого вопроса:

 

WATSON (George Leo de St. M.), История посмертной маски Наполеона, рассказанная из оригинальных документов (Лондон: John Lane, 1915).
[Ключевой справочник по этому делу и вопрос об «авторстве», который показывает, что посмертную маску изготовил только доктор Бертон, прежде чем она была украдена мадам Бертран для пользы доктора Антоммарки. Автор устанавливает линию происхождения между 1821 и 19 гг.14 для этой маски и ее многочисленных копий]

JOUSSET (Jacques) и STADMÜLLER (Franz), «Considérations sur les masques mortuaires de Napoléon Ier [introduction de Jacques Jousset, suivi du texte de l’expertise du Professeur Dr Franz Stadmüller ]», La Science Historique , новая серия, вып. 3 (1954), 129-40.
[Для профессора Штадмюллера гипсовая маска Антоммарчи и восковая маска Арнотта имеют одинаковую структуру костей. Он утверждает, что разрушение черт лица, наблюдаемое при сравнении двух результатов, связано с 34-часовым интервалом между отливками и быстрым разложением тела]

ЛИНДЕН (Луиза), «Histoire des Masques de l’Empereur Napoléon Ier», Souvenir Napoléonien , no.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *