Посмертные маски великих людей
Гильотина, пуля, суровая болезнь, остановившие жизнь великих людей, оставляют след на их лицах и на их посмертных масках. Какими их увидят потомки?
Слепок лица покойного точнее фотографии передает облик человека для потомков. Но посмертные маски — не просто изображения на память. В них навсегда запечатлелись последние чувства людей, а также обстоятельства смерти, зачастую трагические и таинственные. Они признаются произведениями искусства, их копируют, коллекционируют, подделывают, продают на аукционах и выставляют в музеях. В 2012 году маска Иосифа Сталина была продана за $6000, а маска Наполеона годом позже ушла с молотка за $263 000. Среди «новейших» масок высоко котируются слепки, снятые с лиц Владимира Высоцкого, Андрея Миронова и Майкла Джексона. В этом материале мы собрали истории самых необычных и интересных масок.
Новая работа мадам Тюссо
Во время Французской революции молодому ваятелю Анне Марии Тюссо, трудившейся ранее над скульптурными изображениями членов королевской семьи, пришлось спешно переквалифицироваться в мастера посмертных масок. Снимая слепки с отрубленных голов революционеров и знатных особ, она доказывала лояльность к новой власти и таким образом избежала гильотины. В коллекции мадам Тюссо — посмертные маски казненного бунтаря Робеспьера и Марата, убитого сторонницей короля Шарлоттой Корде, а также слепок королевы Франции Марии-Антуанетты, которую скульпторша знала лично.
Барышня из Сены
Самой необычной маской считается, пожалуй, улыбающийся лик Незнакомки из Сены. Тело этой девушки, о которой ничего неизвестно, было выловлено из Сены в 1880 году без всяких следов насилия. Патологоанатом так поразился красоте 16-летней утопленницы, что сделал гипсовый слепок ее лица, и вскоре тот разошелся в многочисленных копиях среди европейской богемы, послужив вдохновением для творческих людей. Ей посвятил стихотворение Владимир Набоков, а Альбер Камю сравнил ее улыбку с улыбкой Моны Лизы.
Шекспир ли это?
Посмертная маска Уильяма Шекспира вызывает множество споров. Слепок был найден в лавке старьевщика в Майнце в 1849 году, то есть спустя 233 года после смерти драматурга. С помощью современных технологий по нему была сделана 3D-реконструкция лица британского классика. Часть исследователей подтверждают, что дармштадская маска принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями драматурга. Другие возражают, аргументируя, что до сих пор ни одно изображение Уильяма Шекспира не может считаться подлинным — все портреты, бюсты и скульптуры создавались уже после смерти драматурга. Однако в мае 2015 года британский историк Марк Гриффитс выступил с сенсационным заявлением: ему удалось найти прижизненный портрет Шекспира в книге по ботанике конца XVI века. И это новое изображение не сильно отличается от привычных портретов и посмертной маски Шекспира.
Друг всегда со мной
Смерть Александра Пушкина, как известно, была долгой и мучительной: он скончался лишь через два дня после ранения на дуэли. Однако посмертная маска полна спокойствия и одухотворенности. Свидетели отмечают сходство слепка с лицом погибшего поэта.
Идея вызвать скульптора принадлежала Василию Жуковскому после того, как он сам поразился умиротворенному выражению лица скончавшегося друга. Скульптор Самуил Гальберг с помощником сделал слепок, с которого тут же было снято около 15 копий — они разошлись среди близких и друзей поэта. С этой же маски лепились впоследствии скульптуры и бюсты Пушкина.
«Живая» маска Гоголя
Про смерть Гоголя, а умер он в 1852 году, до сих пор ходит легенда: будто писатель был похоронен живым, в состоянии летаргического сна, что якобы подтверждает последовавшая в 1931 году эксгумация тела. По словам очевидцев, обивка гроба была изорвана, скелет скрючен, голова повернута на бок. В таком случае, выходит, что скульптор Николай Рамазанов снимал маску с живого человека… Но сам мастер это отрицает, а официальная версия гласит, что Гоголь умер от сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привели душевное расстройство и депрессия, истощение и обезвоживание вкупе с неправильным лечением.
В слухе же о летаргическом сне виноват сам писатель: после перенесенного в 1839 году малярийного энцефалита Гоголь был подвержен обморокам и приступам неконтролируемого сна, оттого панически боялся быть похороненным заживо.Улика в расследовании
Посмертная маска Сергея Есенина, сделанная на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, послужила уликой в расследовании обстоятельств произошедшего. Многие до сих пор полагают, что Есенин не повесился, а стал жертвой чекистов, которые замучили его в номере гостиницы «Англетер», где он поселился после выписки из психоневрологической больницы. Версия убийства поэта стала настолько популярна, что в 1990-х годах проводилось новое расследование по этому делу. Судмедэксперты, произведя ряд опытов и изучив улики, в очередной раз доказали, что произошедшее было самоубийством, а царапины поэт нанес себе сам: чтобы написать кровью прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой…» — чернил в номере не оказалось.
Маска вместо бюста
Скульптор Сергей Меркуров слепил за свою карьеру около 300 посмертных масок. И большая часть «заказов» пришла к нему после того, как он сделал слепок с вождя мирового пролетариата. Согласно легенде скульптора вызвали в Горки посреди январской ночи, он вошел в комнату и услышал тихий голос Надежды Крупской, стоявшей у изголовья покойника: «Вы собирались лепить бюст… ему все некогда было позировать — и вот теперь маску». Меркуров с трепетом приступил к работе и к утру сделал не только слепок лица, но и рук вождя. А спустя девять лет он же создал посмертную маску самой Надежды Крупской — и сделал ее правдиво, без прикрас.
Суровый Толстой
Идея делать слепки рук вместе с посмертными масками впервые пришла к Меркурову, когда он снимал слепок с лица Льва Толстого, — по тем временам это было ноу-хау. «Первое, что привлекло мое внимание: полуоткрытый правый глаз и густая, сердито поднятая бровь. Суровое, нахмуренное лицо…» — делился скульптор впечатлениями об умершем писателе. Искусствоведы отмечают, что от созерцания маски Толстого «бросает в трепет. Кажется, вот-вот откроются эти навеки сомкнутые уста».
Услужил
Известный слепок с лица застрелившегося в 1930 году Маяковского снимал также Сергей Меркуров. Он был вызван на следующий день после трагедии, чтобы исправить плохую работу коллеги Константина Луцкого. Маяковский упоминал Меркурова в стихах, а незадолго до смерти просил его об услуге: «Если я умру раньше, обещай снять с меня такую маску, какой ты еще никогда ни с кого не снимал». Скульптор исполнил просьбу поэта, его маска получилась действительно необычной — и возможно, самой неудачной из всех: нос оказался скошен на бок, лицо поэта деформировано и некрасиво.
Посмертная маска – это истинное лицо человека
Посмертные маски – изобретение древних цивилизаций. Когда-то их снимали с лиц фараонов, чтобы через прорези глаз душа могла наблюдать и даже руководить. Спустя тысячелетия слепки начали использовать для создания статуй и бюстов королевских особ, а затем – просто чтобы увековечить образ знатных и выдающихся людей. Посмертные маски – предмет коллекционирования, до наших дней дошли не только бесценная золотая маска Тутанхамона и маски европейских венценосцев, но и маски Данте, Ньютона, Канта, Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, Булгакова, Маяковского, Врубеля, Ленина, Сталина, Хичкока и многих других деятелей искусства, науки, политики. Снятием слепков занимались именитые скульпторы, например, автором очень многих посмертных масок, сделанных в России в ХХ веке, был Сергей Меркуров. Во времена Великой фр анцузской революции свой вклад в это искусство внесла скульптор Анна Мария Тюссо, которая лично сняла слепки Марата, Робеспьера и обезглавленной посредством гильотины Марии-Антуанетты.
Посмертные маски хранят много тайн. Например, удивительная маска Незнакомки из Сены, которой Владимир Набоков посвятил стихотворение: «Торопя этой жизни развязку,/ Не любя на земле ничего,/ Все гляжу я на белую маску/ Неживого лица твоего./ В без конца замирающих струнах/ Слышу голос твоей красоты./ В бледных толпах утопленниц юных/ Всех бледней и пленительней ты»
Фото: Википедия
Вглядываясь в посмертную маску Сергея Есенина, снятую на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, люди гадают, было это лицо самоубийцы, как утверждает официальная версия смерти поэта, или все же это лицо убитого, замученного человека.
С мистикой была связана и вся жизнь Николая Васильевича Гоголя, не обошлось без нее и после смерти. На посмертной маске видно, что один глаз открыт – это породило предположение о летаргическом сне писателя, якобы Гоголя похоронили живым. Вот как описывал облик Николая Васильевича мастер-скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертный слепок: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли».
До сих пор точно не известно, как выглядел Уильям Шекспир. На следующей картине, написанной художником-прерафаэлитом Генри Уоллисом в 1857 году, мы видим голландского скульптора Герарта Янссена, работающего над бюстом поэта и смотрящего на маску.
А вот как, уже без мистики, вспоминала Марина Влади приготовления к снятию маски Высоцкого в книге «Владимир, или Прерванный полет»: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску… Пока он разводит гипс, я мажу твое лицо вазелином, и мне кажется, что оно разглаживается у меня под пальцами. Последняя ласка – как последнее успокоение. Потом мы молча работаем. Я несколько лет занималась скульптурой, я знаю, как делаются слепки, я вспоминаю почти забытые движения, эта работа вновь окунает меня в простоту жизни. Старый скульптор шепчет последнюю молитву. Все кончено. Маска будет отлита в бронзе в трех экземплярах…». Маска выполнена из сплава бронзы и серебра, на ее оборот красным маркером нанесен год смерти певца и инициалы его вдовы – MV. В 2015 году посмертная маска Владимира Высоцкого была продана на торгах аукционного дома Drouot в Париже за 55 тысяч евро.
Гораздо дешевле, всего за 17 тысяч долларов, в 2018 году ушла с молотка посмертная маска Иосифа Сталина. Представитель аукционного дома The Canterbury Auction Galleries Дэн Пондер рассказал, что слепки лица и рук генералиссимуса ему принес некий британец. Владелец нашел отпечатки, отлитые в бронзе, на чердаке в доме своего деда, который служил в торговом флоте. Предположительно, именно он привез в Великобританию одну из 12 масок, сделанных после смерти советского лидера. Другая посмертная маска Сталина была продана в 2012 году за 6 тысяч долларов.
Корреспондент «МИР 24» поговорил о посмертных масках с владельцем крупнейшего в России собрания, автором книги «Посмертная маска», историком-архивистом и известным астрологом Павлом Глобой. В его коллекции – около 300 слепков.
– Павел Павлович, какой интерес представляют посмертные маски, почему вы начали их коллекционировать?
– Во-первых, это часть культурного наследия, потому что мы бы не знали облика многих выдающихся людей, если бы не посмертные маски. Портреты людей до эпохи фотографии не надежные, образ всегда приукрашивали, а посмертная маска дает возможность увидеть, каким человек был на самом деле. Был такой знаменитый деятель, как Блез Паскаль – великий французский философ, физик и математик. Сохранились его портрет и его посмертная маска, и вот по посмертной маске Паскаля было обнаружено, что портрет ему совершенно не соответствует, хотя был приписан ему. Великий философ, который был духовным отцом Циолковского, и прежде всего с которым были связаны идеи полета в космос и клонирования людей – Николай Федоров. От него не осталось даже портрета, один рисуночек, который сделал, по-моему, отец Пастернака, да и то – спрятавшись за шкаф. Он не давал себя запечатлевать, а вот посмертная маска есть, и она дает возможность восстановить реальный облик этого великого русского философа. Многие маски снимались известными скульпторами, мало кто знает, что они этим занимались. Это интересная часть нашей истории.
Во-вторых, это еще и наследие физиогномическое. Как бы вы не относились к физиогномике, некоторые черты лица действительно отражают характерологические особенности человека. По облику человека, который сохраняет посмертная маска, многое можно сказать, то есть можно дать некий его психологический портрет. Плюс ко всему – его состояние, состояние его личности.
Смерть – это экзистенциальное состояние, человек, уходя из жизни, становится самим собой – играть ему уже просто становится невозможно. Поэтому по посмертным маскам – не по всем, конечно, можно сказать также, каким человек реально был, с чем он ушел, какой багаж он оставил на земле. То есть, другими словами, нравственный его облик. Это может представлять интерес для криминалистов, помогать выяснить причину смерти, была ли она насильственной и так далее. Я подошел к этому как историк, не говоря уже о том, что маски мне очень помогли в изучении физиогномики.
– Можно ли говорить об отпечатке души, если выражение лица после смерти на самом деле формирует бальзамировщик, задача которого – придать ему спокойный и благородный вид?
– Раньше маску снимали до бальзамирования, сейчас так, конечно, уже не делается. Так называемых форматоров, которые снимали маски, приглашали в первое же время, до того, как начинал работу бальзамировщик. После бальзамирования маску снимать небезопасно, она могла бы расплыться. Если впрыскивать под кожу трупа всевозможные препараты (сейчас это формалин), то маску снять качественно уже не получится. Проблемы были, когда находили человека не сразу после смерти, например, так случилось с Иммануилом Кантом, даже невозможно было ему закрыть рот. Маска так и получилась с открытым ртом и производит тяжелое впечатление.
– Как исследователь, расскажите, откуда пошла традиция делать посмертные маски?
– Все-таки, наверное, из Египта, сохранилась золотая маска Тутанхамона. Потом Микены. Маски снимали в Древнем Риме, потом делали практически скульптуры и ставили их вместе с покровителями домашнего очага – так называемыми ларами, которые стояли в углу дома. Традиция возродилась в Европе века с XII-XIII, после крестовых походов. Известна маска Данте, например, хотя она отредактированная, и я не могу никак признать, что маску снимали, когда у него были открыты глаза, – это просто невозможно, а она с открытыми глазами. Сохранились некоторые маски XIII-XIV веков. Сохранились маски Елизаветы Тюдор, Генриха VIII и других королей. Многие уже форматированные, настоящих масок того времени очень мало. Одна из них – маска великого архитектора Филиппо Бурнеллески. C XVI века, особенно после Эпохи Возрождения XVII-XVIII веков, посмертные маски начали снимать со многих известных людей. Для чего? В основном это был уже не сакральный акт – это нужно было скульпторам, которые использовали эти маски для воссоздания облика. Так мы получили маски Бетховена, Гете, Пушкина и многих других.
В России одной из первых масок была маска Петра I, которую снимал Растрелли. Он, кстати, снимал и прижизненную маску Петра. Тогда посмертные маски делали очень-очень редко, в основном с царей. Есть упоминания о том, что кроме Петра Великого слепок снимали еще с Екатерины II, с Елизаветы Петровны, Анны Иоанновны.
– Вы правда верите, что выражение лица после смерти отражает истинную сущность человека?
– Смерть – это некий экзистенциальный акт, когда человек не может играть, для него это переход в другой мир. За исключением если человек умирает во сне. Если наяву, тогда, действительно, это момент, когда лицо человека выражает настоящую сущность. Он сталкивается с тем, чего никогда в его жизни не было, абсолютной неизвестностью. Хочешь – не хочешь, это будет мгновенный снимок твоей внутренней сущности, когда спадают все маски. Поэтому я лично считаю, что посмертная маска – это во многом истинное лицо человека. За редким исключением: когда маску снимают не сразу, и уже начинается первичный процесс разложения. Я не верю в маску Канта, потому что сняли поздно, существует еще несколько таких масок.
Для чего делают посмертную маску | Русская Семёрка
Посмертной маской считается слепок из пластичного материала, сделанный с головы (лица) усопшего. Такой метод максимально точной фиксации индивидуальных особенностей головы, а именно: формы и размера различных черт лица, известен не только в современности. Его использовали еще во времена до н. э., так как бальзамирование не давало возможности увековечить реальные размеры лица.
Этот слепок использовали для создания другой маски – погребальной, которую изготовляли по форме посмертного слепка, а затем накладывали на лицо усопшего при погребении. Такие маски изготавливались из разных материалов: дерева, бронзы, золота. Выбор материала зависел от материального положения умершего.
Уже в нашей эре стали активно делать посмертные маски. Благодаря таким слепкам до наших дней сохранились четкие черты лица культурных деятелей (А. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Достоевского), военных (Наполеона Бонапарта), музыкантов (М. Джексона) и других известных личностей.
Зачем использовали погребальные маски
Зачем делали маски в древности, мы разобрались – для дальнейшего изготовления маски для погребения. Позже функции такого слепка расширились. Итак, посмертную маску изготовляли:
Для возможности в дальнейшем изготовить объемный памятник для усопшего в натуральных размерах, в котором форма лица будет максимально точно повторять его особенности. В этом случае скульпторам намного легче воссоздать лицо, поэтому сама скульптура будет изготовлена быстрее, чем в том случае, когда специалист, создавая памятник, пользуется ограниченными инструментами: фотоснимками и видеосъемкой. Также наличие посмертной маски позволяет изготовить памятник по меньшей цене, по сравнению со стоимостью создания скульптуры только фото.
На память об умершем и для дальнейшего хранения слепка в круге семьи. Подобная маска могла стать настоящей семейной реликвией, которую передавали из поколения в поколение. Другое дело, что ее нужно хранить в специально отведенных местах (не в доме), так как она обладает энергией смерти.
Для подтверждения или опровержения каких-либо догадок. Посмертная маска – это факт, она снимается с лица покойника и позволяет сохранить даже мелкие морщинки, форму усов, бровей, впадины, порезы и другие особенности. Не все расследования заканчиваются до погребения, они могут продолжаться длительное время. Слепок может в этом помочь, как это было в деле С. Есенина. На слепке нашли доказательства того, что писатель не совершал самоубийство, а умер в результате убийства.
Посмертная маска Александра I
Неизвестный скульптор по оригиналу 1825 года
Начало ХХ в.
Гипс
23 х 17 х 9 см
Поступление: 1957 г.
Витрина 7
Среди экспонатов, связанных с личностью Александра I, особо пристальный интерес вызывает посмертная гипсовая маска императора. Вероятно, причиной тому духовные искания Александра I при жизни и легендарные предания о его кончине, которые периодически вновь начинают обсуждаться.
Скоропостижная смерть императора от тифа, или как писали «от горячки с воспалением мозга в возрасте 47 лет», последовавшая 19 ноября 1825 года вдали от столицы, в Таганроге, после двухнедельной болезни, требовала особых объяснений и свидетельств. Посмертная маска считалась одним из них. Гипсовый лик Александра I несомненно демонстрирует сходство с прижизненными портретами императора.
Сама традиция изготовления посмертных масок, берущая свое начало еще со времен неолита, в православной России, как принято считать, началась с эпохи Петра Великого. Первая из известных посмертных масок была выполнена зодчим Б.Растрелли, чтобы запечатлеть лик великого преобразователя, хотя многими это воспринималось как языческое новшество достойное петровской Кунсткамеры. Считалось, что если слепок выполнить вовремя, можно «поймать дух» человека, поскольку после кончины на лице человека некоторое время живет последняя бесконтрольная и потому самая искренняя эмоция.
Посмертная маска императора, которая хранится в музее, была воспроизведена в начале XX века – в эпоху исследовательского интереса к так называемой романовской легенде кончины императора. Эта легенда возникла еще в середине XIX века и имела в своем основании как неясные обстоятельства кончины, так неоднократные высказывания самого императора о желании «оставить трон, уйти в мир». Считалось, что Александр инсценировал свою смерть в стремлении жить подвижнической жизнью, и стал скитальцем. Сначала свидетельства отдельных людей, затем молва, а позднее уже исследования, в том числе представителей царствующего дома, связали «мечты императора» с конкретным скитальцем – томским старцем Федором Кузьмичем Кузьмичевым, первые свидетельства о жизни которого относятся к 1836 году (умер в 1864). Вопрос о тождественности Федора Кузьмича с российским императором историками однозначно не решен до сих пор. Реальный Федор Кузьмич за свое подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора Сибирских святых, как св. прав. Феодор Томский Сибирский.
Точку в вопросе идентификации, вероятно, могла бы поставить генетическая экспертиза. За это ратуют некоторые историки и ученые. В частности, исследования посмертной маски императора Александра I, которые проводились на кафедре судебно-медицинской экспертизы Сибирского государственного медицинского университета, свидетельствуют о высокой вероятности того, что маска была снята с лица живого человека.
Посмертная маска загадочной незнакомки. | Блогер KESSI1970 на сайте SPLETNIK.RU 17 мая 2019
Посмертная маска загадочной незнакомки, которая пленила писателей и художников.
В этой статье речь пойдет об искусстве другого характера. О посмертных масках. И одна из них самая таинственная!
Об этой девушке совершенно ничего не известно. Ее называют незнакомка из Сены. Это произошло в 1880 годах. Во Франции, в реке Сене выловили труп молодой девушки, на вид лет шестнадцать. Тело отвезли в морг. На девушке не обнаружили увечий и следов насилия. Дело закрыли с версией самоубийство.
Очаровательное лицо утопленницы не давало покоя патологоанатому. Она была умиротворена и словно счастливая улыбка застыла на лице. В итоге он сделал с лица посмертную маску.
Тело девушки выставили на опознание в специальную витрину морга. Обычная практика для французских моргов девятнадцатого века. Трупы неизвестных выставляли на обозрение, в надежде, что кто-то из близких узнает его. Утопленницу так никто и не опознал.
Девушку похоронили, а на ее место выставили посмертную маску. Необычная маска с загадочной улыбкой привлекла всеобщее внимание. Прохожие видели ее и заказывали копии, чтобы украсить стены своих домов. Маску срисовывали художники, а писатели и поэты посвящали ей свои работы. Альберт Камю сравнивал улыбку со слепка с улыбкой Моны Лизы. Владимир Набоков посвятил незнакомке из Сены одноименный стих.
Ты со мной хоть в звуках помешкай,
жребий твой был на счастье скуп,
так ответь же посмертной усмешкой
очаровательных гипсовых губ.
Неподвижны и выпуклы веки,
густо сплелись ресницы. Ответь,
неужели навеки, навеки?
А ведь как ты умела глядеть!
Владимир Набоков. L’Inconnue de la Seine (отрывок)
Такая одна из версий появления незнакомки и ее маски, но есть и другая.
Жюль Лефевр был известным художником, который в основном специализировался на женских портретах. Этот портретист утверждал, что это он сделал известную гипсовую маску с лица девушки. Якобы она была его натурщицей и умерла молодой, то ли от туберкулеза, то ли от опиума. К сожалению ее имени Лефевр не назвал. Именно эту версию французы считают правдивой.
Жюль Леферн. Предполагаемый портрет незнакомки.
Маска неизвестной из Сены пользуется популярностью и в современном мире. Бизнесмен Осмунн Лердал сделал манекен – тренажер для обучения сердечно – легочной реанимации, черты лица для которого он позаимствовал у знаменитой незнакомки. Копия гипсового слепка висела на стене у его бабушки и дедушки.
Манекен с лицом неизвестной из Сены. У манекена есть название — «Спасти Анну»
На этих манекенах часто практикуется искусственное дыхание «рот в рот». Так, лицо неизвестной незнакомки из Сены стало одним из самых целуемых.
Новая работа мадам Тюссо
Во время Французской революции молодому ваятелю Анне Марии Тюссо, трудившейся ранее над скульптурными изображениями членов королевской семьи, пришлось спешно переквалифицироваться в мастера посмертных масок. Снимая слепки с отрубленных голов революционеров и знатных особ, она доказывала лояльность к новой власти и таким образом избежала гильотины. В коллекции мадам Тюссо — посмертные маски казненного бунтаря Робеспьера и Марата, убитого сторонницей короля Шарлоттой Корде, а также слепок королевы Франции Марии-Антуанетты, которую скульпторша знала лично.
«Живая» маска Гоголя
Про смерть Гоголя, а умер он в 1852 году, до сих пор ходит легенда: будто писатель был похоронен живым, в состоянии летаргического сна, что якобы подтверждает последовавшая в 1931 году эксгумация тела. По словам очевидцев, обивка гроба была изорвана, скелет скрючен, голова повернута на бок. В таком случае, выходит, что скульптор Николай Рамазанов снимал маску с живого человека… Но сам мастер это отрицает, а официальная версия гласит, что Гоголь умер от сердечно-сосудистой недостаточности, к которой привели душевное расстройство и депрессия, истощение и обезвоживание вкупе с неправильным лечением. В слухе же о летаргическом сне виноват сам писатель: после перенесенного в 1839 году малярийного энцефалита Гоголь был подвержен обморокам и приступам неконтролируемого сна, оттого панически боялся быть похороненным заживо.
Улика в расследовании
Посмертная маска Сергея Есенина, сделанная на второй день после гибели поэта скульптором Исидором Золотаревским, послужила уликой в расследовании обстоятельств произошедшего. Многие до сих пор полагают, что Есенин не повесился, а стал жертвой чекистов, которые замучили его в номере гостиницы «Англетер», где он поселился после выписки из психоневрологической больницы. Версия убийства поэта стала настолько популярна, что в 1990-х годах проводилось новое расследование по этому делу. Судмедэксперты, произведя ряд опытов и изучив улики, в очередной раз доказали, что произошедшее было самоубийством, а царапины поэт нанес себе сам: чтобы написать кровью прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой…» — чернил в номере не оказалось.
Маска вместо бюста
Скульптор Сергей Меркуров слепил за свою карьеру около 300 посмертных масок. И большая часть «заказов» пришла к нему после того, как он сделал слепок с вождя мирового пролетариата. Согласно легенде скульптора вызвали в Горки посреди январской ночи, он вошел в комнату и услышал тихий голос Надежды Крупской, стоявшей у изголовья покойника: «Вы собирались лепить бюст… ему все некогда было позировать — и вот теперь маску». Меркуров с трепетом приступил к работе и к утру сделал не только слепок лица, но и рук вождя. А спустя девять лет он же создал посмертную маску самой Надежды Крупской — и сделал ее правдиво, без прикрас.
Суровый Толстой
Идея делать слепки рук вместе с посмертными масками впервые пришла к Меркурову, когда он снимал слепок с лица Льва Толстого, — по тем временам это было ноу-хау. «Первое, что привлекло мое внимание: полуоткрытый правый глаз и густая, сердито поднятая бровь. Суровое, нахмуренное лицо…» — делился скульптор впечатлениями об умершем писателе. Искусствоведы отмечают, что от созерцания маски Толстого «бросает в трепет. Кажется, вот-вот откроются эти навеки сомкнутые уста».
Услужил
Известный слепок с лица застрелившегося в 1930 году Маяковского снимал также Сергей Меркуров. Он был вызван на следующий день после трагедии, чтобы исправить плохую работу коллеги Константина Луцкого. Маяковский упоминал Меркурова в стихах, а незадолго до смерти просил его об услуге: «Если я умру раньше, обещай снять с меня такую маску, какой ты еще никогда ни с кого не снимал». Скульптор исполнил просьбу поэта, его маска получилась действительно необычной — и возможно, самой неудачной из всех: нос оказался скошен на бок, лицо поэта деформировано и некрасиво.
Спасибо!
Посмертная маска . Дзбоев М.. «Музей И.А. Плиева». Дом-музей И.А. Плиева. Artefact
Посмертные маски — изобретение, пришедшее в современный мир из глубины веков. Они представляют собой слепок, сделанный с лица покойного. Для их создания используются пластичные материалы (в основном гипс). Именно эти изделия позволили современному человечеству получить четкое представление о внешности многих известных людей, живших в далеком прошлом, лучше понять обстоятельства их гибели. Зачем делают посмертные маски людей? Причины создания таких слепков бывают различными. Посмертные маски нередко рассматриваются как семейные реликвии. Такие изделия могут сохраняться веками, путешествуя из поколения в поколение. Благодаря им, потомки знают, как выглядели их далекие предки. Неудивительно, что таким образом увековечиваются не только лица выдающихся представителей рода человеческого.
Посмертные маски оказываются чрезвычайно полезными при создании памятников. Далеко не всегда скульптору удается в точности воспроизвести черты лица покойного, опираясь исключительно на фотоснимки и тем более на портреты. Присутствие слепка значительно облегчает подобную задачу, что положительно сказывается не только на достоверности облика, но и на стоимости работы. Наконец, подобные изделия могут оказаться полезными в экспертной практике. Маска воспроизводит строение лица, не искажая размеры. С ее помощью отображаются мельчайшие детали.
Обратимся к истории. Как уже было сказано, посмертные маски не являются изобретением наших современников. Самое древнее изделие, о котором известно людям, было создано еще в 16 веке до нашей эры. Речь идет о слепке, сделанном с лика погибшего фараона Тутанхамона. Изначально на маски возлагалась не последняя роль в погребальном обряде, умерших людей хоронили вместе с ними. Затем они стали рассматриваться как самостоятельная ценность, сохраняться для потомков. Материал, из которого производились слепки, определялся в первую очередь статусом, которым обладал покойник при жизни, финансовым положением его наследников. Их изготавливали даже из золота, также применялись дерево, глина и гипс. Первые экземпляры нередко декорировались росписью, при их создании использовались драгоценные камни.
Подготовительные работы
Разобравшись с тем, зачем делают посмертные маски, можно обратиться к технологии их создания, которая представляет собой весьма интересный процесс. Слепки могут создаваться непосредственно на месте обнаружения мертвого тела, также возможно их производство в морге. Разумеется, эта процедура проводится перед тем, как судмедэксперты вскрывают труп. Как делают посмертные маски? Процесс начинается с подготовки тела. Лицо и волосы покойника осторожно обрабатываются вазелином, его можно заменить практически любым косметическим кремом. Микрорельеф кожи должен остаться неповрежденным, поэтому крем накладывается тончайшим слоем. Обвязывание головы полотенцем необходимо для того, чтобы удержать на лице гипсовую маску. Обязательно закрывается нижний участок шеи, прячутся уши и темя.
Технология производства
Изготовление посмертной маски начинается с создания гипсовой формы. Этот материал разводится, пока не примет консистенцию, соответствующую по густоте сметане. Охра служит для того, чтобы масса приобрела телесный цвет, иногда применяются и другие красители. Далее следует нанесение вещества на все лицо, для чего берется кисть или ложка. Работа традиционно ведется ото лба. Первый слой характеризуется толщиной в 1 см, последующие слои увеличивают этот показатель до 2-3 см. После затвердевания форму удаляют с лица, берясь за нижний край. Откалывающиеся края прикрепляются с помощью клея. Далее форма обрабатывается вазелином, располагается кверху полой частью, заполняется гипсом. Проволочный каркас служит для ее фиксации. Финишный этап представляет собой отделение формы от позитива. Иногда приходится использовать при этом деревянный молоток. Вот как делают посмертные маски. Интересно, что эта технология не меняется уже в течение многих десятилетий.
Посмертная маска. Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти
Посмертная маска
26 июля художник Юрий Васильевич Васильев вместе со своим сыном Михаилом, студентом Строгановского училища, по просьбе Ю. Любимова снимает посмертную маску Владимира Высоцкого. Васильев был хорошо знаком с Высоцким. Он был художником спектаклей «Павшие и живые» и «Пугачев», был знаком со скорбным ремеслом создания посмертных портретов. В свое время он делал посмертную маску турецкого поэта Назыма Хикмета…
В 14 часов 10 минут Васильев по всем правилам наложил маску, как это делал всегда. Когда же он попытался ее снять – это оказалось невозможным. Как будто какая-то сила прижала ее к лицу. Юрий Васильевич вспоминал, что он обратился к Высоцкому: «Володенька, отпусти». Неожиданно легко маска снялась.
М. Влади помогала при этой работе художнику. В своих воспоминаниях она напишет: «Уже ночь. Я включаю нашу настольную лампу. Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску».
Конечно же, романтичнее и таинственнее снимать посмертную маску самой и ночью, тем более когда тебе «помогает скульптор»…
И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи…
Одновременно с маской был сделан слепок левой руки Высоцкого. Этот слепок Ю. Васильев передал в Музей Высоцкого. Решением фондовой комиссии музея слепок был принят на хранение во вспомогательный фонд. Музейные правила предполагают включение предметов в основной фонд лишь при гарантированной возможности их хранения сколь угодно долго. Материал слепка – гипс. По мнению работников фондового отдела, этот материал не обеспечивает длительной сохранности без надлежащих условий.
По первому слепку маски была изготовлена разъемная форма, по которой были изготовлены три гипсовые копии и три отливки из металла. Отличительной особенностью масок работы Юрия Васильевича было наличие на обратной стороне по мягкому материалу надписи «Вл. Высоцкий», подписи скульптора «МОН» (это было его детское прозвище) и римских цифр – порядкового номера маски: I, II, III. Первичный же слепок не был заполнен гипсом изнутри (полый), находился в мастерской скульптора (с застывшими в гипсе ресничками) и пропал из мастерской, когда Юрий Васильевич был болен и в мастерской жила его дочь.
Гипсовая маска с номером «один» была подарена Васильевым своему другу, профессору Ю. Делюсину, который долгое время входил в художественный совет Театра на Таганке; вторая маска была выполнена мастером по личной просьбе В. Золотухина и находится у него; третью маску 13 июня 1991 года жена Ю. Васильева Елена Петровна передала в музей.
Потом были заказаны бронзовые копии, тоже в трех экземплярах. Для качественной отливки Юрий Васильевич отдал свои серебряные ложки.
Одна из них – во Франции у М. Влади, вторую Васильев отдал лично Ю. П. Любимову, который положил маску в сейф, третья маска, которая предназначалась для семьи, Васильев передал Артуру Макарову.
В 1983 году Ю. Любимов уезжает в Лондон ставить там спектакль «Преступление и наказание», и вторая маска исчезает из сейфа… Противоречивая информация от разных лиц судьбу этой маски так и не раскрыла.
В. Янклович: «Скульптору Распопову, который делал фигуру Высоцкого, понадобилась маска, понадобилась для работы. Распопов решил обратиться к Дупаку (раз в театре – значит у директора). Дупак ответил, что маски у него нет, Любимов увез ее за границу… Но Петрович никакой маски за границу не увозил, она должна быть у Дупака…» Семья беспокоится тоже. Нина Максимовна Высоцкая приезжает в театр… Где маска? «Дупак повел нас в кабинет… Нет ключа от сейфа! Долго искали ключ. Открыли сейф в кабинете Любимова – маски нет. А Дупак говорит: «Я ничего не знаю. Маска была». – «Как же так, Николай Лукьянович!» – «Я буду искать». Звоню на следующий день: “Вы знаете, Нина Максимовна, обратитесь к Марине… Мы и вторую отдали ей…”»
Бронзовую маску не нашли, зато массово обнаружились гипсовые подделки. В 1990 году ленинградцем Александром Кисиленко в музей была передана гипсовая маска Высоцкого. Людмила Абрамова, работавшая в то время в музее, рассказала, что они с вдовой Ю. Васильева положили рядом оригинал посмертной маски Высоцкого и «ленинградскую версию»: «У «ленинградской копии» перепутаны правая и левая стороны. У настоящей маски на одну сторону уголок рта опущен, а у копии – на другую. Но вполне возможно, что это делал скульптор, причем скульптор неплохой, потому что определенное сходство там есть… Но делал по фотографиям. Вдова Васильева говорит, что это самостоятельная работа… Воссоздание, которое выдают за посмертную маску… Ведь Васильев снимал только лицо, потому что был сильный отек шеи, и он сделал только до подбородка… А на «ленинградской» работа очень глубокая: шея, уши, волосы… Причем волосы сделаны совершенно не так…»
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес25 Масок смерти известного и печально известного
Были ли они казнены, убиты, покончили жизнь самоубийством, убиты в битве или автокатастрофе, или умерли в постели от старости, черты этих 25 знаменитых и печально известных людей были сохранены для потомков в гипсе.
1. Людвиг ван Бетховен (1770-1827) — вероятная причина смерти: повреждение печени от чрезмерного употребления алкоголя; в возрасте 56 лет.
2. Наполеон Бонапарт (1769-1821) — вероятная причина смерти: рак желудка; в возрасте 51 года.
3. Оливер Кромвель (1599-1658) — вероятная причина смерти: сепсис после инфекции мочевыводящих путей; в возрасте 59 лет.
4. Джеймс Дин (1931-1955) — причина смерти: травмы в автокатастрофе; 24 года.
5. Бенджамин Дизраэли (1804-1881) — причина смерти: бронхит; 76 лет.
6. Бенджамин Франклин (1706-1790) — причина смерти: плеврит; в возрасте 84 лет.
7. Фридрих Великий (1712-1786) — причина смерти: не указана; 74 года.
8. Улисс С. Грант (1822–1885) — причина смерти: рак горла; 63 года.
9. Генрих VII (1457-1509) — причина смерти: туберкулез; 52 года.
10. Рейнхард Гейдрих (1904-1942) — причина смерти: ранения в результате взрыва бомбы; 38 лет.
11.Генрих Гиммлер (1900-1945) — причина смерти: самоубийство от отравления цианидом; 44 года.
12. Сэмюэл Джонсон (1709-1784) — причина смерти: сердечная недостаточность; в возрасте 75 лет.
13. Нед Келли (1855-1880) — причина смерти: казнь через повешение; 25 лет.
14. Роберт Ли (1807-1870) — причина смерти: пневмония после инсульта; 63 года.
15.Владимир Ленин (1870-1924) — вероятная причина смерти: сифилис; в возрасте 53.
16. Мартин Лютер (1483-1546) — причина смерти: апоплексический инсульт; 62 года.
17. Горацио Нельсон (1758-1805) — причина смерти: огнестрельное ранение в бою; в возрасте 47.
18. Исаак Ньютон (1642-1727) — причина смерти: камень в почках; 84 года.
19. Максимилиан Робеспьер (1758-1794) — причина смерти: казнь через обезглавливание; в возрасте 36 лет.
20. Эрвин Роммель (1891-1944) — причина смерти: насильственное самоубийство в результате отравления цианидом; 52 года.
21. Теодор Рузвельт (1858-1919) — причина смерти: тромб в легком; в возрасте 60 лет.
22. Уильям Т. Шерман (1820–1891) — причина смерти: не уточняется; 71 год.
23. Рихард Вагнер (1813-1883) — причина смерти: сердечная недостаточность; 69 лет.
24. Артур Веллесли, герцог Веллингтонский (1769-1852) — причина смерти: эпилептические припадки после инсульта; 83 года.
25. Вудро Вильсон (1856-1924) — причина смерти: сердечная недостаточность после инсульта; 67 лет.
Настоящие лица 12 ваших любимых исторических личностей
Теперь у нас есть фотография. Но когда-то люди полагались на маски жизни или смерти, чтобы узнать, как на самом деле выглядит историческая личность.Маски изготавливали, покрывая лицо воском или гипсом примерно на час. После высыхания материала его удалили. И вуаля, у меня была маска с истинными чертами этого человека.
Спасательные маски изготавливали при жизни человека. Посмертные маски после смерти человека, чтобы сохранить их черты для потомков.
Вот маски 11 известных исторических личностей, чтобы вы могли увидеть, как они выглядели на самом деле:
1. Посмертная маска Наполеона Бонапарта
Умер: 1821, 51 год.
Наполеон Бонапарт не нуждается в особом представлении. Он был корсиканским офицером, который поднялся по служебной лестнице во время Французской революции. Наполеон добрался до генерала, затем до консула и императора.
Нападав на соседей Франции, он создал Первую Французскую империю.
Но многие не оценили честолюбие и самодержавие этого великого генерала. Поэтому они сослали Наполеона на отдаленный остров Св. Елены, где он умер.
Посмертную маску изготовил один из его врачей.
Дубликаты его маски сейчас выставлены в нескольких музеях.
Читайте также: Как выглядели Юлий Цезарь и 14 других известных римлян — Их статуи и монеты
2.
Посмертная маска Марии Королевы Шотландии Копия посмертной маски Марии Стюарт в Фолклендском дворце, одна из ее любимые загородные дома в Шотландии. (Фото: Ким Трейнор / CCBYSA3.0)Умер: 1587, в возрасте 44 лет.
Мэри Стюарт претендовала на корону трех стран.Она унаследовала шотландскую корону от отца. Затем Мария вышла замуж за французского короля. И, наконец, она попыталась отбить английскую корону у своей кузины Елизаветы I.
Мария потеряла все три престола.
И ее попытка завоевать английскую корону привела к ее казни. Этому популярному историческому деятелю обезглавили.
3. Спасательная маска Джорджа Вашингтона
Спасательная маска Джорджа Вашингтона в гипсе. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк, СШАМаска жизни , снятая в 1785 году, в возрасте 53 лет.
Джордж Вашингтон — патриот, который вел американскую революцию против Великобритании. После победы он стал первым президентом США.
Французский скульптор Жан-Антуан Удон хотел сделать статую Георгия. Поэтому он посетил патриота в Вирджинии, когда тот был еще жив, и сделал ему гипсовую слепку.
Многие другие статуи Георгия созданы на основе этой маски жизни.
Читать дальше: Саймон Боливар, это настоящее лицо южноамериканского супергероя
4.Посмертная маска Петра Великого в России
Посмертная маска Петра хранится в Кунсткамере, музее в Санкт-Петербурге, Россия. (Фото: Раймонд Джун / CCBYND2.0)Умер: 1725, 52 года.
Петр Великий был сильным правителем, который продвинул Россию в современную эпоху.
Своими военными завоеваниями Петр превратил Россию в империю.
5. Посмертная маска королевы Марии-Антуанетты
Посмертная маска Марии-Антуанетты в музее мадам Тюссо, Лондон, Англия.Умерла : 1793, в возрасте 37 лет.
Эта австрийская принцесса вышла замуж за будущего короля Франции, когда она была подростком.
Известно, что во Франции Мария-Антуанетта была одержима одеждой, любовниками и вечеринками.
Ее мать, королева Австрии, убеждала Марию-Антуанетту уделять внимание своим подданным. Но Мария-Антуанетта этого не сделала. Когда кто-то сказал ей, что люди голодны и у них нет хлеба, она могла сказать или не сказать: «Пусть едят пирожные. Остроумный ответ, но неразумный для королевы.
Ее правление и правление ее мужа закончились неудачно. Французские революционеры обезглавили их.
Те же революционеры арестовали женщину по имени Тюссо. Поскольку Тюссо умел делать восковые маски, революционеры освободили ее. Они обвинили ее в изготовлении посмертных масок убитым революцией.
Так Тюссо сделал посмертную маску Марии-Антуанетты. Позже она переехала в Лондон и взяла с собой маски. Там она открыла музей, знаменитый музей мадам Тюссо, где выставлена посмертная маска Марии Антуанетты.
6. Посмертная маска Максимилиана Робеспьера
Посмертная маска Максимилиана Робеспьера выставлена в музее мадам Тюссо в Лондоне, Англия.Умер: 1794, в возрасте 36 лет.
Робеспьер стал еще одной жертвой Французской революции. Что интересно, поскольку он был одним из самых горячих ее сторонников. Но он оказался слишком задорным.
Робеспьера помнят как человека, который отправил Францию по спирали в эпоху террора. После падения монархии Робеспьер стал могущественным.И он действительно научился подписывать смертные приговоры.
В конце концов, французы устали от его кровавых поступков и отправили его на гильотину.
Мадам Тюссо было предъявлено обвинение в изготовлении его посмертной маски.
Выезд: Был ли Юлий Цезарь красивым?
7. Посмертная маска Оливера Кромвеля
Восковая посмертная маска Оливера Кромвеля хранится в Британском музее в Лондоне, Англия. (Фото: Афшин Тейлор Дариан / CCBY2.0)Умер: 1658, в возрасте 59 лет.
Оливер Кромвель был еще одной противоречивой фигурой.
Одни провозглашают его отцом свободы, а другие — цареубийцей. Наверное, все согласятся, что с ним нужно было считаться.
Оливер участвовал в Гражданских войнах в Англии. Войны закончились свержением короля Англии Карла I. И Оливер был одним из тех, кто подписал смертный приговор королю.
Затем Оливер стал главой недолговечного республиканского Содружества.И он провел много реформ.
Оливер Кромвель умер естественной смертью. Не одну, а шесть посмертных масок сделали прямо с его лица, чтобы все запомнили эту английскую историческую личность.
8. Спасательная маска Людвига ван Бетховена
Спасательная маска Людвига ван Бетховена хранится в Шато де Бю, Франция. (Фото: Renaud Camus / CCBY2.0)Life mask , созданная в 1812 году, когда Людвигу было 42 года.
Бетховен известен во всем мире своей музыкой.
Когда немецкому композитору было 42 года, художник Франц Кляйн смастерил себе маску жизни.
Многие портреты музыканта созданы на основе этой маски.
Еще одна маска была сделана 15 лет спустя, после смерти Бетховена в Вене.
9. Посмертная маска Вольфганга Моцарта
Посмертная маска хранится в старом доме Моцарта, который сейчас является музеем. Дом Моцарта, Вена, Австрия.Умер: 1791, в возрасте 35 лет.
Один из величайших композиторов всех времен, Вольфганг Амадей Моцарт, был вундеркиндом.
Австриец сочинил несколько произведений задолго до того, как ему исполнилось 10 лет.В детстве он путешествовал по европейским дворам со своим отцом, играя для богатых и знаменитых.
Вольфганг умер, когда ему было всего 35 лет, и есть некоторые разногласия относительно того, принадлежит ли эта маска его лицу.
Граф фон Стрицец снял посмертную маску с лица Моцарта. Но маска пропала в 1821 году после смерти графа и его жены.
Затем, в 1947 году, скульптор Вилли Кау нашел его в австрийском антикварном магазине. Скульптор, который все время работал с лицами, думал, что маска похожа на Моцарта.Он отнес его к властям для проверки подлинности, но результаты были неубедительными.
В конце 1950-х было проведено больше исследований, и они обнаружили инициалы, выгравированные на маске. Судя по всему, они принадлежат бронзовому литейщику, который жил по соседству с Моцартом.
Сегодня эксперты склонны считать, что посмертная маска принадлежит Моцарту, но никто не уверен на 100%.
10. Посмертная маска Микеланджело Буонарроти
Посмертная маска Микеланджело Буонарроти, изготовленная Даниэле де Вольтерра.(Фото: Wikimedia)Умер: 1564, в возрасте 89 лет.
Микеланджело — художник Сикстинской капеллы и скульптор Давида.
Многие — или все — его работы являются одними из лучших в западном искусстве.
Итальянский мастер умер, когда ему было 89 лет. А один из его друзей-скульпторов, Даниэле де Вольтерра, отлил ему посмертную маску. Он хотел сохранить память об этой исторической личности.
Позже Даниэле сделал несколько бюстов Микеланджело по маске.
11. Посмертная маска Лоренцо де Медичи
Посмертная маска Лоренцо хранится в Museo degli Argenti во дворце Питти, Флоренция, Италия. (Фото: Wikimedia / CCBYSA4.0)Умер: 1492, в возрасте 43 лет.
Лоренцо Медичи был одним из величайших меценатов итальянского Возрождения. То есть он поддерживал искусство и защищал художников.
Он заказал многие работы, скажем, Боттичелли и Микеланджело. Итак, многие шедевры, созданные дуэтом, существуют благодаря Лоренцо.
Лоренцо был также влиятельным государственным деятелем. Он был главой Флоренции, которая в то время была независимым регионом.
Лоренцо умер на своей вилле в Карреджи, недалеко от Флоренции. Вскоре после этого его семья попросила сделать лепную маску из его лица.
12. Посмертная маска Мартина Лютера
Копия посмертной маски Мартина Лютера. Он выставлен в доме, где он умер, в Айзенахе, Германия. (Фото: Пол Т. Маккейн / CCBYSA2.5)Умер: 1546, в возрасте 62 лет.
Мартин Лютер оказал огромное влияние на религию и культуру Запада.
Мартин начинал как католический священник, но разошелся с церковью. В конце концов, он помог установить новую религию или новую ветвь христианства: протестантизм.
Немецкий теолог умер естественной смертью в 62 года. Вскоре после его смерти родственники позвонили художнику по имени Фуртенагель. Они попросили его сделать посмертную маску этой исторической личности.
Читать дальше: Как выглядела Клеопатра? Ее статуи, монеты и древние описания
Пять известных посмертных масок.И секреты, которые они раскрывают… | by Карлин Беччиа
Восковая маска смерти Оливера Кромвеля | Public DomainЛорд-протектор выглядит довольно довольным после смерти. А почему бы и нет? Конечно, он не всегда был для вечеринок. (Этот человек запретил танцевать ради Пита!) Но в Вестминстерской Эбби его действительно устроили довольно милые похороны со всеми атрибутами.
Как он умер
В 1658 году Кромвель умер от осложнений, вызванных малярией и почечнокаменной болезнью. К сожалению, он не отдыхал спокойно.
Король Карл II мог затаить небольшую обиду после того, как Кромвель организовал падение и казнь своего отца. Поэтому, когда Веселого Монарха отозвали из ссылки в 1659 году, новый парламент приказал изгнать Кромвеля из Вестминстерского аббатства. Именно тогда последовал хиджинкс…
Его голова была прикреплена к шипу и помещена на вершине Вестминстерского зала, чтобы напомнить другим, что происходит, когда вы свергаете монархию. Затем голова прошла через серию переходов от коллекционера к коллекционеру.Сегодня Кромвель похоронен в Сидней-Сассекском колледже в Кембридже с гладкой, красиво выгравированной мемориальной доской.
Почему его посмертная маска особенная
Его посмертная маска не такая безупречная. Если вы когда-нибудь видели его вблизи, вы заметите несколько бородавок. Кромвель не смутился бы, если бы история записала на его лице «бородавки и все такое», потому что он действительно придумал эту фразу.
Сидя перед своим портретом, он сказал художнику, сэру Питеру Лели:
: «Используйте все свое мастерство, чтобы нарисовать мою картину действительно так, как я, и совсем не льстить мне, но.. . отметьте всю эту грубость, прыщиков, бородавок и все , как вы меня видите ».
Лели выполнил. Теперь Кромвель катился бы в могиле, если бы он увидел все фильтры Instagram, которые сегодня используют дети. ( Сказано голосом моей старушки. )
Бетховен | Public DomainУ любимого немецкого композитора и пианиста было достаточно вырванных с головы волос, чтобы сплести воедино захватывающий след ДНК, но его посмертная маска также дает подсказки.
Как он умер
Историки долго спорили о том, как умер Бетховен.Я говорю — выбирайте! Он страдал оспой, ревматизмом, сыпным тифом, колитом, кожными инфекциями, хроническим бронхитом, коликами, раздраженной чашей, циррозом, инфекционным гепатитом, саркоидозом, болезнью Уиппла, возможно, отравлением свинцом, и … бедняк потерял слух. (Я уверен, что кое-что забыл.)
Почему его посмертная маска особенная
Левое изображение — это маска жизни Бетховена. Правое изображение — его посмертная маска. Эти двое поразительны своими различиями.
Его бронзовая спасательная маска (слева) была отлита в 1812 году по оригинальной форме Францем Кляйном.Он был снят в то время, когда он написал слезливое письмо Immortal Beloved . Теперь вы знаете, почему он выглядит так, будто не может найти свидание на выпускной.
Его гипсовая посмертная маска (справа) была отлита Йозефом Даннхауэром в 1827 году. Его щеки впали, а лицо выглядит истощенным. Ясно, что Бетховен страдал в свои последние дни.
Мария Королева Шотландии — посмертная маска | Дом Мэри Королевы ШотландииМария Королева Шотландии вызвала много шума в жизни, но ее посмертная маска спокойна, как модный манекен.
Как она умерла
Не очень хорошо. Мэри была признана виновной в государственной измене и казнена через обезглавливание 8 февраля 1587 года. Палачу потребовалось три удара, чтобы выполнить свою работу. И чтобы добавить оскорбления к травме, когда он поднял ее голову перед издевательской толпой, ее красный парик упал, обнажив призрачно-белые волосы. Ей было всего 35 лет, когда она умерла.
Почему ее посмертная маска особенная
Мне нравится посмертная маска Мэри, потому что она напоминает мне голову куклы Барби, которую я носил в детстве. О, снова стать молодым и нанести голубые тени для век на обезглавленную пластиковую голову…
С некоторыми посмертными масками были добавлены небольшие украшения, такие как краска, ресницы и волосы, чтобы создать более идеалистическое изображение (как показано здесь).А учитывая, как палач Мэри на самом деле испортил работу … этот впечатляет.
Посмертная маска Диллинджера, изготовленная по оригинальной форме | Национальный музей преступления и наказания | CC BY-SA 3.0Посмертные маски служат не только как подобия. Они также могут разгадывать загадки. Так обстоит дело с гангстером эпохи Великой депрессии и грабителем банков Джоном Диллинджером.
Как он умер
22 июля 1934 года враг общества номер один был убит агентами ФБР, когда он выходил из Биографического театра в Чикаго. Как сообщается, когда он умирал на улице, прохожие окунали носовой платок в его кровь.(Да, я знаю… больной.) Но если вы не думаете, что парижане девятнадцатого века были все веселы и кровоточат, труп Диллинджера затем был выставлен на обозрение в морге округа Кук. На шоу собралось более 15 тысяч человек.
Почему его посмертная маска особенная
Две маски отлил Гарольд Н. Мэй из компании Reliance Dental Manufacturing Company. В газетах печатаются изображения маски.
Но вскоре теории заговора окружили смерть Диллинджера. Многие утверждали, что ФБР действительно застрелило мелкого преступника Джимми Лоуренса.Маска Диллинджера не походила на маску, которую фотографировали в газетах, и у мертвого были темные глаза, тогда как у Диллинджера были серые глаза. (Цвет глаз может потемнеть после смерти, особенно в случае тупой травмы. Пуля вышла около его глаза.)
Родственник Диллинджера, Тони Стюарт, считает, что ФБР застрелило настоящего Диллинджера. В качестве доказательства он указывает на два шрама на посмертной маске. Эти шрамы отмечали место, где Диллинджеру делали пластическую операцию, чтобы спрятаться от агентов ФБР.
Надеясь окончательно развеять теории заговора, в 2019 году Стюарт попросил эксгумировать тело Диллинджера.(В 2020 году он отозвал свой запрос.) Узнаем ли мы когда-нибудь, покоится ли Диллинджер в своей могиле? Об этом знает только его посмертная маска.
Искусство и артефакты LCP
Маски смерти и маски жизни
Изготовление масок — древняя традиция в большинстве культур. Маски смерти — это слепки, снятые с трупа, а спасательные маски — это слепки с живого человека. Эти маски в основном изготавливаются из воска или гипса с использованием той же техники. Лицо и голова смазываются маслом или смазкой, а затем накладываются тонкие слои штукатурки и наращиваются слоями.Чтобы облегчить снятие маски, в гипс заделывают нити, чтобы их можно было вытянуть. Этот слепок создает форму. Затем в форму можно вылить влажный гипс или воск, создавая положительную модель.
Маски смерти и жизни стали возрождаться в 19 веке. Некоторый рост производства масок был связан с развитием научных убеждений, таких как френология, согласно которым предполагаемые черты лица и пропорции могут объяснить личные качества. Маски снимали с выдающихся личностей, таких как монархи и известные авторы.И посмертные маски, и живые впечатления будут использованы в качестве моделей для будущих портретов или бюстов. Практика изготовления масок для жизни и посмертных масок пришла в упадок с появлением фотографии.
Отливка посмертной маски Наполеона.
Гипс.
12 1/2 «x 5 3/4» x 6 «.
Библиотечная компания Филадельфии. Завещание Энн Хэмптон Брюстер, 1892 г.
Посмертная маска Наполеона — единственная маска в коллекции, действительно сделанная вскрытием, и она отражает популярность европейской традиции снимать слепки известных лидеров.Маска была снята почти через два дня после смерти бывшего императора в мае 1821 года. Можно заметить небольшие искажения и неточности, характерные для посмертных масок, которые являются результатом веса пластыря на лице. Доктор Франческо Антоммарчи, личный врач Наполеона, присутствовавший при смерти Наполеона, сказал, что маска была «правильной в том, что касается формы лба и носа». Посмертные маски иногда менялись, чтобы сделать впечатления более реалистичными, глаза были стилизованы под открытые, а губы закрыты, чтобы они были слегка приоткрыты во время смерти, хотя здесь этого не видно.Эта маска является примером посмертной маски в традиционном смысле этого слова, как изображение и память об умершем.
Жан-Антуан Удон (1741-1828).
Маска Джорджа Вашингтона, ок. 1785-1792.
Гипс.
11 x 9 x 4 дюйма.
Библиотечная компания Филадельфии. Источник неизвестен.
Когда штат Вирджиния хотел заказать статую Джорджа Вашингтона, и Томас Джефферсон, и Бенджамин Франклин поддержали французского скульптора неоклассицизма Жана-Антуана Удона.Джефферсон даже сказал, что «он первая скульптура эпохи». В 1785 году Гудон сопровождал Бенджамина Франклина, чтобы посетить Вашингтон в его доме Маунт-Вернон. Гудон провел две недели на Маунт-Вернон, делая наброски, измеряя и наблюдая за Генералом, а также создавая эту гипсовую спасательную маску. Чтобы сделать маску, Гудон заставил Вашингтон лечь. Он покрыл лицо Вашингтона жиром и закрыл глаза, прежде чем наложить пластырь; Вашингтон мог дышать двумя иглами в ноздрях.Впоследствии Гудон изваял Вашингтону глаза. Он вернулся в Париж и использовал эту маску, чтобы помочь ему создать мраморную скульптуру Вашингтона в натуральную величину, которая до сих пор находится в Ричмондском Капитолии. Эта маска будет снова использована для многих других скульптур Вашингтона.
Boston Sculpture Co.
Маска Линкольна, ок. 1880-1920 гг.
Гипс.
12 дюймов x 8 дюймов x 6 дюймов.
Библиотечная компания Филадельфии.Дар г-жи Роуз Галлахер, 1990 год.
Эта маска является репродукцией маски жизни Авраама Линкольна, созданной скульптором Леонардом Фольком в 1860 году, незадолго до его выдвижения на пост президента. Здесь мы видим молодого безбородого Линкольна. Еще одна жизненная маска Линкольна была создана Кларком Миллсом в 1865 году.Напряжение, которое Гражданская война оказала на Линкольна, можно легко увидеть, сравнив две маски. Хотя Линкольна часто фотографировали, эта маска отражает каждую черту его лица.
<главная | следующая>
Гробница Тутанхамона (самый сокровенный гроб и посмертная маска) — Smarthistory
Гарри Бертон, Говард Картер с сокровенным гробом Тутанхамона, 1922 (Архив Тутанхамона, Институт Гриффита, Оксфордский университет)
Почти потеряно для истории
Тутанхамону было всего девять лет, когда он стал царем Египта во время 18-й династии Нового царства (ок.1332–1323 до н. Э.). Его история была бы потеряна для истории, если бы не открытие его гробницы в 1922 году археологом Говардом Картером в Долине царей. В его почти неповрежденной гробнице хранилось множество предметов, которые дают нам уникальное представление об этом периоде древнеегипетской истории.
Карта Древнего Египта (измененная) (исходное изображение: Джефф Даль)
Тутанхамон правил после эпохи Амарны, когда фараон Эхнатон, вероятный отец Тутанхамона, обратил религиозное внимание королевства на поклонение богу Атону, солнечному диску.Эхнатон перенес свою столицу на место Ахетатона (также известного как Амарна) в Среднем Египте, вдали от столицы предыдущего фараона. После смерти Эхнатона и правления недолговечного фараона Сменхкара Тутанхамон сместил центр поклонения в стране обратно к богу Амону и вернул религиозный центр обратно в Фивы.
Тутанхамон женился на своей сводной сестре Анхесенамун, но у них не было наследника. Это оставило неясной линию преемственности. Тутанхамон умер в молодом возрасте восемнадцати лет, что побудило многих ученых задуматься о способах его смерти: авария с колесницей, убийство ударом по голове и даже нападение бегемота! Ответ пока неясен.Гораздо более старший советник Тутанхамона (и, возможно, сводный дедушка), Ай, женился на овдовевшей Анхесенамон и стал фараоном.
Могила
Долина царей, Египет (фото: Troels Myrup, CC BY-NC-ND 2.0)
В начале двадцатого века британский египтолог Говард Картер в течение многих лет проводил раскопки в Долине царей — королевском захоронении, расположенном на западном берегу древнего города Фивы. У него заканчивались деньги, чтобы поддержать свои археологические раскопки, когда он попросил финансирование еще на один сезон у своего финансового покровителя, пятого графа Карнарвона.Лорд Карнарвон подарил ему еще один год — и какой это был год!
Лорд Карнарвон с Картером во время его первого посещения гробницы, 1922 г. (фото: Keystone Press Agency Ltd., 1922 г.)
В начале ноября 1922 года Картер наткнулся на первую из двенадцати ступенек входа, ведущего к гробнице Тутанхамона. Он быстро поднялся по ступенькам и отправил телеграмму Карнарвону в Англию, чтобы они вместе открыли гробницу. Карнарвон немедленно отправился в Египет, и 26 ноября 1922 года они проделали дыру во входе в вестибюль, чтобы заглянуть внутрь.Картер заявляет:
Сначала я ничего не мог видеть, горячий воздух, выходящий из комнаты, заставлял мерцать пламя свечи, но вскоре, когда мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали внутренней комнаты, странные животные, статуи , а золото — везде блеск золота. [1]
Гарри Бертон, Вид на внутреннюю часть гробницы, 1922 г. (Архив Тутанхамона, Институт Гриффита, Оксфордский университет)
Каталогизация находок была огромной задачей для команды.Картер провел десять лет, систематически записывая находки и фотографируя их.
Ховард Картер, Рисунок гробницы Тутанхамона (Архив Тутанхамона, Институт Гриффита, Оксфордский университет)
Гроб сокровенный
В саркофаге Тутанхамона (каменный контейнер в форме коробки) находился не один, а три гроба, в которых можно было хранить тело царя. Два внешних гроба были изготовлены из дерева и покрыты золотом и множеством полудрагоценных камней, таких как лазурит и бирюза.Однако внутренний гроб был сделан из чистого золота. Когда Говард Картер впервые наткнулся на этот гроб, это было не то блестящее золотое изображение, которое мы видим сегодня в египетском музее (ниже). В своих записях о раскопках, утверждает Картер, он был «покрыт толстым черным смолистым слоем, который простирался от рук до лодыжек (верхнее изображение). Очевидно, это была жидкость для помазания, которую вылили на гроб во время церемонии погребения и в большом количестве (около двух ведер) »[2].
Могила Тутанхамона, самый сокровенный гроб, Новое Царство, 18-я династия, ок.1323 г. до н. Э., Золото с инкрустацией эмалью и полудрагоценными камнями (Египетский музей, Каир)
Образ фараона — это образ бога. Считалось, что у богов кожа из золота, кости из серебра и волосы из лазурита, поэтому царь показан здесь в его божественной форме в загробной жизни. Он держит посох и цеп — символы права короля на власть. Богини Нехбет (стервятник) и Ваджет (кобра), инкрустированные полудрагоценными камнями, протягивают крылья над его торсом. Под этими богинями на золотой крышке выгравированы еще две — Исида и Нефтида.
Посмертная маска Тутанхамона
Маска смерти из сокровенного гроба, гробница Тутанхамона, Новое царство, 18-я династия, ок. 1323 г. до н. Э., Золото с инкрустацией эмалью и полудрагоценными камнями (Египетский музей, Каир) (фото: Бьёрн Кристиан Торриссен, CC BY-SA 3.0)
Посмертная маска (вверху) считается одним из шедевров египетского искусства. Первоначально он покоился прямо на плечах мумии внутри самого внутреннего золотого гроба. Он сделан из двух сколотых листов золота и весит 22 года.5 фунтов (10,23 кг). Тутанхамон изображен в полосатом головном уборе немеса (полосатый головной убор, который обычно носили фараоны в Древнем Египте), а богини Нехбет и Ваджет снова изображены защищающими его лоб. Он также носит накладную бороду, которая еще больше связывает его с образом бога, как с внутренним гробом. У него широкий воротник, заканчивающийся наконечниками в виде соколиных голов. Задняя часть маски покрыта Заклинанием 151b из Книги Мертвых, которое египтяне использовали в качестве дорожной карты для загробной жизни.Это конкретное заклинание защищает различные конечности Тутанхамона, когда он движется в подземный мир.
[1] Ховард Картер и А. К. Мейс, Могила Тутанх-амена, (Нью-Йорк: Издательство Купер-Сквер, 1933), (том 1) стр.95-96. [2] Н. Ривз, Полный Тутанхамон (Лондон: Темза и Гудзон, 1990), стр. 108-109.Дополнительные ресурсы:
Цифровой архив раскопок гробницы Тутанхамона Институтом Гриффина включает все рукописные заметки, планы и фотографии Картера.
Фиванский картографический проект
Похороны Тутанхамона на временной шкале истории искусств в Хайльбрунне Метрополитен-музея
Говард Картер и Артур К.Булава, Могила Тутанх.Амена, I-III (Лондон: Касселл и компания) 1923-1933.
Карл Николас Ривз, Полный Тутанхамон: Король, Гробница, Королевское сокровище (Лондон: Темза и Гудзон, 1990).
Письмо на воде, сохранившееся в гипсе: как посмертная маска Китса стала предметом коллекционирования | Джон Китс
Имя Джона Китса не упоминается на его надгробии — на самом деле, вы могли бы случайно пройти мимо него, прогуливаясь по Cimitero Acattolico в Риме, если бы не его отчетливо суровая эпитафия.«Здесь лежит тот, чье имя было написано в воде», — это горькое описание, выгравированное по предсмертной просьбе Китса, последнее высказывание поэта, который считал, что его слова канут в Лету.
Когда Китс умер от туберкулеза в возрасте 25 лет 23 февраля 1821 года, мебель в его комнате — теперь музей — сгорела. Но его лицо было выбрито и подготовлено, так что можно было наложить гипсовую повязку, чтобы сохранить его подобие. Теперь, спустя 200 лет, две версии посмертной маски Китса, созданные двумя литейщиками, за большие деньги ходят по галереям, аукционам и частным коллекциям.Их ценность — свидетельство непреходящей привлекательности Китса; Автор книги «Где дикие твари» Морис Сендак владел ею и, как сообщается, вынимал ее из коробки рядом с кроватью, чтобы гладить по лбу.
Эпитафия… могила Джона Китса на Чимитеро Акатолико (некатолическое кладбище) в Риме. Фотография: Элио Ломбардо / АламиВ декабре Аделина Джонс-Путра, профессор литературы, специализирующаяся на британском романтизме, ехала в такси с лицом Китса, сидящим у нее на коленях, заплатив 12 500 фунтов стерлингов на онлайн-аукционе Christie’s за его посмертную маску.«Я была в присутствии редкой красоты», — говорит она. «Я был таким эмоциональным».
Она влюбилась в чувственность слов Китса в подростковом возрасте и благодарит поэта-романтика за свой выбор карьеры: «Я думала, это было потрясающе, что вы можете вызывать такие чувства и эти образы. Он такой насыщенный, все, от «пузырей, подмигивающих на краях», до «лопнувшей виноградной лозы у вас на языке». Это так, так чувственно.
Две маски были изготовлены по оригинальной форме в 1821 году. Одна хранилась у художника Джозефа Северна, который использовал это сходство, чтобы нарисовать портрет поэта; другой — издателю Китса, Джону Тейлору.Оба они были утеряны, но посмертная маска, приобретенная Johns-Putra, была произведена компанией Charles Smith and Sons, которая сделала несколько слепков маски в период с 1898 по 1905 год. По оценкам Christie’s, осталось всего девять слепков Смита.
Вторым современным источником маски была парижская литейная компания Lorenzi, которая продолжает делать копии с использованием резиновой формы. Неясно, сколько Lorenzis находится в обращении, и, поскольку у них нет надписи «Китс» на горле (видимой на гипсе Смита), они не так высоко ценятся.
Питер Мэлоун провел более десяти лет, отслеживая историю посмертных масок Китса, после того как в 2001 году обнаружил одну в витрине подержанного книжного магазина. маска, чтобы провести 80 лет в темноте, означает, что кто-то ценил ее и знал ее личность, иначе она прошла бы путь большинства штукатурок ».
Спасательная маска Китса в Шотландской национальной портретной галерее. Фотография: Мердо МакЛауд / The GuardianУ Китса также была спасательная маска, сделанная в 1816 году, за пять лет до его смерти, что позволяет нам наблюдать, как истощающая болезнь повлияла на внешность поэта.«В посмертной маске нос более орлиный. Я бы сказал, что щеки чуть более впалые. Я думаю, что структура костей более очевидна. Этого и следовало ожидать », — говорит Мэлоун. «Некоторые люди, вероятно, думают, что это немного болезненно, но я думаю, что это очень красивый объект».
Осознавая общественную ответственность, связанную с частной собственностью, Джонс-Путра говорит, что планирует поделиться маской с другими учеными и любовниками Китса. «Что мне действительно хотелось бы исследовать, так это отдать ее в какой-то музей, чтобы другие люди могли ее увидеть», — говорит она.«Четыре из них сейчас находятся в частных руках, и это не совсем так. Если бы мы не были заперты в пандемии, я бы пригласил всех коллег или студентов прийти и посмотреть на это и почувствовать это ».
Во вторник вечером, в день своего двухсотлетия, она выпила кларет — один из любимых напитков поэта — и прочитала некоторые из его произведений в компании маски.
«Странное чувство — иметь то, о чем ты даже не мечтала, — говорит она. «Есть это странное чувство близости к поэту, фигуре, которую вы всегда любили, — очень глубокое чувство удовольствия и восторга.Может быть, это действительно китсианские эмоции ».
Посмертные маски: самый терпеливый предмет художника. Как работают посмертные маски
До того, как появилась фотография, посмертные маски служили для художников и скульпторов ориентиром для изображения благородных и знаменитых. Они были чрезвычайно, даже устрашающе точными впечатлениями от объекта, сделанными с гипса или воска в первые часы после смерти [источник: Гибсон]. Вооружившись ими, художники могли рисовать и лепить портреты для королевских залов и даже создавать трехмерные изображения гробницы.Если вы когда-нибудь были в Европе и посещали гробницы древних соборов, то вы видели лица знати, скопированные с посмертных масок.
Древние египтяне и римляне также делали посмертные маски, хотя многие из них были просто изображениями умерших, а не гипсовыми или восковыми оттисками лица. Когда египтяне мумифицировали тело, лицо тоже приходилось перевязывать. Душе понадобится маска, чтобы узнавать собственное тело, а также иметь лицо для загробной жизни. Маски стали замысловатыми, покрытыми золотом и драгоценностями.Погребальная маска царя Тутанхамона — один из самых сложных и известных примеров. Менее важным или менее богатым людям приходилось обходиться масками из льна или папируса и раскрашенным золотом.
Древние римляне использовали свои посмертные маски в качестве чучел, хотя предпочитали воск. Опять же, эти маски не были настоящими посмертными масками, но у римской знати было изображений, — восковые маски или бюсты своих высокопоставленных предков.