Права пассажира – 15. /

Содержание

Права пассажиров → FlixBus

Выписка из Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112

«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» 
и ФЗ № 259-ФЗ от 08.11.2007
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

4. Расписание регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее — расписание) составляется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства.

10. В расписаниях указывается местное время.

11. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок.

42. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

52. В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения. Контроль за соблюдением норм вместимости и наличием свободных мест для сидения осуществляется кондуктором, а при отсутствии кондуктора — водителем.

53. В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.

54. В составе ручной клади разрешается провозить предметы вне зависимости от вида упаковки.

55. Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира. Размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного, запрещается.

57. Провоз ручной клади, количество или размер которой превышает установленную норму бесплатного провоза, осуществляется при наличии квитанции на провоз ручной клади.

59. Багаж, сданный перевозчику, перевозится в багажном отделении транспортного средства, которым осуществляется перевозка пассажира, или отдельно от пассажира багажным автомобилем.

60. Погрузка и выгрузка багажа, перевозимого в багажных отделениях транспортных средств, осуществляется пассажиром.

62. Не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в составе ручной клади животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробов, контейнеров и др.) отвечают требованиям, установленным перевозчиком.

63. Тара и упаковка должны обеспечивать целостность и сохранность багажа в течение всего периода перевозки.

64. Перевозка багажом пищевых продуктов, в том числе скоропортящихся, в багажных отделениях транспортных средств и багажных автомобилях без поддержания температурного режима осуществляется под ответственность отправителя без объявления ценности этого багажа.

65. Сдача багажа перевозчику оформляется багажной квитанцией.

67. На каждое место багажа крепится багажная бирка, копия которой выдается пассажиру.

68. В багажной квитанции при сдаче для перевозки багажа с объявленной ценностью указывается объявленная стоимость багажа, а также сумма дополнительной платы за прием к перевозке багажа с объявленной ценностью.

69. При сдаче для перевозки нескольких мест багажа пассажир вправе указать в багажной квитанции объявленную стоимость каждого места или общую сумму объявленной стоимости всех мест.

70. Багаж выдается лицу, предъявившему багажную квитанцию и багажную бирку. В случае утраты багажной квитанции или багажной бирки багаж может быть выдан лицу, которое докажет свое право на него, указав письменно точные признаки вещей, входящих в состав багажа.

71. По желанию пассажира багаж может быть выдан ему в пути следования, если позволяют это сделать время стоянки транспортного средства на остановочном пункте, где пассажир желает получить свой багаж, и условия загрузки багажного отделения транспортного средства. При этом пассажир обязан заблаговременно предупредить водителя о желании получить багаж в пути следования. В случае выдачи пассажиру багажа в пути следования деньги за непроследованное расстояние не возвращаются.

77. При обнаружении утраты, недостачи мест или повреждения (порчи) багажа перевозчик по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку, составляет коммерческий акт в 2 экземплярах, один из которых вручается указанному лицу для предъявления им претензии перевозчику.

78. В случае если багаж, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, этот багаж возвращается предъявителю коммерческого акта при условии возврата денег, ранее выплаченных ему за утрату или недостачу этого багажа.

80. Деньги выдаются пассажиру под его расписку в ведомостях по приему билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади, в которых указываются дата и номер маршрута регулярных перевозок, номер и стоимость билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади.

83. Безбилетным является лицо: 
а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;
б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;
в) предъявившее поддельный билет;
г) предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указаны фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;
д) предъявившее ранее использованный билет;
е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

84. Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком. Если указанное лицо заявляет о желании покинуть транспортное средство, оплате подлежит проезд до пункта, в котором такое лицо покинет транспортное средство. Если невозможно определить пункт посадки, стоимость проезда исчисляется от начального пункта отправления транспортного средства.

86. В случае перевозки детей, следующих вместе с пассажиром, контролеры вправе потребовать от такого пассажира предъявления документов, подтверждающих возраст ребенка (свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребенка).

87. В случае обнаружения в транспортном средстве багажа или ручной клади, перевозка или провоз которых подлежит оплате и на которые не оформлена багажная квитанция или квитанция на провоз ручной клади, владелец этого багажа или этой ручной клади обязан оплатить их перевозку от пункта посадки до пункта назначения в порядке, установленном перевозчиком. Если владелец указанного багажа или указанной ручной клади заявляет о желании покинуть транспортное средство, оплате подлежит перевозка багажа или провоз ручной клади до пункта, в котором этот владелец покинет транспортное средство. Если невозможно определить пункт посадки, стоимость перевозки багажа или провоза ручной клади исчисляется от начального пункта отправления транспортного средства.

88. Оплата стоимости проезда, перевозки багажа и провоза ручной клади, предусмотренных пунктами 84 и 87 настоящих Правил, не освобождает от уплаты штрафов за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

122. Лица, обнаружившие забытые вещи в транспортном средстве или на территории автовокзала, обязаны сообщить об этом кондуктору (водителю) или уполномоченному должностному лицу автовокзала.

128. Лицо, потребовавшее выдачи найденных вещей, должно доказать свое право на них, указав письменно точные признаки вещей.

129. При получении вещей лицо, потребовавшее их выдачи, должно оплатить услуги, предоставленные ему автовокзалом, перевозчиком или фрахтовщиком, выдавшим найденные вещи, а также выдать расписку в получении вещей с указанием в ней своего постоянного места жительства и номера документа, удостоверяющего его личность.

130. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, фрахтователей и пассажиров при перевозках пассажиров и багажа или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.

131. Коммерческий акт составляется при выявлении следующих обстоятельств: 
а) несоответствие наименования и количества мест багажа данным, указанным в багажной квитанции;
б) повреждение (порча) багажа;
в) отсутствие багажа, указанного в багажной квитанции;
г) обнаружение невостребованного багажа.

132. Коммерческий акт составляется перевозчиком в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. Если коммерческий акт невозможно составить в указанный срок, он должен быть составлен в течение следующих суток.
133. Коммерческий акт составляется в 2 экземплярах и заполняется без помарок и каких-либо исправлений.

134. Коммерческий акт должен содержать следующую информацию: 
а) описание состояния багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность;
б) данные о том, правильно ли был погружен, размещен и закреплен багаж;
в) описание нарушения требований к погрузке, размещению или креплению багажа.

135. Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также пассажир, если он участвует в проверке багажа. По требованию пассажира перевозчик обязан выдать коммерческий акт в течение 3 дней. В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или при оформлении коммерческого акта с нарушением установленных требований пассажир подает перевозчику заявление о таких нарушениях в письменной форме. Перевозчик обязан дать пассажиру мотивированный ответ на заявление в течение 3 дней. В случае подтверждения обоснованности заявления плата с пассажира за хранение багажа в течение времени, затраченного на составление коммерческого акта, не взимается.

136. При выявлении иных обстоятельств, не предусмотренных пунктом 131 настоящих Правил, оформляются акты общей формы.

137. Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам или фрахтовщикам по месту их нахождения.

138. К претензии прилагаются следующие документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке: 
а) коммерческий акт — в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;
б) акт общей формы — в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе фрахтовщика;
в) билет — в случае задержки отправления или опоздания прибытия транспортного средства, выполняющего регулярные перевозки пассажиров и багажа в междугородном сообщении.

www.flixbus.ru

о которых никто не знает в поездах дальнего следования

Если есть желание и возможность отдохнуть за пределами своего города, люди чаще предпочитают дальний проезд в железнодорожном транспорте.

Немногие в курсе, какие есть права у пассажиров РЖД и как можно их реализовать.

Законодательство на железнодорожном транспорте

  1. Перевозка пассажиров – оказываемая железной дорогой услуга потребителю. Основным законодательным актом, оговаривающим права каждого клиента, признается Закон «ОЗПП» № 2300-1.
  2. Основные права не выделены в отдельный раздел Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа ЖД транспортом, но прописаны в их тексте.
  3. Отдельные моменты указаны в Уставе железнодорожного транспорта РФ (Федеральный Закон № 18).

Наши права и обязанности в РЖД, о которых мало кто знает

Выбрать категорию вагона, купе

Приобретя проездной талон на боковую полку, в пути каждый пассажир может выбрать другое место среди свободных и даже в вагонах более высокой комфортности.

Чтобы реализовать это право, необходимо обратиться к начальнику состава и возместить разницу в стоимости.

Питание в поездах дальнего следования

У путешественника должна быть возможность организовать себе питание и горячие напитки, не выходя из состава. Обязанность поддерживать в титане определенную температуру воды в числе прочих вменена проводнику каждого вагона.

В качестве дополнительной обязательной услуги проводнику необходимо не менее трех раз за день напоминать пассажирам, что они могут приобрести горячие напитки за плату. В вагоне должен быть соответствующий запас кофе, чая и сухих кондитерских изделий.

Досуг и предметы развлечения

  1. Сдача постельного белья в полном комплекте проводнику на станции прибытия не входит в обязанности пассажира. Это действие прописано в должностной инструкции работника железной дороги как сбор постельного белья и передача его для стирки в подрядную организацию.
  2. У проводника в свободном доступе должны находиться фирменные стаканы и чайные ложки.
  3. К сотруднику железной дороги можно обращаться при необходимости что-либо заштопать или пришить пуговицу.
  4. Организовывайте досуг, попросив у работника вагона настольные игры.
  5. Медикаменты из аптечки доступны тем, кто по каким-либо причинам получил травму.

Выехать раньше срока

Если необходимо срочно уехать, но о свободных местах на отправляющиеся составы нет информации в кассах, приобретают билет на доступный поезд. Затем выясняют, остались ли на отправляющемся составе места, и проставляют в приобретенном проездном талоне отметку об отправлении раньше.

Опоздать на поезд и вернуть билеты

Опоздать на маршрут не значит потерять право на проезд. Есть два варианта дальнейших действий:

  1. Поехать на другом поезде, оплатив плацкарту (стоимость места). В этом случае цена будет соответствовать приобретенному тарифу.
  2. Вернуть денежные средства, потеряв от стоимости проезда цену плацкарты.

Не только опоздание дает право на возврат проездного талона.

В зависимости от срока рассчитывается размер полученной суммы:

  • за 8 часов до отъезда возмещается вся сумма, затраченная на приобретение билета;
  • в срок от 8 до 2 часов до отправки состава возвращается оплаченный путь по тарифу и 50% плацкарты, исходя из комфортности выбранного поезда;
  • возврат непосредственно перед отправкой дает право на получение только оплаты пути по тарифу, стоимость места не возвращается.

Причиной опоздания может стать и сама железная дорога, если в путешествии была запланирована пересадка, но первый состав прибыл на станцию с большим опозданием и попасть на следующий рейс вовремя не было физической возможности. В данном случае стоимость проезда по второму отрезку пути возмещается в полном объеме, а пассажир имеет право требовать билет на другой состав совершенно бесплатно.

Сойти с поезда на 10 дней

Во время путешествия на дальние расстояния может случиться необходимость задержаться где-нибудь дольше, чем стоит поезд. Такая остановка допускается работниками железной дороги, но нужно поставить их в известность вовремя.

Сообщение должно поступить не позже трех часов с момента прибытия на станцию, где принято решение статься. Максимальный срок задержки составляет 10 суток.

Продлить срок билета при остановках в пути

Следует понимать, что после длительной остановки на станции оплаченным остается только путь, право на место в конкретном поезде путешественником утрачивается.

Чтобы продолжить движение по приобретенному ранее билету, придется оплатить новую плацкарту и услугу работника кассы по переоформлению проездного документа.

Что делать, если билет потерян?

Фотография или ксерокопия потерянного билета дает право пассажиру восстановить его совершенно бесплатно.

Менее точные данные об утраченном проездном документе дают право восстановления при условии, что дополнительная услуга будет оплачена в кассе.

Посещение туалета (на вокзале и в поезде)

Приобретение билета в поездку дает право на бесплатное посещение туалетной комнаты в здании вокзала во время ожидании поезда (за сутки). Право распространяется не только на место отправления, но и на каждую станцию, где поезд останавливается в пути. Чтобы использовать эту возможность, достаточно предъявить проездной талон на входе в уборную.

Такое право необходимо, когда посещение туалета в вагоне запрещено из-за нахождения на станции. Оснащенные современным технологичным оборудованием вагоны дали возможность посещать туалет, не обращая внимание на остановки. Вне зависимости от уровня оборудования туалетной комнаты каждый проезжающий имеет право требовать мыло и бумагу.

Что положено детям и инвалидам

Ребенок и инвалид должен воспользоваться своими правами уже на стадии покупки билета в поездку, приобретя его по льготному тарифу. Преференция распространяется и на лицо, сопровождающее инвалида.

Ребенок, не достигший 5-летнего возраста, может проехать бесплатно, если при путешествии не станет претендовать на отдельное спальное место. Проездной талон все равно оформляется, но с указанием нулевой стоимости проезда.

Если ребенок не достиг 5-летнего возраста, но ехать совместно с родителем или опекуном на одной полке категорически отказывается, следует оформить проездной посадочный билет, оплатив стоимость проезда и места по льготному детскому тарифу.

Дети и инвалиды вправе требовать у проводника расстеленного постельного белья и всех положенных удобств и средств гигиены в туалетной комнате.

Пассажирский поезд должен иметь в составе вагон с оборудованным для инвалидов туалетом и спальным местом, если при приобретении билета на инвалидность был сделан соответствующий акцент.

Места

Имеет ли право с верхней полки сидеть на нижней?

Рассаживаясь по местам, путешественники проходят контроль со стороны проводника, который проверяет, действительно ли места заняты согласно купленным билетам. При недлительном переезде до места следования в дневное время у пассажира нет необходимости подниматься наверх. Можно ли в таком случае сидеть весь путь, не поднимаясь на свое место, или нет, решает владелец билета на нижнюю полку.

Важно! Нет четкого разграничения по времени с указанием о необходимости занять свое место. Договаривайтесь и приходите к компромиссу, чтобы путешествовать в комфорте.

В качестве довода следует приводить пункт, указанный в Правилах перевозки, который гласит, что спальное место доступно только с 21:00 до 07:00. На дневной отдых владелец нижнего места должен спросить разрешение у других попутчиков.

Занять багажное нижнее место

Распоряжаться свободным местом под нижней полкой имеет право пассажир, который приобрел билет на это место. Возможности расположить свои вещи на верхней полке у него нет. У обоих путешественников остается право договориться об оптимальном расположении багажа в купе поезда.

Что делать, если наше место занято?

Когда на руках у пассажира посадочный купон, а место при этом занято, он имеет право требовать другого места в любом вагоне (даже если комфортность будет выше) совершенно бесплатно.

Если предоставляется место на замену в вагоне классом ниже, можно смело требовать возмещения разницы в стоимости плацкарты.

Остановки в пути

Вынужденные

При резких приступах боли и внезапных проявлениях болезни пассажир имеет право оформить остановку. По окончанию лечения следует предъявить официальные и надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие нахождение в стационаре.

Срок остановки в таком случае ограничен периодом реабилитации пассажира до нормального состояния.

По желанию

Не обязательно ждать ухудшения состояния здоровья, чтобы принять решение для остановки. Во время поездки может возникнуть желание ознакомиться с городом, посетить родных или просто отдохнуть от шума поезда. На это пассажиру по праву отведено 10 суток.

Важно! Об остановке следует предупредить станцию, где она планируется, не позже трех часов с момента прибытия.

Остановка обойдется в стоимость услуги по переоформлению билета и в цену плацкарты. Тариф по маршруту признается оплаченным ранее.

Выбрать для продолжения пути следует аналогичный маршрут, поезд и вагон того же самого перевозчика.

В каких случаях могут выгнать с поезда?

За что могут снять?

Высадить до прибытия на станцию назначения из поезда могут в следующих случаях (п. 36 Порядка оказания услуг по перевозкам пассажиров и хранению ручной клади):

  1. При нарушении общественного порядка, которое привело к конфликту с иными попутчиками.
  2. При проявлении симптомов болезни, способной навредить иным пассажирам либо при появлении острой боли, делающей дальнейшее следование невозможным. Высадка будет лишь там, где окажут медицинскую помощь.
  3. При отсутствии проездного билета, когда приобрести его во всем составе нет возможности из-за отсутствия свободных мест.

Кто имеет право это сделать?

О высадке безбилетного пассажира принимает решение проводник.

Медицинский работник определяет степень опасности дальнейшего следования путешествующего для него лично и для иных людей в поезде.

Сотрудники органов внутренних дел берут на себя обязательства по высадке нарушителей общественного порядка.

Снимут ли за курение и распитие спиртного?

В начале 2017 года внутренними нормативными документами РЖД запрещено курение в вагонах и на платформах не ближе, чем за 15 м до вокзального здания. Это касается как простых, так и электронных сигарет.

На весь алкоголь также наложен запрет. Распитие не крепкого спиртного (до 16%) допускается в специально отведенном месте – вагоне-ресторане. Нарушение этого правила наказывается в рамках административного законодательства.

Высадкой закончится распитие алкогольных напитков, если поведение нетрезвого нарушает общественный порядок и приводит к конфликту с окружающими.

Просьбы

К проводнику

О кипятке, настольных играх и медикаментах уже было упомянуто, но к проводнику можно обращаться и с другими просьбами:

  1. Если ребенок едет на верхней полке, следует попросить у проводника ремень безопасности. Настаивайте на предоставлении ремня, даже если получите ответ, что такого нет в наличии. Это право пассажира – требовать соблюдения безопасности.
  2. Можно просить зарядное устройство для сотового телефона, но не требовать и не настаивать, так как эта обязанность за проводником не закреплена.
  3. Разогреть еду в микроволновой печи или разместить продукты в холодильнике – тоже скорее услуга, которую проводник может и не оказать бесплатно.
  4. Привести внешний вид в порядок (просьба предоставить утюг или валик с клейкой внешней стороной для чистки одежды). На такой просьбе можно настаивать лишь в поездах повышенной комфортности.

Навести в вагоне порядок и обеспечить тишину можно не просить, а требовать. Эти, пусть не всегда простые, вещи проводник обязан сделать. Пассажир вправе настаивать на том, чтобы нетрезвые или просто шумные соседи были выведены из вагона или каким-либо образом успокоены.

К начальнику поезда

Следует обращаться в случаях:

  1. Если оплаченное место оказалось занято. Начальник поезда принимает решение о размещении в том же или другом вагоне вне зависимости от его комфортности и класса. Этот же сотрудник решает вопрос о компенсации разницы плацкарты, если место, на которое переведен пассажир, оказалось классом ниже.
  2. Если не было известно, что поезд не оборудован системой электронной регистрации и проводник требует предъявить билет, которого нет. Начальник поезда принимает решение о том, где пассажир может посидеть до следующей станции, на которой в кассе или в терминале по электронному билету и документу, удостоверяющему личность, ему будет выдан билет в бумажном виде.
  3. Если билет просто не был куплен. При обращении к начальнику поезда во время его движения можно выяснить, есть ли свободные места, и дождаться его решения о приобретении талона.
  4. Можно сесть без билета и проехать ближайшие четыре часа, когда билет оставлен по ошибке дома. Начальник состава предоставляет время на то, чтобы родственники догнали поезд и передали билет проводнику на следующей станции или остановке.

Полезное видео

Подробный комментарий о ситуации:

popravu.club

Права и обязанности пассажира

Вступая
в правоотношения по перевозке пассажиров,
физическое лицо приобретает статус
пассажира гражданско-правового характера.
Этот вывод следует из самой природы
этого вида правоотношений. Во-первых,
основой этих отношений является договор
между перевозчиком и физическим лицом,
который может быть либо в письменной
форме (проездные документы), либо в
устной форме (путем совершения
конклюдентных действий физическим
лицом, свидетельствующих о согласии
физического лица с условиями перевозки).
Во-вторых, гражданско-правовой статус
пассажира возникает у физического лица
добровольно и основан на личном интересе
физического лица по перевозке его самого
и его багажа.

Можно
согласиться с мнением большинства
авторов, что ядром​правового статуса
пассажира являются субъективные права
и обязанности. Таким образом, субъективное
право пассажира направлено на
удовлетворение интереса физического
лица по перевозке его самого и его
багажа. Для достижения этого общего
субъективного права законодателем было
введено большое количество прикладных
субъективных прав пассажира (например,
по изменению условий договора перевозки,
защите нарушенных перевозчиком прав),
чтобы помочь физическому лицу удовлетворить
свой интерес по перевозке. Реализация
субъективного права пассажира невозможна
без надлежащего исполнения самим
пассажиром обязанностей по заключению
договора перевозки и исполнения
обязанностей перевозчиком по оказанию
транспортных услуг каждому обратившемуся
к нему физическому лицу. Таким образом,
гражданско-правовой статус пассажира
состоит из субъективных прав и обязанностей
пассажира, как в нормативных, так и в
охранительных отношениях.

Основной
обязанностью пассажира является внесение
установленной платы за перевозку в силу
того, что договор является возмездным
(ст. 786 ГК РФ, п. 1 ст. 103 ВК РФ). При наличии
багажа сверх нормы, установленной
договором бесплатной перевозки, пассажир
обязан доплатить за провоз этого багажа.

Провозная
плата устанавливается по соглашению
сторон, если иное не предусмотрено
законом или иными правовыми актами (п.
1 ст. 790 ГК РФ). В настоящее время принцип
«свободных тарифов», в соответствии с
которым сам перевозчик устанавливает
размер провозной платы, а пассажир самим
фактом приобретения билета выражает
свое согласие с размером провозной
платы.

Размер
провозной платы должен быть одинаковым
для всех пассажиров-потребителей.
Однако, это правило не распространяется
на случаи бесплатного предоставления
транспортных услуг, скидок, дополнительных
услуг для отдельных категорий граждан,
когда это требуется законодательством
или правилами перевозки конкретного
перевозчика. Например, пенсионерам,
ветеранам, инвалидам, студентам и т.д.

Основные
права и льготы, предоставляемые пассажиру,
перечислены в п. 3 ст. 786 ГК РФ. Нормы ГК
РФ имеют приоритет над нормами транспортных
уставов и кодексов, отсюда следует, что
специальное транспортное законодательство
не может ограничить перечень прав и
льгот установленных нормами ГК РФ. Они
включают в себя право пассажира бесплатно
или на льготных условиях перевозить
детей, ручную кладь в пределах установленных
норм, и сдавать багаж к перевозке за
плату по тарифу.

Специфика
прав и льгот пассажиров воздушных судов
находит свое отражение в ст. 106 ВК РФ.
Согласно этой норме пассажир имеет
право проезда на льготных условиях в
соответствии с законодательством
Российской Федерации и установленными
перевозчиком правилами воздушных
перевозок; бесплатного провоза багажа
в пределах установленных норм; бесплатного,
а при международных воздушных перевозках
— в соответствии с льготным тарифом,
провоза с собой одного ребенка в возрасте
до двух лет без предоставления отдельного
места. Другие дети не старше двух лет,
а также дети в возрасте от двух до
двенадцати лет перевозятся в соответствии
с льготным тарифом с предоставлением
им отдельных мест, бесплатного пользования
услугами комнаты отдыха, комнаты матери
и ребенка, а также место в отеле при
перерыве в воздушной перевозке по вине
перевозчика или при вынужденной задержке
воздушного судна при отправке и (или) в
полете.

Пассажир
обязан соблюдать закон при пользовании
воздушным транспортом. Отказ пассажиром
выполнения обязанностей может привести
к прекращению по инициативе перевозчика
договора воздушной перевозки пассажиров.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ст.
107 ВК РФ перевозчик может в одностороннем
порядке расторгнуть договор перевозки
пассажиров в следующих случаях: нарушения
пассажиром паспортных, таможенных,
санитарных и другие требований,
установленных законодательством
Российской Федерации в отношении
воздушного транспорта, а при международных
воздушных перевозках также правилами,
определенными соответствующими органами
государства вылета, назначения или
транзита; отказ пассажира соблюдать
требования, возложенные на него
федеральными авиационными правилами;
если состояние здоровья пассажира
воздушного судна требует особых условий
перевозки, либо угрожает безопасности
самого пассажира или других лиц, что
подтверждается медицинскими документами,
а также создает беспорядок и неустранимые
неудобства для других лиц; отказ пассажира
воздушного судна оплатить перевозку
своего багажа, вес которого превышает
нормы бесплатного провоза багажа; отказ
пассажира оплатить провоз следующего
с ним ребенка, за исключением случаев,
предусмотренных ВК РФ; нарушение
пассажиром правил поведения на борту
воздушного судна, которое угрожает
безопасности полета воздушного судна,
либо угрозу для жизни или здоровья
других лиц, а также невыполнение
пассажиром распоряжений командира
воздушного судна, наличие в вещах
находящихся при пассажире, а также в
багаже, запрещенных к перевозке воздушным
транспортом вещей или предметов .

Тем
не менее, следует отметить, что пассажир
как гражданин — потребитель имеет
определенные гарантии соблюдения своих
прав во избежание произвольного
толкования положений ст. 107 ВК РФ
перевозчиком. Так, при прекращении по
инициативе перевозчика в одностороннем
порядке договора воздушной перевозки
пассажиров и багажа, пассажир имеет
право на возврат суммы, уплаченной за
воздушную перевозку (п. 2 ст. 107 ВК РФ).
Тем не менее, плата за перевозку пассажиру
не возвращается, если он нарушил правила
поведения на борту воздушного судна,
поставив под угрозу безопасность полета
или жизни и здоровью других пассажиров,
и не выполнил необходимые распоряжения
командира воздушного судна.

В
обязанности пассажира входит прохождение
предполетного досмотра (ст. 85 ВК РФ).
Досмотр пассажиров, а также членов
экипажей воздушных судов, ручной клади
и багажа проводится на воздушном
транспорте в целях обеспечения
безопасности полетов, охраны здоровья
и жизни пассажиров, членов экипажа и
авиационного персонала, предотвращение
возможных попыток захвата гражданских
воздушных судов и других актов незаконного
вмешательства в деятельность гражданской
авиации, а также пресечение незаконного
провоза оружия и других опасных веществ
и предметов, запрещенных к перевозке
на воздушном транспорте в соответствии
с условиями безопасности полетов.
Правила и процедуры предварительного
досмотра пассажиров, устанавливаются
нормативными актами федеральных органов
исполнительной власти.

Пассажир
имеет право в одностороннем порядке
отказаться от исполнения договора
воздушной перевозки пассажиров и багажа
(ст. 108 ВК РФ). Кодекс не определяет
конкретных оснований, по которым возможен
отказ пассажира от договора. Право на
односторонний отказ от исполнения
договора предоставлено пассажиру как
гражданину-потребителю при соблюдении
определенных условий. Например, пассажир
имеет право отказаться от полета не
позднее чем за двадцать четыре часа до
вылета самолета, если самим авиаперевозчиком
не установлен льготный срок. В этом
случае, пассажиру возвращается уплаченная
за билет сумма. Если пассажир отказывается
от полета позднее, то он имеет право
получить сумму, уплаченную за билет, но
с удержанием сбора, размер которого не
может превышать двадцать пять процентов
суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Удержание сбора перевозчиком следует
рассматривать как меру оперативного
воздействия, применяемую в одностороннем
порядке.

studfiles.net

3. Права и обязанности пассажира

Вступая в
правоотношения по перевозке пассажиров,
физическое лицо приобретает статус
пассажира гражданско-правового характера.
Этот вывод следует из самой природы
этого вида правоотношений. Во-первых,
основой этих отношений является договор
между перевозчиком и физическим лицом,
который может быть либо в письменной
форме (проездные документы), либо в
устной форме (путем совершения
конклюдентных действий физическим
лицом, свидетельствующих о согласии
физического лица с условиями перевозки).
Во-вторых, гражданско-правовой статус
пассажира возникает у физического лица
добровольно и основан на личном интересе
физического лица по перевозке его самого
и его багажа.

Можно согласиться
с мнением большинства авторов, что
ядром​правового статуса пассажира
являются субъективные права и обязанности.
Таким образом, субъективное право
пассажира направлено на удовлетворение
интереса физического лица по перевозке
его самого и его багажа. Для достижения
этого общего субъективного права
законодателем было введено большое
количество прикладных субъективных
прав пассажира (например, по изменению
условий договора перевозки, защите
нарушенных перевозчиком прав), чтобы
помочь физическому лицу удовлетворить
свой интерес по перевозке. Реализация
субъективного права пассажира невозможна
без надлежащего исполнения самим
пассажиром обязанностей по заключению
договора перевозки и исполнения
обязанностей перевозчиком по оказанию
транспортных услуг каждому обратившемуся
к нему физическому лицу. Таким образом,
гражданско-правовой статус пассажира
состоит из субъективных прав и обязанностей
пассажира, как в нормативных, так и в
охранительных отношениях.

Основной обязанностью
пассажира является внесение установленной
платы за перевозку в силу того, что
договор является возмездным (ст. 786 ГК
РФ, п. 1 ст. 103 ВК РФ). При наличии багажа
сверх нормы установленной договором
бесплатной перевозки, пассажир обязан
доплатить за провоз этого багажа.

Провозная плата
устанавливается по соглашению сторон,
если иное не предусмотрено законом или
иными правовыми актами (п. 1 ст. 790 ГК РФ).
В настоящее время принцип «свободных
тарифов», в соответствии с которым сам
перевозчик устанавливает размер
провозной платы, а пассажир самим фактом
приобретения билета выражает свое
согласие с размером провозной платы.

Размер провозной
платы должен быть одинаковым для всех
пассажиров-потребителей. Однако, это
правило не распространяется на случаи
бесплатного предоставления транспортных
услуг, скидок, дополнительных услуг для
отдельных категорий граждан, когда это
требуется законодательством или
правилами перевозки конкретного
перевозчика. Например, пенсионерам,
ветеранам, инвалидам, студентам и т.д.

Основные права и
льготы, предоставляемые пассажиру,
перечислены в п. 3 ст. 786 ГК РФ. Нормы ГК
РФ имеют приоритет над нормами транспортных
уставов и кодексов, отсюда следует, что
специальное транспортное законодательство
не может ограничить перечень прав и
льгот установленных нормами ГК РФ. Они
включают в себя право пассажира бесплатно
или на льготных условиях перевозить
детей, ручную кладь в пределах установленных
норм, и сдавать багаж к перевозке за
плату по тарифу.

Специфика прав и
льгот пассажиров воздушных судов находит
свое отражение в ст. 106 ВК РФ. Согласно
этой норме пассажир имеет право проезда
на льготных условиях в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и установленными перевозчиком правилами
воздушных перевозок; бесплатного провоза
багажа в пределах установленных норм;
бесплатного, а при международных
воздушных перевозках — в соответствии
с льготным тарифом, провоза с собой
одного ребенка в возрасте до двух лет
без предоставления отдельного места.
Другие дети не старше двух лет, а также
дети в возрасте от двух до двенадцати
лет перевозятся в соответствии с льготным
тарифом с предоставлением им отдельных
мест, бесплатного пользования услугами
комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка,
а также место в отеле при перерыве в
воздушной перевозке по вине перевозчика
или при вынужденной задержке воздушного
судна при отправке и (или) в полете.

Пассажир обязан
соблюдать закон при пользовании воздушным
транспортом. Отказ пассажиром выполнения
обязанностей может привести к прекращению
по инициативе перевозчика договора
воздушной перевозки пассажиров. Таким
образом, в соответствии с п. 1 ст. 107 ВК
РФ перевозчик может в одностороннем
порядке расторгнуть договор перевозки
пассажиров в следующих случаях: нарушения
пассажиром паспортных, таможенных,
санитарных и другие требований,
установленных законодательством
Российской Федерации в отношении
воздушного транспорта, а при международных
воздушных перевозках также правилами,
определенными соответствующими органами
государства вылета, назначения или
транзита; отказ пассажира соблюдать
требования возложенные на него
федеральными авиационными правилами,
если состояние здоровья пассажира
воздушного судна требует особых условий
перевозки либо угрожает безопасности
самого пассажира или других лиц, что
подтверждается медицинскими документами,
а также создает беспорядок и неустранимые
неудобства для других лиц; отказ пассажира
воздушного судна оплатить перевозку
своего багажа, вес которого превышает
нормы бесплатного провоза багажа; отказ
пассажира оплатить провоз следующего
с ним ребенка, за исключением случаев,
предусмотренных ВК РФ; нарушение
пассажиром правил поведения на борту
воздушного судна, которое угрожает
безопасности полета воздушного судна
либо угрозу для жизни или здоровья
других лиц, а также невыполнение
пассажиром распоряжений командира
воздушного судна, наличие в вещах
находящихся при пассажире, а также в
багаже, запрещенных к перевозке воздушным
транспортом вещей или предметов .

Тем не менее,
следует отметить, что пассажир как
гражданин — потребитель имеет определенные
гарантии соблюдения своих прав во
избежание произвольного толкования
положений ст. 107 ВК РФ перевозчиком. Так,
при прекращении по инициативе перевозчика
в одностороннем порядке договора
воздушной перевозки пассажиров и багажа,
пассажир имеет право на возврат суммы,
уплаченной за воздушную перевозку (п.
2 ст. 107 ВК РФ). Тем не менее, плата за
перевозку пассажиру не возвращается,
если он нарушил правила поведения на
борту воздушного судна, поставив под
угрозу безопасность полета или жизни
и здоровью других пассажиров, и не
выполнил необходимые распоряжения
командира воздушного судна.

В обязанности
пассажира входит прохождение предполетного
досмотра (ст. 85 ВК РФ). Досмотр пассажиров,
а также членов экипажей воздушных судов,
ручной клади и багажа проводится на
воздушном транспорте в целях обеспечения
безопасности полетов, охраны здоровья
и жизни пассажиров, членов экипажа и
авиационного персонала, предотвращение
возможных попыток захвата гражданских
воздушных судов и других актов незаконного
вмешательства в деятельность гражданской
авиации, а также пресечение незаконного
провоза оружия и других опасных веществ
и предметов, запрещенных к перевозке
на воздушном транспорте в соответствии
с условиями безопасности полетов.
Правила и процедуры предварительного
досмотра пассажиров, устанавливаются
нормативными актами федеральных органов
исполнительной власти.

Пассажир имеет
право в одностороннем порядке отказаться
от исполнения договора воздушной
перевозки пассажиров и багажа (ст. 108 ВК
РФ). Кодекс не определяет конкретных
оснований, по которым возможен отказ
пассажира от договора. Право на
односторонний отказ от исполнения
договора предоставлено пассажиру как
гражданину-потребителю при соблюдении
определенных условий. Например, пассажир
имеет право отказаться от полета не
позднее чем за двадцать четыре часа до
вылета самолета, если самим авиаперевозчиком
не установлен льготный срок. В этом
случае, пассажиру возвращается уплаченная
за билет сумма. Если пассажир отказывается
от полета позднее, то он имеет право
получить сумму, уплаченную за билет, но
с удержанием сбора, размер которого не
может превышать двадцать пять процентов
суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
Удержание сбора перевозчиком следует
рассматривать как меру оперативного
воздействия, применяемую в одностороннем
порядке.

studfiles.net

Права и обязанности пассажира — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АВТОВОКЗАЛ

Выписка из Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

1. ПАССАЖИР ОБЯЗАН:

 — Приобрести до отправления автобуса билеты на проезд и провоз багажа до пункта следования в кассах автовокзала (автостанции).

— Занять место в автобусе согласно указанному в билете номеру места. В автобусах, не имеющих нумерации (пригородные), места занимаются в порядке очереди.

Перевозка пассажиров в автобусе междугороднего сообщения сверх количества мест для сидения запрещается.

— Сохранять проездной и багажный билеты до конца поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, производящих контроль.

— Сообщить по требованию контролирующих лиц пункт посадки в автобус и оплаченную стоимость за проезд и провоз багажа и ручной клади.

 2. ПАССАЖИР ИМЕЕТ ПРАВО:

 — Перевозить с собой бесплатно в пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортном средстве детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы.

— Перевозить с собой бесплатно в междугороднем сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5 лет без предоставления отдельного мест для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортном средстве детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы. Иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребенка.

— Перевозить за плату в багажном отделении автобуса, багаж в количестве не более 2 мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров.

— Провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышает сто двадцать сантиметров.

mosoblvokzaly.ru

Права пассажиров железнодорожного транспорта

В соответствии со ст. 83 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования:

  • провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;
  • провозить с собой кроме мелких вещей ручную, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • сдавать для перевозки багаж;
  • занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории за дополнительную плату;
  • делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на десять суток;
  • продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений;
  • при наличии свободных мест выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;
  • получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда в случае отмены отправления поезда, задержки отправления поезда;
  • возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.

При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

zakonbase.ru

Права пассажиров поезда. | Закон для всех

Наверное, нет такого человека в России, который  хотя бы раз в своей жизни не был пассажиром поезда.  Командировки, посещение родственников, путешествия – вот лишь неполный перечень поездок. Многие люди предпочитают поезд практически всем другим видам транспорта.

А все ли знают права пассажиров поезда?

Конечно, в первую очередь следует помнить, что, приобретая билет на поезд, пассажир заключает договор с компанией, которая обеспечивает железнодорожные перевозки.  По этому договору железная дорога обязуется предоставить пассажиру определенную услугу: перевезти его самого и  багаж в пункт назначения, предоставив место в поезде, согласно купленному билету, и обеспечить  за отдельную плату дополнительные услуги ( подать чай или кофе, предоставить постельное белье).
Пассажир же обязуется оплатить проезд и перевозку багажа, если багаж, конечно, превышает допустимые стандарты. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.

Итак, разберем, какие есть права  у пассажиров поезда?

Права пассажиров поезда при перевозке багажа.

  • Вы имеете право бесплатно провозить с собой до 36 кг  ручной клади (багажа), размер которой по сумме трех измерений не превышает 180 см.  Для вагонов с 2-местными купе СВ этот лимит составляет 50 кг на один билет (п. 37 Правил перевозки).
  • Если вдруг вес вашей ручной клади превышает установленный лимит, вам необходимо оплатить провоз излишка согласно тарифам на перевозку грузов.
  • Ручная кладь, которую вы везете с собой, не должна мешать другим пассажирам, она должна быть расположена в специально отведенных для неё местах . За ее сохранность отвечаете вы сами. Но если везете багаж, который сдаете работникам железной дороги и отдельно оплачиваете его провоз, ответственность за сохранность вещей несет перевозчик.
  • Каждый пассажир имеет право за плату перевозить в поездах мелких домашних животных и птиц в специальных контейнерах. Порядок перевозки животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. На перевозку в качестве багажа всей этой живности выдается багажная квитанция, в которой делаются отметки, к примеру, «Собака в клетке».
  • Кормление мелких домашних животных, собак и птиц, перевозимых в багажном вагоне, не является обязанностью железной дороги.

Права пассажиров поезда при перевозке детей.

  • В поездах дальнего следования вы можете провозить бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии со специальным тарифом (п.13а Правил перевозки).
  • При провозе больше 1 ребенка до 5 лет пассажир должен дополнительно купить детский билет на каждое место, которое занимается детьми, но не больше двух детей на одно место.
  • Пассажир, который перевозит ребенка до 10 лет, должен иметь документ, который подтверждает возраст ребенка.
  • Для детей старше 10 лет приобретаются проездные документы (билеты), как для взрослых. Возраст ребенка определяется на день начала поездки.

Категория вагона.

Согласно п. 13г Правил перевозки вы можете занимать во время поездки свободное место более высокой категории, но на условиях и в порядке, которые определены правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузобагажа, грузов и багажа ж/д транспортом. Сделать это можно прямо в пути, доплатив разницу начальнику поезда.

На практике это означает, что вы имеете право перейти в купейный вагон из плацкартного или в СВ из купе, доплатив разницу в цене при наличии свободных мест в нужном вам вагоне. И никто вам не может отказать в этом!

Продление срока действия билета.

  • Вы совершенно законно можете сойти с поезда и остаться в понравившемся вам месте на срок до 10 дней (п. 13д Правил перевозки), то есть продлить срок действия проездного билет на срок до 10 суток, а  по истечению этого срока  вы сможете продолжить свою поездку по маршруту следования без дополнительной платы. Для оформления такой остановки в пути следования и продления срока действия билета, пассажир должен предъявить билет начальнику железнодорожной станции, начальнику вокзала или дежурному по вокзалу, а для возобновления поездки  должен закомпостировать билет на той железнодорожной станции, где была сделана  остановка. Если такой  компостер отсутствует, то пассажир считается безбилетным, но имеет право закомпостировать билет в кассе ближайшей станции, если срок годности его еще не истек.
  • В случае, если вы заболели, вы можете продлить срок действия вашего билета на период болезни (п. 13ж Правил перевозки), никаких ограничивающих сроков нет. Но при этом свою болезнь нужно подтвердить документально справкой из лечебного учреждения.

Досрочный выезд.

Если вам нужно выехать раньше того времени, которое указано в вашем билете, то вы можете это сделать на основании п. 13з Правил перевозки. Согласно этому пункту вы можете отправиться поездом, который уезжает раньше того, на который были приобретены билеты – при этом делается отметка в ж/д кассе по правилам услуг по перевозке пассажиров, а также грузобагажа, грузов и багажа ж/д транспортом. Естественно, при наличии свободных мест в уходящем ранее поезде.

Опоздание на посадку.

Если вы опоздали на посадку в поезд на станции отправления не более чем на 12 часов, то вы имеете право возобновить действие своего билета на другой поезд с доплатой стоимости плацкарты или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (п. 13м Правил перевозки). В случае опоздания по болезни или в результате несчастного случая срок опоздания может составлять до 5 дней.

Опоздание на пересадку.

Если вы путешествуете несколькими поездами с пересадкой, и вы опоздали на посадку в очередной состав в пункте пересадки по причине опоздания поезда, на котором вы ехали ранее, то вы имеете полное право на возврат полной стоимости билета на ушедший без вас поезд или оформление нового билета на следующий поезд без дополнительной оплаты (п. 13к Правил перевозки).

Отмена или задержка поезда.

Если по каким-то причинам отправление вашего поезда задерживается или отменено вовсе, то вы имеете право на возврат полной стоимости проезда независимо от срока возврата билета до отправления поезда (пункт 13и Правил перевозки). То есть вы можете прийти в кассу за 2 минуты до времени  отправления по расписанию, и вам будут обязаны вернуть полную стоимость билета.

В случае задержки отправления поезда или его опоздания на железнодорожную станцию назначения пассажир вправе предъявить претензию об уплате штрафа. За задержку отправления поезда или за его опоздание на станцию назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств,  не зависящих от перевозчика (ст. 110 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» № 18-ФЗ). При этом задержка отправления или опоздание поезда менее чем на 1 час в расчет не принимаются (п. 76 Правил перевозки).

Помимо штрафа пассажир имеет право потребовать возмещения иных причиненных ему убытков, в том числе упущенной выгоды и морального вреда.

Для этого после получения справки об опоздании поезда вы должны в течение 45 дней подать заявление начальнику станции с копиями справки и билета, причем заявление можно отправить почтой с уведомлением.  Выплатить компенсацию вам должны в течение 30 дней.

Согласно п. 76 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, уплата пассажиру штрафа не производится по бесплатным проездным документам (билетам), а по проездным документам (билетам), оформленным со скидкой, производится, исходя из уплаченной стоимости проезда.

Отказ в посадке.

Если вам не предоставили места согласно билету, вам обязаны предоставить место в этом же поезде даже из более высокой категории без взимания доплаты. При согласии занять место меньшей стоимости вам вернут разницу. При отказе от замены должны вернуть сумму стоимости проезда со всеми сборами (п. 13е Правил перевозки) или продлить срок действия вашего билета до следующего поезда.

Возврат билетов.

При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного билета на поезд дальнего следования вы имеете право (п. 25 Правил перевозки):

— не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда, получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;

— менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда, получить обратно средства в размере стоимости билета и 50% стоимости плацкарты;

— менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

Если билет утерян.

Пункт 28 Правил перевозки гласит, что утерянный или испорченный пассажиром билет на поезд дальнего следования не возобновляется, если он не может быть восстановлен или идентифицирован перевозчиком. В этом случае и средства, уплаченные за билет, пассажиру не возвращаются.

Если пассажир сможет представить перевозчику сведения, которые подтвердят приобретение утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде, то перевозчик выдаст пассажиру новый билет взамен утерянного или испорченного, без взимания стоимости проезда.

Возврат средств пассажиру за утерянный билет, который может быть восстановлен или идентифицирован, перевозчиком не производится.

Кстати, утерянный или испорченный билет на поезд пригородного сообщения не возобновляется, и возврат средств за него также не производится.

Пассажир может быть удален из поезда:

  • работниками органов внутренних дел — если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров. При этом средства в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются;
  • медработниками — в случае болезни пассажира, препятствующей возможности его дальнейшей поездки или угрожающей здоровью других пассажиров, если нет возможности поместить его отдельно. Пассажир удаляется из поезда лишь на той железнодорожной станции, где имеются необходимые лечебные учреждения. В этом случае перевозчик по желанию пассажира обеспечивает возвращение ему средств в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние за вычетом стоимости плацкарты или делает отметку об остановке и продлении срока действия билета на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения;
  • работниками перевозчика, на которых возложен контроль за наличием у пассажиров билетов, — если пассажир проезжает без билета или по недействительному билету и отказывается оплатить стоимость проезда в порядке, определяемом Правилами перевозок;
  • в иных случаях, установленных законодательством РФ (п. 36 Правил перевозки).

О туалетах на вокзале.

Мало кто знает, что  вход в туалет для пассажиров – бесплатный. Пользоваться вокзальным туалетом по билету вы можете за сутки до отправления поезда и в течение суток после прибытия в точку назначения. Кстати, в отличие от поезда паспорт при входе в туалет не спрашивают. Если вы хотите бесплатно пройти в туалет на железнодорожном вокзале, просто предъявите кассиру свой билет. Если возникнут проблемы, обратитесь к администратору вокзала или напомните кассиру о 80-й статье Устава железнодорожного транспорта РФ. Там написано, что пассажир имеет право на бесплатное пользование туалетами при наличии билета.

Таким образом, это — основные права пассажиров поезда. Необходимо знать их, чтобы понимать, где ваше право было нарушено и как его восстановить.

Читайте также:
Травма в общественном транспорте

www.zakon-dlya-vseh.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о