Все храмы Нижнего Новгорода, описание, фотографии, адреса, полный список
Хотя Нижний и не входит в Золотое Кольцо России территориально, тем не менее, его можно причислить к славным древним российским городам, прославившимся не только важными историческими событиями, но и великолепными храмовыми достопримечательностями 17-19 веков.
Содержание:
- Православные Храмы 17 века
- Собор Архангела Михаила
- Церковь Ильи Пророка
- Храм Жён-Мироносиц
- Успенский храм
- Иоанна-Предтеченская церковь
- Смоленский храм
- Рождественская церковь
- Церковь Всех Святых
- Спасо-Преображенский (Староярмарочный) храм
- Спасо-Преображенский (Карповский) храм
- Храм Святителей Московских
- Храм Сергия Радонежского
- Церковь Александра Невского в Сормово
- Нижегородская соборная мечеть
- Храм Успения Пресвятой Богородицы
- Нижегородская Синагога
В Нижнем Новгороде расположено множество православных храмов удивительной красоты, которые всегда находятся в сфере внимания многочисленных туристов. Храмы и монастыри Нижнего Новгорода – это и «визитная карточка города», и гордость горожан и сокровище всей нации. Кроме православных, в Нижнем Новгороде можно посетить и храмы других конфессий.
Красота Нижегородских храмов
Конечно, перечислить все нижегородские храмы в рамках этой статьи невозможно, обратим ваше внимание только на самые известные и построенные до 1917 года. Как правило, это удобнее делать в хронологической последовательности их постройки.
Православные Храмы 17 века
Первые нижегородские каменные храмы, естественно, появились на кремлевской территории и в ближайшем посаде и слободах, т.е. в нагорной части Нижнего Новгорода.
Собор Архангела Михаила (Кремль)
История Собора Архангела Михаила уходит корнями ко времени основания Нижегородского кремля. Сначала деревянный, затем не единожды каменный этот храм существует здесь с начала 13 века. То 34-метровое сооружение, которое дошло до нас, было сооружено в 20-30-х гг. 17 столетия (арх. Л.Возоулин) в честь национальной победы над польскими интервентами, начавшейся с формирования Нижегородского ополчения.
Храм Архангела Михаила в Нижегородском Кремле. 20-30 гг.17 века
Архитектурный стиль данного храма типичен для переходной эпохи 16-17 столетий. А вот шатровое завершение, характерное только для русского храмостроения, довольно уникально. Ибо уже с середины 17 столетия указом патриарха
Церковь Ильи Пророка
Адрес: Ильинская улица,9
Одно из старейших сохранившихся храмовых сооружений – Ильинский храм – был сооружен в каменном одноглавом виде в середине 17 века по инициативе священника Стефана. До нее здесь с начала 16 столетия стояла деревянная предшественница, сооруженная как память об освобождении города от татарско-ногайских захватчиков.
Ильинский храм на Ильинской горе. Середина 17 века
По легенде, именно здесь находился стан главного мурзы, сраженного убойным выстрелом пушечника Ф.Литвича с Северной башни Нижегородского кремля, после чего нагайско-татарские завоеватели бросились наутек. Может быть поэтому, церковь стала называться Ильинской, ведь Пророк Илья – властитель грома и молний.
Во второй половине 19 века были произведены некоторые перестройки храма. Церковь стала пятиглавой и у нее полностью была заменена Трапезная (арх. И.Кострюков). По названию данной церкви была названа и улица, полностью перестроенная в каменном виде после пожара 1839 года, после чего она стала одной из богатых городских улиц.
Храм Жён-Мироносиц
Адрес: улица Добролюбова, 12 А
Двухэтажная церковь Жен-Мироносиц, построенная в середине 17 века, находится недалеко от Музея-Усадьбы Добролюбовых, от Домика Петра Первого и от Дома С. Пятова. На самом деле это не один храм, а два в одном — с летним храмом Жен-Мироносиц соседствует зимний – Иконы Знаменской Богоматери.
Храм Жён-Мироносиц. Середина 17 века
Эта каменная церковь, являясь первым приходским верхнепосадским храмом, начинает свою историю с 13 века. Две приходские семьи этого посада подарили миру известных чудотворцев Евфимия Суздальского и Макария Желтоводского. Уникальна и архитектура сооружения – это одно из первых древнерусских храмов, построенных в виде «корабля», т.е. на одной оси находятся алтарь, молельный зал, трапезная и колокольня.
Успенский храм
Адрес: пер.Крутой,4 а
Так же на Ильинской горе находится памятник федерального значения – шатровая Церковь Успения Богоматери, сооруженная на рубеже 60-70 гг. 17 века купцом А.Олисовым, чьи белокаменные палаты можно увидеть неподалеку в этом же переулке.
Уникальность данного сооружения состоит в покрытии его основного церковного объема, которое называется «крещатая бочка в четыре лица». Считается, что подобных завершений в храмостроении 17 века более не сохранилось.
Церковь Успенская на Ильинской горе. 60-70 гг. 17 века
В 30-е годы советского существования церкви был нанесен очень существенный урон, она была лишена трапезной и колокольни. В период реабилитации церковных строений с начала 90-х, данный храм стал первым сооружением, отреставрированным по программе «Ильинская слобода».
Иоанна-Предтеченская церковь
Храм Рождества Иоанна Предтеча был сооружен в каменном виде на городском Торгу в 80-х гг. 17 века, хотя его предшественник известен уже с 15 века. Эта церковь отражена в названии рядом расположенной кремлевской башни – Ивановской.
Храм Иоанна Предтечи у подножия Кремля. 80-е гг.17 века
Особое значение этого храма, вернее его еще деревянной предшественницы, связано с началом образования
Судьба храма в советский период было довольно тягостной, но сегодня он вновь является действующим и является яркой достопримечательностью нынешней Площади Народного единства.
Смоленский храм
Адрес: Гордеевская улица, 141 А
В 80-х гг. 17 столетия на низинной части нынешнего Нижнего Новгорода, а в те времена в деревне Гордеевка, известным купцом и меценатом Григорием Строгановым было проспонсировано строительство Храма Смоленской иконы Богоматери. Храм был построен исключительно для жителей строгановской усадьбы, а позднее стал приходским.
«Строгановское барокко» Смоленского храма. 80-е гг. 17 века
Смоленский храм является уникальнейшим памятником «строгановского барокко», которых в нашей стране остались буквально единицы.
Позднее, в 19 веке, когда активно начала функционировать Нижегородская ярмарка, рядом со Смоленским был сооружен Владимирский храм, перестроенный в стиле модерн в начале 20 столетия (арх.Д.Федоров).
Ныне оба этих действующих храма образуют единый Смоленско-Владимирский приход.
Рождественская церковь
Адрес: Рождественская улица, 34 а
Строгановская или Церковь Собора Пресвятой Богородицы появилась на Рождественской улице в конце 17-начале 18 веков благодаря тому же Г.Строганову, который построил и Смоленскую церковь. В 19 веке, после разбора старой Рождественской церкви ее название автоматически перекинулось на Строгановскую.
Сооруженный как домовой, данный храм стал украшением улицы и всего города, благодаря уникальному архитектурному стилю, названному «строгановское барокко».
Этот действующий храм и памятник архитектуры федерального значения прекрасен снаружи и внутри и является обязательным объектом для туристических маршрутов.
«Строгановское барокко» Рождественского храма. Конец 17 века
Еще несколько нижегородских храмов, хронологически относящиеся к 17 столетию, находятся в действующих нижегородских монастырях – Печерском и Благовещенском.
Православные Храмы 18-20 столетий
В 18-19 веках довольно интенсивно велось храмостроение как в нагорной части, так и на низинной территории нынешнего Нижнего Новгорода, так называемой Стрелке. С начала 19 века на Стрелке (район Кунавино) началось мощное строительство Нижегородской ярмарки, что потребовало создания новых и довольно вместительных летних храмов, для приезжающих купцов и прочего обслуживающего ярмарку люда.
С середины 19 века в районе Сормово, соседствующего с Кунавино, появляются первые фабричные производства судостроительных заводов. Для рабочих этих промышленных предприятий так же начинают возводиться храмы.
Церковь Всех Святых
Всесвятский или Петропавловский бесстолпный храм был возведен в первой половине 80-х гг. 18 века на Петропавловском городском кладбище, являясь первой городской кладбищенской церковью. Само кладбище было уничтожено в советский период, и ныне Храм Всех Святых находится на территории Парка Кулибина.
Уникальность данного храма в том, что это единственное храмовое сооружение русского барокко 18 столетия в Нижнем Новгороде.
Спасо-Преображенский (Староярмарочный) храм
Адрес: проезд Ярмарочный, 10
Есть в Нижнем Новгороде еще один удивительный храм — Спасо-Преображенский собор, названный позже Староярмарочным. Он был возведен для ярмарочных посетителей создаваемой здесь Нижегородской ярмарки в 1816 году.
Творение великого О.Монферрана — Спасо-Преображенский собор. 1816 г
В создании этого храма принимал участие сам О. Монферран (создатель знаменитого Исаакиевского собора). Интересно, что иконостас, расписанный итальянцем Торричелли в европейских традициях, не был принят нижегородцами. В связи с этим, иконостас переписал художник Стасов.
Спасо-Преображенский (Карповский) храм
Адрес: Суздальская улица, 58
Если переехать через Оку на территорию Нижегородской Стрелки по Мызинскому мосту, то практически сразу, свернув на Суздальскую улицу можно увидеть Карповский храм. Эта кирпичная церковь была сооружена в находившейся тут в ту пору деревне Карповка в 1817 году, т.е. одновременно со Староярмарочным храмом.
Архитектором И.Межецким было сооружено простое и строгое однокупольное храмовое творение в стиле классицизма, однако в 60-х гг. 19 века с целью расширения полезной площади архитектором Р.Килевейном церковь была почти полностью перестроена.
Карповский храм. 19 век
Она увеличилась в высоту, над основным объемом появилось пятиглавие из покрытых железом и окрашенных в зеленый цвет куполов. Единственное, что сохранилось от первоначального варианта – это строение Колокольни.
А в начале 20 столетия по образцу рисунков М.Нестерова и В.Васнецова были расписаны внутрихрамовые стены.
Внутренняя роспись Карповского храма
Карповский храм был едва ли не единственным в городе, продолжающим православную деятельность в годы советского строя.
Храм Святителей Московских
Адрес: улица Короленко, 14
Недалеко от Площади М.Горького находится Церковь в честь трех Святителей Московских, являющееся сегодня подворьем Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской женской обители.
Храм Святителей Московских. 60-е гг.19 века
Это храмовое сооружение относится к началу 60-х годов 19 столетия.
Храм Сергия Радонежского
Адрес: Сергиевская улица, 25 А
Церковь Сергия Радонежского возводилась в Нижнем Новгороде по проекту, лично утвержденному Императором Александром Вторым, во второй половине 60-х годов 19 века (арх. Р.Килевейн).
Храм Сергия Радонежского. 60-е гг. 19 века
Для увеличения молельного помещения в основании колокольни пристроены невысокие полуовальные помещения. Интересно, что в советский период в этом храме располагался Союз Художников.
После возвращения храма епархии и его восстановления, на первую Божественную литургию приезжал Д.Медведев. Сегодня этот храм ведет активную миссионерскую работу, при нем работает Центр глухонемых и православные молодежные центры.
Церковь Александра Невского в Сормово
Адрес: улица Баррикад, 3
Для многочисленного населения рабочих поселков, формирующихся около сормовских заводов, в 80-е годы 19 века в довольно сжатые сроки была построена небольшая церковь Александра Невского (арх. П.Малиновский).
Восстановление Церкви Александра Невского
При церкви находилась 43-метровая колокольня, уничтоженная впоследствии в советский период.
Сегодня этот действующий и все еще восстанавливающийся храм можно посетить.
Собор Александра Невского (Стрелка, 3 А)
В начале 80-х годы 19 века ансамбль сооружений Нижегородской ярмарки украсил великолепный новый эклектический Собор Александра Невского, ставший Новоярмарочным. Это монументальное сооружение было посвящено посещению ярмарки императором Александром Вторым.
Эклектика Собора Александра Невского на Стрелке. 80-е гг. 19 века
Сейчас это сооружение было бы названо долгостроем – 10 лет собирались средства, 13 лет шла стройка, но результат и сегодня поражает своим величием и красотой. В советские годы собору досталось по полной — лишенный шатров и иконостаса, он использовался под склады.
Во время войны его крыша служила зенитной площадкой. Он горел и перестраивался. Сегодня восстановленный кафедральный собор Александра Невского является самым высоким православным храмом Поволжья.
Воскресенская церковь (улица Шевченко, 1 А)
В Ямской слободе в середине 80-х гг. 19 века сооружается Воскресенская церковь. Ее решили построить купец А.Приезжаев и несколько почетных горожан. Этот четырехстолпный храм был воздвигнут из фасонного кирпича и не подвергался штукатурному покрытию. Храмовое завершение состояло из мощного светового барабана и приземистой главы.
Воскресенский храм. 80-е гг 19 века
Рядом находилась трехъярусная Колокольня, выполненная с элементами византийских мотивов. Основной объем был украшен позолоченным резным иконостасом. В советские годы храм был лишен и колокольни и храмового завершения. Сегодня эта действующая церковь продолжает восстанавливаться.
Храм Иконы Всех Скорбящих Радость (улица Нестерова, 2)
Эту удивительно нарядную и легкую церковь, выполненную в эклектическом стиле, замечают многие туристы, гуляющие в районе Верхне-Волжской набережной или Минской улицы. Скорбященская церковь находится с противоположной стороны сквера Нестерова, на одной оси с Памятником этому прославленному летчику, выполненному архитекторами Рукавишниковыми, выходцами из знаменитой нижегородской династии.
Эклектика Храма Всех Скорбящих. 90-е годы 19 века
Эта церковь была сооружена как домовая при первой земской Мартыновской больнице в середине 90-х годов 19 века (арх. В.Брюхатов, А.Никитин). Кстати, сквер и Памятник Нестерову находятся на территории бывших больничных бараков.
Храм во имя Всемилостивейшего Спаса (улица М.Горького, 177 А)
Это прекрасное храмовое сооружение в древнерусском стиле самого конца 19 и начала 20 столетий сооружается нижегородским купечеством в честь чудесного спасения императорской семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года (арх. А.Кочетов). Считалось, что спасла царскую семью икона Нерукотворного Спаса, всегда сопровождающая Александра Третьего в пути.
Древнерусский стиль Спасского храма. Конец 19 века
Спасский действующий храм можно увидеть в центральной части города, недалеко от Нижегородского острога. Интересна роспись этой церкви, которая была сделана незадолго до Первой Мировой войны. Нижегородские художники брали за основу работы В.Васнецова, И.Репина, В.Верещагина и других живописцев, выполненных для Московского храма Христа Спасителя.
Сормовский Спасо-Преображенский собор (улица Щербакова, 15)
Очень красив Сормовский Спасо-Преображенский собор, возведенный в начале 20 века архитектором Малиновским в модном тогда неовизантийском стиле для жителей разрастающегося Сормова. Говорят, что на его сооружение с каждого рубля сормовских трудящихся отчислялось по копейке. Как говориться, с миру по копейке, вот и на храм набралось.
Неовизантийский Сормовский собор. Начало 20 века
Собор по чистой случайности избежал уничтожения в советский период и сегодня по праву является достойным памятником храмовой архитектуры.
Владимирская церковь (Гордеевская улица, 141 А)
В начале 20 столетия перестраивается и Владимирская церковь Смоленско-Владимирского прихода в модерновом стиле (арх.Д.Федоров).
Модерн Владимирского храма. Начало 20 века
Успенский старообрядческий храм (улица Пушкина, 34 А)
Этот храм, сооруженный в 14-16 гг. 20 столетия, практически перед революционными событиями, возведен на Бугровском городском кладбище (арх.В.Покровский).
Успенский Старообрядческий храм. Начало 20 века
Любителям храмовой архитектуры будет интересно увидеть этот образец старообрядческого храмостроения.
Православные Монастыри
Сохранились в Нижнем Новгороде и старинные монастыри – древнейшие мужские Благовещенский с Печерским, и женский Крестовоздвиженский. Посещать вам их или нет – решайте сами, мы просто дадим их очень краткую характеристику.
Благовещенский монастырь (Мельничный переулок, 8)
Старинный Благовещенский монастырь был создан практически одновременно с городом по распоряжению Юрия Всеволодовича и являлся некоторым образом оборонительным укреплением города со стороны Волги, поэтому он подвергался нападениям и разбою. Но постепенно жизнь налаживалась, монастырь рос, а с появлением рядом с ним здания Нижегородской промышленно-торговой ярмарки дела и вовсе наладились.
Нижегородский Благовещенский монастырь на берегу Оки
Сегодня в этой действующей обители можно посмотреть отреставрированные храмы постройки 17 века — Благовещенский и Успенский. А также Алексеевскую церковь, в которой в советские годы функционировал планетарий. Сейчас при монастыре имеется Центр духовной реабилитации наркоманов. Здесь находится и Духовная семинария.
Вознесенский Печерский монастырь (Приволжская слобода, 108)
Печерский монастырь возник другим способом – из монашеской общины, которая создалась вокруг инока-отшельника Дионисия Суздальского, поселившегося в пещере. Монастырь, построенный на том месте, неоднократно разорялся набегами кочевников и оползнями. Поэтому в 17 веке монастырское братство перебирается на новую территорию, сохраняя в названии место своего основания (пещера).
Старинные строения Печерского монастыря на волжском берегу
Сегодня в монастыре находятся постройки первой половины 17 века – это Вознесенский и Успенский храмы. Также здесь можно увидеть надвратную церковь Св. Евфимия Суздальского и посетить музей церковно-археологических экспонатов, которые расскажут историю православия земель нижегородских.
Печерский монастырь располагается в очень живописном месте, которое привлекало многих русских художников. В свое время монастырь был запечатлен на картине русского живописца А.Саврасова, которую сегодня можно увидеть в городском Художественном музее.
Крестовоздвиженский монастырь (Окский съезд, 2)
Крестовоздвиженский женский монастырь возник из объединенной общины монахинь во второй половине 18 века, хотя первый женский монастырь появился на нижегородских землях уже в 14 веке. В 19 веке женская монастырская обитель осваивается на новом месте,где его можно осмотреть и сегодня. Туда перевезли прежние церковные постройки в разобранном виде и вновь их собрали. Были построены и новые здания, в том числе, храм, который напоминает Казанский собор в Петербурге.
Крестовоздвиженский храм женской обители
Главная святыня храма – почти 5 метровый крест-распятие с частицей Животворящего Креста Господня. Этот крест-распятие украшен троице-сергиевскими иконописцами.
Другие храмовые сооружения
Нижегородская соборная мечеть
Казанская Набережная, 6
Мусульманская религия получила в Нижнем Новгороде широкое распространение и сегодня это религиозное направление имеет свое Духовное управление, исламский институт, издательство и, конечно же, свои храмы, которые называются мечети.
Мусульманская Соборная мечеть. Начало 20 века
Первая мусульманская мечеть появилась в районе Сенной площади незадолго до революционных событий в 1915 году. Этот образец мусульманского храмостроения сегодня видят все туристы, поднимающиеся по Казанской набережной к Нижегородской канатной дороге.
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Студеная улица, 10 Б)
Этот римско-католический храм сегодня находится в перестроенном с разрешения администрации комплексе зданий бывшей усадьбы Щелокова, являющейся историко-архитектурным памятником 19 века.
Католический Храм Успения Девы Марии в усадьбе Щелокова
Посетить это место старинной части Нижнего Новгорода весьма интересно. Интересна и судьба католической общины города, ведь первые католики стали появляться здесь уже с 17 века. В первой половине 19 века около кремля появился первый католический храм, а в первой половине 20 века – второй.
За годы советской власти первый был уничтожен, а во втором со временем разместился городской ЦНТИ (его можно увидеть на этой же улице дом №8). В 90-е годы вновь зарегистрированной католической общине были предоставлены несколько строений щелоковской усадьбы, а именно бывшие конюшни.
Бывшие усадебные конюшни в 90-х были отданы католическому храму
В этих отреставрированных конюшнях и размещался католический храм до 21 столетия. Потом Храм Успения Девы Марии был перемещен в основное усадебное здание.
Алтарная часть католического храма
Нижегородская Синагога (Грузинская улица, 5 А)
Еврейская нижегородская община начала активно формироваться в Нижнем Новгороде со второй половины 19 века. Она состояла в основном из демобилизованных солдат, осевших здесь на постоянное место жительства и из купцов. В начале 80-х гг.19 века для представителей этого вероисповедания была построена Синагога (архит. Нейман).
Нижегородская Еврейская Синагога
В советские годы этот храм был изъят у верующих, как и храмовые сооружения других вероисповеданий, но вначале 90-х его вернули в пользование общине.
Таким образом, вполне очевидно, что в количественном и качественном отношении нижегородские храмы вполне заслуживают туристического внимания. В них можно увидеть развитие архитектурных направлений храмостроения различных веков. А самое главное, в них сохранена история отдельных периодов развития города, великие и печальные моменты, судьбы уже ушедших поколений.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Отзывы туристов
Войдите, чтобы оставить свой отзыв.
Читайте также:
От готики до барокко | Путеводитель Подмосковья
Московской области в наследие достались десятки древних и удивительных церквей. Рассказываем о самых красивых и интересных храмах региона. Они ценятся не только среди верующих за хранящиеся там святыни, но и у любителей архитектуры за многовековую историю, разнообразие стилей и необычные строительные решения. В этом материале мы расскажем о самых красивых и интересных храмах Подмосковья.
Знаменская церковь
Эту церковь включают почти во все путеводители Подмосковья. Храм был построен на рубеже XVII – XVII веков на территории живописной усадьбы Дубровицы. Коринфские колонны, скульптурное обрамление фасада, резная позолоченная колонна на крыше, барочный иконостас и хоры — Знаменская церковь не похожа ни на один другой православный храм и поразит своей красотой даже самого искушенного туриста.
Адрес: Подольский район, поселок Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Время работы: с 09:00 до 17:00.
Сайт: dubrovitsy-hram.ru.
Знаменская церковьЦерковь Рождества Богородицы
Храм был построен в вотчине князей Долгоруковых в начале XVIII века по присланному из Европы проекту. Двухсветная ротонда в итальянском стиле, покрытая куполом, интересна своим балконом и балюстрадой, на которой стоят фигуры 12 апостолов и четырех евангелистов. Сохранившийся прототип церкви – часовня-ротонда Темпьетто в Риме, построенная известным архитектором Донато Браманте.
Адрес: Серпуховской район, село Подмоклово, церковь Рождества Богородицы.
Время работы: с 09:00 до 16:00.
Сайт: hram-podmoklovo.ru.
Церковь Рождества БогородицыХрам Спаса Преображения
Оригинальные архитектурные решения этой древней церкви XVI века сочетаются с традиционными строительными приемами, создавая уникальный образ. Столп и ажурные розетки заимствованы у западноевропейских псевдоготических церквей, шатер и кокошники — у московских зодчих, апсиды и приделы — у псковских. Еще более усложняет декор колокольня XIX века в стиле ложной готики, кардинально отличающаяся по стилистике от церкви. От храма также открывается великолепный вид на пойму Москвы-реки.
Адрес: Ленинский район, село Остров, церковь Спаса Преображения.
Время работы: с 08:30 до 18:00.
Сайт: ostrov-preobr.cerkov.ru.
Храм Спаса ПреображенияЦерковь Михаила Архангела
Православная церковь Михаила Архангела сразу привлекает внимание своим небесно-голубым цветом. Храм был построен в XVII веке в стиле московского барокко, со вставками из белого камня. Во время Отечественной войны 1812 года французы не тронули храм, и он сохранил все свое церковное убранство, а главное — почитаемые верующими иконы, «намоленные» за несколько сотен лет.
Адрес: Балашиха, улица Черная дорога, 16А.
Время работы: с 08:00 до 16:00.
Сайт: николо-архангельский.рус.
Церковь Михаила АрхангелаУспенский собор Троице-Сергиевой Лавры
Самый большой храм Троице-Сергиевой Лавры строился на личные средства Ивана Грозного, который пожелал поставить в монастыре храм византийского стиля по образцу главного собора Московского Кремля. Храм украшают пять куполов, расположенных в форме креста, а стены и своды Успенского собора покрыты фресками на библейские сюжеты. В числе главных святынь церкви: мощи святителей Иннокентия Московского и Макария, иконы XVI века «Успение Пресвятой Богородицы», «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы».
Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Успенский собор.
Время работы: с 08:30 до 16:00.
Сайт: stsl.ru.
Успенский собор Троице-Сергиевой ЛаврыНово-Никольский собор
Ново-Никольский собор Можайска — замечательный образец готической архитектуры, воздвигнутый в начале XIX века по примеру западноевропейских храмов. После Великой Отечественной войны пострадавший храм восстановили без купольной ротонды над центральной частью, отчего церковь стала походить на гигантский корабль. Внутреннее пространство храма привлекает своей камерностью, особенно в сравнении с внешними размерами собора. Долгое время здесь хранились мощи Сергия Радонежского и князя Владимира, но затем они бесследно исчезли.
Адрес: Можайск, Бородинская улица, 8.
Время работы: с 08:30 до 18:00.
Сайт: mozhaisk-nicola.cerkov.ru.
Ново-Никольский соборЦерковь Гребневской иконы Божией Матери
Эта церковь была построена в XVIII веке в честь Гребневской иконы Божией Матери, по преданию поднесенной казаками князю Дмитрию Донскому после Куликовской битвы. Копия этой легендарной иконы — главная святыня храма. Также паломники приезжают сюда поклониться иконе святителя Николая Можайского, установленной в медной посеребренной ризе. Золоченый ангел с крестом в руках на барабане купола эффектно венчает здание в стиле классицизма. Особенно ярко красно-белая церковь смотрится на фоне зимнего пейзажа.
Адрес: Щелковский район, Гребнево, церковь Гребневской иконы Божией Матери.
Время работы: с 09:00 до 16:00.
Сайт: grebnevo.org.
Церковь Гребневской иконы Божьей МатериПравославные церкви в XIX веке
Введение | История | Доктрина
Автокефалии на Балканах |
В Греции | В Сербии |
В Румынии
В Болгарии |
Церковь в царской России
Автокефалии на Балканах
Идеи Французской революции, националистические движения и вечная память о прошлых христианских империях привела к постепенному распад турецкого господства на Балканах. Согласно образец, существующий с позднего Средневековья, рождения национальных государств последовало создание независимой автокефальной православной церкви. Таким образом, падение османского владычества сопровождалось быстрое сокращение фактической власти патриарха Константинополь. Парадоксально, но греки, для которых «более чем для кого-либо» патриаршества представляли собой надежду на будущее, первыми организовали независимая церковь в их новом состоянии.
В Греции
В 1821 г. греческая революция против турок была официально провозглашен митрополитом Старых Патр Германом. Патриаршество, будучи официальным спонсируемым Турцией органом администрации христиан выступили с заявлениями, осуждающими и даже предавшими анафеме революционеры. Эти заявления, однако, никого не убедили, менее всего турецкое правительство, которое на Пасху 1821 г. вселенский (константинопольский) патриарх Григорий V повешен на главном ворота патриаршей резиденции как общественный пример. Многочисленные другие Греческое духовенство казнили в провинциях. После этой трагедии официальная лояльность патриархата была, конечно, обеспечена вдвойне. Не в состоянии ни общаться с патриаршеством, ни признать его отлучения, епископы освобожденной Греции собрались в Нвиплионе и зарекомендовали себя как синод автокефальной церкви (1833 г.). церковный режим, принятый в Греции, был смоделирован по образцу российского: Коллегиальный государственный орган, Священный Синод, должен был управлять церковью под строгий государственный контроль. В 1850 году патриаршество было вынуждено признать то, что к тому времени было свершившимся фактом, и предоставил хартию автокефалия (тмос) новой Элладской церкви.
В Сербии
Независимость Сербии привела в 1832 году к признанию сербского церковная автономия. В 1879 году Сербская церковь была признана Константинополь как автокефальный под первенством митрополита Белград. Эта церковь, однако, покрывала только территорию того, что было называют «старой Сербией». Маленькое государство Черногория, всегда независимое от турок, имел в Цетине своего митрополита. Этот прелат, который был также гражданский и военный лидер нации, был посвящен либо в Австрии, или, как в случае со знаменитым епископом-поэтом Петром II Негошем, в Петербурге (1833).
В Австро-Венгерской империи две автокефальные церкви, с существовала юрисдикция над сербами, румынами и другими славянами. течение второй половины века. Это были патриархаты Сремски-Карловцы (Карловиц), основанная в 1848 г. и управлявшая всей православные в Венгерском королевстве; и митрополия Черновицкая (ныне Черновцы) на Буковине, которая после 1873 г. юрисдикция над двумя сербскими епархиями (Зара и Котор) в Далмации. Сербские епархии Боснии и Герцеговины, приобретенные Австрией в 1878 г., оставались автономными, но никогда не были полностью независимыми от Константинополь.
В Румынии
Создание независимой Румынии после столетий иностранного контроль болгар, турок, греков-фанариотов, а в последнее время русскими, привели в 1865 году к самопровозглашению Румынской церкви как автокефальным, даже вопреки яростным протестам Фанара. Как в Греции новая церковь находилась под строгим контролем прозападных правительство принца Александру Куза. Наконец, как и в случае с греками, Константинополь признал румынскую автокефалию при митрополите Бухареста (1885 г.). Румыны Трансильвании, все еще в Австро-Венгрия осталась под автокефальным митрополитом Сибиу. и другие под церковью Черновиц
В Болгарии
Восстановление Болгарской церкви в конце концов было обеспечено, но не без трагедии и даже раскола; это произошло главным образом потому, что вопрос о восстановлении автокефальной церкви возник в то время, когда греческое и болгарское население жили бок о бок в Македонии, Фракии и самого Константинополя, хотя и в рамках Османская имперская система. После турецкого завоевания и особенно в в 17 и 18 веках болгарами управляли греческие епископы и им часто запрещали поклоняться на славянском языке. Это принудительное Политика эллинизации была отвергнута в XIX в.го века, когда болгары стали претендовать не только на туземное духовенство, но и на равное представительство на высшие эшелоны христианского миллета, т. е. патриархат. Эти претензии были встречены решительным сопротивлением греков. Альтернативой была национальная болгарская церковь, созданная султанским фирманом (указом) 1870 года. Новая церковь должна была управляться своим собственный болгарский экзарх, проживавший в самом Константинополе и управлявший все болгары, которые его узнали. Новая ситуация была неканоничной, потому что он санкционировал существование двух отдельных церковных строения на одной территории. Вселенский Патриарх Анфим VI созвал синод в Константинополе, в который вошли и греческие патриархов Александрии и Иерусалима (1872 г. ). Совет осудил «филетизм» – национальный или этнический принцип в церковной организации – и отлучил болгар, которые, конечно, не одни были виновны в «филетизм». Этот раскол продлился до 1945, когда произошло примирение место с полным признанием болгарской автокефалии в пределах Болгарское государство.
После освобождения от турецкого ига балканские церкви свободно развивали как свою национальную идентичность, так и свою религиозную жизнь. Богословские факультеты, в основном по немецким образцам, были созданы в Афины, Белград (в Югославии), София (в Болгарии) и Бухарест (в Румыния). Румынская церковь ввела полный цикл богослужения. офисы на родном румынском языке. Но эти положительные сдвиги часто омрачены националистическим соперничеством. Осуждая «филетизм», Синод Константинополь (1872 г.) фактически определил основную проблему современной Православие.
Церковь в царской России
Духовный регламент Петра Великого оставался в силе до самый конец Российской империи (1917 год). Многие русские церковники последовательно жаловался на подчинение церкви государству, но там мало что они могли сделать, кроме как составить планы будущих реформ. Это они не преминули сделать, и в 20 веке необходимые изменения были быстро разыгрывается. Хотя сам Петр и его первые преемники были склонны заниматься лично и непосредственно церковными делами, цари XIXй век делегировал большую власть обер-прокурорам, которые получили кабинетного ранга в правительстве и были настоящими главами всего администрация церкви. Один из самых изнурительных аспектов режим представлял собой правовое деление российского общества по жесткой кастовой системе. Духовенство было одной из каст со своей школьной системой. мало возможностей для его детей выбрать другую профессию.
Несмотря на эти очевидные недостатки, церковь сохранила самосознание, а среди епископата такие видные деятели, как Филарет Московский (1782-1867) способствовал образованию, теологическим исследованиям, библейским переводы и миссионерская деятельность. В каждой из своих 67 епархий российская Церковь создала семинарию для подготовки священников и учителей. В Кроме того, были открыты четыре богословские академии или аспирантуры. установлен в крупных городах (Москва, 1769 г.; СПб, 1809; Киев, 1819 г.; Казань, 1842). Они давали в целом превосходную богословскую обучение как для россиян, так и для иностранцев. Жесткая кастовая система и строго профессиональный характер этих школ, однако, были препятствиями к их серьезному влиянию на общество в целом. Это было, скорее, через монастыри и их духовность, что церковь начала достигать интеллектуальный класс. Влиятельнее, чем жесткая дисциплина большие монашеские общины, пророческое служение «старцев» (старцы), выступавшие живыми образцами эталонов духовной жизни или в качестве советников и исповедников, привлекали большие массы простых людей, а также интеллигенции. Преподобный Серафим Саровский (1759 г.)-1833), для например, жили по нормам древнего исихаста традиция, возрожденная в русских лесах. Начало Оптино Леонид (1768-1841), Макарий (1788-1860) и Амвросий (1812-91) посещались не только тысячами простых христиан, но и также писатели Николай Гоголь, Лев Толстой и Федор Достоевский. Последний вдохновлялся старцами, когда описывал в своих романах монашеские деятели, такие как Зосима в «Братьях Карамазовых». Из рядов формирующейся группы православных светских интеллектуалов, производство живое богословие – пусть и менее научное, чем в академиях – форма. Большое влияние мирянина-богослова вроде Алексея Хомякова (1804-60), принадлежавший до этого к славянофильскому (прославянскому) кружку приобрело политический оттенок, со временем помогло превратиться в Православие в конце века таких ведущих марксистов, как Сергей Булгаков (1871-1944) и Николай Бердяев (1874-1948). Миссионер расширение также продолжалось, особенно в Западной Азии, Японии и на Аляске. (см. ниже, Миссии: Древние и современные).
Непропорционально больше и богаче, чем родственные церкви Балканы и Ближний Восток, Русская Церковь включала в 1914 г. более более 50 000 священников, 21 000 монахов и 73 000 монахинь. Он поддерживал тысячи школ и миссий. Он сотрудничал с российским правительством в пользовался большим влиянием в делах Среднего Востока. Таким образом, с русским помощи, араб (Мелетиос Думани), а не грек, был избран на пост впервые в качестве патриарха Антиохии (189 г.9). С последовательными разделами Польши и воссоединения с Россией белорусских и украинских территории, многие восточно-католические потомки тех, кто присоединился к Римское причастие в Брест-Литовске (1596 г.) вернуло Православие.
После 1905 года царь Николай II дал свое согласие на создание предсоборной комиссии по подготовке Всероссийского Церковный совет. Общепризнанной целью запланированного собрания было восстановление независимость церкви, утраченная со времен Петра Великого и в конечном итоге восстановить патриаршество. Этому собранию, однако, суждено было встретиться только после падения империи.
Примечание для веб-мастеров. Эта страница была получена с www.archive.org после decani.yunet.com прекратил свое существование после конфликта в Косово. Эта страница была первоначально создан монахами монастыря Дечани в Косово. Это было слегка отредактирован для размещения на этом сайте. Сокращено, из Callistos Ware, . Православная церковь , с. 12-16.
История |
История
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ИНДИИ Маланкарская православная церковь, именуемая в дальнейшем Православной церковью Индии или Индийской православной церковью, является второй по величине фракцией древней церкви христиан св. Фомы в Индии, существовавшей до 1657 года как единая и объединенная Церковь с местным характером. своего собственного. Эта древняя церковь христиан св. Фомы является апостольской церковью, как и все другие апостольские церкви по всему миру, и возникла благодаря евангельским подвигам св. Фомы — апостола не только Малабара и Южной Индии, но также Индии и всей Азии. В этом смысле эта церковь является одной из старейших церквей в христианском мире, а также в Индии, потому что христиане-католики пришли в Индию только в 16-м веке, а христиане-протестанты — в 18-м веке — все после западного колониализма. Маланкарская церковь — это коренная церковь с самобытным наследием и собственными характеристиками, глубоко укоренившаяся в индийской земле. Более того, это церковь, которая веками находилась в тесном контакте с Восточно-Сирийской Церковью, которая когда-то процветала в нынешних регионах Ирака и Ирана.
В 16 веке он вступил в контакт с Римско-католической церковью посредством португальского колониализма, что после столетия контактов и взаимодействий привело к насильственному господству римского католицизма над церковью христиан св. Фомы. Решающую роль в этом отношении сыграл Синод Удаямперора – 1599 г. Таким образом, этот синод заложил прочную основу для всех проблем, возникших впоследствии в этой церкви. Примерно 54 года после этого христиане святого Фомы оставались под оккупацией Рима, а затем в разделенном государстве.
В 1653 году, приняв клятву, христианская церковь Св. Фомы в целом отменила принудительное подчинение римскому католицизму и решила восстановить свою свободу как церковь Индии и возродить наследие своей восточной церкви и местные особенности. Но из-за различного давления их единство было нарушено, в основном из-за подавляющих действий католиков, которые пользовались огромной поддержкой колониальных держав; группа христиан Фомы была склонена на сторону римско-католической церкви и позже стала поборником распространения римского католицизма среди христиан Фомы. Более того, они, т. е. перешедшие на сторону католиков, не позволяли своим противникам, отбросившим Рим, свободно идти к месту назначения в качестве свободной церкви. После многих лет тяжелых испытаний, борьбы и потери верных римо-католиков, те, кто противостоял Риму, выделились как независимая Церковь, вступившая в свободное и дружеское единство с епископами, пришедшими из Западно-Сирийского Патриархата в Юго-Западной Азии. Это началось с 1665 года, вскоре после изменения политического и колониального сценария Южной Индии, когда португальцы были вытеснены приходом в регион голландцев.
Эта церковь христиан св. Фомы, освободившихся от католицизма, возглавлялась до 1816 г. индийскими епископами их собственного происхождения и была известна под общим названием – Мар Тома. Именно эта церковь существовала впоследствии при епископах, известных как Мар Дионисий; ныне известная под названием Индийская православная церковь. В течение 17, 18 и 19 веков они также были известны под некоторыми именами, которые в большинстве случаев были названиями, время от времени навязываемыми им их противниками. Это: Новая партия (путенкур), сирийцы неромо, сирийцы малабар, сирийцы-якобиты и т. д. После формирования церковного устава в 1934 название этой церкви стало Маланкарской Православной Сирийской Церковью. Они верят, что являются верными первоначальными потомками и реальным продолжением церкви христиан св. Фомы в Индии. Поэтому они заявляют, что являются древней и апостольской Церковью, как и любая другая апостольская церковь в мире. Церковь в Индии является восточной по своему духу и богослужению и явно отличается от западных (римских и протестантских) церковных традиций.
Церковь полностью самоуправляема местным руководством и является коренной. Никакому иностранному руководству сейчас не позволено управлять этой церковью.
Эти элементы самосознания всегда отзывались эхом всякий раз, когда им угрожала опасность в периоды контактов с католицизмом, протестантством и западными сирийцами.
Более того, уникальной и благородной чертой этой церкви и сейчас является ее широкое видение человечества, нехристианских религий и других идеологий.