Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца (Флоренция) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца (итал. Chiesa Ortodossa Russa della Natività di Nostro Signore Gesù Cristo e San Nicola Taumaturgo) — православный храм, расположенный в городе Флоренция (Тоскана, Италия). Юрисдикция прихода в настоящее время оспаривается между Западноевропейским экхархатом Константинопольского патриархата и Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ)[1][2][3].
Строительство было начато 11 июня 1899 года по инициативе протоиерея Владимира Левицкого и эмигрантов русского происхождения. Строительство велось по проекту архитектора Михаила Преображенского. За основу строительного стиля было принято московско-ярославское зодчество XVII века, периода наивысшего расцвета русской храмовой культуры. Храм представляет двухэтажную композицию с высоким крыльцом, центральная часть которого завершается покрытием с кокошниками и традиционным русским пятиглавием. В росписи верхнего храма Рождества принимали участие Пётр Шарворок, Александр Блазнов, Михаил Васильев, Дмитрий Киплик. Все образа́ иконостаса (кроме Царских врат и верхних ряда кисти Михаила Васильева) исполнил академик Александр Новоскольцев
Церковь состоит из нижнего и верхнего храмов. Нижнюю церковь во имя святителя Николая Чудотворца освятили 8 октября 1902 года, а верхнюю церковь во имя Рождества Христова — 26 октября 1903 года.
После революции 1917 года поддержка прихода со стороны Русской церкви прекратилась, в 1921 году приход стал самостоятельным, несмотря на попытки советских дипломатов заявить права на здание.
С 1920 года храм пребывал в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского)[1] и вместе с другими подчинёнными ему приходами в феврале 1931 года вошёл в юрисдикцию Архиепископии Русских православных церквей в Западной Европе Константинопольского патриархата[5].
С 1925 по 1936 годы храм служил временной усыпальницей членов греческой королевской семьи — короля Константина I, королевы Ольги, королевы Софии.
В 1987 в храме начались реставрационные работы под руководством архитектора Винченцо Ваккаро, которые в 1996—1999 годах вернули зданию прежний вид. В ноябре 2003 года при участии городских и церковных властей торжественно отмечено столетие церкви[5].
В октябре 2018 года в знак протеста против действий патриарха Константинопольского на Украине[6] община вышла из подчинения Константинопольского патриархата: с 28 октября 2018 года за богослужением поминался первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал)[7]. Настоятель храма протоиерей Георгий Блатинский отметил: «После антиканонических решений, сделанных патриархом Варфоломеем 11 октября, мы перестали его поминать. Этими решениями патриарх Варфоломей сделал Православную церковь Украины во главе с митрополитом Онуфрием гонимой». На общем собрании прихожан, где присутствовало более ста человек, была выражена единогласная поддержка решению о переходе в юрисдикцию РПЦЗ
- Талалай М. Г. Церковь Рождества Христова во Флоренции. — Флоренция, 1993. — 20 с
- Талалай М. Г. Русская церковь во Флоренции как «петербургский памятник» // Невский архив № 2. — М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1995. — ISBN 5-85042-039-9, ISBN 5-85042-032-5 — С. 447—453.
- Православная русская церковь Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца во Флоренции // Историко-художественный путеводитель. — Флоренция, 2000.
ru.wikipedia.org
La nostra chiesa | Русский Православный Храм
Мне выпала честь как настоятелю представить вам этот замечательный первый русский православный храм на территории Италии. Несмотря на свою молодость – наш храм был освящен в ноябре 1903 года – он соединил в своем историческом существовании дорогие для сердца памяти о событиях последних веков русской истории. Русской, разумеется, не в смыле этническом, а в смысле национальном, а может, и даже скорее, цивилизационном.
Действительно, хоругви, расположенные по обе стороны входа в верхний храм, присутствовали на Пасхальном богослужении 1814 года на place de la Concorde в Париже,первой Пасхе, празднуемой в Походной церкви Александра Первого, после взятия столицы Франции русскими войсками, когда вся армия, присутствовавшая здесь же на площади, причащалась. Кстати, и посвящение верхнего храма нашей церкви Рождеству Христову берет свое начало от походной церкви Александра Первого.
В притворе, сразу при входе, слева, на маленькой самодельной звоннице висит колокол с крейсера «Алмаз». Этот крейсер – участник Цусимского боя русско-японской войны 1905 года, единственный крейсер, уцелевший в том сражении, сумевший, несмотря на многочисленные повреждения добраться своим ходом до Владивостока. После ремонта он служил Императорской яхтой, а в 1921 году возглавлял одну из групп кораблей, осуществлявших исход русской эмиграции из Крыма.
Святыней храма является крест-мощевик митрополита Филарета Романова (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), ставший с избранием шестнадцатилетнего отрока Михаила Романова на царство святыней Царского Дома. Романовы молились перед ним вплоть до 1698 года, когда Петр Первый, желая жениться на Анне Монс, заточил свою первую жену Евдокию, урожденную Лопухину, в Суздальский монастырь, которая забрала крест с собой. Больше он в семью Романовых не вернулся, а передавался из поколения в поколение уже в семье Лопухиных. Последняя Лопухина из этой ветви скончалась во Флоренции в 1922 г и с тех пор крест-мощевик находится в Алтаре храма.
Иконостас верхнего храма, подаренный последним русским Императором Николаем Вторым, святым царем-мучеником, изготовлен из белого каррарского мрамора и желтого веронского и содержит, в качестве дополнительных икон святых , небесных покровителей последней Царской семьи и вензель Государя.
Нижний храм святителя Николая Чудотворца наследует посвящение Домового храма одной из ветвей знаменитой уральской семьи горнозаводчиков Демидовых, поселившейся во Флоренции в 1822 г и с начала 50-х годов уже имевших свою церковь. В связи с вынужденной продажей имения Сан Донато в 1880 году, все убранство Домовой церкви – иконостас, иконы, церковные сосуды и утварь, богослужебные книги – все было сохранено для уже задуманного православного храма во Флоренции, так что посещая нижний храм, вы имеете поистине уникальную возможность видеть, в какой обстановке молились наши именитые предки.
К большому сожалению, в настоящее время внешний вид храмового здания находится в состоянии критическом. Местный мягкий камень pietra serena, обладающий крупным недостатком впитывать воду, со временем, и потому терять свою исходную форму, перешел все возможные сроки нормального функционирования и без внешнего вмешательства разрушается с большой скоростью. Протечка крыши в Алтаре дополнила безрадостную картину плачевного состояния церковного здания. Ознакомиться с течением работ и необходимыми для этого средствами можно в разделе сайта, посвященном реставрации, которая проводится под руководством нашего инженера, являющегося также и автором соответствующего раздела сайта. Его высокий профессионализм дает нам уверенность в успешном, при наличии средств, завершении работ в будущем 2013 юбилейном году, году празднования 400-летия Дома Романовых.
Итак, приветствую Вас на нашем сайте и желаю, чтобы Ваше посещение его в виртуальном прсстранстве продолжилось для Вас и в пространстве реальном – пространстве города Флоренции, истинной колыбели классической европейской культуры, где на улице папы Римского Льва Десятого, написавшему, в свое время, два письма Царю Иоанну Грозному, стоит пятиглавый русский храм.
www.chiesarussafirenze.org
Флоренция. Русская церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца. Осень 2014 г.: elenajakovlevna — LiveJournal
Мы запланировали посещение русского православного храма во Флоренции. В солнечный день мы пешком отправились туда, руководствуясь картой:Инициатива постройки постоянного православного храма принадлежала Вел. Кн. Марии Николаевне, герцогине Лейхтенбергской, которая до 1873 г. жила на вилле П. П. Демидова в Кварто. Ее поддержали русский посол в Риме А. Нелидов, и о. Владимир Левицкий, назначенный настоятелем во Флоренцию в 1878 г.
В 1885 г. на собранные средства был куплен участок земли на набережной протока Муньоне, и в 1899 г. состоялась закладка храма. После долгих прений был выбран «чисто русский» стиль, проект поручен архитектору Синода М. Т. Преображенскому.
В окончательном варианте за первооснову было принято московско-ярославское зодчество XVII в. Была составлена необычайно гармоничная композиция двухэтажного храма с высоким крыльцом, центральная часть которого завершается покрытием с кокошниками и традиционным русским пятиглавием.
В 1902 г. была освящена нижняя церковь во имя Святителя Николая Мирликийского, покровителя Демидовых. Вестибюль украшен большим изображением св. апостола Филиппа и двумя мраморными досками с надписями на русском и итальянском языках: «Храм сей своим благолепием обязан Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато, род. 21 окт. 1839, умер 26 янв. 1885, и его супруге Елене Павловне, урожденной Трубецкой, род. 7 окт. 1853, умерла 10 авг. 1917 года». Над входом — небольшой образ св. Елены, небесной покровительницы княгини. Иконостас, иконы и клиросы были перенесены из Никольской «Демидовской» домовой церкви.
Верхняя церковь была освящена в 1903 г. при участии русского духовенства из Рима, в присутствии русского дипломатического корпуса и адмирала Р. Н. Вирена с командой крейсера «Ослябя», стоявшего тогда в Специи.
Известные русские художники М. Н. Васильев, Д. Киплик, Д. Шарварок и А. Блазнов написали большую часть икон. Фрески выполнены по древнерусским канонам местными живописцами.
«Церковное здание стало великолепным результатом сотрудничества русских мастеров с итальянскими. Флорентийцы, впервые участвовавшие в таком необычном строительстве, блестяще справились со своей задачей. Важную роль в точном воплощении художественных идей Преображенского сыграли местные производители работ: строитель Джузеппе Бочини и инженер Джованни Пачарелли. Камнетесные работы произвело «товарищество Биккиелли и Маяни», владевшее хорошими каменоломнями под Фьезоле. Кованную ограду с двумя монументальными воротами отлили в мастерской Микелуччи в Пистойе (символично, что ее главные врата украшены российским двуглавыми орлами и флорентийским лилиями). Та же фирма Микелуччи выполнила решетки окон, дверь крыльца и ажурные кресты «русской формы» над полумесяцем. Кресты были позолочены способом «мордан» ремесленником Ненчоне. Медные покрытия сделал медник Людер, железные связи и конструкции пяти куполов — слесарь Граццини, медные желоба и чугунные трубы — кровельщик Фабери, сад разбил садовник Пуччи. Всю майолику, которая украшает фризы здания, шатер паперти и пятьдесят два кокошника с шестокрылыми херувимами, исполнила фабрика Кантагалли. Мозаичная икона Божией Матери «Знамение» в обрамлении лилий, находящаяся под шатром, во фронтоне, а также парные мозаичные иконы первоверхостных апостолов Петра и Павла, расположенные на южном и северном боковых фронтонах, изготовлены по картонам русского художника Ф.П. Фреймана. Мозаики были сделаны в Венеции фабрикой Societa Musiva Veneziana».
http://zarubezhje.narod.ru/italy/
Слева от входа — историческая реликвия, колокол Алмаз, принадлежавший одноименному крейсеру, затопленному в 1924 г. в Бизерте после исхода российского флота из Советской России. Этот колокол был передан общине союзническими войсками после освобождения Флоренции от нацистов. Мне жаль, но я не увидела этот колокол.
В росписи верхнего храма Рождества принимали участие П.С. Шарворок, А.П. Блазнов, М.Н. Васильев, Д.И. Киплик. Все образа иконостаса (кроме Царских врат и верхнего ряда кисти М.Н. Васильева) исполнил академик А.Н. Новоскольцев.
Стоит чуть подробнее остановится на личности о. Владимира Левицкого, которому Русская Церковь и город на Арно обязаны появлением столь выдающегося памятника. Это был высокообразованный, не без литературного таланта, священник, закончивший Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия и философии. Во Флоренции он прожил вместе со своей семьей 45 лет — вплоть до смерти в 1923 г. О. Владимир оставил подробный дневник строительства храма, со страниц которого встает образ целеустремленного, энергичного человека, не унывавшего при многочисленных трудностях, вникавшего во все мельчайшие подробности дела, умевшего настоять на своем мнении, не обделенного даром иронии, иногда переходившей в желчную критику.
Флорентийская церковь была построена двухэтажной по предложению о. Владимира: таким образом, воплощалась типология русских северных храмов, с верхней (холодной, или летней) и нижней (теплой, или зимней) церквями, а кроме того, создавалась возможность достойно разместить иконы, киоты и иконостас, пожертвованные Демидовыми.
Фотографировать в церкви категорически не разрешалось. Поэтому вернувшись из поездки, я нашла Фотографии, выполненные Леонидом Варебрусом в «Специальном репортаже». С благодарностью к автору я поместила их ниже. http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57081/episode_id/927251/
Памяти Павла и Елены Демидовых, главных жертвователей церкви перед входом в нижний храм, Николая Чудотворца. Вторая доска, внутри алтаря…
http://cdn.static3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/gallery/475/061.jpg
Резной каменный иконостас в церкви Рождества Христова резчика Джузеппе Нови с иконами А.Новоскольцева и М.Васильева. Царские врата – М.Преображенского и М.Васильева. Дар императора Николая Второго.
http://cdn.static3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/gallery/475/079.jpg
Роспись потолка в нижней церкви, святителя Николая. Фото Леонида Варебруса. http://cdn.static3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/gallery/475/020.jpg
Иконостас нижнего храма из домовой церкви князей Демидовых вырезан в мастерских Ринальди Барбетти в 1840 году с иконами небесных покровителей демидовского рода. http://cdn.static3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/gallery/475/049.jpg
Одна из старинных святынь – икона Николая Чудотворца с надписью на серебряной пластине: «…в поминовение о душе блаженной памяти благочестивейшего Государя Николая Первого, 1859 год».
http://cdn.static3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/gallery/475/029.jpg
Верхний храм:
Внутренний свод Церковь Рождества с фигурами евангелистов мастера Д.Киплика. Остальные росписи выполнены по картонам М.Васильева и А.Блазнова. http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57081/episode_id/927251/
Фреска «Вход Господень в Иерусалим» на воротами верхнего храма. Мастера Джакомо Лолли, Болонья, 1902-1903 годы.
http://cdn.static3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/gallery/475/028.jpg
В верхний храм мы не попали, он был закрыт. В нижней церкви шла праздничная служба. Фотографий совсем мало, не хотелось мешать прихожанам. Мы тихонько вышли из храма, обошли его вокруг. Нам встретился батюшка, который расспросив, кто мы и откуда, нас благословил.
elenajakovlevna.livejournal.com
Дорогие соотечественники и гости нашего сайта!Мне выпала честь как настоятелю представить вам этот замечательный первый русский православный храм на территории Италии. Несмотря на свою молодость – наш храм был освящен в ноябре 1903 года– он соединил в своем историческом существовании дорогие для сердца памяти о событиях последних веков русской истории. Русской, разумеется, не в смыле этническом, а в смысле национальном, а может, и даже скорее, цивилизационном. Действительно, хоругви, расположенные по обе стороны входа в верхний храм, присутствовали на Пасхальном богослужении 1814 года на place de la Concorde в Париже,первой Пасхе, празднуемой в Походной церкви Александра Первого, после взятия столицы Франции русскими войсками, когда вся армия, присутствовавшая здесь же на площади, причащалась. Кстати, и посвящение верхнего храма нашей церкви Рождеству Христову берет свое начало от походной церкви Александра Первого. продолжается Реставрационные работыКак памятник истории и культуры, храм охраняется государственным ведомством по охране памятников г. Флоренция (Soprintendenza), уполномоченным по надзору над реставрацией памятников архитектуры.В связи с общей обветшалостью храма, в течении более десяти лет в нем ведутся крупные реставрационные работы. После установки новой электрической сети, была проведена реставрация церковной ограды работы литейного завода Микэлуччи из г.Пистойа и стенных роспией верхней церкви. Проведены также работы по удалению влажности на стенах и в окружной подземной галерее предназначенной для предохранения фундамента церкви, установлены мощные вентиляторы, что окончательно решило проблему влажности, наносившую ущерб стенным росписям и деревянному убранству нижнего храма..продолжается →
|
|
www.chiesarussafirenze.org
Флоренция — Святыни — Русская православная Церковь в Италии
Флоренция – город уникальный, получивший имя столицы Возрождения. Во многих церквях и соборах сохранились живописные шедевры известнейших художников этой эпохи. «Чудо человеческого мастерства под открытым небом», – так называют этот город все приезжающие в него.
Исторический центр города украшен жемчужиной архитектуры: Собором Божией Матери /Santa Maria del Fiori/. Купол собора, спроектированный Брунеллески, является символом города.
Собор Божией Матери дель Фьори — Santa Maria del Fiori
Открыт: пн.-сб. 10.00-17.00, вс. 13.00-17.00
Собор Божией Матери дель Фьори — Santa Maria del Fiori
Собор Божией Матери возводился 140 лет и свои труды в него вкладывали такие известные зодчие как Джотто, Андреа Пизано и Брунеллески. В 1436 г. Римским папой Евгением IV собор был освящен и в нем начались богослужения. Собор был возведен на месте храма святой Репарты – палестинской мученицы III в. В соборе сохранились останки этой церкви.
Под главным алтарем собора в бронзовой урне покоятся мощи святителя Зиновия (San Zanobi) – первого епископа (417-429) города Флоренции.
В соборе сохраняется честная глава святителя Иоанна Златоустаго. Рядом с собором стоит великолепный восьмигранный баптистерий (крещальня).
Баптистерий (крещальня) святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
На месте баптистерия стоял в древние века языческий храм Марсу. Христиане приспособили его под церковь где совершали таинство крещения. Позднее здание было перестроено. Баптистерий посвящен Иоанну Крестителю, являющимся духовным покровителем Флоренции.
Церковь святого Лаврентия — Chiesa di San Lorenzo
Borgo di San Lorenzo. Открыта: 07.00-12.00, 15.30-18.30
Церковь святого Лаврентия — Chiesa di San Lorenzo
Эта церковь считается самой древней в городе. Освящена она была святителем Амвросием Медиоланским в 393 г. В этом храме погребены почти все правители Флоренции начиная с Козимо Старшего и заканчивая герцогами Лотарингскими.
Церковь святого мученика Мины на горе — Basilica di San Miniato al Monte
Viale Galileo Galilei. Лето: 08.00-12.00, 14.00-18.00
Церковь святого мученика Мины на горе — Basilica di San Miniato al Monte
Храм является лучшим образцом романской архитектуры в Тоскане. На месте этой церкви в IV в. стояла часовня. В 1018 г. епископ города решил построить здесь церковь, посвященную местночтимому мученику Мине. В алтаре церкви сохраняются мощи святого мученика Мины, который считается первым флорентийским святым. Родившись богатым, Мина вел беспутную жизнь, но затем приняв крещение, удалился в пещеру для упражнения в молитве. При императоре Декии был предан мученической смерти через усечения главы.
ortodossia.org
Община константинополя во флоренции перешла в рпцз – церковь рождества христова и Николая чудотворца
История церкви
Строительство было начато 11 июня 1899 года по инициативе протоиерея Владимира Левицкого и эмигрантов русского происхождения. Строительство велось по проекту архитектора Михаила Преображенского. За основу строительного стиля было принято московско-ярославское зодчество XVII века, периода наивысшего расцвета русской храмовой культуры. Храм представляет двухэтажную композицию с высоким крыльцом, центральная часть которого завершается покрытием с кокошниками и традиционным русским пятиглавием. В росписи верхнего храма Рождества принимали участие Пётр Шарворок, Александр Блазнов, Михаил Васильев, Дмитрий Киплик. Все образа́ иконостаса (кроме Царских врат и верхних ряда кисти Михаила Васильева) исполнил академик Александр Новоскольцев.
Церковь состоит из нижнего и верхнего храмов. Нижнюю церковь во имя святителя Николая Чудотворца освятили 8 октября 1902 года, а верхнюю церковь во имя Рождества Христова — 26 октября 1903 года.
После революции 1917 года поддержка прихода со стороны Русской церкви прекратилась, в 1921 году приход стал самостоятельным, несмотря на попытки советских дипломатов заявить права на здание.
С 1920 года храм пребывал в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского) и вместе с другими подчинёнными ему приходами в феврале 1931 года вошёл в юрисдикцию Архиепископии Русских православных церквей в Западной Европе Константинопольского патриархата.
С 1925 по 1936 годы храм служил временной усыпальницей членов греческой королевской семьи — короля Константина I, королевы Ольги, королевы Софии.
В 1987 в храме начались реставрационные работы под руководством архитектора Винченцо Ваккаро, которые в 1996—1999 годах вернули зданию прежний вид. В ноябре 2003 года при участии городских и церковных властей торжественно отмечено столетие церкви.
В октябре 2018 года в знак протеста против действий патриарха Константинопольского на Украине община вышла из подчинения Константинопольского патриархата: с 28 октября 2018 года за богослужением поминался первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал). Настоятель храма протоиерей Георгий Блатинский отметил: «После антиканонических решений, сделанных патриархом Варфоломеем 11 октября, мы перестали его поминать. Этими решениями патриарх Варфоломей сделал Православную церковь Украины во главе с митрополитом Онуфрием гонимой». На общем собрании прихожан, где присутствовало более ста человек, была выражена единогласная поддержка решению о переходе в юрисдикцию РПЦЗ. Ввиду сложившейся ситуации (согласно информации Экзархата, решение было принято в одностороннем порядке настоятелем прихода без общего приходского собрания), архиепископ Иоанн (Реннето) с 1 ноября запретил в служении настоятеля протоиерея Георгия Блатинского и иерея Олега Цуркана, которые к тому времени уже были приняты в клир РПЦЗ без отпускной грамоты в сущем сане.
Церковное право
До середины XV столетия Русская Церковь, получившая свое начало от Греческой, не была автокефальной, а находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Правда, академик Е.Е. Голубинский, проводя параллель между основными положениями международного права и теми нормами, которыми руководствуются поместные Церкви в своих взаимоотношениях, писал: «Частная Церковь Греческая имела совершенно такое же право подчинить себе частную Церковь Русскую, какое право имело бы государство Греческое подчинить себе государство Русское, то есть не имела права ни малейшего и вовсе никакого»257. И противоправная, с точки зрения Е.Е. Голубинского, зависимость Русской Церкви от Греческой – от Константинопольского престола – явление более позднее, а прежде Русская Церковь была независима, автокефальна. «Существуют основания думать, – отмечал он, – что первоначально дело было не так, а именно, что Русская Церковь первоначально получила было самостоятельность, или независимость».
Впрочем, сам ученый замечает: «Наше предположение эпизода автокефалии не имеет особенной твердости, и мы не настаиваем на нем усиленным образом»258. Настаивать на первоначальной автокефалии значило бы настаивать на совершенно беспримерном явлении в церковной истории. Ни в древности, ни в новое время не известно ни одного случая, когда бы новообразованная поместная Церковь не находилась в течение более или менее длительного времени (часто на протяжении столетий) в канонической зависимости от Церкви-матери.
Церковное предание, письменные источники, логика церковно-исторического процесса однозначно позволяют говорить о том, что и история Русской Церкви не представляла собой в этом отношении исключения. Несмотря на то, что Русь была независимым государством с огромной территорией, превосходившей в ту пору размеры Византийской империи, и более чем с 5-миллионным населением (а по тем временам это численность населения великой страны), до середины XV века она находилась в юрисдикции Церкви-матери – Константинопольского Патриархата – как одна из его митрополий.
Однако Русская митрополия в константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них – 61, а в более позднем, составленном уже при императоре Андронике Палеологе (1306–1328 гг.) – 77. Рядовые митрополии Константинопольского Патриархата, занимавшие более почетные места в росписях, по числу православных жителей зачастую уступали не только всей Киевской митрополии, но и нашим отдельным епархиям.
В Византии каноническое основание зависимости Русской Церкви находили в 28 правиле Халкидонского Собора: «Посему токмо митрополиты областей Понтийския, Асийския и Фракийския, а также епископы у иноплеменников вышереченных областей да поставляются от вышереченнаго святейшаго престола Константинопольския Церкви…». С точки зрения географии считать русских иноплеменниками Фракии или Понта, т.е. варварами, земля которых примыкает к этим диоцезам, – это, конечно, вряд ли справедливо, но как Церкви матери Константинопольскому Патриархату принадлежало законное право определять статус рожденной от нее Русской митрополии.
Историческая странность заключалась в следующем: наша Церковь была зависима не только от Цареградского Патриарха и Синода, но и от императора ромеев. В важнейших актах Константинопольской Патриархии, касавшихся Киевской митрополии, упоминалось, что они изданы с согласия «высочайшего и святого самодержца» или по его прямому распоряжению. В византийском церковном и государственно-правовом сознании император, василевс, мыслился как хранитель догматов и христианского благочестия, как верховный защитник Православия, а значит, и как самодержец (автократор) всех православных народов. Ныне это может показаться всего лишь курьезом, однако для средневекового правового сознания, которому был чужд племенной, национальный сепаратизм, который был унитарной, космической идеей, было вполне естественно, что все православные государи считались вассалами императора. «Правители прочих государств получали от него, в зависимости от их политического веса и родственных связей с правящей в Константинополе династией, титулы архонтов, князей, стольников. В своем труде «О церемониях» Константин Багрянородный писал, что к болгарским царям следует обращаться так: К любезному и вдохновенному нашему сыну – архонту христианского народа болгар (De ceremoniis, 690)»259.
Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе усвояли скромный придворный титул стольника. Имя императора поминалось за богослужением в русских храмах. Вассальная зависимость Руси от Византии была, конечно, дипломатической, этикетной фикцией, но фикцией, глубоко укорененной в правосознании христианского средневековья.
Существует крайне любопытный исторический документ, относящийся, правда, к более поздней эпохе, но превосходно иллюстрирующий притязательность византийского правосознания. В конце XIV века, когда Ромейская держава включала в себя лишь столицу с ее ближайшими окрестностями, великий князь Московский Василий Дмитриевич не велел митрополиту возносить имя императора за богослужением на том основании, что «русские имеют Церковь, а царя не имеют и знать не хотят». Слух об этом нововведение дошел до Константинополя, и Патриарх Антоний направил великому князю Василию грамоту, в которой писал: «Это нехорошо. Святой царь занимает высокое место в Церкви, он – не то, что другие местные князья и государи. Цари вначале упрочили и утвердили благочестие во всей вселенной, цари собирали Вселенские Соборы; они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и о благоустройстве христианской жизни; много подвизались против ересей. За все это они имеют великую честь и занимают высокое место в Церкви. И если, по Божию попущению, язычники окружили владения и земли царя, все же до настоящего дня царь получает то же самое поставление от Церкви, по тому же чину и с теми же молитвами помазуется великим миром и поставляется царем и самодержцем ромеев, то есть всех христиан. На всяком месте, где только именуются христиане, имя царя поминается всеми патриархами, митрополитами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей или местных властителей. Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя… Если и некоторые другие из христиан присваивали себе имя царя, то все эти примеры суть нечто противоестественное, противозаконное, более дело тирании и насилия (нежели права). В самом деле, какие отцы, какие соборы, какие каноны говорят о тех? Но все, и сверху и снизу, гласит о царе природном, которого законоположения исполняются во всей вселенной и его только имя повсюду поминают христиане, а не чье-либо другое»260. И Патриарх добился того, чтобы на Руси возобновлено было возношение «божественного» царского имени.
Константинопольскому Патриарху вместе с Синодом и в согласии с императором принадлежали следующие права по отношению к Русской Церкви:
посвящение русских митрополитов, которое при расширительном толковании этого права соединялось обычно и с назначением их, чаще всего из греков. За все время зависимости Русской Церкви было лишь несколько исключений из этого правила. Русские по происхождению митрополиты Иларион и Климент Смолятич были поставлены по воле русских князей и посвящены русскими епископами, но в Константинополе их митрополитами не признавали и от своих прав назначать на Русь первоиерархов не отказывались. Назначенные по воле великих князей и родом русские митрополиты Кирилл III, святой Петр и святой Алексий посвящались в Константинополе;
константинопольскому престолу принадлежало также право регулирования русского церковного устройства. В Константинополе издавали грамоты об учреждении новых митрополичьих кафедр на Руси, о перенесении кафедры митрополита из одного города в другой. В 1303 г. помимо Киевской митрополии была основана независимая от нее митрополия в Галиче, которая с тех пор несколько раз упразднялась и восстанавливалась вновь. В XIV веке некоторое время существовала также Киевско-Литовская митрополия наряду с Киевско-Московской. Резиденция Киевских митрополитов, в зависимости от обстоятельств, складывавшихся на самой Руси, но с ведома Константинополя, переносилась несколько раз из Переяславля в Киев, оттуда во Владимир-на-Клязьме и, наконец, в Москву; константинопольские Патриархи требовали от митрополитов представления сведений о положении церковных дел на Руси и осуществляли высший надзор за их деятельностью. В патриаршей грамоте 1354 г. было сказано, что Киевский митрополит должен не реже, чем через два года являться с докладом в Константинополь или, по крайней мере, присылать своих уполномоченных;
в Константинополе окончательно разрешались споры, вспыхивавшие на Руси, например, о посте в среду и пятницу, если на эти дни приходятся великие праздники;
константинопольской Патриархии принадлежало и право суда над русскими митрополитами по жалобам на них со стороны епископов или князей, право получения денежной дани от митрополии, право ставропигии. Из Константинополя присылалось на Русь святое миро.
В эпоху удельной раздробленности власть общерусского митрополита, поставленного за пределами Русского государства, и существующая независимо от местных князей, служила сохранению единства Русской Церкви, единению Руси, противодействовала сепаратистским тенденциям удельных княжеств.
Высшая власть над епархиями принадлежала митрополиту с собором епископов. Митрополит с собором открывал новые епископские кафедры, но в этом деле часто решающее значение имела воля великого или удельного князя; в отдельных случаях на это требовалось согласие Патриарха.
Митрополит Иоанн II настаивал на том, чтобы «учащение епископий», т.е. учреждение новых епархий совершалось с крайней осторожностью. Епископии Русской Церкви отличались от византийских необычайно огромными размерами, как правило, значительно превосходя византийские митрополии, каждая из которых включала в себя несколько епископий. Первыми кафедрами на Руси были Киевская, Новгородская, Черниговская, Ростовская, Владимиро-Волынская, Белгородская, Туровская, Пинская. Позже были открыты кафедры в Смоленске, Рязани, Перемышле, Владимире-на-Клязьме и в некоторых других городах.
Митрополиту принадлежало право поставления епископов. Вопрос о замещении вдовствующих кафедр митрополит согласовывал с князем. В Новгороде владыки избирались народом и клиром и только посвящались митрополитом и епископами.
Митрополит созывал епископов на Собор и председательствовал на нем. Как общие пастыри всей Русской земли, митрополиты имели также право административного надзора за всеми епархиями Русской Церкви; вместе с Собором они вершили суд над епископами (в отдельных случаях митрополит производил суд единолично). Все епархии Русской Церкви платили своим первоиерархам дань.
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции (Италия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Русский православный храм Рождества Христова и Николая Чудотворца стал первой православной церковью на территории Италии. Он был построен в 1899—1903 гг. по инициативе протоиерея Владимира Левицкого и эмигрантов русского происхождения. Средства на строительство предоставили сами прихожане, в особенности семейство Демидовых, а также государь император Николай Второй. Руководил строительством петербургский архитектор М. Т. Преображенский.
За основу был взят московско-ярославский стиль 17 века. При этом в работе были задействованы не только местные, но и русские мастера: так, внутренними росписями занимались наши соотечественники, а резьбу по камню и дереву, а также мозаичные картины выполнили итальянские мастера. Внешний облик церкви сегодня, увы, явно указывает на необходимость реставрации. Храм строился из местного мягкого пористого камня, который не отличался особенной устойчивостью к внешним воздействиям. Храм защищает городской департамент по охране памятников, и последние полтора десятилетия здесь ведутся ремонтные работы.
Особого внимания стоит беломраморный иконостас, сделанный из каррарского и веронского камня на средства Николая Второго.
Внутри церковь состоит из двух уровней: нижний храм освящен во имя Николая Чудотворца, верхний — во имя Рождества Христова. В верхнем стоит особого внимания беломраморный иконостас, сделанный из каррарского и веронского камня на средства Николая Второго. Настенные росписи верхнего храма выполнены в стиле русский модерн. Также примечательны деревянный иконостас с иконами и прочее убранство нижнего храма, которые были переданы церкви князем П. Демидовым: до того они помещались в домовой церкви на его вилле, проданной в 1876 г. Среди икон особенно ценны те, что были созданы в известной мастерской Пешехонова.
Хоругви, помещенные с двух сторон от входа в верхний храм, присутствовали на пасхальной службе на пл. Конкорд в Париже в 1814 г., первом православном богослужении, проведенном после взятия французской столицы русской армией.
Прямо у входа, по левую руку, в притворе, помещен на небольшой звоннице колокол, снятый с крейсера «Алмаз», принимавшего участие в битве при Цусиме в 1905 г. Другая святыня церкви — крест митрополита и патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова), где хранятся святые мощи. Эта бесценная реликвия оставалась во владении дома Романовых до 1698 г., после чего Евдокия Лопухина, сосланная в монастырь своим супругом Петром Великим, увезла ее с собой. После этого крест оставался во владении семейства Лопухиных до 1922 г., когда их род прервался во Флоренции.
> Практическая информация
Интересные материалы:
- Православная церковь в милане
Религия эзотерика философия анекдоты и демотиваторы на религиозном форуме и не только религиозном форуме Католическая…
- Православная церковь в Грузии
Апостольская церковь Армении; среди русскоязычных комментаторов распространено введённое в царской России название Армяно-григорианская церковь, однако,…
- Церковь западной Европы
Фанар упраздняет Архиепископию русских православных церквей в Западной Европе По данным СМИ, имеющую статус экзархата…
mitarstva.ru
Московский патриархат захватил церковь во Флоренции: avmalgin — LiveJournal
Приход храма Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции перешел из юрисдикции Константинопольского патриархата в Русскую зарубежную церковь.
«После антиканонических решений, сделанных патриархом Варфоломеем 11 октября, мы перестали его поминать. Этими решениями патриарх Варфоломей сделал Православную церковь Украины во главе с митрополитом Онуфрием гонимой», — заявил настоятель храма протоиерей Георгий Блатинский, которого цитируют французские СМИ.
Сообщается, что на общем собрании прихожан, где присутствовало более ста человек, была выражена единогласная поддержка решению о переходе в юрисдикцию РПЦЗ. Теперь в храме поминают за богослужением митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона — предстоятеля Русской зарубежной церкви.
Строительство храма Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции началось в 1899 года по инициативе эмигрантов русского происхождения. С 1927 года храм пребывал в юрисдикции Архиепископии Русских православных церквей в Западной Европе (русский экзархат Константинополя).
ОТСЮДА
Этого следовало ожидать. Московская патриархия давно точила зубы на этот храм. Посольские окучивали батюшку, на каждых выборах Путина устраивали там «выездной участок» и откровенно фальсифицировали голосование (чему я был живым свидетелем, когда меня в числе других желающих проголосовать не пустили внутрь, так как «бюллетеней не хватило», нужные им бюллетени уже лежали в урне). «Русская зарубежная церковь» — это тот же Московский патриархат, в результате спецоперации Путина она легла под Москву в 2007 году.
Однако на самом деле всё только начинается. Решение «общего собрания прихожан», на котором присутствовало сто человек, конечно, будет оспариваться: на самом деле прихожан у этого храма не меньше тысячи. В конечном итоге все снова попадет в итальянские суды.
Несмотря на государственный атеизм, советские дипломаты уже в 1921 году начали энергично предъявлять права на это здание, но проигрывали суды. Сейчас, спустя век, они посчитали момент подходящим.
avmalgin.livejournal.com