Происхождение названий притоков Енисея
Информация о происхождении названия рек основана на работе профессора
Иркутского университета Матвея Николаевича Мелъхеева.
Енисей
Река, расположенная в Красноярском крае и Туве. Делит территорию Российской Федерации на две практически равных части.
В основе названия эвенкийский народный географический термин енэ (йэне) — «большая река», который использовался для обозначения Ангары и Енисея ниже ее впадения. Более поздние жители этого края кеты восприняли употреблявшееся эвенками название и добавили к нему свой термин сес (съесъ) -«река», а получившееся сочетание Енэсесъ или Иэнэсъесъ трансформировалось в языке русских первопроходцев в Енисей.
Выше впадения Ангары Енисей у коренного населения края назывался Кем, а в самом верхнем течении, на территории Тувы, Енисей именуется Улуг-Хем (Верхний Енисей), а его истоки Бий-Хем (Большой Енисей) и Ка-Хем (Малый Енисей). Кем, Хем — разные формы древнего географического термина «река».
Легенда
Было это давным-давно. В Саянских горах жил один большой и страшный шаман. Все было ему подвластно. Птицы и звери ему подчинялись, лес не шумел, когда он молился, кукушка переставала куковать, когда он ложился спать. Властвовал он над всей природой, каждое его повеление было для всех законом. В подчинении было у него несколько прислужников, которых шаман никогда не видел, но которые всегда его слушались, где бы ни были. Шаман был так богат и жаден, что не хотел выпустить из своих владений ни одной птички, даже самой маленькой сороки.
Плохо жилось всем в царстве этого шамана. Вот как-то раз взмолились птицы и звери, стали просить шамана, чтобы он их отпустил на Байкал воды попить. Осердился шаман на своих птиц и зверей и сказал своим прислужникам, чтобы они на границе его царства горы воздвигли, да такие, чтобы ни зверь их не прошел, ни птица не пролетела. Так и сделали прислужники. С тех пор здесь Саяны стоят. почти самое небо подпирают. Посмотрел шаман на горы и обрадовался: «Летите, птички, бегите, звери, на Байкал, попробуйте попейте студеной воды». Затосковали звери, приуныли птицы, загорюнился лес, из-за гор высоких и солнце не стало видно. А злой шаман нарадоваться не может и силой своей волшебной похваляется.
Прошло много времени. Царство злого шамана стало вымирать. Видит шаман, что скоро он останется один, прислал к себе прислужников и сказал, чтобы они ручей открыли. Свернули они камень большой, и полилась вода. Ожили птицы, забегали звери, лес запел. Скоро около большого камня озеро стало, а вода все прибавлялась и прибавлялась. Назвали это озеро Енисеем.
Прошло несколько дней. Тесно стало Енисею, и начал он себе выход искать. Искал, искал и нашел. Полилась вода по пади. Узнал об этом злой шаман и сказал:
— Закройте Енисей так, чтобы он от меня не ушел.
Начали прислужники на дороге Енисею скалы ставить, горы сдвигать. Остановился Енисей, призадумался. В это время подлетела к нему птичка-воркунья и шепчет:
—Не печалься, Енисей, скоро мы тебя вызволим, недалеко от тебя братья растут, дорогу мы покажем к тебе, они помогут.
Ничего не ответил Енисей, только посмотрел на птичку-воркунью и зашевелился. От этого ветер поднялся и придал силы Енисею. Заходил он из стороны в сторону и налег на скалы, а они стоят, не шелохнутся, не наклонятся. «Нет, видно, силы у меня», — сказал про себя Енисей и успокоился.
Долго он так стоял, долго думал про себя, пока не пробился к нему младший брат, без имени, без фамилии. Вот злой шаман и подумал, что богатства к нему сами стекаться стали. А младший брат тем временем начал помогать Енисею силы накапливать. И решили они вместе прорваться и уйти от злого шамана.
Приподнялся Енисей, принатужился и начал разваливать скалы и размывать горы. Но сколько он ни бился со скалами, а свалить и не мог. Снова запечалился Енисей, больно сдавили ему грудь камни, и нет выхода его богатырской силе. Злой шаман смотрит, как бьется, волнуется Енисей, зажатый со всех сторон огромными скалами.
—Не уйти тебе от меня, — говорит шаман, — на вечную муку обрек я тебя, смирись и останься в моем царстве, а если посмеешь прорываться, то я тебя по капле изведу, всю воду твою схороню под землю.
—Не уймешь ты меня, — ответил ему Енисей, — уйду я от тебя, злой шаман, сколько бы ты не грозился, не боюсь я твоей страшной силы.
Услышали эту ссору младшие братья и начали пробиваться к Енисею. Выше, могучее стал Енисей, распрямил он свою богатырскую грудь и напал на скалы с такой силой, что они начали разваливаться, а от грохота и шума оглохли шаман и все его прислужники. Когда они спохватились, Енисей уже был далеко от царства шамана. Побежали прислужники и сам шаман за Енисеем, чтобы преградить ему путь, но было уже поздно.
Десятки братьев пришли на подмогу Енисею, и они рушили вместе с ним все преграды, которые возводились на его пути злым шаманом. Вместе с Енисеем ушли из Саян звери и птицы. Царство злого шамана начало покрываться льдом и вечными снегами.
Правые притоки Енисея Ангара
Правый приток Енисея на юго-западе Восточной Сибири в Иркутской области и Красноярском крае.
Название Ангара скорее всего, происходит от эвенкийских и бурятских слов ангай, ангара, ангар-хай, обозначающих «рот, пасть, раскрытый», зияющий», а в переносном смысле — «каньон, ущелье». Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающую воду Байкала. 140 км 2 воды ежегодно вносит Ангара в Енисей, недаром Ангара, правый приток Енисея, равноправна с ним по количеству воды.
Эвенки, живущие в правобережье Ангары и Енисея, считали Ангару главной рекой, а Енисей — ее притоком, поэтому их название Йэнэ (из термина йэнэ — «большая река») относилось в Ангаре и Енисею ниже ее впадения. В первой четверти XVII века русские люди прочно освоили Енисей и дали названия его протокам. Ангару назвали Верхняя Тунгуска. Но оно не закрепилось в употреблении и было вытеснено более известным Ангара.
Множество сказаний, песен, стихотворений, посвяоденных Ангаре. Самая известная легенда — о своенравной красавице, единственной дочери старика Байкала, убежавшей от сурового отца к богатырю Енисею.
На том месте, где сейчас Байкал, раньше были одни большие ледяные горы. Они уходили своей вершиной до самых облаков. Все лучи солнца падали на эти горы, они-то растопили льды. Воде некуда было деваться, она пошла под землю, разъела ее и сделала громадную котловину. Котловина заполнилась водой. Так образовался Байкал, как говорят старики.
В это же время начали таять горы льда и снега в горах. Сначала вода спружилась в отдельных горных логотипах, а потом прорвалась к Байкалу. Потому-то сейчас в него впадает много разных рек, речушек и ключей.
Когда в Байкале воды набралось очень много, он ее сдержать не мог, она стала искать себе выход. Вот и нашла. В одном месте она протекла под землю, а там камни были, из которых известку жгут. Те камни вскипели. Выбросили все наружу, и образовался сильный провал. Вода хлынула в этот провал и потекла вниз. Было это дело много тысяч лет тому назад. В то время здесь жили разные люди, от которых буряты
пошли. Они по названию провала и прозвали новую реку Ангарой. Раз по-бурятски провал называется Ангарой, а река потекла по провалу, то ей дали имя Ангара, и ничего тут мудреного нету.
Большой Пит
Правый приток Енисея в Туве.
Допускается образование гидронима Пит от реконструируемого термина пип, выводимого из самодийского бид — «вода». Определение большой противопоставляется названию другого правого притока Енисея — реке Малый Пит.
Би-Хем
Приток Енисея.
Бий-Хем — «большая река», русское название Большой Енисей.
Верхняя Тунгуска
Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.
В XVII веке русские землепроходцы назвали реку Верхней Тунгуской. Тунгуска — поскольку на ее берегах жили тунгусы (современные эвенки), а определение Верхняя — отличало ее от двух других Тунгусок.
Кан
Правый приток Енисея. В XVIII в. он назывался Канг. В некоторых языках тунгусо-манчьжурской группы канг значит «река», с другой стороны, кан является уменьшительным суффиксом в эвенкийском языке. По свидетельству исследователей этого языка, названия рек, образованных при помощи суффикса кан, относятся к рекам, меньшим по размеру, и, как правило, притокам основной реки. Например, Ангара-кан, Витим-кан и другие.
Катанга (Подкаменная Тунгуска)
Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.
В XVII веке русские землепроходцы дали этой реке имя Средняя Тунгуска, где Тунгуска от этнонима тунгусы (современные эвенки), а определение позволило отличить эту реку от двух других Тунгусок
-Нижней и Верхней. Со временем Средняя Тунгуска стала называться Подкаменная Тунгуска, т. к. она впадает в Енисей «под камнем», т. е. ниже Енисейского кряжа, называвшегося тогда просто Камень.
Известно также местное название Чуликан, где чу — предположительно древнетюрское «река», а кан
-эвенкийский суффикс уменьшительности, т. е. Енисей и Тунгуска — это «река» и «меньшая река».
Ка-Хем
Приток Енисея.
Ка-Хем — «малая река», русское название Малый Енисей.
Кочечума
Название одного из главных притоков Нижней Тунгуски — Кочечума — происходит от эвенкийских слов кочо — «излучина реки» и чума — «береговая коса». Большая излучина находится недалеко от устья реки.
Курейка
Река на Среднесибирском плоскогорье, правый приток Енисея.
В основе гидронима Курейка можно предположить русское курья — «заводь, протока».
Возможны иные решения: известен эвенкийский род курэ, обитавший по правым притокам Енисея, причем управа, объединившая эвенков этого района, называлась Курэйской. Допустима также связь с эвенкийским курейка — «дикий олень», может быть через название рода.
Нижняя Тунгуска
Река на западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.
В XVII веке русские землепроходцы назвали реку Нижней Тунгуской. Тунгуска — поскольку на ее берегах жили тунгусы (современные эвенки), а определение Нижняя — отличало ее от двух других Тунгусок.
Тазоба
Правый приток Енисея Тазоба (в русской огласовке Ташеба) может объяснено как «курганный камень, груда жертвенных камней», а также «холм, бугор».
Тасеева
Крупнейший в пределах Красноярского края приток Ангары.
Название дано русскими землепроходцами ХУП-го века по имени тунгусского князька Тасея, племя которого жило на этой реке и который в XVIII возглавил движение эвенков против русских
Туба
Река на юге Сибири, правый приток Енисея. Впадает в Красноярское водохранилище.
Название от этнонима туба — народа, проживавшего в данной местности, который позже был назван тува, в русском произношении тувинцы.
Хантайка
Река на северо-западе Восточной Сибири, правый приток Енисея.
Гидроним предположительно связан с кетским родоплеменным названием кэнта, хэнта, ханта.
Чуна (в верховье Уда)
Река, правая составляющая реки Тасеева.
Этимология названия Чуна неясна. Название Уда обычно объясняется из эвенкийского уда — «спокойное, тихое течение». Более вероятно, что Уда означает «река» на каком-то древнем языке. Предположить терминологическую основу названия позволяет и распространенность гидронима уда на огромном пространстве от Западной Сибири до берегов Охотского моря.
|
|
|
НИЖНЯЯ ТУНГУСКА — значительнейший правый приток р. Енисея, орошает Иркутскую и Енисейскую губ. и Якутскую обл. Река берет начало на юго-вост. склоне возвышенного плоскогорья, известного под именем Тунгусского хребта, ф Киренском окр. Иркутской губ. От истока своего река течет с СЗ на ЮВ, далее стремится извилистым течением навстречу р. Лене с З на В., но, не доходя 30 вер. до последней, круто поворачивает к С и частыми коленами и извилинами протекает ф этом направлении, приняв ф себя слева значительную р. Илимпей, служащую почти на всем ее протяжении границею между Якутской обл. и Енисейской губ. От впадения р. Илимпей Н. Тунгуска, продолжая течь весьма извилисто, принимает ф себя pp. Иекко. Туру, Горелую, Таймуру, Верхнюю Летнюю, Анакит, Подпорожную, Северную; от устья последней стремится на З, круто поворачивается к Ю и снова к З вплоть до своего впадения ф р. НИЖНЯЯ ТУНГУСКА, река в России (Иркутская область и Эвенкия), правый приток Енисея. Длина 2989 км. Протекает в пределах Среднесибирского плоскогорья. Основные притоки: Кочечум, Непа, Таймура. Судоходна в половодье от поселка Тура. В устье — пристань Туруханск. Дата последнего изменения 14.04.2008 |
|
|
ЗАСЕВАТЬНЕОПРОВЕРЖИМЫЙЭТИМОЛОГИЗИРОВАТЬПАПИЛЬОТКААССОЦИИРОВАТЬНЕОЦЕНЕННЫЙСДВИГОТПИСАННЫЙПОДКАШЛИВАТЬНИЖНЯЯ ТУНГУСКААННЕНСКИЙ ИПОЧИТЬСКАЗОЧНИЦАУГОМОНИТЬСЯПЕРИПАТЕТИЗМПЕРЕНОСИТЬСОВМЕСТИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯСКАРАБЕИИЗМЫВАТЬСЯ |
HUNMAGYAR.ORG — ТУРАН — ЭВЕНКИЯ
Общая информация
Эвенки — коренной народ Сибири. Они занимают большую территорию от левобережья Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Южная граница ареала эвенков достигает левобережья рек Амура и Ангары. Также они обитают на северо-востоке Китая (20 тыс.) и в Монголии. Численность эвенков в Российской Федерации составляет около 30 тысяч. В административном отношении они распространены в пределах Тюменской и Томской областей, Красноярского края, Иркутской, Читинской и Амурской областей, республик Якутия и Бурятия, Хабаровского края и Сахалина. Нигде на этой территории они не составляют большинства населения, проживая в одних аулах с русскими, якутами и другими народами. Местное название — эвенкийское, ставшее официальным аборигенным в 19 в.31, а старое название было тунгусы. Некоторые отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Эвенкийский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяют три группы диалектов: северную («хак»), южную («сек» и «шек») и восточную («сек» — «хак»). Каждый диалект подразделяется на поддиалекты. Многие эвенки, проживающие в Якутии и Бурятии, также говорят на якутском и бурятском языках.
Этногенез
Эвенки образовались в результате смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья. Есть основания считать забайкальцев Увани прямыми предками эвенков. В китайских летописях их территория указана довольно точно: горная тайга северо-восточнее Баргузина и Селенги, примерно между верховьями рек Олекмы и Верхней Ангары. Уванцы были скотоводами, выходцами из более южных регионов. Оказавшись в Забайкалье и Приамурье, связи и культурные взаимодействия с местным населением породили этническую эволюцию современных эвенков. В ходе своего расселения по просторам Сибири тунгусы ассимилировали другие местные племена. Особенности этнического формирования тунгусов обусловили развитие характерных для них трех антропологических типов, а также трех различных хозяйственно-культурных групп: оленеводов, скотоводов и рыболовов.
История
Первые контакты эвенков с русскими произошли в начале XVII в., когда русские казаки построили Кетскую крепость (1602 г.) и начали движение вверх по Енисею. После создания своих острогов в бассейне Оби казаки вышли к Енисею, чтобы пройти по его правым притокам, населенным эвенками. Примерно с 1620 года большая часть эвенков была вынуждена платить русский пушной налог, который собирался жестокими методами. Коренные народы страдали от торговых и политических контактов с русскими. Русские привезли инструменты, огнестрельное оружие и различные товары, в том числе алкоголь, который с тех пор преследует этих людей. Они также принесли с собой болезни, которым эти народы никогда раньше не подвергались. Алкоголь и болезни привели к быстрой убыли эвенкийского населения. К 1623 г. подданными России стали почти все эвенки Ангары, Нижней Тунгуски, Вилюя и Чона. С основанием Якутского городища (1632) русское владычество распространилось на эвенков бассейна Лены, а к середине 17 в.
После большевистской революции 1917 г. советское правительство издало «Декларацию прав народов России», включающую широкий спектр прав на самоопределение, которые в основном остались на бумаге, поскольку политика «модернизации» была положить через. В 1924 г. был создан Комитет содействия народам Севера. Сначала они предложили создать большие резервации, где коренное население могло бы продолжать свой традиционный образ жизни. Но вместо этого советское правительство решило интегрировать эти народы в более широкий социальный, политический и экономический организм страны. В 1927 года советские власти начали создавать на эвенкийской территории так называемые культурные базы со школами, больницами, детскими садами и т. д., главным образом стремясь минимизировать традиционный образ жизни эвенков. Для эвенкийских детей строились школы, с 1938 г. русский язык обучения. Нападкам подверглась и эвенкийская религия. Коллективизация хозяйственной деятельности эвенков началась в 1929 году. Многие эвенки сопротивлялись, уничтожая свои стада или покидая свою территорию, вместо того, чтобы передать свои стада коллективам. Около 1930 было создано несколько «национальных округов», административных единиц, названных в честь одного или двух из этих малых народов. Эвенкийский национальный округ был образован в 1930 году.
После Второй мировой войны в результате масштабных государственных планов развития в Сибирь хлынуло большое количество этнических русских рабочих. Эвенки и другие коренные народы обнаружили, что их земли уменьшаются, и все больше и больше из них отказываются от оленеводства или другого традиционного образа жизни в пользу работы на стройках и фабриках. В связи со строительством Байкало-Амурской магистрали, различными горными и гидростроительными работами многие эвенки были вынуждены оставить свои стада на работу на государство, перевозя материалы и людей. Потеря земель увела многих эвенков дальше на север.
Экологические проблемы, возникшие в результате советских проектов индустриализации, были главной угрозой для образа жизни эвенков. Самая большая угроза возникла в 1980-х годах, когда правительство планировало построить огромную плотину на реке Нижняя Тунгуска. Проект затопил бы большую часть Эвенкийского автономного округа. Эвенки при поддержке Ассоциации народов Севера, а также российских экологов выступили с протестом, и в итоге проект закрыли.
Хозяйство
В хозяйственном отношении эвенки заметно отличаются от других охотничьих народов Сибири и Дальнего Востока. В первую очередь это охотники и оленеводы. Некоторые группы эвенков не использовали оленей, охотясь пешком, но именно использование оленей для верховой езды отличает эвенков от других народов. Охота играла важную роль в большинстве территориальных групп эвенков. Некоторыми исключениями были оседлые эвенки, жившие по берегам рек и озер, для которых важнейшим занятием в летнее время было рыболовство, а также эвенки-орочоны, совмещавшие охоту и рыбную ловлю. До появления русских в основном охотились на лося, дикого северного оленя, кабаргу, косулю, сибирского оленя, горного барана, а также на медведя. Самой любимой была загонная охота – погоня за добычей на лыжах. В некоторых районах на лося охотились с лодок, на переправах. Широко применялись стреляющие наборы, петли, а также ловушки-дырки. Первостепенное значение имела охота на пушных зверей. Роль пушной охоты возросла с появлением русских, так как ясак должен был оплачиваться шкурами. Охотничий характер эвенка ярко проявляется даже в таком занятии, как рыбная ловля, которое имеет для него второстепенное значение. Для эвенка рыбалка приравнивается к охоте. Основными рыболовными орудиями эвенков на протяжении многих лет были охотничий лук с тупыми стрелами для оглушения рыбы и копье. По мере истощения охотничьей фауны значение рыболовства возрастало. Появились новые и более производительные орудия, такие как донные жаберные сети и плотины. В некоторых группах рыболовство стало коммерческим. Эвенки занимаются своеобразным видом оленеводства. Их северные олени — вьючные и ездовые животные, используемые в тайге. У эвенков практиковался неограниченный выпас оленей, и доение оленьих коров также является своеобразной чертой эвенков. Сезонная миграция со стадами оленей занимает центральное место в жизни эвенков. Протяженность миграций достигала сотен километров в год. Некоторые семьи преодолевали расстояния в тысячи километров.
Материальная культура
Основным типом расселения эвенков является стойбище. Были временные стоянки (урикит) и постоянные стоянки (менеен). Постоянные стойбища (чаще всего зимние) состояли из 1-2 жилищ, летние лагеря имели больше жилищ. Охотники-эвенки, ведущие подвижной образ жизни, жили в легких переносных юртах — чумах (дю). Стационарный зимний тип жилища, характерный для полуоседлых охотников и рыболовов-эвенков, называется голомо. Имеет форму пирамиды или усеченной пирамиды. Летнее постоянное жилище охотников и рыболовов представляло собой четырехугольное сооружение из жердей или бревен с двускатным стержнем. Южные эвенки, скотоводы и кочевники Забайкалья жили в переносных юртах бурятского и монгольского типа. Сегодня большинство эвенков живут в современных стандартных бревенчатых домах. Традиционное жилище используется только на охотничьих угодьях. Хозяйственные постройки не характерны для эвенков. В основном это различного рода амбары, в которых хранились различные предметы, а также оленьи сараи. Традиционная одежда эвенков – кафтан из оленьей шкуры, полы которого завязывались на груди ремнями. Обязательным дополнением кафтана был нагрудник-нагрудник, который держался на перевязи вокруг шеи и закрывал щель между полами. Зимой голову и шею покрывали длинным платком из хвостов пушных зверей. Обувью служили олохи из кожи, ткани или ровдуги летом и оленьего меха зимой. Традиционная диета основывалась на мясе диких млекопитающих (эвенки, имевшие лошадей, употребляли конину) и рыбе. Мясо лося и дикого северного оленя сушили на солнце для хранения. Сухое мясо измельчали в муку, которую заливали горячей водой или смешивали с ягодами. Основным напитком является чай, который иногда пьют с оленьим молоком или солью. Трапеза была известна еще до прихода русских. У эвенков пекли шарики из кислого теста, а на востоке — пресные лепешки. Зимой охотники передвигались на лыжах без подкладки по ржавчине, а по глубокому снегу — на лыжах с подкладкой из камуса. Оленей использовали только при перекочевке на новое место. Эвенки использовали оленей для верховой езды и переноски сумок. Оленья упряжь состояла из хакамора, седла для верховой езды и вьюка, а также набедренной повязки. При езде использовали палку, которая служила опорой при оседлании оленя. Катание на санях не характерно для эвенков.
Духовная и народная культура
Эвенки — шаманисты, включающие в свои верования анимизм и тотемизм. У них есть различные магические обряды, связанные с охотой и охраной оленьих стад. Эти обряды, а также проводы души умершего, очищение охотников, посвящение северного оленя и т. д. совершают шаманы. Существовали элементы медвежьего культа — обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя. , употребление в пищу его мяса, захоронение медвежьей головы и костей. Эвенкийский фольклор весьма разнообразен. Выделяют следующие жанры: песни-импровизации, мифы, сказки о животных, загадки, бытовые и исторические сказки. Излюбленным жанром эвенков были народная сказка и героический эпос. У разных групп эвенков были свои исторические характеры. Эпос исполнялся в ночное время, и слушатели часто принимали участие в представлении. Основным музыкальным инструментом была металлическая (кеннгингевун) или деревянная (пенненгипкевун) арфа. Использовали также бильгау – высушенное птичье горло и охотничий лук. Единственным эвенкийским танцем является хоровод хейр, который исполнялся под песенную импровизацию. Изобразительное искусство представлено орнаментом из металла, резьбой по кости и дереву, вышивкой бисером и шелком, аппликацией из меха и ткани, тиснением по бересте. Эвенкийские нагрудники — настоящие произведения искусства. Традиционно орнамент нагрудника выполнен в три слоя: центральная композиция рисунка, длинная широкая кромочная полоса и бахрома из ровдуги на хвосте нагрудника. Богато орнаментированы также полы кафтанов, обувь, пояса, домашняя утварь. В последние десятилетия появилось профессиональное искусство, у эвенков появились одаренные писатели, многочисленная творческая интеллигенция.
Ссылки на внешние сайты об эвенках, их земле, истории и культуре (страницы откроются в новом окне):
Красная книга народов Российской империи: эвенки | Институт полярных исследований Скотта: Эвенки | Википедия — Эвенки | РАЙПОН (Российская ассоциация коренных малочисленных народов Севера)
Самая полноводная река России — Енисей (описание). Самая полноводная река европейской части России — Волга
Какая река в России самая полноводная? Конечно, Енисей. Водный поток завораживает и завораживает своей красотой. Именно поэтому эта река также считается одной из самых красивых в России. Енисей смело можно назвать королем русских рек. Голубая лента проходит по землям Красноярского края. Енисей – это водный поток, который практически делит Россию пополам.
Самая полноводная река России: описание
Реки Ка-Хем и Улуг-Хем являются истоками Енисея. В народе их называют Малым и Верхним Енисеем. Сама река впадает в Енисейский залив, который находится недалеко от Карского моря. Бег начинается на склонах Восточного Саяна реки Улуг-Хем. От него принято рассчитывать степень расхода воды. Высоко в горах находится озеро Кара-Балык. Он считается истоком реки. В этом же озере рождается и р. Улуг-Хим.
Длина Енисея 3487 км. Однако если брать из источников, то от Ка-Хема эта цифра составляет 4 102 км, а от Улуг-Хема — 4 092 км. В настоящее время ученые еще не пришли к единому мнению, считать ли р. Ангара на всей длине Енисея. Если учесть этот приток, то длина водного пути составит более 5 тыс. км.
По объему бассейна водоток входит в тройку крупнейших рек России. И занимает почетное второе место. А по планете в целом — седьмой. Он занимает площадь более 2 тысяч квадратных метров. км. Также стоит отметить, что Енисей – самая полноводная река России. Среднегодовой сток составляет более 600 кубометров. км.
Гидрографическая карта реки также поражает своим объемом. Включает более 197 тысяч полноводных рек и малых водотоков. В сумме их общая протяженность составляет более 884 тыс. км.
Енисейский пищевой режим
Что касается питания, то для самой полноводной реки России (Енисея) характерен смешанный тип. Его верхняя часть находится в горах, поэтому преобладает питание снегом. Этот тип можно назвать основным, так как он составляет около 50%. Дожди заполняют русло реки примерно на 38%. Небольшой процент пищи принадлежит подземным источникам (12%).
Енисеи очень упрямы. Характеризуется паводками, наводнениями и паводками. Появляется с апреля и может растянуться до начала июня. Притоки Енисея многочисленны.
Легенды местных жителей
Самая полноводная река России имеет очень крупный правый приток — Ангару. Он соединяет Енисей с величественным озером Байкал. На эту тему существует очень интересная легенда. Старый Байкал очень любил свою прекрасную дочь Ангару. Она по своей красоте затмевает собой множество других рек. Чтобы уберечь ее от завистливых глаз, Байкал спрятал свою дочь глубоко под землей, в стенах из камня и скал. Когда подошло время свадьбы, Байкал выбрала богатого жениха. Он был соседом и называл его Иркут. Но Ангара его не любила. Я послушалась отца и убежала на свидание к гордому и прекрасному Енисею. Их встреча произошла на Стрелке. Там они объединились и понесли свои могучие голубые воды в бескрайний океан. Вот такая красивая легенда описывает воды Енисея и Ангары.
Использование
Самая полноводная река России не только красива, но и полезна. В нем расположены такие водохранилища, как Главное и Красноярское, Саяно-Шушенское. Река также используется для судоходства. Ведь глубина Енисея местами достигает почти 70 м. Благодаря этому суда могут безопасно двигаться вверх по течению на тысячу километров. Общая судоходная длина 3013 км. Корабли ВМФ могут пробиться к Игарке. В 1982 году запустили судоподъемник. Это было необходимо для продолжения плавания по Енисею.
Животный подводный мир
Самая полноводная река России богата рыбой. В Енисее насчитывается 46 видов и подвидов. В основном это морские представители. Это рогатка, полярная камбала, атлантическая сельдь, навага и многие другие. Конечно, это привлекает любителей рыбалки со всей России и ближнего зарубежья. Для этой цели сайка имеет промысловое значение.
Живописные окрестности
Пейзажи, окружающие Енисей, не оставят вас равнодушными. А сколько стихов и рассказов написано о енисейских зорях! Природа не поскупилась на щедрость, когда одарила эту реку такими красотами. Енисей по праву занимает почетное место среди водотоков России.