Фанаты Мексики любят черепа и другую символику праздника мертвых. Откуда такая культура? — Все так — Блоги
Знакомимся с удивительной культурой.
Не удивляйтесь, если увидите на чемпионате мира зрителей в масках скелетов. Скорее всего, это мексиканцы, для которых такие костюмы – часть древней традиции.
Если у европейцев смерть ассоциируется с чем-то тайным, исключительным и очень личным, то в мексиканской традиции ее воспринимают более буднично и не всегда траурно.
Отношение к смерти формировали индейцы и потом меняли испанцы
«Для жителя Нью-Йорка, Парижа или Лондона смерть – это слово, которое никогда не произносится, потому что оно обжигает губы. Мексиканец, напротив, часто обращается к ней, дразнит, ласкает, засыпает с ней, устраивает в честь нее праздники, это одна из любимых игрушек, его любовь к ней постоянна».
Так сформулировал отношение мексиканцев к смерти Октавио Пас – один из важнейших латиноамериканских писателей XX века.
Корни этих взглядов появились еще в доиспанские времена и связаны с культурой индейцев – главным образом ацтеков. В их восприятии мира смерть была чем-то естественным и неизбежным: она логично завершала цикл земной жизни и начинала этап новой. Погибнуть в борьбе – на войне или при родах – и вовсе считалось большой привилегией и честью.
Со времен ацтеков отношение мексиканцев к смерти, конечно, трансформировалось. Но ощущение естественности и неизбежности остается ключевым. За время колониального периода, который смешал европейские и индейские традиции и привел к войнам и появлению национальной идентичности, это ощущение только усилилось – стало отрешенным, вызывающим, даже фаталистичным.
Над смертью принято смеяться и бросать ей вызов – в Мексике она повсюду из-за уровня преступности
«Мексиканец постулирует незначительность не только смерти, но и жизни. Наши песни, пословицы, праздники и народные размышления недвусмысленно показывают, что смерть не пугает нас, потому что «жизнь излечила нас от страха». Наше равнодушие к смерти есть обратная сторона нашего равнодушия к жизни», – писал Октавио Пас.
Такое отношение к смерти в Мексике – куда больше, чем просто дань традиции. Современные мексиканцы объясняют: оно подпитывается из окружающего мира, наполненного криминалом, болью и насилием. Даже если человек далек от традиционных праздников и ритуалов, не замечать соседство со смертью в быту сложно.
«Привычно просыпаться с новостями о пропаже какого-нибудь политика или о конфликте наркоторговцев в каком-нибудь городе. Для нас сюжеты, связанные со смертью и жертвами преступлений, стали чем-то привычным», – говорят авторы подкаста How to Spanish.
Мексиканские власти регистрируют больше 30 тысяч убийств в год в течение пяти лет подряд. По статистике 2018 года она занимала тринадцатое место в мире по числу преднамеренных убийств, включая погибших во время конфликтов банд.
Сладости в виде черепов и стишки о смерти стали символами этой культуры
Одним из главных символов Мексики в поп-культуре стали черепа. Вы могли видеть их, например, в «Тайне Коко» от Pixar, который взял в 2017 году «Оскар» за лучший анимационный фильм. Эти черепа, а если точнее calaveras, появились еще в доиспанскую эпоху – скелетами тогда украшали храмы.
Со временем calaveras породили целые ответвления в культуре: теперь так называются иронические стихи о жизни и смерти, сладости в форме черепа, художественные произведения. Особую роль в проникновении черепов в поп-культуру сыграла революция в Мексике, во время которой богатых людей и политиков высмеивали, изображая скелетами. Calaveras можно увидеть на картинах Хосе Клементе Ороско, Давида Альфаро Сикейреса, Диего Риверы и, конечно, Фриды Кало – возможно, известнейшей мексиканской художницы XX века.
Словом, в мексиканской культуре черепа символизируют не столько что-то мрачное, сколько что-то жизнеутверждающее. В некоторых школах детям на уроках истории доиспанского периода даже дают задание написать калавери об одноклассниках, родителях или учителях. Вот пример такого короткого стихотворения:
La muerte trajo manzanas / Смерть принесла яблоки
Para todos en el salón / Для всех в гостиной
Pero estaban envenenadas / Но они были отравлены
Todos se fueron al panteón. / Все отправились в склеп
Мексиканцы верят, что умершие раз в год возвращаются в мир живых – на этом основан главный праздник
Ярче всего особое отношение к смерти проявляется во время Дня Мертвых. Нет, это не то же, что Хэллоуин. Оба праздника ежегодные, оба отмечают осенью, но у них разные традиции и разная тональность. Если Хэллоуин больше о страхе перед смертью и неизвестностью, то День Мертвых как бы приветствует смерть и утверждает через нее жизнь.
Традиция пошла еще с доиспанских времен и связана с уже упоминавшимся отношением индейцев к смерти как к естественному этапу. Считается, что во время Дня Мертвых умершие временно возвращаются в наш мир – и у живых есть возможность поприветствовать их и провести с ними время.
Обычно 1-2 ноября мексиканцы едут на кладбища, очищают могилы, облагораживают их и украшают свечами, цветами, сладостями в виде черепов и любимой едой умершего, чтобы он мог поесть после долгого путешествия из мира духов в мир живых. В домах устанавливают алтари, которые выполняют символическую функцию дверей и позволяют умершим побывать дома. Праздник отмечают не только в узком семейном кругу, но и публично – на улицах и площадях. Люди наряжаются в костюмы, берут атрибуты праздника и устраивают парады.
День Мертвых настолько уникален, что ЮНЕСКО включила его в список культурного наследия – в него попадают не только архитектурные или природные памятники, но и традиции.
В спорте тоже празднуют День Мертвых: клубы выпускают специальную форму, а фанаты устраивают шествия
Популярность Дня Мертвых подтверждается количеством брендов, которые вписываются в его празднование. Nike, adidas, Puma и другие международные компании выпускают специальные коллекции к этому дню, а мексиканские клубы – специальные комплекты формы.
Немексиканские клубы тоже поддерживают традицию и вспоминают своих погибших игроков-мексиканцев. Тренд среди прочих поддержали «Лидс» из АПЛ и «Даллас Ковбойз» из НФЛ.
Российские болельщики могли познакомиться с Днем Мертвых во время чемпионата мира 2018 года. Мексиканцы провели его специально для интеграции культур, нарядившись в костюмы и устроив национальные танцы.
В Мексике есть «культы смерти» – их опасается государство из-за фанатичных радикалов
Порой распространение темы смерти принимает радикальные формы, в особенности среди последователей культов. Один из наиболее известных – культ Санта Муэрте (Святой Смерти). Его последователи читают молитвы, проводят службы, носят атрибуты – делают все то же, что и почитатели традиционных святых, – но только в отношении смерти.
Исследователи связывают распространение культа с высоким уровнем бедности в Мексике. Местные власти оценивают его в 50% от населения страны. Особенно популярным он стал после подписания Североамериканского соглашения о свободной торговле в 1994 году.
Маргинализованные слои общества обращаются к Санта Муэрте с просьбами, о которых католических святых просить не принято. В какой-то степени популярность культа Санта Муэрте можно связать именно с разочарованностью в традиционной религии из-за тяжелой социальной ситуации вокруг.
Хотя большинство почитателей составляют безобидные необразованные и суеверные люди, среди них есть и члены наркокартелей. Из-за этого государство и церковь усматривают в культе угрозу национальной безопасности.
Знаете, что стадионную волну называют мексиканской? Она стала мегапопулярной на ЧМ-1986 в Мексике
Фото: East News/WangZeshun/Associated Press, Vasily MAXIMOV, AP/EAST NEWS, AA/ABACA/EAST NEWS; globallookpress.com/Carlos Tischler/Eyepix Group, Elmar Kremser/SVEN SIMON; REUTERS/Jennifer Lorenzini, Carl Recine, Hamad I Mohammed
Мексиканский праздник «День мертвых»
Мексиканский праздник «День Мертвых» – один из самых шокирующих, и в то же время, захватывающих и самобытных праздников мира. «Dia de los Muertos», как его дословно называют в Мексике, — время, когда тысячи мертвецов оживают и выходят на улицы городов, празднуя и веселясь, вместе с живыми. В это время, в Мексике все словно переворачивается «с ног на голову»: ночь превращается в день, кладбище — становится наиболее популярным местом отдыха в городе, живые надевают личину мертвых, усопшие — оживают. Об этом аутентичном мексиканском празднике, посвященном мертвым, мы и расскажем в нашей статье.
Стоит сразу отметить, что в Мексике практикуется совершенно иное отношение к смерти, нежели у нас в России и в Европе. Смерть для мексиканцев не является концом всему, а лишь продолжением жизни, но уже в ином, более лучшем мире. Поэтому, мертвых тут принято не поминать, как у нас, а встречать с радостью и весельем. Ведь, мексиканский «День мертвых» — это действительно праздник, так как, только в это время, любимые мертвые родственники, имеют возможность навестить своих близких, оставленных в этом мире.
История этого праздника уходит во времена языческих верований коренных народов Мексики, и связана с традициями древних ацтеков и майя, практиковавших различные ритуалы смерти и воскрешения мертвых. До того, как Мексику завоевали испанцы, у ацтеков было принято хранить в доме черепа своих родственников и использовать их, в разного рода, церемониях. В течение одного летнего месяца у них устраивались кровавые жертвоприношения, чтобы таким образом отдать дань уважения своим мертвым предкам, всему загробному миру и покровительнице того мира — богине Миктлансиуатль. Первые завоеватели Мексики, увидев такие обряды, были шокированы, ведь проводя их, ацтеки словно смеялись над смертью, индейские ритуалы были, самым настоящим кощунством, в глазах, просвещенных европейцев. Испанцы начали срочное обращение коренного населения Центральной Америки в католическую веру, хотя искоренить, прижившиеся здесь веками традиции было очень сложно. Им удалось отменить принесение кровавых жертв, а также сократить этот праздник до пары дней в году. Тем не менее, подмена радости на скорбь и черепа — главного символа мексиканского праздника «Dia de los Muertos», на крест — не удалась.
До сих пор, для впервые попавших на этот праздник туристов, он кажется весьма экстравагантным, и это, наверное, мягкое определение переживаний по этому поводу. Традиционно, праздник «День мертвых» в Мексике, отмечают первого и второго ноября. Причем празднование идет на территории всей Мексики. Мексиканцы утверждают, что в те дни загробный мир оживает, а души ждут в их земных жилищах, украшая их фотографиями почивших родственников и друзей, готовя им самые любимые сладости, везде размещают символы праздника — яркие черепа. Еще одним символом «Дня Мертвых», является «Катрина» — это женский скелет, наряженный в яркое платье и широкую шляпу. Он олицетворяет ацтекскую богиню смерти Миктлансиуатль.
Что самое интересное, так это то, что зловещим теперь остается лишь название праздника, но сам он, вызывает лишь положительные эмоции. По улицам гуляют тысячи переодетых и загримированных под мертвецов людей, везде работают ярмарки, где продаются праздничные атрибуты на эту тему: фигурки-скелеты, черепа из керамики, свечи, различные сладости, в форме гробов, скелетов, черепов. На всех крупных площадях, основных улицах городов, устанавливаются громадные черепа, а также сооружаются яркие инсталляции, на тему загробной жизни.
Очень интересно в эти дни оказаться на главной площади столицы Мексики – города Мехико, которая называется — Площадь Соккало или Площадь Конституции. На этой площади, занимающей двести сорок квадратных метров, и являющейся символом города, стоят старинные строения, оставшиеся со времен нахождения тут древней столицы ацтеков – Теночтитлана, а также, невероятно красивые здания, в колониальном стиле, построенные европейцами. Недалеко от площади находится пирамида, на ее вершине века назад был Храм бога Солнца и бога Дождя. И именно на этой площади, в «День мертвых», традиции мексиканцев вырисовываются очень наглядно. Но стоит сказать, что в разных частях Мексики, во время празднования «Дня мертвых», есть некие различия: если в долине Мехико, основное внимание уделяется украшению алтарей и домов усопших людей, то в городе Оахака-де-Хуарес, праздник «Dia de los Muertos» идет с грандиозным размахом: тут стартует настоящий карнавал и город заполняют «танцующие скелеты», которые веселятся под музыку духовых оркестров и песни мариачи.
Карнавальное настроение охватывает всех и каждого, и длится оно до первых лучей солнца третьего ноября. А вот в мексиканском городке Помучь до сих пор чтят традиции индейцев, существовавшие еще до вступления европейцев на этот материк: в «День мертвых» здесь извлекают из земли останки близких, очищают их от сгнившей плоти или тщательно полируют, уже очищенные в прошлые годы кости. Поэтому, слабонервным туристам, ехать в тот город и ходить на кладбище в те дни, не рекомендуем. То есть, как вы уже поняли, в традициях празднования «Дня мертвых» в Мексике, имеются некоторые региональные отличия. Но везде, праздничный размах этих дней в Мексике, затмевает празднование Рождества. Порой, мексиканцы настолько жаждут наступления «Дня мертвых», что начинают его отмечать, даже чуть раньше – с тридцать первого октября.
«Dia de los Muertos» — официальный национальный праздник Мексики, дни которого являются выходными, в этот период не работают ни школы, ни предприятия.Праздничные дни можно подразделить по смысловой нагрузке. Первого ноября в Мексике празднуют «День маленьких ангелов» — «Día de Angelitos», он посвящается почтению памяти усопших детей или младенцев. Второго ноября, начинается «Día de los Muertos» — почтение взрослых умерших. Но этому, предшествует многомесячная подготовка, когда в школах, в институтах, других сообществах начинается изготовление масок, костюмов, ростовых кукол, идут ежедневные репетиции музыкантов, создаются дизайны торжественных алтарей. Непосредственно перед праздником создаются эти алтари, которые украшают цветами — желтыми бархатцами. Считается, что таким образом можно создать символическую дверь между мирами, через которую души могут вернуться домой. Недаром бархатцы называют «цветком мертвых» — «flor del muerto». Такой алтарь должен быть в каждом мексиканском доме, а также их создают на площадях, в местных школах, магазинах, ресторанах, больницах, отелях, аэропортах.
В дни перед праздником, на всех прилавках магазинов, лавочек продают символы праздника – гробики, черепа, скелетики, — они могут быть изготовлены из шоколада, из глины, из картона. Вообще, черепа и скелеты в это время можно увидеть повсюду: их рисуют на дверях и окнах домов, на асфальте и стенах, на одежде тоже должны быть эти символы. Но желательно, чтобы черепа были нарисованы яркими цветами и улыбались, ведь «День мертвых» в Мексике — праздник радости и веселья, а не скорби и тоски. Поэтому, если в эти дни вам подарят символический череп или гробик, где написано ваше имя, то не будьте шокированы: это сделали от всей души, потому что так принято в Мексике. Такие подарки делают всем родным и близким, а также друзьям. Кроме того, на витринах магазинов, можно часто увидеть пирамидки — ацтекские «цомпантли», которые индейцы воздвигали из черепов поверженных врагов. Это мексиканский символ неразрывной связи жизни и смерти.
В течение празднования «Дня мертвых», принято ночью посещать кладбища, но это, опять-таки, не грустное событие, а настоящая кульминация праздника и долгожданная встреча с родственниками, ушедшими в другой мир, возможность провести с ними время, выпить и поесть в кругу родных и близких. Стоит предупредить, если вдруг вы тоже решите съездить на кладбище в эти дни, чтобы посмотреть на традиции празднования мексиканцев, что парковка будет занята, а машины местных жителей заполонят несколько кварталов вокруг.
Люди стекаются сюда плотным потоком. Они убирают могилы, посыпают их лепестками цветов, ставят венки и букеты из желтых бархатцев, украшают свечками, приносят сюда самую любимую еду, напитки их покойного, а также его фотографии. Потом устраивают на могиле пикники и танцы, под веселую музыку музыкантов-мариачи. Европейцев это вводит в ступор и кажется кощунством, а для мексиканцев – это возможность создать семейную идиллию у каждой могилы. Тут все как на наших семейных праздниках: женщины суетятся, накрывая стол, мужчины общаются и рассказывают интересные истории о жизни покойного, нарядные дети играют и бегают, а младенцы спокойно дремлют в колясках. Но стоит сказать, что чаще всего, традиции задушевных посиделок на кладбище, поддерживаются теперь в маленьких городках и селах, а жители крупных городов Мексики предпочитают устраивать веселые карнавалы.
В любом случае, для европейцев, знакомство с традициями празднования «Дня умерших» в Мексике, станет ударом по привычным стереотипам и раскроет совершенно иную и противоположную точку зрения на смерть.
О нас — Диа де лос Муэртос | День мертвых
Введение
Día de los Muertos отмечается 1-2 ноября в Мексике, некоторых частях Центральной Америки и за границей, где есть общины этого наследия. Праздник чествует умерших, отмечая жизнь умерших членов семьи, которых снова приветствуют в домах с офрендами (алтарями), предлагающими еду и питье. За семейными могилами ухаживают — чистят и украшают, и их обычно посещают живые.
В 2008 году ЮНЕСКО добавила этот праздник в свой список нематериального культурного наследия человечества, который признает, что культурное наследие не ограничивается артефактами, но также и традициями.
Иконы
- Calaveras (Черепа) и Calavera de Azúcar (Сахарные черепа)
- Flor de muertos: cempasuchil (ноготки), cresta de gallo (петушиный гребешок)
- Копал — высушенный сок ладана
- Papel picado — замысловатые (специальным долотом) узоры из бумаги
La Catrina
Среди всех скелетов, сопровождающих праздник, La Calavera Catrina — одна из самых узнаваемых. Этот набросок был впервые опубликован примерно в 1910 году, в первые дни мексиканской революции, нарисован иллюстратором и сатириком Хосе Гваделупе Посада (который иллюстрировал политические листовки, известные как калаверас, или черепа!).
Катрин или Катрина происходит от сленга, обозначающего денди — легкомысленный и хорошо одетый. Она высмеивает богатую элиту, следившую за европейской модой.
Оригинал принадлежит Музею изящных искусств в Хьюстоне, но в настоящее время не выставлен на обозрение.
История
Доиспанский период
У ацтеков были Миккайлуитонтли (Маленький праздник мертвых, или Праздник маленьких мертвецов) и Миккайлуитль (Великий праздник мертвых, или Праздник взрослых мертвецов). Праздник отмечался гирляндами цветов на храмах, подношением еды и благовоний в храмах (а также оставлением на могилах), а также танцами. Был воздвигнут большой ствол дерева, названный xocotl (плод), который также был украшен цветами (Кармайкл и Сэйерс 29). ; Граулич 53).
Испанская колонизация
Испанские колонизаторы вытеснили католицизм в Новый Свет, а также принесли с собой некоторые народные традиции Испании, которые включали подношения еды и «пиры с мертвыми», которые хорошо сочетались с существующими традициями (Кармайкл и Сэйерс 15 ). Первоначальный праздник стал ассимилироваться с католическими праздниками Всех Святых и Всех Душ (Тодос-Сантос).
Самое раннее упоминание чего-то вроде сахарного черепа относится к 18 веку монахом-капуцином Франсиско де Аджофрин, который зафиксировал продажу фигурок из «сахарной пасты» во всех формах, ведущих к Дню мертвых (Кармайкл и Сэйерс 46).
Modern Identity
Коренное наследие Мексики помогло создать уникальный мексиканский культурный маркер, помимо других испанских католических обрядов, а также культур США и Европы, от самого названия до конфет и сладкого хлеба до юмора (Brandes 363; Марчи 365). Он начал появляться в американских общинах в 1970-х годах под руководством Движения чикано (Marchi 272). Тем не менее, Хэллоуин продолжает посягать на День мертвых, как в США, так и в Мексике, даже несмотря на то, что в США его популярность как отдельного праздника растет (Кармайкл и Сэйер; Брандес; Марчи). Хотя праздники имеют схожие корни (христианская ассимиляция местных праздников), они развивались по-разному и являются отдельными праздниками.
Еда
Цукаты из тыквы / Calabaza en tacha, dulce de calabaza
- Рецепт Calabaza en tacha (Мексика на моей кухне)
- Рецепт Дульсе де Сапалло (Эквадор) (Рецепты Лейлиты)
Хлеб мертвых / Pan de muerto
- Рецепт Pan de muerto (Мексика на моей кухне)
- Альтернативный рецепт (все рецепты)
Atole
- Рецепт мексиканского Atole (Curious Cuisinière)
- Рецепт овсяного атоле (M.A. kitchen)
Моле с курицей или индейкой
- Легкий куриный моль (Muy Bueno)
- Моле-верде (нижняя часть статьи)
- Куриный моль в мультиварке (чаухаунд)
В популярной культуре
youtube.com/embed/YfqnulWWxbM» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»>Узнать больше
Празднования в других культурах
Другие праздники по всему миру, когда умерших предков возвращают в дом для посещения и/или посещения их могил для обслуживания и общения:
- Цин Мин : Китай — апрель
- Четверг мертвых : Левант (Ближний Восток) — четверг, выпадающий между пасхальными воскресеньями в католической и восточно-православной традициях, но отмечаемый как христианами, так и мусульманами региона
- Zhongyuan , или Фестиваль (Голодных) Призраков: Китай — 7-й лунный месяц, ок. август или сентябрь
- Чусок : Северная и Южная Корея — начало 14-го дня 8-го лунного месяца, 9 сентября.0015
- Самайн : Древние кельты (Ирландия, Шотландия), современные язычники — 31 октября — 1 ноября
- Фет-Геде : Гаити — 1-2 ноября
- U juornu rii muorti : Сицилия — 2 ноября
- Пчум Бен : Камбоджа — ноябрь
Некоторые даты являются приблизительными или оставлены неуказанными из-за того, как они перемещаются в году, обычно потому, что они привязаны к лунному календарю.
Диа-де-лос-Муэртос: 10 любопытных фактов о празднике мертвых в Мексике
Если вы когда-нибудь захотите запечатлеть и почувствовать душу Мексики , вы должны принять участие в праздновании «Дня мертвых» . После того, как вы пережили это, вы, вероятно, поймете, почему юмор всегда возникает, чтобы спасти мексиканцев от их трагедий, и почему они склонны жить настоящим, всегда зная, что жизнь коротка.
Эти праздники проходят 1 и 2 ноября в каждом уголке Мексики , хотя одним из самых символичных городов, где вы можете насладиться этим национальным праздником, является Пацкуаро в штате Мичоакан.
Вот 10 любопытных фактов о празднике мертвых в Мексике:
- « Día de los Muertos » — это праздник жизни и смерти. Это национальный праздник, который насчитывает тысячи лет, когда доиспанские культуры Мексики чтили и вспоминали тех, кто ушел в вечную жизнь. Это красивый, яркий, красочный и полный жизни «день мертвых», когда умершие временно возвращаются на землю, чтобы на один день навестить свои семьи.
- В 2008 г. ЮНЕСКО признал большое значение « Día de los Muertos » и добавил его в свой список нематериального культурного наследия человечества.
- В Мексике каждая семья строит свой личный алтарь, куда они помещают изображения своих умерших, крест, свечи, соль, сахар « calaveritas » и ярко-желтые ноготки под названием « Cempazúchil », а копаловые благовония зажигают для очищения. сцена.
СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ ИЛИ ЗАБРОНИРОВАТЬ ОНЛАЙН
Алтари построены на 3 уровнях, представляющих подземный мир, жизнь и жизнь после смерти.
- Если усопших похоронили, их родственники тоже украсят их могилы и прославят жизнь среди усопших. Они приносят свою любимую еду и напитки, включают свою любимую музыку и приветствуют души, которые пришли в гости.
- Любимая еда и напитки умерших приготовлены так, чтобы они могли выдержать долгое путешествие на землю и обратно.
Родственники даже помещают марку сигарет, которые курил их близкий, текилу, пульке, мескаль, пиво или что-то еще, что они любили пить, а если умер ребенок, они кладут свое любимое блюдо или игрушку к алтарю.
Зажигают свечи и кладут на землю лепестки ноготков, чтобы помочь умершим родственникам найти дорогу домой.
- 1 ноября празднуют смерть малышей, младенцев и детей, ушедших ангелами. 2 ноября вспоминают и чувствуют взрослых.
- Во всех школах Мексики, начиная с детского сада, есть свои алтари. Студенты активно участвуют в создании и декорировании.
- Pan de muerto: (хлеб мертвецов) — типичный сладкий и пушистый хлеб, украшенный костями и черепами, сделанными из теста и посыпанными сахаром. Октябрь и ноябрь — единственные месяцы в году, когда можно полакомиться этим деликатесом.
- Некоторые семьи кладут рамки без картинок на свои алтари и готовят дополнительную еду и напитки для тех, кто умер и у кого на земле не осталось никого для посещения.