Преподобный Серафим Вырицкий
Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьян Николая и Хионии. Во святом Крещении он был наречен Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника.
Когда отроку было десять лет, умер его отец, и Василий, благодаря помощи благочестивого односельчанина, отправился в Санкт-Петербург на заработки, где и работал потом рассыльным, подручным приказчика, приказчиком и затем старшим приказчиком в лавках Гостиного и Апраксина дворов. Однако в душе мальчика жила заветная мечта — уйти в монастырь.
В четырнадцатилетнем возрасте он получает от прозорливого старца Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить дальнейшую жизнь монашескому подвигу.
Почти 20 лет Василий Муравьев находился под окормлением старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобного Варнавы (Меркулова), и это позволило заложить ту духовную основу, на которой происходило дальнейшее возрастание его как великого подвижника благочестия.
В повседневных делах, в обращении с людьми, в молитвах основой ему служили три главных заповеди: правда, любовь и добро, которые он впоследствии завещал не только своим духовным чадам, но и всем нуждавшимся в его помощи. Его любимым чтением были творения святителя Игнатия Брянчанинова, по которым он советовал учиться святости всем своим духовным детям.
Способности, данные от Господа, помогали Василию в его трудах. Так, работая в купеческой лавке, он самостоятельно научился грамоте, освоил историю Отечества и, обладая хорошими математическими способностями, в семнадцать лет стал старшим приказчиком.
Все свое жалование Василий высылал больной матери.Около 1890 года он вступил в брак с Ольгой Ивановной Нетрониной, которая также происходила из крестьян Рыбинского уезда Ярославской губернии. Она с отроческих лет втайне мечтала о монашестве, но получила благословение схимонахини Иверского монастыря Московской губернии Пелагии жить в миру, выйти замуж за благочестивого человека, родить и воспитать детей и только потом, по обоюдному согласию, принять постриг. Господь благословил их брак сыном Николаем и дочерью Ольгой, но девочка в младенчестве умерла, после чего супруги по взаимному согласию жили как брат и сестра.
В 1892 году Василий Николаевич, благодаря поддержке своего хозяина, открывает собственное дело и становится купцом 2-й гильдии. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины выходит на международный рынок.
В 1895 году В.Н. Муравьев становится действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которою являлось всемерное содействие Государю Императору и Правительству в области национального экономического развития, а в 1897 году заканчивает организованные при Обществе высшие коммерческие курсы.
Живя в миру и став очень богатым человеком, он никогда не забывал благословения лаврского старца, старался творить добро, помогал нуждающимся, жертвовал большую часть своих доходов на нужды монастырей, храмов и богаделен.
Известно, что в 1905 году В.Н. Муравьев за свои богоугодные дела был представлен к награждению. В этом же году благочестивый коммерсант становится действительным членом известного на всю Россию Ярославского благотворительного общества, в состав которого входили многие известные пастыри и общественные деятели того времени, в том числе и святой праведный Иоанн Кронштадтский.
После кончины преподобного Варнавы духовными наставниками Василия Николаевича становятся епископ Ямбургский Феофан (Быстров) и будущий священномученик, епископ Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). Последним духовником старца Серафима был протоиерей Алексий Кибардин, служивший настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице.
Наступил 1917 год. Многие состоятельные знакомые Муравьевых переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом. Василий Николаевич решает иначе: с началом Февральской революции он закрывает свое коммерческое предприятие и раздает состояние нуждающимся служащим. Значительную часть его он жертвует на нужды Александро-Невской Лавры и Воскресенского Новодевичьего монастыря, а также Иверского Выксунского и Свято-Успенского Пюхтицкого монастырей и окончательно готовит себя к принятию монашества…
12 сентября 1920 года В.Н.Муравьев передает еще одно крупное пожертвование Александро-Невской Лавре, а через день пишет в Духовный собор Лавры прошение о принятии его в число братии, на которое получает положительный ответ и первое послушание — пономарское.
Уже 26 октября митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословляет постриг послушника Василия одновременно с его женой, поступившей в Санкт-Петербургский Новодевичий монастырь и принявшей постриг с именем Христины (в схиме Серафима).
29 октября Василий был пострижен в иноки с именем Варнава. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 года — в иеромонаха.
В течение 1920-1926 годов отец Варнава несет ряд ответственных и трудных послушаний: заведующего кладбищенской конторой Лавры, главного свечника, а затем казначея обители. В конце 1926 года он принимает великую схиму с именем Серафим и избирается братией духовником Лавры. Под его пастырское окормление собирается великое множество духовных чад — мирян, иноков, священников и архиереев, среди них — выдающиеся иерархи: епископ Григорий (Лебедев), митрополит Серафим (Чичагов), епископ Николай (Ярушевич), архиепископ Алексий (Симанский).
Около трех лет пребывал отец Серафим на поприще духовника Лавры. С отеческой любовью и сердечной теплотой молитвы помогал он избавляться от самых страшных грехов, человеческой ненависти и братоубийства.
Здесь, на одре тяжелой болезни, в течение почти двадцати лет он нес подвиг старческого окормления, принимая в отдельные дни по несколько сот посетителей. Но посетителями его были не только ищущие своего спасения. В период с 1938 по 1940 годы несколько раз в ночное время представители власти проводили у него обыски. В один из таких обысков не встававший с постели старец подозвал к себе одного из сотрудников НКВД. Он посмотрел своими добрыми и ласковыми глазами на человека, которому поручено было со всей строгостью выполнить поручение, спросил его имя, взял его руку, погладил, затем приложил к голове его свою руку и произнес: «Да простятся грехи твои, раб Божий…». В этот момент лицо грозного представителя власти смягчилось и дальнейший разговор происходил так, словно они были самыми лучшими друзьями.
Подобным образом старец избавил от недуга ненависти и жестокости и остальных производящих обыск.В январе 1941 года был арестован, а в сентябре расстрелян сын батюшки Николай. Еще через четыре года преставилась схимонахиня Серафима. Великая скорбь вошла в сердце батюшки.
Во время войны старец Серафим, кроме строгого поста и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг: еженощно, стоя на камне перед иконой преподобного Серафима Саровского, с воздетыми руками он молился о России, подражая подвигу своего небесного покровителя.
За годы войны в Вырице был разрушен лишь один дом, хозяевам которого батюшка еще в первые дни войны сказал: «Вам необходимо покинуть Вырицу». По его молитвам немцы, заняв поселок, расквартировали в нем румынскую православную часть, так что ни один человек в поселке не пострадал, и церковь продолжала действовать.
После войны сотни людей, желая узнать о судьбе своих близких, устремились к батюшке. И он принимал их, говоря одним: «Жив твой муж, уже на поезд садится», а другим: «Не придет, молись об упокоении». Слова старца всегда сбывались.
Время старческого служения Вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. Все эти годы своей жизнью батюшка свидетельствовал о Христе, исполнив завет преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Многие из его деяний ознаменованы явными чудотворениями, чему есть свидетельство очевидцев.
Старец предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Незадолго до кончины Преподобный говорил своей келейнице о бывшем ему откровении: «Я побывал во многие странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия».
Праведная душа старца отошла ко Господу 21 марта 1949 года. После его кончины в Вырице несколько дней в воздухе ощущалось благоухание,
Сам о себе он говорил: «После моей смерти приходите ко мне на могилку, как к живому, и разговаривайте со мною, как с живым, и я всегда помогу вам».
Вот уже более 50 лет со дня блаженной кончины старца не прекращается его народное почитание. Ныне над его могилкой воздвигнута часовня.
На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года старец Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
По сей день святой старец своим небесным предстательством не оставляет скорбящих и страждущих, притекающих к месту его земного упокоения. Отпевание отца Серафима отличалось редкой торжественностью. Пели три хора: вырицких Казанской и Петропавловской церквей и хор духовных академии и семинарии, где по благословению митрополита Григория в день погребения вырицкого подвижника были отменены занятия. Одним из четырех воспитанников духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был будущий Святейший Патриарх Алексий II. «Мы не прощались с батюшкой, а провожали его в жизнь вечную», — вспоминают многие.
При погребении отца Серафима Вырицкого впереди гроба несли образ преподобного Серафима Саровского с частицей мощей святого угодника Божия, как и предсказал вырицкий подвижник еще в довоенные годы.
Святой преподобный Серафим Вырицкий отошел к вечности 3 апреля 1949 года, в день празднования воскрешения праведного Лазаря.
В дни памяти святого совершают Божественную литургию в храмах епархии.
В стенах Общественно-культурного центра был организован показ документально-художественного фильма «Преподобный Серафим Вырицкий». Первые две серии фильма посвящены детству святого, его деятельности в миру и подвижничеству в Александро-Невской лавре. Материалами для сценария послужили не только житие и опубликованные исследования о жизни преподобного, но и многочисленные воспоминания современников, свидетельства родственников и знакомых святого Серафима.
«Преподобный Серафим Вырицкий и его время» — так называется книга, собравшая в себя материалы епархиальной научно-практической конференции, прошедшей в Рыбинске и посвященной 150-летию со дня рождения нашего святого земляка.
В сборник вошли доклады священнослужителей, педагогов, краеведов, ученых, рассказывающие не только о преподобном Серафиме, но и о том, как пример его жизни можно использовать для воспитания подрастающего поколения.
3 марта, в день 70-летия памяти преподобного Серафима Вырицкого, была совершена вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров в храме Казанской иконы Божией Матери города Рыбинска, где преподобный Серафим (тогда ещё Василий Николаевич Муравьёв) венчался со своей супругой Ольгой Ивановной Нетрониной.
На родине преподобного Серафима Вырицкого — в селе Спас-Ухра — проходит семейный слет.
Образ преподобного Серафима Вырицкого, написанный в 2000 году ко дню прославления святого, семнадцать лет находился в часовне, расположенной на месте упокоения преподобного — в Вырице.
Сейчас часовня в Вырице перестраивается, поэтому священнослужители приняли решение передать святыню Рыбинской епархии, туда, где родился и крестился преподобный Серафим Вырицкий.
Вечер памяти, посвященный преподобному Серафиму Вырицкому, стал одним из многих творческих мероприятий, которые проходят в Рыбинской епархии в год 150-летия со дня рождения святого.
Встреча, которая прошла 24 июня 2016 года в Общественно-культурном центре г. Рыбинска, собрала краеведов, историков, литераторов, священников, воспитанников православной гимназии, получившей в этом году имя преподобного Серафима. Особыми гостями Вечера памяти стали наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий; настоятель храма Казанской иконы Божией Матери п. Вырица протоиерей Георгий Преображенский; настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого при Большом Гостинном Дворе г. Санкт-Петербурга иерей Артемий Наумов; правнук преподобного Серафима Вырицкого Геннадий Александрович Муравьев.
В фойе Общественно-культурного центра вниманию гостей вечера была предложена выставка фотографий из семейного архива Муравьевых, привезенная правнуком преподобного Серафима Геннадием Муравьевым.
Работу конференции открыл епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин. Владыка сказал о значении подвига преподобного и о том, что каждый из нас нуждается в его молитвенном предстоянии.
О почитании преподобного Серафима в Александро-Невской лавре рассказал наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий.
Вечер памяти был наполнен яркими воспоминаниями о жизни святого, о его служении и отношении к людям, о почитании памяти преподобного в питерских храмах, о чем рассказали протоиерей Георгий Преображенский и иерей Артемий Наумов, и на его Родине, на Рыбинской земле. Воспоминаниями о подготовке канонизации преподобного Серафима поделился Геннадий Александрович Муравьев. Он преподнес в дар Рыбинской епархии несколько копий фотографий из архива семьи Муравьевых.
Преподобный Серафим Вырицкий. «Всему свое время»
Содержание статьи
- Серафим Вырицкий
- «Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»
- Серафим Вырицкий. По ступеням
- Серафим Вырицкий. На кресте
- Читайте также:
Серафим Вырицкий
3 апреля — память преподобного Серафима Вырицкого.
…В ту ночь келейница батюшки Серафима видела странный сон: бежит он в белом халате по заснеженному полю, а от него буквально рассыпаются немецкие полки. Обнаружив утром на кухне разложенные у печки белый мокрый халат и валенки, она застыла в недоумении, а батюшка Серафим, взглянув на нее веселыми глазками, к вящему ее изумлению спросил: «Ну как, видела?». Появление мокрых вещей на кухне объяснилось довольно просто — старец молился всю ночь на дворе, прямо под открытым небом, а для маскировки, накинул на плечи белый больничный халат. Всего через несколько дней в Вырицу пришло известие о прорыве на Ленинградском фронте — блокада снята, началось наступление…
«Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»Расквартированные в Вырице немецкие офицеры батюшку Серафима побаивались. Самые смелые — отчаялись даже прийти к нему «на совет», надеясь получить благоприятный ответ о будущем Гитлеровской армии. Надежда эта, как им казалось, была «оправдана» тем, что старец был из числа пострадавших от Советов. Однако смелость его ответов была способна обескуражить даже видавших виды офицеров: было ясно, что он говорит не от себя, это была та самая смелость древних библейских пророков, чье благое слово невозможно было заполучить ни щедротами, ни угрозами, ни лестью. Немощный с виду, он ничуть не боялся вопрошавших, тушевались они — перед Тем, Кто был за ним, Тем, у кого «нет лицеприятия», Кто «не терпит лжи» и «поругаем не бывает». С опущенными головами выходили они от священника, предсказывавшего им поражение в России и то, что Ленинград им не взять никогда.
Сколько бы ни старался отец Серафим Вырицкий избегать мирской известности, духовные дарования, которыми он был щедро наделен от Бога, еще задолго до его кончины стали известны большому числу людей. В век материализма и науки, в век самых отчаянных и жестоких социальных экспериментов, он был явлением другого мира, «запрещенного», объявленного мифическим, причисленного к «пережиткам проклятого прошлого».
Советская наука не признавала ни дара откровения о будущем, ни факта исцеления неизлечимых больных, страдавших «странными недугами», не вмещающимися ни в какие представления об известных болезнях и «необъяснимым образом» обострявшихся в моменты приближения подверженных им людей к православным святыням, — недугов, которые на языке духовном издавна назывались одержимостью. Слова «молитва», «старчество», «благодать» в Советском Союзе официально были отнесены к «анахронизмам» царского времени. Власть делала все возможное для того, чтобы пресечь в обществе любые разговоры о таких людях, как Серафим Вырицкий или Амфилохий Почаевский, — способных оказывать помощь в тех случаях, когда медицина была абсолютно бессильна. Их «запрещали», однако к ним тайно устремлялись дети «первых лиц в государстве». Они словно подтверждали силу известного высказывания Блеза Паскаля: «Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»
Случалось и так: когда тюрьмы и ссылки, которым власть подвергала старцев, оказывались слишком ничтожным средством, она прибегала к убийству. Но и то, и другое для этих известных священников становилось лишь ступенями святости, поводом для свидетельства о Силе Святого Духа, о воскресении души, прошедшей через горнило страданий за веру, за Христа.
Молиться за немощных, страдающих, заблудших, живых и усопших, невзирая ни на что, вопреки всему, отмаливать Россию — таков долг истинного монаха. Не искал и не мог искать для себя иного жребия тот, кто еще в юности проникся желанием всю свою жизнь без остатка посвятить служению Богу.
Серафим Вырицкий. По ступенямОднако первое, чему Господь научает настоящего подвижника, — послушание, исполнение Его Святой воли. Не сразу получил Василий Николаевич Муравьев, будущий старец Серафим Вырицкий, благословение на монашество.
Родом из крестьян, он был, казалось, самими обстоятельствами жизни более многих сверстников подготовлен к прохождению монашеского пути, требующего особенно на первых степенях и физических сил, и выносливости, и многих практических навыков. Десять лет было Василию, когда умер его отец, и он остался «за старшего» с больной матерью. Беда научит молиться. Так вышло и у него: не к миру, а из мира, в храм, поближе к Богу стремился он с юности. Но когда встал перед ним вопрос о выборе пути, одним из схимников Александро-Невской Лавры дано было ему благословение: «пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Совершить же его перед Богом и совестью», создав благочестивую семью, и лишь спустя годы посвятить оставшиеся лета жизни, по соглашению с супругой, монашескому подвигу.
Избранницей Василия Николаевича стала Ольга Ивановна Найденова — простая, благочестивая, скромная, и тоже подумывавшая прежде о жизни монашеской. Однако и она как Волю Божию приняла ответ на свою молитву от старицы Иверского женского монастыря, схимонахини Пелагеи: жить в миру, выйти замуж и уже спустя годы принять постриг .
Читайте также — Преподобный Серафим, или Непридуманная история
Пути Господни — тайна для нас сокрытая. Одних Он призывает еще в молодости, других же для будущего высокого «послушания» готовит среди людей, и научая, и испытывая терпением. Василию Николаевичу годы, проведенные в миру, были даны для приобретения житейской, всесторонней опытности, необходимой пастырю в тех обстоятельствах, которые ожидали Россию.
Трудолюбивый и богобоязненный, Василий Николаевич исполнил Божие повеление, а за усердие получил и успех в начатом деле — торговле, став из бедняков крупнейшим в России поставщиком пушнины. Германия, Австрия, Дания, Франция, Великобритания и даже Нью-Йорк были в списке его «партнеров».
Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Ему только тридцать, а он раздает большую часть своего состояния, делает значительные вклады в монастыри, жертвует милионные суммы на благоустройство и восстановление храмов, на сиротские приюты и больницы для бедняков! Его любовь к России и народу была поистине безгранична.
По сохранившемуся преданию, за время своих заграничных поездок, Василий Муравьев успел побывать и на Афоне, и тогда-то, в 33 года, состоялось событие, определившее его дальнейшую судьбу. По возвращении, он пришел за духовным советом к о. Иоанну Кронштадтскому, а тот назвал его по имени и сказал, что Царица Небесная благословила его на служение России.
Принятое уже в зрелые годы монашество стало для него долгожданной наградой. И сколько подарков приготовил для него Господь! Его духовником еще в миру был известный старец Троице-Сергиевой Лавры — Преп. Варнава Гефсиманский, а постриг над ним совершает будущий исповедник и митрополит — Николай (Ярушевич). Знал о. Серафим Вырицкий и множество священников, которым предстоял путь исповедничества в годы гонений на Церковь.
Читайте также — Батюшка Серафим…
Еще в предреволюционные годы открылся у него дар прозорливости и благодатных исцелений, а через десять лет после октябрьского переворота, в 1927 г ., старец принимает схиму с именем Серафим — в честь Преп. Серафима Саровского — и приходит в Александро-Невскую Лавру, где братия избирает его духовником. Перед миром это сулило неизбежные скорби — наступление на Православную Церковь бурлило уже «во всю ширь».
Именно старец Серафим Вырицкий в те годы помогал лаврской братии не потерять присутствие духа, «был для всех всем», соединяя духовное окормление монахов с заботами о хлебе насущном для ближних, помогая и тем, кто нуждались в помощи и приходили в обитель, как на свет свечи из ледяного мрака, царившего вокруг.
Духовно Серафим Вырицкий окреп настолько, что не только отверг предложение покинуть Россию и сохранить свою жизнь для Церкви, но и убедил своего собеседника — будущего Патриарха Алексия (Симанского) отказаться от мысли об эмиграции, открыв уготованное ему поприще будущего служения. А между тем, Лавру ожидало то же, что и сотни других обителей. Одна из ночей стала для братии ночью «гефсиманской молитвы» — все насельники монастыря были арестованы. А дальше были ссылки, этапы, лагеря… Многие приняли мученическую кончину.
Твердо веруя, что «сила не в силе, а сила в любви», по слову одного из своих друзей — митрополита Серафима (Чичагова), старец Серафим Вырицкий разделил участь гонимого с сотнями тысяч православных священников, претерпев аресты, нелепые допросы, ужасы заключения. И на всяком месте, Серафим Вырицкий продолжал свой подвиг — духовника, старца, отогревая людей, поддерживая, ободряя одним своим видом.
Серафим Вырицкий. На крестеВ 1933 году, после возвращения из заключения, о. Серафим поселился в Вырице. Господь сохранил его во время испытаний, как светильник для тысяч священников и мирян, приезжавших к нему в место его последнего земного пристанища и неизменно получавших у него помощь и укрепление.
Власти «не оставляли его надолго без внимания», хотя нежданных «визитеров» он по болезни часто вынужден был принимать лежа. Но случалось и так, что эти «обыски-устрашения» заканчивались самым неожиданным образом. Подозвав однажды к себе одного из чекистов, старец, не переставая молиться, ласково назвал его по имени, и дрогнуло что-то внутри у того от неземной, голубиной доброты и кротости… Завязался разговор, стушевались, смягчились и остальные участники обыска.
Всю жизнь избегавший прижизненных «воздаяний», людям, приходившим к нему со слезами благодарности, старец замечал: «Что я? Преподобного Серафима благодарите — это по его молитвам нисходит к немощам нашим Небесный Врач…», «Это Всеблагая Царица Небесная из беды вас вызволила — по вере вашей да будет вам…»
Во времена испытаний от Бога поставляется избранник, имеющий дерзновение молиться за народ. В 1812 г . в далеком Сарове вымаливал победу русской армии преп. Серафим Саровский, а в 1940-х гг. — одним из таких дерзновенных молитвенников был Преп. Серафим Вырицкий, оставивший нам образец христианского незлобия, всепрощения и крепости в вере…
Вы прочитали о преподобном Серафиме Вырицком.
Читайте также:- Преподобный Серафим – всемирный светильник
- Преподобный Серафим: житель Святой земли
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Преподобный Серафим Вырицкий — Православная Церковь в Америке
Тропарь и кондак
Василий Муравьев (будущий преподобный Серафим) родился в 1865 году в городе Черемовский Ярославской губернии. Его родители, Николас и Чионе, были крестьянами. Когда Василию исполнилось десять лет, умер его отец, и он остался на попечении больной матери и сестры Ольги.
Добрый сосед взял Василия с собой в Санкт-Петербург и нашел ему работу продавца в магазине. У мальчика было тайное желание стать монахом, поэтому однажды он отправился в Александро-Невскую лавру, чтобы поговорить об этом с одним из старцев. Старец посоветовал ему остаться в миру и создать семью, а затем, когда дети вырастут, он и его жена должны служить Богу в монашеской жизни.
Василий воспринял эти слова как волю Божию и прожил свою жизнь так, как указал Старец. Вернувшись в магазин, Василий продолжал работать и отправлять деньги домой семье. В двадцать четыре года Василий женился на своей жене Ольге.
Он начал свой собственный бизнес меховщика и стал очень богатым. У него были сын Николай и дочь Ольга. После смерти их дочери Василий и его жена согласились жить вместе как брат и сестра с этого времени.
Когда ему было около тридцати, Василий раздал большую часть своего состояния, пожертвовав деньги различным монастырям. Когда Николай подрос, Василий и Ольга пошли в монастыри служить Богу. Ольга приняла постриг в 1919 году с именем Христина и жила в Воскресенско-Новом Дивеевском монастыре в Санкт-Петербурге. Позже она была пострижена в схиму и получила имя Серафима. Умерла в 1945 году.
Мы не знаем, где Василий принял монашеский постриг (некоторые говорят, что на Афоне), как и какое новое имя он получил тогда.
В 1927 году он прибыл в Свято-Александро-Невскую Лавру, где стал духовником монахов. Там он был пострижен в схиму с именем Серафим. Вскоре выяснилось, что преподобный Серафим получил от Бога дары прозорливости и врачевания, и многие люди приходили к нему за помощью и советом.
Епископ Новгородский Алексей (Шиманский) приходил к старцу в 1927 году с вопросом, не следует ли ему покинуть Россию, так как многим епископам и священникам грозил арест и расстрел под коммунистическим игом. Прежде чем епископ успел произнести хоть слово, преподобный Серафим сказал: «Многие теперь хотят уйти из России, но нечего бояться. Ты нужен здесь. Ты станешь патриархом и будешь править двадцать пять лет».
Для Лавры настало время испытаний. Монахов арестовывали, ссылали и отправляли в трудовые лагеря. Многие из них были казнены. Начиная с 1929 года старца арестовывали четырнадцать раз. Свое священническое служение он продолжал в лагерях для военнопленных, где укреплял и ободрял своих сокамерников.
В 1933 году Старец вернулся из лагерей и поселился в Вырице. Это было очень красивое место с лесами и рекой, известное своим целебным климатом. В лагерях здоровье преподобного Серафима ухудшилось, он много раз подвергался побоям.
Деревянный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы был построен в Вырице в 1913 году в ознаменование трехсотлетия дома Романовых. Верхний храм имеет два престола: один посвящен Казанской иконе, другой — Святителю Николаю. Нижний храм был посвящен преподобному Серафиму Саровскому.
После некоторого выздоровления отец Серафим стал принимать посетителей, которые приходили к нему за советом и утешением. По его молитвам многие из страдающих от болезней получали исцеление. Власти вскоре заметили большое количество людей, приходивших к нему. Его камеру неоднократно обыскивали, обычно ночью. Однажды приехала милиция арестовывать старца, но врач сказал им, что отец Серафим не выдержит поездки из-за своих многочисленных недугов. Его решили оставить в покое, и так Господь сохранил жизнь Своему слуге.
Немцы вошли в Вырицу в сентябре 1941 года, но никто не пострадал, грабежей не было. Во время войны отец Серафим ослабел и теперь лишь изредка служил в часовне преподобного Серафима. С 1945 года отец Алексей Кибардин начал служить в Казанской церкви.
К весне 1949 года преподобный Серафим сильно ослабел и был вынужден оставаться в постели. Тем не менее, он разрешал посетителям приходить к нему по-прежнему.
Незадолго до смерти преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и велела причащаться каждый день. Отец Алексей Кибардин причащал его в 2 часа ночи, но однажды он проспал и пришел только в 4 часа. Он извинился перед старцем за опоздание и заметил, что вокруг святого было какое-то сияние. Старец сказал: «Отец, не беспокойся. Святые ангелы уже причастили меня». Увидев его лицо, отец Алексей понял, что это абсолютная правда!
Старец велел отцу Алексию ехать в Москву и сообщить патриарху Алексию I, что через две недели отойдет ко Господу. Когда отец Алексий передал послание, Патриарх повернулся к святым иконам и перекрестился. Когда он снова обернулся, по его щекам текли слезы. «Я был патриархом четыре года, — сказал он. «Двадцать один год остается мне. Так сказал мне святой старец». Патриарх Алексий скончался в 1970 году, как и предсказывал преподобный Серафим.
Преподобный Серафим отошел ко Господу 21 марта 19 года49 (3 апреля н.э.). За несколько часов до кончины он просил прочитать акафисты Пресвятой Богородице, преподобному Серафиму Саровскому и святителю Николаю. Неделю после его блаженной кончины благоухание наполняло Вырицу.
Похоронен преподобный Серафим на кладбище при церкви Казанской иконы в Вырице. На похороны пришло огромное количество людей, и Вырица стала местом паломничества.
Схимонах преподобный Серафим прославлен Русской Церковью в августе 2000 года.
«От Меня исходило» — духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого
Иеро-схимонах Серафим (Муравьев) родился в 1865 году в Ярославской губернии. Преставился в 1949 году в деревне Вырица Ленинградской области. Можно сказать, что он был из наших современников, но из тех, кто видел и пережил гораздо больше, чем мы: и монархию, и революцию, и годы советской власти, и опустошительные войны…
Крестьянский мальчик, стать розничным продавцом, затем преуспевающим скорняком, а позже духовником большого русского монастыря и старцем, молившимся за русскую землю. Он был добрым семьянином, ставшим впоследствии ревностным иноком, чудотворцем и пророком. Прежде всего он всегда и во всех обстоятельствах был тем, кто посвятил свою жизнь Богу и практиковал послушание заповеди Господа нашего Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею». , и всем своим разумением… [и] возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Матфея 22:37-39). Живя в миру и беря на себя множество забот и попечений, преподобный Серафим Вырицкий не только смог уберечь себя от искушений века, но и сподобился стяжать великие духовные дарования. Бесспорно, его жизнь — урок для всех нас. Ныне, как и при земной жизни, его молитвенное заступничество продолжает спасать, назидать и обращать к покаянию тех, кто чтит его святую память.
После кончины преподобного Серафима Вырицкого был опубликован следующий документ, его «духовное завещание»:
«Это пришло от Меня»
Вы когда-нибудь задумывались о том, что все, что влияет на вас, влияет и на Меня? Ибо все, что имеет отношение к вам, также имеет отношение к зенице Моего ока. Вы драгоценны в Моих глазах, очень драгоценны, и Я люблю вас. Поэтому мне доставляет особое удовольствие обучать вас. Я хочу, чтобы вы знали, что всякий раз, когда на вас сходит поток вражеских искушений, он исходил от Меня.
Я хочу, чтобы ты знал, что в своей слабости ты нуждаешься в Моей силе и что твоя безопасность заключается в том, чтобы дать Мне возможность защитить тебя. Вы когда-нибудь оказывались в трудном положении, среди людей, которые вас не понимали, которые не считались с тем, что вам нравилось, которые держались в стороне? Знай, что это было от Меня.
Я твой Бог, распоряжающийся обстоятельствами. Не случайно вы оказались именно в этом месте; это было именно то место, которое я назначил для вас. Разве ты не просил, чтобы я научил тебя смирению? Таким образом, я поместил вас в ту специфическую среду, в школу, в которой можно было усвоить этот урок. Окружающие вас, те, кто живет с вами, просто действуют по Моей воле. Если у вас когда-либо были финансовые трудности, если вам было трудно сводить концы с концами – это исходило от Меня.
Ибо Я распоряжаюсь вашими ресурсами, и Я хочу, чтобы вы бежали ко Мне, чтобы знать, что вы зависите от Меня, что Мои ресурсы неисчерпаемы. Я хочу, чтобы вы убедились, что Я верно сдержу Свои обещания, чтобы в трудную минуту другие не смогли сказать вам: «Не верь Господу твоему Богу». Вы когда-нибудь проводили ночь в печали? Если вы отдалились от близких и соседей, я послал вам это.
Я Человек скорбей, знающий значение болезни. Я допустил это, чтобы вы могли обратиться ко Мне и во Мне найти вечный покой. Если друг, тот, кому вы открыли свое сердце, разочаровал вас, это также исходило от Меня.
Я позволил тебе тронуться этим разочарованием, чтобы ты осознал, что Господь — твой самый верный друг. Я хочу, чтобы ты приносил Мне все и говорил со Мной. Если кто оклеветал тебя, предложи это Мне и плечом своим приклонись ко Мне, твоему прибежищу, чтобы укрыться тебе от болтающих языков. Я выведу твою правду, как яркий свет, и твою судьбу, как полдень. Когда ваши планы рухнули, и вы почувствовали себя подавленным и истощенным, это было от Меня.
У тебя были собственные планы, у тебя были свои намерения, и ты принес их Мне для Моего благословения. Однако Я хотел, чтобы вы позволили Мне решать и распоряжаться обстоятельствами вашей жизни, ибо вы всего лишь инструмент, а не активный участник. Когда в мирской жизни сталкивались с неожиданными несчастьями, когда сердце ваше охватило отчаяние, знайте, что оно исходило от Меня.
Ибо Я хочу, чтобы твое сердце и душа всегда пылали в Моих глазах, чтобы победить Моим именем всякое малодушие. Если из-за того, что близкие тебе люди редко соприкасаются с тобой, твое малодушие и маловерие вводят тебя в недовольное ропот и отчаяние, то знай, что и это исходило от Меня.
Этим смятением твоей души я испытываю силу твоей веры, неизменность твоих обещаний и смелость твоих молитв о тех, кто тебе дорог. Не ты ли доверил свои заботы о них Моей предусмотрительной любви? Не ты ли до сих пор вверяешь их Покрову Пречистой Моей Матери? Если тебя поразила тяжелая болезнь, временная или неизлечимая, и ты стал прикован к постели – это исходило от Меня.
Я хотел, чтобы ты познал меня еще больше, еще лучше через свои телесные болезни, чтобы ты не жаловался на все эти посланные тебе испытания, чтобы ты не стремился различными способами разглядеть мои планы спасения человеческие души, чтобы вместо этого вы послушно и безропотно преклонили голову перед Моей благодатью за вас. Если вы когда-нибудь мечтали сделать для Меня какую-то особенную работу, а вместо этого легли на свое ложе болезни и слабости, то это было от Меня.
Потому что ты был бы обременен своими делами, и Я не смог бы привлечь твой разум к мыслям обо Мне. И все же Я хочу преподать вам Мои самые глубокие мысли и уроки, чтобы вы могли служить Мне. Я хочу, чтобы ты понял, что без Меня ты ничто. Некоторые из Моих лучших детей — это те, кто отрезан от активной работы, чтобы научиться пользоваться оружием непрестанной молитвы. Если вдруг вас позовут на эту трудную и ответственную должность, доверьтесь Мне. Я вверяю тебе эти трудности, и за них твой Господь Бог благословит тебя во всем, что ты делаешь, куда бы ты ни пошел; во всем твой Господь будет твоим Наставником и Учителем. В этот день, дитя Мое, Я вручил тебе сосуд со Святым Маслом. Используйте его бесплатно. Всегда помните, что каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее вас слово, каждое неправомерное обвинение или осуждение, каждое препятствие для выполнения вашей работы, способное вызвать разочарование, разочарование, разочарование, каждое проявление слабости и бессилия будут помазаны этим маслом.