При ком крестили русь: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Мифы о Крещении Руси (Сергей Алексеев) — По ком звонит колокол

О Крещении Руси написаны сотни книг, тысячи статей. Помимо сугубо научных, среди них — множество популярных, публицистических, журналистских. Именно в этой среде родилось и развивается великое множество мифов. Их создавали идеологи всех сортов, досужие фантазеры, а вместе с ними и прямые противники христианства. В современных масс-медиа они получили широкое распространение. Доктор исторических наук, автор биографической книги о крестителе Руси князе Владимире Святом Сергей Викторович Алексеев, комментирует содержание самых распространенных легенд подобного рода.

Миф 1: Русь крестили насильственным образом, «огнем и мечом»

Представление о насильственном Крещении Руси сложилось в исторической науке советского времени, из нее перешло в популярную литературу — и так превратилось в «общее место». Это один из тех случаев, когда подобные «общие места» возникают если не на пустом месте, то с минимумом оснований. Русь Х века только становилась единым государством. Это общество всеобщего вооружения народа, автономных племен и племенных союзов. Владимир просто не располагал аппаратом подавления, необходимым для крещения насильственным путем. Это не ХХ столетие — и даже, к примеру, не Саксония раннего Средневековья, где разрозненные племенные герцогства имели дело с намного превосходящей их мощью Франкской империи. Но князь являлся для славян-язычников высшим духовным авторитетом. Именно этот авторитет княжеской власти и сработал — публичного посрамления языческих идолов и угрозы стать «врагом» выбравшему новую веру князю оказалось достаточно для киевлян и жителей большинства других городов Руси. Другой вопрос — насколько сознательным и искренним было такое обращение.

Ни один ранний источник, написанный в течение века-полутора после событий, о насильственном крещении не говорит. Напротив, современники поражались отсутствию открытого сопротивления — что было бы весьма странно, если бы «на самом деле» оно было массовым.

«Огонь и меч» нам известны исключительно из одного текста — приводимой историком XVIII (!) века В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Судя по языку и содержанию, это памятник очень поздний; до нас он дошел только в «Российской истории» Татищева. Во-первых, Иоакимовская летопись сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода — «люди поносят новгородцев», что их одних крестили «огнем и мечом». Во-вторых, Иоакимовская летопись — источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения. Одни ученые считают, что это творение самого Татищева, другие — что «летопись» создана без его ведома, чтобы удовлетворить его научный интерес, а затем им отредактирована. Может быть, в ней использовался какой-то древний текст, может быть — нет. Археологи находят подтверждение пожару в городе в конце Х века, но с чем он связан и насколько точно «летопись» передает события, так и остается неизвестным. «Поносное» присловье о том, что новгородцев «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — единственное и довольно зыбкое свидетельство, что в Новгороде в пору крещения произошел какой-то конфликт.
Конфликт настолько локальный, что он веками оставался предметом только устных преданий. Там, где крещению действительно противились, как в Ростове или в Муроме, Владимир откладывал его до лучших времен, а не посылал дружинников штурмовать непокорные города.

Следует помнить еще и то, что христианство к 988 году уже не было чужим для Руси. Христиан было немало в княжеской дружине, среди купечества. На Руси действовали христианские миссии, существовали храмы. Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение. Смена веры Владимиром была в достаточной мере подготовлена и не стала шоком для его подданных. Жители русских городов не могли не задумываться о религиозных вопросах, не могли оставаться слепыми приверженцами язычества, когда оно потеряло поддержку власти.

Миф 2: Русь была крещена Западной, а не Восточной Церковью

О крещении Руси из Византии, от «греков», недвусмысленно и подробно сообщают не только русские источники — все единогласно, — но и современники событий. Это и арабский христианский историк Яхъя Антиохийский, и — что особенно важно — немецкий хронист Титмар. Конечно, это не значит, что Западная церковь не вела проповеди на Руси или что в какие-то периоды эта проповедь не была даже более активной, чем у византийцев. Княгиня Ольга, первая среди Рюриковичей принявшая крещение — в Константинополе! — после охлаждения отношений с Византией обращалась за епископом к германскому королю Оттону. Впрочем, этот епископ на Руси не задержался. Позднее, при Ярополке и Владимире, в Киеве работали миссионеры, вероятно итальянские. Однако они не преуспели, что отразилось и в летописном рассказе о «выборе вер». Принятие крещения от Восточной Церкви позволяло русам слушать слово веры в храме на славянском языке — немаловажное обстоятельство в ту пору, когда латинское духовенство истребляло славянскую грамотность в подчинившейся Западу Чехии.

Миф 3: При Крещении Руси погибла высокая языческая культура, исчезла дохристианская письменность

Культуру языческой Руси незачем ни принижать, ни романтизировать. Она была не «выше» и не «ниже», чем дохристианская культура германцев, кельтов или балтов, — правда, едва ли наши цивилизованные современники сочли бы любую из них высокой, взглянув на нее вблизи. Предаваться романтическим грезам всегда лучше на расстоянии… Сейчас, когда историей занимаются геометры и гидравлики, философы и сатирики, в области древних культур сделано немало «открытий чудных» — но это уже отдельная и весьма печальная тема. Науке достаточно известно о культуре и быте древних славян, и всех интересующихся можно отослать к работам специалистов-археологов.

Что касается письменности, то в спорах до хрипоты вокруг «докириллического письма» присутствует некоторое недоумие. Те, кто воспринимает письменность как «предмет национальной гордости» и считает, что она «должна была быть», просто не понимают, почему появляется этот действительно характерный признак цивилизации. А появляется он по одной из двух причин. Или с возникновением бюрократии и денежных отношений, когда люди перестают верить друг другу «на слово», а правители хотят увековечить свои деяния, или же под культурным воздействием извне. Например, с появлением религиозных учений, для которых священным является писаное слово, Писание. В индуизме, например, священным является слово устное — и даже при наличии письма священные тексты не записывались до очень позднего времени. Но наши сочинители «ведической религии славян» почему-то считают, что она должна быть «письменнее» индоарийской.

В реальности у славян, как и у многих народов, было рисуночное «протописьмо», «черты и резы» — символические, календарные и счетные знаки. Они не «погибли», а благополучно дожили в народной крестьянской культуре до Нового времени, когда использовались на счетных бирках, при создании резных календарей, иногда вместо подписей. Ряд ученых приводят свидетельства в пользу того, что у восточных славян с IX века существовала некириллическая письменность, напоминавшая германские руны. Однако все немногие свидетельства об этих «русских письменах» связывают их появление с христианской проповедью — «письмена» появились в Крыму, в среде подолгу живших здесь «ромейских русов»-христиан. Немногие нечитаемые «рунообразные» надписи, обнаруженные археологами, все относятся к Х-XI векам. Писаны ли они теми самыми «русскими письменами», одна это система или несколько локальных — неизвестно. Значительная часть ученых вообще сомневается, что речь идет о каком-то особом письме, видя в этих — повторю — действительно единичных памятниках тайнопись или магические значки. Тема интересная, но к «гибели языческой культуры» отношения, похоже, не имеет. Никакая культура не может погибнуть настолько бесследно, чтобы современной науке не удавалось обнаружить ни малейших ее следов. А реальная культура языческой Руси не погибла, во многом долго оставалась неизменной — и была унаследована, переработана, включена в себя Русью христианской.

Миф 4: Хотя Русь и крестили, но язычество продолжало господствовать

Как я уже говорил, даже крестившиеся в 988–989 годах горожане едва ли сознавали, насколько сильна новая вера призвана перестроить всю жизнь Руси, весь уклад жизни. Тем более чуждо было это представление огромной сельской массе, составлявшей большинство населения. Так что язычество действительно жило еще на протяжении веков, и сохранились десятки произведений, в которых духовные лица бичуют «двоеверов». Бывали и прямые столкновения. Не в момент, а через много лет после Крещения Руси Владимиром языческие волхвы поднимали смуты в разных местностях. С другой стороны, еще в XI веке они вольготно чувствовали себя при некоторых княжеских дворах. Только в начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростове, а в земле вятичей на Оке в ту же пору погиб от рук язычников проповедовавший там преподобный Кукша. На селе продолжали хоронить умерших в курганах, справлять языческие праздники. Кое-где все еще стояли капища с идолами, и им приносили жертвы. Даже в городах христианская культура и образование не всегда и не во всем сразу пробивали себе дорогу. Окончательная победа христианства произошла в XIII–XIV веках, когда христианская вера стала консолидирующим и возвышающим началом народа в его противостоянии ордынскому гнету.

Миф 5: Князь Владимир, крестивший Русь, был великим распутником

Христианство учит, что возможно покаяние в грехах и их прощение по милости Божьей.

Не всем это известно, вероятно, но средневековым создателям летописей и житий князя Владимира известно было. Им, по всей видимости, трудно было представить, что женолюбие князя в языческой его жизни, с которым он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним, станет для кого-то аргументом против его святости. Христиане считают, что святы не безгрешные, а победившие грех. А о том, как Владимир преодолевал себя благодаря новой вере, пишут не только русские летописцы, и прежнее имело место — но и душевное изменение князя не является благочестивым вымыслом.

Миф 6: Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране

Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране. Правда ли это?

Владимир учился христианству вместе со своим народом. Он живо реагировал на прочитанные ему строки Писания, и часто не сразу понимал, в чем его настоящий долг. В Священном Писании сказано: «Не убий». Киевский правитель решил полностью отказаться от казней, а в ответ на вопрос духовенства, почему он так поступает, сказал: «Боюсь греха!» Но «расцвет уголовщины» был явно недолгим — уже очень скоро христианские епископы объяснили князю, для чего дана ему власть, что «не напрасно он носит меч» и что «достоит ему казнити разбойника, но с испытанием», т. е. расследованием дела. И Владимир справился с разбоями.

Миф 7: Крещение Руси навсегда поссорило ее с кочевыми народами

Трудно понять, откуда взялось такое умозаключение. Отношения Руси с кочевниками вообще от религиозного выбора мало зависели. На протяжении веков восточная ветвь славян сложно взаимодействовала с кочевым миром — то поддаваясь, то наступая, то сплачиваясь против каких-то врагов, то отбиваясь от набегов. Со времен вторжения в Европу гуннов в IV веке и до начала складывания Руси восточные славяне часто оказывались в зависимости от более сплоченных и агрессивных кочевых держав. Этот «симбиоз» мог быть и принудительным, и добровольным. Он оставил определенные следы в истории и культуре славянских народов. В IX веке появляется государство Русь, и подчиненные ей славянские племена борются за свое единство и независимость с сильнейшим государством европейских степей — Хазарским каганатом. Из других кочевых соседей Руси у некоторых шло становление своего государства, другие сохраняли племенной уклад. Русь то вступала с ними в союзы, то защищала свои рубежи от их посягательств. В IX-X веках не раз воевали с приазовскими «черными» болгарами. Около 895 года через территорию Руси на запад прорвались с боями венгры. Около этого же времени появились у границ Руси прогнавшие венгров печенеги. Известно, что их не раз наводила на русские рубежи в своих политических интересах, увы, христианская Византия. Самый крупный из таких набегов произошел в 968 году, когда печенеги обступили Киев, и князю-язычнику Святославу пришлось оставить свои завоевания в дальних краях, чтобы вернуться домой и отогнать их. Однако после этого Русь заключила с печенегами союз — и в 969-971 годах они воевали с болгарами и византийцами на стороне Святослава. А в 972 году на днепровских порогах убили князя, возвращавшегося в Киев.

Владимиру пришлось отражать печенежские набеги сразу после захвата власти, еще в языческую пору. Это была самая затяжная война всего его правления. Принятие христианства, напротив, принесло здесь передышку — в 1008 году при посредничестве немецкого христианского миссионера Бруно Кверфуртского с частью печенегов был заключен мир. Он действовал до 1013 года, когда печенегов навел на Русь состоявший с ними в союзе христианский же правитель — польский король Болеслав… А вот с племенами гузов или торков и Святослав, и Владимир поддерживали только союз — они жили дальше от границ Руси и имели с ней общих врагов.

Так что крещение на отношения с кочевниками никак принципиально не повлияло. Языческие в основной массе тюркские племена печенегов и торков, известные как «черные клобуки», перешли на службу Руси в XII веке и служили в основном верно. Поселившиеся к тому времени на русских рубежах половцы то воевали, то мирились, то смешивались с русскими — и религия здесь препятствовала мало. Половцы довольно легко (другое дело, насколько искренне) принимали христианство, и к 1223 году двое сильнейших ханов европейской Степи были христианами. Все известные нам династические браки между Русью и Степью (как половецкой, так и ордынской) заключались в христианскую эпоху. То, что в Монгольской империи и в Золотой Орде христианство (правда, не православное, а несторианское) могло стать государственной религией, — известный факт. Так что отнюдь не религиозными причинами обусловлены конфликты Руси с кочевыми народами, хотя, будь проповедь христианства из Руси более успешной, это способствовало бы гораздо большему их сближению.

foma.ru

Нетрадиционный урок в форме устного журнала «Князь Владимир и крещение Руси»

Цель: рассказать о князя Владимире как реформаторе; дать представление о принятии христианства на Руси и объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить с личностью князя Владимира как реформатора;
  • выяснить причины принятия христианства;
  • историческое значение принятия христианства;

Развивающая:

  • развивать навыки с текстом;
  • развивать интерес к  изучению истории родного государства;
  • воспитывать стремление узнавать больше об истории Древней Руси.

Воспитательные:

  • воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям;
  • воспитывать патриотическое сознание учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, учебник, дидактический материал, проектор, рабочий лист, презентация.

Основные понятия:

  • язычество
  • усобица
  • религия
  • христианство

Ход урока

1. Оргмомент.

Добрый день,  ребята!

Сегодня  урок истории не совсем обычный. Он будет проходить в форме устного журнала «Князь Владимир и крещение Руси».

Наша задача изучить содержание страниц журнала:

  • Познакомиться с личностью князя Владимира;
  • Выяснить причины принятия христианства;
  • Объяснить значение этого события.

После прочтения страниц вы будете отвечать на викторину.

2. Актуализация знаний, умений и навыков.

1 страница нашего устного журнала «Загадочная страница»

Помогите пожалуйста мне составить родословную князей Рюриковичей с которыми мы познакомились на предыдущих уроках истории.

Загадки: о ком идёт речь?

1. Его призвали новгородцы,
Порядок навести в земле словенской.
Сей князь, делами неприметный,
Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

2. Ходил в поход на Царьград,
Да только сам тому не рад.
Сожжен был «греческим огнём»,
Древлянами был уничтожен он.(Игорь)

3. Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воли подчинить своей. (Ольга)

4. Сел княжить первым в Киев он,
И покорил Царьград потом.
Вез из полюдья в Киев он товары,
И «Вещим» прозван был недаром. (Олег)

5. Он смел, был и умен без меры,
Он покорил и вятичей и меря.
«Иду на вы» он обращался к недругу всегда,
При имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

6. Он начал с наведения порядка на Руси
Железною рукой громил болгар, поляков.
Отправил он из Киева варягов,
И в веру христианскую он русичей крестил. (Владимир Святославович)

3. Объяснение нового материала.

Итак мы с вами вспомнили последовательность правления первых русских князей. И наша последняя загадка была посвящена князю Владимиру. И это не случайно.

Тема нашего урока: «Князь Владимир и крещение Руси»

Объяснить уч-ся основные моменты урока, что они должны будут сделать.

Сообщение «Краткая биография князя Владимира».

972 г.

— умер князь Святослав

-начало междоусобной войны между братьями

В 980 году начал править Владимир Святославович, в народе его называли Красное Солнышко.

Он начал своё правление с укрепления страны: завершил объединение восточно-славянских племён, на юге построил сильную оборонительную линию от печенегов, присоединил Перемышль и Червонную Русь.

Озвучить основные моменты  его биографии, чтобы учащиеся сумели записать.

3 страница нашего журнала называется «Языческая Русь».

Но главным событием правления Владимира Святославича стало Крещение Руси.

А давайте вспомним, какая вера была до крещения Руси?

Что значит язычество?

Язычество (от церк.-слав. языцы – народы, иноземцы)

А  в что  верили русичи?

В древней Руси обозначение дохристианских верований, связанных с обожествлением сил природы. Например, славянские боги: Перун – бог грома и молнии, Даждьбог – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Сварог – бог огня и т.д. Наряду с «высшими» богами, окружающий мир у древних славян был населен самыми разными «низшими» сверхъестественными существами (леший, водяной, домовой, русалки и т.д.). Постепенно языческие верования заменялись мировыми религиями

Перун-

Сварог-

Хорос- 

Стрибог-

Велес-

Мокошь-

Реформы в Киеве поставили шесть богов во главе с Перуном и только этим богам можно поклоняться.

Мы с вами видим что вера восточных славян связана в основном с их занятиями и отражает их общинное равенство.

Следующая страница нашего журнала называется «Выбор веры»

И за чего он выбрал эту веру?

Рассматривая исторический источник «Повесть временных лет» нам рассказывает, что 986 г. в Киеве появились представители всех трёх стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержанием от вина не есть свинины, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле.

Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Однако, не довольствуясь этим, Владимир отправил своих послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах.   Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон «не добр», что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру назвали самой лучшей.  В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять – на земле находишься или на небе. Так по легенде, свершился выбор веры.

Давайте с вами попробуем вместе на стр. 49-51 выбрать причины принятия христианства.

Причины принятия христианстива:

  1. укрепил княжескую власть.
  2. объединил племена.
  3. улучшил международное положение Руси.

Что ещё побудило князя принять эту веру?

Модульный ответ.

Крещению русского князя помог случай. В то время византийскими императорами были братья – Василий II и Константин VIII. Их военачальник Варда Фока поднял мятеж и провозгласил себя императором. Тогда они обратились за помощью к русскому князю. Владимир согласился, но поставил условие. Он хотел жениться на сестре императоров- принцессе Анне. Но это не могло произойти без крещения, т.к. князь Владимир – язычник, а Анна – христианка.

1 августа 988 г. – в Херсонесе (по славянски Корсунь) греческие священники крестили князя Владимира. (чтение)

Физкультминутка:

Кто согласен – встали
Кто не согласен – сели

Вопросы:

  1. Перун – это бог грома и молнии? (да)
  2. Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)
  3. Крещение князя состоялось 988 году?(да)
  4. Князь Владимир получил прозвище в народе Грозный? (нет)

Пятая страница нашего с вами журнала называется «Крещение Руси»

Читает учитель: Текст раздаточного материала (чтение)

«Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они его святого крещения…Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,- будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря:

«Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его и приказал рубить(ставить)  церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых».

(Из «Повести временных лет» о крещении Руси)

  1. Подчеркнуть  фразу князя Владимира, которая заставила людей пойти на крещение.
  2. Подчеркнуть название реки.
  3. Подчеркнуть предложение, что было поставлено вместо идолов.

6 страница устного журнала «Значение принятия христианства»

Значение  принятия христианства:

  1. Появление письменности.
  2. Строительство храмов. (Закладка десятинной церкви в Киеве)
  3. Появление иконописи.
  4. Появление летописания.
  5. Признание Руси многими странами.

Закрепление в виде викторины.

1. Кто крестил Русь?

А) Святослав

Б) Владимир

2. Что способствовало принятию христианства?

А) Доступность и простота вероисповедания

Б)  Многолетние торговые и политические связи с Константинополем

3. Где был крещен Владимир.

А) Херсонес

Б) Киев

4. Из какой страны пришло христианство?

А) Византии   

Б) Булгария

5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?

А) Не умели строить  

Б) Поклонялись идолам

6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства.

А) Начала распространяться письменность

Б) Укрепление связи с Византией

7. Когда было введено  христианство?

А) 988 г.  

Б) 998 г.

8. В чем культурное значение введения христианства?

А) Начала распространяться письменность

Б) Усилилась власть Киевского князя

 

Технологическая карта нетрадиционного урока «Князь Владимир и крещение Руси»

Война России с Украиной из-за религии?

21 февраля Владимир Путин изложил российскому народу свои аргументы в пользу войны против Украины. В часовой телевизионной тираде российский президент высмеял понятие украинской государственности и независимости. Современная Украина была придумана большевиками, сказал Путин, и она никогда не должна была становиться независимой от России после распада Советского Союза.

Путин выразил свою тираду не только в политических, но и в религиозных терминах. Он утверждал, что Россию и Украину объединяет одна культура и одна православная вера. Военные действия России исправят катастрофические исторические ошибки, разделившие две страны и их единую религию. Он утверждал, что украинские националисты завладели несколькими православными приходами, принадлежащими Московскому Патриархату, и что Россия должна защищать свои церкви в Украине.

Подписаться

Прочитайте наш последний выпуск или просмотрите предыдущие выпуски.

Чтобы понять, что он имел в виду, вам нужно вернуться в 988 год н.э. На территории нынешнего Крыма князь Владимир (по-украински Владимир) решил креститься в официальную христианскую веру Византийской империи. По преданию, такое решение Владимир принял после того, как его посланники в Константинополь посетили собор Святой Софии и описали ему православную литургию с ее задействованием физических чувств и направлением их в святое присутствие Божие. «Мы уже не знали, находимся ли мы на небе или на земле», — восклицали они. Когда Владимир вернулся в Киев, его воины и их семьи массово крестились в Днепре.

И украинцы, и русские считают эти события рождением своих наций. Христианство Владимира объединило разрозненные, соперничающие племена в один народ. С этого момента православие будет формировать искусство, архитектуру, музыку, литературу и мышление восточных славян.

Проблема Путина с Украиной связана не только с политикой, но и с религией.

Возник также социально-политический идеал, имеющий глубоко духовное значение: Святая Русь, где все творение и человеческие общественные отношения станут прозрачными для божественной красоты. Это видение будет и под угрозой, и обновлено историческими событиями. В средние века по этим землям пронеслись монголы, опустошив Киев. Когда московские князья сбросили монгольское иго, на смену Киеву в качестве центра славянского православия пришла Москва, и эти князья претендовали на идею Святой Руси. Исламское завоевание Константинополя в 1453 году еще больше укрепило уверенность Москвы в том, что она унаследовала мантию защитника истинного христианства. Рождается мифология Москвы как Третьего Рима.

Владимирская икона Божией Матери — одна из самых любимых икон русского православия, сейчас находится в московской Третьяковской галерее — представляет собой путешествие Православия в Россию. По преданию, икону написал апостол Лука. В Константинополь он попал в пятом веке, в Киев в 1130 году, во Владимир (к северо-востоку от Москвы) в 1155 году и в Москву в 1395 году.

А Киев? Так сложилась история, что кивианские земли стали окраинами под господством соперничающих европейских держав: Австро-Венгерской, Польско-Литовской и Российской. Украинская идентичность и украинское христианство впитали в себя влияние каждого из них.

В западных областях Украины, находящихся под влиянием польских католиков, господствовала Украинская Греко-Католическая Церковь. Основанная в 1596 году, эта церковь сохраняет православные формы богослужения, но поддерживает папу. Когда Сталин подавил возрождающийся украинский национализм после Второй мировой войны, он ликвидировал эту церковь. Некоторые священники и приходы ушли в подполье; большинство было вынуждено стать православным.

В центральной и восточной Украине существовало автономное украинское православное движение, а во время большевистской революции и последовавшей за ней гражданской войны на короткое время утвердилась автокефальная Украинская православная церковь, которая была вынуждена уйти в подполье, когда к власти пришли коммунисты. (В Православии, автокефальный означает, что патриархи относительно автономны и равны во власти.)

С распадом Советского Союза в 1991 году религиозная картина в теперь уже независимой Украине становилась все более сложной. Автономные украинская православная и греко-католическая церкви восстановили юридический статус. Внутри Русской православной церкви проукраинская фракция объявила о своей независимости от Московского патриархата, но в течение многих лет независимость этой группы не признавалась ни одной из православных церквей мира. Между тем религиозные инвестиции России в регион были и остаются высокими: треть всех православных церквей, лояльных Московскому патриархату, находится на территории Украины. Все эти церкви видят себя законными наследниками Святой Руси.

Когда Петр Порошенко стал президентом Украины после революции на Майдане в 2014 году, он и украинский парламент обратились к Вселенскому патриарху Варфоломею в Стамбуле с призывом об автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ), и Варфоломей сделал это в 2018 году. Лозунгом Порошенко стало: «Одна армия, одна церковь, один народ». Украинские православные церкви вывесили украинский флаг и собрали средства для украинской армии.

Это специфически украинское выражение православной гражданской религии привело в ярость и Путина, и Московский патриархат. Московская патриархия разорвала отношения со вселенским патриархом, и Путин добавил это воображаемое предательство в свой список поводов для войны.

После указа некоторые наблюдатели ожидали массового перехода храмов Московского Патриархата в новую автокефальную ПЦУ. Украинское законодательство позволяет приходам выбирать, но, поскольку приходы не ведут официальных списков членов, трудно определить, кто именно может участвовать в принятии таких решений. Каждая церковная организация обвиняла другую в краже приходов. Однако сравнительно немного священников и приходов сменили принадлежность, и лишь пара архиереев Московского Патриархата присоединилась к ПЦУ.

Многие украинцы не замечают различия между двумя церквями. Они остаются верными своему конкретному священнику и приходу и не могут сказать вам, к какой юрисдикции он принадлежит. До прошлого месяца это, возможно, не имело большого значения.

И в России, и в Украине православие функционирует в первую очередь как культурный идентификатор, к которому люди (в том числе политические и религиозные лидеры) обращаются, чтобы отличать свои общества от Запада с его (предположительно декадентскими) ценностями индивидуализма и свободы выбора. Декларируемая Путиным поддержка «традиционных» религиозных ценностей находит отклик у многих украинцев, как и у многих россиян. Тем не менее, большинство украинцев, даже русскоязычных, хотят определять свою национальную и религиозную идентичность на собственных условиях, а не на путинских.

В связи с российским вторжением в Украину Московский Патриархат издал расплывчатые призывы к миру, подчеркивая при этом свои усилия по оказанию помощи беженцам из отколовшихся от пророссийских регионов Донецкой и Луганской областей. Напротив, митрополит Онуфрий, возглавляющий украинские церкви Московского Патриархата, сделал замечательное заявление. «К нашему глубочайшему сожалению, — сказал он, — Россия применила вооруженные силы против Украины. . . . Призываю вас [членов Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)] усилить покаянную молитву за Украину, за наших воинов и народ. . . . Настаивая на суверенитете и целостности Украины, мы обращаемся к Президенту Путину с призывом немедленно прекратить эту братоубийственную войну».

Вариант этой статьи опубликован в печатном издании под названием «Православие и идентичность».   Эта статья была отредактирована 15 марта, чтобы правильно идентифицировать Православную Церковь Украины.

Ukraine Response — St Mary’s Ely

Жестокая война в Украине вызвала крупнейшую связанную с войной миграцию людей со времен Балканской войны 1990-х годов.

​Эта страница не претендует на окончательный ответ в этой ситуации и будет добавляться по мере появления дополнительных ресурсов и информации, но мы надеемся, что она направит вас к молитве и практическим ресурсам, которые помогут ответить информированным и разумным образом. как церковь, так и отдельные лица.

Нажмите на ссылки для дальнейшего изучения:


Обзор

Обращение епископа Дагмара к Синоду Элийской епархии от 5 марта содержит историю и обзор ситуации, а также ответ Епархии Или:

(от www.elydiocese.org/ukraine-and-russia-church-and-state-and-hope-prayer-and-action.php)

Украина и Россия, Церковь и государство, надежда, молитва и действие

Президентское обращение преподобного д-ра Дагмара Винтера, епископа Хантингдонского (отредактировано для веб-сайта епархии) на Епархиальном синоде Эли 5 марта 2022 г.

Вторжение в Украину и религиозно-националистический фон[1]

Картинка на нашем экране ужасная, напоминает нам о Второй мировой войне.

Российское вторжение в Украину имеет религиозный аспект, который может породить в некоторых кругах старый каштан, что религия является причиной всех войн. (Джон Леннон: «Представьте себе… и никакой религии тоже». ) Религия тесно связана с выражением идентичности и с тем, что мы считаем самым ценным. Учитывая человеческую природу с ее жаждой власти, устранение институциональной религии не положит конец всем войнам.

Центральный вопрос нынешней войны: являются ли церковь и народ Украины частью церкви и народа России или нет. Немного истории поможет.

Крещение Руси

В десятом веке на территории современной России, Белоруссии и Украины проживал языческий славянский народ, известный как Киевская Русь. В 988 году святой Владимир, правитель Руси, принявший христианство, принял крещение и привел к крещению и остальной народ. Это событие известно как «Крещение Руси» и произошло в Киеве или недалеко от него. Это и по сей день рассматривается как переломный момент в истории России, который, по мнению некоторых, объединяет народы России, Белоруссии и Украины как правопреемников Киевской Руси и как единый православный русский народ. . Такова важность Владимира, что ему дан эпитет «Равноапостольный». (Обратите внимание на христианское имя Путина!) Кроме того, поскольку Киев был центром земель Руси, он имеет особый статус в русской самоидентификации.

В течение следующих нескольких сотен лет империи возникали и исчезали, народы перемещались, границы менялись. В шестнадцатом веке часть церкви современной западной Украины вступила в общение с Римом.

Восстание Москвы и османов

Следующая важная дата — 1686 год, и есть два разных понимания и интерпретации того, что произошло. (Споры о том, что произошло в это время, легли в основу споров 2018 года о независимости Украинской Православной Церкви.)

Одна сторона дела заключается в том, что с расширением Османской империи Вселенский Патриарх не смог приехать в Киев для хиротонии нового митрополита и поэтому обратился к Патриарху Московскому (Московскому Патриархату было даровано автокефалию — то есть самоуправление — в 1589 г. ) сделать так, но без предположения, что церковь на Украине попадет в зависимость от Москвы. Другая сторона истории состоит в том, что по какой-то причине Вселенский Патриарх в 1689 г.передал власть над Украинской церковью Москве. Практически Киев действительно стал церковно смотреть на Россию, и сложность сообщения с Константинополем в османские времена в какой-то мере вынудила к этому.

Современная Украина и Декрет об автокефалии

В более поздней истории территория, в настоящее время покрываемая Украиной, как и большая часть Центральной и Восточной Европы, контролировалась различными державами, не в последнюю очередь Советским Союзом под которой церковь была угнетена. Были переезды в начале 1990-е годы для создания в Украине самостоятельной православной церкви (Киевского патриархата), что привело к единому расколу с Москвой.

После аннексии Крыма в 2014 году президент Украины Порошенко сыграл важную роль в продвижении решительного разрыва с Москвой и создании самоуправляемой (автокефальной) Православной церкви Украины. Это произошло в 2018 году, когда Священный синод Константинополя постановил, что Вселенский патриарх должен даровать томос (указ) об автокефалии и возводить новый храм под руководством митрополита Киевского Епифания. Этот шаг вызвал новый раскол между Москвой и Константинополем.

Украина и Россия – Церковь и государство

Мы видим в Украине и России столкновение двух мировоззрений, в котором едины государственность, нация и церковь.

​С российской точки зрения, выраженной (довольно прямо) Президентом Путиным и Патриархом Кириллом, Россия рассматривается [включающей] Украину как один народ в одной церкви и, по сути, как один народ, потомков Руси, которые, естественно, обращаются к Москве за гражданским и религиозным руководством.

Украина, конечно, считает себя суверенным государством с территорией, границами и ярко выраженной национальной идентичностью и взглядом на историю. Например, Москва даже не была основана почти через два столетия после Крещения Руси. Независимость Православной церкви Украины от Москвы является частью свидетельства этой более широкой и естественной независимости, учитывая, что большинство (если не все) суверенных наций на традиционных православных территориях имеют свои автокефальные церкви.

Тем временем Московский Патриархат продолжает нагнетать конфликт со Вселенским Патриархатом. Игнорируя правило о том, что вы не должны посягать на чужую юрисдикцию, Москва обосновывается в Африке и предлагает материальные вознаграждения церквям Александрийского Патриархата (который входит в состав Константинопольского Патриархата), если они присоединятся к Москве. Это значительное наращивание и расширение российских мускулов, экклезиологическое эхо вторжения в Украину.

Русская Церковь не имеет традиции говорить правду властям. Особенно неприятным аспектом является то, что Московский Патриарх Кирилл, похоже, буквально находится на содержании у Путина. Его, Кирилла, цитируют, призывая российских солдат к бою, использовать более высокотехнологичное оборудование для защиты Отечества, в то время как он сам демонстрировал, а затем пытался скрыть ношение очень дорогих предметов роскоши.

Вот что происходит, когда церковь теряет свою критическую дистанцию ​​от государственности и нации и смешивает их с церковью и верой. Здесь буквально безнадежный клубок: веры и исторической этнонациональной идентичности, богословско-экклезиологических вопросов и корыстного стремления к влиянию, земле, ресурсам и людям.

Мы должны аплодировать тем смелым православным священникам, которые выразили свой протест против войны и поддержки ее своей церковью.

Социально-политическая миссия церкви – немецкие христиане

Исторические сравнения всегда проблематичны и обречены быть неверными на каком-то уровне, тем не менее, на ум приходит пример немецких христиан, которые при Гитлере полностью поверили этой идее нового рассвета под немецким христианством, гнусной религиозной версией фашизма.

Были сделаны различные важные теологические заявления, в том числе знаменитая Барменская декларация 1934 года, но сегодня я хотел бы процитировать Дармштадтерское сусло, изданное в 1947 году на послевоенных руинах.

Несмотря на некоторые из его недостатков, я считаю, что он по-прежнему несет в себе острую весть о социальной и политической миссии церкви, не в последнюю очередь в наши дни, когда общество страдает как от политической апатии, так и от значительной поляризации.

«Через Иисуса Христа постигает нас радостное освобождение, освобождение от безбожных уз мира сего, чтобы освободить нас для безвозмездного и благодарного служения его созданиям.
Не позволяйте отчаянию захлестнуть вас, ибо Христос есть Господь.
Попрощайтесь со всяким неверным равнодушием, не дайте себя соблазнить мечтами о лучшем прошлом…, но в своей свободе и в великой трезвости сознавайте свою ответственность, которую все мы несем за построение лучшего государства, которое служит верховенству права, благосостоянию, миру и примирению народов.

Ищите прежде всего Царства Божьего». [2]

Наши тревоги и наше внимание в этот Великий пост

Ситуация в Украине заставляет нас чувствовать себя такими беспомощными. Что мы можем сделать?

Вокруг столько беспокойства: пандемия, изменение климата, миграция, экономика, а теперь и кошмар в Украине.

Приветствуя и высоко оценивая поток информации и работу смелых журналистов, которые сообщают нам новости, я не думаю, что нам или даже нашим детям полезно подвергать себя бесконечному мучительному изображению стены- охват до стены. Это либо сделает нас менее чувствительными, либо засосет в какую-то черную ментальную дыру, либо и то, и другое. Я обеспокоен тем, что это делает с психическим здоровьем нашего сообщества, в том числе особенно детей, многие из которых уже пострадали от самоизоляции и страха перед пандемией.

​Сначала ищите Царства Божьего.

Следуя принципам христианской веры, мы придерживаемся истины крайней слабости проявления агрессии.


Я думаю, что это не отвлечение, а необходимость, чтобы мы сосредоточились и снова сосредоточились на учении христианской веры (Мф 28:16-20), на ценностях, которые имеют вечное качество: истина, свобода, справедливость, сострадание , человеческое достоинство, уважение, вера, надежда и любовь.


Этот Великий пост, я бы посоветовал вам, является временем, в течение которого можно открыть или заново открыть для себя, как церковь может быть школой ученичества или школой добродетели.


И этот Великий пост может бросить нам вызов, насколько серьезно мы относимся к плодам нашей веры, более того, к ее достоинствам.


Хотя Украина находится довольно далеко, конфликт, несомненно, затронет нас в ближайшие несколько лет, даже если война будет локализована в текущем регионе. Мы взаимосвязаны через международные рынки товаров, от энергии до пахотных земель, и, по оценкам УВКБ ООН, беженцев может быть 4 миллиона, а может и больше. Мы не можем позволить соседям Украины взять на себя это в одиночку.


Будем ли мы делиться припасами, принимать ограничения и потери, прямо или косвенно предлагать гостеприимство, будем ли мы поддерживать наших политиков в том, что мы готовы на это — без того, чтобы бремя ложилось только на самых слабых среди нас, уже потрепанных нынешним экономическим кризисом?

Взращивание надежды

Мы чувствуем себя бессильными, но с бессилием начинается христианская история. Помните историю о страсти, о жестоких пытках?

И поскольку у нас есть Лорд, который был вовлечен в кипящий и часто жестокий конфликт между своим народом и оккупационными силами, мы знаем, что надежда — это в основном не победный марш, а маленькая, прошептанная аллилуйя. Поддерживаемые божественной любовью, которую мы встречаем во Христе, любовью, которая не колеблется. Путешествие от Великого поста до Пасхи.


Надежда означает верить вопреки доказательствам, а затем ждать и работать, чтобы доказательства изменились.


Это включает в себя прислушивание к голосам надежды среди нас и их поощрение, верную преданную работу людей, происходящую в приходах и проектах, сетях и сообществах.


Когда мы молимся о том, чтобы быть щедрыми и видимыми людьми Иисуса Христа, можем ли мы молиться в этот Великий пост, чтобы научиться быть не беспокоящимся и полным надежд присутствием в этом неспокойном мире, потому что мы знаем, что то, что нам дорого, истина, свобода , справедливость, сострадание, человеческое достоинство, уважение, вера, надежда и любовь обладают вечным качеством, которого никогда не будет у таких действий зла, как жестокие вторжения и неизбирательные бомбардировки.


Конечно, мы должны быть в курсе того, что происходит. Но наше внимание должно быть сосредоточено на:

«О том, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что приятно, что похвально, что есть добродетель и что похвально, помышляйте о эти вещи.» (Флп. 4:8)

Наша работа состоит в том, чтобы пропагандировать это во всем, что мы делаем и говорим, часто неявно, а иногда явно.

Итак, что мы можем сделать?

Молитесь – следите за сайтом Епархии в Европе.

Насколько я понимаю, самый эффективный способ на данный момент поддержать беженцев и вынужденных переселенцев из Украины – это пожертвовать деньги одному из опытных агентств по оказанию помощи.

Местные возможности для эффективной логистики достигли своего предела в сложных обстоятельствах, и прибытие большого количества нескоординированных грузовиков не так полезно, как нам может показаться.

Мы все хотим помочь лично и ощутимо, но на данный момент лучшая и наиболее эффективная помощь, которую мы можем оказать, — это пожертвование в Комитет по чрезвычайным ситуациям (обратите внимание, что именно так Красный Крест просит пожертвования) или Совместный призыв о чрезвычайной ситуации Европейской епархии англиканской церкви и USPG.

Обратите внимание, что правительство Великобритании заявило, что оно будет выделять государственные пожертвования (до 20 миллионов фунтов за фунт) Комитету по чрезвычайным ситуациям.

Поддержать Christ Church Kyiv также можно здесь (название Christ Church Kyiv). И вы можете отправлять им сообщения поддержки в социальных сетях.

Напишите своему члену парламента о гибких визах для беженцев.

Наконец, нам стоит помнить о невыразимых страданиях стольких народов, в Йемене или Судане, уйгуров в Китае, сирийцев – список, к сожалению, очень длинный.

Давайте помолимся за себя, а также за всех тех, кто оказался втянутым в ужасающее насилие и войну по всему миру:

​О БОГ, от которого исходят все святые желания, все добрые советы и все праведные дела:
Дай рабам Твоим мир, которого мир не может дать;
чтобы оба наших сердца были настроены повиноваться Твоим заповедям, а также чтобы мы, защищенные Тобой от страха перед нашими врагами, могли проводить время в покое и тишине;
благодаря заслугам Иисуса Христа, Спасителя нашего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *