Прибалтике: «Советская прибалтика»: имидж и реальность. Время Советского Союза

Содержание

Baltnews – новостной портал о Прибалтике на русском языке, сводки событий, мнения, комментарии.

Baltnews – новостной портал о Прибалтике на русском языке, сводки событий, мнения, комментарии.

Смотреть все

Не стоит наносить визиты в Китай во время сбора чая «минцянь»

Визит президента Франции Эммануэля Макрона и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в Пекин сочтен неудачным. Причем еще до того, как состоялся.

Алексей Языков

Нефтедоллар устал: Россия и Китай задают новый тон

В Москве, Бразилиа, Пекине, Эр-Рияде, Нью-Дели и Дубае решили, что пора бы начать использовать национальные валюты для торговли черным золотом.

Илья Круглей

С виду приличный президент Литвы оказался мелким шулером

Гитанас Науседа до такой степени надоел своей барской спесью, что его противники за год с небольшим до новых президентских выборов со страшной силой раскачивают кресло под главой государства.

Анастасия Кулик

ООН разглядела счастье в Прибалтике.

Выглядит оно сомнительно

ООН отвела Литве 20-е место в рейтинге счастливых стран и первое – среди стран Балтии. Однако новости демографии, экономики и политики показывают совсем другую картину.

Александр Буртасов

Смотреть все

Россия – Запад

Сначала Крым: Ходжес определил цели контрнаступления ВСУ

Тема контрнаступления ВСУ не отпускает Запад. Экс-командующий войсками США в Европе Бен Ходжес заявил, что сначала ВСУ вернут Крым, а потом примутся за Донбасс.

Россия – Запад

Тенденции развития мировой экономики: Колташов – о прогнозе МВФ

Рынки Соединенных Штатов, Великобритании и Японии тянут вниз мировую торговлю и затрудняют ее положение, считает экономист Василий Колташов.

Россия – Запад

Великобритания обещает подготовку тысяч боевиков для ВСУ

Минобороны Великобритании отчиталось за подготовку боевиков киевского режима и, в рамках помощи, пообещало до конца года обучить 20 000 военнослужащих ВСУ.

В Латвии

Мнение есть, оружия нет: президент Латвии проводит экспертизу

Президент Латвии еще раз обозначил свою русофобскую позицию: Запад не может допустить победы России на Украине. Поэтому инвестиции в жерло войны – вклад в «сохранение мира в Европе», считает он.

В мире

В США нашли крайнего: во всех грехах обвиняют Трампа

Совет нацбезопасности и спецслужбы представили Конгрессу секретный доклад, в котором администрацию Трампа обвинили в неправильном выходе США из Афганистана.

В Литве

Ущербная дипломатия: Межевич – о заявлениях главы МИД Литвы

Министр иностранных дел Литвы не видит перспектив развития Пекина как посредника между Россией и Украиной.

В мире

Усиленная работа: жителям новых территорий РФ дали теплый кров

В новых субъектах России постепенно восстанавливают социальную инфраструктуру. Что уже сделано, и какие намечены планы?

Русские Прибалтики

Король в Эстонии? Зачем русскоязычному региону свой лидер

Россия – Запад

Россия права? Как визит Зеленского изменил мысли Польши

Россия – Запад

США и Великобритания ведут себя в ООН как на базаре

Экономист: конфискация российских активов приведет ЕС к состоянию войны с РФ

Геворгян: сближение Ирана и Саудовской Аравии – катастрофа внешней политики США

Сохранили уникальную коллекцию: биологи Донецкого ботсада спасли растения от ВСУ

Рога и копыта: сколько скота разводят в Прибалтике

Историк объяснил, почему вхождение Прибалтики в состав СССР нельзя назвать оккупацией

16 июня 2020, 21:57

МОСКВА, 17 июня. /ТАСС/. Главный специалист научного отдела Российского военно-исторического общества (РВИО) Никита Буранов считает, что ввод советских войск в Эстонию и Латвию ровно 80 лет назад — 17 июня 1940 года — и последующие выборы парламентов, которые приняли декларации о вхождении в состав СССР, нельзя назвать оккупацией.

«Естественно, что сейчас политическая номенклатура прибалтийских стран будет называть эти события оккупацией, но с точки зрения истории у нас существует много факторов, которые позволяют нам говорить, что оккупацией это не было. Например, сам президент Латвии Карлис Улманис, который отличался крайне националистическими взглядами, сначала говорил, что СССР — враг, но когда был подписан договор о дружбе, то этот человек приветствовал ввод советских войск на территорию своей страны», — сказал он.

По словам Буранова, решение о вхождении в состав СССР принимали парламенты всех трех стран — Литвы, Латвии и Эстонии, — которые были избраны непосредственно населением. «Руководители двух из трех государств, кроме Литвы, остались при власти, парламенты, которые инициировали вхождение в состав Советского Союза, были избраны населением каждой из стран. На территории прибалтийских стран прибыло по одному советскому представителю, выборы состоялись, и результаты их известны. Я не думаю, что выборы были сфальсифицированы, — отметил историк. — Не стоит забывать, что авторитет Советского Союза был весьма высок, но, конечно, не так, как после окончания Второй мировой войны, именно с точки зрения народного социалистического государства».

Он подчеркнул, что простое население Прибалтики лояльно относилось к Советскому Союзу, что подтверждается архивными документами, в частности, докладами военного атташе при полпредстве СССР в Латвии Константина Васильева. «Полковник Константин Васильев, военный атташе в Латвии, говорил в своих докладах следующие вещи: верхушка, элиты прибалтийских государств, были настроены пронацистски и прогермански, создавались националистические движения. Но в то же время Васильев указывает, что рядовые граждане охотно приходят на демонстрации советского кино, выражают всякую поддержку Советскому Союзу и в принципе большая часть людей была настроена достаточно позитивно к тому, чтобы войти в состав Советского государства, стать союзными республиками, что открывало для не очень богатых жителей этих стран возможность развиваться в условиях огромной страны», — сказал Буранов.

Возвращенные территории

Историк отметил, что Прибалтика входила в состав Российской империи, однако была оторвана от нее без всяких юридических формальностей. «Отношения между прибалтийскими государствами и Советским Союзом изначально были очень сложными. Фактически эти страны были оторваны от Российской империи без договоров, международных комиссий и всего остального. По факту, они объявили независимость при поддержке западных государств, причем любопытно, что поддержку прибалтийским государствам оказывала как Германия, так и Великобритания, то есть страны, на тот момент воюющие между собой», — сказал Буранов.

Он отметил, что «прибалтийский вопрос» обсуждался и лидерами «большой тройки» — Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. «Черчилль всегда считал, что Прибалтика должна быть от СССР отторгнута и в своих письмах министру иностранных дел Великобритании Энтони Идену писал, что якобы весь свободный мир будет смотреть на британцев как на нехороших людей, если они позволят СССР после окончания войны опять взять под контроль эти территории. Любопытно, что Рузвельт в переписке со Сталиным заявлял, что не видит никаких проблем в этом вопросе и выражает большую уверенность, что прибалтийские народы «так же дружно проголосуют за вхождение в состав Советского Союза», на что Сталин спросил, почему голосование должно проходить повторно, если оно уже было и народы уже «дружно проголосовали», — сказал собеседник агентства.

Буранов подчеркнул, что вхождение Прибалтики в состав Советского Союза позволило отодвинуть государственную границу от Ленинграда, что в ходе Великой Отечественной войны сыграло важную роль. «Вы помните, какое расстояние от Таллина до Ленинграда? По прямой это более 300 км. С точки зрения геополитики и военно-стратегических планов мы максимально отодвигали линию будущего фронта от Ленинграда, ведь никто не сомневался, что война с Германией рано или поздно будет. И в 1941 году нам это очень сильно помогло, потому что линия фронта была отодвинута, и немцам потребовалось гораздо больше времени, чтобы дойти до Ленинграда, и неизвестно, что было бы, если бы не было этих присоединений», — отметил он.

Защита исторической правды

Буранов напомнил, что Министерство иностранных дел России еще в 1990-х годах дало оценку тем событиям. «Событие это оценивается у нас официально, оно произошло по доброй воле трех государств и четвертого государства — Советского Союза. Согласно международному праву конца 30-х — начала 40-х годов, мы совершенно не видим никаких моментов, которые могли бы быть расценены как противозаконные, не было никаких препон тому, чтобы эти государства вошли на правах республик», — сказал он.

По мнению историка, попыткам обвинить СССР в оккупации наша сторона может ответить только с точки зрения исторических документов. «На данном этапе, кроме документов и нашей открытости, мы не можем ничего противопоставить попыткам обвинить Советский Союз в оккупации. Сейчас эти государства втянуты в орбиту влияния НАТО, не хотят и не могут разговаривать с нами на равных. Недавно фонд «Историческая память» опубликовал интереснейшие документы о том, когда советское правительство приняло решение проводить какие-то действия по интеграции этих государств в состав СССР. Это происходило буквально за несколько месяцев, не было никаких подготовленных планов, как это было у Гитлера с прописанным будущим целых стран и народов. Это доказывает, что мы не готовились заранее к этим действиям, а это очень важно понимать», — отметил Буранов.

Он добавил, что без Советского Союза у народов Прибалтики «не было бы шанса сохранить свою независимость и саму жизнь, поскольку в случае победы Германии все они были бы уничтожены в соответствии с планами фюрера, и если нынешние политические элиты так жаждут исторической справедливости, то пусть для начала вернут Вильнюс Польше, а Клайпеду — Германии или России». 

Теги:

ЭстонияЛатвияЛитваРоссияСталин, Иосиф ВиссарионовичЧерчилль, УинстонРузвельт, Франклин

Остин заверяет страны Балтии в приверженности США > Министерство обороны США > Новости Министерства обороны

Министр обороны Ллойд Дж. Остин III еще раз подчеркнул, что Соединенные Штаты полностью привержены защите прибалтийских республик.

«Сегодня я хочу четко разъяснить эстонскому народу одну вещь. [] Соединенные Штаты по-прежнему твердо привержены свободе и суверенитету наших балтийских союзников», — сказал Остин. «И мы объединились с вами, чтобы сдерживать и защищаться от любой угрозы нашей общей безопасности».

Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Венгрия и Румыния — соседи Украины, где бушует война. Они являются членами НАТО, и Соединенные Штаты увеличили свое военное присутствие в регионе в ответ на неспровоцированную и жестокую войну президента Владимира Путина, направленную на уничтожение Украины. Страны Восточной Европы являются одними из лидеров в поддержке Украины и предоставлении убежища миллионам украинцев, бежавших от российского вторжения.

Остин остановился в столице Эстонии Таллинне после посещения встречи министров обороны стран НАТО и председательства в Контактной группе по обороне Украины в Брюсселе. Об этом он заявил во время пресс-конференции с министром обороны Эстонии Ханно Певкуром.

«На следующей неделе исполнится год с тех пор, как Россия начала полномасштабное вторжение в свою мирную соседку, Украину, — сказал Остин. «И мы скорбим о жизнях, столь бессмысленно потерянных в путинской жестокой и неспровоцированной войне выбора. Поскольку украинский народ так храбро сражается, защищая свой суверенитет, они напоминают нам, что мы никогда не можем воспринимать свободу как должное».

Эстония понимает это до глубины души, будучи оккупированной Советским Союзом с 1944 года до роспуска самодержавия в 1991, сказал Остин.

Эстония была лидером в попытке повернуть Россию вспять и защитить основанный на правилах международный порядок, который требует мирного урегулирования разногласий и гарантирует суверенитет.

«Наша безопасность по-прежнему гарантируется нашим членством в НАТО, самом мощном альянсе в истории», — сказал Певкур на пресс-конференции. «В прошлом году на саммите НАТО в Мадриде союзники приняли исторические решения, направленные на то, чтобы сделать альянс еще сильнее. Союзники взяли на себя обязательство создать надежную передовую оборонительную позицию на восточном фланге НАТО, чтобы обеспечить незамедлительную защиту каждого дюйма союзной территории».

На саммите президент Джо Байден объявил о решении усилить ротационное присутствие США в странах Балтии. «Назовите это «обещание выполнено», — сказал Певкур. «В настоящее время взвод американской [высокомобильной артиллерийской ракетной системы] и пехотная рота тренируются бок о бок с Силами обороны Эстонии, повышая оперативную совместимость и укрепляя безопасность Эстонии и НАТО. солдат, которые влились в конфликт, и усилили ракетные обстрелы гражданских объектов в Украине.Путин не проявляет признаков отказа от своих «имперских амбиций», сказал Певкур.Он ожидает большего прогресса в борьбе с российской угрозой на саммите НАТО в Вильнюсе, Литва , этим летом. 

«Сегодня вы продемонстрировали выдающееся лидерство в поддержке Украины», — сказал Остин. «Что касается вашего экономического размера, Эстония предоставила Украине больше военной помощи, чем любая другая страна в мире. Вы приняли трудные решения, чтобы предоставить украинцам помощь, которая им нужна для самообороны. Так что спасибо вам за ваше лидерство. , Это действительно яркий пример для всех стран».

НАТО укрепляет свои силы сдерживания и обороны в восточной части альянса, и США входят в число тех союзников, которые усиливают свое присутствие. «Мы будем поддерживать постоянное ротационное присутствие в странах Балтии», — сказал Остин. «Поэтому я уверен, что две наши гордые демократии будут работать вместе, чтобы противостоять любым вызовам, и вместе будут продолжать укреплять трансатлантическую безопасность и защищать основанный на правилах международный порядок, который обеспечивает нашу безопасность».

Остин сказал, что война Путина укрепила решимость членов НАТО.

«Путин думал, что сможет разделить НАТО, но его агрессия привела к прямо противоположному: альянс НАТО более сплоченный и сильный, чем я когда-либо видел», — сказал он.

В центре внимания: НАТО В центре внимания: НАТО: https://www. defense.gov/Explore/Spotlight/NATO/

Страны Балтии как мишени и рычаги: роль региона в российской стратегии

Россия

Марк Галеотти

Апрель 2019, Номер 027

Резюме

  • Страны Балтии (Эстония, Латвия и Литва) находятся под постоянным многовекторным давлением России, однако это давление не является прелюдией к кинетическим операциям, а является частью более широкой « политическая война» с Западом.
  • Страны Балтии считаются мишенями не потому, что русские считают, что эти государства можно вернуть в сферу влияния России — на самом деле русские давно утратили эту веру. Скорее, Россия использует прибалтийские государства для оказания давления на множество других акторов, включая Соединенные Штаты, Организацию Североатлантического договора (НАТО), Европейский союз (ЕС), нейтральные государства Северной Европы (например, Швецию) и даже Беларусь.
  • Россия рассматривает независимость стран Балтии и их активную роль в НАТО и ЕС как угрозу безопасности, суверенитету и автономии России. Оперативный кодекс режима Владимира Путина склонен отвечать многочисленными, разнообразными и часто независимыми тайными политическими средствами.

То, что страны Балтии находятся под постоянным давлением России, неоспоримо: от официальных разоблачений до неофициальной дезинформации, от открытых демонстраций военной мощи до тайных разведывательных операций. С другой стороны, менее ясно, каковы пределы и цели Москвы. Президент Литвы Даля Грибаускайте может предупредить, что «вероятность [российского вторжения] высока, если мы не будем постоянно защищаться», но серьезных свидетельств территориальных амбиций России в регионе нет. 1

До ухудшения российско-западных отношений в 2014 году русскоязычные жители Нарвы (Эстония) и Риги (Латвия), в частности, были готовы использовать свое ощущение отверженности и пренебрежения во имя мобилизации избирателей для политическое воздействие. Однако сейчас они не проявляют никакого энтузиазма по поводу обмена членства в благополучных демократических европейских государствах на правление Кремля.

Кроме того, Москва, похоже, понимает, насколько неприятным и опасным было бы прямое вмешательство, не говоря уже о прямом конфликте России с НАТО. Как заметил один недавно ушедший в отставку офицер российского генерального штаба, когда его спросили о состоянии планирования таких операций на случай непредвиденных обстоятельств, «беда со странами Балтии в том, что они полны прибалтов», другими словами, в его глазах, дерзкой, противоположной люди, которые уже продемонстрировали волю и способность противостоять превосходящим силам. 2

Традиционно споры о целях России в регионе сводились к тому, стремится ли она к прямой территориальной экспансии или просто к политическому влиянию. Ни то, ни другое не является истинной целью; вместо этого Россия ищет рычаги воздействия за пределами региона, а не внутри него, и рассматривает страны Балтии во всех смыслах как театр военных действий, на котором можно сигнализировать о наступательных намерениях и демонстрировать наступательные возможности, не приводя к открытому конфликту.

Стратегическая культура и операционный код

Степень, в которой точка зрения Кремля на страны Балтии определяется отличительной российской стратегической культурой и оперативным кодексом нынешнего режима, очевидна. Проще говоря, российская стратегическая культура, то есть ее широкое понимание того, что представляет угрозу и при каких обстоятельствах она должна обратиться к принуждению и войне, гарантирует, что она рассматривает прибалтийские государства, несмотря на их небольшие размеры и по существу оборонительные поза, как вызов, а также возможность. Оперативная культура режима — то есть его привычные предположения о том, как лучше всего проводить и проводить политику, — диктует реакцию, основанную на сочетании открытого давления и скрытой подрывной деятельности. Вместе они формируют пять конкретных элементов нынешней точки зрения Кремля:

  • Россия должна использовать наступательные действия, чтобы защитить себя: Существует базовое предположение, что Россия постоянно находится под угрозой. НАТО не воспринимается само по себе как действительно оборонительное, и просто ограничивая стратегические возможности Москвы, твердая и понятная приверженность стран Балтии НАТО становится вызовом российской безопасности и свободе маневра. Таким образом, агрессивная российская политика рассматривается как упреждающий ответ на внешнюю угрозу.
  • Страны Балтии исторически изменили суверенитет: Москва не может считать страны Балтии частью «регионов привилегированного интереса» России (термин Дмитрия Медведева).
    3
    Тем не менее, поскольку в странах Балтии есть русскоязычное население, и они ранее были частью империи Москвы, русские считают, что они обладают тем, что можно описать как ограниченный или видоизмененный суверенитет, который должен быть ограничен, по крайней мере до некоторой степени, интересами России. Решение Генеральной прокуратуры от 2015 года о проверке законности 1991 решение о предоставлении независимости прибалтийским государствам было, например, символическим, но свидетельствовало о более широком убеждении в российских официальных кругах, что прибалты им чем-то обязаны.
  • Сильная оборона просто меняет поле боя: Членство в НАТО и вероятность ожесточенной партизанской борьбы против любой военной авантюры может означать, что прямые кинетические меры против стран Балтии неуместны, но это никоим образом не заканчивается игра. Скорее, оперативный кодекс российского режима указывает просто на переход к полностью политической кампании для достижения тех же целей.
    4
  • С демократиями лучше всего бороться политически: В самом деле, очевидно, что Путин, наследник собственной подготовки в КГБ и свидетель раздробленности России в 1990-х годах и кризиса легитимности Запада сегодня, считает такую ​​политическую войну предпочтительным и выгодным вариантом политики при решении демократические государства и союзы.
  • Все связано со всем остальным: Апокрифическое изречение Владимира Ленина отчетливо видно в нынешней тенденции России рассматривать почти все политические вопросы, от Сирии и Кубы до «Северного потока-2» и Донбасса, с точки зрения их актуальности для основной цели влияния или маргинализации США. Как ни странно, балтийские государства имеют значение рычага воздействия из-за их эффективности в мобилизации своего исторического опыта и нынешней уязвимости перед ЕС, НАТО и Вашингтоном.

Цели

Цели Москвы в регионе, за пределами стран Балтии, второстепенны и больше касаются рычагов воздействия за пределами региона, чем каких-либо больших ожиданий внутри него. Эти цели включают в себя:

  • ЕС: Давление на страны Балтии способствует расколу внутри ЕС, вызывая тревогу у некоторых, которые затем выступают за достижение соглашения с Россией для снижения напряженности, даже отталкивая других, которые считают, что реальные и нынешняя опасность исходит с юга, а не с востока.
  • НАТО: Точно так же, поскольку НАТО привержена защите стран Балтии, это увеличивает затраты для стран, которые видят более непосредственную угрозу со стороны Северной Африки и Ближнего Востока, вызывая напряженность между членами НАТО. Совсем недавно НАТО потребовала от союзников выделить ресурсы для защиты стран Балтии (в частности, стратегии расширенного передового присутствия и патрулирования воздушного пространства стран Балтии).
  • Соединенные Штаты: Президент США Дональд Трамп, как сообщается, предположил, что Крым является российской территорией, потому что он является русскоязычным, 5 и он перепутал Балканы и Прибалтику. 6 В результате старые представления о безопасности и неделимости балтийских государств оказались под вопросом. В целом, поскольку Соединенные Штаты считаются потенциально наполовину обособленными от НАТО, Москва также изучает, как конкретное давление на страны Балтии может повлиять на ее отношения с Вашингтоном. 7
  • Страны Северной Европы: страны Северной Европы по понятным причинам обеспокоены потенциальной угрозой со стороны России; некоторые из них граничат с Россией и обладают реальным наступательным потенциалом. Опять же, для одних это повод для увеличения вооружений и оборонительного сотрудничества, а для других — повод для достижения некоего соглашения с Москвой.

Помимо этого, существуют также реальные — хотя и ошибочные — оборонительные соображения, а также человеческие особенности. Москва упорно убеждена в том, что может столкнуться с какой-то угрозой со своего северо-западного фланга, не столько со стороны НАТО, сколько со стороны некой «коалиции враждебных», включая Польшу и Прибалтику, которая первой начнет диверсионные «гибридные» политические операции. , как было показано на учениях «Запад-2017». Каким бы фантастическим это ни казалось западным людям, многие в российском истеблишменте национальной безопасности искренне считают его правдоподобным сценарием. В более общем плане, в частности, в отношении Эстонии наблюдается значительная неприязнь — в частности, по общему мнению, со стороны самого Владимира Путина. В результате давление на страны Балтии также рассматривается как средство сдерживания любых агрессивных намерений и возмездие за предполагаемую «русофобию».

Развертывание вооруженных сил представляет собой не только реакцию России на предполагаемую уязвимость, но и демонстративный политический акт. Например, развертывание в 2016 году ракет «Искандер-М» (СС-26) в Калининграде — оружия, которое может нести ядерные боеголовки — было явно рассчитано на его символическое, а не практическое воздействие.

Виталий В. Кузьмин

Ракета «Искандер» российской армии в 2016 году.0054 8 Способы взаимодействия — оппортунистические и многовекторные. Иногда перемещения происходят по инициативе конкретных местных игроков, таких как посольства и бизнес-магнаты, а иногда ими управляют из Москвы. 9 Особое значение имеют следующие пять конкретных аспектов, три из которых являются аспектами принудительной «дипломатии тяжелых металлов» 10 , включающей использование вооруженных сил, и два из которых являются более широкими:

  • Развертывание вооруженных сил представляет не только реакция России на предполагаемые уязвимые места, но и демонстративные политические действия. Например, развертывание в 2016 году ракет «Искандер-М» (СС-26) в Калининграде — оружия, которое может нести ядерные боеголовки — было явно рассчитано на его символическое, а не практическое воздействие.
  • Возможности России по предотвращению доступа/запрещению территории (A2AD), несомненно, будут играть важную военную роль в любом будущем конфликте, но они уже имеют мощный политический эффект. Порождая подозрения — оправданные или нет, 1 1 — что конфликт в странах Балтии можно «надуть» и не допустить его расширения, эти возможности ставят под сомнение можно содержать.
  • Учения также проводятся не только с прямой военной целью, но и с прицелом на их влияние на Запад. Таким образом, это не только военные, но и медиапродукции и дипломатические инициативы. Лучшим примером являются упомянутые раз в четыре года учения «Запад», которые в разное время имитировали ядерный удар по Польше (2009 г.), продемонстрировал новые возможности дронов (2014 г.) и намекнул на войну на скандинавском фланге (2017 г.).
  • Информационные операции, имеющие для русских особенно емкое значение, включая все, от шпионажа и хакерских атак до мягкой силы и пропаганды, также распространяются на постоянные усилия по использованию дезинформации для создания разногласий внутри самих стран Балтии, а также между странами Балтии и их НАТО и Союзники ЕС. Это было особенно очевидно в попытках России превратить присутствие сил НАТО в политическую ответственность, например, в ложных заявлениях об изнасиловании местных женщин немецкими солдатами в Литве и злоупотреблениях со стороны канадцев в Латвии. 12
  • Политические меры помимо вышеперечисленного включают в себя прямую политическую подрывную деятельность, разведывательные операции, двусторонние дипломатические отношения и остальную часть арсенала средств геополитического влияния, выходящие за рамки этого обзора. В частности, Москва стремится оказывать влияние и работать через настоящие и фальшивые прикрывающие организации и партии гражданского общества, такие как Латвийская ассоциация развития российского гражданского общества и поддержки русских эмигрантов, Центристская партия Эстонии и Избирательная акция поляков в Литве.

Принятие решений

Структура российской политики в отношении стран Балтии, таким образом, в равной степени расплывчата, даже если она обязательно привязана к стратегическому видению, предоставленному Кремлем, и необходимости заручиться поддержкой руководства для более чем тривиальных и тактические инициативы. Стоит разбить эту структуру формирования политики на два уровня:

  • Стратегический и оперативный: Очевидно, что все основные решения должны быть одобрены президентом Путиным, который также изложил широкое стратегическое видение «великого власть» Россия со сферой влияния (не обязательно включая страны Балтии), глобальным голосом и иммунитетом от международных законов и норм. Однако помимо этого, управление отношениями России со странами Балтии и, в частности, ее политической войной, похоже, не принадлежит ни Министерству иностранных дел, ни Министерству обороны, а Администрации президента (АП). Это отражает как (1) стратегическую культуру, в которой национальная безопасность рассматривается как важнейшая обязанность главы государства, так и (2) операционный кодекс, который преуменьшает значение автономии министерств и вместо этого подчеркивает координирующую роль АР.
  • Тактический: В отличие от централизованной модели с доминированием АР, видимой на стратегическом и оперативном уровнях, большая часть конкретной деятельности по выработке политики генерируется и осуществляется субъектами, действующими часто под самым слабым контролем и с небольшими признаками координации. Командование и управление заменяется в значительной степени невысказанным набором договоренностей о широких стратегических целях и пределах местной инициативы. Таким образом, большая часть разведывательной, дезинформационной и подобной деятельности не нуждается и не получает прямой санкции Кремля. В случае успеха они могут быть приняты и стать основой более комплексных операций; в случае неудачи их можно игнорировать или дезавуировать. Очевидно, что крупные и открытые действия, такие как военные учения, являются частью скоординированной политики, а действия с потенциальными серьезными международными последствиями, такие как похищение офицера службы безопасности Эстонии Эстона Кохвера в 2014 году и вероятное глушение латвийской мобильной связи в 2017 году, инициированные или одобренные Кремлем.

Ограничения и стимулы

Сочетание (1) стратегической культуры, отдающей первостепенное значение противодействию угрозам не только территориальной целостности России, но и ее геополитической автономии, и (2) оперативного кодекса, основанного на рассеянном, оппортунистическом и агрессивная политическая борьба, переданная множеству акторов и инструментов, казалось бы, дает Кремлю значительные преимущества. Русские, не обремененные демократическим контролем и юридической подотчетностью и способные мобилизовать широкий круг разрозненных и часто отрицаемых (политических) бойцов, несомненно, обладают инициативой.

Однако инициатива не всегда означает преимущество. Значение «неправдоподобного отрицания» и скрытой подрывной деятельности, похоже, уменьшается. Подозрительная, даже параноидальная стратегическая культура вовлекает обнищавшую Россию в стратегическое соревнование с нулевой суммой с более богатым, сильным и динамичным Западом. Даже в Балтийском регионе краткосрочный левередж обычно приобретается только за счет долгосрочных затрат. Эстония предпринимает новые усилия по привлечению и интеграции своего русскоязычного населения, чтобы оно не стало угрозой безопасности. НАТО более активно действует в регионе, чем когда-либо. Швеция и Финляндия, возможно, не присоединятся к Североатлантическому союзу, но все активнее сотрудничают с ним, а также восстанавливают свои расходы на оборону. Тем временем Москва привержена дорогостоящей модернизации своих военных структур в северо-западном квадранте, и надежды на то, что Калининград может стать «русским Гонконгом», были принесены в жертву превращению его в бастион A2AD (с сомнительным стратегическим преимуществом).

Почти то же самое можно сказать и о влиянии путинского оперативного кодекса. Поощрение предпринимательской и децентрализованной политической кампании покупает диверсификацию и скорость операций за счет контроля и четкого анализа затрат и выгод. Сомнительно, насколько действительно эффективными были большинство этих усилий, даже несмотря на то, что они стимулировали усиление контрразведывательной и антидезинформационной работы в Балтийском регионе. По словам одного представителя скандинавской разведки, «благодаря множеству тривиальных атак Москва сумела лишь дать прибалтийским службам безопасности опыт, решимость и бюджет». 13 Таким образом, стратегическая культура и оперативный кодекс Москвы являются одновременно и преимуществами, и недостатками.

Для академического цитирования

Марк Галеотти, «Страны Балтии как цели и рычаги: роль региона в российской стратегии»,  Marshall Center Security Insight , no. 27 апреля 2019 г. , https://www.marshallcenter.org/en/publications/security-insights/baltic-states-targets-and-levers-role-region-russian-strategy-0.

Примечания

1 Аннет Лангер, «Die junge Generation ist bereit, unser Land zu verteidigen [Молодое поколение готово защищать нашу страну]», Der Spiegel , 19 июня 2018 г., http://www.spiegel .de/politik/ausland/litauen-praesidentin-dalia-grybauskaite-im-interview-a-1212292.html.

2  Российский генеральный штаб, беседа с автором, Москва, 2017 г.

3 «Интервью Дмитрия Медведева телеканалам Первый канал, Россия, НТВ», Кремль, 31 августа 2008 г., http: //ru.kremlin.ru/events/president/transcripts/48301.

4 Дополнительную информацию об этом двойственном российском понимании современного конфликта см. в статье Марка Галеотти, «Прошу прощения за создание «доктрины Герасимова»», Foreign Policy , 5 марта 2018 г., https:// Foreignpolicy.com/2018/03/05/мне-извините-за-создание-герасимовской-доктрины.

5 Альберто Нарделли и Джулия Иоффе, «Трамп сказал лидерам G7, что Крым российский, потому что в Крыму все говорят по-русски», Buzzfeed , 14 июня 2018 г., https://www.buzzfeednews.com/article/albertonardelli /trump-россия-крым.

6 Мартин Пенгелли и Лоис Беккет, «Трамп отменяет посещение кладбища США из-за дипломатического затруднения», Guardian , 10 ноября 2018 г., https://www.theguardian.com/us-news/2018/nov/ 10/trump-baltics-balkans-mixup-le-monde-belleau-cemetery-paris.

7 То, что Москва пересматривает вопрос о том, как можно использовать давление на страны Балтии специально для оказания влияния на Соединенные Штаты Дональда Трампа, было подтверждено мной в ходе многочисленных бесед в Москве в 2018 году.

8 Провидческий термин Джорджа Кеннана подходит лучше, чем более спорные термины, такие как «гибридная война» или «война нового поколения» (излюбленный русский термин), которые до сих пор подразумевают, что политические этапы любой операция никогда не бывает чем-то большим, чем прелюдией к применению военной силы.

9 Подробнее о различных источниках российских инициатив см. Марк Галеотти,  Контроль хаоса: как Россия управляет своей политической войной в Европе , Лондон: Европейский совет по международным отношениям, 1 сентября 2017 г., http://www.ecfr.eu/publications/summary/controlling_chaos_how_russia_manages_its_politic_war_in_europe.

10  Я развиваю этот термин и концепцию в книге Марка Галеотти, Тяжелая металлическая дипломатия: политическое использование Россией своих вооруженных сил в Европе с 2014 года , Лондон: Европейский совет по международным отношениям, 19 декабря 2016 г., https://www. .ecfr.eu/publications/summary/heavy_metal_diplomacy_russias_politic_use_of_its_military_in_europe_since; и Марк Галеотти, 9 лет0188 Политическая война в России: выход за рамки гибрида (Лондон: Routledge, 2019).

11 Как заметил командующий военно-морскими операциями США адмирал Джон Ричардсон, «термин «запрещение доступа» слишком часто воспринимается как свершившийся факт, хотя точнее , стремление. . . . Но на самом деле все намного сложнее», в статье Джона Ричардсона, «Командующий военно-морскими операциями адмирал Джон Ричардсон: деконструкция A2AD», The National Interest , 3 октября 2016 г., http://nationalinterest.org/feature/chief-naval -операции-адм-джон-ричардсон-деконструкция-17918.

12 См. «Литва ищет источник ложного обвинения в изнасиловании со стороны немецких войск», агентство Reuters, 17 февраля 2018 г., https://www.reuters.com/article/us-lithuania-nato/lithuania- поиск источника ложного обвинения в изнасиловании немецкими войсками idUSKBN15W1JO и Том Блэквелл, «Кампания русских фейковых новостей против канадских войск в Латвии включает пропаганду мусора и роскошных квартир», National Post , 17 ноября 2017 г.,

13 Сотрудник скандинавской разведки, беседа с автором, июнь 2018 г. Научный сотрудник Королевского института объединенных служб, а также старший научный сотрудник-нерезидент Пражского института международных отношений, ранее возглавлявший его Центр европейской безопасности. В настоящее время базируется в Лондоне на 2018-19 учебный год.он стипендиат Жана Монне в Европейском университетском институте. Он является экспертом и плодовитым автором по транснациональной преступности и вопросам безопасности России.

Стратегическая инициатива России (RSI)

Эта программа исследований, возглавляемая GCMC и финансируемая RSI (Усилия Министерства обороны США по углублению понимания российского способа ведения войны с целью информирования стратегии и планирования), использует углубленные тематические исследования, чтобы лучше понять стратегическое поведение России, чтобы смягчить просчеты в отношениях.

The Marshall Center Security Insights

Европейский центр исследований в области безопасности им. Джорджа К. Маршалла в Гармиш-Партенкирхене, Германия, немецко-американское партнерство стремится создавать и укреплять всемирные сети для решения вызовы глобальной и региональной безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *