Принцесса укока: «Алтайская принцесса» открыла свое лицо

«Алтайская принцесса» открыла свое лицо

Археология

Художественный портрет и антропологическая реконструкция лица «Принцессы Укока». Автор Д. Поздняков

: 06.04.2022

История жизни и смерти получившей широкую известность «принцессы Укока» началась около 2,5 тыс. лет назад на высокогорном плато в южной части Горного Алтая. И продолжается поныне: 6 апреля 2022 г. в горно-алтайском Национальном музее Республики Алтай им. А. В. Анохина состоялась торжественная презентация скульптурного портрета укокской всадницы, созданного на основе 3D-модели черепа с помощью методов антропологической реконструкции российского ученого и скульптора М. М. Герасимова. Спустя почти 30 лет после раскопок погребения пазырыкской культуры загадочная женщина с плато Укок открыла нам свое лицо

Первые пазырыкские погребения с мумифицированными телами были обнаружены еще в середине прошлого века при раскопках на Восточном Алтае. Но лишь в 1993 г. на плоскогорье Укок впервые за более чем столетнее изучение пазырыкской культуры было найдено первое «замерзшее» погребение, где находилась мумия молодой знатной женщины. Это открытие сделала археологическая экспедиция новосибирского Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Натальи Викторовны Полосьмак.

Из всех пазырыкских находок именно женщина, захороненная на Укоке, привлекла наибольшее внимание не только ученых, но и широкой общественности. Это и неудивительно: благодаря вечной мерзлоте лиственничные сруб и плотно запечатанная погребальная колода оказались полностью заполнены льдом, что сохранило не только тщательно забальзамированное тело, но и все предметы из органических материалов, включая ткани, войлок, дерево и кожу, которые сопровождали умершую в загробный мир.

Эту молодую женщину похоронили одетой в типичный для пазырыкцев костюм: рубаху, шерстяную юбку, подпоясанную шнуром с кистями, и длинные войлочные сапоги-чулки. Но ее рубаха оказалась сшитой из привозного дикого шелка, шею украшала покрытая золотой фольгой деревянная гривна с фигурами крылатых барсов, уши – крохотные золотые колечки, а высокий головной убор-парик – 14 фигурок, вырезанных из кедра птиц.

На особый статус погребенной женщины указывали не только редкие, чужеземные вещи, но и сам одинокий курган, стоящий на видном месте в речной долине, а также «сопутствующее» захоронение мужчины и трех верховых коней, размещенное на перекрытии основного погребения. Об этом же свидетельствовал и уровень мумификации ее тела – с максимальным количеством операций, как у мумифицированных тел, погребенных в «царских» курганах Пазырыка.

Трагические подробности жизни и смерти той, что была похоронена в этом «нетипичном» погребении, удалось узнать с помощью томографического исследования ее мумифицированных останков, которое было проведено спустя два десятилетия после обнаружения. Это получилось благодаря уникальной методике консервации, разработанной Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биомедицинских технологий (Москва), которая позволила сохранить мумию в том виде, в котором ее нашли при раскопках.

Обследование выявило признаки тяжелой патологии, которая, очевидно, и стала причиной летального исхода. В детском или юношеском возрасте эта женщина переболела остеомиелитом, а позже ее настигло другое, уже смертельное заболевание – рак груди, которым она болела последние годы жизни. А серьезная прижизненная травма (вероятно, результат падения с лошади), полученная незадолго до смерти, еще более усугубила ее тяжелое состояние.

Что же заставляло людей заботиться о тяжелобольной соплеменнице, а потом похоронить ее так, как очень редко хоронили женщин в этом обществе – с большими почестями? СМИ окрестили ее «Алтайской принцессой», но одинокий и хорошо заметный курган, судя по этнографическим свидетельствам, характерен скорее для шаманок и служительниц культа. И это предположение, основанное на археологических фактах, подтверждают результаты томографического исследования мумии.

В многочисленных этнографических источниках говорится, что «рождению» шамана должна предшествовать долгая болезнь человека. Видимо, это утверждение справедливо и в отношении женщины с Укока: в ее призвании была «виновата» продолжительная изнуряющая болезнь, которая расширяла способности к медитации и вынуждала к особому аскетическому поведению. При этом она должна была обладать и выдающимися личными качествами, что и сделало ее «избранницей духов».

За последние годы о загадочной женщине с Укока удалось узнать очень много, однако ее внешний облик до недавних пор не был восстановлен. Антропологическую реконструкцию затруднял тот факт, что некоторые части ее черепа покрывают остатки мягких тканей, к тому же он был деформирован под давлением замерзшей воды, не говоря уже о повреждениях в результате посмертной трепанации.

И вот спустя почти 30 лет после открытия уникального погребения П. В. Чистякову, сотруднику лаборатории «ЦифрА» ИАЭТ СО РАН, удалось провести трехмерное сканирование черепа «Алтайской принцессы». На 3D-принтере была распечатана модель черепа, на основе которой канд. ист. наук Д. В. Поздняков создал скульптурный портрет. В своей работе он руководствовался методикой М. М. Герасимова, создателя российской школы антропологической реконструкции.

Теперь мы наконец можем увидеть, как выглядела в реальности молодая пазырыкская женщина, уже ставшая легендой. По заключению антрополога, д-ра ист. наук Т. А. Чикишевой, она является представительницей древнейшего палеосибирского антропологического типа, происхождение которого, как и его историческая судьба, остается открытым.

…Вспоминая о незабываемых днях на Укоке, Наталья Полосьмак напишет: «Как сказала моя алтайская подруга, этнограф по профессии, “если бы Она не захотела, ты бы никогда ее не нашлаˮ. И я согласна с ней. Но если Она захотела, то для чего? …Она появилась, чтобы рассказать что-то важное для нас, и надо только понять, как можно услышать этот рассказ о ней самой, о ее культуре и времени».

Подробнее об открытиях на плато Укок читайте в журнале «НАУКА из первых рук»:

Полосьмак Н. В. Другая археология. Пазырыкская культура: моментальный снимок, 2015 г. Укок

Полосьмак Н. В. Укокский дневник

Полосьмак Н. В. Жизнь и смерть «Алтайской принцессы»: путь к небесным пастбищам

Летягин А. Ю., Савелов А. А. Жизнь и смерть «Алтайской принцессы»

Мумия продолжает открывать свои тайны

Полосьмак Н. В. Двадцать лет спустя

А также в книге:

Полосьмак Н. В. Баркова Л.Л. КОСТЮМ и ТЕКСТИЛЬ пазырыкцев Алтая (IV – III вв. до н. э.) // Новосибирск: «Инфолио». 2005. 232 с.

: 06.04.2022

Женщина, которой 2 тысячи лет. Ученые узнали, как выглядела принцесса Укока | ОБЩЕСТВО

Константин Санталов

Примерное время чтения: 5 минут

2052

Находка на плато Укок была сенсационной. Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай

Ученые воссоздали скульптурный портрет знаменитой «принцессы Укока», найденной на Алтае в 1993 году. Бюст жившей 2500 лет назад женщины 6 апреля презентовали в Национальном музее Республики Алтай.

Таинственная находка

Мумия женщины пазырыкской культуры V–III вв. до н. э. была обнаружена новосибирскими археологами в 1993 году в кургане на плато Укок (отсюда ее неофициальное название «принцесса Укока» или «алтайская принцесса»). Возраст находки – около 2,5 тысяч лет.

Останки нашли в деревянном срубе, который был сложен из бревен лиственницы, гладко отесанных с внутренней стороны. Этот сруб стоял на дне могильной ямы. Все пространство погребальной камеры заполнял лед.

Погребенная покоилась в позе спящей: на правом боку, со слегка согнутыми в коленях ногами и скрещенными на животе руками. На дне могильной ямы лежали 6 лошадей в ритуальной упряжи. Отличительной особенностью мумии были татуировки на руках от плеч до кистей. Изображения также заметили на нескольких фалангах пальцев рук.

После раскопок на плато Укок впервые удалось увидеть древнюю женскую одежду и посмертную прическу знатной женщины, которая жила несколько тысяч лет назад.

Позднее удалось выяснить, что «принцесса Укока» умерла в молодом возрасте от рака молочной железы. Исследователи обнаружили опухоль в груди и метастазы.

Находка на плато Укок была сенсационной, а исследование этого погребального комплекса дало новый импульс археологии Алтая. Долгое время облик таинственной женщины оставался загадкой. Сделанные ранее портеры не были похожи на настоящее лицо женщины, ведь тело очень долго лежало под давлением замерзшей воды. В связи с этим череп был деформирован, там же имелось трепанационное отверстие.

«Портрет превзошел все ожидания»

Сделать бюст удалось благодаря 3D модели. Осенью прошлого года провели трехмерное сканирование черепа мумии. В отечественной археологии метод подобного моделирования применяют не так давно.

«Полученный скульптурный портрет превосходит фото- и видео- ряд и отражает бестекстурную трехмерную модель черепа, полностью соответствующую оригиналу». – отметили в музее.

В 2021 году

старший научный сотрудник Института антропологии и этнографии СО РАН Дмитрий Поздняков методом антропологической реконструкции начал воссоздавать лицо легендарной принцессы. Через некоторое время специалисты изготовили бюст, отражающий реальный облик женщины. Кроме того, удалось воссоздать точную копию головного убора – парика и костюма. Их реконструировала художник-реставратор Елена Шумакова.

«Скульптурный портрет превзошел все ожидания, мы теперь знаем, как она выглядела в действительности. Пазырыкцы очень разные по антропологическому составу, среди них были и монголоиды, и европеоиды. Ученые не создают художественный портрет, они воссоздают черты лица. На этом портрете не отражена ее жизнь, ее чувства, но мы видим лицо очень достойной, волевой женщины. Теперь у пазырыкской женщины есть реальное лицо», – рассказала Наталья Полосьмак, главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН

. Именно она в 1993 году открыла замерзшее погребение.

Скульптурный портерт. Фото: Национальный музей им. А.В. Анохина Республики Алтай

По заключению антрополога, доктора исторических наук Татьяны Чикишевой, «принцесса Укока» является представительницей древнейшего палеосибирского антропологического типа.

В музее подчеркнули, что научная реконструкция положит конец разным домыслам о происхождении мумии.

Где можно посмотреть мумию?

Она хранится в Национальном музее имени А.В. Анохина в городе Горно-Алтайск Республики Алтай. Мумия лежит в саркофаге и находится в специальном помещении.

«Принцесса Укока» хорошо сохранилась и ее демонстрируют в определенное время. При этом показ занимает не более 3-х часов, с соблюдением особых параметров температуры, влажности и освещения. Узнать, в какие дни можно увидеть легендарную находку можно на сайте музея.

Ранее мы сообщали о том, что 20 лет мумия находилась в музее Института археологии и этнографии (Новосибирск), где ее отреставрировали под руководством ученого Владислава Козельцева, принимавшего участие в мумификации тела Владимира Ленина.

В 2012 году мумию на вертолете перевезли в горно-алтайский музей им. Анохина, где для ее хранения были созданы специальные условия.

Суд отклонил просьбу о захоронении мумии «принцессы Укока» Подробнее

Ученые неоднократно говорили о том, что они против захоронения мумии, потому что с развитием технологий удается получать новые сведения о «принцессе Укока». С момента открытия музея после реконструкции его ежедневно посещают сотни людей из разных регионов. Большая часть гостей хочет увидеть именно известную мумию.

принцесса Укокаалтай

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • Под защитой принцессы. Британец уехал отдыхать на Алтай подальше от ковида
  • Ученые рассказали о жизни и смерти алтайской «принцессы Укока»
  • Кто такая «алтайская принцесса»?
  • Принцесса Укок прокляла Хиллари Клинтон?
  • Ученые разрешили показывать «алтайскую принцессу Укока» посетителям музея

Новости smi2. ru

Познакомьтесь с 2500-летней Сибирской Ледяной Девой и ее татуировками

Принцесса с татуировкой в ​​виде грифона, похороненного с косметикой и шестью лошадьми

Автор Prateek Dasgupta, M.S.

В 1993 году российские археологи обнаружили любопытную находку на плато Укок у российско-китайской границы. У них появилась информация об ограблении могилы. Копая могилу, они наткнулись на гигантскую глыбу льда.

Команда во главе с Доктор Наталья Полосьмак из Новосибирского института археологии и этнографии начала плавку блока.

Они нашли мумифицированное тело 25-летней принцессы, известной как Сибирская Ледяная Дева . Полосьмак и ее сотрудники обнаружили у принцессы татуировки!

Ее хорошо сохранившееся тело показало ритуалы древней культуры.
Когда я впервые узнал о ней, мне было любопытно, что означают ее татуировки.

А как насчет ее вещей и лошадей-компаньонов? Как она умерла в таком юном возрасте? Было ли это самоубийством или человеческим жертвоприношением?

Эти вопросы побудили меня узнать больше об этой загадочной женщине, которая умерла более 2500 лет назад.

Когда археологи начали растапливать лед ведрами с кипятком, они обнаружили сбрую, седла и стол, на котором 2500 лет хранилась мука из жирной баранины.

Баранина гнила и издавала неприятный запах.

Всего было шесть лошадей. Следы кирки на их головах указывали на то, что они были казнены.

Потом льда стало больше.

«Многие ездят в отпуск в Грецию, и когда я там был, я слышал, как греки улыбались и говорили, что возраст британца легко понять по количеству татуировок на его теле.

‘Сейчас я говорю о рабочем классе. — И я тоже это заметил. «Чем старше человек, тем больше татуировок на его теле». было левое плечо.

‘Я могу так предположить, потому что у всех найденных нами мумий всего по одной татуировке она была на левом плече.

Археологи усердно работали, чтобы растопить оставшийся лед, и наконец нашли мех соболя. Когда они сняли мех, появилось плечо с «блестящей синей татуировкой великолепного существа, похожего на грифона» по словам Полосьмака.

Это было тело молодой женщины от 25 до 28 лет. Она стала известна как Принцесса Укока или Сибирская Ледяная Дева.

Команда Полосьмака извлекла мумифицированное тело в отличном состоянии. Археологи не смогли определить причину смерти, поскольку все ее внутренние органы, включая мозг, были удалены.

Но спустя два десятилетия после ее открытия у специалистов Российской академии наук есть объяснение.

Скорее всего, она умерла от рака груди. Согласно МРТ, Доктор Андрей Летягин считает, что у нее развился рак молочной железы, когда ей было немного за двадцать. По словам доктора Летягина, асимметрия МРТ-сигналов при сканировании указывает на то, что у нее была опухоль в правой груди.

Мучительная боль болезни со временем усиливалась, ослабляя ее. Возможно, незадолго до смерти она упала с лошади, сломав ей кости.

Ей было очень больно, и ей помогала марихуана. Доказательством этого является присутствие конопли в ее могиле. Широко употребляли каннабис высокопоставленные представители евразийских кочевых цивилизаций.

Кожа Ледяной Девы осталась неповрежденной, забальзамированная травами, травами и шерстью, по словам команды доктора Полосьмака. Лошадей принесли в жертву и похоронили рядом с принцессой. Они одели ее в шелковый топ и полосатую шерстяную юбку. Поскольку самые высокопоставленные члены кочевых обществ носили шелк, можно с уверенностью предположить, что она была принцессой.

У Ледяной Девы была косметичка на левом бедре, что свидетельствовало о том, что она заботится о своей внешности. Там были фрагменты карандаша для подводки глаз, сделанного из вивианита, разновидности фосфата железа, придающего сине-зеленый цвет.

Они также обнаружили небольшую тарелку с семенами кориандра, которые, вероятно, использовались в лечебных целях.

Однако самым большим сюрпризом для археологов стало то, что принцесса была лысой! Волосы ее представляли собой парик, состоящий из двух слоев женских волос, и ей обрили голову. На вершине парика был войлочный шип с пятнадцатью птицами из золотой фольги.

Татуировки, по мнению Полосьмака, являются символом красоты. В то время цель состояла в том, чтобы выглядеть настолько великолепно, насколько это возможно. Поскольку татуировка была видна, она поместила ее на плечо, чтобы казаться максимально привлекательной.
У Ледяной Девы были татуировки на обеих руках и пальцах, но та, что на левом плече, сохранилась к лучшему. По словам Полосьмака, видимая татуировка на плече напоминает клюв грифона.

Другие татуировки включали овец и снежного барса.

Из-за рисунка в зверином стиле археологи предполагают, что царевна была скифского происхождения, поскольку они обнаружили подобные произведения искусства в различных частях России, Средней Азии и Европы.

Скифы — кочевой народ, живший в евразийских степях в седьмом и третьем веках до нашей эры. Хотя некоторые историки называли скифами всех ранних кочевников, это неверно. Не все ранние кочевники, жившие в евразийских степях от Сибири до Черного моря, были скифами.

Раскопки Ледяной Девы вызвали большие споры, поскольку жители Алтайского края, где она была похоронена, считают, что могила принадлежала одному из их предков. Местные жители верят в шаманов и считают вынос мумий из древних могил плохим предзнаменованием.

Происхождение Ледяной Девы вызывает горячие споры в России. Согласно анализу ДНК, проведенному Российской академией наук, существует значительная разница в составе ДНК Ледяной Девы и современных алтайцев. Ученые и археологи считают, что она была представителем пазырыкской культуры , скифской кочевой цивилизации, которая процветала между 6 и 2 веками до нашей эры.

Ее черты лица были скорее европеоидными, чем монголоидными. Хотя сейчас это является предметом разногласий, важно помнить, что древние кочевые культуры всегда были многонациональными. Империя хунну , первая крупная кочевая империя из евразийских степей, была конфедерацией племен многих рас.

Жители Алтайского края, где была обнаружена мумия, возмутились тем, что ее демонстрируют туристам со всего мира. Они возили Ледяную Деву в Корею и Японию, где к ней относились как к рок-звезде, и толпы людей собирались, чтобы увидеть ее.

Власти района, где она была обнаружена, отреагировали запретом дополнительных раскопок. Они обозначили этот район как «зону мира».

Российские власти в конце концов вернули ее тело в Алтайский музей, но они все еще изучают его.

Открытие сибирской Ледяной Девы представляет собой переломный момент в археологии.

Считаете ли вы, что ее раскопки помогли в изучении и понимании древних народов и их обычаев? Или это был случай нарушения местных обычаев и кражи могил?

Нет никаких сомнений в том, что Ледяная дева помогла нам понять, что, хотя древние люди, жившие 2500 лет назад, во многих отношениях отличались от нас, у них также было много общего с нами. Самая большая из них – увлечение косметикой и внешним видом.

Еще один интересный факт, раскрытый Ледяной Девой, это использование каннабиса для облегчения боли, вызванной раком груди. Значение каннабиса в медицине привлекли к себе внимание с опозданием, но это старая практика, которая была утеряна со временем. В то время у нас еще не было науки, поэтому многие люди полагались на пробы и ошибки, чтобы понять, как лечить боль.

Примечания: Алтайская мумия «Принцессы Укока» и о чем говорят ее татуировки

Татуировка на плече «Принцессы» Укока и, справа, ее рисунок, сделанный сибирскими учеными. Все рисунки татуировок здесь и ниже выполнены Еленой Шумаковой, Институт археологии и этнографии СО РАН

Недавно она привлекла к себе внимание всего мира из-за удивительных изображений ее татуировок , опубликованных The Siberian Times, которые, по мнению ученых, имеют поразительное сходство с современным боди-артом.

Лед также сохранил ее одежду, что позволило экспертам показать ее чувство стиля, любовь к макияжу и экзотическим головным уборам.

Известная как Принцесса Укок, она будет выставлена ​​на всеобщее обозрение в специально построенном стеклянном саркофаге в Горно-Алтайске, столице республики, покрывающей Горный Алтай. Местные жители надеются, что ее татуированные останки, а также ее имущество, включая древнюю косметичку, станут важной достопримечательностью Республиканского национального музея в живописном горном районе, стремясь привлечь гораздо больше российских и иностранных посетителей.

Реконструкция татуировки воина, обнаруженного на том же плато, что и «Принцесса». Елена Шумакова, Институт археологии и этнографии СО РАН

Возвращение «Принцессы» — кульминация 19-летней одиссеи после того, как сибирские ученые нашли ее останки на плато Укок и вывезли для тщательного изучения и анализ. Почти год ее возили в Москву на лечение к бальзамировщикам, заботящимся о живых останках основателя СССР Владимира Ленина.

Затем разгорелся ожесточенный спор между местными жителями Алтая, которые настаивали на том, чтобы ее вернули на «родину», и учеными в Новосибирске, которые были полны решимости узнать все подробности о женщине, жившей за 500 лет до Иисуса Христа.

Даже ее последнее возвращение неоднократно откладывалось, но прошлой ночью было подтверждено, что она была в Горно-Алтайске после того, как вертолет доставил принцессу в ее последний путь в 507 км от Новосибирска, крупнейшего города Сибири.

В местном аэропорту «принцессу» встретил первый вице-премьер Алтая Юрий Антарадонов, сказавший: «Сегодня большое событие, которого мы ждали… Символично, что она наконец-то на своей земле».

Новая гробница, построенная для мумии Укока, представляет собой прямоугольное помещение размером примерно 50 х 40 метров, накрытое стеклянным верхом в форме пирамиды. Это часть реконструкции музея стоимостью 24 миллиона долларов, финансируемой «Газпромом», чтобы ее телу было отведено почетное место.

До свидания… сцена захоронения, реконструированная сибирскими учеными, показывает одежду, парики и украшения пазырыкских женщин. Институт археологии и этнографии СО РАН

«Принцесса» из пазырыкского народа. Эти кочевники были описаны в 5 веке до нашей эры греческим историком Геродотом, а красочные рисунки на ее теле и изображения двух воинов, найденные в близлежащих могилах, считаются наиболее хорошо сохранившимися и самыми сложными древними татуировками в мире.

Вокруг нее были похоронены шесть лошадей, оседланных и взнузданных, ее духовный эскорт в загробный мир и символ ее очевидного статуса, возможно, скорее почитаемого рассказчика народных сказок, целительницы или святой женщины, чем ледяной принцессы.

Там же была трапеза из овечьего и конского мяса и украшения из войлока, дерева, бронзы и золота. И небольшой контейнер с каннабисом, как говорят некоторые, вместе с каменной тарелкой, на которой были обожженные семена кориандра.

‘Это феноменальный уровень искусства татуировки. Невероятно», — сказала доктор Наталья Полосьмак, обнаружившая останки.

‘Татуировки использовались как средство идентификации личности – как сейчас паспорт, если хотите. Пазырыкцы также считали, что татуировки пригодятся в следующей жизни, облегчив людям одной семьи и культуры возможность найти друг друга после смерти», — добавил доктор Полосьмак.

Реконструкция татуировок княгини Укок, выполненная сибирскими учеными

«Пазырыкцы повторили те же изображения животных в других видах искусства, что считается как бы языком образов животных, которые выражали их мысли.

‘То же самое можно сказать и о татуировках – это был язык изображения животных, используемый для выражения каких-то мыслей и определения своего положения как в обществе, так и в мире. Чем больше татуировок было на теле, тем дольше жил человек, и тем выше было его положение.

‘Например, тело одного мужчины, найденное ранее в 20 веке, было покрыто татуировками. У нашей молодой женщины — принцессы — татуированы только две руки. Таким образом, они означали и возраст, и статус».

Татуировки на левом плече «принцессы» изображают фантастическое мифологическое животное: олень с клювом грифона и рогами Козерога. Рога украшены головами грифонов. А на спине животного изображена такая же голова грифона.

У ног овцы видна пасть пятнистой пантеры с длинным хвостом. У нее также есть голова оленя на запястье с большими рогами. На теле животного есть рисунок на большом пальце левой руки. На мужчине, найденном рядом с «принцессой», татуировки включают то же самое фантастическое существо, на этот раз покрывающее правую сторону его тела, через правое плечо и простирающееся от груди до спины.

Узоры отражают татуировки на гораздо более искусно покрытом мужском теле, выкопанном изо льда в 1929 году, чей богато украшенный торс также реконструирован на нашем рисунке.

Его грудь, руки, часть спины и голень покрыты татуировками. Есть архар – горный баран – и такой же олень с грифовым клювом, с рогами и затылком, на котором нарисованы головы грифона и онагра.

Все животные изображены с вывернутыми наизнанку нижними частями тела. Есть также крылатый снежный барс, рыба и быстро бегающие архары.


Рисунок татуировки на плече воина. Внизу: так татуировка выглядит сейчас, спустя тысячи лет после того, как была сделана

Для некоторых изображённое на тату столкновение стервятников и копытных соответствует конфликту двух миров: хищник из низшего, хтонического мира против травоядных животных, которые символизируют срединный мир.

Доктор Полосмак заинтригован тем, как мало что изменилось.

‘Можно сказать, что, скорее всего, было – и есть – одно место на теле, с которого все начинали делать татуировки, и это было левое плечо. Я могу так предположить, потому что у всех найденных нами мумий с одной татуировкой она была на левом плече.

‘И сегодня это то же самое место, где люди пытаются делать татуировки, тысячи лет спустя.

‘Думаю, это связано с составом тела… так как левое плечо – это место, где это больше всего заметно, где оно выглядит красивее всего. С годами ничего не меняется, тело остается прежним, а человек, делающий татуировку сейчас, становится ближе к своим предкам, чем он может себе представить.

‘Я думаю, что мы не далеко ушли от Пазырыка в том, как делают татуировки. Это все еще про тягу сделать себя как можно красивее.

‘Например, про англичан. Многие из них едут в отпуск в Грецию, и когда я там был, я слышал, как греки улыбались и говорили, что возраст британца легко определить по количеству татуировок на его теле.

‘Сейчас я говорю о рабочем классе. И я тоже это заметил. Чем старше человек, тем больше татуировок на его теле».

Помимо ее татуированного трупа, лед — природная капсула времени — также сохранил ее элегантную одежду, что позволило воссоздать ее образ примерно 2500 лет назад.

Археологи даже нашли предметы из ее «косметички», которая лежала в ее гробу рядом с ее левым бедром, в частности, щетку для лица, сделанную из конского волоса, и фрагмент «карандаша для подводки глаз».

Это было сделано из железных колец, внутри которых был вивианит, придающий коже глубокий сине-зеленый цвет.

«Существовал также порошок вивианита, полученный из минерала фосфата железа, для нанесения на лицо».

‘Анализ ее одежды привел к выводу, что пазырыкцы, хотя и жили в далекой южной Сибири, имели необычайно широкие связи вплоть до Китая, Индии, Ирана и Средиземноморья, выбирая узоры, материалы или красители из разных стран. культуры, а также создают свой собственный уникальный внешний вид.

«Экзотическое платье «принцессы» также «оказалось гораздо более необычным и уникальным, чем все наши предположения», — сказал доктор Полосьмак.

‘Она была одета в длинную и широкую шерстяную юбку, сшитую из трех горизонтальных полос ткани.

‘Юбка была 144 см в длину, 90 см в ширину по верху и 112,5 см по основанию.

‘Каждая полоска ткани была окрашена отдельно: верхняя – малиновая, средняя – совсем чуть-чуть розовато-желтоватая, а третья – очень насыщенного бордового цвета.

‘Все куски ткани окрашены вручную. Юбка имела шерстяной плетеный пояс, который также мог изменять длину юбки, удерживая ее либо вокруг талии, либо выше, под грудью».

Археологические расследования показали, что красители, использованные для ее юбки, были доставлены из Восточного Средиземноморья или Ирана – почти в 2000 миль от Алтайских гор.

Ее прекрасные шелковые рубашки были китайского покроя.

Однако сами шелка поступали либо из Ассама в Индии, либо из Юго-Восточной Азии.

Сверху на ней было элегантное и стильное легкое меховое пальто в стиле кафтан.

Как и у мужской одежды того периода, у него были длинные узкие рукава, более короткие спереди «и фалд сзади» — возможно, это был первый в мире фрак.

Она также носила белые валенки выше колена для защиты от лютого холода, когда температура опускалась до минус 35 градусов.

Одежда пазырыкцев состояла из легких тканей, не очень подходящих для низких температур, в которых они жили, что позволяет предположить, что внешний вид был для них важнее, чем просто быть теплым.

Это также означало, что одежда нуждалась в текущем ремонте, а в других курганах на плато были обнаружены штопаные брюки.

Настоящим откровением для Dr Polosmak стал высокий и характерный головной убор.

И связанное с этим открытие, что у «принцессы» на самом деле была бритая голова, без волос, но вместо этого она носила тщательно продуманный парик, который остается нетронутым и по сей день, что позволяет провести подробное исследование.

«Найти парик было полной неожиданностью», — сказал профессор Института археологии и этногорафии Сибирского отделения Российской академии наук.

‘Его надели на бритую голову. Основой парика служила войлочная «шапка», в которую были вшиты два слоя женских волос.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *