Притоки иртыша в казахстане: притоки, исток, устье, карта, фотогаллерея

количество, основные характеристики, главные правые (Уба, Тара и другие) и левые (Конда, Ишим и так далее), карта реки, какие самые крупные и небольшие?

Содержание

  • Количество, основные характеристики
  • Главные
    • Правые
      • Бурчун
      • Калжыр
      • Уба
      • Демьянка
      • Тара
    • Левые
      • Ишим
      • Шаган
      • Тобол
      • Тюма
      • Конда
  • Карта реки с притоками
  • Крупные и небольшие
    • Крупнейший
    • Маленький
  • Как влияют на водную артерию?
  • Заключение

Количество, основные характеристики

Протекая через территорию сразу трех стран (Китай, Казахстан, Россия), река Иртыш подпитывается большим количеством притоков.

Всего их 25 000, из которых 125 имеют протяженность более 50 км. Число притоков меняется в зависимости от времени года и интенсивности осадков.

Характер притоков зависит от местности:

  1. В горных районах Китая, где начинается река, притоки имеют горный характер. Тут преобладает более сильное течение, а значит больше скорость насыщения.
  2. На территории Казахстана река протекает по степным участкам. Тут более спокойные течения.

    Но главной особенностью степных притоков является зависимость от климата и засухи в летний период.

  3. Приточная система реки Иртыш на территории России начинается от города Омск. До своего устья, в реку впадает до 300 различных притоков, 8 из которых самые крупные. Характер притоков также спокойный, так как местность преимущественно равнинная.

В зимний период и во время летней засухи большинство мелких притоков Иртыша практически перестают питать реку.

Главные

Из практически 25 тысяч источников насыщения реки Иртыш, только 125 рек имеют протяженность более 50 км и достаточную полноводность.

Правые

По всей протяженности Иртыша, он имеет несколько крупных притоков на территориях России, Казахстана и Китая. Ниже данные описание основных притоков от истока к устью.

Бурчун

Преимущественно горна река, протекающая и впадающая в Иртыш (Черный Иртыш) на территории Китая. Общая протяженность русла 206 км, площадь бассейна 8,400 км2. Получила свое название благодаря месту впадения в Иртыш, рядом с поселком Бурчун.

Калжыр

Небольшая горная река Восточного Казахстана. Общая протяженность русла 120 км, площадь бассейна примерно 3100 км2. Протекает по склонам каньона к своему месту впадения в Иртыш, рядом с селом Боран. Истоком реки является озеро Маркаколь.

Уба

Горная река Восточного Казахстана. Протяженность русла составляет 278 км, а общая площадь бассейна около 10 000 км2. Река горная, протекает между Убинским, Тигирецким и Коксуйским хребтами. Впадает в Иртыш, а точнее в его Шульбинское водохранилище.

Демьянка

Один из самых протяженных притоков Иртыша. Протекает в Западной Сибири. Общая протяженность русла 1160 км, площадь бассейна в пределах 35 000 км2. Истоком реки являются болота Васюганья, северо-востока Омской области.

Тара

Также является значительным по протяженности притоком Иртыша. Протекает по Васюганским равнинам Новосибирской области. Общая протяженность русла 806 км, площадь бассейна 18 300 км2. Истоком реки считаются заболоченные низменности междуречья Иртыша и Оби.

Левые

Среди левых притоков Иртыша также есть несколько полноводных рек с протяженностью русла более 50 км.

Ишим

Самый длинный по протяженности приток Иртыша. Начинается в горных массивах Нияз на территории Казахстана. Общая протяженность русла составляет 2450 км, 775 км из которых река протекает по территории Казахстана, а далее по Западно-Сибирской равнине. Устье реки расположено недалеко от поселка Усть-Ишим.

Шаган

Река также берет свое начало и протекает по территории Казахстана. Протяженность русла в районе 300 км часто сильно меняется в зависимости от осадков и времени года. Площадь бассейна реки примерно равна 25 000 км2.

Тобол

Является самой многоводной рекой из всех притоков Иртыша. При длине русла 1590 км, берет подпитку от множества озер и рек. Истоком реки считается место слияние двух рек Кокпектысай и Бозбие.

Множество рек и озер формируют бассейн реки площадью 426 000 км2. Устье Тобола расположено рядом с городом Тобольск Тюменской области РФ.

Тюма

Небольшая по протяженности и площади бассейна река Тюменской области. Длина русла составляет 166 км, площадь бассейна 1600 км2. Устьем реки считается протока Старая Река. Берет свое начало Тюма из подземных источников.

Конда

Еще один значимый для Иртыша приток. Река протекает в Ханты-Мансийском крае. Истоком реки считается болотистая возвышенность Люлимвор. Большую часть площади бассейна занимают небольшие озера и болота. Общая протяженность русла 1097 км, площадь бассейна 73 000 км2.

Карта реки с притоками

Река Иртыш на карте:

Крупные и небольшие

Рассмотрим притоки-рекордсмены.

Крупнейший

Самым длинным притоком Иртыша является река Ишим. Длина русла составляет 2450 км. При этом, площадь бассейна Ишима всего 177 000 км2. Река не является полноводной, но обладает величиной расхода воды в 83 м3/сек.

Если брать в расчет зависимость Иртыша от общего водосбора, то самым крупным притоком является река Тобол, которая обеспечивает 26 % общего водосбора Иртыша.

Маленький

Самый маленький приток Иртыша, из рек протяженностью от 10 км, является река Имсыса. Длина ее русла всего 12 км. Русло расположено на территории Омской области.

Как влияют на водную артерию?

Притоки значительно наполняют реку Иртыш. Тут прослеживается зависимость водосбора реки от рельефа местности. Большая часть русла проложена по равнине, что существенно снижает объем сбора воды за счет осадков.

Заключение

Иртыш — красивый и полноводный приток Оби. Его полноводность сильно зависима от обилия осадков и наполнения многочисленных притоков. Являясь рекой-притоком, Иртыш замкнут между многочисленных дамб, которые замедляют его течение и поддерживают направление русла.

Irtysh — stroyone.com

\Иртыш ( Древнетюркский : ???: ???? , латинизируются: Ертис ügüzüg , [1] Монгольский : Эрчис мөрөн , Erchis MORON , [2] «erchleh», «вертеть», русские : Иртыш , казах : Ертіс , Ертис, هرتىس ; Китайский : 额尔齐斯河, пиньинь : É’ěrqísī hé , Xiao’erjing : عَعَرٿِسِ حْ; уйгурский : إيرتيش , Әртиш, эртиш ; татарский: Кириллица Иртеш , латиница İrteş , арабский ﻴﺋرتئش , сибирско-татарский : Эйәртеш, Eya’rtes ‘ ) — река в России , Китае и Казахстане . Это главный приток Оби, а также самый длинный приток в мире.

Исток реки находится на Монгольском Алтае в Джунгарии (северная часть Синьцзяна , Китай), недалеко от границы с Монголией .

Основные притоки Иртыша — Тобол , Демьянка и Ишим . Обь-Иртышская система образует крупный водосборный бассейн в Азии , охватывающий большую часть Западной Сибири и Горного Алтая.

Содержание

  • 1 География
    • 1. 1 Основные притоки
  • 2 Хозяйственное использование
  • 3 Города
  • 4 Мосты
  • 5 История

География

От своего происхождения как Кара-Иртыш (Обширный Иртыш, кара означает обширный на тюркских языках, но также и черный. Но в контексте и географических терминах обычно обозначает обширный) в горах Монгольского Алтая в Синьцзяне , Китай , Иртыш течет на северо-запад через озеро Зайсан. в Казахстане , встречается с реками Ишим и Тобол перед слиянием с Обью около Ханты-Мансийска в Западной Сибири, Россия, через 4248 километров (2640 миль).

Название Черный Иртыш ( Кара-Иртыш по-казахски или Черный Иртыш по-русски) применяется некоторыми авторами, особенно в России и Казахстане, к верхнему течению реки, от ее истока, впадающего в озеро Зайсан. Термин Белый Иртыш , в отличие от Черного Иртыша, иногда использовался в прошлом для обозначения Иртыша ниже озера Зайсан; [3] сейчас это использование в значительной степени устарело

Основные притоки

Самыми крупными притоками Иртыша от истока до устья являются:

Келан (справа)
Буркин (справа)
Калжыр (справа)
Кюршим (справа)
Нарын (справа)
Бухтарма (справа)
Ульба (справа)
Уба (справа)
Чаган (слева)
Ом (справа)
Тара (справа)
Уй (справа)
Оша (слева)
Шиш (справа)
Ишим (слева)
Тобол (слева)
Носка (слева)
Демьянка (справа)
Конда (слева)

Хозяйственное использование

В Казахстане и России танкеры , пассажирские и грузовые суда ходят по реке в безледный период с апреля по октябрь.  Омск , где находится штаб-квартира государственного Иртышского речного пароходства, функционирует как крупнейший речной порт в Западной Сибири.

На казахстанском участке реки в настоящее время расположены три крупные гидроэлектростанции , а именно в Бухтарме , Усть-Каменогорске и Шульбинске . Самый глубокий в мире шлюз с перепадом высоты 42 метра (138 футов) позволяет речному транспорту обходить плотину в Усть-Каменогорске . [4] Планируется строительство еще нескольких плотин.

Также на китайском участке Иртыша построены три плотины: Кекетуохай (可可 托海) ( 47 ° 10′51 ″ с.ш., 89 ° 42′35 ″ в.д. ), Каласукэ (喀 腊 塑 克) (腊 塑 克) ( 47 ° 08′14 ″ с.ш. 88 ° 53′15 ″ в.д. ), 

[5] [6] и плотина проекта 635 . Есть также Burqin Chonghu’er Dam и Буркин Шанкоу плотина на праве притока Иртыша, то река Буркина и Jilebulake плотина и реки Haba Шаньей плотина на другой правом притоке, то река Haba .

Предложения по развороту Северной реки , широко обсуждавшиеся проектировщиками и учеными СССР в 1960-х и 1970-х годах, направят часть воды Иртыша (и, возможно, Оби) в маловодные регионы Центрального Казахстана и Узбекистана .  Некоторые версии этого проекта предполагали изменение направления течения Иртыша на его участке между устьем Тобола (у Тобольска ) и слиянием Иртыша с Обью в Ханты-Мансийске, создавая таким образом «Антииртышский» «. [7] Хотя эти гигантские схемы переброски между бассейнами не были реализованы, между 1962 и 1974 годами был построен канал Иртыш-Караганда меньшего размера для подачи воды в засушливые казахстанские районы.степей и до одного из главных промышленных центров страны — Караганды . В 2002 году были построены трубопроводы для подачи воды из канала в Ишим и столицу Казахстана Нур-Султан .

В Китае в 1987 году был построен короткий канал (водозабор на 47 ° 26′31 ″ с.ш., 87 ° 34′11 ″ в.д. ), чтобы отвести часть воды Иртыша в эндорейное озеро Улунгур , уровень которого резко упал из-за увеличивающееся ирригационное использование главного притока озера, реки Улунгур . [8] В последние годы 20-го века и в начале 2000-х годов был завершен гораздо более крупный проект — канал Иртыш-Карамай-Урумчи .  Увеличение водопотребления в Китае вызвало серьезную озабоченность у казахстанских и российских экологов. [9] [10] Согласно отчету, опубликованному казахстанскими исследователями рыболовства в 2013 году, общее водопотребление Иртыша в Китае составляет около 3 кубических километров (0,7 кубических миль) в год; в результате только около 2/3 «естественного» стока реки (6 км 

3
 из 9 км 3 ) достигают границы с Казахстаном. [11]

Вид с воздуха на Иртыш в Омске

Крупные города Иртыша от истока до устья включают:

  • в Китае: Фуюнь , Бэйтунь , Буркин
  • в Казахстане: Усть-Каменогорск , Семей , Аксу , Павлодар
  • в России: Омск , Тара , Тобольск , Ханты-Мансийск

Мост «Шестьдесят лет Победы» в Омске. (Название посвящено 60-летию Дня Победы )

Через Иртыш переброшено семь железнодорожных мостов. Они расположены в следующих городах:

  • Примерно 15 км вниз по течению от Серебрянска (на тупиковой ветке Усть-Каменогорск — Зыряновск )
  • Усть-Каменогорск
  • Семей , на Туркестано-Сибирской железной дороге.
  • Павлодар , на Южно-Сибирской железной дороге ( Нур-Султан — Барнаул )
  • у Черлака , на Среднесибирской железной дороге ( Среднесибирская магистраль )
  • Омск , на Транссибирской магистрали . Открытый в 1896 году, это самый старый мост на реке.
  • Тобольская , на Тюмень — Сургут линия

Поскольку железная дорога Куйтун-Бейтун в китайском Синьцзяне продлевается в сторону города Алтай , необходимо будет построить железнодорожный мост через Иртыш в Бейтуне.

Многочисленные автомобильные мосты через Иртыш существуют в Китае, Казахстане и России.

Последний мост ниже по течению Иртыша, автомобильный мост, открытый в 2004 году, находится в Ханты-Мансийске, прямо перед впадением реки в Обь.

История

Пейзаж реки Иртыш в уезде Буркин , Китай

Ряд монгольских и тюркских народов населяли берега рек на протяжении многих веков. В 657 г. династии Тан вообще Са Дингфанг победил Ашину Элу , каган в Западном тюркском каганате , в битве при реке Иртыш , окончании кампании Тана против западных тюрок .  [12] Поражение Хэлу положило конец каганату, усилило контроль Тан над Синьцзяном и привело к сюзеренитету Тан над западными турками. [13]

В XV и XVI веках нижнее и среднее течение Иртыша входило в состав Сибирского татарского ханства ; его столица Кашлык (также известный как Сибирь ) располагалась на Иртыше, в нескольких километрах выше по течению от устья Тобола (где находится сегодняшний Тобольск ).

Сибирское ханство было завоевано русскими в 1580-х годах. Русские начали строить крепости и города на месте бывших татарских городов; одним из первых русских городов в Сибири (после Тюмени ) был Тобольск , основанный в 1587 году при впадении Тобола в Иртыш, ниже бывшего Кашлыка. [14] Дальше на восток Тара была основана в 1594 году, примерно на границе пояса тайги (на севере) и степи на юге. [15]

В 17 веке Джунгарское ханство , образованное монголо- ойратским народом, стало южным соседом России и контролировало верхний Иртыш. [16] В результате противостояния России с джунгар в Петра эпохи «s, [17] русские основали города Омска в 1716 году, Семипалатинск в 1718 году в Усть-Каменогорске в 1720 году, и в Петропавловске в 1752 году.

Китайская империя Цин завоевала Джунгарию в 1750-х годах. Это вызвало усиление внимания российских властей к своему приграничью; В 1756 году оренбургский губернатор Иван Неплюев даже предлагал аннексировать район озера Зайсан , но успехи Китая помешали этому проекту. [18] В России (1759 г.) были высказаны опасения относительно (теоретической) возможности плавания китайского флота от озера Зайсан по Иртышу в Западную Сибирь. Российская экспедиция посетила озеро Зайсан в 1764 году и пришла к выводу, что такое речное вторжение маловероятно. Тем не менее, на реке Бухтарма была организована цепочка российских пикетов., к северу от озера Зайсан. [19] Таким образом, граница между двумя империями в бассейне Иртыша стала примерно очерченной, с (редкой) цепью сторожевых постов с обеих сторон.

Ситуация на окраинах середины XIX века описана в отчете А. Абрамова ( ru ; 1865). Несмотря на то, что Зайсанский регион был признан обеими сторонами как часть Цинской империи , он ежегодно использовался рыболовными экспедициями, отправленными Сибирским казачьим войском .  Летние экспедиции начались в 1803 г., а в 1822–1825 гг. Их ареал распространился на все озеро Зайсан и до устья Черного Иртыша. В течение середины XIX века цинское присутствие в верховьях Иртыша в основном ограничивалось ежегодным визитом цинского амбаня из Чугучака на одну из казачьих рыбацких баз ( Батавский пикет ). [20]

Граница между Российской империей и Цинской империей в бассейне Иртыша была установлена ​​по линии, довольно похожей на современную границу Китая с Россией и Казахстаном Пекинской конвенцией 1860 года. [21] Фактическая линия границы в соответствии с конвенцией была проведена Протокол Чугучака (1864 г.), оставляющий озеро Зайсан на российской стороне. [22] [23] Военное присутствие империи Цин в бассейне Иртыша рухнуло во время Дунганского восстания 1862–77 гг . После падения восстания и завоевания Синьцзяна Цзо Цзунтаном граница между Российской и Цинской империями в бассейне Иртыша была несколько скорректирована в пользу России из-заСанкт-Петербургский мирный договор (1881 г. ) .

 

 

 

Казахстан рассматривает российские реки как выход на мировые рынки

Обь-Иртышская речная сеть (Источник: Steemit)

На прошлой неделе (2 февраля) влиятельный российский портал новостей и комментариев IA Rex опубликовал статью под заголовком «Казахстан серьезно обсуждает возможность стать морской державой». Большинству читателей статья должна была показаться крайне маловероятной или даже «фейковой новостью», учитывая, что Казахстан — страна, не имеющая выхода к морю, находящаяся в сотнях, если не тысячах километров от ближайшего океана. Несомненно, это впечатление у многих только усилилось тем, что

В отчете IA Rex основное внимание уделялось не возможности того, что Астана будет развивать свои каспийские судоходные мощности для перевозки нефти и природного газа через это море на Кавказ и Запад, а скорее надежде использовать речную систему России для достижения Транссибирской магистрали и даже Северный морской путь в Арктике ( IA Rex , 2 февраля).

Безусловно, существуют огромные технические и политические препятствия для такого проекта. И все же три года назад Казахстан уже сделал несколько важных шагов в этом направлении, когда использовал российскую Транссибирскую магистраль и речную систему Обь-Иртыш для импорта тяжелого оборудования из Южной Кореи. Таким образом, Казахстан, по сути, опирался на долгую историю использования Россией своих рек в качестве основных артерий для перевозки грузов не только внутри страны, но и в прибрежные порты, откуда их можно экспортировать. за границей. И по обеим этим причинам 9Заголовок 0005 IA Rex

на самом деле не так немыслим, как может показаться, и этот факт привлекает все большее внимание в Казахстане, России, Китае и странах Тихоокеанского региона и даже в Соединенных Штатах (Kmgrm.kz, 6 января 2017 г.). Kazpravda.kz , 5 октября 2016 г.; Azernews.az , 11 июня 2018 г.; Nownews.ru, 5 февраля 2019 г.; CACI Analyst , 23 января 2019 г.).

На протяжении большей части своей ранней истории Россия развивалась экономически за счет перемещения товаров по внутренним рекам.

Даже в советское время, несмотря на расширение сети железных и автомобильных дорог, Москва по-прежнему сильно зависела от рек для перевозки сыпучих грузов внутри страны и за ее пределы. После распада Советского Союза эта внутренняя речная система пришла в упадок, и многие порты больше не работают или не могут принимать современные интермодальные методы доставки; Российские баржи и корабли стареют и не заменяются; и во многих местах российские реки не подвергаются регулярному дноуглублению для обеспечения судоходства. Но за последнее десятилетие правительство в Москве добилось значительного прогресса в том, чтобы начать исправлять все эти недостатки, потому что сеть железных и автомобильных дорог по-прежнему слишком неадекватна для перевозки сыпучих грузов. Кроме того, Россия объявила о планах перестроить и расширить речную транспортную систему и подключить ее, в частности, к развитию Северного морского пути (Garant.ru, 5 декабря 2001 г.; Government.ru, 1 марта 2016 г.).

Неудивительно, что некоторые из соседей России заметили это и решили изучить, как использовать это развитие. Одним из самых передовых в этом отношении является Казахстан не только потому, что он был частью советской речной сети, но и потому, что несколько судоходных притоков сибирского Обь-Иртышского бассейна берут начало или проходят через эту среднеазиатскую страну. Усилия Казахстана были подробно изучены Александром Вороненко из Хабаровского исследовательского центра Шанхайской организации сотрудничества (ШОС-КИЦ). В статье объемом 2500 слов с большими сносками он рассматривает как то, что Астана сделала и надеется достичь, так и некоторые препятствия, которые необходимо преодолеть, чтобы добиться успеха в реализации того, что он называет «Обско-Иртышским проектом» ( Sco-khv.org , 5 февраля 2017 г.).

Сибирский ученый прослеживает использование речной системы Обь-Иртыш в качестве средства доставки сыпучих или сверхтяжелых грузов с 1984 года, когда Советы отправили нефтеперерабатывающее оборудование из Волограда в Павлодар. Россия и Казахстан договорились о продолжении этих договоренностей в 1992 и 2010 годах, но мало что произошло из-за упадка речной сети России.

Когда эта система начала восстанавливаться, южнокорейские компании в 2016 году использовали ее для доставки некоторого сверхтяжелого оборудования в Казахстан через интермодальную систему рек и железных дорог. Однако речная часть работала не так, как многие надеялись, поскольку в российских речных портах по-прежнему не было необходимых сооружений. В одном месте, говорит Воронков, переход с одного режима на другой должен был происходить не на суше, а на корабле.

Тем не менее, такие узкие места наконец преодолеваются, говорит он. Кроме того, Москва модернизирует всю свою систему водных путей, строит новые корабли и баржи, совершенствует порты и коммуникации и, самое главное, следит за тем, чтобы большая часть из 14 тысяч километров судоходных рек оставалась доступной благодаря дноуглубительным работам. Учитывая, что «значительная часть Обь-Иртышской системы (1700 километров реки Иртыш) находится в Казахстане», — говорит хабаровский эксперт, вполне естественно, что Казахстан должен использовать свои возможности.

Обсуждение Воронковым роли Казахстана, однако, дополнительно подчеркивает то, что может быть самым большим препятствием из всех: политические разногласия между Астаной и Москвой. Казахстан хочет принять участие в этой транспортной сети, чтобы построить свою собственную экономику, предоставив ему доступ к Мировому океану и их все более важным транспортным сетям (Kazpravda.kz, 5 октября 2016 г.), в то время как Москва хочет, чтобы Казахстан подчинялся интересам России. в развитии как торговли восток-запад между Китаем и Европой, так и торговли север-юг между Россией и Индией. Казахстан мог бы получить прибыль от такой торговли, но не в такой степени, как при более автономном подходе ( Sco-khv.org , 5 февраля 2017 г.).

В силу географического положения (реки, в конце концов, находятся в России) и относительной неразвитости казахстанского речного флота (в Астане слишком мало барж и судов, чтобы позволить ей расширить свою торговлю до чего-то подобного тому, что есть у ее лидеров говорили), у России есть рука кнута. Он попытается подчинить Казахстан системе, в которой доминирует Россия, вероятно, с участием Китая, даже несмотря на то, что Казахстан стремится к более независимой роли, используя транспортное средство, которое многие, возможно, считали уже не имеющим большого значения. Эти проблемы почти наверняка скоро обострятся, потому что, поскольку ИА Rex отмечает, что Москва и Астана уже планируют обсудить этот вопрос до конца текущего года ( ИА Rex , 2 февраля).

День Иртыша только в Павлодарской области

Павлодарская область — единственная область в Казахстане, России и Китае, где вокруг великой реки отмечают День Иртыша. Это все еще неофициальный фестиваль. Впервые его отметили в 2014 году. День Иртыша придумал и уже трижды устраивал павлодарский Дом географии. В нашем материале Александр Вервекин подробно рассказывает, как отмечают этот праздник павлодарцы и чем отличается каждый год от предыдущего.

Крепости, рыба и «Гусинка»

Обычно накануне фестиваля снимают научно-популярный короткометражный фильм об Иртыше. Если в 2014 году такой фильм «О великой реке на День Иртыша» был о реке в целом, то в 2015 году — об Иртыше и уникальном памятнике природы («Гусиный перелет: вчера, сегодня, завтра») , а в 2016 г. – об истории строительства фортификационных сооружений: крепостей, застав, редутов на берегах реки с начала XVIII века «Иртыш и его крепости». Три года – три фильма. И эту коллекцию фильмов о реке необходимо пополнять. Каждый раз фильмы демонстрируются накануне и в День Иртыша, а затем размещаются на различных ресурсах Интернета.

Об истории строительства оборонительных, военных и административных сооружений зрителям рассказал Эрнест Соколкин, краевед, Почетный гражданин г. Павлодара, член ПавГео Руслан Мусин, Председатель Общественного Фонда «Тузкала». », житель села Ямышево Лебяжского района и Алексей Матвеев, заместитель директора Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А.Врубеля. Дважды демонстрировался фильм «Иртыш и его крепости» павлодарской компанией «Ирбис». С ней участники были ознакомлены во время заседания «круглого стола», посвященного проблемам изучения, использования и освоения реки, которое состоялось сразу после застолья.

В 2015 году, что интересно, помимо съемок на земле и в воздухе, была даже подводная фотосессия. В реке Иртыш, честно говоря, это было бы невозможно сделать, из-за песчаного наноса речного дна, поэтому живописные водоросли и юркая щука были сняты на мелководье и освещены лучами света в реке Усолке, впадающей в Иртыш.

Сплав по Иртышу в честь праздника

Каждый раз ко Дню Иртыша организуется сплав по реке. И с каждым годом такие экспедиции вниз по течению на веслах увеличивают свою протяженность, а значит и продолжительность. В 2014 году сплав длился всего два дня и стартовал в соседнем селе Айтым Павлодарской области, через год продлился три дня и стартовал в легендарном Ямышево Лебяжинского района. А в прошлом году сплав в честь Дня Иртыша был открыт в поселке Акку, административном центре Лебяжинского района Павлодарской области. На старте участников благословили добрыми словами представители акимата Лебяжинского района и добрыми песнями сельские артисты и бойцы «Жасыл Ел». После этого гребцы вышли в путь. Их экспедиция по реке проходила через населенные пункты Лебяжинского, Майского, Павлодарского районов и через город Аксу. Везде их очень тепло встречали и оказывали экспедиции посильную помощь. В районе поселка Коктобе Майского района гребные лодки сплава сопровождал катер оперативно-спасательного отряда МЧС Управления Павлодарской области. В селе и в городе Аксу экспедицию встретили активисты и руководители центров развития молодежных инициатив горячим чаем, теплым приемом и вкусным полдником. А в Аксу съемочная группа национального телеканала «Білім жане мадениет», приехавшая из Астаны на съемки Дня Иртыша, ненадолго села в лодку павлодарских путешественников.

Финиш сплава всегда проводится именно в День Иртыша, чтобы участников этого похода встретить как настоящих героев, а павлодарцев и гостей города и фестиваля было много. В этих экспедициях в разные годы участвовало от 16 до 19 человек.

Гребцы остались на берегу Иртыша пообедать и переночевать. Однако по вечерам их иногда беспощадно кусали комары. Они привезли с собой важную информацию о состоянии реки и возможностях ее использования, которой поделились на следующий день после Дня Иртыша, на заседании «круглого стола», а также видео- и фотоотчеты.

Экспедиция «По дорогам Бухольца»

Каждый год на празднике случаются сюрпризы. В 2014 году дети и их родители смогли принять участие в веселых эстафетах и ​​играх, получить призы и подарки. Через год самодеятельные артисты из сел взяли на себя всю концертную программу Дня Иртыша в Павлодаре. А в 2016 году накануне Дня Иртыша в Павлодарскую область зашла эскадра из пяти крейсеров Омского регионального отделения Русского географического общества (ОРД РГО). «Сибирь», «Жемчужина», «Эврика», «Стрела» и «Мечта» отправились с Зеленого острова, с причала и парусного центра в Омской области. Это была международная комплексная историко-экологическая экспедиция «По дорогам Бухольца» по маршруту Омск – Ямышево – Омск. В год 300-летия Омска им пришлось пройти путь, который прошли основатели Омской крепости, воины сибирских полков под командованием подполковника Ивана Дмитриевича Бухгольца (Бухгольца) в 1715-1716 годах.

Участниками экспедиции стали экипажи яхт под командованием командира Сергея Щербакова, директора Центра парусного спорта, члена правления ОРД РГО и автомобильная группа под руководством Алексея Матвеева, научного сотрудника, кандидат исторических наук. Со стороны Омска экспедицию возглавил Игорь Вяткин, председатель Омского отделения РГО; с казахстанской стороны был автором статьи.

Задачами экспедиции, в которой приняли участие 35 членов Русского географического общества, были поиски мест остатков русских крепостей и застав на Иртышской линии XVIII века, изучение реликтовых стоянок Чайного пути (Северная ветвь Шелкового пути), сбор историко-этнографических материалов для создания международного туристского маршрута, экологическое исследование реки Иртыш. По пути экспедиция провела ряд просветительских мероприятий, встретилась с общественностью в сельской местности. Многие участники экспедиции даже ныряли в большой соленый пруд. Проба воды была взята в несколько больших пластиковых бутылок. Затем они познакомились с односельчанами в средней школе села Ямышево. Теперь Павлодарский Дом географии и Омское областное отделение Русского географического общества планируют развивать парусный спорт в Павлодарской области. Об этом сообщил Сергей Щербаков во время встречи путешественников с жителями села Ямышево.

«Предлагаем павлодарскому Дому географии развивать парусный спорт в регионе, — сказал Щербаков. — В вашем регионе есть предпосылки: есть большая река Иртыш с множеством притоков, есть несколько озер. Это было бы отличной альтернативой для воспитания молодежи. Парусный спорт экологически чистый. Да, это требует немалых затрат, но в любом случае средства найдутся. Мы готовы оказать Вам методическую помощь, организовать обучение тренеров. Кроме того, Казахстан можно назвать морской державой после кругосветного плавания яхты «Чокан Валиханов».

О готовности оказать такую ​​помощь павлодарскому Дому географии сообщил также председатель Омского регионального отделения РГО Игорь Вяткин. По его словам, в 2017 году совместными силами может быть осуществлена ​​экспедиция крейсерских яхт из озера Зайсан в Восточном Казахстане через Павлодарскую область в Омск. Как рассказал капитан яхты «Мечта» Александр Пономарев, в его команде есть двое детей, прошедших по рекам и морям, и они являются прекрасным доказательством того, что парусный спорт доступен любому возрасту. А экспедиция «По дорогам Бухольца» предоставит материалы для составления туристического маршрута из Омска в Ямышево.

— Мы с радостью принимаем это предложение, и я думаю, в скором времени они смогут взяться за проработку концепции таких масштабных проектов: развитие плавания и экспедиции из Восточного Казахстана в Омск, — сказал директор Павлодарского Дом географии, Александр Вервекин. — Экспедиция, кстати, станет серьезным стартом для развития парусного спорта, ведь для ее подготовки нам придется купить как минимум одну яхту, подготовить капитана и команду. И они смогут путешествовать через реку и выходить к морю. Мы готовы работать.

Субботники на берегу реки

Накануне Дня Иртыша ежегодно в Павлодаре проходят субботники на берегу этой великой реки. В 2014 году такие работы проводились на левом берегу, за автодорожным мостом города. Позже волонтеры убрали на правом берегу возле лодочной станции, расположенной под Павлодарским железнодорожным мостом. А в июле 2016 года субботник прошел на берегу Усолки, притока Иртыша. Убрать мусор из реки приехали бойцы молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел» и члены Омского отделения Русского географического общества. Взяв рабочие перчатки и мешки для ТБО, они прошли около 400 метров берега. За час волонтеры заполнили мусором 31 мешок. Кстати, каждый год бойцы строительных отрядов помогают Дому географии в уборке, посвященной Дню Иртыша. Это очень важная миссия и полезная традиция, хороший пример отношения к природе.

Праздник на Набережной и парад кораблей

Кульминацией Дня Иртыша всегда является праздник на Набережной с концертом самодеятельных или профессиональных артистов и коллективов, громкой и веселой музыкой, выступлениями не очень официальных гостей и очень официальные люди. Если говорить о приглашенных гостях, то в 2014 году на День Иртыша приехали Рене Хамитов, путешественник из Иркутской области и Виталий Шуптар, президент Карагандинского историко-географического общества «Авалон». Затем количество гостей стало расти в геометрической прогрессии. Вместе со славой праздника День Иртыша. В 2015 году на праздник в Павлодар приехали четыре гостя из Астаны: Саулет Сакенов, заместитель директора Казахстанского национального географического общества, три члена клуба путешественников джиперов «Кочевник 4*4», Вадим Бородаев, краевед из Барнаула и три члена общества «Авалон» из Караганды. Ну а в 2016 году только омских яхтсменов было почти 50 человек. А из Караганды было всего четыре человека. Были гости из Аксу, Петропавловска… Кстати, карагандинцы официально приезжают в Павлодар в этот День все годы его празднования.

Каждый год традиционно на набережной реки проходит пленэр артистов. В прошлом году его также организовали организаторы совместно с Павлодарским областным художественным музеем. Восемь студентов Павлодарского художественного училища, художники Алексей Балин и Лилия Кожокарь взяли мольберты, краски, кисти и отправились на поиски лучшего вида на любимую реку. Темой пленэра, конечно, тоже был Иртыш. Вместе с ними художники Астаны Женис Молдабеков и Гульмарал Татибаева писали пейзажи крупнейшей реки Казахстана. На помощь в организации такого пленэра всегда приходит Художественный музей области.

В этой статье только выше мы писали о сюрпризах. В 2016 году таким сюрпризом в День Иртыша стали ларьки ремесленников, умельцев и большая шестая региональная выставка «Туризм ПВЛ-2016», организованная Департаментом торговли, предпринимательства и туризма Павлодарской области. В выставке приняли участие представители турфирм, туроператоров из городов и сел Павлодарской области, из разных регионов Казахстана и из Омска. Каждый участник подарил возможность внутреннего отдыха казахстанцам и гостям нашей Республики.

В шатрах мастеров встречались интересные товары. Среди них были мастера ОФ «Волшебные ручки», Славянского культурного центра с искусственным мылом, украшениями, полимерной глиной, сувенирами, вязанием крючком и спицами, шитьем и вышивкой. Гостей праздника порадовали художники: Александр и Наталья Колодины своими художественными миниатюрами, Наталья Борисовская росписью по дереву и ткачеством, Саида Гимадиева вышивкой и, конечно же, член ПавГео, географ, эколог и искусная мастерица Светлана. Владимировна Могилюк, которая представила игрушки из войлока и изделия из драгоценных камней.

Иртыш – река дружбы, мира и согласия! Он объединяет воедино три великие страны – Китай, Казахстан и Россию. На фестивале «День Иртыша» были гости из Омска, Астаны, Алматы и Караганды, а также Акмолинской, Жамбылской, Кызылординской и Северо-Казахстанской областей, которые приняли участие в пленэре артистов, сплаве по реке, экспедиционном прогулочном круизе на яхтах и ​​шестой региональной выставке «Туризм ПВЛ-2016».

Итак, День Иртыша – это не просто праздник, а крупное экологическое событие для Павлодарской области в преддверии международной выставки «ЭКСПО – 2017», которая направлена ​​на решение экологических проблем. У каждого свой Иртыш: рыбалка, летний пляж, семейный отдых, романтическая прогулка с любимым, встречи с друзьями и новые знакомства. Это, действительно, родная река, знакомая людям с детства. Сколько положительных эмоций принес нам, людям, Иртыш!

Многотысячная толпа павлодарцев, гостей города и Дня Иртыша бурными овациями встретила участников Акку-Павлодарского сплава, пришедших к финишу на гребных лодках и своих надувных лодках на глазах у горожан. Участники были награждены благодарственными письмами. Начиная с села Акку, через Коктобе, другие села, город Аксу и до Павлодара, участники гребли вдоль реки. Все гости праздника дружно встречали участников экспедиции, которые четыре дня находились в речной поездке и проплыли на веслах около 180 километров. Огласив имена каждого из мужчин, несших флаги Казахстана, Павлодарского Дома географии, компании «Казхром» и Карагандинского историко-географического общества «Авалон», они заняли свои места среди зрителей.

Поздравив павлодарцев и гостей области с Днем Иртыша, участникам сплава были вручены благодарственные письма заместителя акима Павлодарской области Мейрама Бегентаева.

«Сегодняшнее празднование Дня Иртыша проводится в преддверии специализированной выставки «ЭКСПО — 2017» и служит мостом для развития внутреннего и внешнего туризма, — сказал он. — Мы гордимся тем, что Павлодарская область расположена на реке Иртыш, протекающей по территории трех стран – Казахстана, Китая и России. Иртыш является основным источником водоснабжения населения и промышленности, а также орошения на всем его течении. Такое событие, как День Иртыша, важно не только для Павлодара и области. Это важный пример комплексной активной гражданской позиции в сфере охраны природы, пример массового участия молодежи в природоохранной деятельности. И станет прекрасным поводом для любого гостя и туриста, приехавшего в Павлодарскую область специально на фестиваль».

С этого момента все внимание посетителей фестиваля было приковано к реке. На Иртыше начался парад малых и больших судов. Его открыл трехпалубный буксир БТМ-636 Павлодарского речного порта. Капитаном корабля был Владимир Гапов, помощником — Анатолий Берестов. Судно мощностью 600 лошадиных сил было построено в Тюмени в 1983 году. Сегодня оно перевозит гравий, песок и соль из Павлодарской области в Россию.

«Кочевник» (Кочевник) — еще один корабль с очень непростой судьбой. Построен на Павлодарском заводе водных путей, отправлен в Омск в 1989. А через какое-то время он стал бесполезен. Его новый хозяин, павлодарец Камбар Исеев, выкупил корабль на шесть тонн металлолома и вернул его на Родину! Здесь на «Кочевник» (Кочевник) был установлен двигатель и построена кабина. Все работы по приведению корабля в столь прекрасный вид заняли около трех с половиной лет. Камбар Исеев проработал в Павлодарском речном порту 23 года.

Пассажирские теплоходы «Казахстан» и «Экибастуз» речного вокзала приняли участие в прогулке судов! Ежедневно они возят павлодарцев и гостей Павлодара на живописную реку Иртыш. Вечером на борту начинается настоящая дискотека. По праздникам пассажиры речных теплоходов запускают в небо красивые воздушные шары. Для участия в параде теплоходов на Иртыш вышли речные теплоходы «Зарница» и один из новейших павлодарских речных теплоходов «Вега». Последний был собран выпускником колледжа города Семей, дипломированным капитаном Сергеем Филиппоненко, стоявшим у руля. Хозяин купил корпус, сам распилил его, сам сделал чертежи и перестроил корабль. Сейчас «Вега» возит пассажиров по Иртышу. Сергей назвал его в честь одной из звезд, которая указывает путь навигатору. На парад вышли речные теплоходы «Вихрь» и «Дозорный», ставшие настоящим украшением парада кораблей. Кроме того, в 2016 году в день Иртыша организаторы обнаружили теплоход «Ермак». Обычно его можно увидеть в яхт-клубе «Чайка» и на нашей прекрасной реке.

А почетных гостей порадовали павлодарцы — морские круизные яхты из России. На День Иртыша по приглашению павлодарского Дома географии прибыла флотилия судов Центра парусного спорта в Омской области. Там же течет Иртыш. А по этой реке ходила международная экспедиция «По дорогам Бухольца» Омск-Ямышево-Омск. На борту находились 35 человек. Легендарная яхта «Сибирь» четырежды обогнула Землю. В состав эскадры также входили корабли «Сибирь», «Жемчужина» (Жемчуг), «Эврика», «Стрела» (Стрелец) и «Мечта» (Мечта).

Приятно было увидеть катера транспортной милиции Павлодарской области на параде кораблей. Парад сопровождал судовой оперативно-спасательный отряд ДЧС Павлодарской области. Украсил праздник яхт-клуб «Чайка» города Павлодара: яхты, катера и катера помогают своим владельцам быстро передвигаться по великой реке. На парад вышли корабли Павлодарской затонной лодочной станции. А вверх по течению им шли катера и катера станции, расположенной за Павлодарским железнодорожным мостом. Своим участием в мероприятии они радовались три года. Парад сопровождался военным оркестром и рассказом ведущих о плавающих кораблях.

Парад кораблей также является неотъемлемой частью Дня Иртыша каждый год. Но в 2014 году были только небольшие лодки, катера и пара яхт. В 2015 году к параду присоединились крупные суда. И с каждым годом количество кораблей все растет и растет. Каждый зритель всегда в восторге от этого зрелища, ведь не в морском порту, а в среднем городе проходит настоящий парад кораблей. Это незабываемое зрелище!

В 2016 году шестилетний мальчик клуба юных этнографов «Джурбай» Елисей Реснянский прочитал со сцены собственное стихотворение «Мы сделаны из Иртыша»:

Мы сделаны из Иртыша…

Представь, подумай медленно:

Ты проснулся утром, и Иртыш с тобой

Он заставил ночь уйти со своей водой.

Потом чай напоил,

В обед сварил суп.

Потом постирала белье,

Сняла вечернюю усталость…

И на прогулке с тобой

Мелькнет дружеской волной.

Рыбалка, пляж и лодка,

Коньки и лыжи, ледоход…

Кончился закат и рассвет —

Картины лучше нет на свете.

Мы сделаны из Иртыша.

Его душа — моя душа.

Заседание «круглого стола»

С 2015 года на следующий день после фестиваля, но в его рамках, проводится более непринужденная, познавательная часть Дня Иртыша, заседание «круглого стола». » по проблемам изучения и охраны реки. В 2016 году на встрече был официально представлен фильм «Иртыш и его крепости».

Игорь Вяткин рассказал об исследовании, проведенном омичами об истории строительства застав и крепостей по берегам Иртыша, поднял вопрос о водности реки, надежности водоохранной зоны р. водный путь и береговая эрозия. По его словам, около двенадцати лет назад из-за образования крупных балок на берегу реки властям Омской области пришлось спасать Большереченскую больницу, расположенную у реки Иртыш.

Член ОРД РГО Барсукова Наталья Николаевна выступила с докладом по определению качества воды реки Иртыш. Ее доклад прокомментировал Булат Зулкарнаевич Жумадилов, заведующий кафедрой общей биологии, кандидат биологических наук, доцент Павлодарского государственного педагогического института. Он с сожалением отметил, что за последние годы количество ценных видов рыб в реке уменьшилось с 30 до 27. В бассейне реки произрастает около 3800 видов растений, из них около 545 – в павлодарской долине Прииртышья. Вырубка растений и пожары создают серьезную угрозу биоразнообразию, а экологический баланс воды находится в результате сброса промышленных отходов в Восточном Казахстане. По мнению кандидата географических наук, члена ПавГео, эколога Светланы Могилюк, над этим вопросом нужно работать в Восточно-Казахстанской области: сбросы промышленных объектов Китая в Иртыш составляют не более трети от общей массы в реке и серьезной угрозы водам на территории Казахстана нет.

Один из ветеранов Павлодара, участник парада кораблей Алексей Станиславович Магомаев вспоминал о «теплом периоде», случившемся на Иртыше со стороны Аксуского завода ферросплавов: это явление, влияющее на климат в река, температурный режим в воде.

Мы также затронули тему травли комаров речной с применением препарата вектобак. Специалисты Павлодарского пединститута заверили: никакой угрозы реке это не представляет.

И высказался участник сплава Акку-Павлодар. Татьяна Бовшик, член Дома географии рассказала, что активным сбором мусора на берегах Иртыша в 2016 году экипажи трех лодок не занимались в основном потому, что никакого мусора не было. Очевидно, он был смыт многократными сбросами воды. Однако в воде грязь была видна невооруженным глазом, особенно в районе между селами Ямышево и Заря. Татьяна рассказала, что на бортах надувной зеленой лодки был заметный желтый налет, который она лично смыла еще до того, как сплав дошел до Павлодара.

Член Дома географии, архитектор и путешественник, предприниматель Юрий Кузин за час до встречи сделал фотографии правого берега Иртыша на территории памятника природы «Гусиный перелет». Образовались огромные овраги. По мнению специалистов, они возникли не просто от воздействия ливневых потоков, а от нерационального воздействия человека на местность. От дороги по «Гусинке» до берега реки около 25 метров. Глубина оврагов около шести метров. Если не укрепить берега, то скоро придется спасать не только памятник природы с уникальными остатками древних животных, но и дорогу, а затем и дома, расположенные у проезжей части.

Президент карагандинского общества «Авалон» Виталий Шуптар отметил, что на реке, как и на дорогах, необходимо установить указатели населенных пунктов, памятников истории, архитектуры и подобных объектов, что позволит участникам легче ориентироваться во время сплавов и экскурсий по р.

Историк и этнограф, почетный гражданин г. Павлодара Эрнест Дмитриевич Соколкин сетовал на то, что в Павлодарской области до сих пор плохо поставлена ​​популяризация краеведения. Он рассказал, что раньше на улице Лермонтова стояла табличка с указанием трех дат Павлодара: 1720 г., когда была основана Коряковская застава, 1845 г., когда поселению был присвоен статус города путем присвоения ему имени Павлодар, и 19 г.38 года, когда была образована Павлодарская область, а Павлодар стал ее административным центром.

Член Дома географии, заместитель акима Павлодарской области Николай Васильевич Дычко отметил важность всех мероприятий в рамках Дня Иртыша, в том числе встречи за «круглым столом». Иртышу нужно вернуть былую славу водной артерии; будут приложены все усилия для возрождения судоходства по реке.

В ходе заседания «круглого стола» в павлодарском Доме географии и Омском областном отделении Русского географического общества было подписано соглашение «о сотрудничестве в целях содействия дальнейшему развитию взаимовыгодных двусторонних отношений» сроком на пять лет.

Принято воззвание к жителям всех районов, проживающим на Иртыше. В нем говорится: «Вода не только условие жизни, она живая! После долгой зимы лед тает под теплыми солнечными лучами, очищая воду от грязи. Вода обладает уникальной способностью самоочищаться, но без помощи наших мыслей и действий ей не обойтись. Ученые установили, что в застывшем столбе под звуки симфоний Вольфганга Амадея Моцарта вода приобретает идеальную форму снежинки, а при дисгармонии снежинка рассыпается на куски. Живые существа должны знать, что при пользовании водой наших рек и озер, пожалуй, важнее иметь добрые мысли и чувства по отношению к природе и друг к другу, чем технические средства очистки этого чудо-вещества. Добрые мысли рождают достойную цель, а цель — действие. К сожалению, сегодня многие думают: «Наша Иртыш и его притоки, озера и пруды все стерпят!» Но они платят нам сполна за нарушение Природы. По пищевым отношениям, через фрукты, овощи и рыбу, все вредные вещества, выбрасываемые бездумными действиями людей в воду, возвращаются к людям, только в другом качестве, вызывая страшные болезни. Чистота и качество воды в реках Иртышского бассейна были бы намного лучше, если бы каждый из нас, каждое предприятие страны и области, забирая воду из рек, озер, водохранилищ, подземных скважин, возвращало ее обратно уже очищенной, и на берегах Иртыша исчезли бы свалки сточных вод и отходов. Мы должны помнить, что вода и жизнь неразделимы. Без воды не вырастишь ни цветка, ни ребенка!»

PS

После событий в Павлодарской области для павлодарцев и омчан, вместе отметивших День Иртыша в Казахстане, дни на реке продолжились их участием в совместно организованной международной экспедиции «По дорогам Бухольц».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *