15 проектов, которые делают туризм доступным для всех
В туризме набирает обороты тренд на инклюзивность: все больше объектов и компаний принимают гостей с особыми потребностями. Вместе с Moscow Travel Hub выбрали проекты, которые делают путешествия доступнее для всех
Инклюзивный туризм как бизнес
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 1 млрд людей сегодня живут с инвалидностью. Это примерно 15% всех жителей планеты. Причем цифра постоянно растет — прежде всего, из-за старения населения и увеличения числа хронических заболеваний.
К 2030 году около 20% населения будет старше 65 лет. И, вероятнее всего, до половины из них будут иметь какую-либо форму инвалидности.
Для туристической отрасли это означает, что путешественники с ограниченными возможностями здоровья становятся все более значимым сегментом аудитории. А создание условий для инклюзивного туризма превращается из социальной ответственности в полноценный бизнес.
Несколько лет назад компания Amadeus оценивала потенциальный объем рынка инклюзивных путешествий в Европе и США в $70 млрд. Другие исследования также говорят об активном развитии этого сегмента. «Доступный (для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). — РБК Тренды) туризм представляет собой отдельный сектор, обладающий потенциалом для экстенсивного роста в будущем. Это значительный и прибыльный рынок для поставщиков туристических услуг», — отмечают эксперты. По их оценкам, только в ЕС потенциальные доходы от инклюзивного туризма могут составить €88,6 млрд к 2025 году.
Принимать туристов с ограниченными возможностями порой даже выгоднее, чем обычных путешественников. Как правило, они тратят в 1,5 раза больше других и обычно путешествуют группами от трех-пяти человек. И если туристическая компания или объект не могут принимать путешественников с особыми потребностями, то они теряют не одного потенциального клиента, а целую группу.
Вдобавок инфраструктура для инклюзивного туризма востребована не только людьми с ОВЗ, но и путешественниками старшего поколения. «Специальные возможности принесут пользу как людям с инвалидностью, так и пенсионерам, помогая бизнесу дольше удерживать клиентов», — подчеркивают во Всемирном совете по туризму и путешествиям.
Тем не менее, пока в туризме явно не хватает инфраструктуры и предложений для путешественников с особыми потребностями. Рассказываем о проектах, которые помогают устранить этот дефицит.
Музеи и театры
«Гараж» с глухими гидами
В 2015 году Музей современного искусства «Гараж» открыл первый в российской музейной практике отдел инклюзивных программ. Его задача — адаптировать пространство и экспозицию к особым потребностям посетителей. Программу для людей с ОВЗ разрабатывают каждый выставочный сезон.
Экскурсии для глухих и слабослышащих в музее проводят глухие гиды. На адаптированных мероприятиях работают переводчики русского жестового языка (РЖЯ), педагоги и медиаторы. Кассиры и смотрители «Гаража» знают основы РЖЯ и могут на нем объясняться.
В программе для незрячих и слабовидящих музей использует тактильные модели и тифлокомментарии — краткие описания предметов или действий, которые были бы непонятны слепому человеку без пояснений. Гостям с расстройствами аутического спектра заранее высылают социальную историю — краткий рассказ о визите в музей с иллюстрациями, который помогает подготовиться к посещению.
Сенсорная экскурсия
«Все здание похоже на крещендо», — так сенсорный аудиогид, вышедший в 2020 году, описывает музей Гуггенхайма. Здесь подготовили десять аудиодорожек с подробными рассказами об экспонатах, звуках и поверхностях, которые встречаются во время прогулки по музею.
Прослушать их можно дома или при личном посещении. The New York Times отмечает, что сенсорный гид дает интересный опыт в том числе посетителям с нормальным зрением.
Создание гида — часть программы Mind’s Eye, которую реализует музей. Она включает в себя ежемесячные экскурсии и семинары для слепых и слабовидящих. В этих мероприятиях сочетаются словесные описания, беседы, сенсорный опыт и творческие практики.
Спектакль в тишине
В России есть несколько театров, которые создают визуальные спектакли без слов и музыки. Например, в Петербурге есть инклюзивный театр «Дети тишины». В нем на сцене вместе работают слышащие и слабослышащие артисты.
Постановки созданы в духе классической пантомимы. Идея театра — делать спектакли, понятные любой аудитории, объясняет его режиссер Александр Копосов.
Инклюзивные маршруты и локации
Комплекс ВДНХ
Параллельно с музеями собственные инклюзивные программы развивают и общественные пространства. Среди самых продвинутых в Москве — площадка ВДНХ.
По всей территории комплекса ходит бесплатный транспорт для маломобильных посетителей, есть экскурсии для людей с ограниченными возможностями, бесплатный прокат кресел-колясок, детские спектакли с сурдопереводом и модели для тактильного изучения.
Музей ВДНХ тестирует систему «Говорящий город». Она помогает информировать и ориентировать инвалидов по зрению и других маломобильных горожан.
Знакомство с Петербургом
В Санкт-Петербурге для незрячих туристов разработали обзорный экскурсионный маршрут. Он начинается со вводного занятия в библиотеке для слепых, где участники изучают огромную тактильную карту города.
Затем группа отправляется к основным достопримечательностями. Маршрут построен так, чтобы у экскурсантов была возможность прикоснуться к объектам — например, потрогать гранит набережной или колонны зданий.
На остановках используют тактильные пособия, макеты и рельефно-графические материалы. В маршрут входит экскурсия по Исаакиевскому собору, специально адаптированная для слепых и слабовидящих.
Доступные пляжи
За пределами городов туристам с особыми потребностями сложнее найти доступный маршрут или локацию. Но в последние пару лет таковых стало больше.
Один из недавних примеров — программа «Доступный пляж» в Коста-Рике. Ее запустил местный Совет по туризму вместе с другими госучреждениями и профильными ассоциациями.
На пляжах устанавливают выдвижные тротуары для колясочников и шезлонги-амфибии, на которых можно передвигаться по песку или забираться в воду. К лету 2021 года удалось оборудовать шесть пляжей.
Хайкинг в коляске
Популярную тропу «Близнецы» в хорватском природном парке Медведница полностью адаптировали к потребностям маломобильных туристов. Ее протяженность — около 800 м. Тропу можно полностью пересечь на электрических и обычных инвалидных колясках, с тростью или ходунками.
По всему маршруту есть места отдыха, доступные для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Информационные материалы размещены достаточно низко, чтобы их можно было прочитать с коляски. Содержание стендов продублировано шрифтом Брайля.
Рестораны и гостиницы
Вкусы в темноте
Ресторан «В темноте?!» (Dans Le Noir) начинался как социальный проект. Первое заведение открылось в Париже в 2004 году при участии организации, поддерживающей незрячих людей. Но благодаря необычной концепции и упору на гастрономический опыт такие рестораны стали популярны и появились по всему миру.
Вслед за парижским заведением в разных странах открылось более десяти заведений. Они есть в том числе в Москве и Петербурге.
Посетителям здесь предлагают сосредоточиться на вкусовых ощущениях, находясь в полной темноте. Гидами по меню и пространству выступают в основном незрячие официанты.
Меню голосом
Проект «Доступная еда» создает для кафе и ресторанов голосовые меню. Они позволяют незрячим посетителям выбрать блюдо и напитки без посторонней помощи.
Сначала участники проекта собирались работать со шрифтом Брайля. Но чтобы изучить такое меню, потребовалось бы много времени. Кроме того, его пришлось бы постоянно перепечатывать. Поэтому вместо специального шрифта выбрали голосовой вариант. Аудиодорожки загружают в мобильное приложение, которое управляется с помощью голосовых команд.
К проекту уже присоединились несколько десятков заведений из разных городов России.
Номера в отелях
Для людей с ограниченными возможностями отели предлагают специальные номера. Они больше по площади, в них нет лишних порогов и есть оборудование, помогающее переместиться с кресла на кровать.
Такие номера в Москве есть в отелях международных сетей (например, «Новотель» или «Парк Инн») и крупных гостиницах («Метрополь»). В строящихся объектах тоже, как правило, предусмотрена инфраструктура для людей с ОВЗ.
Мобильность и транспорт
Таблички в самолетах
Чтобы облегчить незрячим пассажирам пребывание в самолете, салон снабжают надписями шрифтом Брайля. Раньше такие таблички встречались в основном на «Боингах» зарубежных авиакомпаний. Но в 2020 году в России выпустили комплекты тактильных наклеек специально для воздушных судов. А летом 2021-го ими оснастили один из лайнеров S7.
Карта доступности
Даже в самых продвинутых с точки зрения инклюзии городах часть объектов остаются недоступными для туристов с ОВЗ. Выбрать маршрут без препятствий помогает онлайн-карта Wheelmap.
Она работает по системе светофора. Зеленым отмечены полностью безбарьерные объекты, желтым — частично безбарьерные (доступ на коляске требует усилий), красным — совсем не приспособленные для колясок.
Похожие задачи решает приложение iAccess Life, которое содержит обзоры и рейтинги ресторанов, отелей и магазинов, доступных для людей с ОВЗ.
Туристические услуги и отдых
Путешествия для всех
Российский проект Globe4All помогает туристам с особыми нуждами выбрать интересный и удобный маршрут для путешествия. На сайте собраны экскурсии, туры, развлечения и мероприятия, адаптированные для людей с ОВЗ. Здесь же публикуются новости, лайфхаки и интервью о доступном туризме, описания туристических объектов и инфраструктуры.
В 2020 году Globe4All стали финалистами в акселераторе, который организовал Moscow Travel Hub для поддержки туриндустрии и развития направления TravelTech.
Инклюзивное агентство
Индийская компания Planet Abled работает как инклюзивное агентство путешествий. Она объединяет людей с ограниченными возможностями в туристические группы, организует логистику, размещение и экскурсионную программу.
Среди путешественников — маломобильные туристы, инвалиды по зрению, слуху и речи, люди с аутизмом и когнитивными нарушениями.
Детский лагерь
В Пермской области работает инновационный лагерь — Новый город «Дружный», в котором отдыхают дети с разными способностями и потребностями. Мероприятия здесь адаптированы для людей с более чем 23 различными диагнозами.
Дети приезжают в лагерь короткими сменами от одной до двух недель. Проект сотрудничает с отделом инклюзивного развития ООН и масштабируется по франшизной модели.
Развиваем Россию вместе: четыре интересных проекта для внутреннего туризма
Быть ближе к природе, заботиться об экологии, выбирать нестандартные направления, работать и даже жить в путешествии — тренды в туристической среде меняются очень быстро. На смену классическим «пакетам» приходят новые форматы-конструкторы, предлагающие временную релокацию с выбором тематических аспектов — событийных, гастрономических, спортивных, профессиональных. Культура путешествий расширяет границы и действует по совершенно иным законам: если какого-то объекта или решения нет на туристической карте, его всегда можно создать.
В помощь инициативам, направленным на развитие внутреннего туризма, выступают различные программы, курсы и конкурсы при поддержке экспертов отрасли и лидеров мнений, которые помогут сформировать навыки по созданию туристических продуктов и их дальнейшего продвижения, а также получить финансовую поддержку на реализацию своих идей. Предлагаем вам четыре интересных проекта, принять участие в которых можно уже сейчас.
Аграрный туризм — одна из важных составляющих гастрономических маршрутов. Фото: Юлия Заговорчева, участница фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»
Сельский туризм: учебный курс-акселератор
Пожить в старинных усадьбах и этнокемпингах, познакомиться с фермерскими продуктами и кухней, научиться варить сыр и валять войлок, поучаствовать в фестивалях и народных обрядах. Сельский туризм в России получил широкое развитие в последние годы благодаря тренду на натуралистичность: уход от суеты города к первозданной природе и диджитал-детоксу становится всё более комфортным и привлекательным.
Агентство развития сельских инициатив запустило учебный курс-акселератор, который в нескольких стратегических сессиях расскажет, как проанализировать ресурсы, раскрыть потенциал территории и вовлечь местные сообщества для оказания услуг посетителям. Глобальная задача проекта — сохранить культуру, природное наследие и сделать сельские территории России привлекательным местом для жизни и работы. По завершении обучающих программ участников ждёт отбор готовых проектов на грантовый конкурс и получение финансовой поддержки на реализацию разработанных стратегий. Зарегистрироваться на курс можно на официальном сайте.
Москва — город для отличного сити-брейка. Фото: Георгий Полицарнов, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»
Городской туризм: первый в мире креатон
Как привлечь в популярный город ещё больше путешественников, разработать для них интерактивный спецпроект и заработать на этом? Всё просто: на этот раз в фокусе креативного внимания оказалась Москва, а инструментом вдохновения и продвижения — блогеры, копирайтеры и маркетологи. Представителям творческих профессий столицы предлагается разработать резонансные концепции продвижения города на различные аудитории — семейные, премиальные, деловые. Всего в проекте шесть задач.
Для участия нужно подать заявку на сайте конкурса Moscow Travel Create и предложить презентацию проекта по вовлечению выбранного туристического сегмента. Экспертами выступят специалисты и бизнесмены в области индустрии гостеприимства и маркетинговых решений. Победителей ждут денежные призы, а лучшие решения будут реализованы в рамках столичных проектов в сфере туризма.
Элемент экспозиции мемориального музея им. Александра Невского. Фото предоставлено сотрудниками музея им. Александра Невского
Мастера гостеприимства: третий сезон
Событийный и ивент-туризм, инклюзивные программы и экологические инициативы, гастрономические проекты и маршруты по земле, воде и даже космосу. Пожалуй, самое масштабное событие отрасли — всероссийский конкурс «Мастера гостеприимства», проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», — открывает третий сезон. В новой программе — четыре направления для профессионалов туризма, стартапов, идей по развитию территорий и будущего индустрии.
В прошлых этапах конкурса Русским географическим обществом была учреждена собственная номинация «Этнокультурный туризм», победителями в которой в прошлые сезоны стали проекты по созданию мемориального музея имени Александра Невского в Городце и интерактивного тематического парка для детей «Наша Арктика» в Ленинградской области. Финалисты получили гранты на реализацию заявленных проектов, поддержку от партнёров конкурса, а также различные профессиональные привилегии.
В новом сезоне РГО поддерживает формат «Развитие территорий» и фокусирует внимание на решении конкретных задач реализации туристической привлекательности регионов. Глобальным результатом станут разработанные совместно с экспертами практические решения и, как следствие, привлечение новых кадров в регионы. За новостями конкурса можно следить на официальном сайте.
Туристическая навигация в едином формате. Фото: Евгений Смирнов, участник фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»
Туристические коды городов: единая навигация
Представьте себе единое информационное пространство, в котором отмечены все достопримечательности, пешеходные зоны, ярмарки, фотолокации и смотровые площадки выбранного вами города. И здесь же — современная система навигации и даже инфраструктура для людей с ограниченными возможностями здоровья. Когда всё самое важное под рукой, гораздо проще спланировать маршрут по интересующим целям без необходимости досконально проверять каждую точку на карте. Проектам таких пространств присвоено условное название «Туристический код центра города», финансирование получат претенденты, которых одобрит федеральная комиссия от Ростуризма.
В планах — создать подобные пространства к 2025 году более чем в 50 исторических городах России. При этом размер здесь не имеет значения — к участию приглашаются населённые пункты от пяти тысяч человек. Инициатива направлена на создание туристической привлекательности и развитие брендов городов и регионов страны. К участию в проекте приглашают не только профессионалов, но и жителей этих городов.
примеров проектов устойчивого туризма | TrainingAid
Успешные проекты — это те, которые эффективно вовлекают заинтересованные стороны, понимают их потребности и реагируют на них, а также приносят конкретные долгосрочные выгоды.
Мы собрали примеры проектов из разных уголков мира и извлекли из них практические уроки благодаря рекомендациям наших опытных инструкторов и участников, а также на основе краудсорсинговых материалов.
EU4Culture: более сильные сообщества и инициативы
Реализуемый DVV International в Армении и его партнерами, этот проект направлен на инклюзивное и устойчивое развитие Ширака, Котайка и Гегаркуника путем оказания помощи выбранным сообществам в выявлении и эффективном использовании их материальных и нематериальных активов, включая природные, культурные и человеческие ресурсы. которые способствуют развитию культуры и туризма и повышению осведомленности об окружающей среде. Это одни из регионов с самым высоким уровнем бедности в стране. Однако эти регионы также обладают значительным туристическим потенциалом, богатым природным и культурным наследием. Проект направлен на наращивание потенциала не только для того, чтобы помочь сообществам развивать свои местные туристические продукты, но и для обеспечения того, чтобы местные участники продолжали участвовать и иметь возможность руководить инклюзивным и устойчивым ростом этих регионов в долгосрочной перспективе.
Узнайте больше об этом проекте
Фермерский рынок Грейт-Малверн, Вустершир, Великобритания
Фермерский рынок Грейт-Малверн — это круглогодичный ежемесячный рынок в Вустершире, Великобритания, где продаются свежие продукты местных производителей и фермеров. Вся продаваемая продукция производится местными производителями, фермерами и производителями продуктов питания и напитков в пределах 30 миль от Малверна. В 2018 году Группа фермерских рынков Вустершира, которая курирует все фермерские рынки в регионе, решила закрыть фермерский рынок Грейт-Малверн, не сумев привлечь владельцев прилавков и, в свою очередь, посетителей. На основе отзывов владельцев киосков было установлено, что необходимым решением является поиск нового оператора рынка. Районному совету Малверн-Хиллз было дано два месяца на поиск нового оператора, иначе рынок навсегда прекратил бы свое существование.
Узнайте больше об этом проекте
Средиземноморский экотуризм (DestiMED)
Работая с 13 охраняемыми территориями в 6 странах (Испания, Италия, Франция, Греция, Хорватия, Албания), проект DestiMED направлен на создание предварительных условий для организации управления средиземноморскими направлениями (DMO), которая будет гармонизировать стандарты качества и инструменты для контроля за соблюдением, предлагать привлекательные предложения экотуризма, продвигаемые через устойчивый бренд.
Узнать больше об этом проекте
Совет по туризму Накацугава-Эна: превращение в направление устойчивого туризма
Район Накацугава-Эна (регион долины Кисо, Центральная Япония) богат лесами и славится местными сладостями из каштанов. В последнее время этот район стал привлекательным местом для иностранных независимых путешественников, которые посещают этот район для пеших прогулок по знаменитой тропе Накасэндо и посещения близлежащих курортов с горячими источниками. Чтобы способствовать более сбалансированному развитию туризма, местный совет по туризму стремится создать и продвигать район Накацугава-Эна как направление устойчивого туризма для привлечения прибывающих туристов.
Узнайте больше об этом проекте
Альянс Next Tourism Generation (NTG)
Быстро меняющиеся цифровые технологии и влияние туризма на места назначения оказывают влияние, оказывающее значительное давление на общество, местную экономику, культуру и природную среду в месте назначения. . Проект NTG направлен на предоставление европейской и национальной стратегии Blueprint для реагирования на быстро меняющиеся и растущие пробелы в навыках в области цифровых, зеленых и социальных навыков.
Узнайте больше об этом проекте
Развитие направлений устойчивого туризма на Сейшельских островах
С целью сделать Сейшельские острова образцом передовой международной практики устойчивого туризма, Фонд реализует 5-летнюю стратегию посредством интегрированного подхода сотрудничества между общественностью, частный сектор, научные круги и НПО.
Узнать больше об этом проекте
Ванадзорский центр промышленного туризма — комплексное развитие сельского туризма (IRTD), UNDP Armenia
Несмотря на то, что большинство прибывающих в Армению посетителей стремятся к природе и приключениям, городские районы по всей стране имеют значительные возможности для разработки нишевых продуктов, используя потенциал городов, предлагая как привлекательные физические пространства для отдыха, так и новый тип туризма. опыт. С этой целью этот проект направлен на развитие известных и новых городских направлений с акцентом на разнообразные услуги, а также на создание и укрепление возможностей получения дохода для местных предприятий и сообществ.
Узнать больше об этом проекте
Топ-5 проектов устойчивого туризма и почему вы захотите их поддержать
Инсайдерские секреты | 20 мая 2017 г.
Организация Объединенных Наций объявила 2017 год Годом устойчивого туризма. Отпразднуйте с этими туристическими проектами, которые являются одними из самых экологически чистых и социально ответственных в мире.
1: Гили-Ланканфуши и проект «Коралловая линия», Мальдивы
Измерение кораллов на острове Гили-Ланканфуши (Зеленые жемчужины)
Коралловые рифы представляют собой экосистему, находящуюся под угрозой исчезновения, и самую богатую биоразнообразием на планете. Морской биолог Вайдотас Кирсис считает, что каждый может внести свой вклад в защиту коралловых рифов. В марте 2014 года он инициировал проект Coral Line на курорте Гили Ланканфуши на Мальдивах.
Проект Coral Line преследует четыре цели: подарить гостям незабываемые впечатления от непосредственного знакомства с кораллами, внести вклад в изучение кораллов, поддержать социальные и экологические проекты и, наконец, помочь восстановить небольшой коралловый риф.
Проект помог Гили-Ланканфуши стать первым курортом на Мальдивах, использующим низкотехнологическую систему для выращивания кораллов. Что еще более важно, благодаря опыту морского биолога Деборы Бёрн они делятся своими знаниями, предоставляя информацию другим курортам, желающим поднять коралловые рифы.
Coral Lines Project
2: Tongsai Bay, Таиланд
Tongsai Bay (Green Pearls)
Считающийся одним из самых зеленых отелей в Таиланде, Хунтракул купил землю и три месяца спал на пляже, мечтая о своем идеальном курорте с минимальным воздействием на природу. Во время строительства он следил за тем, чтобы не было срублено ни одного дерева. Отель был построен вокруг природы, а не наоборот.
8 июля 2017 года Tongsai Bay отмечает свое 30-летие. Сегодня курортом управляют сын Акорна Танакорн и его невестка Сайсири. Оба разделяют его страсть к окружающей среде.
Только на этом участке земли можно увидеть более 60 видов птиц и бабочек, а гости могут принять участие в различных экологических проектах, отдыхая в нетронутой природе.
Тонгсай Бэй
3: Инкатерра, Перу
Размещение на верхушках деревьев, Reserva Amazónica Lodge (Зеленые жемчужины)
В 1975 году Хосе Кехлин фон Штайн купил землю в Пуэрто-Мальдонадо и создал свой первый экологически чистый отель Inkaterra : Reserva Amazónica Lodge. Вскоре его видение экотуризма прижилось, и его концепция «Инкатерра» расширилась, включив семь домиков, расположенных в самых популярных местах Перу, включая тропические леса Амазонки, облачный лес Мачу-Пикчу, Священную долину инков и город Куско. .
Сегодня некоммерческая организация Inkaterra, Inkaterra Asociación , стремится сохранить природную среду Перу, а также культурные и археологические ресурсы. Их цель – сделать Перу экологически безопасным туристическим направлением и сохранить его природную красоту. Они считают, что экологически ответственные путешествия — единственный способ поддержать отрасль в Перу и оказать положительное влияние на окружающую среду.
Inkaterra
4: Юист, Германия
Свободные от мусора дюны Юист (Зеленые жемчужины)
Если внедрение устойчивого туризма в рамках конкретного проекта представляет собой серьезную проблему, то в масштабах всего направления это гораздо сложнее. Это вызов, который поставил перед собой восточно-фризский остров Juist в Германии. Первые признаки того, что он достигает этого превосходно.
В 2015 году Juist был удостоен Немецкой премии за устойчивое развитие, а совсем недавно был сертифицирован как «первое устойчивое направление» в Нижней Саксонии. На острове нет автомобилей, только конные повозки и велосипеды, и строго соблюдается устойчивое предотвращение и утилизация мусора.
На острове есть даже «Зеленый университет» для детей, где их с раннего возраста обучают принципам устойчивого развития.
Juist
5: Kasbah du Toubkal, Марокко
Kasbah du Toubkal (Зеленые жемчужины)
Горы Марокко. Их миссия с момента открытия в 1995 году заключалась в защите марокканской долины Имлил от негативных последствий развития массового туризма.
Гостям со всего мира предоставляется уникальная возможность узнать больше о культуре и образе жизни берберов, а лодж является живым воплощением берберского гостеприимства. 95 процентов сотрудников родом из сел области и 80 процентов из двух километров.
Прибыль направляется на обучение сотрудников, особенно женщин. Фонд, финансируемый за счет небольшой надбавки за ночь, поддерживает социальные проекты в местном сообществе, во многих из которых могут принять участие гости.