Происхождение кошки на земле: Откуда взялись кошки, история происхождения и одомашнивания кошек британских, сиамских, египетских, шотландских | Кошки

Откуда взялись кошки, история происхождения и одомашнивания кошек британских, сиамских, египетских, шотландских | Кошки

Любой человек когда-нибудь задумывался, почему такой своенравный и хищный зверь, как кошка, уже на протяжении многих лет живет рядом с нами. История возникновения кошек очень занимательна, иногда противоречива, но в основном ученые смогли приблизительно определить время и место появления первых их предков.

На данный момент человеку известно 37 разных видов представителей семейства кошачьих, все они дальние родственники любой домашней кошки. Не говоря об остальных представителях – львах, тиграх, пумах и других, всего в мире насчитывается более 500 миллионов котов, кошек и котят разных возрастов. То, откуда взялись кошки на Земле, ученые тоже выяснили. Скорее всего, их родиной является Северная Африка, а самые первые их предки – дикие буланые кошки, которые, несмотря на это, очень легко поддавались одомашниванию. Они, в первую очередь родоначальники египетских кошек, тогда как в других регионах мира были свои дикие кошки, например, европейская. В результате распространения буланой кошки по миру и скрещивания ее с другими и получились современные коты, которые различаются по размеру, телосложению, длине шерсти и окрасом. История происхождения кошек насчитывает более 20-ти миллионов лет, на протяжении которых их вид подвергался значительным изменениям.

Несмотря на все споры, ученые придерживаются единого мнения в том, что приручение кошек могло начаться только после возникновения земледелия. И история одомашнивания кошек существенно отличается от тех же собак, например, потому как собаки играли важную роль как охранники или помощники в охоте еще до того, как люди научились обрабатывать землю. Лишь когда человек стал выращивать зерно и хранить его, появилась нужда защищать свои запасы от мышей – так и началось появление домашней кошки в общине. Несмотря на то, что они очень своевольные, упрямые и, наверное, одни из наиболее самостоятельных животных, процесс приручения кошек проходил достаточно легко. Бродячие возле селений коты и до этого ловили мышей, которые стали скапливаться вокруг хранилищ с зерном, а теперь еще и получали за это дополнительный кров и постоянный доступ к добыче.

Хотя предки у всех кошек общие, каждая отдельная порода своей историей появления отличается от других, и это тоже представляет немалый интерес. Некоторые породы считаются чистокровными, то есть возникшими без человеческого вмешательства, к ним относят, например, сиамских кошек. Хотя их и привезли в Европу из Сиама, все же на родине их внешний вид сложился естественным образом, но тоже выглядели немного иначе, чем сейчас. А их нынешний облик это работа селекционеров, которые специально корректируют породы, чтобы добиться отличительных стандартов.

Другие породистые кошки искусственно выведены в результате длительных скрещиваний животных разного внешнего вида. Такая история, например, у британских кошек. Они произошли от персидских и английских домашних кошек, и вначале внешне британцы были больше похожи на обычных кошек. А такого внешнего вида, к которому мы привыкли, фелинологам удалось достичь гораздо позже. Но, несмотря на все это, британские кошки считаются одной из самых древних пород в мире.

История шотландской кошки во многом похожа на другие, но есть небольшое отличие. У родоначальника породы был мутированный ген – вислоухость. И все остальные представители породы уже были искусственно выведены с целью сохранить его, чтобы у кошек осталось это милое свойство ушек.

Особый интерес представляет история появления кошек, сильно отличающейся от остальных – бесшерстных. В основе их возникновения тоже лежит мутация, но она корнями уходит в древние времена, о них есть упоминания в античности, а также у ацтеков. Но только в 20-м веке селекционеры решили вывести лысых кошек как отдельную породу, так появились хорошо известные всем нам сфинксы.

С каждым годом появляется все больше новых пород, регистрируются новые стандарты, и уследить за всеми ними невозможно. На данный момент уже зафиксировано более 400 разных видов и окрасов кошек! Какие-то из них многочисленны и известны, а какие-то очень редки и сложны в разведении. В любом случае, несмотря на развитие науки и истории, кошка была и остается одним из самых загадочных и интересных для изучения существ.

Откуда появились кошки – происхождение домашних котов

Домашняя кошка (Felis catus) — один из самых недавно появившихся видов в семействе Felidae.

Семейство Felidae было разделено на три рода:

  • Пантера (ревущие кошки — львы, тигры, леопарды, снежные барсы, дымчатые леопарды и ягуары)
  • Ациноникс (Гепард)
  • Фелис (все остальные «маленькие» кошки)

Однако классификация семейства Felidae затруднена отчасти из-за сложности различения видов по их фенотипу и морфологии — все они выглядят удивительно похожими, и, например, даже обученным экспертам чрезвычайно трудно различить череп льва от тигра. Более поздние генетические исследования предложили восемь различных группировок или линий внутри семейства Felidae, которые, таким образом, могут лечь в основу их переклассификации в будущем.

Содержание

  • Общие черты
  • Эволюция и адаптация
  • Жить рядом с людьми
  • Современные кошки

Общие черты

Все кошки превратились в хищных охотничьих млекопитающих с особенно острым слухом, зрением и обонянием. Анатомические характеристики, такие как округлая голова и структура скелета, позволяют предположить, что все 37 признанных видов в семействе Felidae произошли от общего предка, вероятно, жившего в Азии около 10-12 миллионов лет назад.

© shutterstock

В течение последних 10-11 миллионов лет произошло быстрое расширение и разнообразие семейства кошачьих, а 3 миллиона лет назад было большое разнообразие кошек, населявших все регионы Земли, кроме Арктики, Антарктики и Австралии.

Повышение и понижение уровня моря на протяжении многих тысячелетий помогало как создать условия, при которых виды кошачьих могли мигрировать и занимать другие географические места (при низком уровне моря), так и изолировать развитие видов (при высоком уровне моря).

Кошачьи — самые высокоразвитые хищные охотники из всех видов млекопитающих. За исключением львов, которые живут группами, все другие дикие кошки развились как одиночные животные со способностью охотиться и постоять за себя. Кошки территориальны, осваивают свою территорию, в которой они охотятся, и выделяют свою территорию в основном с помощью запаха. Они собираются вместе в основном для спаривания.

Опять же, за исключением львов (у которых самцы имеют характерную гриву), внешний вид самцов и самок очень похож, хотя самцы, как правило, немного крупнее. У них пять пальцев на передних лапах и четыре на задних. Пальцы защищены подушечками, которые также помогают снизить уровень шума во время охоты. Кроме гепарда, у всех кошек есть выдвижные когти.

Кошки разработали широкий спектр окрасов шерсти — в естественных условиях это приспособления, позволяющие замаскировать кошку и способствовать ее охотничьему образу жизни.

Эволюция и адаптация

Сосуществование кошек и людей очевидно из летописей окаменелостей из ранних человеческих поселений, хотя предполагалось, что это дикие кошки. Ранее считалось, что развитие настоящего приручения произошло в Египте около 3600 лет назад.

Черепа кошек, найденные на могильниках египетских кошек (называемых египтянами Мау), были идентифицированы как главным образом принадлежащие к виду Felis sylvestris lybica (африканская дикая кошка) (в некоторых текстах африканская дикая кошка также классифицируется как Felis lybica lybica), и это эта дикая кошка, обитающая в Азии и Северной Африке, которая теперь считается основным предком современного Felis catus.

Однако более свежие данные показывают, что одомашнивание кошек, вероятно, произошло около 10 000 лет назад или более на Ближнем Востоке, в районе Плодородного полумесяца. Самое раннее достоверное упоминание об одомашнивании происходит от кошки, которая была найдена намеренно похороненной вместе со своим владельцем в могиле на Кипре около 9500 лет назад, и предполагается, что одомашнивание начнется задолго до этого, поскольку на Кипре не было местных кошек.

Жить рядом с людьми

Первые свидетельства наличия у человека запасов зерна пришли из Израиля около 10 000 лет назад, и известно, что развитие запасов зерна вызвало накопление и рост популяции домовой мыши. Считается, что именно этот рост популяции грызунов сначала привлек диких кошек в непосредственную близость с людьми, а затем привел к их последующему приручению. Кошки, более терпимые по отношению к людям, с большей вероятностью приблизились бы к человеческим поселениям, и этот самоотбор помог бы в процессе их приручения.

© shutterstock

Археологические данные свидетельствуют о том, что кошки обычно встречались в связи с человеческими поселениями в Плодородном полумесяце (Израиль и окружающие страны) около 3700 лет назад, и они стали «официальным божеством» (в форме богини Бастет) в Египте около 2900 лет назад. В то время Бастет приносили в жертву и мумифицировали большое количество кошек, что указывает на то, что египтяне активно разводили кошек. К 2000 годам назад появилось все больше свидетельств того, что кошки распространились по Европе.

Современные кошки

Генетический анализ показал, что ДНК современных домашних кошек во всем мире почти идентична ДНК Felis sylvestris lybica, что ясно показывает, что именно этот вид дал начало нашим домашним кошкам. ДНК других мелких кошек (в том числе европейской дикой кошки (Felis sylvetris) и диких кошек из Центральной Азии и Южной Африки образуют отдельные и не связанные друг с другом группы.

Felis sylvestris lybica сохранилась до наших дней и является уединенным ночным охотником с внешностью, похожей на домашних полосатых кошек, но с несколько более светлой (более песочной) шерстью. Особи этого вида хорошо рассредоточены по саванне на больших территориях из-за относительно редкой доступности добычи грызунов.

Критерии того, что определяет отдельный вид животных, не совсем жесткие. В общем, разные виды не могут скрещиваться между собой и не могут скрещиваться в естественных условиях. В искусственных условиях возможно скрещивание некоторых видов кошек — например, львов и тигров, хотя потомство обычно бесплодно. Однако из-за его близкого родства с дикой кошкой (Felis  sylvestris) домашняя кошка (Felis catus) по-прежнему сохраняет способность к скрещиванию с этим видом, и это действительно происходит в естественных условиях, в результате чего потомство оказывается плодородным. В некоторых регионах это вызвало значительные проблемы с скрещиванием одичавших и бездомных кошек с местными дикими кошками, что привело к уменьшению популяции генетически отличных породистых диких кошек (например, в Шотландии и Венгрии).

Впервые домашняя кошка была классифицирована как Felis catus в 1758 году Каролусом Линнеем, и хотя эта номенклатура до сих пор является наиболее часто используемой, недавние исследования показывают, что домашнюю кошку действительно следует рассматривать как подвид дикой кошки, то есть Felis sylvestris catus — и этот термин используется некоторыми.

Кошка | Породы и факты

Гималайская кошка

Все медиа

Похожие темы:
сиамский длинные волосы Домашняя короткошерстная абиссинский полосатый

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

14 июня 2023 г., 14:21 по восточноевропейскому времени (AP)

«Кошки» возвращаются в новый Центр Перельмана, здание стоимостью 500 миллионов долларов в центре Манхэттена

Отсутствие Эндрю Ллойда Уэббера на сценах Нью-Йорка продлится не более 14 месяцев, а «Кошки» вернутся в июне 2024 года в новом Центре исполнительских искусств Перельмана Всемирного торгового центра

Основные вопросы

К какому семейству принадлежит домашняя кошка ?

Кошка ( Felis catus ), также называемая домашней кошкой или домашней кошкой, является членом семейства кошачьих отряда хищных. Это также самый маленький член этого семейства, в которое входят львы, тигры и пумы.

Что такое родословная кошек?

Исследования показывают, что существует две линии кошек. Одна линия появилась в Малой Азии еще 6400 лет назад, рассеявшись на север и запад в Европу. Другая линия появилась в Египте между 6400 и 1000 лет назад, прежде чем распространилась по Средиземноморью. Обе линии продолжали размножаться с африканской дикой кошкой во время их расселения.

Насколько большой взрослый кот?

Средний вес домашней кошки колеблется от 2,7 до 4,5 кг (от 6 до 10 фунтов), хотя среди беспородных кошек не редкость вес до 12,7 кг (28 фунтов). Средняя длина составляет 71,1 см (28 дюймов) для мужчин и 50,8 см (20 дюймов) для женщин.

Почему кошачьи глаза светятся в темноте?

Сетчатка кошачьего глаза сделана сверхчувствительной к свету за счет слоя гуанина, который заставляет глаз светиться ночью при ярком свете. Глаза кошек большие со зрачками, которые расширяются или сужаются до простых щелей в зависимости от плотности света.

Почему кошки мурлыкают?

Домашние кошки и другие виды рода Felis мурлыканье. Мурлыканье — это непрерывное хриплое гудение, которое часто интерпретируется как выражение удовольствия или удовлетворения. Однако мурлыканье также возникает у кошек, которые травмированы и испытывают боль.

кошка , ( Felis catus ), также называемая домашней кошкой или домашней кошкой , одомашненный член семейства кошачьих, отряд хищников и самый маленький член этого семейства. Как и все кошачьи, домашние кошки характеризуются гибким телом с низкой посадкой, изящными головами, длинными хвостами, помогающими сохранять равновесие, и специальными зубами и когтями, которые превосходно адаптируют их к активной охотничьей жизни. Кошки обладают другими чертами своих диких сородичей: они в основном плотоядны, удивительно подвижны и сильны, а также прекрасно скоординированы в движениях.

Следует отметить, что предки другого обычного домашнего питомца, собаки, были социальными животными, которые жили вместе в стаях, в которых существовало подчинение вожаку, и собака с готовностью передала свою преданность от вожака стаи хозяину-человеку. Кошка, однако, не так легко поддалась порабощению. Следовательно, домашняя кошка способна вернуться к полной самостоятельности быстрее и успешнее, чем большинство домашних собак. Для отчета об отношении семейства кошачьих к другим хищникам см. хищник.

Происхождение и история кошек

«Кошачья модель», установившаяся на очень раннем этапе эволюции современных млекопитающих, оказалась успешной: ранние кошки были уже типичны по форме в то время, когда предки большинства других современных типов млекопитающих были едва узнаваемый. Впервые они появились в эпоху раннего плиоцена (от 5,3 до 3,6 миллионов лет назад) и сохранились с удивительно небольшими изменениями до наших дней.

Хотя происхождение домашней кошки скрыто в древности, исследования митохондриальной ДНК (мтДНК) показывают, что существовало две линии Кошачий кот . Одна линия ( F. silvestris silvestris ) появилась в Малой Азии, возможно, уже 6400 лет назад и распространилась на север и запад в Европу. Другая линия появилась в Египте где-то между 6400 и 1000 лет назад, а затем распространилась по всему Средиземноморью (возможно, благодаря введению человека) по путям, которые шли параллельно торговым путям региона. Кошки обеих линий продолжали размножаться с африканской дикой кошкой (

F. silvestris lybica 9).0030 ) во время их рассредоточения.

Викторина «Британника»

Викторина «Дикие слова из царства животных»

Самая ранняя известная связь между кошками и людьми, возможно, восходит к зарождению сельского хозяйства на Ближнем Востоке, около 9500 лет назад. Скелет кошки, сопровождающий скелет человека того времени, был обнаружен на юге Кипра. Хотя некоторые источники отмечают, что это открытие предполагает, что кошки в той или иной степени были одомашнены в этом месте, другие источники (приводя доказательства того, что геном кошки не сильно отличался от генома африканской дикой кошки в этот период) утверждают, что кошки могли быть одомашнены.

себя, решив жить в ландшафтах, измененных человеком. Ископаемые свидетельства, найденные в Китае примерно 5300 лет назад, показали, что кошки, размером с современных домашних кошек, питались мелкими животными, питающимися зерном, такими как грызуны, и просом в сельскохозяйственных условиях. Хотя исследования показывают, что эти кошки на самом деле были леопардовыми кошками (9).0029 Prionailurus bengalensis
), которые были заменены современными домашними кошками ( F. catus ) до 3000 г. до н. потреблять остатки пищи.

Хотя кошка была провозглашена священным животным в Египте во времена 5-й и 6-й династий (ок. 2465–ок. 2150 до н. э.), в то время она не обязательно была приручена. Вероятно, древние египтяне сотрудничали с кошкой, потому что понимали ее ценность в защите амбаров от грызунов. Их привязанность и уважение к этому хищнику привели к развитию религиозных культов кошек и храмового поклонения кошкам. Однако достоверных сведений об одомашнивании ранее 1500 г. до н.

э. нет.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Кошки давно известны в других культурах. Настенная плитка на Крите, датируемая 1600 годом до нашей эры, изображает охотящихся кошек. Свидетельства из искусства и литературы указывают на то, что кошка присутствовала в Греции с 5 века до н.э., а плитки с изображением кошек появились в Китае с 500 года до н.э. В Индии кошки упоминаются в санскритских писаниях около 100 г. до н.э., в то время как арабы и японцы познакомились с кошкой примерно до 600 г. н.э. Самое раннее упоминание о кошках в Британии датируется примерно 9 г.36 г. н. э., когда Хоуэл Дда, принц южно-центрального Уэльса, издал законы для их защиты.

Несмотря на то, что все кошки похожи внешне, трудно проследить происхождение отдельных пород. Поскольку полосатые отметины появляются на рисунках и мумиях древних египетских кошек, современные полосатые кошки могут быть потомками священных кошек Египта. Абиссинцы также напоминают изображения и статуи египетских кошек. Персидский, чья окраска часто такая же, как у смешанных пород (хотя длина шерсти и телосложение различаются), вероятно, в разное время скрещивалась с другими породами. Бесхвостая мэнская кошка, как и лысый сфинкс и курчавый девон-рекс, являются мутацией. Происхождение персидских и сиамских кошек вполне может отличаться от происхождения других домашних пород, представляя собой одомашнивание азиатской дикой кошки. На самом деле ничего не известно о происхождении сиамских типов, и нет ни одного живого вида азиатской кошки, который мог бы служить предком.

Ассоциации с человеческой культурой

Кошка уже давно играет роль в религии и колдовстве. В Библии «кошка» упоминается только в апокрифическом Послании Иеремии. Кошка занимала видное место в религиях Египта, скандинавских стран и различных частей Азии. У египтян была богиня с кошачьей головой по имени Баст (или Бастет). Тысячи кошачьих мумий были обнаружены в Египте, и были даже мумии мышей, предположительно предназначенные для кормления кошек. Часто кошку ассоциировали с колдовством и колдовством, и суеверий, касающихся кошек, не счесть. На протяжении веков с кошками обращались более жестоко, чем с любым другим животным. В частности, черные кошки долгое время считались обладателями оккультных способностей и фамильярами ведьм.

Кошка часто встречается в детских стишках, сказках и пословицах. Английская легенда о Дике Уиттингтоне и его коте особенно любима. Писатели Теофиль Готье и Шарль Бодлер воздали ему должное, а в 20 веке Редьярд Киплинг, Колетт и Т.С. Элиот писал о кошках, а британский композитор сэр Эндрю Ллойд Уэббер создал популярную постановку « кошек ».

Кошки в древнем мире

Кошки и люди разделяли жизнь друг друга на протяжении тысячелетий и, хотя их не всегда ценили так высоко, как в настоящее время, они играли важную роль в ряде культур. Всегда загадочная кошка иногда вызывала недоверие со стороны различных цивилизаций, но всегда ей удавалось доказать свою ценность.

Хотя общепризнано, что кошки были впервые одомашнены в Египте 4000 лет назад, их история среди людей уходит далеко в прошлое. В настоящее время известно, что дикие кошки жили среди людей Месопотамии более 100 000 лет назад и были одомашнены там примерно в 12 000 г. до н.э., примерно в то же время, что и собаки, овцы и козы. Археологические раскопки последних десяти лет предоставили доказательства того, что ближневосточная дикая кошка является ближайшим родственником современной домашней кошки и была выведена месопотамскими фермерами, скорее всего, как средство борьбы с вредителями, такими как мыши, которых привлекали поставки зерна.

Писатель Дэвид Дербишир цитирует исследовательский проект CE 2007 года, в котором «исследовались образцы ДНК 979 диких и домашних кошек, чтобы собрать воедино кошачье генеалогическое древо. Они искали маркеры в митохондриальной ДНК — типе генетического материала, передающегося от матерей к котятам, который может показать, когда линии диких и домашних кошек были наиболее тесно связаны». Этот проект возглавлял доктор Эндрю Китченер, зоолог из Национальных музеев Шотландии, который пишет: «Это показывает, что происхождение домашних кошек было не из Древнего Египта, как преобладает мнение, а из Месопотамии, и что это произошло намного раньше». чем считалось. Последний общий предок диких и домашних кошек жил более 100 000 лет назад» (Дербишир) 9.0003 YouTube Следите за нами на YouTube!

Выводы доктора Китченера основаны на свидетельствах одомашнивания кошек, полученных в результате обнаружения в 1983 году н.э. скелета кошки в могиле, датируемой 9500 г. до н.э. на острове Кипр. Эта находка, сделанная археологом Аленом ле Бруном, была важна, потому что на Кипре не было коренной популяции кошек, и маловероятно, что поселенцы привезли бы на остров дикую кошку на лодке.

Бастет и Сехметс

Котоми Ямамура (CC BY-NC-SA)

Кошки в Древнем Египте

Связь кошки с древним Египтом, однако, понятна, поскольку египетская культура славилась своей преданностью кошке. Вывоз кошек из Египта был настолько строго запрещен, что исключительно для решения этого вопроса была образована ветвь правительства. Правительственные агенты были отправлены в другие страны, чтобы найти и вернуть вывезенных контрабандой кошек.

Точно установлено, что к 450 г. до н. э. наказанием за убийство кошки в Египте была смерть (хотя считается, что этот закон соблюдался намного раньше). Богиня Бастет, которую обычно изображали в виде кошки или женщины с кошачьей головой, была одним из самых популярных божеств египетского пантеона. Она была хранительницей очага и дома, защитницей женских тайн, оберегом от злых духов и болезней, богиней кошек.

Ее ритуальным центром был город Бубастис («Дом Бастет»), в котором, по свидетельству Геродота (484–425 гг. до н. э.), в ее честь в центре города был построен огромный храмовый комплекс. Геродот также рассказывает, что египтяне так заботились о своих кошках, что ставили их безопасность выше человеческой жизни и имущества. Когда дом загорался, египтяне больше заботились о спасении кошек, чем о чем-либо другом, часто убегая обратно в горящее здание или формируя периметр вокруг пламени, чтобы держать кошек на безопасном расстоянии.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Когда умерла кошка, Геродот пишет: «Все обитатели дома бреют брови [в знак глубокой скорби]. Умерших кошек отвозят в Бубастис, где их бальзамируют и хоронят в священных сосудах» (Нардо 117). Период траура считался законченным, когда у людей отрастали брови. Мумифицированные кошки были найдены в Бубастисе и в других местах Египта, иногда они были похоронены вместе с их владельцами или рядом с ними, о чем свидетельствуют печати на мумиях.

Однако величайшим примером преданности египтян кошке является битва при Пелусии (525 г. до н. э.), в которой Камбиз II из Персии победил силы египетского фараона Псаметика III и завоевал Египет. Зная о любви египтян к кошкам, Камбиз приказал своим людям собрать различных животных, в основном кошек, и отогнать животных перед вторгшимися войсками к укрепленному городу Пелусий на Ниле.

Персидские воины рисовали изображения кошек на своих щитах и, возможно, держали кошек на руках, когда маршировали за стеной животных. Египтяне, не желая защищаться из-за боязни причинить вред кошкам (и, возможно, подвергнуться смертной казни, если они убьют одну), и деморализованные, увидев изображение Бастет на вражеских щитах, сдали город и позволили Египту пасть перед персами. Историк Полиен (2 век н.э.) пишет, что после капитуляции Камбиз с триумфом проехал по городу и с презрением швырял кошек в лица побежденных египтян.

Мумия кошки

Мэри Харрш (снято в Розенкрейцерском египетском музее, Калифорния) (CC BY-NC-SA)

Египтяне также несут ответственность за само название «кошка», поскольку оно происходит от североафриканского слова, обозначающего животное, «quattah», и, поскольку кошка была так тесно связана с Египтом, почти все другие европейские народы используют вариации на тему «кошка». это слово: французский,

чат ; Шведский, katt ; немецкий, катце ; итальянский, гатто ; Испанский, gato и так далее (Моррис, 175). Разговорное слово для кошки — «киска» или «киска» — также связано с Египтом, поскольку оно происходит от слова Pasht , другого названия Бастет.

Кошки в Индии

Кошки упоминаются в двух великих литературных эпосах древней Индии: «Махабхарата» и «Рамаяна» (оба относятся к V/IV векам до нашей эры). В Махабхарате известный отрывок касается кота Ломасы и мыши Палиты, которые помогают друг другу избежать смерти и подробно обсуждают природу отношений, особенно тех, в которых одна из сторон сильнее или могущественнее другой. В Рамаяна , бог Индра маскируется под кота после того, как соблазнил прекрасную девушку Ахалию, чтобы сбежать от ее мужа. Как и везде, кошки в Индии оказались особенно полезными в контроле над популяциями менее желанных существ, таких как мыши, крысы и змеи, и поэтому их почитали в домах, фермах и дворцах по всей стране.

То, что кошка рассматривалась как нечто большее, чем просто метод борьбы с вредителями, подтверждается почтением, оказываемым кошачьим в литературе Индии. Знаменитая история о Коте в сапогах (наиболее известная по французской версии Шарля Перро, 1628-1703 гг. н.э.) взята из гораздо более старой индийской народной сказки 9 в.0029 Панчатантра из V века до нашей эры (хотя характер хозяина кошки в более старой сказке совсем другой, чем в рассказе Перро). Уважение, с которым относились к кошкам, также проявляется в индийской богине кошек Саст, которая выполняла почти ту же роль, что и Бастет, и пользовалась таким же большим уважением.

Персидский кот

В персидской сказке говорится, что кошка была создана волшебным образом. Великий персидский герой Рустум, отправившись в поход, однажды ночью спас волшебника от шайки воров. Рустум предложил пожилому человеку гостеприимство своей палатки, и, когда они сидели снаружи под звездами, наслаждаясь теплом костра, волшебник спросил Рустама, что он желает в качестве подарка в отплату за спасение жизни человека. Рустум сказал ему, что ему нечего желать, так как все, что он может желать, уже было перед ним в тепле и уюте огня, в аромате дыма и в красоте звезд над головой. Затем волшебник взял горсть дыма, добавил пламени и опустил вниз две самые яркие звезды, смешал их в руках и подул на них. Когда он протянул руки к Рустуму, воин увидел маленького дымчато-серого котенка с глазами, яркими, как звезды, и крошечным язычком, который метался, как кончик пламени. Таким образом, в знак благодарности Рустуму была создана первая персидская кошка.

Пророк Мухаммед тоже очень любил кошек. Согласно легенде, буква «М» на лбу полосатой кошки появилась, когда пророк благословил свою любимую кошку, положив руку ей на голову. Эта кошка, Меуцца, также фигурирует в другой известной истории, в которой Мухаммед, призванный на молитву, нашел кошку спящей у себя на руке. Чтобы не беспокоить кошку, Мухаммед отрезал рукав своего халата и оставил Меуззу спать. Таким образом, статус кошки был еще более усилен ее связью с фигурой божества.

Кот Гайера-Андерсона

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Кошки в Китае и Японии

То же самое было и в Китае, где богиню Ли Шоу изображали в образе кошки, а ей приносили прошения и жертвы для борьбы с вредителями и плодородия. Она тоже была очень популярной богиней, которая, как считалось, олицетворяла важность кошек в первые дни творения. Древний китайский миф повествует о том, что в начале мира боги назначили кошек присматривать за работой своего нового творения и, чтобы общение было четким, даровали кошкам способность говорить. Кошки, однако, больше интересовались сном под вишневыми деревьями и играми с падающими цветами, чем рутинной задачей следить за работой мира.

Трижды боги приходили проверить, насколько хорошо кошки справляются со своей работой, и все три раза были разочарованы, обнаружив своих кошачьих надзирателей спящими или играющими. Во время третьего визита бога кошки объяснили, что им неинтересно управлять миром, и назначили на эту должность людей. Затем у кошек отняли способность говорить и передали людям, но, поскольку люди казались неспособными понимать слова богов, на кошек по-прежнему была возложена важная задача следить за временем и, таким образом, поддерживать порядок. Считалось, что можно определить время суток, заглянув кошке в глаза, и эта вера до сих пор сохраняется в Китае.

В Японии известное изображение «Манящей кошки» ( maneki neko фигурка кошки с одной поднятой лапой) представляет собой богиню милосердия. Легенда гласит, что кошка, сидевшая возле храма Готоку-дзи, подняла лапу в знак признательности проходившему мимо императору. Привлеченный кошачьим жестом, император вошел в храм, и через несколько мгновений молния ударила в то самое место, где он стоял. Таким образом, кот спас ему жизнь и был удостоен больших почестей.

Считается, что изображение манящего кота приносит удачу, если его подарить, и остается очень популярным подарком в Японии. Кошка регулярно считалась хранительницей дома и особым защитником ценных книг. Кошки часто содержались в частных пагодах в Японии и считались настолько ценными, что к 10 веку нашей эры только дворяне могли позволить себе их иметь.

Мозаика, Помпеи

Мэри Харрш (снято в Национальном археологическом музее Неаполя) (CC BY-SA)

Кошки в Греции и Риме

Несмотря на то, что люди держали кошек в Греции и Риме, в этих культурах они не ценились как охотники из-за греческой и римской практики одомашнивания ласки для борьбы с вредителями. Римляне считали кошку символом независимости, а не полезным существом. Кошки содержались в качестве домашних животных как греками, так и римлянами и высоко ценились.

Эпитафия I века н.э., изображающая молодую девушку, держащую кошку, является одним из самых ранних свидетельств существования кошек в Риме, а в Греции драматург Аристофан (ок. 446–386 гг. до н. э.) часто изображал кошек в своих произведениях для создания комического эффекта ( придумывая фразу «Это сделала кошка» при возложении вины). Однако среди древних цивилизаций кошка, вероятно, была наименее популярна среди греков из-за того, что в некоторых мифах она ассоциируется с богиней смерти, тьмы и ведьм Гекатой, которая чаще ассоциируется с собакой (как и ее римский аналог, Тривия). ). О значительно более позднем развитии греческого отношения к кошке свидетельствует легенда о том, что кошка защищала младенца Иисуса от грызунов и змей и поэтому занимала самое лучшее место в греческом доме, но изначально на них, похоже, не обращали внимания. высоко.

Считается, что кошек завезли в Европу финикийские торговцы, которые контрабандой вывезли их из Египта. Поскольку известно, что финикийцы активно торговали со всеми известными цивилизациями того времени, кошки могли распространяться по региону довольно регулярно. Хорошо задокументировано, что кошек держали на кораблях для борьбы с паразитами во времена Великих географических открытий 15 века н.э., и, скорее всего, они служили той же цели финикийцам. Если финикийцы действительно привезли кошку в Европу, что весьма вероятно, они, возможно, также ввели греческую ассоциацию кошки с Гекатой. Как отмечалось выше, Геката регулярно ассоциировалась с собаками, но в частности одна довольно популярная история связывает темную богиню с кошкой.

Греческий миф, предполагающий эту связь, представляет собой хорошо известную историю о Геракле (римском Геракле) и касается Галинтии, служанки матери Геракла, принцессы Алкмены. Бог Зевс соблазнил Алкмену, и она забеременела от Геракла. Жене Зевса, Гере, помешала ее попытка убить Алкмену и Геракла благодаря хитрости Галинфия. В ярости Гера превратила Галинтия в кошку и отправила ее в подземный мир, чтобы она всегда служила Гекате. Эта история была популяризирована латинским писателем Антонином Либералисом (II век н. э.) в его Metamorphosis , пересказ старых сказок, который был достаточно популярен, чтобы его можно было копировать и распространять вплоть до 9 века н.э. и пользоваться широкой читательской аудиторией, по крайней мере, в 16 веке н.э. Таким образом, этот миф связывал кошек с тьмой, трансформацией, подземным миром и колдовством, и со временем эти ассоциации оказались очень неудачными для кошек.

Кошки как демонические фигуры

Хотя кошки, по-видимому, пользовались своим древним высоким положением в европейских странах поначалу (например, в скандинавской мифологии великая богиня Фрейя изображается в колеснице, запряженной кошками, а в Ирландии и Шотландии кошки изображаются магическими в положительном смысле). смысле) христианская церковь, следуя своему обычному курсу демонизации важных языческих символов, использовала ранее существовавшую связь между кошкой и колдовством, чтобы связать кошек со злом, олицетворенным в дьяволе. Средневековый писатель Уолтер Мап (ок. 1140-1210 гг. н.э.) ассоциировал кошку с демоническими силами в своих работах (хотя, возможно, Карта был ажиотажным), и есть записи о ритуальных убийствах кошек в Кембридже, Англия, в начале 13 века н.э. .

Однако репутация кошек резко ухудшилась после того, как папа Григорий IX (1227-1241 гг. н.э.) издал свою папскую буллу, известную как Вокс в Раме в 1233 г. н.э., осуждающую кошек как зло и союзников сатаны, кошек — и особенно черные кошки — демонизировались до такой степени, что их регулярно убивали по всей Европе. Не следует предполагать, что простой народ читал «Вокс в Раме» и откликался на него, и даже не то, что булла была широко распространена (она была выпущена только Генриху III, графу Сейну в Германии), но мнение церкви по отношению к кошки, несомненно, просочились бы с самых высоких уровней к мирянам конгрегаций.

Давно утверждалось, что смерть такого большого количества кошек позволила популяциям мышей и крыс процветать и что блохи, переносимые этими паразитами, вызвали бубонную чуму 1348 года н. э. Хотя эта теория оспаривается, нет никаких сомнений в том, что уменьшение популяции кошек приведет к увеличению количества мышей и крыс, и установлено, что такое уменьшение количества кошек имело место до 1348 г. н.э. Несмотря на то, что недавние исследования пришли к выводу, что чума распространяется через взаимодействие с людьми (а не через взаимодействие с грызунами), чуму по-прежнему переносят паразиты крыс и мышей. Однако люди того времени понятия не имели, откуда взялась чума (бактерия Yersinia pestis, вызывающая чуму, не была выделена до 189 г.4 н.э.) и не выявили корреляции между численностью грызунов, кошек и заболеванием; поэтому кошек продолжали подозревать во всех видах недоброжелательности и опасных качествах.

Десмонд Моррис пишет: «Поскольку кошка считалась злом, писатели того времени приписывали ей всевозможные пугающие способности. Говорят, что его зубы ядовиты, его плоть ядовита, его волосы смертельны (вызывая удушье, если несколько случайно проглотить), а его дыхание заразно, разрушая человеческие легкие и вызывая чахотку », и далее говорится: «Еще в 1658 году Эдвард Топсел, в своем серьезном труде по естествознанию [писал] «прислужники ведьм чаще всего появляются в образе кошек, что является аргументом в пользу того, что этот зверь опасен для души и тела» (158). Жители европейских народов, считая кошку злом, избегали не только животного, но и любого, кто казался чрезмерно привязанным к кошке. Пожилые женщины, которые ухаживали за кошками, были особенно подвержены наказанию за колдовство просто на том основании, что их так обвиняли.

Викторианская эпоха и защита кошек

Кошки пережили эти безумные суеверия лучше, чем многие их человеческие спутники, и в эпоху Просвещения 18-го века были возведены в статус изнеженных домашних животных. Это было связано с духом времени и новой парадигмой разума, возобладавшей над суеверием. Право церкви диктовать общественное мнение было сломлено протестантской Реформацией (1517-1648 гг. н.э.), и в эпоху Просвещения люди могли выбирать, верить во что угодно в отношении кошек или любого другого предмета.

В викторианскую эпоху (1837-1901 гг. н.э.) кошки снова заняли прежнее высокое положение, которым они пользовались в Древнем Египте. Королева Великобритании Виктория, которая всегда держала собак в качестве домашних животных, заинтересовалась кошками благодаря многочисленным историям об археологических находках в Египте, которые регулярно публикуются в Англии. Многие из этих историй включали описания египетского почитания кошек, изображения статуй Бастет и связи кошек с богами и монархией. Интерес королевы к кошке привел к тому, что она усыновила двух голубых персов, которых она считала членами своего двора. Эта история была опубликована в газетах того времени, и, поскольку королева Виктория была очень популярным монархом, все больше и больше людей интересовались заведением собственных кошек.

Эта тенденция распространилась на Соединенные Штаты и была поддержана самым популярным в то время журналом в Америке, Godey’s Lady’s Book . Издаваемый Луи А. Годи из Филадельфии с 1830 по 1878 год, этот ежемесячный журнал содержал рассказы, статьи, стихи и гравюры и, возможно, наиболее известен тем, что помог институционализировать практику семейной рождественской елки в Америке (хотя он также выступал за женские права, образование, празднование Дня благодарения и был одним из первых, кто опубликовал работу Эдгара Аллена По).

В 1836 году блестящий редактор и писатель Сара Джозефа Хейл присоединилась к Godey’s и значительно повысила его репутацию и тираж. В статье 1860 года Хейл писал, что кошки предназначены не только для пожилых женщин или монархов, и что любой должен чувствовать себя комфортно, принимая «любовь и добродетель» кошки. Популярность кошек в США заметно выросла после статьи о Годи. Считается, что кошки впервые попали в Северную Америку в 1749 году н.э. из Англии, чтобы помочь контролировать популяцию мышей и крыс, но они, кажется, в значительной степени считались утилитарными до Викторианской эпохи, когда они стали любимыми домашними животными, а в Соединенных Штатах во многом это было связано с влиянием Книга для леди Годи и вклад Сары Хейл в нее.

Популярность кошек

Многие писатели того времени владели кошками и восхищались ими. Чарльз Диккенс был настолько предан своим кошкам, что пускал их в свой кабинет и регулярно позволял своей любимице (известной как Кот Хозяина) затушить свечу на письменном столе Диккенса, даже когда автор был на работе. Очевидно, кошка устанет от того, что внимание Диккенса будет направлено на страницу, а не на кошачье общение и ласку (Morris, 167). Марк Твен, Уильям Вордсворт, Джон Китс и Томас Харди были большими поклонниками кошек, а Льюис Кэрролл, конечно же, создал один из самых устойчивых образов кошек через Чеширского кота в его Приключения Алисы в стране чудес .

Первая крупная выставка кошек была проведена в Хрустальном дворце в Лондоне в 1871 г. н.э., и оценка кошек была поднята до такого уровня, что впервые кошкам были присвоены «особые стандарты и классы», которые до сих пор используются для классификации кошек. в наши дни (Моррис, 148). После этого события выставки кошек становились все более популярными, и интерес к разведению и показу кошек распространился по всей Европе и Северной Америке. Первая выставка кошек в Америке (в 189 г.5 г. н.э.) был настолько популярен, что проходил в большом зале Мэдисон Сквер Гарден на Манхэттене. От агентов по борьбе с вредителями до божественных или полубожественных существ, воплощений зла и, наконец, домашних животных, кошки веками были близкими спутниками человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *