Псково печерская лавра официальный: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Содержание

Псково-Печерский монастырь: История, фотографии, как добраться

Содержание статьи

  • Псково-Печерский монастырь
  • Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов
  • Богом зданныя пещеры
  • Старчество
  • Чудотворные иконы
  • Богослужения
  • Паломнический центр
  • В единственном экземпляре

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Псково-Печерский монастырь

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

Читайте также — Монастырь, монашество

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Читайте также — Мой монастырь

Паломническая служба

: 181500 г. Печоры, ул. Международная, д. 1

тел. м. +79118902163

тел. факс +7 (81148) 2-24-28

e-mail: [email protected]

Паломнический центр

181500 Псковская обл.,  г. Печоры, ул. Юрьевская, 82-а

Паломнический центр «Дом паломника» Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря был открыт 1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части. Келлии в корпусах рассчитаны на проживание 4 и более человек.

Трапеза – 2 раза в день:, обед — с 13.15 до 14.00, ужин — с 21.00 до 22.00.

Срок пребывания в Паломническом центре — не более 3-х дней (не включая день приезда и день отъезда).

Проживание, питание – на пожертвование.

Информация с сайта монастыря.

 

В единственном экземпляре

На пути в Псково-Печерский монастырь расположен один из старейших русских городов – Псков. В одном из его монастырей – Спасо-Мирожском, в Спасо-Преображенском соборе сохранились уникальные фрески XII века. Правда, чтобы их увидеть, вам должно повезти: храм открыт только в хорошую погоду, когда нет дождя, тумана, снега и влажность не превышает определенный процент, что в Пскове – большая редкость. Но если вдруг все эти условия совпадут и вам повезет, как и мне, вы увидите единственные сохранившиеся на севере Руси домонгольские фрески!

Читайте также:

  • Иные люди
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Псково-Печерская духовная семинария — Псково-Печерская духовная семинария

Главные новости

Все новости

  • 4 НОЯБРЯ 2022, ГОДА НАКАНУНЕ ДИМИТРИЕВСКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ СУББОТЫ, СТУДЕНТЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА ВЕЧЕРНИМ БОГОСЛУЖЕНИЕМ С ПАРАСТАСОМ

    *Парастас (от греч. παράστᾰσις — ходатайство, предстояние) или Великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот. Вечернее заупокойное богослужение в …Читать далее »

  • В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ВСТРЕТИЛИ ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    3 ноября 2022 года, в канун праздника Казанской иконы Божией Матери, исполняющий обязанности наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря иеромонах Иларион (Карандеев) возглавил всенощное бдение с пением …Читать далее »

  • СОСТОЯЛАСЬ ВСТРЕЧА СТУДЕНТОВ СЕМИНАРИИ С АРХИМАНДРИТОМ МЕЛХИСЕДЕКОМ (АРТЮХИНЫМ)

    1 ноября 2022 года в Псково-Печерской духовной семинарии состоялась встреча с пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятелем Московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина …Читать далее »

  • СТУДЕНТЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ В ДЕНЬ ПРЕСТОЛЬНОГО ПРАЗДНИКА ОБИТЕЛИ В ЧЕСТЬ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ ЧЕТВЕРОДНЕВНОГО

    30 октября 2022 года, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, в день памяти Лазаря Четверодневного епископа Китийского, в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря состоялась Божественная литургия, …Читать далее »

  • В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ»

    27 октября 2022 года в Псково-Печерской духовной семинарии прошла конференция с международным участием «Человек и Вселенная», посвящённая естественно-научной апологетике – разделу Основного богословия, изучающему соотношение …Читать далее »

  • СТУДЕНТЫ I КУРСА СОВЕРШИЛИ ПАЛОМНИЧЕСКУЮ ПОЕЗДКУ В СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ

    23 октября 2022 года первокурсники со своим духовником отцом Никоном (Гороховым) совершили паломническую поездку в Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Игумен Серафим (Козулин), настоятель одной из …Читать далее »

  • ВЛАДЫКА РЕКТОР ВСТРЕТИЛСЯ СО СТУДЕНТАМИ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

    В памятный для митрополита Псковского и Порховского Тихона день – годовщину его возведения в епископский сан – прошла долгожданная встреча студентов Псково-Печерской духовной семинарии с …Читать далее »

  • В СЕДЬМУЮ ГОДОВЩИНУ АРХИЕРЕЙСКОЙ ХИРОТОНИИ ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА МИТРОПОЛИТ ПСКОВСКИЙ И ПОРХОВСКИЙ ТИХОН СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ

    24 октября 2022 года, в день семилетия своей епископской хиротонии, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил Божественную литургию в …Читать далее »

  • В НЕДЕЛЮ 19-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО, СТУДЕНТЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА ПРАЗДНИЧНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ

    23 октября 2022 года в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря была совершена воскресная Божественная литургия, которую возглавил исполняющий обязанности наместника иеромонах Иларион (Карандеев). Ему сослужили …Читать далее »

  • В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ОТПРАЗДНОВАЛИ ПАМЯТЬ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ» ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ

    20 октября 2022 года, в день памяти чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» Псково-Печерской, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил …Читать далее »

  • В НЕДЕЛЮ 18-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ СТУДЕНТЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА ПРАЗДНИЧНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ

    16 октября 2022 года в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря была совершена воскресная Божественная литургия, которую возглавил исполняющий обязанности наместника иеромонах Иларион (Карандеев). Ему сослужили …Читать далее »

  • У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СЕМИНАРИИ ПРОШЛО ВЫЕЗДНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ В ХРАМЕ СВЯТЫХ ЖЕН МИРОНОСИЦ ГОРОДА ПСКОВА

    15 октября 2022 года иерей Константин Белый, магистр теологии, преподаватель истории древней Церкви Псково-Печерской духовной семинарии, провёл занятие для студентов I курса в псковском храме …Читать далее »

  • В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ВСТРЕТИЛИ ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

    14 октября 2022 года, в день празднования Покрова Божией Матери, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон возглавил праздничную Божественную литургию …Читать далее »

  • В НЕДЕЛЮ 17-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПРЕСТАВЛЕНИЯ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА; ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ СТУДЕНТЫ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ ЗА ПРАЗДНИЧНОЙ ЛИТУРГИЕЙ

    9 октября 2022 года в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря была совершена воскресная Божественная литургия, которую возглавил исполняющий обязанности наместника иеромонах Иларион (Карандеев). Ему сослужили …Читать далее »

  • СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В МОЛЕБНЕ, ПОСВЯЩЕННОМ СВЯТИТЕЛЮ ТИХОНУ, А ТАКЖЕ В КВИЗЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕМАТИКИ

    7 октября 2022 года, накануне Дня теолога, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора и преподаватель Псково-Печерской духовной семинарии иерей Артемий Лутченко совершил молебен святителю Тихону, Патриарху Московскому …Читать далее »

  • СТУДЕНТЫ I КУРСА ПОСЕТИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ И ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А.С. ПУШКИНА «МИХАЙЛОВСКОЕ»

    2 октября 2022 года первокурсники со своим духовником отцом Никоном (Гороховым) провели в Пушкинских Горах. Экскурсия по Пушкиногорью началась с посещения Свято-Успенского Святогорского монастыря, основанного …Читать далее »

  • В СЕМИНАРИИ ПРОШЛИ ВОСКРЕСНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ В НЕДЕЛЮ 16-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, ПО ВОЗДВИЖЕНИИ

    2 октября 2022 года в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря была совершена воскресная Божественная литургия, которую возглавил исполняющий обязанности наместника иеромонах Иларион (Карандеев). Ему сослужили …Читать далее »

  • В ПРАЗДНОВАНИЕ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ В МИХАЙЛОВСКОМ СОБОРЕ СВЯТО-УСПЕНСКОГО ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

    27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это единственный из двунадесятых праздников, который не связан с событиями земной жизни Христа и …Читать далее »

  • В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ПРОШЛА ОБЩЕСЕМИНАРСКАЯ НОЧНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

    В престольный праздник, в ночь с 24-го на 25 сентября 2022 года, в Богом зданных пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря прошла общая семинарская ночная Божественная литургия, …Читать далее »

  • СТУДЕНТЫ СЕМИНАРИИ МОЛИЛИСЬ У МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ПСКОВЕ

    23 сентября 2022 года исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии митрополит Псковский и Порховский Тихон вместе с духовенством встретили мощи преподобного Сергия Радонежского, принесённые из …Читать далее »

∙ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ∙
∙ СВЯТЫЕ ДНЯ ∙
∙ ИКОНА ДНЯ ∙

ipl: Информация, которой можно доверять

Просмотреть все ipl Pathfinders По алфавиту | Просмотреть все следопыты ipl по тематике

Этот следопыт создан, чтобы помочь тем, кто интересуется историей иконописного искусства в России, найти печатные и интернет-ресурсы по данной теме. Для удобства читателя мы решили начать с введения в историю русской иконы, затем перечислили онлайн-коллекции публикаций и изображений и добавили выборочную библиографию по теме.

Краткая история русской иконы

Термин «икона» происходит от греческого слова «эйкон» означает «подобие» или образ. В восточноевропейской христианской традиции сюжетами икон могут быть портреты Христа, Его Матери или святых, но могут быть и повествования о священных событиях или даже изображения богослужебных песнопений.

После спора о религиозном значении и функциях икон внутри христианской церкви, произошедшего в 8-9 вв.XIX века между сторонниками иконоборчества и их противниками Восточная Православная Церковь сформулировала свою богословскую позицию по использованию образов как духовных инструментов, позволяющих верующим напрямую общаться с Богом. Были установлены строгие правила, по которым должны быть написаны иконы.

В 988 году киевский князь Владимир I принял православную веру и ввел христианскую веру в качестве официальной религии Руси. Церковные службы в Киеве строго следовали византийским нормам, и многие иконы и богослужебная утварь были привезены из Византии в постоянно растущее число киевских святынь.

Одна из таких икон, Владимирская икона Божией Матери, стала широко известна и высоко почитаема на Руси.

Византийские художники были приглашены в Киев для работы и обучения своему искусству. С их помощью в знаменитой Киево-Печерской Лавре (Печерском монастыре) была создана первая в России школа иконописи.

Киевская школа произвела много изысканных произведений искусства, некоторые из которых представлены на этих страницах:

  • Ранние иконы в России (http://www.pallasweb.com/ikons/russia.html)
  • Украинская икона 11-16 вв. (http://www.christusrex.org/www1/lviv/Gallery/MainHall.html)
  • Иконопись ()

В 1240 году Киев был разрушен монголами. Центр иконописи переместился в северные города Новгород и Псков , где постепенно формировалась новая школа. С некоторыми иконами, написанными мастерами новгородской школы, можно ознакомиться здесь:

  • Новгородская иконная галерея (http://copy-www.novsu.ac.ru/novgorod/icon_gallery/english/nig_main.html)
  • Золотой век русских икон (http://www.pallasweb.com/ikons/golden.html)
  • Иконопись ()
  • Зал икон Эми Патнэм в Художественном музее Тимкен (http://www.timkenmuseum.org/1-collection-russianB.html)

Московская школа иконописи начала развиваться несколько позже новгородской и находилась в тени ее до середины 1400-х годов. К этому времени Троице-Св. Сергиев монастырь (Лавра) стал одним из главных духовных центров страны и привлекал таких талантливых художников, как Андрей Рублев, Дионисий и Даниил Черный. На перечисленных ниже сайтах описаны некоторые иконы, написанные художниками московской школы.

  • Андрей Рублев в этой статье есть биография и небольшие изображения самой известной из его икон ()
  • Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева (http://redsun.cs.msu.su/moscow/rublev/rublev.html)
  • Древнерусское искусство (http://all-moscow.ru/ikona.ru.html)
  • Избранные иконы из Зала икон Эми Патнэм Художественного музея Тимкен (http://www.timkenmuseum.org/1-collection-russianB.html)
  • Золотой век русских икон (http://www.pallasweb.com/ikons/golden.html)

В конце 16 — начале 17 века боярский род Строгановых основал и содержал новую школу иконописи. Отличительный стиль этой школы начал заменять акцент на духовной глубине икон более мирскими заботами о техническом совершенстве. Хотя самые выдающиеся художники того времени, такие как Симон Ушаков и Федор Зубов предпринял смелые попытки примирить старые традиции русской иконописи с новыми светскими влияниями, результаты были ближе к орнаментальной живописи, чем к иконе.

Некоторые образцы произведений этого периода можно увидеть здесь:

  • Иконы Нового времени (1700- ) (http://www.pallasweb.com/ikons/modern.html)
  • Иконопись ()

Во второй половине XVII века два события еще больше повлияли на традиции иконописи: раскол в Русской православной церкви и проникновение западноевропейских влияний в Россию. Та часть населения, которая придерживалась старых церковных традиций – старообрядцы – сохранили любовь к старинным иконам. В царствование Петра Великого старообрядцев преследовали и гнали в отдаленные уголки России, унося с собой свои старые иконы. Тем временем во всех центральных городах, включая Санкт-Петербург, Москву, Новгород и Псков, старые иконы уничтожались или переписывались в современном европейском стиле. Искусство создания икон быстро пришло в упадок и превратилось в ремесло, хотя попытки его сохранения некоторое время продолжались в таких городах, как Палех и Мстёра.

Манифест 1905 года разрешил старообрядцам открыто молиться и строить храмы. Это побудило состоятельных старообрядцев поддержать сбор старинных икон и их реставрацию на благо новых церквей. Эти иконы привлекли внимание учредителей и попечителей Третьяковской галереи, которая вскоре приобрела одну из лучших коллекций старинных русских икон.

Работа по сбору, реставрации и исследованию старинных икон в России вскоре была затруднена Первой мировой войной, последующей революцией и Гражданской войной в России. В этот период некоторые старинные иконы были вывезены русскими эмигрантами за границу и попали в музеи и частные коллекции Европы и США, хотя широкое признание икон как вида искусства, усилия по их сбору, сохранению и исследованию началось там только в 1945-50 период.

Интернет-ресурсы о русских иконах

Существует множество Интернет-ресурсов

, которые могут предоставить дополнительную информацию о русских иконах. Одну из лучших отправных точек для изучения этой темы можно найти в коллекции About.com в категориях

Общество/Культура > Русская культура >Святые иконы

Другие полезные онлайн публикации и сборники:

  • Иконопись : изображения икон можно просматривать по школам, периодам и отдельным мастерам. На этом сайте также представлена ​​библиография по русской живописи, в том числе иконам. ()
  • Иконы: окна в небеса содержат информацию об истории и значении православных христианских икон (http://www.pallasweb.com/ikons/history.html)
  • Русские иконы: Указатель Эта коллекция изображений Обернского университета включает в себя иконы, представляющие несколько школ и исторических периодов. (http://www.auburn.edu/~mitrege/russian/icons/index.html)
  • Галерея Храма действует как центр изучения, реставрации и выставки древних икон. (http://www.templegallery.com/pages/home.htm)

Печатные ресурсы о русских иконах

О русских иконах написано много прекрасных книг . Ниже приведены некоторые избранные заголовки и предложения о том, как найти больше.

  • Русская икона: от истоков до XVI века (Лазарев В.Н., Литургическая пресса, 1997)
  • Врата Тайны искусства Святой Руси (Под ред. Грирсона Р., InterCultura, 1992)
  • Русские иконы (Иванов В.Н., Риццоли, 1988)
  • Икона: византийская традиция в Европе, России и на Ближнем Востоке через семь основных эпох (Вейцманн, К., Альфред А. Кнопф, 1982)
  • Тридцать пять русских первобытных людей: коллекция Жака Золотницкого (Муратов П., Париж, 1931)

Ваша местная публичная библиотека может владеть некоторыми книгами о русских иконах. Следующие предметные заголовки Библиотеки Конгресса и номера десятичной классификации Дьюи могут быть полезны при поиске книг по этой теме:

  • ЛКШ: Иконы, рус.
  • ЛКШ: Иконопись — Россия.
  • ДКД: 704.948.2 – Иконки
  • ДКД: 291.37 – Иконы религиозного значения

Этот следопыт был создан Helen V. Koustova

Просмотреть все ipl Следопыты По алфавиту | Просмотреть всех ipl Следопытов по теме

Топ 10 интересных фактов о Троицком православном Владимирском соборе

Лицом к задней части собора. Photo by K. Mitch Hodge- Unsplash

Православный храм Пскова – Троицкий собор. Он является частью архитектурного ансамбля Псковского кремля и главным центром путешественников и паломников в Пскове. Это четвертый псковский Троицкий собор: первые три сгорели, поэтому то строение, которое мы видим сегодня, — результат строительства 1699 года, начатого в 1682 году и продолжавшегося почти 17 лет.

Собор построен в традиционном московском православном стиле. У него пять блестящих золотых куполов, но общее впечатление скромное и простое: белые стены и сдержанный декор, а колокольня — центр внимания. Первоначальный вид лишь немного изменился после реставрации, сделав его идеальным образцом древнерусского зодчества.

Икона Святой Троицы, Чирская (Псковская) Икона Божией Матери, Всеволода-Гавриила, Довмонта и Николы Саллоса мощи – одна из самых ценных святынь внутри собора.

1. Одна из крупнейших автокефальных церквей в мире

Русская Православная Церковь является одной из ведущих в мире автокефальных или церковно независимых православных церквей. Его членство оценивается в более чем 90 миллионов человек. См. Восточное православие для получения дополнительной информации о православных верованиях и практиках.

2. Как появилась церковь?

В IX веке греческие миссионеры из Византии якобы принесли христианство в восточнославянское государство Киевская Русь. Считалось, что организованная христианская община зародилась в Киеве уже в самой первой половине X века, а святая Ольга, правительница Киева, была крещена в Константинополе в 957 году.

После крещения внука Ольги Владимира I , князь киевский, в 988 году христианство было принято в качестве государственной религии. Русская церковь возглавлялась киевскими митрополитами (которые после 1328 г. проживали в Москве) и до 1448 г. составляла митрополию Византийского патриархата при преемниках Владимира9.0007

3. Как церковь избрала свою

Лицом к задней части собора. Photo by K. Mitch Hodge- Unsplash

Пока Россия находилась под монгольским владычеством с 13 по 15 века, русская церковь находилась под особым режимом, получив освобождение от налогов в 1270 году. Монашество процветало в этот период времени.

Печерский монастырь (Печерская Лавра) в Киеве, основанный в середине XI века подвижниками святыми Антонием и Феодосием, уступил место как важнейший религиозный центр Троице-Св. Сергиевский женский монастырь, основанный в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским (на территории современного города Сергиева Посада). Сергий вместе с митрополитами святителями Петром (1308-26) и святителем Алексием (1354-78) поддерживал усиление влияния Московской губернии.

Наконец, в 1448 году русские епископы избрали своего митрополита в обход Константинополя, и Русская церковь стала автокефальной. С одобрения Константинополя Иов, митрополит Московский, был возведен в сан патриарха в 1589 году и получил пятый чин по чести после патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

4. Что произошло с церковью в 17 веке?

В середине 17 века произошло ожесточенное столкновение патриарха Русской Православной Церкви Никон с русским царем Алексеем.

Никон пытался укрепить первостепенное значение Православной церкви над нацией в России, а также провел тщательный пересмотр русских православных писаний и обрядов, чтобы привести их в соответствие с остальным восточным православием.

Никон был отстранен от власти в 1666 году, но русская церковь сохранила его реформаторские мероприятия и предала анафеме всех, кто продолжал им сопротивляться; последние стали известны как старообрядцы и в течение следующих двух столетий создали сильное раскольническое сообщество в Русской православной церкви.

5. Царь Петр I (Великий) упразднил патриаршество

Облицовка тыльной стороны собора. Photo by K. Mitch Hodge- Unsplash

Царь Петр I (Великий) ликвидировал Московскую православную церковь в 1721 году, заменив ее Святым Правительствующим Синодом, который был образован после государственных синодов лютеранской церкви в Швеции и Пруссии и жестко соблюдалось правительством.

До 1917 года обер-прокурор синода, мирянин, достигший министерского положения в первой половине XIX века, практиковал эффективное руководство церковным управлением.

Этот надзор, обеспечиваемый политической раболепностью большинства высшего духовенства, был отчетливо заметен в период прокуратуры архиконсерватора К.П. Победоносцев (1880-1905).

6. Церковь возникла после падения царского правительства 

После падения царского правительства в ноябре 1917 года Собор Русской Православной Церкви восстановил патриархат и избрал патриархом митрополита Тихона.

Однако новая советская власть быстро провозгласила церковно-государственное отмежевание и национализировала все церковные земли. После этих институциональных реформ последовали санкционированные государством жестокие восстания, которые включали полное разрушение церквей, а также арест и казнь нескольких религиозных лидеров.

В 1922 году Обновленная Церковь, реформаторское движение, поддерживаемое советским правительством, отделилась от церкви Патриарха Тихона, восстановив к власти Священный Синод и вызвав разделение среди духовенства и верующих.

7.

Что стало с церковью после смерти Тихона

После смерти Тихона (1925) правительство запретило патриаршее голосование. Чтобы обеспечить выживание церкви, митрополит Сергий официально заявил о своей «лояльности» советскому правительству в 1927 и пообещал впредь воздерживаться от любых насмешек над народом.

Эта набожность, тем не менее, вызвала дальнейшие разногласия внутри церкви: внутри России ряд верующих выступили против Сергия, а в международном плане русские митрополиты Америки и Западной Европы разорвали связи с Москвой.

8. Воскресение русского православия

Затем, в 1943 году, благодаря резкой отмене антирелигиозных установок Иосифа Сталина, русское православие было возрождено: назначен новый патриарх, основаны духовные школы, вновь открыты тысячи церквей. .

Между 1945 и 1959 годами официальная организация церкви значительно выросла, хотя отдельные члены духовенства время от времени подвергались арестам и ссылкам. Количество действующих церквей превысило 25 000. Под руководством Никиты Хрущева и Леонида Брежнева была установлена ​​новая и обширная демонизация церкви.

Затем, начиная с конца 1980-х годов, при Михаиле Горбачеве, новые политические и социальные свободы привели к тому, что многие церковные здания были возвращены церкви для реставрации местными прихожанами.

9. Русское православие в русской революции 1917 года

Лицом к задней части собора. Photo by K. Mitch Hodge- Unsplash

Русская революция 1917 года отрезала огромные сегменты русской церкви от повседневного общения с материнской церковью, включая епархии в Америке, Японии и Маньчжурии, а также беженцев в Европе.

Группа церковных лидеров, покинувших свои российские епархии, собралась в Сремски-Карловцах, Югославия (ныне Сербия), и заняла определенную политическую монархическую позицию. Группа также заявила, что выступает за всю «свободную» русскую церковь.

Эта команда, которая до сих пор составляет значительную часть русской эмиграции, была вынуждена отречься от престола в 1922 году Патриархом Тихоном, который затем нанял митрополитов Платона и Евлогия правящими архиереями в Америке и Европе соответственно.

Оба митрополита время от времени взаимодействовали с синодом в Карловцах, но ни один из них не признал его канонической властью.

10. Что случилось с церковью после Второй мировой войны

После Второй мировой войны Московская патриархия предприняла тщетные попытки вернуть себе власть этих групп. В конце концов она признала автокефальную Православную Церковь в Америке в 1970, отказавшись от своих прежних канонических претензий в США и Канаде; в том же году он также определил автономную церковь, основанную в Японии.

После распада Советского Союза начались дискуссии о воссоединении церквей. Когда в 2007 году между Русской Православной Церковью и церковью за пределами России было восстановлено каноническое общение, церкви были воссоединены.

Русская Православная Церковь разорвала связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом, почетным первенством Восточного Православия, в октябре 2018 года после того, как последний утвердил независимость автокефальной церкви Украины; в январе 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *