Псковский монастырь официальный сайт: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь | это… Что такое Псково-Печерский монастырь?

У этого термина существуют и другие значения, см. Печерский монастырь.

Координаты: 57°48′37″ с. ш. 27°36′53″ в. д. / 57.810278° с. ш. 27.614722° в. д. (G) (O) (Я)57.810278, 27.614722

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский мужско́й монасты́рь — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период и до 1944 находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967—2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 В годы Великой Отечественной войны
    • 1. 2 Послевоенное время
  • 2 Современный облик монастыря
    • 2.1 Успенская пещерная церковь
    • 2.2 Церковь Николы Вратаря
    • 2.3 Большая звонница
    • 2.4 Михайловский собор
    • 2.5 Сретенская церковь
    • 2.6 Ризница
    • 2.7 Стены и башни
  • 3 Главы
  • 4 Интересные факты
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История

Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет. Богом зданная пещера стала известна местным жителям в 1392 году.

Вид на Псково-Печерский монастырь

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту), который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, финляндцев, шведов, поляков.

Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.

В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.

В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.

Звонница Псково-Печерского монастыря. С. А. Виноградов, 1929

В годы Великой Отечественной войны

После оккупации Пcково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллиннскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому). С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин)[1]. В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушёл на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков), управлявший монастырём до конца войны.

Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский), экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский), епископ Рижский Иоанн (Гарклавс), епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк), схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков), монахи Илья, Аркадий, Никон, схииеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции.

В мае 1943 года Псково-Печерский монастырь посетил и выступил перед насельниками А. А. Власов.

После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включён в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его обвинили в «шпионаже» и сотрудничестве с оккупантами. Осуждён на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.

Послевоенное время

С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

28 июля 1959 года Указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита), — до 12 марта 1975 года усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для церкви годы хрущёвской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 году в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря[2].

В монастыре провёл последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков).

В сентябре 1995 года архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов) по требованию патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал в отставку. Он был обвинён прессой в том, что установил в монастырских пещерах гроб с телом Николая Гавриленкова, одного из руководителей тамбовской организованной преступной группировки.[3].

Современный облик монастыря

Успенская пещерная церковь

Церковь Николы Вратаря

Звонница церкви Николы Вратаря

Внешняя стена Печорского монастыря

Построена по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года при строительстве крепостных стен вокруг монастыря. Церковь соединяется с одной из боевых башен крепостной стены.

Большая звонница

Большая звонница

К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.

Михайловский собор

Михайловский собор

Сретенская церковь

Строительство начато в 1867 году, завершено в 1870 году. Капитальный ремонт проведён в 1924 году.

Ризница

Стены и башни

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2007 г.

Башня Верхних решёток — рядом с Тайловской башней, над оврагом и протекающем по его дну ручьём Каменец. В нижней части башни выложена небольшая каменная арка, сквозь которую воды ручья попадают внутрь крепости. Каменная арка или свод закрывался железной решёткой, чтобы осаждающие не воспользовались ручьём для проникновения в крепость. Решётка дала наименование и самой башне. Несмотря на то, что башня Верхних решёток стоит на дне оврага, она самая высокая в Печорской крепости, и её верхняя точка достигает высоты 25 метров. За стенами скрыты 6 боевых ярусов с бойницами и широкими камерами для установки пушек. Шатёр башни увенчан дозорной площадкой — караульней, караульной избой, с которой хорошо просматриваются подходы к крепости и ближайшая местность. От башни, словно крылья, расходятся участки стен — прясла, соединяя в одно целое башни, поставленные на берегах оврага. Особенно живописно этот участок боевых укреплений смотрится с туристической площадки, расположенной почти напротив башни Верхних решёток.

Башня нижних решёток, так же, как и Башня верхних решёток, поставлена на дне оврага, ниже по течению ручья, и замыкает северо-восточную дугу крепостной стены. Ручей здесь становится шире и глубже, чем там, где попадает в крепость. Башня Нижних решёток имеет четыре боевых яруса. На каждом из трёх нижних по четыре бойницы с широкими боевыми камерами. На самом верхнем ярусе — семь бойниц. Их расположение позволяло брать под контроль практически все направления возможных атак. Кроме того, на третьем ярусе имелся выход на крепостную стену. Эта деталь очень важна, ведь рядом с башней находятся нижние ворота. Чтобы усилить защиту ворот, над ними в крепостной стене были установлены бойницы, между которыми расположен киот с изображением Спаса.

Главы

Игумены
  • Иона
  • Селиван, иером.
  • Иона
  • Сергий
  • Симон
  • Дорофей
  • Герасим
  • Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
  • Савва (1571—1572)
  • Сильвестр (1572 — ?)
  • Трифон
  • Тихон (ок.1580-1583)
  • Никон I
  • Мелетий
  • Иоаким (1593 — не позднее 1611)
Архимандриты
  • Иоаким (не позднее 1611 — 6 июля 1616)
  • Антоний I (1617—1621)
  • Иоасаф I (3 февраля 1621—1627)
  • Иов (1627—1634)
  • Порфирий (1634—1639)
  • Рафаил (1639—1643)
  • Макарий (1643—1650)
  • Митрофан (1650—1656)
  • Зосима (1656—1663)
  • Герасим (1663—1669)
  • Паисий (1669—1682)
  • Иоасаф II (1682—1686)
  • Паисий II (1686—1699)
  • Корнилий II (1699)
  • Аарон (1706 — ?)
  • Феодосий (1711—1724)
  • Маркелл (Радышевский) (1724—1726)
  • Филарет (1726—1729)
  • Вениамин (Сахновский) (1730—1731)
  • Кирилл (1731—1732)
  • Игнатий (1732—1745)
  • Геннадий (Андреевский) (1746—1753)
  • Иосиф (1753—1785)
  • Варлаам (1785—1792)
  • Петр (1792—1800)
  • Венедикт (1800—1835)
  • Антоний II (1835—1844)
  • Антоний (Шокотов) (24 января 1845—1850)
  • Никон II (1850—1856)
  • Аполлос (Беляев) (26 октября 1856—1864)
  • Феогност (1864—1868)
  • Павел (1868—1882)
  • Нафанаил (1882—1885)
  • Павел (1885—1890)
  • Иннокентий (1890—1894)
  • Мефодий (Холмский) (1894—1906)
  • Никодим (Воскресенский) (1906—1914)
  • Августин (Синайский) (1914—1917)
  • Александр (Петровский) (1917—1918)
  • Аркадий (Чанк) (1919—1920)
  • Иоанн (Булин) (октябрь 1920—1932)
  • Николай (Лейсман) (1932—1940)
  • Парфений (Шатинин) (1940—1941)
  • Павел (Горшков) (декабрь 1941—1944)
  • Агафон (Бубиц) (1944—1946)
  • Никон (Мико) (1946)
  • Нектарий (Григорьев) (1946—1947)
  • Владимир (Кобец) (1947—1949)
  • Пимен (Извеков) (конец 1949 — конец 1953)
  • Сергий (Гаврилов) (1954—1956)
  • Августин (Судоплатов) (1956 — 1 октября 1959)
  • Алипий (Воронов) (28 июля — 3 сентября 1959, 6 октября 1959 — 12 марта 1975)
  • Гавриил (Стеблюченко) (7 апреля 1975—1988)
  • Павел (Пономарёв) (26 августа 1988 — март 1992)
  • Роман (Жеребцов) (1992 — 6 октября 1995)
  • Тихон (Секретарёв) (с 17 августа 1995)

Интересные факты

  • Архимандрит Тихон (Шевкунов) на основе снятых в монастыре в 1986 году материалов создал фильм «Псково-Печерская обитель». В 2011 году была издана его книга «Несвятые святые» и другие рассказы», многие рассказы в которой связаны с Псково-Печерским монастырём, где подвизался автор.

Примечания

  1. Назначен указом митрополита Рижского Сергия.
  2. Русская линия / Библиотека периодической печати / «И это самое большое счастье — память»
  3. «Захоронение здесь одного из руководителей преступной группировки вызвало большое возмущение населения Псковщины» // Известия, 7.9.1995; «Почему бандита сделали святым?» // Комсомольская правда, 7.9.1995; «Уголовник в монастырской усыпальнице» // Московская правда, 7.9.1995; «Хоть святых выноси» // Российская газета, 8.9.1995; Т.Федоткина. «Уголовники покупают святые места». // Московский комсомолец, 9.9.1995. О.Сапрыкина. «Почему бандита Гавриленкова похоронили рядом с предками Пушкина».// Комсомольская правда, 13.9.1995.

Литература

  • Докучаев И. А. Печоры на ладони. Путеводитель по памятникам древности в фотоработах С.
    Гавриловой. Псков, 2002 — 112 с.: ил.
  • Ямщиков С. Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен. М.: Москва, 2004. — 488 c. ISBN 5-98637-004-X
  • Сойкин П. П. Псково-Печерский монастырь в Псковском уезде // Православные русские обители = «Православные русские обители»: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне., Книгоизд-во П. П. Сойкина, 1910. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 172-174. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1
  • Псково-Печерский-Успенский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Официальный сайт Псково-Печерского монастыря
  • Официальный сайт города Печоры

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – Архивный сайт Псковской епархии

Свято‑Успенский Псково‑Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо‑западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».

История создание появления Псково-Печерского монастыря вызывает неослабевающий интерес у историков, археологов и исследователей. Одной из знаменательных вех и открытий заключается в том, что образование монастыря связанно с более древними монастырями Псковщины.

Псковские историки и исследователи предложили научному сообществу версию освоения Псковских пещер, которые явились открытием положившим начало для образования монастыря, монахами-выходцами из местных, более древних монастырей. Аналогичными  монастырями в Псковских лесах и пустынях явились: Никандрова Свято-Благовещенская пустынь, основанная в 1584 году; Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь, основанный в 1455 году и т. д. Ученики старцев Снетогорского Рождества Богородицы монастыря (с 1299 год Снетогорский являлся главным духовным и монашеским центром Пскова) преподобный Никандр Псковский ученик и подражатель пустынножительства Евфросина и Саввы Псковских, преподобный Савва Крыпецкий который начал подвизаться на Снятной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина затем он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь, Мирожского Спасо-Преображенского монастырей явились основателями множества пустынь и монастырей в Псковской области, получая духовные наставления и высокое, по тем временам, монастырское образование, ревнуя о особых подвигах или же скрываясь от нападений иноплеменников, уединялись в лесах и пещерах которыми  явились обнаруженные карстовые пещеры близ небольшого поселения Пачковка.

Игумен Корнилий, автор начальной редакции Повести, сообщая подробности обретения “пещерного места”, указывает на источники эти сведений: “Об этом явлении поведал нам Патермуфий, инок Снетогорского монастыря, который подтверждает образование первой общины монахами выходцами из Псковских монастырей,  пасынок Ивана Дементьева… Надпись та сохранялась много лет целой и нерушимой; (и) слух о таком явлении надписи над пещерой прошел по всему граду Пскову”.

Позднее, как свидетельствует Повесть, здесь были обретены и мощи 1-го местного преподобного инока, известно, что его имя – преподобный Марк, и что он жил в этой пещере за некоторое время до ее обретения Дементьевым, который вероятнее всего был учеником старца Снетогорского монастыря преподобного Евфросина Псковского.

Обитель была основана семейной парой главой которой являлся свящ. Иоанн (в постриге Иона, прп.; ок. 1474–1480), первоначально служившем в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту в Эстонии), а ок. 1470 г. вместе с супругой и 2 сыновьями переселившемся во Псков.

В поздних редакциях Повести (80-е гг. XVI в.) сообщается, что в Дерпте он служил вместе со сщмч. Исидором, который в 1472 г. вместе с 72 прихожанами был предан католиками мученической смерти.

В Пскове о. Иоанн узнал о кончине Исидора и православных горожан. Сожалея о том, что не сподобился пострадать за православную веру, о. Иоанн оставил мир и посвятил себя покаянной молитве и аскетическим подвигам. 

Услышав об открытии “Богом зданной” пещеры у самой Ливонской границы, он пришел на это место и в горе, западнее пещеры, начал сооружать церковь. Вскоре умерла его супруга Мария, незадолго до кончины принявшая постриг с именем Васса. Со дня погребения прп. Вассы в “Богом зданной” пещере возникла традиция подобных захоронений в Псково-Печерской обители

.

И ныне в обители (подобно захоронениям в Киево-Печерской лавре) все погребаемые покоятся в гробах, стоящих в специально ископанных нишах пещеры, иногда закрываемых особыми плитами – “керамидами”. На сегодняшний день открыто и исследовано 336 керамид.

После смерти супруги о. Иоанн принял монашество с именем Иона. Ископав в склоне песчаного холма небольшую церковь и поставив напротив 2 деревянные кельи, он обратился к священникам псковского Троицкого собора с прошением освятить церковь. Однако традиция пещерного храмоздательства на севере Руси была непривычна. Не решившись на освящение необычного храма, псковские священники послали преподобного к Новгородскому и Псковскому архиеп. Феофилу.

После получения благословения 15 авг. 1473 г. состоялось освящение пещерной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Эту дату и принято считать днем основания Псково-Печерской обители. 

Следующий строитель, иеромонах Мисаил (кон. XV в.) поставил на холме, над Успенской ц., деревянный трапезный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и несколько келий, образовав так называемый “старый” или “ветхий” монастырь.

Устройство обители на рубеже XV-XVI вв. продолжили иером. Селиван и далее – настоятели в сане игуменов, 1-м из которых, стал Иона, затем Сергий (нач. XVI в.), названный в монастырской Кормовой книге 1558 г. (с указанием дней поминовения строителей и вкладчиков) “первым игуменом”. Первоначально братия была малочисленна.

 В 20-х гг. XVI в., при игумене Дорофее и его помошнике старце Филарете, наступило время расцвета обители. Работами по ее восстановлению руководил и финансировал дьяк М. Г. Мунехин, по прозвищу Мисюрь (1528), представитель вел. кн. Василия III Иоанновича в Пскове.

В 1521 г. по заказу псковских купцов Василия и Феодора псковский иконописец Алексий Малый написал для Псково-Печерской обители образ Успения Богородицы “в житии”, являющийся главной святыней обители.

В 1529 г. игуменом Псково-Печерского монастыря был поставлен пребодобномученик Корнилий. Именно при игумене Корнилии обитель была отстроена заново и приобрела свой современный архитектурный облик. Вероятно в 30-40-е гг. XVI в., была воздвигнута Большая звонница, одновременно расширен Успенский храм, удлинены пещерные кладбищенские “улицы”; за монастырские стены – на “посад” перенесена деревянная трапезная церковь во имя 40 мучеников Севастийских, а на ее месте возведен каменный трапезный храм Благовещения Богородицы (1540), украшенный в 1547 г. стенной росписью – в частности на тему Акафиста Божией Матери (значительная часть росписи ныне в основном раскрыта).

Не позднее сер. XVI в. была создана роспись на предалтарной стене пещерного придела преподобных Антония и Феодосия (ныне закрыта позднейшим иконостасом). В 1538 г. на монастырском подворье в Пскове игум. Корнилий построил каменный храм в честь иконы Божией Матери “Одигитрии” (сохр. в перестроенном виде), а также трапезную и богадельню.

При игум. Корнилии выросло число братии: если в нач. 30-х гг. XVI в. в мон-ре проживало ок. 15 монахов, то за время его настоятельства число монашествующих и послушников достигло 200 чел., а к 80-м гг. XVI в. в обители проживали до 115 монахов и 300 чел., трудившихся на послушаниях, в т. ч. занимавшихся различными ремеслами, ведших обширное хозяйство. В этот период в Псково-Печерской обители “размещались хлебня, поварня, погреба, амбары и ледники, 72 кельи “да келья каменная, 15 житниц монастырских, да 40 клетей крестьянских и жилецких”.

С конца 1581 г. Псков находился в осаде войск польского короля Стефана Батория, выдержав ряд приступов. По повелению царя в город из обители были принесены – образ Успения Божией Матери “в житии” и икона “Умиление”, а игум. Тихон с братией “совершали… молебны, вместе со всем соборным священством”, в Троицком соборе осажденного Пскова . 

Значение монастыря в духовном укреплении псковичей во время осады Батория выражено в “Рассказе кузнеца Дорофея” о чудесном явлении ему Божией Матери, о чем он поведал “совету града Пскова”. В “видeнии Дорофея” Божию Матерь сопровождали св. равноап. кн. Владимир, прп. Антоний Киево-Печерский, свят. Нифонт Новгородский, строитель Мирожский, святые князья Псковские: Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, блж. Николай Псковский и прмч. Корнилий.

Именно прмч. Корнилий, вместе с блж. Николаем, подозвал Дорофея, и тот оказался “стоящим у ног Пречистой”, Которая повелела ему передать воеводам и печерскому игумену Свои распоряжения (о поставлении Ее монастырской иконы на городской стене, а также Ее практические указания относительно обороны Пскова).  

Ливонская война окончилась для России Ям-Запольским перемирием (1582).

О внешнем облике обители в нач. XVII в. свидетельствует и Повесть, и иконные изображения обители XVII в., и описание (своеобразный “путеводитель”), составленное в 1602-1603 гг., вероятно, по указанию о. Иоакима иноком Григорием.

В 1697 г., перед Северной войной (1700-1721), обитель посетил царь Петр I Алексеевич, для проверки состояния печерской крепости. В этот период на башнях и стенах крепости стояло 29 медных и железных пушек и 48 затинных, что в общем составляло 77 орудий. Пушки были небольшого калибра. В крепости существовал гарнизон, насчитывавший 454 чел. казачьего войска, вооруженного ружьями, карабинами, пистолями, копьями и самопалами; 930 псковских стрельцов, вооруженных фузеями, бердышами и копьями; 134 — гусар, копейщиков и рейтар с ружьями, копьями и пистолетами; 422 чел. пешего войска и 221 чел. конного войска, кроме казаков, и ок. 200 пушкарей и ворьтников.  

В ХХ в. монастырю пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. По договору Псково-Печерская обитель была отнесена к Эстонии и оставалась в границах эстонского государства до 1940 г., что и спасло монастырь от разорения и осквернения.

В первый год войны братия обители выбрала наместником игумена Павла (Горшкова). Благодаря избранной им линии поведения с оккупационным режимом удалось в основном сохранить святыни и братию обители. Отец Павел организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Однако после освобождения Печор отец Павел был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.

В результате боевых действий подверглись разрушениям трапезная и братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

Большой вклад в восстановление монастыря в послевоенные годы внес архимандрит Пимен, наместник обители с 1949 по 1954 гг., впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием (1959-1975 гг.). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).

Монастырь всегда славился духовными подвигами своих насельников. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения.

Одним из светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII — начале ХIХ вв.

При посещении Печерской обители семьей государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. 1 апреля 2003 г. иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.

После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.

Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-70-е гг. минувшего столетия. Всероссийскую известность получил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовные наставления которого вошли в сокровищницу церковного Предания.

Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные монастырские стены с девятью башнями и общей длиной около 810 метров окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов.

Древнейший из них — Успенский собор — ископан в горе, лишь северная, обращенная к монастырю стена сделана из камня. Здесь, в центральной части храма помещается главная святыня обители — древняя чудотворная икона Успения Богоматери (1521 г.). Иконостас (3-я четверть XVII в.) украшен резьбой; царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой. Верхняя часть иконостаса — как бы ветви и листья, между которыми вместо цветов или плодов вставлены небольшие овальные иконы Божией Матери, апостолов и пророков. Возле глухой южной стены храма устроена глубокая ниша, в которой помещается рака с мощами преподобномученика Корнилия.

В 1759 г. над соборной Успенской церковью, на месте монастырской «судебной палаты», был освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором — амвоном, склоны холмов и крепостная стена — стенами храма, а куполом его становится небо.

Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: «Умиление» (список с Владимирской иконы Богоматери) и «Одигитрия» (принесена из Смоленска), находящаяся в монастыре с XVII в. Казанская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая («Никола Можайский») XVI в. из Никольского храма и многие другие иконы.

Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле «украинского барокко»). Их пять — темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, в их честь освящен придел собора, построенный в 1523 году и перестроенный в середине XVIII в.

К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 г. при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня.

Напротив Успенского собора на рубеже ХVIII-ХIХ вв. построен небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного; в прилегающем к нему здании — монастырская лечебница.

На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор. В храме в особом ковчеге хранится десница св. мц. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром. Эту святыню в свое время передали отцу Афанасию его духовные чада — благочестивые супруги именитого рода, позднее принявшие монашество. Во время разорения Царскосельского дворца они сумели выкупить святыню и сохранить ее для благоговейного почитания.

В 1986 году на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых.

Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры — рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: «Богом зданные пещеры». В нише, при входе в пещеры — гроб прп. Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, — гробницы прпп. Марка, Ионы, Лазаря. От входа идут семь подземных галерей, так называемых «улиц», которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5 градусов. Точное число захоронений не установлено; по некоторым оценкам, их число превышает более 10 тысяч.

В стенах пещер установлены так называемые керамиды — керамические и известняковые плиты с надписями. Здесь погребены представители фамилий Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских; предки поэтов А.С. Пушкина, А.Н. Плещеева, полководца М.И. Кутузова, композитора М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков). Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.

Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия «корнильевским». Из него берут воду для водосвятных молебнов.

Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в 1523 г. на месте старой деревянной. Она имеет шесть разновеликих проемов — в соответствии с размерами колоколов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562 г.), весит три тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591 г. ) — две тонны. Большой колокол — дар Петра Великого (1690) — четыре тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.

К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале ХVIII в. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а «годуновский» колокол отбивает часы.

Обитель продолжает благоукрашаться и в наши дни. В 1980-е гг. по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко, 1975-1988), ныне епископом Благовещенским и Тындинским, были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева) в обитель вернулась монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, монастырю возвращены 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек и храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

В настоящее время, приснопомянаемый архимандрит Тихон (Секретарев), наместник монастыря с 1995 года, продолжил благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме.

Адрес: 181500, Псковская обл, Печорский район, г. Печоры, ул. Международная, д. 5

Наместник монастыря: правящий архиерей Псковской епархии митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)

Официальный сайт монастыря: http://www.ppmon.ru/

Группа ВКонтакте: https://vk. com/pechory

Канал в Телеграм: https://t.me/ppm1473

Канал на Ютуб: Псково-Печерский монастырь

Канал на Рутуб: Псково-Печерский монастырь

РОССИЯ Тихон, духовник Путина, стал митрополитом Псковским

Бывший викарий патриарха Кирилла жил в одном из немногих монастырей, открытых в советское время. Он вновь открыл церковь св. Троица у Лубянского дворца, исторической резиденции КГБ. Довольно консервативен, он враг реформистской линии патриарха Московского. Повышение-снятие или шаг к патриархату?

Москва (AsiaNews) — Тихон (Шевкунов), епископ Егорьевский, викарий патриарха Кирилла (Гунджаева), известный как «духовник» президента Путина, назначен митрополитом Псковским и Порховским Священным Синодом Московский патриархат. Объявленная пресс-атташе патриарха священником Александром Волковым, эта новость вызвала несколько реакций, учитывая его известность как самого влиятельного члена иерархии после самого патриарха.

До сих пор его статус вспомогательного архиерея очерчивал Тихона как «серого кардинала» Русской Церкви и главного героя отношений между Церковью и государством, обладающего большим влиянием в столице, но свободного от чрезмерной ответственности. Возведение его в митрополиты трактуется как «возведение-снятие» или как шаг к патриаршей преемственности Кириллу. Наверняка новому митрополиту не придется мучиться, обустраиваясь в своем новом помещении, из которого он фактически приехал в Москву в XIX веке.90-е.

Тихон, 59 лет, родился и вырос в Москве, где в 1982 году закончил ВГИК, а затем поступил послушником в Псковский монастырь. Это был один из немногих монастырей, открытых еще в советское время, во главе с яркой фигурой старца Иоанна (Крестьянкина), сумевшего сохранить подлинные монашеские традиции, совместив их с искренней верностью коммунистическому режиму. Историю монастыря и его действующих лиц поведал Тихон в очень популярной книге о несвятых святых, которая в начале 19 в.90-е годы стали одним из символических текстов русского религиозного возрождения.

Тихон вновь открыл в Москве Встреченский монастырь, как местопребывание псковской общины в столице. В этом качестве он познакомился с будущим президентом Путиным, тогдашним директором службы безопасности, и сопровождал его в поездке в Псков, чтобы скрепить благие намерения начатого диалога, сочетающего постсоветскую политику с традиционной русской православной верой.

С 2000 года, когда Путин принял пост президента страны от Ельцина, молодой монах несколько раз появлялся рядом со своим духовным другом или «сыном», даже в поездке в США в 2003 году. В последние годы, после получения епископского назначения , Тихон посвятил себя открытию и реконструкции храма Святой Троицы при Лубянском дворце, историческом здании КГБ, получившего неоднозначную славу «епископа Лубянского». С 2010 года возглавляет Патриаршую комиссию по культуре.

Переезд в Псков, западную епархию на границе с Литвой, престижную и богатую, но периферийную, вызывает противоречивые комментарии. С одной стороны, митрополия открыла бы путь будущему патриаршему избранию Тихона, что было бы невозможно в его второстепенной роли епископа. Вместо этого, как митрополит, он будет частью высшего уровня ответственности в Патриаршем Синоде, и те же канонические правила предусматривают как минимум пятилетний срок митрополичьего пастырского руководства, чтобы быть кандидатами в патриархи.

С другой стороны, выдвижение может показаться каким-то отходом от Москвы из-за явных расхождений во взглядах с патриархом Кириллом, для которого он долгие годы считался «альтер-эго». «Реформаторская» линия патриарха, ориентирующаяся прежде всего на образование и церковную дисциплину, не всегда совместима с радикальным консерватизмом Тихона, стремящегося усилить роль Церкви в обществе через отношения с политикой и гегемонию над культурой. Эта разница была поразительно очевидна в прошлом году, в юбилей Октябрьской революции, когда Тихон активно превозносил руководящую роль Церкви в русской истории, тогда как Кирилл предпочитал избегать эксцессов полемического интервенционизма, а не взращивать разногласия в общественном мнении. , как в Нашумевшее дело фильма Матильда , резко осужденное Тихоном и проигнорированное патриархом.

Возможно, последней каплей стало вмешательство Тихона в отношения с Украинской Церковью: похоже, он сам вел переговоры с «отлученным патриархом» Филаретом (Денисенко), заклятым врагом Кирилла, о поисках примирения с угасшей Москвой. не привело ни к каким результатам. Наоборот, Украинская Церковь все больше склоняется к идее полного отделения от Московского патриархата.

Кроме того, недоумения патриарха, а также значительной части духовенства, были вызваны славой Тихона как харизматичного интеллектуала, в частности его репутацией предполагаемого «духовника» президента, несмотря на то, что он это отрицал.

С другой стороны, тот же патриарх Кирилл, в свою очередь, не в фаворе у более радикальных и близких к монашеству слоев Церкви. Они поддержат будущего патриарха Тихона II, преемника одноименного пастыря, избранного в драматические дни революции.

Гостиница Печоры-Парк, Печоры — обновленные цены 2022 года

Перейти к основному содержанию
  • Информация и цены
  • Удобства
  • Правила проживания
  • Отзывы гостей (512)

Вы имеете право на скидку Genius в отеле Печоры-Парк! Чтобы сэкономить на этом объекте размещения, все, что вам нужно сделать, это войти в систему.

Этот отель расположен в тихом месте в Печорах, в 500 м от Псково-Печерского монастыря и в 2,5 км от границы с Эстонией. В отеле «Печоры-Парк» работает круглосуточная стойка регистрации с экскурсионным бюро. Гости могут посетить кафе на территории, где подают традиционные блюда русской кухни.

Номера гостиницы «Печоры-Парк» просто обставлены и оформлены в индивидуальной цветовой гамме. Во всех номерах есть отдельный туалет, а в некоторых также есть душ, телевизор с плоским экраном и мини-кухня.

Многие рестораны, кафе и магазины находятся в 5 минутах ходьбы от отеля. На территории предоставляются принадлежности для барбекю.

Отель «Печоры» предлагает бесплатную парковку. Расстояние до автобусного и железнодорожного вокзалов Печор составляет 3 км.

Река Пиуза находится в 45 минутах езды. Окрестности идеально подходят для рыбной ловли.

Парам особенно нравится расположение — они оценили его на 9,4 для поездки вдвоем.

Гостиница Печоры-Парк: гостей Booking. com здесь принимают с 28 окт. 2011 г.

Показать больше

Самые популярные объекты

Бесплатная парковка

Допускается размещение домашних животных

Семейные номера

Бесплатный вай-фай

Особенности недвижимости

Лучшее расположение: высоко оценено недавними гостями (9,3)

Континентальный, Шведский стол

Бесплатная частная парковка в отеле

или Здесь больше постоянных гостей, чем в большинстве других объектов.


Select dates to see this property’s availability and prices

Room Type

Sleeps

 

Twin Room

2 twin beds

Show prices

Comfort Twin Room

2 twin beds

and

1 диван-кровать

Показать цены

Люкс

Спальня ::

1 Кровать Queen

Гостиная:

1 DOFA Кровать

Стоимость.

Гостиная:

1 диван-кровать

Показать цены

Трехместный номер Комфорт

3 односпальные кровати

Стандартный номер 9 Четырехместный номер

0003

4 односпальные кровати

Показать цены

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Что-то пошло не так. Повторите попытку позже.

Информация о районе отеля *

Самые популярные объекты

Бесплатная парковка

Допускается размещение домашних животных

Семейные номера

Бесплатный вай-фай

Ванная комната

  • Туалетная бумага

  • Полотенца

  • Полотенца/простыни (за дополнительную плату)

  • Туалет

Спальня

  • Белье

  • Гардероб или шкаф

На открытом воздухе

  • Место для пикника

  • Садовая мебель

  • Принадлежности для барбекю Доплата

  • Терраса

Кухня

  • Общая кухня

Удобства в номере

  • Розетка возле кровати

  • Вешалка для одежды

Домашние животные допускаются по запросу. Может взиматься плата.

Деятельность

  • Походы Вне сайта

Еда и напитки

  • Фрукты Доплата

  • Вино/Шампанское Доплата

  • Буфет для детей

  • Специальное диетическое питание (по запросу)

  • Завтрак в номер

  • Бар

Интернет

Wi-Fi предоставляется в некоторых номерах бесплатно.

Парковка

Бесплатная частная парковка на месте (предварительный заказ не требуется).

  • Уличная парковка

Транспорт

  • Билеты на общественный транспорт

Услуги стойки регистрации

  • Счет-фактура предоставлен

  • Индивидуальная регистрация заезда/отъезда

  • Экскурсионное бюро

  • Круглосуточная стойка регистрации

Развлекательные и семейные услуги

  • Крытая игровая площадка

  • Настольные игры/Головоломки

Услуги по уборке

  • Ежедневная уборка

  • Прачечная Доплата

Деловые помещения

  • Факс/Ксерокопирование

Безопасность и безопасность

  • Огнетушители

  • Видеонаблюдение за территорией

  • Видеонаблюдение в местах общего пользования

  • Датчики дыма

  • Охранная сигнализация

  • Ключ доступа

  • Круглосуточная охрана

  • Сейф

Общие

  • Общий лаундж/зона с телевизором

  • Специальное место для курения

  • Помещение для некурящих

  • Москитная сетка

  • Услуга «будильник»

  • Отопление

  • Упакованные ланчи

  • Часовня/Храм

  • Семейные номера

  • Номера для некурящих

  • Услуга пробуждения/Будильник

  • Обслуживание номеров

  • Массаж всего тела

  • Массаж ног

  • Массаж спины

  • Массаж

Знание языков

  • Английский

  • Русский

Домашние правила

Гостиница Печоры-Парк принимает особые пожелания — добавьте их на следующем шаге!

Регистрироваться

14:00–23:00

Проверить

8:30–19:30

Отмена/
предоплата

Правила отмены бронирования и предоплаты зависят от типа размещения. Пожалуйста, введите даты вашего пребывания и проверьте, какие условия применяются к предпочитаемому вами номеру.

Дети и кровати

Детская политика

Дети всех возрастов приветствуются.

Дети от 8 лет считаются взрослыми в этом отеле.

Чтобы увидеть правильные цены и информацию о занятости, добавьте в поиск количество и возраст детей в вашей группе.

Правила предоставления детских кроваток и дополнительных кроватей

0-2 года

Дополнительная кровать по запросу

600 руб. за ребенка за ночь

Детская кроватка по запросу

Бесплатно

3+ года

Дополнительная кровать по запросу

600 руб. с человека в сутки

Цены на детские кроватки и дополнительные кровати не включены в общую стоимость. Они должны быть оплачены отдельно во время вашего пребывания.

Количество дополнительных кроватей и детских кроваток зависит от выбранного вами варианта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *