Пуштунские племена хотят быть хозяевами своих территорий / Войны и конфликты / Независимая газета
Влиятельность племени во многом определяется силовой составляющей.
Фото Reuters
В «НВО» № 20 в статье «Стратегия «слабого звена» эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко впервые поднял сложнейшую тему родоплеменных отношений в этносообществе пуштунов. Без их понимания невозможно осуществлять политику в Афганистане и по другую сторону «линии Дюранда». Пуштуновед Василий Кравцов, с февраля 1988 года по декабрь 1991 года работавший советником Управления по работе с пуштунскими племенами Министерства государственной безопасности Республики Афганистан, в «НВО» № 24 вступил в полемику с Андреем Серенко. Он отметил ошибочность отдельных суждений и параллельно проанализировал некоторые племенные и клановые «расклады». В новой статье Василий Кравцов продолжает полемику с Андреем Серенко и анализ родоплеменных отношений в зоне Af-Pak (афгано-пакистанское пограничье, зона проживания пуштунских племен).
Понять афганское общество европейцу мешают и языковые барьеры, и трудность восприятия местных обычаев и морали, и элементарная нехватка достоверной информации. Поэтому неизбежны ошибки.
ПУТЬ БАШАРА
Так, некорректно указано Андреем Серенко на компактное проживание в шести уездах провинций Кандагар и Гильменд только шести дурранийских племен. Поскольку в этих уездах проживают значительные контингенты и других дурранийских и гильзайских племен, было бы точнее и адекватнее говорить о преобладающем политическом и военном влиянии там некоторых из этих шести племен, за исключением племени Исакзаи (правильно – Исхакзаи), которое не имеет ровным счетом никакого самостоятельного значения и роли не только в Аргандабе, но и ни в одной из перечисленных административных единиц обеих провинций.
Соглашаясь с автором в ключевой роли дурранийских племен в обеспечении безопасности страны, которую они, собственно говоря, и создали в 1747 году, нельзя признать удачным и убедительным приводимый им пример такой роли, относящийся к январю 2002 года.
События восьмилетней давности мало чем помогут в решении стоящей ныне перед коалицией задачи в Кандагаре, тем более что эти события отражены неверно. Андрей Серенко пишет, что «тогда лидер племени Норзай Хаджи Башар, являвшийся одним из ближайших соратников руководителя «Талибана» муллы Мохаммада Омара, перешел на сторону нового кабульского режима и его западных союзников, тем самым заставив талибов уйти из Кандагара».На самом деле, при решении вопроса о занятии Кандагара силами ISAF позиция собственно племени Нурзаи и его вооруженных формирований не имела никакого значения на фоне таких значительно более влиятельных формирований из ветви Зирак как Баракзаи, Ацакзаи, Попользаи и Аликузаи. Если же говорить об отходе от «Талибана» такой персоны, как Хаджи Башар, который действительно был близок к руководству «Талибана», то от его позиции мало что зависело в те дни. Действительно, по просьбе ЦРУ пакистанский наркобарон Айюб Амзиди предпринимал активные усилия к расколу руководства «Талибана», засевшего в Кандагаре, отлучил часть его от муллы Омара, в том числе и Хаджи Башара Нурзая.
Но, Хаджи Башар никогда не был лидером племени Нурзай, не состоял в списках 30 ведущих вождей племени и 30 ведущих полевых командиров племени Нурзай. Хаджи Башар Нурзай в условиях жесточайшего противостояния Нурзаев с Ацакзаями Спинбулдака, блокировавшими караванные маршруты экспорта наркосырья, использовавшиеся Нурзаями в районе на запад от Спинбулдака, сумел наладить новые каналы переброски наркотиков на территорию Пакистана через пустыню Регистан для последующей продажи белуджским племенным наркосетям, которые, в свою очередь, доставляли наркотики на рынки стран Персидского залива и в Турцию с последующей перепродажей иным иностранным наркогруппировкам, которые поставляли наркотики в страны Европы и отчасти в США. Очень точно по этому поводу пишет корреспондент Australian Broadcasting Company (ABC) Марк Коркоран, что Хаджи Башар всегда был трафикером наркотиков, простым их перевозчиком. На непринадлежность Хаджи Башара к полевым командирам Нурзаев указывало и CNN.
Действительно, Хаджи Башар на поставках и продажах белуджам выращенного Нурзаями наркосырья, скупке его у других племен сделал огромное состояние и в силу этого стал авторитетной фигурой среди Нурзаев. Но это не означает, что он был реальным лидером племени. Хаджи Башар работал на свое племя и на лидеров Нурзаев, а не наоборот. И среди таких действительных вождей Нурзаев, как Хаджи Вакиль Абдул Самад Хан, Хаджи Гулям Хайдар, Вакиль Мухаммад Омар Хан и ряда других, места для Хаджи Башара не было. 23 апреля 2005 года по дороге в США Хаджи Башар был арестован в Нью-Йорке американскими спецслужбами и отбывает пожизненное заключение в американской тюрьме. Нурзаи про него уже мало помнят…
ШИИТСКИЙ ФАКТОР
Рассказывая о влиянии племени Ализаи в уезде Муса-кала провинции Гильменд, Андрей Серенко без всяких на то оснований совершает прыжок к племени Ализаи в агентстве Оракзаи на пакистанской стороне «линии Дюранда», полагая, что Ализаи Гильменда и Ализаи, проживающие в Оракзаи, это одно и то же пуштунское племя из объединения Дуррани. Он делает из этого некий «фактор Ализаи» и приходит к выводу, что «именно от позиции лидеров племени Ализаи зависит успех борьбы афганских и пакистанских властей, а также сил западной коалиции с террористическими организациями в регионе».
Дурранийское племя Ализаи из ветви Панджпаи действительно является самым многочисленным, самым влиятельным и самым воинственным племенем провинции Гильменд. Северные уезды провинции вообще монопольно контролируются Ализаями, которые за последние 20 лет превратились в крупнейшего наркопроизводителя из пуштунских племен, в чем немалую роль сыграл обман Ализаев в 1990 году Питером Томсоном – послом администрации Дж. Буша-старшего при временном правительстве моджахедов в Пакистане. Он пообещал три миллиона долларов отступного за прекращение производства наркотиков и, грубо говоря, кинул их.
Однако Ализаи Гильменда не имеют никакого отношения к Ализаям, проживающим в одном из семи политических агентств Зоны свободных племен Пакистана – Оракзаи.
Рядом с племенем Оракзаи проживает традиционно солидарное с ним пуштунское, но полностью шиитское племя Тури, большинство которого расселено в агентстве Куррам, а некоторая часть по соседству – на территории агентства Оракзаи. Поскольку все шииты-пуштуны, в том числе в составе таких пуштунских племен на пакистанской стороне «линии Дюранда», как Тури, Оракзаи и Бангаш, безоговорочно и открыто поддерживают любые действия ныне правящей в Пакистане ПНП, выросшей из шиитско-синдхского клана Бхутто, то они неминуемо для тамошних условий становятся объектами террористического воздействия со стороны исламских суннитских радикалов. Однако в племени Оракзаи шиитскими являются только некоторые хели (роды) таких кланов, как Мухаммад-хель и Стурай-хель (Ализаи). В этом же агентстве Оракзаи проживает один из пяти ведущих кланов Тури – клан Ализаи, где и был совершен теракт, о котором пишет Андрей Серенко. Только автор допустил незначительную погрешность в датах: теракт против Ализаев в агентстве Оракзаи произошел не 31 октября 2009 года, а 10 октября 2008 года, то есть на год и 20 дней раньше.
Теракт действительно был крупным: погибли 85 и ранены 200 человек. Однако к Ализаям провинции Гильменд это не имеет никакого отношения. Тем не менее попытка Андрея Серенко породнить дурранийских Ализаев-суннитов с Ализаями-шиитами крайне оскорбительна для Ализаев Гильменда. В дурранийском племени Ацакзаи также имеется клан Ализаи, проживающий в районе Спинбулдак–Чаман, однако к этому клану суннитских Ализаев Андрей Серенко прыжка почему-то не сделал.
Далее автор «Стратегии слабого звена» в таблице приблизительного расселения и влияния шести ведущих племен региона в строке уезда Аргандаб указывает на проживание в этом уезде племени Аргандаб, которого никогда не существовало, а сам уезд назван по имени протекающей по территории уезда главной водной артерии провинции Кандагар – реки Аргандаб. Повествуя о Мухаммадзаях, автор подчеркивает, что они являются кланом племени Баракзаи. С историко-генеалогической точки зрения это действительно так. Однако последнее столетие Мухаммадзаи позиционируют себя в качестве хотя и небольшого, но все-таки самостоятельного племени на территории провинций Кандагар и Гильменд, что всеми другими племенами региона признано.
Ацакзаи, наоборот, превратились из клана Баракзаев в мощное и влиятельнейшее племя региона от Кандагара до Кветты, по своей численности и политическому потенциалу обогнали своих прародителей Баракзаев. Вооруженные отряды Ацакзаев, созданные в свое время Исматуллой Муслимом, являются крупнейшим племенным формированием в Афганистане, оказывающим прямую и самую активную поддержку силам ISAF на юге страны.МУЛЛА, СЫН МУЛЛЫ
Вызывает сожаление и огорчение попытка причислить к Баракзаям муллу Мухаммада Омара, который не только к Баракзаям, но и даже к Дуррани никакого отношения ни по отцовской, ни по материнской линии никогда не имел. Это давно установленный факт, зафиксированный в массе отечественных и зарубежных изданий, и не подлежит обсуждению. Тем более что к нынешней обстановке в регионе это обстоятельство ничего ни прибавляет, ни убавляет.
Недостоверно указано и место рождения муллы Мухаммада Омара – деревня Ноудех под городом Кандагаром. Лидер афганского «Талибана» Мулла Мухаммад Омар сын муллы Мусафара на самом деле родился в н.п. Ныви уезда Чарчина (нынешнее название уезда – Шахиди Хасас) провинции Урузган на реке Гильменд. Начал свой «джихад» бойцом в бандгруппе ИПА-Г муллы Ник Мухаммада в районе Сангисар уезда Майванд провинции Кандагар, где и познакомился с муллой Берадаром. После смерти муллы Ник Мухаммада и расформирования бандгруппы мулла Омар перешел к Саркатебу Ата Мухаммаду (племя Лудин) из ИПА-Г, затем перебежал в качестве рядового бойца к попользайскому бандглаварю Кумандану Абдул Разеку (ИПА-Х). Из этой группировки мулла Мухаммад Омар также сбежал, теперь уже в ДИРА, где ему дали возможность возглавить бандгруппу, действовавшую в районе н.п. Наудех. Но и от Мухаммада Наби он сбежал и в оконцовке «джихада» был бандглаварем в формировании гильзайского полевого командира Саиб Джана Сахиб Заде.
Племя Попользай Андрей Серенко представляет одним «из немногих, кто последовательно поддерживает нынешний кабульский режим», в силу чего Попользаи якобы оказались в некой «региональной политической резервации», для вывода их из которой якобы и затевается новая военно-политическая кампания НАТО на юге Афганистана. Конечным результатом кампании должно стать «преодоление одиночества племени Попользай» и создание вокруг его территории некоего «кольца друзей» из числа других пуштунских племен, до сих пор находившихся под контролем «Талибана» или в союзе с талибами. К сожалению, такого рода утверждения не имеют ничего общего с политическим поведением пуштунских племен и дурранийских, в частности.
Правда состоит в том, что во главе Афганистана стоит Хамид Карзай – выходец из слабенького в прошлом попользайского рода Симизай, ранее проживавшего только в Урузгане, и лишь при эмире Абдуррахмане его представители стали появляться на жительство в Кандагаре. Отец Хамида впоследствии избрался в депутаты парламента, стал вице-спикером и со временем не без помощи ЦРУ набрал вес и авторитет в племени Попользай. К концу «джихада» Хаджи Вакиль Абдул Ахад Карзай стал, пожалуй, самым авторитетным и популярным Попользаем в регионе, что, однако, не означало наличия у него статуса племенного вождя конкретного количества семей Попользаев, а уж тем более рода или клана. Равно как и Хамид, участвовавший в «джихаде», никогда не был полевым командиром и не имел в подчинении моджахедов.
Чтобы понять афганца и начать договариваться, надо сперва научиться думать, как он. Фото Reuters |
С другой стороны, в движении «Талибан» с 2009 года реальным лидером является мулла Абдул Гани Берадар, родившийся в н.п. Витмак уезда Дехравуд провинции Урузган, возглавлявший один из основных штабов афганского «Талибана» – «кветтинскую шуру», недавно арестованный пакистанскими властями, и который с точки зрения строгой племенной иерархии является не менее влиятельным представителем Попользаев, чем семейство Карзаев. Более того, Хамид Карзай «по гроб» обязан мулле Берадару. Последний, будучи в руководстве «Талибана» в Кандагаре, спас жизнь будущему президенту страны во время его не совсем удачного проникновения в Афганистан в конце 2001 года, когда Хамида ожидала участь первого кандидата на президентский пост в проамериканском Афганистане – Абдул Хака Джабар-хеля Ахмадзая, схваченного и убитого талибами в октябре 2001 года.
И самое удивительное, что Абдул Гани Берадар является выходцем из того же самого рода урузганских Попользаев, что и Хамид Карзай, – Симизай. И в этих условиях говорить о том, что Попользаи, как самая крупная дурранийская община провинции Кандагар, последовательно поддерживают нынешний кабульский режим, по меньшей мере некорректно. О какой поддержке, а тем более о ее единстве в племени Попользаи может идти речь, если родственные семейства Карзая и Берадара не могут достигнуть политического взаимопонимания между собой, в рамках своего собственного рода.
При этом надо учитывать, что в дурранийской ветви Зирак Попользаи, расселенные по провинции от юго-восточного Аргестана до северо-восточного Шах Вали-кота и далее на Урузган, традиционно занимали наименее доходные районы. Наиболее плодородные земли вдоль реки Аргандаб находились у Аликозаев, которые одновременно контролировали торговые пути на север от города и отчасти магистраль на Герат. Пригодные для земледелия районы южного подбрюшья города, называвшиеся в ОКСВ «зеленкой», находились в основном в руках у Баракзаев и Мухаммадзаев. Дорогу на Кабул держали Гильзаи. Основную торгово-транспортную артерию, идущую на Пакистан, контролировали и соответственно замыкали на себя внешнюю торговлю и контрабанду региона – Ацакзаи и отчасти Нурзаи.
Соответственно Попользаи, не имея в регионе собственного мощного экономического и ресурсного потенциала, традиционно были менее влиятельными среди зиракских племен Кандагара, и от их позиции мало что зависело как в ходе «джихада» и последовавшей гражданской войны, так и в период правления «Талибана» и после его свержения. Поэтому можно проводить в Кандагаре десятки крупномасштабных войсковых операций, однако ни одно из перечисленных племен никогда и ни при каких условиях не потеснится и не уступит то или иное «доходное место» Попользаям.
УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Андрею Серенко представляется, что дурранийские племена региона являют собой некое слабое звено в связке племенных вождей и талибских командиров в отличие от Гильзаев. И на это слабое звено якобы нацелена новая американская стратегия Барака Обамы. Это не так. Для этого достаточно хотя бы ознакомиться с материалами о так называемой «кветтинской шуре» афганского «Талибана», где основные позиции находятся в руках у Дурраниев, с тем чтобы представить, каким мощным оппозиционным по отношению к Кабулу потенциалом обладают лидеры дурранийских племен на юге страны, на которых держался Афганистан на протяжении 231 года.
Оценивая предстоящую спецоперацию сил США и афганской национальной армии в провинции Кандагар, Андрей Серенко вновь прибегает к необоснованным параллелям, которые не могут быть вписаны в региональные реалии. Не может военная операция проводиться по территории только указанных автором племен, ибо в отличие, допустим, от Пактии и Пактики, где племена расселены компактно, для южного региона характерна так называемая племенная чересполосица наподобие окрестностей Хоста. Чем ближе к провинциальному центру, тем эта чересполосица больше возрастает, по мере удаления – снижается вплоть до глубинных районов, где племена и хели (кланы) проживают компактно. Это характерно практически для всех крупных центров региона Af-Pak. Поэтому речь должна идти не о занимаемых конкретными племенами в том или ином районе Юга территориях, а о районах с преобладающим политическим, экономическим и военным влиянием того или иного племени. К примеру, район Лашкаргаха и Марджи настолько перемешан в племенном отношении, что никто не мог говорить даже о преобладании того или иного племени в этих районах. Более того, племена этих районов так и называли: племена Марджи, племена Лашкаргаха, племена Надали.
Фиксируя три ключевые точки в сценарии кандагарской операции, автор «Стратегии слабого звена» вновь рисует некий гипотетический театр военно-политического контроля коалиции и афганской армии, который, к сожалению, не выдерживает критики даже при самом поверхностном его рассмотрении. На взгляд автора, афганские и коалиционные силы намерены в этих точках «создать новый опорный военно-политический плацдарм для борьбы с «Талибаном» (или переговоров с ним) на юге Афганистана». Первой такой точкой Андрей Серенко называет «стык уездов Каджаки (Гельманд) и Жорак (Кандагар) – племя Ализай». Однако удаленный, труднодоступный даже для самых современных средств передвижения район Горака никогда не представлял и не имеет в настоящее время никакого военно-политического значения. Подразделения ОКСВ никогда не заходили в этот район, равно как и для войск НАТО этот стык не интересен на фоне гораздо более значимых горячих точек провинции. Туда можно войти, встретить жесточайшее сопротивление местных племен, которые никогда не видели иностранцев. И такой шаг был бы наихудшим для войск НАТО, поскольку отвлек бы эти войска на совершенно ненужную экспедицию, которой тут же воспользовался бы «Талибан» на гораздо более чувствительных направлениях безопасности в провинции Кандагар. Стык уездов Каджаки и Горак как плацдарм неких военно-политических регулировок в Кандагаре – это тоже самое, что создать плацдарм на стыке Серебряно-Прудского района Московской области и Михайловского района Рязанской области, с позиций которого якобы кто-то в состоянии эффективно воздействовать на развитие обстановки в Москве.
Вторая «точка Серенко» более предпочтительная, но она настолько размашисто обозначена: «зона вокруг города Кандагара», в которой доминируют не только Аликузаи и Баракзаи, но имеют довольно веское влияние Гильзаи и Нурзаи, без участия которых любые планы в этом центральном районе провинции малореализуемы, если не нарушать традиционно сложившиеся племенные сферы влияния вокруг Кандагара.
В качестве третьей опорной точки Серенко предлагает стык уездов Лашкаргах и Панджваи. Однако данные уезды не соседствуют друг с другом, а лишь касаются своими границами в одной точке, которая расположена на северной оконечности пустыни Регистан, непроходимой даже военными «КамАЗами» и «КрАЗами». Будучи удаленной от Кандагара, от основных магистралей и торговых путей, при полном отсутствии даже элементарных инфраструктурных условий, данная точка не имела никакого значения для военно-политической обстановки в провинции и регионе в прошлом, не имеет его и в настоящем. Да и какой в пустыне можно создать плацдарм, а тем более сформировать пул «союзных племен»?
Очевидно, что Андрею Серенко предстоит пройти еще немалый путь в постижении Афганистана и региона Af-Pak. Тем не менее сам факт его стремления к постижению племенной составляющей контекста сложнейшего регионального конфликта, противостояния между пуштунскими племенами и международной коалицией надлежит всячески приветствовать и поддерживать. Все современные афганисты и пуштуноведы поначалу допускали не всегда выверенные и адекватные реалиям суждения, стремились к упрощению сложнейших внутриафганских процессов, с завидной спешкой вставали на сторону тех или иных афганских акторов, подолгу не могли научить себя мыслить при оценке конкретных афганских явлений не европейской, а афганской логикой.
К сожалению, и среди самих афганцев крайне мало тех, кто действительно знает и понимает племенные реалии по обе стороны «линии Дюранда». В 80-е годы мы столкнулись с невероятной на первый взгляд проблемой, когда специализированное Министерство по делам племен и народностей Афганистана не знало реального политического расклада в племенах. Вот тогда-то мы и поняли, сколь тяжким для нас будет интеллектуальное постижение Афганистана, если в Кабуле отсутствуют базовые знания по наиболее актуальным проблемам развития гражданского общества и ситуации в регионах, на периферии. Образованные люди концентрируются в городах с качественно отличным от племенного образом мышления и ментальностью. Опытные знатоки племен, к которым прежде всего относятся старейшины родов и так называемые «джыргамары», зачастую неграмотны и проживают в труднодосягаемой сельской глубинке. Своими знаниями они в массе своей делиться не хотят, ибо просто боятся утечки информации к конкурирующим соседним племенам, по поводу которых они готовы разговаривать днями и показывать их исключительно в негативном свете. И в этой ситуации соединение знания и опыта в постижении региона Af-Pak становится физически сложным, что, однако, не означает недостижимости его.
8 декабря 2009 года авторитетный индийский исследователь региона М.К. Бхадракумар в Asia Times очень точно заметил: «Конечно, режим афганского президента Мухаммеда Наджибуллы (1986–1992) имел гораздо больший охват страны, чем правительство Карзая, но не стоит забывать, что коалиция, созданная Наджибуллой, была основана на его знаниях и опыте, полученных в роли жестокого начальника разведки коммунистического режима Афганистана. Некоторым образом стратегия США приближается к советскому подходу, принятому во время завершающей стадии войны в 1980-х».
Приятно слышать столь лестные слова по поводу познаний и опыта президента Наджибуллы со стороны индийского ученого. Однако представьте себе, какими должны были быть советские советники у столь знающего руководителя, сколь глубокими познаниями афганских реалий должны были обладать. И автору этих строк дорого осознание того, что он также принадлежал к когорте тех советников, которые ценились президентом Наджибуллой за реальную помощь в решении узловых и злободневных проблем как в Афганистане в целом, так и в афгано-пакистанском приграничье в частности.
Пуштунские племена могут образовать собственное государство
Исламабад опасается, что поражение талибов может подтолкнуть пакистанских и афганских пуштунов к образованию собственного государства.
Официальный Исламабад выражает опасение, что если Америка не обеспечит формирование в Афганистане по-настоящему представительного нового правительства, афганские пуштунские племена вместе со своими этническими собратьями в Пакистане вновь, как много лет назад, потребуют образования независимого пуштунского государства.
Северный альянс, который, правда, пользуется поддержкой одной небольшой пуштунской группировки, не приветствует перспективу вхождения в новое афганское правительство представителей пуштунского национального большинства, считая пуштунов сторонниками талибов.
В свою очередь, афганские пуштуны не желают, чтобы ими управляла коалиция нацменьшинств.
Этот вопрос будет обсуждаться на переговорах в Бонне 26 ноября, проводимых с участием ООН и представителей Альянса. Одной из предпосылок этих переговоров является заявленное северянами стремление к образованию представительного афганского правительства, однако многие афганцы не рассчитывают на успешный исход боннской встречи.
Северный альянс настаивает на том, что, имея поддержку одной из пуштунских фракций, он в состоянии сформировать представительное правительство. В то же время, большинство афганских пуштунов не без основания полагают, что те из их собратьев, которые присоединились к Северному альянсу, не считают их «истинными» пуштунами.
Если пуштунское большинство не будет должным образом представлено в новом афганском правительстве, существует вероятность реставрации идеи об образовании независимого пуштунского государства – Пуштунистана, в которое войдут как афганские, так и пакистанские пуштунские племена.
Исламабад опасается, что какая-либо из пуштунских общин, населяющих приграничные районы Пакистана и Афганистана, может разжечь в стране межэтнический конфликт, в частности, с пенджабским национальным большинством Пакистана.
Пакистан является федерацией, образованной из четырех провинций. В самой большой из них – Пенджабе – проживает 63% населения страны. Пуштунские племена в основном населяют Северо-западную пограничную провинцию (СЗПП). Отношения между этими двумя провинциями никогда не были безоблачными.
Бывший пакистанский министр провинциального уровня Хабиб Уллаха Хан Кунди уверен, что раздел Афганистана на пуштунскую и непуштунскую части будет иметь самые серьезные последствия для Пакистана. «Афганские пуштуны могут в этом случае потребовать присоединения к Пакистану, а это неприемлемо для Пенджаба», — говорит Кунди.
Стремясь предотвратить втягивание Пакистана в межэтнический конфликт, официальный Исламабад настаивает на формировании широкой представительной администрации в Афганистане. По мнению Исламабада, если Вашингтону удастся обеспечить широкое участие пуштунов в послевоенном афганском правительстве, вопрос о Пуштунистане не встанет.
«США могут заставить Северный альянс смириться с участием пуштунов в правительстве. Ведь пуштуны – самая многочисленная национальная общность в Афганистане», — говорит бывший Министр иностранных дел Пакистана Ага Шахи.
«Мы не собираемся вмешиваться во внутренние дела Афганистана. Мы просто стараемся избежать раскола в пакистанском обществе. У нас живет много пуштунов, культурно и исторически тесно связанных со своими соплеменниками в Афганистане».
Идея о разделении страны и образовании Пуштунистана играет заметную роль в политической жизни Пакистана с самого провозглашения его независимым государством в 1947 году. Кабул неоднократно заявлял претензии на СЗПП, считая ее афганской территорией.
Опасаясь раздробления страны, влиятельные пакистанские спецслужбы в ответ провоцировали разногласия и расколы среди афганских пуштунов.
Во время советско-афганской войны 1979-1989 гг. Исламабад поощрял формирование в Афганистане соперничающих политических партий. С целью усиления их взаимной подозрительности и неприязни пакистанские власти оказывали им финансовую поддержку на неравной основе.
В итоге Пакистан поддержал движение «Талибан», состоявшее по преимуществу из пуштунов, находившихся в оппозиции тогдашнему – тоже пуштунскому — правительству Афганистана. Дело в том, что талибы, или «студенты», объединились скорее по религиозному, а не этническому признаку, что идеально устраивало Исламабад.
Военное поражение талибов лишило Пакистан возможности диктовать свои условия к северу от своих границ, так как многие пуштуны как в Афганистане, так и в Пакистане отвернулись от «студентов».
«Они назначили на руководящие посты иностранцев, таких, как бен-Ладен. Какие же они пуштуны, если ставят арабов и африканцев выше афганцев. Эти иностранцы принесли разорение на землю пуштунов», — заявил Хаджи Мухаммад Адил, один из лидеров Пуштунской национальной партии Пакистана и бывший спикер ассамблеи СЗПП в Пешаваре.
Некоторые видные деятели пуштунского национального движения считают, что пришло время возродить идею о создании независимого пуштунского государства.
Если переговоры с Северным альянсом в Бонне принесут успех, это рассеет опасения пакистанского правительства, но если Северный альянс будет настаивать на полном контроле над Афганистаном, весьма вероятно, что афганские пуштуны пожелают воссоединиться со своими братьями в северном Пакистане.
Шираз Парача — редактор южно- и центрально-азиатских новостей одного из лондонских информационных агентств. В 1997-1998 гг. работал корреспондентом в пакистанском городе Пешавар, на территории Северо-западной Пограничной провинции и племенных автономий Пакистана, откуда вел репортажи о событиях в Афганистане.
пуштунов | Определение, люди, культура и религия
- Ключевые люди:
- Абдул Гаффар Хан
- Похожие темы:
- Африди Гилзай Дуррани
См. весь соответствующий контент →
Пуштунский , также пишется как Пуштунский или Пахтунский , хиндустанский патанский , персидский афганский , этнолингвистическая группа, проживающая в основном в северо-восточном регионе Афганистана и Гиндукуше. участок реки Инд в Пакистане. Пуштуны составляют самую большую этническую группу населения Афганистана и носили исключительное название афганцев до того, как это имя стало обозначать любого уроженца нынешней территории Афганистана.
Пуштунов объединяет прежде всего общий язык пушту. Другие общие черты включают суннитский ислам и общий социальный кодекс ( пуштунвали ), который регулирует как этическое поведение, так и обычаи. Происхождение пуштунов обсуждается, в том числе среди самих пуштунов. Одна пуштунская традиция утверждает, что они произошли от Афгана, внука израильского царя Саула. Известно, что несколько пуштунских племен переселились из Афганистана в Пакистан между 13 и 16 веками, а многие пуштуны переселились в северный Афганистан после образования современного афганского государства в конце 19 века.век.
Большинство пуштунов ведут оседлый образ жизни, сочетая земледелие с животноводством. Некоторые из них являются мигрирующими пастухами и караванщиками. Многие пуштуны служат в армии. Меньшее количество занимает политические посты.
Родство – основа пуштунского общества. Каждое племя, состоящее из сородичей, ведущих родословную по мужской линии от общего племенного предка, делится на кланы, подкланы и патриархальные семьи. Племенные генеалогии устанавливают права наследования и наследования, а также право пользоваться землями племени и выступать в совете племени (9).0029 джирга ). Споры из-за собственности, женщин и личных травм часто приводят к кровной мести между семьями и целыми кланами; они могут передаваться по наследству, если только они не будут урегулированы вмешательством вождей кланов или советом племени.
По оценкам, в начале 21 века в Афганистане проживало около 11 миллионов пуштунов, а в Пакистане — 25 миллионов. В их состав входит около 60 племен разного размера и значения, каждое из которых занимает определенную территорию. В Афганистане, где преобладающей этнической группой являются пуштуны, основными племенами, или, точнее, федерациями племен, являются дуррани к югу от Кабула и гильзаи к востоку от Кабула.
В Пакистане пуштуны преобладают к северу от Кветты между Сулейманским хребтом и рекой Инд. В горных районах основными племенами являются, с юга на север, какары, шерани и устарана к югу от реки Гумаль; Махсуд, Дарвеш Кхел, Вазири и Битани между рекой Гумаль и Талом; Тури, Бангаш, Чракзай, Африди и Шинвари от Тала до Хайберского прохода; и Махманд, Утман Кхел, Тарклани и Юсуфзай к северу и северо-востоку от Хайберского прохода.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Заселенные территории включают в себя племена равнин, находящиеся под непосредственным управлением провинциального правительства. Основными племенами здесь являются, с юга на север, банучи и хатак, от реки Куррам до Новшеры, а также халилы и манданы в Пешаварской долине. Важными центрами пуштунской культуры являются города Кандагар, Джелалабад и Лашкар-Гах в Афганистане, а также Пешавар и Кветта в Пакистане.
Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Адамом Зейданом.
Этническая идентичность и генеалогия – Программа изучения культуры и конфликтов
Племена, кланы и этнические генеалогии
Трайбализм характерен не для каждой этнической группы в Афганистане; и даже внутри племенных организованных групп трайбализм представляет собой гибкую концепцию, допускающую существование вариаций и возможность изменений по мере роста и падения родственных групп.
Следующий список не следует рассматривать как окончательный список этнических групп в Афганистане. Такие обозначения, как «племя», «клан», «хел», «этническая группа» часто оспариваются; следующие обозначения не следует рассматривать как окончательные. Мы признаем сложность этих этнолингвистических групп, и то, что мы представляем, является общей информацией. Более подробные описания следующих групп см. в следующих источниках:
Исторические лидеры
Амир Дост Мухаммед Хель
Сардар Султан Ахмад Хан
Племена, кланы и группы
- , кланы и группы
- .
- Белудж
- Брахуи
- Чахар Аймак
- Хазара
- Индус
- Киргизский
- Пуштун
- Супер Племя Дуррани
- Клан Барак Зай
- Клан Хугиани
- Клан Нурзай
- Даулатзай Супер Племя
- Дотани Кабаил
- Супер Племя Гильзай
- Али Хел
- Хасан Хел
- Хотак Хел
- Племя Марват
- Сулейман Хель
- Ахмадзай
- Бабикар
- Чакмани
- Кайсар
- Супер Племя Горья Кхел
- Клан Дюрани
- Какар Супер Племя
- Хоствал Супер Племя
- Мангал Супер Племя
- Супер Племя Шинвари
- Различные другие племена
- Племя Бангаш
- Племя Бетани Кабаил
- Племя Далазак
- Племя Даварх
- Племя Горбаз
- Племя Хани
- Племя Джадун
- Какарх Каум
- Племя Каси
- Хогиани
- Лодхи Кабаил
- Племя Махсуд
- Племя Малагори
- Нуристани
- персидский
- Таджикский
- татарский
- Туркмен
- Узбекский
Этническая идентичность
Ахмадзаи (Сулеман Кхел): Не путать с Вазири Ахмадзаи, эти Ахмадзаи — гильзаи, подмножество массивных Сулиман Хел. Традиционно они контролировали перевал Алтимур, ведущий в Южную Пактию, и простирались от Логара до Джелалабада. 1 Традиционно большую часть племени составляли кучи и кочевники. Таким образом, они часто считались воинственными по своей природе. Их больше всего в Пактии, Пактике и Хосте. 2
Андар: Подплемя гильзаев, андары, были известны своим умением и использованием больших кярезов (подземных оросительных систем). Более сконцентрированные в провинции Газни, они также имеют значительное присутствие в Пактии. В течение 19В 19-м веке они присоединились к гильзайскому восстанию, и многие из них были без промедления отправлены во внутреннюю ссылку. Несколько необъяснимым образом они на какое-то время объединились с «Харакат-и Ислами», первоначально шиитской фракцией, во время антисоветской кампании. 3
Чамкани: Племя Чамкани представляет собой небольшую группу, проживающую в районе Чамкани в северной Пактии. Они также принадлежат к суперплемени Гильзай и далее делятся на Мада Кхел, Камзай, Бабу Кхел, Дарман Кхел, Сулейман Кхел (не путать с суперкланом Сулейман Кхел), Багиар и Хисарак.
Гильзаи: Потомки третьего сына Кайса, отца всех пуштунов, гильзаи (или гальджи) ведут свою родословную через внучку Кайса. Внучка родила ребенка Галзо вне брака, что было позором. Гильзаи считают, что компенсировали это своими брачными традициями. Одна ветвь гильзаев, Хотаки, дала начало мулле Омару и большей части руководства Талибана. Сами гильзаи были традиционными противниками дуранни, племени президента Карзая. Есть традиционная афганская поговорка: «Бадшахи да Дуранни; tura da Ghalji», что переводится как «Царство для дуранни, но меч для гильзаев». Крупнейшая пуштунская группировка, они сильно пострадали во время советского вторжения и должны быть включены в любые усилия по обеспечению безопасности и развитию провинции Газни. В конфедерации гильзаев существует множество подплемен и кланов.
Гуджары: О гуджарах известно так мало, что одно упоминание о них заставляет карабкаться в поисках покрытых пылью рукописей британского владычества. Считается, что Александр впервые столкнулся с ними во время своего вторжения в Индию, хотя эта и все теории о гуджарах остаются спорными. Они говорят на языке, совершенно не связанном с каким-либо индоевропейским языком, хотя многие к настоящему времени выучили местные языки в коммерческих целях. Они бродят со своими стадами, обычно состоящими из коров, от высоких Гималаев в Индии до Гиндукуша в Афганистане (хотя их больше редко можно увидеть в Афганистане, поскольку Пакистан препятствовал их проходу через свою территорию и предпочитал оставаться в пределах Индии). Некоторые в Индии остаются индуистами, хотя дальше на запад многие исповедуют ислам. Часто их можно узнать по тому, что они избегают других, и по ярко выкрашенным хной бородам. Они гордые, свирепые и верные. Их традициям тысячи лет, и они хорошо сохранили их перед лицом великих невзгод. 4 Они в некотором роде связаны с Нуристани, хотя, как именно, остается предметом догадок. Как и у нуристанцев, некоторые генетические корни придают многим гуджарам отчетливо европейский вид, вплоть до светлых волос и голубых глаз.
Хазарейцы: Хазарейцы, отдельная этническая и религиозная группа среди населения Афганистана, часто подвергались дискриминационным и жестоким репрессиям. Скорее всего, произошли от монголов Чингисхана (есть также веский аргумент, что они восточно-тюркского происхождения), хазарейцы заметно отличаются по внешнему виду по сравнению с большинством пуштунов. Что касается религии, подавляющее большинство хазарейцев исповедуют шиитскую веру, опять же, в отличие от пуштунов, которые исповедуют ислам суннитского толка. Из-за этих различий «хазарейцы подвергались дискриминации со стороны правительства, в котором доминируют пуштуны, на протяжении всей истории современного Афганистана» 9.0201 5 Как традиционный низший класс афганского общества, хазарейцев эксплуатировали и заставляли работать в качестве слуг и рабочих. В результате среди хазарейцев наблюдается тенденция к антиправительственным и антипуштунским предубеждениям. В современном Афганистане хазарейцы географически разделены на две основные группы: хазараджат хазара и те, кто живет за пределами хазараджат. Хазараджат расположен в горах Гиндукуш в центральном Афганистане и «сосредоточен вокруг провинции Бамиан и включает в себя районы Гаур, Урузган, Вардак и провинции Газни» 9.0201 6 Хазарейцы, живущие за пределами Хазараджата, живут в Кабуле, Герате, Мазари-Шарифе и Самангане и их окрестностях. Из-за зверств, совершенных против них талибами, хазарейцы в целом выступают против талибов. В августе 1998 года талибы убили около 4000 хазарейцев в Мазари-Шарифе; за этой бойней в следующем месяце последовала еще одна, когда талибы убили еще 500 хазарейцев в Бамиане. Хизб-е Вахдат (Исламская партия единства Афганистана) — это зонтичная политическая организация, пользующаяся поддержкой большого числа хазарейцев. Хазарейцы также часто расходятся с населением кучи в Хазараджате.
Индусы и сикхи: Индусы и сикхи традиционно занимали видное место в торговом сообществе Афганистана. Многие сикхи известны своим мастерством, а многие индусы — своим ростовщичеством. Сикхи, в частности, благодаря махараджу Ранджита Сингха в Пенджабе (1812-1842 гг.), захватили Пешавар и близко познакомились с пуштунской (или патанской, на хинди) культурой. Традиционное приветствие для индусов — «Намасте» или «Намаскар». Традиционное приветствие сикхов — «Сат Шри Акал». За обоих спасибо «Дандиявад». Очень много значит «Бахут бахут», а почетное обращение — «Джи», так что большое вам спасибо — «Бахут бахут дандиявад джи». Оба избегают говядины, и сикхи также избегают свинины. Никогда нельзя курить рядом с сикхом, так как это считается нелюдимым. Согласно их религии, сикхи всегда должны иметь при себе нож (9).0029 кирпан ) при себе. Несмотря на преследования со стороны талибов и принуждение носить опознавательные знаки, сикхи и индуисты в значительном количестве вернулись в Афганистан. Некоторые индуистские и сикхские семьи жили в Афганистане на протяжении поколений.
Джаджи (зази): Связанные с тури, но сунниты по вере, джаджи делятся на восемь жезлов : Лехвани, Ада Кхель, Петла (в сочетании с Аллисемгех), Хусейн Кхел, Карайя Ахмад Хель, Ахмад Хель (в сочетании с Баян Хель), Али Хель и Джаму Хель. Горцы славятся своими танцами и боевым кличем. 7 В последнее время они поддерживали таких, как Абдул Сайяф.
Кабули: Термин, относящийся к неоднородному городскому населению города Кабула. В целом этот термин является этнически нейтральным из-за многонационального характера столицы и результата смешанных браков поколений. По словам Питера Р. Блада, «типичный кабули говорит на дари в дополнение к своему родному языку и, будь то мужчина или женщина, вежлив, предпочитает европейскую моду, имеет светское образование и, скорее всего, работает бюрократом, владельцем магазина / владельцем или в сфере услуг. Многие из них получили профессиональное образование или опыт работы за границей… ориентированы на Запад и ведут космополитический образ жизни». Многие кабульцы покинули столицу за последние три десятилетия войны. 8
Хароти: Клан Хароти является второй по величине пуштунской племенной группой гильзаев. Как правило, они не сотрудничают с антикоалиционными ополчениями и не участвуют в их деятельности. Их политическая позиция и поддержка правительства частично обусловлены, по крайней мере, их соперничеством с Сулейманхель и Вазири. Известные члены клана Хароти включают Гулбуддина Хекматияра и Хараката, оба из Хезб-и Ислами Гулбуддин (HIG). Однако в целом кхароти не поддерживают HIG. Бывший губернатор провинции Пактика Гулаб Мангал считал хароти одной из самых надежных племенных групп гильзаев. 9
Хогиани: Традиционно они враждовали с Шинвари и Гильзаем и решительно выступали против британцев. Они классифицируются как карланри и пуштуны горного племени.
Хоствал: Хоствалы считают себя пуштунами. 10 Хоствалы, обитающие в основном в Хосте, занимают небольшую часть округа Джани Хел вдоль пакистанской границы. Известные как свирепые бойцы, они традиционно враждовали с племенами вазири на юге, за исключением случаев, когда они объединялись, чтобы совершить набег на тюри (традиционно шиитов) на севере. Они традиционно делились на фракции Tor Gundi и Spin Gundi. 11
Кучи: Кучи — кочевники. Кучи чаще всего являются пуштунами, но иногда могут быть представителями непуштунской национальности, например белуджами. Быть Кучи — это не то, кем ты являешься или что ты делаешь, а то, кем ты являешься. Больше, чем призвание и меньше, чем раса, кучи более уместно рассматривать как касту кочевников-скотоводов. Их четыре основных животных — овцы, козы, верблюды и ослы. Они легко пересекают границы. У них очень высокий уровень неграмотности. 12 Вовлеченные в постоянную многовековую войну с хазарейцами, кучи из поколения в поколение перемещались по Афганистану и Пакистану. Рассеянные и много путешествовавшие, они часто относительно быстро получают новости от дальних родственников в далеких провинциях. Самопровозглашенным «лидером» кучи является некто Хашмат Гани Ахмадзай. Частично заселенные королем и последующими социалистическими правительствами, они были решительными сторонниками талибов, как идеологически, так и прагматически, поскольку они завладели многими землями хазарейцев благодаря репрессиям талибами против шиитов-хазарейцев. По оценкам, в Афганистане проживает около трех миллионов кучи, из которых не менее 60% остаются полностью кочевыми, и более 100 000 человек были перемещены на юге Афганистана из-за засухи за последние несколько лет. 13
Мамунд: Классифицируется как восточный или сарбанский пуштун. 14
Махсуд: Племя Махсуд пуштунского происхождения является вторым по величине племенем в Южном Вазиристане (первым является Вазир). У Махсуд (также известный как Махсуд) есть традиционный танец под названием Махсуд Вал Атанрх, который первоначально использовался как подготовка к войне. Танец проводится с заряженными ружьями в руках, а ритм создается ударными барабанами. Выстрелы производятся в воздух в соответствии с ритмом. 14 Шоссе Гомал в Южном Вазиристане «долгое время было яблоком раздора между племенами Махсуд и Вазир». , Хаджури, Габар, Маргай и Камал Хель. Они известны своим независимым характером и имеют опыт сопротивления британским войскам, центральным и провинциальным правительствам, советским войскам и силам Талибана. Последнее оставило им здоровую память о талибов и вызвало сильную неприязнь между ними9.0201 16
Мукбил: Двоюродные братья Задранов и Мангалов, сейчас они проживают в районе Саид Карам в Пактии. Далее их можно разделить на пять кланов: Муса Хел, Султак, Ахмад Хел, Хасан Хел и Бобаки. Мало что известно. 17
Племена Нуристани: Нуристанцы в Афганистане в основном живут в высокогорьях на северо-востоке Афганистана. Они прослеживают свою генеалогию либо до греческих войск Александра Македонского, либо до племен Мекки, отвергших ислам. На протяжении веков нуристанцы были известны как «кафиры» или неверные (это до сих пор уничижительный термин для них). Это изменилось, так как большинство обратилось в ислам в конце 19 века.века и начала 20 века. Есть пятнадцать нуристанских племен с многочисленными подгруппами. Нуристанцы говорят на пяти языках и многочисленных диалектах. У них нет слишком позитивных отношений с другими афганцами или пакистанцами и сильной неприязни к арабам. Два крупнейших племени, камози (или кам) и куштаз, пережили серию конфликтов после падения талибов. Кроме того, более двух десятилетий ваххабитские проповедники, финансируемые из-за рубежа, работали над тем, чтобы обратить племена в их более жесткую интерпретацию ислама. Однако нуристанцы по-прежнему защищают свою самобытную культуру. Племена говорят на дардских языках, часто взаимно непонятных. Из-за того, что многие нуристанцы утверждают, что это греческая кровь, оставшаяся от могучих армий Александра, многие нуристанцы имеют отчетливо европейские черты лица, голубые и зеленые глаза и светлые или рыжие волосы. После завоевания «железным эмиром» (Абдул Рахман-ханом) в 189 г.3, имело место некоторое смешение с пуштунами, принудительное или иное. Нуристанцы составляют меньшинство в некоторых частях Кунара. Группа нуристанцев Ком уходит в долину Кунар. 18
Ката (Западная): Занимает большую часть районов Даулатшай и Алишинг. Также проживают в частях районов Алингар, Мехтерлам и Каргайи. Ката — это нуристанское племя, говорящее на двух диалектах камаката вири.
Ашту (Ашку): Также племя Нуристани, которое вместе с Ката живет в районах Даулатшай и Алишинг.
Пашаи: Существует очень мало полезных данных о пашаи, за исключением некоторых интенсивных исследований их языка. Они населяют Нуристан, части Лагмана и северный Нангархар, по-видимому, между пуштунами и нуристанцами. Многие считают себя пуштунами. Они говорят на дардском языке, называемом пашай. Часто они связаны или упоминаются как Кохистани. Большинство пашаев в Лагмане занимаются животноводством и лесозаготовками. 19
Пуштуны: Крупнейшая этническая группа Афганистана, пуштуны, и, в частности, крупнейшее племя пуштунов, гильзаи, составляли костяк движения Талибан. Традиционно приверженные моральному кодексу пуштунов («путь пуштунов»), они легко могут быть глубоко оскорблены нарушением кодекса и переносить обиду из поколения в поколение. Пуштуны крайне независимы и часто считают себя самой большой этнической группой в стране законными лидерами Афганистана. При этом они сильно пострадали во время советского вторжения и должны участвовать в любых усилиях по обеспечению безопасности и развитию страны. Многие пуштуны в Бамиане являются кучи, кочевниками, которых традиционно обвиняли в браконьерстве на землях хазарейцев, особенно в эпоху талибов.
Кызылбаши: Кызылбаши — группа имамитов-шиитов, которые, как считается, произошли от персидских «наемников и администраторов, оставленных императором Сефевидов Надир-шахом Афшаром для управления афганскими провинциями». 20 После гибели империи Сефевидов в Афганистане, кызылбаши из-за более высокого уровня образования и опыта в качестве администраторов оставались влиятельными в афганском суде и правительственных бюрократиях. Их шиитская вера в сочетании с их непропорциональным политическим влиянием часто вызывала недовольство значительной части суннитов. большинство в Афганистане 21 Кроме того, шахи использовали их в качестве личных телохранителей и назначали для подавления восстаний среди населения, что еще больше отдалило их от пуштунского большинства. Из-за преследований, религиозных и политических, кызылбаши часто прибегали к использованию такийя , практике предупредительного сокрытия или принятию двойной религиозной идентичности. Чтобы играть роль в правительстве и обществе, гызылбаши, как и другие имами-шииты, публично изображали себя суннитами или пуштунами, в то время как в частном порядке они сохраняли свою шиитскую веру. 22 В современном Афганистане кызылбаши продолжают практиковать такийя , что затрудняет получение точных данных переписи. Похоже, что они в основном проживают в городских центрах и «преимущественно являются городскими профессионалами — врачами, учителями, инженерами и юристами». самое могущественное из пуштунских племен провинции и живут в основном в районе долины Печ. Сафи исторически были одним из самых диссидентских племен в Афганистане, с крупным восстанием против центрального правительства в 1945-1946. Племя разделено на три клана: Горбуз, Масуд и Вадир. Три клана были политически разделены в коммунистическую эпоху. По большей части вадир-сафи были на стороне коммунистов и служили в правительстве. Многие лидеры сафитских моджахедов происходили из клана Горбуз. Однако клан Масудов был разделен между обеими сторонами. 24
Сайид (Садат): Заявляя о своем происхождении от семьи Пророка (мир ему и благословение), Сайиды занимают почитаемое место в Афганистане. Большинство, проживающее в Балхе и Кундузе на севере и в Нангархаре на востоке, составляют мусульмане-сунниты, но, что интересно, некоторые из них проживают в провинции Бамиан и других местах, придерживающихся шиитского ислама. Их часто называют садат, слово, которое традиционно «в северном районе Хиджаза и в Британской Индии [было] безразлично применено к потомству Хасана и Хусейна [первых шиитских мучеников], сыновей Али и внуков Мухаммеда. .» 25
Shinwari: Динамики Paktu. История противостояния англичан и центрального правительства в Кабуле. Серьезная заноза в боку Амира Абдур Рахман-хана в 1880-х годах. Они классифицируются как восточные, сарбанские пуштуны. Их собратья по племени находятся гораздо южнее, в районе Белуджистана. Они очень уважаемые, настоящие афганцы. Исторически они заключали союзы с племенами моманд, сафи и африди и враждовали с хогиани. 26 Шинвари также можно найти в агентстве Хайбер в Пакистане.
Сулейманхель (Sulimankhel): Одно из крупнейших подплемен гильзаев. По словам Гулаба Мангала, бывшего губернатора провинции Пактика, Сулейманхель обеспечивает большинство новобранцев для талибов в провинции. В результате уровень активности Антикоалиционного ополчения остается высоким в районах, где доминирует Сулейманхель. Предвзятость некоторых подплемен к Талибану отчасти можно объяснить их близостью к пакистанской границе, наплывом повстанцев и радикальной политикой. В прошлом они были союзниками Хотаки, а их традиционными соперниками являются Кароти. 27 Основные подразделения Сулейманхеля включают Ализай, Сулеманзай и Джалалзай. Другие подразделения включают Алихель, Низамхель и Шахель. Интересно отметить, что подплемя алихель, проживающее в основном на северо-западе Пактики, больше сотрудничало с центральным правительством и коалиционными силами. Низамхель и Шахель также по-прежнему больше поддерживают правительство, что отчасти можно объяснить их соперничеством с Джалалзаем. 28
Таджики: В основном занимают те же территории, что и гильзайские пуштуны. Таджики являются второй по величине этнической группой в Афганистане после пуштунов и составляют от 25 до 30% населения. Таджики в Афганистане, как правило, живут оседлыми общинами, а не кочевым образом жизни. Пуштуны называют их фарсиван , или носители фарси, лингва-франка Афганистана (50% Афганистана говорят на фарси, в отличие от только 35% на пушту). Между таджиками и пуштунами в последние годы наблюдается значительная неприязнь. Составляя костяк Северного Альянса, они также имеют базу в Таджикистане. Они яростно сопротивлялись талибам. Большинство таджиков — мусульмане-сунниты, но некоторые — шииты. Таджики составляли большинство Северного Альянса, как с точки зрения членства, так и лидерства. Племенные связи среди таджиков в значительной степени разрушены; следовательно, социальная организация определяется прежде всего географией. Несмотря на отсутствие сплоченности, таджики часто объединяются из-за предполагаемой общей угрозы, исходящей от пуштунов. 29
Татарин: Первые среднеазиатские мусульмане, попавшие под российское иго, татары до сих пор сохраняют свою республику в составе Российской Федерации. В колониальную эпоху их часто использовали в качестве шпионов и проводников для русских, а затем и советских войск, и они известны своим коммерческим мастерством. В Афганистане многие татары поселились либо после попытки сбежать от русских, либо в качестве торговцев. В Бамиане они в основном встречаются в районе Шебер.
Утманзаи: Утманзаи представляют меньшую северную ветвь племени вазири, а более крупную фракцию составляют ахмадзаи вазири. Утманзаи, расположенные в основном в пакистанском племенном агентстве Северного Вазиристана за линией Дюранда, известны своим независимым духом, умением заниматься контрабандой и труднопроходимостью своей родной местности. Подпадающие под великое суперплемя карланри, они горцы.
Вардак Пуштун: Некоторые лидеры Вардак Пуштун были печально известны своей оппозицией британцам в 1879-1880 гг. Племя вардак подразделяется на майяр, миркел (что может совпадать с амир кхел) и нури. 30 Существуют некоторые разногласия по поводу того, являются ли вардаки карланри или гильзайскими пуштунами. Большинство свидетельств предполагает, что это карланри. В настоящее время несколько пуштунов Вардак занимают важные посты в центральном правительстве, в том числе в Министерстве обороны (генерал Абдур Рахим Вардак), Министерстве информации, культуры и молодежи (Абдул Карим Хорам) и Министерстве парламентских дел. Также важно отметить, что «несколько исламских радикалов вышли из Вардака, которые помогли продвигать и реализовывать консервативную интерпретацию ислама Талибаном» 9.0201 31
Вазири: Племя пуштунов, проживающее преимущественно в Пакистане.
- .