Пуштуны (афганцы) — происхождение народа, где и как живут, фото
Пуштуны представляют собой иранский этнос, который проживает в Афганистане и Пакистане. Также этих людей называют афганцами. Пуштунский народ до сих пор сохранил родоплеменные отношения. Основополагающим в их жизни является закон Пуштунвали — кодекс чести, положениям которого они беспрекословно подчиняются.
Численность
О количестве пуштунов можно говорить только приблизительно, так как на территории Афганистана перепись жителей не проводится больше 30 лет. Предположительно их число составляет 42 000 000 человек.
Где живут
Большая часть пуштунов живет в Афганистане — 13 000 000 (составляют около 40% населения страны), Пакистане — 28 000 000. На территории Афганистана ими густо заселены юг, запад, восток, также племена продвигаются на север государства. В Пакистане они расселяются по берегам реки Кабул, предгорьях Сулеймановых гор. Провинции Хайбер-Пахтунхва, Белуджистан плотно заселены пуштунами. Город Пешавар является одним из главных центров культуры. Примерное количество пуштунов, проживающих в других странах:
- ОАЭ: 315 000;
- Иран, Великобритания: по 100 000;
- Канада, Россия, США: от 10 000 до 25 000.
Язык
Пуштуны разговаривают на языке пушту, принадлежащем к восточноиранским языкам. Он является государственным в Афганистане. Также некоторая часть говорит на урду (близкий к хинди), дари (язык афганских этнических групп).
Религия
Большая часть пуштунов исповедует ислам суннитского толка. Они основали радикальное исламское движение Талибан. Тем не менее приоритетным для них является кодекс Пуштунвали, который не всегда согласуется с положениями Корана.
Название
Популярная версия происхождения термина «пуштун» восходит к древнеиранскому «паршвана», что означает «член народа». По другой теории, древние пуштуны относятся к пактиям — древнему народу, упоминаемому в Ригведе. Древние персы и китайцы называли пуштунов афганцами. Согласно народной концепции, пуштун — это не только человек, говорящий на языке пушту, но прежде всего воин, соблюдающий Пуштунвали.
ПешаварИстория
Северные земли нынешнего Афганистана в древности населяли племена камбоджей, которые были коневодами. После появления там индо-скифов они начали занимать южные территории (2 век до нашей эры). Затем регион Гиндукуша захватывали тюркские и арабские племена. Все они повлияли на этногенез современных пуштунов. Сулеймановы горы были местом локализации пуштунских племен вследствие их труднодоступности. Живя обособленно среди гор, племена промышляли разбоем. Начиная с 14 века афганцы стали мигрировать на равнину и расселятся вдоль рек Кабул, Гильменда, Аргандаба. Захватывая новые территории, они смешивались с таджикскими и другими племенами. Позднее пуштуны создали там собственные государства —Афганские ханства, просуществовавшие до 19 века. Одна из них — Дурранийская империя подчиняла себе важнейшие караванные пути.
Среди пуштунского народа имеется легенда, что они происходят от древних израильтян. Их царем является Саул — библейский персонаж, царь Израиля. По другой версии один из приближенных пророка Мухаммеда был знаком с афганским вождем, который принял от него ислам. Поэтому пуштуны считают себя истинными мусульманами и ревностно защищают свою веру. Эти версии подтверждаются многими арабскими летописями, в которых пишется про древних афганцев и обозначаются места их расселения.
Внешность
Пуштунский народ относится к европеоидной расе. Их внешность характерна для средиземноморских жителей. Подавляющее большинство имеет темные волосы, встречаются рыжие, русоволосые представители народа. Форма лица — овальная, с правильными тонкими чертами, как у европейцев. Есть как темнокожие, так люди со светлой кожей. Нередко встречаются представители пуштунов с голубыми, зелеными глазами, что красиво контрастирует с их смуглой кожей. Мужчины высокого роста, хорошо сложенные, женщины имеют изящные стройные фигуры.
Жизнь
Основными мирными занятиями пуштунов являются земледелие и скотоводство. Земледелие распространено на территориях с наличием плодородных земель (долины рек). В горных районах выращивали ячмень, пшеницу. На равнинах, кроме них, культивировали кукурузу, горох, чечевицу, масличные. Южные районы давали возможность возделывать рис, сахарный тростник, хлопок. Ввиду засушливого климата издавна применяется искусственное орошение земель. Для этого создавалась система каналов, идущая со склонов гор. В окрестностях Пешавара, Кухистана выращиваются виноград, абрикосы, сливы, инжир.
Скотоводство распространено у всех племен. Это важная отрасль хозяйства пуштунов. На равнинных территориях разводят коров, буйволов, лошадей, верблюдов, ослов. В горах держат преимущественно коз, овец. Мулы играют большую роль в транспортировке, так как хорошо передвигаются по горным тропам. У восточных племен распространены ремесла:
- гончарство;
- обработка дерева;
- ковроткачество;
- изготовление тканей;
- вышивка;
- производство национальной одежды, шапок.
В горных районах существует такой вид ремесла, как изготовление оружия. Пуштуны умеют плавить металл, занимаются ковкой. Наряду с холодным, производится также огнестрельное оружие, порох, патроны.
Жилище
У кочевых племен жилищем является четырехугольный шатер. Стоянка состоит из нескольких шатров, образующих круг. В центр загоняют скот. С приближением зимы жители концентрируются в более крупные поселения, состоящие из 70-100 семей. Оседлые племена живут в глинобитных одноэтажных домах. Жилище преимущественно однокомнатное, с плоской крышей, небольшими окнами. В горах селения имеют террасообразный вид. На равнине деревни окружают высокой стеной. Дом отапливается очагом. Топливом служит верблюжий навоз. На пол кладут циновки. Постель состоит из кошмы (войлочного ковра), подушки и одеяла. Вода для питья и домашнего пользования хранится в кувшинах. Каждое поселение имеет мечеть, кузницу, магазины. В больших городах строятся новые здания европейского типа. Там есть кинотеатры, рестораны, учебные учреждения.
Одежда
Одеяния пуштунов близки к традиционной одежде кочевников. Это просторные штаны, рубаха, безрукавка. Поверх этого костюма надевают длинный запашной халат. На голову надевают чалму или небольшую круглую шапочку в виде берета — паколь. Обувью служат кожаные сандалии. Женщины носят хлопковые штаны в сочетании с длинной рубашкой свободного кроя. Также популярны платья с длинными рукавами, присборенные по талии. Голову закрывают платком — хиджабом.
Традиции
Пуштуны — самый многочисленный в мире народ, не утративший родоплеменное деление. Эти отношения играют огромную роль в жизни населения. У них имеется 60 племен, которые включают в себя около 400 родов. Каждый род состоит из кланов. Это семейства, управляемые старейшинами. Рода возглавляют вожди, каждое племя подчиняется хану. Совет племени называется джирга. Особенностью культуры пуштунов является строгое следование их закону — Пуштунвали. Это некий свод ценностей, традиций, норм, контролирующих поведение людей в любых ситуациях. Пуштуны почитают Коран и опираются на его законы, однако если какое-то положение Пуштунвали идет вразрез с исламской верой, то руководящими принципами будут пуштунвалийские. Главные принципы пуштунвали:
- Сохранение своего достоинства, национальной гордости.
- Порядочность, благопристойность, почитание бога.
- Упорство в достижении цели.
- Равноправие.
- Незапятнанная честь, сохранение репутации.
- Право отмщения.
Истинным пуштуном считается тот, кто делами подтверждает принципы Пуштунвали. Такой человек достоин уважения всего племени. В первую очередь мужчина должен организовать свою жизнь и быт. Это означает умение распоряжаться имуществом, землей, а также создать правильные отношения в семье. Это основа устройства жизни, и человек, неспособный на это, не может быть полноправным членом общества. Все мужчины племени равны между собой, так как они — потомки царя Израилевого. Все представители народа должны соблюдать закон гостеприимства. Любому гостю нужно дать пищу, кров, одежду. С врагами нужно соглашаться на перемирие. На войне мужчина обязан быть смелым и отважным, но при этом проявить милосердие. Он должен защищать слабых, больных, женщин, детей, помогать тем, кто в этом нуждается. Необходимо отстаивать честь и достоинство, свое честное имя. Все обязаны соблюдать право кровной мести.
При несоблюдении этих законов человека могут выгнать из племени, тогда он останется один, без поддержки своего рода. Все спорные вопросы решаются на общем совете старейшинами. Совет (джирга) собирается сразу, по мере необходимости. Существует два типа джирги. На одной решаются внутренние проблемы племени (нарушение традиций, распределение общих ресурсов). На них разрешено присутствовать женщинам. На второй старейшины племени занимаются регулировкой отношений с соседними этническими группами, правительством страны. На джиргах обсуждаются все конфликты, принимаются решения о исполнении кровной мести. Каждый присутствующий может открыто выразить личное мнение. Запрещены оскорбления, ругательства. За нарушение этого правила выносится штраф, человек подвергается всеобщему позору.
Пуштуны часто заключают браки в пределах соседних родов. Невесту подбирают родители или женатые братья. Бывает, что в супруги предлагают младшую сестру жены одного из братьев. Родители невесты подробно расспрашивают о женихе. Если имеются какие-либо недостатки, могут отказать. До свадьбы молодые люди друг друга не видят. О внешности будущего супруга можно судить только по описаниям родственников. Невесте собирают приданое, среди которого множество отрезов ткани (на пошив одежды). Их дарят родственникам жениха. Свадьбу празднуют несколько дней. Дом украшают гирляндами, лепестками роз. Имеет место брачный контракт — жених подписывает документ, в котором оговаривается, что получит жена в случае смерти мужа или развода.
Еда
Основной пищей пуштунов являются пшеничные или кукурузные лепешки и молокопродукты. В рацион добавляются овощи, фрукты, рис. Повседневный завтрак часто состоит из чая и лепешки, ужин — похлебки с хлебом. Популярны также лапша, манты, самса, различные виды плова. В состоятельных семьях в меню входит мясо барана, буйвола, верблюда. На свинину наложен запрет. В пищу употребляют все части животных. После того, как животное режут, мясо вялят и кладут на хранение. Рыбу и морепродукты пуштуны не едят. Важное значение в питании имеют молокопродукты. Молоко в чистом виде употребляют редко, оно идет на приготовление сыра, сливок, сметаны, творога, йогурта. В пуштунской кухне используется множество пряностей. Некоторые из них:
- имбирь
- шафран
- кунжут
- куркума
- кориандр
- гвоздика
- зира
- красный, черный, белый перец.
На праздники готовят сладости. Это пахлава, халва, рисовые пудинги, печенье, сладкий кебаб из яиц и сиропа. Популярным напитком является чай. Его пьют с пряностями, молоком, содой, травами. Алкогольные напитки запрещены. Человек, появившийся в нетрезвом виде, подвергается строгому порицанию.
Известные люди
Среди пуштунов много известных на весь мир людей. Это писатели, поэты, политики. Вот некоторые из них:
- Абдулхамид Моманд — поэт, переводчик, последователь индийского стиля в поэзии. Его творчество вошло в золотой фонд афганской культуры.
- Махмуд-бек Тарзи — историк, поэт, министр иностранных дел Афганистана. Один из первых пуштунских журналистов.
- Хухшаль-хан Хаттак — поэт-воин, вождь племени хаттак, предводитель восстания против монгольских захватчиков.
- Абдул Ахад Моманд — первый афганский космонавт, обладатель звания Герой Советского Союза.
- Гульбеддин Хекматияр — премьер-министр Афганистана.
- Земарялай Тарзи — археолог, профессор восточной археологии.
В смешанных браках, где пуштуном был отец, родились такие известные актеры, как Шарукх Кхан и Фероз Кхан. Закир Хусейн, происходивший из такое же семьи, был президентом Индии в середине прошлого века.
Пуштуны Пакистана объединились ради мира в регионе / В мире / Независимая газета
«Куми Джирга» в Пешаваре объединила всех пуштунских лидеров Пакистана / Фото предоставлено пресс-службой Национальной партии Авами
В пакистанском Пешаваре состоялась пуштунская национальная джирга («Пуштун Куми Джирга») – традиционное собрание лидеров национальных, племенных, политических, общественных, религиозных объединений. Ее участники впервые единогласно договорились о совместных действиях в интересах всех пуштунов, проживающих по обе стороны «линии Дюранда» (афгано-пакистанской границы, которая не признана официальным Кабулом). Безусловными приоритетами для участников национальной коалиции объявлены мир в Афганистане и регионе в целом, а также политическая и социально-экономическая модернизация населенной пуштунами пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва (ХП).
«Пуштун Куми Джирга» проходила 10-11 марта под эгидой пуштунской Национальной партии Авами (НПА) на площадке «Бача Хан Марказа» – культурно-образовательного центра НПА в Пешаваре. В работе национального форума приняли участие лидеры более 40 политических, общественных и религиозных организаций, включая ведущие пуштунские партии и движения – НПА, движение «Пуштун Тахафуз» («Пуштунская защита»), партий «Куми Ватан», «Авами Мили», «Джумат Ислами», «Джамиат Улама-и-Ислами», «Муслим Лиг» («Мусульманская лига»). Руководил работой джирги президент Национальной партии Авами Асфандияр Вали Хан, пользующийся большим личным авторитетом среди пуштунов.
«Джирга 10-11 марта стала продолжением первой пуштунской джирги, созванной 18 февраля, — рассказали «НГ» источники в Пешаваре, знакомые с ситуацией. – Но если на февральском форуме в основном обсуждались местные вопросы, связанные с необходимостью решения острых социально-экономических, бюджетных и инфраструктурных проблем провинции Хайбер-Пахтунхва (ХП), то 10 марта участники «Куми Джирги» говорили в первую очередь о крупных политических темах, связанных с поиском мира в Афганистане и регионе в целом, борьбой с терроризмом, защитой прав пуштунского населения».
Источники «НГ» назвали «настоящей сенсацией» то, что «практически все пуштунские лидеры смогли объединиться, преодолеть разногласия и не только обсудить острые вопросы за круглым столом, но и принять единую декларацию, которая станет общей программой действий на обозримую перспективу».
Примечательно, что первым пунктом резолюции пешаварской джирги стало требование мира в Афганистане и уважение суверенитета Афганистана. «Из-за многолетней войны на той и другой стороне «линии Дюранда» пострадало очень много пуштунов, — прокомментировал текст документа источник «НГ», близкий к организаторам джирги. — Пуштунская «Куми Джирга» хочет мира в Афганистане и поддерживает любые усилия по мирному урегулированию. Мир в Афганистане и Пакистане это есть мир в регионе в целом».
Члены джирги обратились к Исламабаду с требованием снять все препятствия для развития торговли между пуштунами Афганистана и Пакистана, а также прекратить любое иностранное вмешательство в афганские дела. «Один из самых важных итогов «Куми Джирги» это то, что мы поддерживаем все внутренние усилия афганских властей по организации и проведению мирных переговоров и осуждаем, не поддерживаем иностранных игроков, пытающихся дестабилизировать ситуацию в Афганистане», — заявил один из делегатов пешаварской джирги.
Напомнив, что «на землях пуштунов» нашли себе пункты базирования различные террористы и террористические организации, пуштунская «Куми Джирга» потребовала от официального Исламабада решительных действий «чтобы остановить терроризм и насилие в этом регионе».
«Засилье экстремистов на наших землях привело к тому, что простые пуштуны страдают и от боевиков, и от операций пакистанской армии. Это привело к катастрофическим последствиям для нашей родины. Изгнание террористов должно повлечь за собой и прекращение произвола пакистанских военных в отношении мирных граждан. В декларации джирги подчеркивается, что из-за действий пакистанской армии пострадали многие дома пуштунов, люди потеряли работу. Поэтому «Куми Джирга» настаивает, чтобы власти восстановить дома, инфраструктуру и возместили ущерб людям, которые потеряли источники доходов», — комментируют ситуацию источники «НГ» в Пешаваре.Особый пункт в резолюции джирги 10-11 марта посвящен пуштунам, пропавшим без вести, похищенным спецслужбами Пакистана. Делегаты «Куми Джирги» потребовали от Исламабада дать официальные разъяснения о судьбах исчезнувших лиц, предоставить информацию об их местонахождении. «Если эти люди виновны – тогда их надо отдать в руки суда, если нет, то необходимо прекратить незаконно их удерживать», — говорится в декларации пешаварской джирги.
Среди других решений мартовской «Куми Джирги» — требование к властям о скорейшем разминировании минных полей в Хайбер-Пахтунхва, на которых гибнут гражданские лица и домашние животные, возмещение ущерба людям, которые стали по этой причине инвалидами, разблокировка национальных электронных удостоверений личности пуштунов, прекращение политики дискриминации пуштунской молодежи, обучающейся в различных вузах Пакистана.
Особое место в решениях пуштунской «Куми Джирги» заняли вопросы, связанные с обеспечением финансово-экономической автономии провинции Хайбер-Пахтунхва. В частности, пуштунские лидеры потребовали от центрального правительства справедливой доли доходов от производства электроэнергии: генерирующие мощности находятся на территории ХП, однако пакистанское правительство не делает полагающиеся по закону выплаты, тем самым, серьезно ослабляя провинциальный бюджет.
Пуштунские лидеры также заявили о намерении заставить Исламабад перейти к справедливому распределению водных ресурсов провинции Хайбер-Пахтунхва (в настоящее время проводится политика «водной дискриминации» пуштунских территорий, в результате чего вода уводится в провинцию Пенджаб).
Делегаты национальной «Куми Джирги» намерены добиваться от центрального правительства права на самостоятельную добычу и переработку полезных ископаемых, что даст возможность укрепить бюджет провинции Хайбер-Пахтунхва и увеличить расходы на социальные программы в интересах пуштунского населения страны.
Пуштунская «Куми Джирга» назвала в числе своих приоритетов проведение «правильной переписи населения» в провинции Хайбер-Пахтунхва и других регионах Пакистана, где проживают пуштуны. «Центральные власти сознательно искажают численность пуштунского населения, занижают ее, — говорят источники «НГ» в Пешаваре. – Это делается для того, чтобы не дать пуштунам провести в парламент страны больше депутатов и, соответственно, уменьшить их влияние во власти. В итоге страдают политические и финансово-экономические интересы пуштунских регионов».
«Главное требование «Куми Джирги» — это прекращение геноцида пуштунов, — прокомментировали итоги форума источники «НГ» в Пешаваре. – Важно, что участники джирги приняли решение создать специальный исполнительный совет по выполнению ее решений. Ожидается, что такой совет будет сформирован на новой джирге 25 марта. Очевидно, что это будет коалиционный орган, в который войдут представители всех пуштунских партий, движений и групп».
Решения «Куми Джирги» были поддержаны российскими пуштунскими общинами. «Мы, пуштуны России, очень позитивно смотрим на итоги джирги 10-11 марта, — сказал в беседе с «НГ» директор Пуштунского культурного и делового центра «Пуштун» Навид Мухаммад. — Это исторический момент, когда все пуштуны собрались, чтобы вместе решить главный вопрос — как дальше жить. Главный пункт итоговой резолюции – это мир в регионе, причем, не только в Хайбер-Пахтунхва, но и во всех районах, где проживают пуштуны, это также мир в Афганистане.
пуштунов | Определение, люди, культура и религия
- Ключевые люди:
- Абдул Гаффар Хан
- Похожие темы:
- Африди Гилзай Дуррани
Просмотреть весь связанный контент →
Пуштунский , также пишется как Пуштунский или Пахтунский , хиндустанский патанский , персидский афганский , этнолингвистическая группа, проживающая в основном в северо-восточном регионе Афганистана и Гиндукуше. участок реки Инд в Пакистане. Пуштуны составляют самую большую этническую группу населения Афганистана и носили исключительное название афганцев до того, как это имя стало обозначать любого уроженца нынешней территории Афганистана.
Пуштунов объединяет прежде всего общий язык пушту. Другие общие черты включают суннитский ислам и общий социальный кодекс ( пуштунвали ), который регулирует как этическое поведение, так и обычаи. Происхождение пуштунов обсуждается, в том числе среди самих пуштунов. Одна пуштунская традиция утверждает, что они произошли от Афгана, внука израильского царя Саула. Известно, что несколько пуштунских племен переселились из Афганистана в Пакистан между 13 и 16 веками, а многие пуштуны переселились в северный Афганистан после образования современного афганского государства в конце 19 века.век.
Большинство пуштунов ведут оседлый образ жизни, сочетая земледелие с животноводством. Некоторые из них являются мигрирующими пастухами и караванщиками. Многие пуштуны служат в армии. Меньшее количество занимает политические посты.
Родство – основа пуштунского общества. Каждое племя, состоящее из сородичей, ведущих родословную по мужской линии от общего племенного предка, делится на кланы, подкланы и патриархальные семьи. Племенные генеалогии устанавливают права наследования и наследования, а также право пользоваться землями племени и выступать в совете племени (9).0029 джирга ). Споры из-за собственности, женщин и личных травм часто приводят к кровной мести между семьями и целыми кланами; они могут передаваться по наследству, если только они не будут урегулированы вмешательством вождей кланов или советом племени.
По оценкам, в начале 21 века в Афганистане проживало около 11 миллионов пуштунов, а в Пакистане — 25 миллионов. В их состав входит около 60 племен разного размера и значения, каждое из которых занимает определенную территорию. В Афганистане, где преобладающей этнической группой являются пуштуны, основными племенами, или, точнее, федерациями племен, являются дуррани к югу от Кабула и гильзаи к востоку от Кабула.
В Пакистане пуштуны преобладают к северу от Кветты между Сулейманским хребтом и рекой Инд. В горных районах основными племенами являются, с юга на север, какары, шерани и устарана к югу от реки Гумаль; Махсуд, Дарвеш Кхел, Вазири и Битани между рекой Гумаль и Талом; Тури, Бангаш, Чракзай, Африди и Шинвари от Тала до Хайберского прохода; и Махманд, Утман Кхел, Тарклани и Юсуфзай к северу и северо-востоку от Хайберского прохода.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Заселенные территории включают в себя племена равнин, находящиеся под непосредственным управлением провинциального правительства. Основные племена там, с юга на север, банучи и хатак, от реки Куррам до Новшеры, и халилы и манданы в Пешаварской долине. Важными центрами пуштунской культуры являются города Кандагар, Джелалабад и Лашкар-Гах в Афганистане, а также Пешавар и Кветта в Пакистане.
Редакция Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Адамом Зейданом.
Кто такие пуштуны? Афганское большинство с бесчисленными племенами, которые Имран Хан неправильно понял
Нью-Дели: Премьер-министр Пакистана Имран Хан на прошлой неделе попал в неприятную ситуацию за то, что ошибочно назвал сеть Хаккани, террористическую организацию, включенную в санкционный список ООН, племенем в Афганистане.
«Американцы не поняли, что такое сеть Хаккани. Хаккани — это племя. Это пуштунское племя, проживающее в Афганистане. Сорок лет назад, когда афганский джихад имел место, у нас было пять миллионов афганских беженцев в Пакистане, среди них было несколько Хаккани», — сказал Хан в Интервью CNN .
Пользователи социальных сетей поспешили указать, что в Афганистане нет пуштунского племени по имени Хаккани. Сеть Хаккани, связанная с афганскими талибами и ответственная за несколько терактов, включая взрыв в Кабуле в 2017 году, была основана покойным военачальником Джалалуддином Хаккани, принадлежавшим к племени задран.
Сын Джалалуддина Сираджуддин теперь служит министром внутренних дел в новом режиме талибов в Афганистане.
Талибан, что в переводе с пушту означает «студенты», в основном черпал свою власть из доминирующих пуштунов в Афганистане. Они впервые захватили Кабул в 1996 от президента Бурхануддина Раббани, этнического таджика, которого они считали антипуштунским и коррумпированным.
Читайте также: Встреча министров иностранных дел СААРК отменена после того, как Пакистан настаивает на участии талибов
Кто такие пуштуны?
Пуштуны, также известные как пуштаны, пактуны или патаны, являются преобладающей этнической группой в Афганистане и составляют 40-50 процентов населения. Меньшие этнические группы в стране среди 14 признанных включают таджиков, узбеков и хазарейцев.
Также большое количество пуштунов проживает в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва, которая граничит с Афганистаном. Они были отделены от жителей Афганистана «линией Дюрана», разделившей регион между Британской Индией и Афганистаном в конце 19 века.
Движение пуштунов Тахафуз (ПТМ), растущая правозащитная группа, основанная в Пакистане в 2014 году, давно критикует правительство Имрана Хана и военный истеблишмент за предполагаемые нарушения прав человека в отношении общества.
Пуштуны в основном мусульмане-сунниты. Однако согласно разведывательному отчету Службы морской пехоты США (MCIA) за 2002 год в восточном Афганистане проживают пуштуны-шииты.
Пуштуны говорят на пушту, который стал национальным языком Афганистана в 1936 г.
«Пуштунвали», кровная месть и племенной совет . Ключевым аспектом этого кодекса является кровная месть или ответные убийства, которые продолжаются между семьями и племенами на протяжении поколений.«Нежелание кровного возмездия лично считается признаком моральной слабости и даже трусости не только человека, которого обидели, но и всей его родственной группы», — написал социальный антрополог из США Томас Барфилд в исследовательской статье 2003 года под названием . Афганское обычное право и его отношение к официальным судебным учреждениям .
Кровная месть не может существовать в обществах, контролируемых государством. Поэтому те, кто живет в маргинальных сельских землях вдали от государственного контроля, считают себя «настоящими пуштунами», которые могут соблюдать строгие стандарты пуштунов, добавил Барфилд.
Решения принимаются и споры разрешаются только путем консенсуса на племенном совете или « джирге », и его членами обычно являются уважаемые люди старшего возраста и религиозные деятели деревни, такие как муллы. Женщины и дети не допускаются, как указывает Информационный центр стран происхождения Landinfo, независимый орган, который работает с норвежскими иммиграционными властями.
Гостеприимство, защита собственности и защита родственниц – другие важные принципы для пуштунов.
Читайте также: Талибан добивается участия в ГА ООН, напишите главе ООН, назначив своего представителя послом в Афганистане предполагают, что они произошли от древних племен Израиля.
Пуштуны считают себя потомками общего предка, хотя единого мнения о том, как зовут этого предка, нет. Одни называют его Кайс Абдуррашид, другие называют его Дару Ника или Баба Халед, легендарный полководец армии пророка Мухаммеда.
Немецкий этнолог Бернт Глатцер, опубликовавший несколько работ о кочевничестве в Афганистане, объяснил генеалогическое древо этого общего предка, от которого, как считалось, произошли несколько племен.
Говорят, что у общего предка было четыре сына: Сарбан, Битан, Гургушт и Карран. У Сарбана было два сына: Шарджнун и Харшбун; У Битана трое сыновей, Исмаил, Ашбун, Каджин, и одна дочь, Биби Мату; У Гургушта было трое сыновей: Данай, Бабай и Мандо; и у Каррана было два сына, Кодай и Какай.
Среди важных пуштунских правителей был Ибрагим Лодхи из династии Лоди, которая правила Афганистаном и северной Индией в период Делийского султаната и в конечном итоге потерпела поражение от императора Великих Моголов Бабура.
Кто такие Дуррани и Гильзаи?Существует бесчисленное множество племен, подплемен и подгрупп, объединенных под эгидой пуштунов. Два основных племени включают дуррани и гильзаев. Отчет MCIA предлагает взглянуть на подтрибы ниже этих двух.
Под Дурранисом идут Ачакзай, Ализай, Баракзай, Мохаммадзай и Попалзай. Под Гилзайсом приходят Ахмадзай, Харрути, Хотаки, Вардак, Джаджи и Джадран.
Мулла Барадар, заместитель премьер-министра в кабинете талибов, и бывший президент Афганистана Хамид Карзай принадлежат к племени Попальзай.