Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского: описание, маршрут экспедиции
После победных войн со Швецией и Османской империей к началу XIX века Россия закрепила за собой статус одной из ведущих мировых держав. Но мировая держава не может существовать без сильного флота, поэтому его развитию уделялось отдельное внимание. Например, русских офицеров отправляли набираться опыта на флоты зарубежных стран. Кратко о кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского вы узнаете в процессе прочтения статьи.
Подготовка
Идея кругосветного путешествия Юрия Лисянского и Ивана Крузенштерна принадлежала последнему. Обдумывать ее он начал сразу по возвращению в Россию в 1799 году. Окончательный вариант был представлен в начале 1802 года и довольно быстро одобрен морским министром и министром коммерции. Уже 7 августа Крузенштерн был назначен командиром экспедиции. Заместителем стал его старый друг, знакомый еще со времен учебы в Морском корпусе, капитан-лейтенант Лисянский. Большая часть расходов кругосветного путешествия Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского были оплачены Российско-американской компанией. Купцы имели свой интерес, они надеялись на открытие нового перспективного морского маршрута, по которому можно было доставлять товары в Китай и русские поселения в Америке.
Приготовления к первому кругосветному плаванию Крузенштерна и Лисянского велись быстро, но тщательно. Корабли было решено не строить самим, а купить за рубежом. В Англии за семнадцать тысяч фунтов стерлингов были приобретены два трехмачтовых шлюпа, получивших название «Надежда» и «Нева». Первым командовал сам Крузенштерн, а вторым – Лисянский. Там же были закуплены необходимые навигационные приборы и прочее снаряжение для долгого плавания. Экипажи были набраны исключительно из русских матросов-добровольцев, несмотря на то, что Крузенштерну советовали пригласить опытных иностранных моряков. Это было необычное решение, ведь опыта дальних океанских походов у русских кораблей и экипажей не было. Кроме того, в состав экспедиции вошли несколько ученых, а также посол Резанов, который получил задание наладить связи с Японией.
Европа и Атлантический океан
26 июля (7 августа по новому стилю) 1803 года корабли экспедиции вышли из Кронштадта. Русских мореплавателей, отправляющихся в первое свое кругосветное путешествие, торжественно провожали местные жители и команды кораблей, стоящих на рейде. Через десять дней экспедиция дошла до Копенгагена, где в обсерватории были откорректированы хронометры. 26 сентября «Надежда» и «Нева» остановились в Англии, в Фалмуте, где задержались до 5 октября, чтобы проконопатить корпуса. Следующая остановка была сделана на Канарских островах, где запаслись провизией и пресной водой. После этого отправились к берегам Южной Америки.
26 ноября русскими кораблями был впервые пересечен экватор. Это событие отметили торжественным подъемом Андреевского флага и салютом из орудий. В декабре экспедиция подошла к острову Святой Екатерины у берегов Бразилии и остановилась там. «Нева» нуждалась в замене мачты, и ремонт затянулся до конца января. За это время участники экспедиции ознакомились с природой тропической страны. Многое вызывало удивление, ведь в южных тропических широтах январь является самым жарким месяцем, и перед путешественниками предстало все разнообразие животного и растительного мира. Было составлено детальное описание острова, внесены поправки и исправления в карту побережья, собраны десятки образцов различных видов тропических растений.
Тихий океан
Наконец, ремонт был закончен, поэтому первое русское кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского продолжилось. 20 февраля 1804 года корабли обогнули мыс Горн и продолжили свой путь уже по Тихому океану. Тут не обошлось без происшествий: из-за сильного ветра, дождей и тумана корабли потеряли друг друга из виду. Но командование экспедицией предусмотрело подобную возможность, опираясь на рассказы английских моряков о «неистовых пятидесятых» и «ревущих сороковых» широтах. В случае подобного развития событий было решено встретиться на острове Пасхи. «Нева» подошла к острову и, подождав там три дня, отправилась к Маркизским островам, где и встретилась с «Надеждой» возле острова Нукагива.
Выяснилось, что, потеряв из виду корабль Лисянского, Крузенштерн направился на север, чтобы обследовать тамошнюю часть океана, но так и не нашел новой суши. Сам остров был детально описан, была собрана коллекция неизвестных науке растений, а Лисянский составил краткий словарь туземного языка. После этого корабли покинули Нукагиву, в мае вторично пересекли экватор и взяли курс на Гавайские острова, где разделились. «Надежда» отправилась на Камчатку, а «Нева» – к северо-западным берегам Америки.
Граф Федор Толстой
На пути к Камчатке на одном из островов экспедиция рассталась с одним из членов экипажа, Федором Толстым. Он был известнейшим представителем русского дворянства тех годов, причем славу свою получил за эксцентричное и провокационное поведение. Не изменил своему характеру он и в путешествии. В конце концов, Крузенштерну надоели выходки Толстого, поэтому он высадил его на берег. Оттуда Толстой добрался до Алеутских островов и Аляски, после чего вернулся обратно на Камчатку и через Дальний Восток, Сибирь и Урал прибыл в Петербург.
Камчатка
В начале июля «Надежда» прибыла в Петропавловск-Камчатский. К этому времени отношения между Крузенштерном и послом Резановым накалились до предела. Конфликт между ними возник еще в начале путешествия и был обусловлен тем, что, хотя Крузенштерн являлся командиром корабля, формально начальником экспедиции считался Резанов, причем о его статусе стало известно только после отбытия из Кронштадта.
Такое двоевластие просто не могло не сказаться во время первого кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского на дисциплине экипажа. Дело почти дошло до бунта, и посол был вынужден до прибытия в Петропавловск-Камчатский проводить все время в каюте. Сойдя на берег, он сразу же подал жалобу губернатору на действия Крузенштерна и экипажа. Впрочем, все разрешилось благополучно, и «Надежда» вышла в море и отправилась к берегам Японии.
Япония
26 сентября 1804 года корабль прибыл в порт Нагасаки. Но местные власти оказали русским морякам довольно холодный, даже враждебный прием. Сначала от них потребовали сдать пушки и вообще все огнестрельное оружие, только после этого кораблю было позволено зайти в бухту. «Надежда» простояла в гавани полгода, все это время морякам не разрешалось даже сойти на берег. В конце концов, послу сообщили, что император не может принять его. Более того, русским кораблям впредь запрещалось показываться вблизи японских берегов. Попытка установить дипломатические отношения закончилась провалом. Впрочем, это неудивительно, ведь Япония в тот период строго придерживалась политики изоляции и не собиралась от нее отказываться. Корабль вернулся в Петропавловск-Камчатский, где Резанова освободили от дальнейшего участия в плавании.
Впрочем, плавание в Японию не было напрасным. Европейцам был плохо известен тот регион, карты пестрели неточностями и ошибками. Крузенштерн составил описание западной береговой линии Японских островов, внес некоторые поправки в карты.
В июле 1805 года «Надежда» совершила еще одно плавание, на этот раз к берегам Сахалина. Пройдя с юга на север острова и попытавшись обогнуть его, экспедиция столкнулась с туманами и мелководьем. Крузенштерн ошибочно решил, что Сахалин – это полуостров, соединенный с материком перешейком, и повернул обратно на Камчатку. Пополнив запас провизии, совершив необходимый ремонт и загрузившись пушниной, шлюп в конце сентября отправился в Китай. По пути с карт были убраны несколько несуществующих островов, а сама «Надежда» несколько раз попадала в шторм. Поздней осенью корабль наконец бросил якорь в Макао и стал ждать прибытия Лисянского.
Путешествие «Невы»
После разделения на Гавайских островах «Нева» отправилась к побережью Северной Америки. Там экспедиция в первую очередь занялась гидрографическим описанием побережья. Кроме того, осенью 1804 года Лисянский вынужден был прервать научные исследования на острове Кадьяк и оказать помощь русским поселенцам в Америке, которые подверглись нападению туземцев. Разрешив проблемы поселенцев и выполнив необходимые астрономические наблюдения в тех местах, корабль вернулся на Кадьяк. Кроме гидрографических и астрономических наблюдений, осуществлялось наблюдение за погодой, а также была составлена карта Кадьякского архипелага.
После зимовки в 1805 году исследования побережья продолжились. Летом «Нева» бросила якорь в поселении Ново-Архангельске. Здесь экспедиция провела около двух месяцев, исследуя этот район. Проводилась разведка берегов и вылазки вглубь островов, было составлено их детальное описание. В частности, Лисянский поднялся на гору Эчком, которая являлась потухшим вулканом. Были сделаны наблюдения о растительности, смене температуры с высотой, собраны образцы вулканических пород. Лисянский обнаружил горячие источники на острове Баранова, вода которых имела лечебные свойства. Им же было собрано множество сведений о жизни индейцев и коллекция их бытовых предметов.
После завершения всех необходимых исследований «Нева» приняла груз пушнины, принадлежавшей Российско-американской компании, и 1 сентября отправилась к берегам Китая. Перед отплытием было заготовлено несколько десятков ведер дикого щавеля, который являлся проверенным средством от цинги. И действительно, случаев заболевания в дальнейшем пути не было.
Лисянский надеялся обнаружить неисследованную сушу и прокладывал маршрут через те участки океана, по которым до этого суда не ходили. Но эти поиски чуть не обернулись неприятностями: ночью 3 октября «Нева» села на мель. Как оказалось утром, это спасло корабль от столкновения с маленьким островом, находящимся в центре мели. Острову дали имя Лисянского. Он был необитаемым и весьма низким, в темноте тропической ночи его очень просто не заметить, а столкновение с каменистым берегом окончится гибелью корабля. «Нева» успешно снялась с мели и продолжила путь.
Тем не менее плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского затягивалось, корабль не успевал к намеченному сроку, и Лисянский решил сместиться на юг, чтобы паруса наполнил попутный ветер. Возле Филиппин «Неву» сильно потрепал тайфун, пришлось даже выбросить за борт часть груза. Наконец, в середине ноября мореплаватели встретили первый китайский корабль. 21 ноября 1805 года «Нева» прибыла в Макао, где ее уже ожидала «Надежда».
Китай
По прибытии в Макао Крузенштерн известил губернатора о цели визита и убедил его разрешить «Надежде» остаться в порту до прибытия «Невы», даже несмотря на то, что военным кораблям там стоять запрещалось. Но уговорить местные власти на заход обоих суден ему сразу не удалось. Поэтому, когда «Нева» подошла к Макао, он перешел на нее и вместе с Лисянским отправился в порт.
С продажей мехов возникли определенные трудности, так как китайские купцы ждали разрешения правительства на то, чтобы вступить в торговые отношения с русскими. Наконец, при помощи местного английского торгового представительства удалось сбыть груз. Закупив китайские товары (чай, шелк, фарфор) и завершив торговые дела, экспедиция готовились к отправке, но тут вновь вмешались китайские чиновники, запретив кораблям покидать порт до получения разрешения. Спустя месяц разрешение наконец было получено, и 28 января 1806 года русские мореплаватели отправились в путь.
Возвращение
Во время плавания через Полинезию, Индийский и Атлантический океан каких-либо географических открытий сделано не было, так как этот маршрут был широко известен и давно исследован. Впрочем, несколько интересных событий все же случилось. До берегов Африки корабли шли вместе, но, проходя мимо мыса Доброй Надежды, попали в туман и 3 апреля потеряли друг друга из виду. По договоренностям на такой случай предполагалось вновь встретиться на острове Святой Елены. По прибытии туда Крузенштерн получил известие, что Россия и Франция находятся в состоянии войны. Это заставило его изменить дальнейший маршрут экспедиции кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского, и «Надежда» пошла вдали от европейских берегов, обогнув Британские острова.
Лисянский же решил возвращаться самостоятельно, не заходя на остров Святой Елены. Бросив якорь в Портсмуте и узнав о войне, он все же продолжил плавание через Ла-Манш. Так или иначе, оба корабля успешно завершили первое кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт 22 июля, а «Надежда» пришла 7 августа 1806 года.
Значение
Первое русское кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского открыло новую страницу географических исследований. Экспедицией были открыты новые острова и стерты с карт несуществующие, уточнена береговая линия Северной Америки и Японии, установлена широта и долгота многих точек на карте. Обновленные карты малоизученных мест земного шара упростили дальнейшие экспедиции. После первого кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского было получено множество сведений о населении дальних земель, о его обычаях, культуре и быте. Собранный этнографический материал был передан Академии наук и послужил ценным источником информации. Во время путешествия также были составлены чукотский и айнский словари.
Исследования температуры воды в океанах, ее солености, течений, приливов и отливов не прекращались за все время путешествия, в дальнейшем полученные сведения станут одной из основ океанографии. Наблюдения за погодой в разных уголках земного шара впоследствии будут иметь значение для становления такой науки, как климатология. Ценность исследований и наблюдений русской экспедиции в том, что они проводились систематически, с помощью самых современных приборов, подобный подход на тот момент был новаторским.
Сведения, полученные в кругосветном путешествии Крузенштерна и Лисянского (описание было представлено вашему вниманию в статье), были опубликованы в книгах Крузенштерна и Лисянского. К сочинениям прилагались атласы с новейшими картами и иллюстрациями природы и городов дальних стран. Данные труды, содержавшие множество сведений о малоисследованных землях, вызвали сильный интерес в Европе, вскоре были переведены на западноевропейские языки и изданы за рубежом.
Экспедиция стала первым русским кругосветным путешествием, матросами и офицерами впервые был приобретен опыт дальних плаваний, тем самым сформировалась основа для дальнейших географических открытий под русским флагом. В частности, в экипаж «Надежды» входили Фадей Беллинсгаузен – будущий первооткрыватель Антарктиды, и Отто Коцебу, совершивший в дальнейшем еще одно кругосветное путешествие, но уже в качестве командира экспедиции.
Кругосветное плавание И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского
Похожие презентации:
Исследование и открытие территории Антарктиды. Первое русское кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского
Русские первооткрыватели, путешественники и ученые XIX века
Великие русские географические открытия
Развитие географических знаний о Земле
Русские имена на карте мира
Открытие, изучение и преобразование Земли
Русские путешественники XIX века
Русские путешественники и первооткрыватели
Ю́рий Фёдорович Лися́нский
Иван Фёдорович Крузенштерн
1. Кругосветное плавание И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского
Конкурс презентаций «Великие люди России»Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet. su»
Кругосветное плавание
И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского
Когда путешествуешь, главное — не забывать, что
смысл — в самом путешествии, а не в его конце. Если ты
будешь чересчур спешить, то упустишь цель, ради
которой путешествуешь.
Фелисите Робер Ламенне.
Борисова Анна Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №3 г. Богородска
Нижегородской области
2. Цель работы:
• Изучить маршрут кругосветного плавания знаменитых русскихмореплавателей И.Ф. Крузенштерна и
Ю.Ф. Лисянского , определить какое значение она имела для
российского государства .
3. Содержание
Введение
Биографии
Цели и причины кругосветного плавания
«Надежда» и «Нева»
Путь кругосветного путешествия
Маршрут экспедиции
Признание и значение
Вывод
Список литературы
4. Биография
• Иван Фёдорович Крузенштерн8 (19) ноября 1770 — 12 (24)
августа 1846 — российский
мореплаватель, адмирал.
• Происходит из остзейских
немецких дворян, праправнук
основоположника рода в России
Филиппа Крузиуса фон
Крузенштерна.
5. Биография
• Юрий Фёдорович Лисянский (13августа) 1773 — 22 февраля (6
марта) 1837, Петербург) —
российский мореплаватель и
исследователь. Капитан
первого ранга.
• Происходит из древнего
украинского казацкого рода.
Родился в семье священника.
6. Цели и причины кругосветного плавания
• Развитие торговли, морского и охотничьего промыслов в дальневосточных водах потребовалидетального изучения этих районов Тихого океана. Российско-американская компания
выполнить такую задачу своими силами не могла: она не располагала для этого ни
квалифицированными моряками, ни кораблями, приспособленными для исследований.
• Была и еще одна весьма важная причина для организации кругосветного плавания. Среди
основных тихоокеанских стран только одна Япония не покупала товары компанейских купцов,
несмотря на то, что Россия не раз предлагала Японии установить с нею торговые сношения. В
1782 году японское правительство изъявило согласие вступить в переговоры, указав, что
русский корабль может посетить для этой цели порт Нагасаки.
7. «Надежда» и «Нева»
• В июле 1803 года из Кронштадташлюпы «Надежда» и «Нева».
• Длина «Надежды» составляла 117
футов (35 м), ширина 28 футов и 4
дюйма (8,5 м), «Нева» была еще
меньше. На борту «Надежды»
постоянно находилось 84 человека
офицеров, команды и пассажиров
«Надежда»
«Нева»
8. Путь кругосветного путешествия
• 27 июля 1803 года шлюпы вышли вморе. После десятидневного плавания
«Надежда» и «Нева» прибыли в
Копенгаген.
• Плавание к берегам Бразилии,
длившееся почти два месяца,
оказалось очень изнурительным.
• 14 ноября 1803 года русские корабли
пересекли экватор.
• 24 января шлюпы вышли в море.
Теперь им предстояло, обогнув мыс
Горн, выйти в Тихий океан и
направиться к Гавайским островам.
9. Путь кругосветного путешествия
• К вечеру 14 февраля кораблинаходились в районе Огненной
Земли.
• Десятиузловым ходом шлюпы
обошли 19 февраля остров Штатов и
к восьми часам утра 20 февраля
оставили за кормой мыс Горн.
• 3 апреля «Нева» подошла к острову
Пасхи.
10. Путь кругосветного путешествия
• 9 апреля «Нева» направилась кМаркизским островам .
• 27 сентября 1804 года «Надежда»
бросила якорь на рейде Нагасаки.
• В середине августа 1805 года
«Надежда» возвратилась на Камчатку.
• 29 апреля встретилась у острова
Нука-Хива с «Надеждой», которая
пришла сюда за три дня до этого.
• 6 мая «Надежда» и «Нева» покинули
остров Нука-Хива.
• В полдень 13 мая русские корабли вновь
пересекли экватор, только теперь уже
с юга на север.
11. Путь кругосветного путешествия
• 22 ноября 1805 года «Нева» прибылана рейд Макао, где в это время
находилась «Надежда».
• В феврале 1806 года «Надежда» и
«Нева» отправились в дальнейший
путь через Южно-Китайское море и
Индийский океан в Европу.
• 22 июля 1806 года «Нева» бросила
якорь на Кронштадтском рейде. Две
недели спустя сюда пришла и
«Надежда». Исторический вояж
вокруг света закончился.
12. Признание и значение
Император Александр I наградил всеучастников экспедиции
По высочайшему повелению была
выбита особая медаль для всех
участников этого первого
кругосветного путешествия.
С этого времени начинается
непрерывный ряд русских
кругосветных путешествий;
во многом изменилось к
лучшему управление
Камчаткой.
Описание этой экспедиции
напечатано под заглавием
«Путешествие вокруг света в 1803,
1804, 1805 и 1806 годах на кораблях
„Надежда“ и „Нева“ в 3 томах, с
атласом из 104 карт и
гравированных картин, СПб., 1809 г.
13. Выводы:
• Первое русское кругосветное путешествие сыграло большую роль вразвитии этнографии и новой науки океанографии.
• Экспедицией на кораблях «Нева» и «Надежда» была проложена
трасса нового пути в русские североамериканские колонии.
Эти непрерывные дальние плавания оживили колониальную
торговлю и во многих отношениях способствовали развитию
североамериканских колоний и освоению Камчатки.
• Окрепли морские связи России с Тихим океаном, значительно
развилась внешняя торговля. Рядом ценных наблюдений вдоль
трасс дальних плаваний первое русское кругосветное путешествие
заложило прочную научную основу трудному искусству дальнего
мореплавания.
14. Иллюстрации
http://guardcrew.com
http://lemur59.ru/node/319
http://sailing-ships.ru
http://4friends.od.ua/~portofr/print.php?art_num=art014&year=2003&nnu
mb=29
• http://lemur59.ru/node/319
15. Список литературы
• 1.Пасецкий В. М. Иван Фёдорович Крузенштерн (1770—1846) /
Отв. ред. академик А. П. Окладников; Академия наук СССР — М.:
Наука, 1974. — 176 с.
2. Вокруг света с Крузенштерном — СПб.: Издательство
«Крига», 2005. — С. 288. —Невский В. В., Первое путешествие
россиян вокруг света, М.
3. Крузенштерн И. Путешествие вокруг света в 1803, 1804,1805 и
1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева»: Часть первая/вступ. Ст.
А. Добровольского, Н. Зубова. – М.: Мир книги, Литература,2009
4. Путешественники первопроходцы России:
справочник/Составитель В.В. Шевченко – М.:Вече; Новый учебник,
2010.
5. 100 Великих мореплавателей/.Авторы-составители: Авадяева
Е.Н., Зданович Л.И.-М.: Вече, 2000 .
English Русский Правила
Allgemeine Welt Charte nach Mercators Projection entworfen von A. I. Krusenstern Captain Der Russischen Marine London 1815
Чрезвычайно редкая карта мира Крузенштерна — руководителя Первой российской кругосветной экспедиции Ивана Федоровича [Адама Иоганна] Крузенштерна — первое русское кругосветное плавание. Путешествие привело к более точному нанесению на карту многочисленных местностей Тихого океана и имело важное значение для естественной истории и зарождающейся науки океанографии. Эта карта была опубликована по возвращении Крузенштерна и встречается гораздо реже, чем другие публикации, сделанные во время путешествия — этот пример является самой ранней из известных сохранившихся копий.
Карта представлена в проекции Меркатора, наиболее удобной для таких мореплавателей, как Крузенштерн. Он предлагает захватывающий взгляд на то, что было известно в 1818 году. Антарктида не включена; Второе путешествие Джеймса Кука (1772–1775) резко сократило возможность существования огромного южного континента, как предполагалось ранее. Континент Антарктида не был замечен до 1820 года, когда Фабиан Готлиб фон Беллинсгаузен, участник кругосветного плавания Крузенштерна, и Михаил Лазарев натолкнулись на шельфовый ледник Фимбул.
На севере северное побережье Гренландии остается неизведанным, как и некоторые части далекого севера Канады. Путешествия Северо-Западным проходом, последовавшие за кругосветным плаванием Крузенштерна, заполнили некоторые из этих пробелов. Многие острова и географические особенности включают дату их встречи с европейцами, особенно в Тихом океане. Кроме следа Крузенштерна, есть еще часть кругосветного плавания Магеллана, а также часть маршрута испанского мореплавателя Маласпины.
Первая русская кругосветка: путешествие Крузенштерна (1803-1806)
Российские официальные лица жадно следили за новостями о кругосветных плаваниях, совершенных другими странами, включая Джорджа Ансона, Джеймса Кука и Луи-Антуана де Бугенвиль. Все это также расширило географические и этнографические знания о Тихом океане, океане, с которым Россия граничила и который она рассматривала как возможное место для имперской экспансии. Россия также искала Северо-Восточный проход для торговли с Китаем.
В конце 1740-х годов вслед за экспедициями Витуса Беринга на западном побережье Америки были созданы русские фактории по торговле пушниной. К 1790-м годам некоторые из них стали постоянными поселениями. Стремясь защитить и расширить эту торговлю, в 1787 г. было запланировано кругосветное плавание, но оно было отменено из-за войн с турками (1787 г.) и шведами (1788 г.).
Спустя десятилетие Россия стала крупной морской державой, и их взоры снова обратились на восток и Тихий океан. Вновь созданная Русско-Американская компания и император Александр I утвердили план кругосветного плавания и назначили его руководителем тогдашнего капитан-лейтенанта Крузенштерна, вернувшегося в Россию в 179 г.9 после шести лет службы в Королевском флоте Великобритании. Находясь с британцами, Крузенштерн посетил Северную Америку, Южную Африку, Ост-Индию и Китай. Этот опыт и три его письменных предложения о кругосветном плавании по России дали ему право на это назначение.
Рейс должен был переправить дипломатический контингент в Японию в поисках привилегированного торгового статуса. В этом ключе граф Николай Петрович Резанов был назначен сокомандующим вместе с Крузенштерном; он также должен был быть послом России в Японии. Корабли также должны были переправлять припасы и получать грузы от поселенцев на побережье Северной Америки. «Надежда» и «Нева», , переименованные в английские корабли, закупленные специально для кругосветного плавания, вышли из Кронштадта 7 августа 1803 г. с Крузенштерном под командованием первого и Юрия Лисянского во втором.
Корабли направились на запад к Копенгагену, Хельсингору и Фалмуту, затем вошли в открытую Атлантику. Они остановились на Тенерифе, а затем в Бразилии, прежде чем обогнуть мыс Горн. В опасных водах мыса два корабля разошлись. Нева ждала Крузенштерна на острове Пасхи, но 0004 Надежда уже уплыла на Маркизы. Там Лисянский присоединился к Крузенштерну в мае 1804 года. Они вместе отплыли на Гавайи, а затем в русские поселения на территории современной Аляски.
На Аляске Лисянский пришел на помощь русским поселенцам на Ситке, осажденным индейцами тлинкитами. Крузенштерн подобрал груз товаров и доставил их на Камчатку, прежде чем отправиться в Японию. Он шесть месяцев стоял на якоре в гавани Нагасаки, пока переговорщики пытались добиться одобрения открытия посольства России на японской земле. Переговоры провалились, и Надежда вернулась на север, на Камчатку, куда Резанов отправился служить имперским инспектором и полномочным представителем Российско-Американской компании в Северной Америке. Затем Крузенштерн исследовал побережье Сахалина, пытаясь понять, остров это или нет.
Корабли воссоединились в Макао, где провели три месяца, продавая меха и покупая чай. Из Китая корабли пересекли Индийский океан, обогнули мыс Доброй Надежды и вышли в Атлантику. Лисянский отплыл прямо домой, а Крузенштерн ненадолго остановился на острове Святой Елены. Вернулся в Кронштадт 19 августа., 1806.
Наследие путешествия
Это было не только первое русское кругосветное плавание, но и одно из первых научных путешествий по заказу империи. Натуралисты собрали много новых и редких образцов, а мореплаватели добились важных успехов в океанографии. Например, Лисянский доказал существование экваториального противотечения в Атлантическом океане. Этнографические описания, особенно с Маркизских островов, имели решающее значение для изучения тихоокеанских народов. Два человека, которые служили в экспедиции, Отто Коцебу Беллинсгаузен, позже возглавили свои собственные путешествия: Коцебу — кругосветное плавание и Беллинсгаузен с Лазаревым — первое успешное исследование Антарктики.
Крузенштерн и его люди были отличными моряками, которые обследовали многие места с большей точностью, чем предыдущие попытки; в их число входили остров Пасхи, Маркизские острова, Сахалин, Хоккайдо, острова Цусима, западное побережье Японии и другие места. Они также открыли проходы через Курильские острова. В море Крузенштерн полагался на карты пятнадцати разных авторов на разных языках. Его собственные карты известны своей точностью, а его расчеты широты отклоняются от современных данных не более чем на две угловые минуты, а по долготе — не более чем на четыре минуты — монументальный подвиг.
Публикация этой карты
Вернувшись в Европу, Крузенштерн занялся проверкой своих документов и подготовкой отчета о путешествии. Он был не один, Лисянский и другие участники плавания тоже в итоге опубликовали свою версию событий. Крузенштерн, однако, был самым плодовитым.
В 1809 г. он опубликовал трехтомный отчет о путешествии на русском языке, а немецкая версия появилась в 1810 г. в трех томах с сопровождающим атласом. Reise um die Welt, in den jahren 1803, 1804, 1805, und 1806 оказался популярным и был быстро переиздан в Лейпциге и Берлине и переведен на голландский, шведский, итальянский, французский и датский языки. В 1813 году английский перевод был опубликован Джоном Мюрреем, который специализировался на публикации книг о путешествиях и исследованиях.
В Англии книга нашла отклик у читающей публики, которая тогда была одержима Северо-Западным (или Северо-Восточным) проходом и Арктикой. Крузенштерн был обязательным чтением для полярных исследователей, отправившихся на север в 1820-х годах, включая Джона Росса, Уильяма Эдварда Парри и Джона Франклина. Фактически, Джон Росс отредактировал мемориал Крузенштерну в 1856 году, переведенный с немецкого и написанный дочерью Крузенштерна. Однако это была не единственная английская ничья в путешествии Крузенштерна, как показывает лондонская публикация этой карты.
Сам Крузенштерн был в Лондоне в 1814 и 1815 годах, осматривая инструменты Эдварда Тротона, известного производителя инструментов, магазин которого находился на Флит-стрит. В то время лучшие инструменты в мире производились в Лондоне, а Тротон, который также поставлял инструменты Королевскому обществу, считался самым опытным производителем инструментов в Европе. Поскольку Крузенштерн уже находился в Лондоне, приобретая новые инструменты для Российского Императорского флота, он приказал выгравировать эту карту, поскольку это было удобно и предусмотрительно.
Карта была выгравирована и подписана Дж. Уокером из Лондона. Скорее всего, это относится к Джону Уокеру (1783–1831 гг.). Уокер был известен своими гравюрами на картах и работал в частном порядке на Александра Далримпла с 1783 года и в Адмиралтействе после того, как Далримпл занял свой пост первого главы Гидрографического управления в 1795 году. Уокер продолжал работать в Адмиралтействе при преемнике Далримпла Томасе Херде и скорее всего, через Адмиралтейство Крузенштерн узнал о гравере. Уокер и его сын с таким же именем (1813-1873 гг.) были членами-основателями Королевского географического общества в 1830 году. Возможно (но менее вероятно), что его сын был гравером этой карты, поскольку он также выгравировал для Адмиралтейства.
Первоначально карта была выпущена в 1815 году и предназначалась для дополнения, но не обязательно для привязки к его отчету о путешествии и атласу. Это исправленный образец 1818 года. Известны также более поздние исправленные образцы, датированные 1817, 1822 и 1825 годами. Все они очень редки. В 1819 году в Лейпциге были опубликованы воспоминания о карте под названием Beyträge zur Hydrographique der Grossen Ozeane als Erläuterungen zu einer Charte des ganzen Erdkreises nach Mercator’s Projection.
Во введении к книге Крузенштерн сообщает, что эта карта предназначалась для использования в качестве общей карты для сопровождения атласа его путешествий, но наполеоновские войны отрезали его от необходимых карт из Англии, и он не мог предоставить карту для высочайшая степень точности, которую он желал. Он также объясняет, что первоначальная карта была нарисована тогдашним четвертым лейтенантом Беллинсгаузеном и улучшена с помощью источников, которые он подобрал в Англии во время своего путешествия в 1815 году. Он выгравировал карту в Лондоне, но не смог внести исправления до отъезда на континент. . Он продолжал пересматривать диаграмму — лейпцигские мемуары должны были сопровождать государство 1817 года — и этот пример 1818 года показывает его постоянные изменения.
Редкость
Карта является редчайшей из гидрографических работ Крузенштерна, а этот пример является самым ранним из сохранившихся до наших дней. Нет никаких записей о его продаже за последние тридцать лет. Мы отмечаем копии карты 1819 и 1822 годов в онлайн-каталоге Национального архива Эстонии и Таллиннского городского архива, а также копию 1825 года в Британской библиотеке. OCLC перечисляет до семи других институциональных примеров.
Это единственная карта Крузенштерна, опубликованная им в Лондоне. Это жизненно важная карта, подчеркивающая выход России на мировую арену геологоразведки, и она станет центральной частью любой коллекции российской или геологоразведочной картографии.
Кронштадт на острове в Санкт-Петербурге
Город Кронштадт расположен на острове Котлин в Финском заливе. В 2011 году он был соединен с южной и северной частями города автомобильной дорогой в составе комплекса противопаводковых сооружений Санкт-Петербурга. Дорога тянется через Финский залив от поселка Малая Ижора через остров Котлин до города Сестрорецк.
Строительство города-крепости Кронштадт началось в 1703 году с закладки камня на отмели рядом с островом острога Кроншлот (в переводе Коронный замок). Целью строительства крепости было закрыть фарватер, ведущий к устью Невы. 7 мая 1704 года форт и две батареи были сданы в эксплуатацию. Через месяц эскадра шведских кораблей попыталась прорваться через Кроншлот, но безрезультатно. В 1709 г., по приказу Петра I началось строительство пристаней, гаваней, складов для флота. Ценой многих человеческих жизней в кратчайшие сроки было осуществлено строительство первой гавани, завершенной уже в 1714 г., а в 1723 г. начали действовать Купеческая, Лесная, Средняя, Военная гавани.
В 1723 году началось строительство центральной крепости, получившей название Кронштадт – «Коронный город». Дворец Петра I и дворец А. Д. Меншикова (Итальянский дворец).
Сразу после постройки Кронштадтская крепость стала надежным щитом для России и Санкт-Петербурга. По планам Петра Кронштадт входит в состав столицы России, поэтому развивается по заранее продуманным проектам, с привлечением лучших архитекторов: Д. Трезини, С.И. Чевакинского, В.И. Баженов. В результате строится уникальный город-крепость-порт.
Строительство и благоустройство укреплений продолжалось в Кронштадте до начала 20 века. В частности, строится уникальный комплекс фортов Кронштадта. К настоящему времени форты утратили свое военное значение, но остались мощнейшим фортификационным комплексом на Балтике. Кронштадт до сих пор, наряду с городом Балтийском в Калининградской области, остается базой Балтийского флота Российской Федерации. У причалов на набережной стоят надводные и подводные корабли.
С 1771 по 1798 год в Кронштадте находился Морской кадетский корпус, который выпускали выдающиеся русские моряки, в том числе: Ф. Ф. Беллинсгаузен, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский. В Кронштадте служили известные адмиралы: Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов, В. Н. Корнилов и многие другие.
Торговый порт Кронштадт имел большое значение для России – здесь грузы с морских судов перегружались на баржи для доставки в Санкт-Петербург. Расцвет порта пришелся на 1860-1880 годы. После открытия Морского канала в Петербург порт был перенесен в столицу.
Кронштадт за три столетия своего существования также был важным научным центром. Например, здесь был построен первый в мире ледокол «Пилот». Здесь в 1895 году А.С. Попов изобрел первый в мире радиоприемник. В 1898–1918 годах в остроге «Император Александр I» работала лаборатория по производству чумной вакцины.
В годы Великой Отечественной войны 1939-1945 годов Кронштадт сыграл важную роль в обороне Ленинграда. На 900 дней Кронштадт был блокирован со стороны всей страны и Ленинграда. Балтийский флот, базировавшийся в Кронштадте, обеспечивал выход подводных лодок в Балтийское море. Сейчас Кронштадт — один из районов Санкт-Петербурга, его население составляет около 35 тысяч человек.
Главные достопримечательности Кронштадта. Мидл-Харбор, что очень удобно для туристов. Это одна из главных достопримечательностей Кронштадта и визитная карточка города.Сейчас основная база российского флота находится в Балтийске Калининградской области, а второстепенная здесь же, в Кронштадте. А ведь Кронштадт – колыбель Балтийского флота, именно здесь в 1713-1723 годах под руководством Петра Великого были построены первые пять гаваней – Котлинская (в 1714 году), Средняя и Купеческая, Лесная и Военная (в 1723 году). Эти сооружения относятся к историческим памятникам и являются визитной карточкой Кронштадта.
Торговая гавань в КронштадтеДо строительства Морского канала суда не могли пройти из Финского залива в Санкт-Петербург и останавливались на острове Котлин, в гаванях Кронштадта. Торговая гавань служила местом перевалки товаров с морских торговых судов на мелкие.
Кроме того, Торговая гавань была местом зимовки торговых судов. Чтобы зимние бури не повредили корабли, специальный кран снимал мачты, а весной их устанавливали на место. На берегу можно увидеть памятник – сохранившийся журавль 19 века.век.
Рыбные ряды
На берегу Торговой гавани были рыболовные ряды. Первоначально это были лавки по продаже рыбы, а в 1828 году для торговли было построено желтое каменное здание с белыми колоннами в стиле классицизма.
В летнее время торговля велась с лодок, стоявших у берега в 5-6 рядов. Хозяйки прыгали с лодки на лодку, выбирая продукт по душе.
Голландская кухня
Одной из достопримечательностей Кронштадта является здание Голландской кухни, расположенное между Итальянским прудом и Купеческой гаванью. Это каменное здание предназначалось для приготовления пищи для экипажей кораблей, стоявших в гаванях Кронштадта.
В целях пожарной безопасности запрещалось готовить еду на самих кораблях. Голландская кухня состояла из 4-х отделений, где готовилась еда для экипажей кораблей. Провизия и вода, дрова и котлы были с кораблей, кока привез их с собой. В каждом отсеке имелась печь, рассчитанная на два котла емкостью по 10 ведер каждый.
Парк «Остров Фортов»Парк площадью 9 га расположен на побережье Каботажной гавани и включает в себя объекты музейного, рекреационного и образовательного характера. Центральной смысловой осью музея и исторического парка является Аллея Героев. Представленная в формате «Дорога времени», Аллея сочетает в себе рекреационную и образовательную функции для жителей и гостей города. На протяжении 150 метров Аллеи художественные приемы через личностей — выдающихся морских деятелей России — раскрывают главные темы из трехсотлетней истории Российского флота.
В непосредственной близости от воды находится мемориальный объект – Маяк памяти с именами 200 героев флота, вокруг которого расположены панорамные качели с видом на парк и три ближайших к городу исторических форта, в т.ч. Кроншлот – со строительства которого началась история Кронштадта.
Петровский докПетровский док — одно из старейших гидротехнических сооружений Кронштадта, строительство которого было начато еще во времена Петра Великого. Док мог одновременно проводить ремонт десяти крупных кораблей.
Строительство началось в 1719 году и планировалось завершить за три года. На стройке в Кронштадте было задействовано более 3000 человек, в основном солдаты.
Для 18 века это было грандиозное сооружение – длина Петровского причала в Кронштадте составляла 2,24 километра. В 1774 году из Шотландии привезли паровую машину, с помощью которой воду из бассейна откачали всего за 9 дней! Это чудо техники просуществовало 75 лет.
Часть этого уникального гидротехнического сооружения прослужила до 2008 года! Среди достопримечательностей Кронштадта это сохранившееся здание является одним из самых интересных.
Морской собор в КронштадтеМесто строительства определено площадью, занимаемой складом с якорями от старых кораблей. Храм решили расположить так, чтобы рядом с ним было место для парадов и парк. Купол храма, видимый за несколько километров от города, должен был стать ориентиром для всех кораблей, возвращающихся к родным берегам.
Морской собор в Кронштадте строился с 1903 по 1913 год на средства людей и средств Морского ведомства. Над проектом здания работали лучшие мастера того времени.
Морской собор на первый взгляд напоминает знаменитую Софию в Константинополе. При этом храм в Кронштадте имеет другие пропорции и был освящен в честь святителя Николая, защитника и покровителя всех мореплавателей. Эта морская направленность видна уже при приближении к храму – крест на куполе вписан в штурвал, а края куполов украшены переплетением якорей и канатов. Высота здания составляет 70,5 метров, это самое высокое здание в городе. Центральная часть храма вмещает 3000 прихожан.
На галерее в верхнем зале и в нижнем зале установлены плиты из черного мрамора с именами 12 000 моряков, погибших на службе с 1796 по 1917 годы.