Путь тура хейердала: через Тихий океан на «Кон-Тики»

через Тихий океан на «Кон-Тики»

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Сборник

Веймар

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Новости 29.12.2022

Умер композитор Эдуард Артемьев

Начало «авантюры»

В 1937 году Тур Хейердал с женой отплыли из Марселя на Таити. Чтобы добраться до острова, им пришлось пересечь Атлантический океан, Панамский канал и Тихий океан. Проведя месяц в доме таитянского вождя, они переехали на одинокий остров Фату-Хива, где провели год в отрыве от цивилизации. Хотя цель экспедиции состояла в изучении местной фауны, Хейердала гораздо больше заинтересовал вопрос о путях заселения Полинезии.

Тур Хейердал с женой. (flickr.com)


Во время вынужденной поездки на остров Хиваоа за медицинской помощью Хейердал свёл знакомство с норвежцем Хенри Ли, жившим на острове с 1906 года. Тот показал молодому исследователю каменные статуи в джунглях, о происхождении которых никто ничего не знал. Но Ли упомянул, что подобные статуи известны также по находкам в Колумбии — стране, находившейся почти в 6 тыс. км к востоку от Маркизских островов. Также именно от Ли Хейердал узнал о Тике — боге местных племён. По легенде, раньше в Перу был народ белых богов, прибывших с севера. Однако после поражения в битве с инками на озере Титикака они бесследно исчезли.

Позднее Хейердалу удалось обнаружить на острове огромные изваяния бога Тики, которые напоминали статуи в Южной Америке.

Остров Фату-Хива. (britannica.com)


Исследование флоры и фауны островов, а также океанских течений привело норвежца к мысли, что господствующие ветры, которые идут с севера, через Гаити, способствовали появлению на островах первых поселенцев. Эта точка зрения полностью расходилась с утвердившимся тогда мнением, согласно которому предки полинезийцев пришли на острова с берегов юго-восточной Азии. Также до окончательного оформления теории норвежского путешественника считалось, что кокосы, которые произрастали на архипелаге, были занесены морской водой из Южной Америки.

Хейердал провёл немало времени в архивах и музеях, изучая старинные манускрипты и рисунки, на которых изображались плоты древних индейцев Южной Америки. Исследователь попытался даже заинтересовать и убедить в правильности своей теории учёного из Нью-Йорка, предоставив доказательства, однако тот лишь улыбнулся и сказал ему: «Ну что ж, попробуйте пройти из Перу до тихоокеанских островов на бальсовом плоту».

Так возникла идея путешествия на плоту от латиноамериканского побережья к островам Полинезии.

По заветам древних индейцев

Плот для путешествия был построен из бальcы — легчайшего дерева в мире. Судно, аналогичное тем, что раньше делали индейцы, соорудили без единого гвоздя. Оно состояло из девяти брёвен длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у плота был острый нос.

Модель судна, на котором совершалось плавание. (flickr.com)


Бревна были перевязаны канатами, над ними возвышалась мачта с большим (27 кв. м) прямоугольным парусом. Плот был оснащён кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль киля и руля). Палуба была устлана бамбуком. Посреди плота стояла небольшая, но довольно крепкая хижина с крышей из банановых листьев. Своему плоту путешественники дали имя «Кон-Тики» — по имени легендарного полинезийского героя.

Судно Тура Хейердала и его команды. Вид с океана. (nrk.no)


28 апреля 1947 года из небольшого порта Кальяо на побережье Перу в Тихий океан отправился необыкновенный кортеж. Буксир ВМС Перу «Гуардиан Рио» тащил плот Хейердала. Примерно в 50 милях от берега, достигнув течения Гумбольдта, экипаж буксира попрощался с путешественниками, и для них начался длинный и опасный путь к Полинезии.

«Кон-Тики» в открытом море

На борту судна было всего шесть человек: Хейердал, радисты Кнут Хаугланд и Турстейн Робю, кок Бенгт Даниэльссон (единственный из экипажа говорил по-испански), техник, инженер и метеоролог Герман Ватцингер, штурман и художник Эрик Хессельберг. Седьмым членом экипажа был южноафриканский попугай Лолита, который стал талисманом команды, однако во время бури упорхнул с судна.

Уже первые дни плавания показали, что плот устойчив и благодаря океанскому течению и ветрам медленно, но верно движется в нужном направлении. На судне был наведён относительный порядок, всё имущество, приборы и съестные припасы надёжно закрепили. Сразу же распределили обязанности и расписали вахты.

Тур Хейердал спускается с лестницы на судне. (kon-tiki.no)


«Бенгта скорее всего можно было найти в дверях каюты, где он лежал на животе, углубившись в один из семидесяти трёх томов своей библиотеки. А вообще мы назначили его стюардом, это он отмерял нам дневной паек. Герман в любое время суток мог оказаться где угодно — то с метеорологическими приборами на мачте, то с подводными очками под плотом, где он проверял шверт, то за кормой, в надувной лодке, где он занимался воздушными шарами и какими-то непонятными приборами. Он был у нас начальником технической части и отвечал за метеорологические и гидрографические наблюдения. Кнют и Торстейн без конца возились со своими отсыревшими сухими батареями, паяльниками и схемами. Каждую ночь они поочерёдно дежурили и посылали в эфир наши рапорты и метеосводки. Эрик чаще всего латал парус, или сращивал канаты, или вырезал деревянные скульптуры, или рисовал бородатых людей и удивительных рыб. Точно в полдень он вооружался секстантом и взбирался на ящик, чтобы поглядеть на солнце и высчитать, сколько мы прошли за сутки.

Сам я прилежно заполнял судовой журнал, составлял рапорты, собирал пробы планктона и рыб, снимал кинофильм», — пишет Хейердал в своей книге о повседневной жизни на плоту и обязанностях каждого члена экипажа.

Команда продумывает план действий. (flickr.com)


На плоту все по два часа несли вахту, причём, ночью дежурный обязательно привязывался канатом. Вопросы, связанные с текущей деятельностью, решали на общих собраниях.

Готовили по очереди, а основной пищей служила свежая рыба. Два члена экипажа решили поучаствовать в эксперименте: отказались от рыбы и стали употреблять сухие пайки, которые были сделаны для американских военнослужащих и ещё не были опробованы ранее. Перед выходом в плавание коробки с пайками залили тонким слоем асфальта, чтобы предотвратить попадание в них морской воды. Их запаса должно было хватить на четыре месяца. Питьевую воду обычно смешивали с морской, а запасы пресной воды пополнялись во время тропических дождей.

Кроме того, на плоту были запасы фруктов и кокосов, а также очень много рыболовных снастей.

Одним из самых популярных занятий во время плавания была рыбная ловля. Иногда рыба сама запрыгивала на плот. Каждое утро Хейердал и его спутники находили на палубе десятки летучих рыб, которые тут же отправлялись на сковородку (на плоту был небольшой примус, который находился в деревянном ящике). Океан кишел тунцами, скумбриями и рыбами-бонито. Однако встречались и опасные представители морской фауны: членам экипажа приходилось даже использовать копье, чтобы уберечь судно от стаи китовых акул.

Тур Хейердал с уловом. (flickr.com)


Путешественники могли рассчитывать только на собственные силы — маршрут проходил в стороне от морских путей. Единственная значительная опасность произошла в середине пути: плот пережил две больших бури, одна из которых не прекращалась в течение пяти дней. Во время шторма экипаж потерял рулевое весло, а парус и палуба получили серьёзные повреждения.

Когда ветер утих, команде удалось восстановить поломку, покрепче связать бревна, которые сильно разошлись, и благополучно продолжить путь.

Земля!

Первый раз экипаж увидел землю 30 июля, это был остров Пука-Пука. 7 августа 1947 года плот подошёл к атоллу Рароиа, входящему в островной архипелаг Туамоту. Чтобы добраться до земли, команде нужно было преодолеть коралловый риф. Путешественники решили «оседлать» его во время прилива. Они пережили несколько ужасных часов под ударами мощных волн, после чего сумели-таки перебраться через риф и вброд добраться до песчаного берега.

Маршрут экспедиции «Кон-Тики». (flickr.com)


В океане команда Хейердала провела 101 день, преодолев 8 тыс. км и доказав, что на бальсовых плотах подобные плавания могли совершаться и в древности. Это делало вполне вероятной и относительно безопасной миграцию людей из Латинской Америки на острова Полинезии.

Хейердал написал по итогам плавания книгу «Путешествие на Кон-Тики», которая стала мировым бестселлером. Также путешествие снималось на киноплёнку и было потом представлено в формате документального фильма. В 1952 году лента была удостоена «Оскара».

Возвращение домой

Из порта Папеэте на Таити, где путешественники дожидались оказии для возвращения на родину, их вместе с плотом забрало норвежское судно. Теперь легендарный плот находится в Осло, где создан музей Кон-Тики. В нем выставлены также и другие предметы из всемирно известных экспедиций Тура Хейердала, в том числе папирусная лодка «Ра-II».

Музей «Кон-Тики». (flickr.com)


Позднее Хейердал совершал похожие переходы на лодках «Ра», «Ра-II» и «Тигрис». Также он проводил археологические раскопки на Галапагосских островах, на острове Пасхи и в Тукуме.


Сборник: Веймар

Главный вопрос истории Веймарской республики — как стала возможна катастрофа 1933 года, когда к власти в Германии пришёл Гитлер.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»

«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»

Немецкая художественно-промышленная школа Баухаус просуществовала с 1919-го по 1933 год. Под её влиянием сформировалась архитектура нового времени.  

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как Гитлер «купил» голоса немцев

Как Гитлер «купил» голоса немцев

Гитлера к власти привело в первую очередь, обнищание миллионов и обида на правительства Веймарской республики.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

Веймарская республика

Веймарская республика

Как жила Германия после окончания Первой мировой войны и до прихода национал-социалистов ко власти? Почему страну называли Веймарской республикой? Кто тогда возглавлял государство? Проверьте свои знания в нашем тесте!

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Веймарская Германия: искусство меж двух войн

Веймарская Германия: искусство меж двух войн

В 1910-е Германия сражалась в Первой мировой войне, в 1930-е готовилась ко Второй мировой, а 1920-е стали золотыми для ее культуры.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Веймарская республика — мертворождённая демократия и жертва случая

Веймарская республика — мертворождённая демократия и жертва случая

Гибель демократической Веймарской Германии в 1933 году кажется злым роком — всего за несколько лет судьба привела политического аутсайдера Гитлера к триумфу.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Обеденное происшествие, или Как немцы устроили революцию

Обеденное происшествие, или Как немцы устроили революцию

Вожди этой парадоксальной революции 1918 года хотели сохранить монархию, но под напором масс, заставших политиков врасплох, не устоишь.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Конечная цель всякой художественной деятельности — здание!»

Немецкая художественно-промышленная школа Баухаус просуществовала с 1919-го по 1933 год. Под её влиянием сформировалась архитектура нового времени.  

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как Гитлер «купил» голоса немцев

Гитлера к власти привело в первую очередь, обнищание миллионов и обида на правительства Веймарской республики.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

Веймарская республика

Как жила Германия после окончания Первой мировой войны и до прихода национал-социалистов ко власти? Почему страну называли Веймарской республикой? Кто тогда возглавлял государство? Проверьте свои знания в нашем тесте!

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Веймарская Германия: искусство меж двух войн

В 1910-е Германия сражалась в Первой мировой войне, в 1930-е готовилась ко Второй мировой, а 1920-е стали золотыми для ее культуры.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Веймарская республика — мертворождённая демократия и жертва случая

Гибель демократической Веймарской Германии в 1933 году кажется злым роком — всего за несколько лет судьба привела политического аутсайдера Гитлера к триумфу.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Обеденное происшествие, или Как немцы устроили революцию

Вожди этой парадоксальной революции 1918 года хотели сохранить монархию, но под напором масс, заставших политиков врасплох, не устоишь.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Сапог Петра Великого

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Клад фабрикантши Лихачёвой

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Целый вечер шалопутничал»

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

«Живой труп», или Драма на Москве-реке

  • Статьи
  • Азия
  • XVIII-XIX вв.

Тартария: взгляд из Московии

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Убийство Столыпина: версии и предположения

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Яростный танк Брэда Питта

  • Статьи
  • Европа
  • IX-XIII вв.

Ярославна, которая плачет

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Завещание Бетховена

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

«Неправосудное бесчеловечие», или Бирон против Волынского

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Лавочники и государство

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Самый развратный сапожок

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Была ли успешной денацификация в Германии?

  • Статьи
  • Европа
  • XIII век

5 русских князей, противостоявших Золотой Орде

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 102664
Сапог Петра Великого
  • 📚 Статьи
  • 👀 55943
Клад фабрикантши Лихачёвой
  • 📚 Статьи
  • 👀 46706
«Целый вечер шалопутничал»
  • 📚 Статьи
  • 👀 43489
«Живой труп», или Драма на Москве-реке
  • 📚 Статьи
  • 👀 40728
Тартария: взгляд из Московии
  • 📚 Статьи
  • 👀 30807
Убийство Столыпина: версии и предположения
  • 📚 Статьи
  • 👀 25825
Яростный танк Брэда Питта
  • 📚 Статьи
  • 👀 23326
Ярославна, которая плачет
  • 📚 Статьи
  • 👀 21785
Завещание Бетховена
  • 📚 Статьи
  • 👀 21026
«Неправосудное бесчеловечие», или Бирон против Волынского
  • 📚 Статьи
  • 👀 693720
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 637247
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 512406
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 213711
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 189610
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 189439
Лавочники и государство
  • 📚 Статьи
  • 👀 159474
Самый развратный сапожок
  • 📚 Статьи
  • 👀 142450
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
  • 📚 Статьи
  • 👀 133615
Была ли успешной денацификация в Германии?
  • 📚 Статьи
  • 👀 122265
5 русских князей, противостоявших Золотой Орде

Тур Хейердал.

Путешествие на Кон-Тики

Книга | Видео | О проекте | Контакты | Карта сайта | Форум | Блог | Стройка | Eng

Главная  > Тропические статьи  > Тур Хейердал. Путешествие на плоту Кон-Тики

Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения.

Кон-Тики — это плот, сделанный из 9 бальзовых тропических деревьев. Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ничего не нашли. Пришлось лететь вглубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору так, как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Также из бамбука была построена небольшая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест — инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад, и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. Среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

 

Экипаж Кон-Тики

Тур Хейердал (1914—2002) — руководитель экспедиции (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) — штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) — исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) — радист (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) — второй радист (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) — инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было — за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Также собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование, хранилась под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты — для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок за 20 минут до еды — и рыба гарантированно будет к обеду!

Также они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса иногда они смешивали пресную воду с морской.

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул — китовая акула. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало, им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но, к счастью, всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а также, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, поскольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

Однажды Ватцингер упал в воду, вследствие чего не мог догнать плот, несмотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд — доплыл до него. Для безопасного погружения под воду они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

Наконец они увидели знак о приближении земли — рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика была вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть, только когда прибой бил о рифы.

 

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю — это был один из островов южных морей, на котором росли кокосовые пальмы. Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним и стали помогать команде Кон-Тики грести. После команда пошла ещё дальше и на 101 день они увидели землю в 3-ий раз.

Маршрут Кон-Тики

Кое-как, борясь с волнами и океаном, они доплыли до кораллового атолла Рароиа и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло. Тур Хейердал и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Также они доказали, что кокосовые орехи не могли переплыть океан сами и потом взойти: из-за морской воды орехи становятся непригодными к всходам, а стало быть, на острова их завезли люди.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играла роль пропитки и не давала морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.

Автор: Олег Приходько





Экспедиция Кон-Тики – Музей Кон-Тики

  • Кон-Тики
  • (1947)

28 апреля 1947 года плот из бальсового дерева с шестью мужчинами и попугаем отплыл из Кальяо, Перу. Его шкипером был тогдашний 33-летний Тур Хейердал, а пунктом назначения была Полинезия.

Экспедиция явилась результатом теории, над которой Хейердал размышлял со времени своего пребывания на Фату-Хиве: эта группа островов в южной части Тихого океана не могла быть заселена исключительно народами с запада. Он также должен был быть населен коренными жителями Южной Америки. Среди косвенных свидетельств, на которые указывал Хейердал, была история Кон-Тики Виракоча, туземного вождя, который, согласно легенде, отплыл на запад из Перу в закат на большом плоту из бальсового дерева.

Герберт Дж. Спинден (© Бруклинский музей)

Хейердал представил свою теорию группе ведущих американских антропологов весной 1946 года, но они отнеслись к нему холодно. Один из них, Герберт Спинден, дошел до того, что бросил вызов Тору: «Конечно, посмотри, как далеко ты заплывешь из Перу в южную часть Тихого океана на бальзовом плоту!»

Тур Хейердал в Клубе исследователей в Нью-Йорке, 1946 год

Хейердал принял вызов близко к сердцу и немедленно приступил к планированию экспедиции, в ходе которой он и его команда должны были пересечь Тихий океан на собственном плоту из бальзы.

Первый Хейердал должен был набрать экипаж. Это оказалось относительно легко, и вскоре в его команде было пять высококвалифицированных мужчин. Вместе они отправились в Эквадор за пробковым деревом для плота, а затем в Перу, чтобы построить его.

Благодаря личным связям Хейердал переписывался с представителями американских военных и смог получить все, от спальных мешков, полевых пайков, лосьона для загара и консервов, до навигационных приборов и радиооборудования.

Хейердалу также требовался секретарь для экспедиции, и Герд Волд из норвежского посольства в Вашингтоне быстро вызвался на эту работу. Помимо прочего, она должна была координировать связь между плотом и теми, кто находился на берегу.

Экипаж плота «Кон-Тики», слева направо: Кнут Хаугланд, Бенгт Даниэльссон, Тур Хейердал, Эрик Хессельберг, Торстейн Рааби и Герман Ватцингер. Критерии Тора при выборе членов экипажа заключались в том, что все они обладают непоколебимой храбростью, а также одной уникальной квалификацией, необходимой для экспедиции.

Герман Ватцингер и Тур Хейердал по чистой случайности встретились в Нью-Йорке. Ватцингер был инженером, специализирующимся в области термодинамики, и находился в США для изучения технологии охлаждения. Он попросил присоединиться к экспедиции, и Тор без колебаний согласился. Ватцингер был заместителем командира плота «Кон-Тики».

Эрик Хессельберг был близким другом детства Хейердала. Он был обученным моряком и провел пять лет в торговом флоте, и, таким образом, был единственным членом команды Кон-Тики с реальным морским опытом. Хессельберг будет штурманом в этом путешествии. У Хессельберга также было художественное образование, и именно он нарисовал легендарную маску Кон-Тики на парусе плота.

Кнут Хаугланд участвовал в качестве телеграфиста в норвежской диверсии на тяжелой воде в Рьюкане в 1943 году и, пережив ряд драматических событий во время войны, Хаугланд продемонстрировал необычайную находчивость и храбрость. В путешествии «Кон-Тики» он спас Германа Ватцингера от утопления.

Торстейн Рааби был скроен из той же ткани, что и Хоугланд. Он также был специалистом по радио и провел много месяцев в Финнмарксвидде (плато Финнмарк) — в тылу врага — в исключительно напряженных условиях. Среди его достижений Рааби удалось отправить большое количество информации о немецком военном корабле «Тирпиц», «подслушивая» радиоантенну немецкого офицера.

Бенгт Даниэльссон был антропологом из Университета Упсалы. Даниэльссон проявлял научный интерес к теории миграции Хейердала. Он разыскал Хейердала во время подготовки к экспедиции Кон-Тики и спросил, может ли он присоединиться. Даниэльссон стал шестым и последним участником экспедиции — и единственным, кто мог говорить по-испански.

Хессельберг обладал навигационными навыками, но никто в группе не умел плавать, и еще меньше они представляли себе, как управлять плотом из бальсового дерева. Такие знания были утеряны на сотни лет. Тем не менее Хейердал верил, что по пути команда освоит плот и что восточные ветры и течение Гумбольдта в конце концов донесут «Кон-Тики» до Полинезии. Ведущие специалисты в области антропологии и мореплавания считали крайне маловероятным, что плот достигнет пункта назначения. Некоторые даже предупреждали, что он распадется в течение первых двух недель и что экспедиция — чистое самоубийство.

Эксперты ошиблись. После 14 дней в море Хейердал и его команда были уверены, что плот действительно мореходен. И не только это: их судно было «фантастическим мореходным судном», — писал Хейердал в своем бортовом журнале.

После 101 дня плавания «Кон-Тики» сел на мель на коралловом рифе у атолла Рароя в Полинезии. Экспедиция увенчалась безоговорочным успехом, и Тур Хейердал и его команда продемонстрировали, что народы Южной Америки действительно могли путешествовать на острова южной части Тихого океана на бальсовых плотах.

Книга Хейердала «Экспедиция Кон-Тики», изданная в 1948 году, переведена более чем на 70 языков, и на сегодняшний день проданы десятки миллионов экземпляров.

Фильм с таким же названием, снятый съемочной группой во время путешествия, получил премию Оскар за лучший документальный фильм в 1951 году. Он постоянно демонстрируется в музее Кон-Тики.

Экспедиции Хейердала

Как путешествие «Кон-Тики» ввело мир в заблуждение относительно плавания в Тихом океане | В Смитсоновском

Мастер-навигатор Мау Пиилуг обучает навигации своего сына и внука с помощью звездного компаса. Андерс Райман, Сатавал, Федеративные Штаты Микронезии © Anders Ryman/Corbis

В рамках своего трехлетнего кругосветного плавания гавайское каноэ Hōkūleʻa прибыло на Таити этим летом на первом этапе своего кругосветного путешествия. Когда Хокулеа приезжает, таитяне говорят: Maeva, a hoi mai , что означает «Добро пожаловать домой». Существует хорошо задокументированная традиция путешествий между двумя группами островов, и ясно, что в 13 веке таитяне использовали сложные навигационные навыки, чтобы преодолеть расстояние в 2500 миль и заселить Гавайские острова. Археологические и лингвистические данные показывают, что мореплаватели с соседних с Таити Маркизских островов заселили острова еще раньше. Скептицизм по поводу достоверности этих навигационных методов уже давно мутит воду. Наиболее заметным скептиком был этнолог Тур Хейердал, чьи 1947 Экспедиция на плотах «Кон-Тики» выдвинула дрейфующую идею о том, что колонизация происходила только тогда, когда суда просто путешествовали по волнам. Но плавание «Хокулеа» в 1976 году под руководством микронезийского мореплавателя Пиуса «Мау» Пиилуга разрешило этот спор. Пиилуг продемонстрировал свое глубокое умение читать ночное небо и волны океана и благополучно провел массивное океанское каноэ от Гавайев до Таити.

Навигация — это не только наука, но и искусство и духовная практика. Это требует огромных знаний о ночном небе и о том, как оно меняется в зависимости от широты и в течение года. С этим знанием восход и заход звезд образуют компас, часы и средство для калибровки широты. История о том, как эти навыки были утеряны, а затем вновь открыты и вновь применены на практике, наполнена европейскими представлениями о расовом превосходстве. Я предполагаю, что многие больше знают о Кон Тики, задокументированном в фильме, получившем премию Оскар, чем о гораздо более значимом Хокулеа, пилотируемом Пиилуг. Вот почему должно быть наоборот.

Капитан Джеймс Кук провел много времени в южной части Тихого океана, прежде чем он пересек экватор и наткнулся на доселе неизвестные Гавайские острова в 1778 году. Кук привез с собой Тупайю, верховного жреца с Таити и Раиатеа, за 2500 миль до юг. Удивительно, но Тупайя смогла поговорить с этими новыми островитянами на их взаимно понятных языках. Пораженный, Кук задал теперь уже известный вопрос: «Как мы объясним, что эта нация распространилась так далеко по этому огромному океану?» При этом Кук создал «полинезийцев»: людей «многих островов», населяющих Тихий океан от острова Пасхи на востоке до Новой Зеландии (Аотеароа) на юго-западе и до Гавайев на севере. Эти три точки определяют так называемый «полинезийский треугольник». Географически это самая большая нация на Земле: более 1000 островов раскинулись на площади около 16 миллионов квадратных миль океана — больше, чем Россия, Канада и Соединенные Штаты вместе взятые. Языковая связь, несомненно, доказывала, что все народы этого региона были связаны между собой. Однако вопрос Кука не давал покоя ученым следующие 200 лет.

Жителям Запада было трудно объяснить, как народы «каменного века», «не умевшие ни математики», ни письма, могли пересекать тысячи миль океана на открытых лодках — задолго до того, как Колумб даже подумал плыть по синему океану — и, вероятно, против ветра и течения, чтобы найти крошечные точки земли в огромном океане. Первоначальный и очевидно правильный вывод заключался в том, что полинезийцы когда-то были великими мореплавателями, но это создало проблему для европейских колонизаторов 19 века, которые считали себя выше.

Одно решение, получившее название «арийское полинезийское», граничило с нелепостью, но оно придавало некоторую изобретательность своими запутанными и запутанными рассуждениями. Чтобы показать, что полинезийцы произошли от европейцев, Авраам Форнандер на Гавайях, а также Эдвард Трегир и Дж. Макмиллан Браун в Новой Зеландии построили доводы в конце XIX века, используя зарождающуюся науку лингвистики, чтобы проследить полинезийские языки до санскрита. и на европейские языки. Профессор А. Х. Кин в своей 1896 г. Ethnology описал полинезийцев как «одну из лучших рас человечества, европеоидную во всем существенном; отличаются симметричными пропорциями, высоким ростом… и красивыми чертами лица». Этнолог С. Перси Смит был одним из нескольких ученых, восхвалявших полинезийцев «интеллект, их обаятельный характер и — хочется думать — их общее с нами происхождение от кавказской ветви человечества».

Внимательный взгляд на такелаж Хокуле’а Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Хокулеа на горизонте; мир ждет ее Публикации Морриса Изысканная отделка Хокулеа Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society День расцветает над Хокулеа, за ней стоит Куалоа. Публикации Морриса Чайки парят над Хокулеа Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Свет, струящийся через пу Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Крупный план Хокулеа Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Hōkūle’a качается в волнах Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Хокулеа уплывает за горизонт Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Деревянная резьба, усыпанная водорослями на Хокулеа. Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Хокулеа на закате Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society Нос Хокулеа отражается в гавани. Oiwi TV/Courtesy Polynesian Voyaging Society

Это был удобный аргумент для британских колонистов в Новой Зеландии, живших бок о бок с покоренным населением маори (полинезийцев). Введите ученого маори Те Ранги Хироа, более известного своим англизированным именем сэр Питер Бак. Бак приступил к отслеживанию устных преданий о путешествиях по Тихому океану и представил свои доказательства в своей работе 1938 года под названием Vikings of the Sunrise . Он задокументировал постепенную миграцию на восток из Юго-Восточной Азии, теория, которая была очень близка к истине.

Но скептики остались, самым известным, но отнюдь не единственным, был Тур Хейердал. Он отвергал не только традицию путешествий, но и миграцию с запада на восток. Хейердал утверждал, что Тихий океан был заселен случайным дрейфом из Америки. Его аргумент был основан в основном на ветре и течениях в Тихом океане, которые текут преимущественно с востока на запад. Хейердал утверждал, что там, где устная традиция изображала полинезийцев, путешествующих против ветра, гораздо более вероятно, что американские индейцы дрейфуют по ветру. Он особенно ясно показал свою предвзятость, спроектировав свой плот Кон-Тики так, чтобы он был неуправляемым.

Несомненно, путешествие на «Кон Тики» было большим приключением: три месяца в открытом море на плоту, дрейфующем во власти ветров и течений. То, что они в конце концов достигли Полинезии, доказывает, что такое дрейфовое плавание возможно. Но все другие свидетельства указывали на происхождение из Юго-Восточной Азии: устная традиция, археологические данные, лингвистические структуры и след растений, завезенных человеком. Сегодня у нас есть убедительные доказательства того, что полинезийцы действительно достигли Америки, а не наоборот. Тем не менее Хейердал остается знаменитым. Его идею «дрифтового путешествия» подхватил Эндрю Шарп, которому 19 лет.63 книга шаг за шагом дискредитировала возможные средства, с помощью которых жители тихоокеанских островов могли ориентироваться и закреплять свое положение в море.

Но десятилетие спустя, в 1973 году, группа компьютерных моделистов показала, что заселение островов Тихого океана в результате дрейфа было «крайне маловероятным» и что Гавайи, Новая Зеландия и остров Пасхи не могли быть заселены в результате дрейфа. . Так или иначе, должна была быть преднамеренная навигация. Примерно в то же время британский моряк Дэвид Льюис отправился на отдаленные острова Тихого океана, чтобы найти и поучиться у традиционных мореплавателей. Его книга Мы, навигаторы: древнее искусство поиска местности в Тихом океане впервые изложили фактические методы традиционной навигации. Льюис стал членом Полинезийского общества путешественников и был на борту Hōkūleʻa во время его путешествия на Таити в 1976 году.

В рейсе 1976 года впервые был задействован традиционный навигатор. Успешно пройдя 2500 миль до Таити и высадившись на берег, Мау Пиилуг продемонстрировал эффективность различных методов навигации и поиска местности. Он показал, что восход и заход солнца можно использовать для определения направления днем. Для мореплавателя, обладающего подробными знаниями о восходе и заходе многих звезд, ночное небо указывает направление и широту. Но еще более интригующим было использование волн океана как для направления, так и для поиска суши. Мау смог идентифицировать до восьми волн разной направленности в открытом море и поддерживать курс каноэ под углом определенной волны к корпусу каноэ. Во время одного рейса, где он не был главным штурманом, Мау проснулся от мертвого сна и сказал рулевому, что каноэ сбилось с курса, просто из-за ощущения волн, ударяющих о корпус каноэ.

Поскольку отражение и преломление волн у островов изменяет их форму, чувствительный навигатор может обнаружить землю за горизонтом. Некоторые виды наземных птиц указывают на близость к суше, а для опытного штурмана характер полета птиц может указать, в каком направлении находится эта земля. Очень внимательное изучение облаков на горизонте также может выявить присутствие земли. Что наиболее важно, навигатор отслеживает положение с помощью формы точного счисления — мысленно записывает пройденное расстояние, скорость, дрейф и течения. По этой причине говорят, что штурмана на каноэ можно узнать по тому, у кого налиты кровью глаза, ибо штурман спит редко или никогда не спит.

Сегодня Hōkūleʻa использует звездный компас, разработанный Найноа Томпсон, который, будучи молодым членом экипажа в первом рейсе, увлекся традиционной навигацией и решил разобраться в ней самостоятельно. Его собственное путешествие повторного открытия прекрасно описано в книге Сэма Лоу «Восхождение на Гавайки », а также в книге Уилла Киселки «Океан в мыслях ».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *