Русские путешественники XIX века — презентация онлайн
1. Индивидуальный итоговый проект (предметная область география) «Русские путешественники XIX века»
Выполнил ученик 9б классаМБОУ гимназии № 3 г.Грязи
Шубин Егор Русланович
Руководитель – Круглов Валерий
Валентинович
2. Актуальность проекта
Актуальность моей исследовательской работы заключается втом, что на уроках истории и географии, по-моему мнению,
мало уделяется времени изучению русских путешественников
19 века, их биографиям, экспедициям, результатам их
открытий и научных исследований, поэтому я и решил
восполнить этот пробел, занявшись изучением и более
детальным ознакомлением с личностями этих выдающихся
ученых, моряков, первооткрывателей и исследователей,
внесших огромный вклад в расширение геополитического
пространства нашего государства, поиска новых торговых
путей, превращении России в крупнейшую морскую мировую
державу, развитие не только географической науки, но и
науки в целом, ставшими для современников и потомков
настоящими образцами стойкости и истинного патриотизма,
перенесшими ради Родины тяжести многомесячных
экспедиций и плаваний, испытания сурового климата, а иные
заплатили за это самую высокую цену- цену собственной
жизни.
3. Объект исследования
Объект исследованияБиографии и научноисследовательская деятельность
русских путешественников XIX века
4. Предмет исследования
Карты, маршруты и направленияважнейших экспедиций и плаваний
русских путешественников XIX века
5. Цель итогового проекта
Ознакомиться соткрытиями русских
путешественников XIX
века
6. Задачи итогового проекта
• 1) Изучить географические открытиярусских путешественников;
• 2) Оценить результаты исследований;
• 3) Выявить вклад русских
путешественников в развитие
географической науки
7. Исследовательская работа
Меня всегда привлекали русские путешественники, и я решилпровести свою исследовательскую работу, выявить их вклад в
развитие географической науки. Прочитав большое количество
книг, информацию в интернете, мне удалось узнать, насколько было
важно исследование русскими путешественниками побережий и
островов Северного Ледовитого океана, незаселенных территорий.
Примером тому , могут служить различные открытия , путешествия ,
связанные с освоение Земли .
Первая русская кругосветная экспедиция под командованием
И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского , исследование Арктики ,
Новой Гвинеи , Евразии , освоение Дальнего Востока и Русской
Америки – внесли не малый вклад . Подвиги первооткрывателей
помнят и гордятся ими до сих пор .
8. Русские путешественники первой половины XIX
В 1803 г. по указанию Александра I на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринятаэкспедиция для исследования северной части Тихого океана. Это была первая русская
кругосветная экспедиция, продолжавшаяся 3 года. Ее возглавил Иван Федорович
Крузенштерн — крупнейший мореплаватель и ученый-географ XIX в.
В ходе плавания было впервые нанесено на карту более тысячи километров берегов
острова Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники путешествия не
только о Дальнем Востоке, но и о других районах, через которые они проплывали.
Командир «Невы» Юрий Федорович Лисянский открыл один из островов Гавайского
архипелага, названный его именем. Много данных было собрано участниками
экспедиции об Алеутских островах и Аляске, островах Тихого и Ледовитого океанов.
Итоги наблюдений были изложены в докладе Академии наук. Они оказались настолько
весомы, что И.Ф. Крузенштерн был удостоен звания академика. Его материалы были
положены в основу изданного в начале 20-х гг. «Атласа Южных морей». В 1845 г. адмирал
Крузенштерн стал одним из членов-учредителей Российского географического общества.
Он воспитал целую плеяду русских мореплавателей и исследователей.
9. И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский
10. Карта путешествия И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского
11. Е.В. Путятин
Евфимий Васильевич Путятин в 1822-1825 гг.совершил кругосветное путешествие и оставил
потомкам описание увиденного. В 1852-1855 гг. во
время руководимой им экспедиции на фрегате
«Паллада» были открыты острова РимскогоКорсакова. Путятин стал первым из русских, кому
удалось побывать в закрытой от европейцев
Японии и даже подписать там договор (1855).
После смерти супруги в декабре 1879 Евфимий
Васильевич, уже старый и больной человек,
покинул Россию и отправился в свое последнее
путешествие по Европе. В мае 1883 он был
удостоен высшей российской награды — ордена
Святого Андрея Первозванного. А 19 октября
этого же года «Кронштадтский вестник» сообщил:
«Пришло печальное известие о кончине генераладъютанта, члена Государственного совета,
адмирала графа Евфимия Васильевича Путятина,
умершего 16 октября в Париже. Его имя
принадлежит истории России и русского флота».
Согласно своему завещанию Путятин был
погребён вместе с супругой в Киево-Печерской
лавре.
12. Карта путешествия Е.В.Путятина
13. Ф.Ф. Беллинсгаузен
Фаддей Фаддеевич появился на свет 20 сентября 1778года на острове Эзель в дворянском семействе
балтийских немцев. С раннего детства мальчик хотел
связать свою судьбу с морем, и в десятилетнем
возрасте поступил в Морской кадетский корпус.
Окончив его в 1796 году в звании гардемарина, юный
Беллинсгаузен отправился в плаванье к побережью
Англии.
При подготовке очередной кругосветной экспедиции
И. Ф. Крузенштерн настойчиво порекомендовал
кандидатуру Беллинсгаузена на роль командующего.
Цель предстоящего путешествия была проста и
вместе с тем трудноосуществима – тщательное
исследование Антарктического полюса.
Экспедиция состояла из двух шлюпов –
«Мирный» и «Восток». Летом 1819 году суда
вышли из Кронштадта и взяли курс на Рио-деЖанейро. Затем русские мореплаватели
направились на юг, где исследовали Сандвичевы
острова и попутно открыли три новых острова.
В январе 1820 года корабли достигли берегов Антарктиды и, продвигаясь на
восток, исследовали материковую отмель, покрытую льдами. Так
Беллинсгаузеном был открыт ранее никем неизведанный континент, который он
окрестил «ледяным».
После этого важного события судна разделились и отправились к Австралии: один
– по водной глади Индийского океана, второй – Южного. Во время этого
путешествия были открыты новые острова и живописные атоллы.
Осенью экспедиция вновь направилась в сторону южнополярных морей, и
трижды пересекла Полярный круг. Встретив на своем пути преграду в виде
сплошного льда, мореплаватели были вынуждены изменить курс и отправиться
на север. Летом 1821 года экспедиция благополучно вернулась в Кронштадт.
Во время кругосветного путешествия Беллинсгаузеном были открыты 29 островов
и один коралловый риф в бассейнах Атлантического и Тихого океанов. В общей
сложности отважными мореплавателями было пройдено 92 тыс. км, привезены
богатые натуралистические коллекции.
Скончался Фаддей Фаддеевич в возрасте 73 лет на посту военного губернатора
Кронштадта и в звании адмирала.
15. М.П. Лазарев.
В 1813 г. Лазарев, которому к этому времениисполнилось только 25 лет, был назначен
командиром корабля «Суворов» и вышел из
Кронштадта в кругосветное плавание к
побережью Аляски. Вскоре после возвращения
его назначили командиром на шлюп «Мирный» и
помощником начальника кругосветной
экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена. Корабли
«Мирный» и «Восток» отправились в Южный
океан. Мореходы должны были исследовать
остров Южная Георгия, повернуть к Сандвичевой
земле и спуститься к югу. Плавание проходило в
тяжёлых полярных условиях, корабли находились
в походе 751 день, из них 527 дней под парусами,
и прошли свыше 50 тыс. миль. 16 января 1820 г.,
открыв по пути множество островов, шлюпы
«Мирный» и «Восток» подошли к Антарктиде.
Русские моряки обнаружили новую часть света и
таким образом опровергли мнение английского
путешественника Дж. Кука, который утверждал,
что в южных широтах нет никакого материка.
За Россией был закреплён приоритет в открытии
ряда земель Антарктики
В 1822 г. Лазарев, командуя фрегатом «Крейсер», совершил третье
кругосветное плавание. Вахтенным офицером при нём состоял его
любимый ученик П. С. Нахимов.
20 октября 1827 г. Лазарев участвовал в Наваринском сражении (в
нём корабли российско-англо-французского флота разгромили в
Наваринской бухте, у берегов Южной Греции, турецко-египетский
флот). Линейный корабль «Азов», которым командовал Лазарев,
был удостоен высшей награды — кормового Георгиевского флага, а
командир произведён в контрадмиралы и награждён орденом.
В 1833 г. Лазарева назначили главным командиром Черноморского
флота и портов Чёрного моря, а также военным губернатором
Севастополя и Николаева.
Умер флотоводец 23 апреля 1851 г. в Вене, похоронен в
Севастополе.
17. Карта маршрута экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева
18. Русские исследователи Арктики
В 1820-1824 годах экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и ФедораМатюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного
Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти
же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое
описание архипелага Новая Земля.
В 1829 году П.К.Пахтусов предложил свой проект экспедиции на восточное
побережье Новой Земли. Хотя проект был утвержден, экспедиция по ряду причин
(в частности, из-за нехватки финансовых средств) не состоялась.
Штурман Циволька был официально назначен продолжателем исследований
Пахтусова. Он провел ряд наблюдений в Маточкином Шаре и Костином Шаре.
В 1838 году Циволька вновь отправился к знакомы берегам на шхунах «Новая
Земля» и «Шпицберген». Экспедиция зимовала в губе Мелкой. На сей раз от цинги
умерли девять человек, в том числе и Циволька.
После этого работы у берегов Новой Земли были прекращены до 1872 года.
С конца XIX века активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х
годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова
архипелага Новая Земля для постоянного проживания. В 1894 году правительство
Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало
план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на
Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с
европейской частью России.
Ф.П.Врангель
Ф.Ф.Матюшкин
П.К.Пахтусов
А.К.Циволька
20.
Карта путешествия Ф.П.Врангеля21. А.А. Баранов
Александра Андреевича Баранова трудно отнестик первооткрывателям или путешественникам в
строгом смысле этих слов. Но это был человек,
внесший неоценимый вклад в освоение нашими
соотечественниками Русской Америки. Будучи
каргопольским купцом, он торговал в Восточной
Сибири, а с 1790 г. — в Северо-Западной Америке.
Усилия Баранова были настолько успешными, что
в 1799 г. он стал правителем РоссийскоАмериканской компании, а в 1803 г. был назначен
правителем Российских колоний в Америке. Этот
высокий и опасный пост он занимал почти до
самой смерти.
В 1804 г. Баранов на острове Ситка основал
крепость Новоархангельск, а затем — форт Росс. В
1815 г. он предпринял экспедицию на Гавайские
острова с целью их присоединения к России.
Однако удачи она не принесла. Будучи уже
пожилым и больным человеком, Александр
Андреевич трижды просил отставки. Однако
отпускать со службы такого человека не спешили.
географический русский кругосветный
экспедиция
22. Карта путешествия А.А.Баранова
23. Н.Н. Миклухо-Маклай
Огромный вклад Миклухо-Маклай внес в изучениерас людей, их родства между собой. Он упорно
исследовал меланезийский тип в антропологии.
Доказал широкое заселение таких людей в
Западной Океании, на островах в Азии.
Множество работ этого человека были об
изучении деятельности и культурных
особенностей папуасов, народов Азии. Он выучил
язык, установил с ними контакт. Дружелюбное
отношение позволило тесно взаимодействовать с
людьми. Благодаря этому доказал, что общаться и
существовать с представителями другого народа
можно мирно.
В XIX в. было принято считать, что население в
горах и на берегах Новой Гвинеи отличается.
Этнограф проводил разные исследования и
сравнения. Найти черепа для исследований
ученому было сложно. У папуасов была традиция
выкапывать труп примерно через год после
погребения. Нижнюю челюсть отделяли от черепа
и сохраняли, а остальную часть зачастую
выбрасывали возле деревьев.
Ученому требовался образец волос жителя острова. Чтобы получить материал для
исследования, он решил отдать взамен несколько своих волос. Идея оказалась удачной.
Путем антропометрических исследований было доказано, что волосяной покров у
папуасов и европейцев не отличается.
Также географ устанавливал и эмоциональный контакт с людьми. Он выражал разные
эмоции (радость, негодование и др.). Наблюдая за жителями, Миклухо понял, что они
довольно наивные, ранимые, чувствительные.
Еще одним достижением Маклая являлась высадка растений на острове папуасов.
Необходимость состояла в обеспечении едой себя и жителей. Среди них были: кукуруза;
бобовые; плодовые деревья.
Благодаря географу в северо-восточной части острова есть так называемый архипелаг
Довольных людей. Во время путешествий им были открыты группы островов. Жители,
населявшие их, доброжелательно приветствовали исследователя. Общее впечатление
было таким, что люди довольны жизнью. Из-за этого архипелаг и получил такое
необычное название.
В целом работы ученого были уникальными. В настоящее время они являются очень
ценными, а часть из них — единственными в своем роде. Исследователь работал в
следующих областях: этнография; антропология; изучение животных и строения их тел
и т. д. Всего опубликовано около 100 статей.
25. Русские путешественники второй половины XIX века
Крупнейшим исследователем российскогоДальнего Востока середины XIX в. стал Геннадий
Иванович Невельский.
Геннадий Иванович планировал тщательно изучить
устья реки Амур, но, прежде всего, он хотел воплотить
в жизнь свою давнишнюю мечту – доказать, что
Сахалин является островом, а устье Амура имеет
прямую связь с океаном.
Летом 1849 года «Байкал» взял прямой курс на
Сахалин. Уже с первых дней морского похода
Невельской понял, что район Охотского моря придется
заново наносить на карту – старые были крайне
неточными.
В 1850 году мореплаватель был вновь откомандирован
в дальневосточный регион, но с четким предписанием
не заходить в устье Амура. Однако Геннадий Иванович,
ставя интересы Российской империи превыше всего,
нарушил данное предписание: он основал в устье
Амура Николаевский пост, который впоследствии
вырос в город Николаевск-на Амуре, и тем самым
провозгласил императорскую власть в этих землях.
Открытия Невельского и его спутников, их работу по освоению открытого края по достоинству сумели
оценить лишь немногие современники. Наслушавшись всяких ужасов и небылиц, многие офицеры
неохотно шли служить на Амур. И тем большими были изумление и радость тех, которые шли служить
на Амур из патриотических побуждений и находили здесь дружный коллектив простых русских людей,
отдавших все свои силы освоению нового края. Душою этого коллектива были Невельской и его жена
— Екатерина Ивановна, героическая русская женщина, переносившая вместе с мужем все трудности и
невзгоды, выпадавшие на долю членов Амурской экспедиции.
Значительную часть первых поселенцев Амура, вынесших на своих плечах всю тяжесть освоения
сурового края, составляли солдаты и матросы. Сам Невельской и другие офицеры экспедиции высоко
ценили эту самоотверженность простых русских людей.
Простые русские люди не жалели сил для дальнейшего освоения и укрепления русской
дальневосточной земли.
Но Геннадию Ивановичу Невельскому не пришлось участвовать в этой созидательной деятельности.
После окончания работ Амурской экспедиции в 1856 году он был отозван с Дальнего Востока и служил
на различных должностях. В 1864 году Невельской был произведен в вице-адмиралы, а десять лет
спустя — в адмиралы. 17 апреля 1876 года Невельской умер.
Царские чиновники делали все, чтобы замолчать его великие открытия. Несколько десятилетий имя
Невельского почти не упоминалось даже в работах, посвященных Дальнему Востоку. Поэтому
особенно большое значение для всех, кто дорожил славой и честью родины, имели выступления в
печати А. П. Чехова в защиту первенства открытий Невельского и его соратников. Чехов называл
Невельского «замечательным русским человеком». Он писал: «Это был энергичный, горячего
темперамента человек, образованный, самоотверженный, гуманный, до мозга костей проникнутый
идеей и преданный ей фанатически, чистый нравственно».
27. Карта путешествия Г.И.Невельского
28. Значение освоения Дальнего Востока
К концу шестидесятых годов девятнадцатого века Дальний восток был уже в значительноймере заселен и освоен выходцами из Сибири и Европейской России.
Значительные успехи были достигнуты в Амурской области, куда устремлялась
подавляющая масса переселенцев и где с успехом осваивались плодородные земли Амурско
– Зейской равнины.
Уже к 1869 году Амурская область сделалась житницей всего Дальневосточного края и не
только полностью обеспечивала себя хлебом и овощами, но и имела большие излишки. На
территории Приморья удельный вес и численность крестьянского населения в конце
девятнадцатого века были меньшими, чем в Амурской области, но и здесь размах
поселенцев внушал уважение и признание мужественности первопроходцев. Численность
местных жителей несмотря, а может быть и именно из – за этого резко уменьшилась.
Наладились стабильные торговые отношения с Китаем, что в свою очередь приносило
постоянный доход русской казне. Многие китайцы, видя что рядом есть благополучные места
в России стали переселяться на Русскую теперь уже, землю. Их гнали с родины неурожаи,
малоземелье и поборы чиновников. Даже корейцы, несмотря на строгие законы в своей
стране, предусматривающие даже смертную казнь за самовольное переселение, рисковали
жизнью чтобы добраться до русских территорий.
В общем и целом исследование и освоение Дальнего востока, получившее свой апогей в
середине девятнадцатого века к его концу приобрело довольно спокойный и планомерный
характер.
А исследование территорий
востока на предмет наличия полезных ископаемых приносит успех и в наше время. Ещё
очень много тайн хранит дальневосточная земля.
29. Н.М. Пржевальский
Н.М. ПржевальскийВ начале 1867 года Пржевальский представил в
Общество план крупной и рискованной экспедиции в
Центральную Азию. Однако дерзость молодого
офицера показалась чрезмерной, и дело ограничилось
командировкой его в Уссурийский край с
позволением проводить какие угодно учёные
изыскания. Но и это решение Пржевальский встретил с
восторгом.
В этом первом своём путешествии Пржевальский
составил наиболее полное описание Уссурийского края
и приобрёл ценный экспедиционный опыт. Теперь в
него поверили: для путешествия в Монголию и страну
Тангутов — Северный Тибет, о чём он мечтал,
препятствий не оказалось.
За четыре года экспедиции(1870-1873 гг.) удалось
внести существенные поправки в географическую карту.
Новое путешествие Пржевальский начал готовить в
1888 году. Он двинулся через Самарканд к русскокитайской границе, но во время охоты нарушил
собственные правила и во время купания в реке КараБалта в Киргизии глотнул воды и заразился брюшным
тифом. Через несколько дней, 1 ноября Николай
Михайлович скончался. Его могила находится на
берегу озера Иссык-Куль. )
30. Карта исследования Н.М.Пржевальского
31. Экспедиция П.П.Семёнова-Тян-Шанского
Петр Семенов начал тщательно и всестороннеготовиться к путешествию в Тянь-Шань. В 1853
и 1854 годах он посетил Альпы и совершал там
в горах многочисленные экскурсии пешком, без
проводника, с компасом, занимаясь
геологическими и ботаническими
исследованиями. Побывал он и на Везувии,
совершив на него около двух десятков
восхождений. Возвратившись в Россию в 1856
году, Семенов получил согласие Совета
Географического общества о снаряжении его
в экспедицию. В то время когда Семенов уже
проводил подготовку к далекому путешествию,
у подножья Заилийского Алатау — одного
из северных хребтов Тянь-Шаня, — русскими
было заложено укрепление Верное (ныне город
Алматы).
Исследование Тянь-Шаня началось с посещения
Иссык-Куля. С большими трудностями достиг
путешественник пустынных тогда берегов этого
горного озера, покрытых лишь рощами
небольших деревьев и высоких кустарников.
Наблюдениями Семенова было установлено, что Чу, не доходя до Иссык-куля,
круто поворачивает в противоположную от озера сторону, врезываясь
в поднимающиеся на западной стороне Иссык-куля горы и, наконец, врывается
в Боомское ущелье.
Вскоре Семеновым было совершено второе, еще более удачное восхождение
на Тянь-Шань. Маршрут экспедиции на этот раз проходил в более восточном
направлении. Поднявшись по реке Каркаре, значительному притоку реки Или,
затем по Кок-Джару, одной из верховых рек Каркары, путешественник взобрался
на перевал около 3 400 метров, разделяющий Кок-Джар от Сары-Джаса.
Так была открыта вершина Хан-Тенгри, считавшаяся до недавнего времени
высочайшей в Тянь-Шане. Посетив истоки Сары-Джаса, Семнов открыл обширные
ледники северного склона Хан-Тенгри, из которых берет свое начало Сары-Джас.
Один из этих ледников впоследствии был назван именем Семенова.
Императорским указом 23 ноября 1906 года за заслуги в первом исследовании
Тянь-Шаня к его фамилии «с нисходящим потомством» была присоединена
приставка — Тян-Шанский.
33. Карта исследования П.П.Семенова-Тян-Шанского
Карта исследования П.П.Семенова-ТянШанского34. Таблица исследователей Земного шара в XIX века.
Русскиеисследователи
Дата
Исследования
Е.П.Ковалевский
1848 г.
Исследовал Нубийскую
пустыню , бассейн
Голубого Нила
А.Ф.Кашеваров
1838 г.
Первым описал северное
побережье Аляски
А.К.Булатович
1896-1899 гг.
Первопроходец Африки ,
исследователь Эфиопии
О.Е.Коцебу
1815-1818 гг.
Открыл 399 островов в
Тихом океане
П.И.Пашино
1873-1876 гг.
Первым из европейцев
проник в отдаленные
районы индии и
Афганистана
35. Значение русских экспедиций
Открытие и освоение северо-восточных областей Евразии русским народом и русскиегеографические открытия принадлежат к выдающимся явлениям мировой истории.
Составными частями понятия «освоение» являются географическая характеристика
территории и состава населения, состояние экономики. Освоение уже начинается тогда,
когда люди открыли новую землю, когда люди начинают использовать её природу, жить там
более или менее продолжительное время, когда на этой земле возникают постоянные
населённые пункты, развивается сельское хозяйство и ведутся промыслы.
Положение на Дальнем Востоке в эпоху капитализма находилось в центре внимания
правительства России. Заселение и освоение северо-восточной Азии, Сахалина, Курильских
островов и Нижнего Амура русскими людьми вызвало необходимость укрепить здесь
местные органы власти. Решением государственного Совета от 14 ноября 1856 года была
образована Приморская область, куда вошли территория Нижнего Амура, Камчатка и
Сахалин. Резиденцией губернатора области стал Николаевский пост, переименованный в
Николаевск-на-Амуре.
Окончательное воссоединение приамурских территорий с Россией (Айгунский и Пекинский
договоры 1858 и 1860 годов) обусловило необходимость дальнейших территориальных
преобразований. По указу Сената от 8 декабря 1858 года была образована новая область Амурская. Она объединила все земли по левому берегу Амура. Административным ее
центром стала станица Благовещенская (бывший Усть-Зейский пост), получившая статус
города. Все три области Дальневосточного региона: Забайкальская, Амурская, Приморская
были подчинены генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н.Муравьёву, которому
впоследствии был пожалован титул Амурского.
В 1858 году были заложены Хабаровка, Софийск, Иннокентьевка, Корсаково, Казакевичево и
другие опорные пункты. Самым удобным местом для резиденции называлась Хабаровка. Но
эта идея была реализована только двадцать с лишним лет спустя
36. Заключение
Изучив различные источники , я пришел к следующему выводу.1.Русская географическая наука внесла большой вклад в дело изучения всего земного
шара. В первые десятилетия XIX в. Россия организовала ряд замечательных кругосветных
путешествий, которые сопровождались открытием новых земель, наблюдениями,
исследованиями.
2.В 1803—1806 гг. состоялось первое кругосветное плавание
русских моряков под командой И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, которыми были
открыты ряд островов на Тихом океане.
3.Особенно многозначительным было кругосветное
путешествие русских моряков под командованием Ф. Ф. Беллингсгаузена и М. П. Лазарева.
Они первые открыли Антарктиду и много островов.
4.Н.М.Пржевальский исследовал территорию Центральной Азии и ему, удалось изучить
удивительную природу и ландшафт территории.
5.Семёнов-Тян-Шанский — исследовал Тянь-Шань. Инициатор ряда экспедиций в
Центральную Азию. Организатор первой переписи населения России в 1897 г.
Таким образом, в течение XIX века состоялось около 30 кругосветных
походов русских кораблей, которые сопровождались
крупнейшими географическими открытиями
и тщательными гидрографическими исследованиями. Все эти плавания являлись отличной
школой совершенствования военных моряков, укрепляли международно-политические
позиции и военно-морскую мощь России, способствовали ее экономическому развитию
и развитию такой молодой науки как океанология.
37. Литература
Вокруг света с Крузенштерном. Альбом / ст. А. В. Крузенштерн, О. М. Фёдорова. — СПб. : Крига, 2005. — 288 с.Крузенштерн И.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева». — М. : Дрофа 2007. —
589 с. — (Библиотека путешествий).
Лисянский Ю. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева». — М. : Дрофа, 2007. — 350 с. —
(Библиотека путешествий).
Ратманов М. И. Первая русская кругосветная экспедиция (1803—1806) в дневниках Макара Ратманова / Ответственный
редактор М. Н. Луньковский. — СПб : Крига, 2015. — 568 с. — ISBN 978-5-901805-81-7.
Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII—XIX веках. Сб. материалов / Авт. предисл. и ред.: д-р техн. наук
А. И. Андреев; Отв. ред. акад. И. Ю. Крачковский — М.; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1944. — 224 с
Лещенко Н. Ф. Посольства Н. П. Резанова (1803—1805) и Е. В. Путятина (1852—1855) в Японию// Восточный архив. — 2009. —
№ 1 (19). — С. 34—45.
http://wordweb.ru/krusen_atlas/index.htm
Николай Михайлович Пржевальский // Сибирский торгово-промышленный ежегодник 1913. Издание Д. Р. Юнг. Типография
«Наш век». Санкт-Петербург. 1912.
Памяти Николая Михайловича Пржевальского. — СПб.: РГО, 1889. — 64 с.
Список генералам по старшинству. Исправлено по 1-е сентября 1888 г. — СПб., 1888. — С. 761.
Николай Михайлович Пржевальский // Басханов М. К. Русские военные востоковеды до 1917 г.: Биобиблиографический
словарь. — М.: Восточная литература, 2005. — С. 193—196.
http://emrvls.ru/wasteland/
Алексеев А.И. Амурская экспедиция 1849-1855 гг. М., 1974. 191 с.
Алексеев А.И., Морозов Б.Н. Освоение русскими людьми Дальнего Востока (конец XIX в. – 1917 г.). М. 1989. 320 с.
История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма / Под ред. А.И.Крушанова. М., 1991. 472 с.
Землепроходцы и путешественники. / Под редакцией Алмазова Б.А. Издательство «Диамант», 1999, 79 с.
Кабузан В.И. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII – начало XX в.). Хабаровск, 1973. 192 с.
Никитин Н.И. Русские землепроходцы в Сибири. М., 1998. 64 с.
Подалко П.Э. Япония в судьбах россиян. Очерки истории царской дипломатии и российской диаспоры в Японии в конце XIX –
начале XX века. Издательство «Крафт+», 2004, 352 с.
Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в. М., 1984. 320 с.
Сергеев О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII-XIX вв. М., 1983. 127 с.
Шёпотов К.А. К берегам Тихого океана. М. 1989. 64 с
https://works.doklad.ru/view/FXvlnaMCt6g/all.html
Жюль Верн «История великих путешествий. В трех книгах. Книга 3. Путешественники XIX века»
загрузка списка…
Все издания: |
Описание: Третья книга из «Истории великих путешествий». См. том 1 и 2. Художники не указаны. Содержание:
Примечание: Перевод с французского Е. Лопыревой, Т. А. и В. И. Ровинских. Литературная редакция В. Ровинского, Е. Брандиса. Научный редактор кандидат географических наук В. Невский. | ||||
|
Историческая справка о путешествиях в начале 19-го века
Краткое описание путешествий и влияния меняющихся технологий в начале 19-го века.
Путешествие в начале девятнадцатого века было настолько медленнее и сложнее, чем сегодня, что нелегко помнить, что это было также время значительных изменений и улучшений. В Новой Англии в 1790 году транспортных средств было мало, дороги, как правило, были изрыты колеями и находились в зачаточном состоянии, и можно было путешествовать на любые расстояния.
был и медленным, и трудным. Дети и более бедные взрослые ходили повсюду, и лишь меньшинство у крестьян были лошади и повозки. Многие грузы были запряжены не лошадьми, а гораздо медлительные волы. На хорошей лошади требовалось от четырех до шести дней, в зависимости от погоды, чтобы путешествие из Бостона в Нью-Йорк. И это на лучших дорогах, которые пролегали между крупными городами Вдоль побережья. Внутри страны дороги были еще хуже: во время дождя они превращались в непроходимую грязь. удушливой пыли, когда погода была сухая.Но начиная примерно с 1790 года началась серия изменений, которые историки назвали Транспортная революция». Американцы — и особенно жители Новой Англии — перестроили и значительно расширили свои дороги. В Новой Англии было построено более 3700 миль платных дорог. между 1790 и 1820 годами. В течение 1840-х годов многие тысячи миль улучшенного графства также были построены городские дороги. Новые дороги были построены и содержались гораздо лучше, и позволил гораздо быстрее путешествовать.
Самые радикальные изменения в скорости, масштабе и впечатлении от путешествий произошли с применением новые транспортные технологии — железная дорога, пароход и строительство каналы — к американским условиям. Начиная с «9» Роберта Фултона.0009 Клермон, успешно сделанный Во время путешествия вверх по Гудзону из Нью-Йорка в Олбани в 1807 году американцы построили пароходы. курсировать как по более глубоким восточным рекам, так и по более мелким западным. Хотя пароходы были иногда опасно склонные к пожарам и взрывам котлов, ехали быстрее, встречались теснее расписания и могли двигаться против течения реки гораздо эффективнее, чем плоты и баржи. Пароходы значительно расширили пассажирские перевозки по рекам и перевозили гораздо более ценные грузы. вверх по течению.
Американцы также обратились к масштабному инфраструктурному проекту строительства канала, как и британцы сделанные десятилетия назад. Каналы обещали гораздо более дешевую транспортировку сельскохозяйственной продукции, промышленных товаров и пассажиров, но им часто было трудно вернуть прибыль своим инвесторы. Канал Эри, пересекающий всю территорию штата Нью-Йорк и соединяющий Олбани и Буффало в 1825 г. имел большой успех среди американских каналов.
После 1830 года железная дорога, или, как говорили в то время большинство американцев, «Железная дорога», стала самой драматизм новых технологий транспорта. Его скорость и мощь были беспрецедентными. С При хорошей погоде, хорошей дороге и отдохнувших лошадях дилижанс мог проехать восемь-девять миль в час. Небольшие локомотивы 1830-х годов, тянущие несколько вагонов по неровной дороге, могли двигаться со скоростью пятнадцать-двадцать миль в час. Это было в два раза быстрее на больших расстояниях, чем что-либо американское. раньше испытывал. К 1840 году было проложено 3000 миль железнодорожных путей, большая часть которых сосредоточены на Северо-Востоке. Это означало, что путешествие между напрямую связанными городами может быть значительно затруднено.
быстрее, чем раньше; поездка между Бостоном и Вустером теперь занимала менее 2 часов, и путешественники мог добраться до Нью-Йорка из Бостона менее чем за день, используя как прибрежный пароход, так и железную дорогу.Но до 1840 г. лишь относительно небольшое меньшинство американцев ощутило на себе его влияние, и железнодорожные перевозки было и шумно (от скрежета и визга железных колес на гусеницах), и грязно (от ливней золы и золы от дровяных локомотивов). В следующие двадцать лет железная дорога, растущая еще быстрее, мощнее и эффективнее, станет доминирующим способом транспорта к востоку от Миссисипи, сметая линии сцены и даже делая некоторые каналы устарели.
В период между 1790 и 1840 годами произошла настоящая революция в области транспорта еще до прихода железная дорога. К 1840 году транспортные расходы значительно сократились, а путешествия стали на порядок быстрее. коэффициент 5 и более. Эти изменения сделали возможной первую «промышленную революцию» в Америке. широкое развитие коммерческого сельского хозяйства на Среднем Западе и национальная система рынков и распределение товаров. Многие простые американцы могли теперь стать путешественниками ради удовольствия и даже пути миграции на запад стали намного быстрее и безопаснее.
Авторское право: Old Sturbridge Inc.
Лейтон и Ближний Восток
Истории путешествий — выборочная история?
Вид на Константинополь (ныне Стамбул) и реку Босфор, ок. 1890 г. Фотография Sebah & Joaillier (фотография предоставлена Stapleton Collection)
При просмотре библиотек и книжных магазинов на первый взгляд может показаться, что история путешествий до двадцатого века совершалась только богатыми европейцами. Имена исследователей Дэвида Ливингстона (1813-1873 гг.), Генри Мортона Стэнли (1841-1919 гг.04) и Ричард Ф. Бертон (1821-1890) хорошо известны в Великобритании и во всем мире. Даже в художественной литературе девятнадцатого века путешествия рассматриваются с точки зрения западного мужского мировоззрения. Примеры включают « Книга джунглей » Редьярда Киплинга (1894 г.), «Это были драматические приключенческие истории, которые мальчикам викторианской эпохи рассказывали в детских. Напротив, викторианские дети были лишены историй о женщинах-путешественницах и исследователях, которых много. Кроме того, викторианское общество никогда не предполагало, что мужчины и женщины других культур девятнадцатого века могут быть так же заинтересованы в путешествиях и исследованиях, как и они. Некоторые комментарии восточных путешественников по Европе дают проницательный взгляд на социальные и культурные обычаи с точки зрения человека, не принадлежащего к Западу.
Женщины-путешественницы
Фотография туристов девятнадцатого века, поднимающихся на пирамиды с гидами-туземцами. (фотография предоставлена Stapleton Collection)
Леди Мэри Уортли Монтегю (1689–1762), Фрэнсис Троллоп (1780–1863), Мэри Кингсли (1862–1900), Зейнеб Ханум (даты неизвестны) — вот лишь некоторые из великих имен женщин-путешественниц восемнадцатого и девятнадцатого веков. Они бросили вызов представлениям своего времени о том, что путешествия не подходят для женщин и должны совершаться только в компании мужчин. Большинство из них подвергались открытой критике за то, что считалось «напористым поведением», особенно в те века, когда женщины должны были оставаться дома.В ответ на такую критику писательница и путешественница Мэйбл Шарман Кроуфорд (1830-1860), написавшая книгу под названием « Через Алжир » (1863), ответила: « если исследование чужих земель не является высшей целью или самым полезным занятием женского существования, оно, по крайней мере, приносит больше пользы, как более забавное, чем вязание крючком или вышивка, которыми дома многие дамы пытаются развлечь скуку своих незанятых дней ».
Подавляющее большинство женщин, отправлявшихся в путешествия в девятнадцатом веке, происходили из богатых семей и могли позволить себе финансировать свои приключения. Это было в случае, если это было одиночное путешествие, с мужьями или другими членами семьи, и относилось как к женщинам с запада, так и к востоку.
Борьба с культурными стереотипами и их укрепление
Большинство произведений о путешествиях и приключениях девятнадцатого и начала двадцатого веков были предвзятыми в силу того факта, что они были написаны в так называемую «эпоху империй». Таким образом, общая тема британских и османских романов заключается в том, что герой, обычно мужчина, преодолевает препятствия против свирепого врага и в конечном итоге побеждает. В отличие от художественных рассказов личные рассказы путешественников предлагают более реалистичные описания стран и народов, с которыми они столкнулись. Однако следует помнить, что даже эти отчеты будут испорчены предположениями автора. Эдит Уортон (1862-1819 гг.)37) книга В Марокко (1920) она описывает людей рыночной площади в Марракеше следующим образом ‘ фанатики в овечьих шкурах, сердито глядящие с охраняемых порогов мечети….чахоточные евреи с пафосом и хитростью в своих больших глаза и улыбающиеся губы, похотливые рабыни с глиняными кувшинами с маслом, прислоненными к их покачивающимся бедрам ». Другие отчеты поражают своим сомнением в традиционных предположениях. Леди Мэри Уортли Монтегю, жена британского посла в Стамбуле, писала своей сестре в 1717 году:0031 Я смотрю на турецких женщин как на единственных свободных людей в империи. Правда, их закон разрешает им (мужьям) иметь четырех жен, но нет ни одного примера, чтобы знатный мужчина воспользовался этой свободой или женщина знатного происхождения, которая допустила бы это. Таким образом, вы видите, дорогая сестра, нравы людей не так сильно различаются, как заставляют нас поверить наши путеводители ».Вид снаружи
‘ Французы проявляют милосердие на словах и на деле, но не тогда, когда речь идет о деньгах и имуществе », — писал египетский ученый Рифаа ат-Тахтави (1801–1873) в 1834 году. Ат-Тахтави был одним из сорока четырех студентов, посланных в Париж в 1826–1831 годах Мухаммедом Али, правителем Египта, для изучения европейского образования и права. системы. Он опубликовал свои записи об этом опыте в 1834 году под заголовком «Добыча золота в подведении итогов Парижа». В его отчете описываются впечатляющие транспортные системы Парижа, достижения в области медицины и образования. Хотя на него произвела впечатление французская философия, его оскорбили заявления французов о том, что0031 интеллект их философов и физиков выше и проницательнее, чем у пророков ‘.Более восьмидесяти лет спустя турчанка Зейнеб Ханум написала в своей книге Европейские впечатления турчанки (1912) ‘ По костюмам мы на одном уровне с Парижем, потому что одежду покупаем там; а что касается культуры, то мы, пожалуй, более продвинуты, чем на Западе… и все же как мало мы известны европейским критикам ». Как и западные путешественники того времени, Зейнеб Ханум происходила из привилегированного министр иностранных дел Османской империи. Сегодня многие считают ее важной фигурой в раннем феминистском движении. В отличие от того, чтобы не носить чадру, которая была традиционной в Турции, она нашла элементы западного костюма столь же актуальными, чтобы писать о них.