Путешественники русские: Знаменитые русские путешественники

Знаменитые русские путешественники

Знаменитые русские путешественники навсегда вписали свои имена в анналы мировой истории, прославив родную землю. Среди известных лиц есть Миклухо-Маклай и Афанасий Никитин, братья Лаптевы и Крузенштерн, наши современники Николай Дроздов и Федор Конюхов. И многие другие. Давайте остановимся на некоторых из них.

Содержание

Известные русские первооткрыватели

Миклухо-МаклайМиклухо-Маклай зимой 1886—1887 годов. Санкт-Петербург

Николай Николаевич Миклухо-Маклай родился в 1846 году в семье инженера в Новгородской губернии. Он всегда горел тягой к путешествиям. Этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, Новой Гвинеи. Знаменитый русский путешественник никогда не находился в России больше года, постоянно отправляясь в новые экспедиции. Уже в 1869 году он отправился на побережье Красного Моря, чтобы провести исследование морской флоры и фауны.

Миклухо-Маклай считал, что общество формируется под воздействием территориальных и природных особенностей. Именно поэтому в 1870 году он отправился на берега Новой Гвинеи для исследования папуасской расы. Вплоть до 1872 года он жил на северо-восточном берегу, который теперь назван в его честь. Храбрый путешественник смог завоевать доверие папуасов, влившись в их общество.

Русские путешественники во главе с Николаем Николаевичем побывали ещё во множестве стран:

  • 1873 год – Филлипины и Индонезия;
  • 1874 год – южный берег Новой Гвинеи;
  • 1874-1875 год – полуостров Малакка;
  • 1876 год – Микронезия.

Из-за болезни Миклухо-Маклай поселился в Сиднее, где жил до 1882 года и основал первую биологическую станцию.

Афанасий НикитинПамятник Афанасию Никитину в г. Твери

Афанасий Никитин – это знаменитый русский путешественник, писатель, купец, уроженец Тверского княжества (в те времена) Он сумел первым среди европейцев достичь берегов Индии, на 30 лет опередив Васко де Гаму, которому также приписывают это достижение.

Афанасий родился в купеческой семье и с ранних лет начал заниматься торговлей. В ходе своих экспедиций он побывал в Византии, Литве и других государствах. Дела путешественника шли успешно, однако в ходе торговой экспедиции его судно было разграблено астраханскими татарами в устье Волги.

Чтобы улучшить свое материальное положение, в 1468 году купец решил посетить Персию, откуда добрался до крупного порта Ормуза. Там Афанасий узнал, что в городе разводят редких жеребцов, которые очень ценятся в Индии. Поняв, как можно заработать, купец отправился в неизведанную страну. Границы Индии тогда были нанесены на карте, но никто из европейцев там никогда не бывал.

В 1671 году он прибыл в город Чаул, где остался жить на 3 года. Купец вел свои записи, в которых подробно описал индийскую культуру, быт и традиции.

Семен ДежневСемен Дежнев

Знаменитые русские путешественники занимались исследованиями Сибири. Один из таких исследователей – Семен Иванович Дежнев, уроженец Пинежского Уезда (центральная часть Архангельской губернии), который сделал большой вклад в развитие Северной и Южной Сибири, а также Северной Америки.

Семен Иванович Дежнев, казачий атаман, арктический мореплаватель, полярный землепроходец. Человек неграмотный, предприниматель, он не состоял в русском географическом обществе. Однако, именно он, и такие как он расширяли границы земли Русской.

Уже в 1648 году он открыл пролив между Азией и Америкой, который позже несправедливо назвали Беринговым. Семен Иванович добрался до крайней восточной точки Азии. Исследователи полагают, что в это же время он одним из первых побывал на берегах Аляски.

После этого он отправился в Якутию и стал правителем Анадырского острога, в котором и жил 12 лет.

В путешествиях Дежнев чуть не погиб, его экспедиция была вынуждена терпеть ужасный холод и голод.

На родину Дежнев возвращаться не спешил. Он работал на русского царя, помогая налаживать отношения между северными народами и выступая посредником в переговорах. И только в 1671 году он вернулся в Москву, где и скончался.

Витус БерингВитус Беринг, современник Петра I

Витус Ионассен Беринг – это знаменитый российский путешественник, родившийся в Дании, но поступивший на службу к русскому царю. Одно из его самых знаменитых открытий – Берингов Пролив. Правда, как уже было сказано выше, за 80 лет до Витуса там побывал Семен Дежнев.

В 1724 году по указу Петра I он отправился в экспедицию на Камчатку и Чукотку. За 5 лет его команда исследовала неизвестные регионы, нанеся на карту большое количество новых объектов. Путешественник доказал, что Камчатка не соединяется с Японией. После этого экспедиция прошла между Азией и Северной Америкой, открыв Берингов пролив, Авачинский залив и бухту.

Уже в 1740 году он отправился во Вторую Камчатскую Экспедицию. В ходе ее он заложил новый город – Петропавловск-Камчатский, открыл группу Командорских островов, остров Туманный, Алеутский хребет. За время своих путешествий Витус значительно дополнил карту Сибири и Северной Америки. Этими картами пользуются и сегодня.

Во время зимовки на одном из открытых им Командорских островов (ныне остров Беринга) Витус Беринг и еще 30 матросов скончались от цинги.

Харитон и Дмитрий ЛаптевыБратья Лаптевы

Двоюродные братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич Лаптевы – знаменитые русские путешественники, уроженцы Псковской области. Они отправились в Великую Северную экспедицию, совершив немало великих открытий.

В 1732 году 2 отряда экспедиции под управлением каждого из братьев отправились в путешествие по Северному Ледовитому Океану.

Дмитрий Яковлевич Лаптев с 1736 года руководил отрядом по съемке побережья на восток от р. Лены. Он проплыл от р. Лены до р. Колымы, поднялся до Верхоколымска. Нанес на карту множество рек, описал погодные условия и особенности сибирского климата. Вернувшись из экспедиции, продолжил служить на Балтийском флоте. В 1762 вышел в отставку в чине вице-адмирала.

Харитон Прокофьевич Лаптев в 1737 также был назначен начальником отряда Великой Северной экспедиции с поручением обследовать и описать побережье Арктики к западу от р. Лены до устья р. Енисея.

Он исследовал полуостров Таймыр, около которого разбился его корабль. В его честь был назван мыс – самая северная точка материка. Он исследовал Таймыр, нанес на карту множество новых объектов. Успешно выполнив задание, в 1743 году он возвратился в Петербург и продолжал службу на судах Балтийского флота.

Крузенштерн и ЛисянскийАдмирал Иван Федорович Крузенштерн

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский – основатели первого русского кругосветного путешествия, начавшегося в 1803 году. Они путешествовали на двух шлюпах «Надежда» и «Нева».

За время плавания первооткрыватели посетили следующие страны и территории:

  • Балтика, 1803 год;
  • Великобритания и Канарские острова, 1803 год;
  • Экватор, 1803 год;
  • Бразилия, 1803-1804 года;
  • Мыс Горн, 1804 год;
  • Остров Нуку-Хива, 1804 год;
  • Гавайские острова, 1804 год;
  • Петропавловск-Камчатский, 1804 год;
  • Япония, 1805 год;
  • Сахалин, 1805 год;
  • Китай, 1806 год.

За время кругосветного путешествия Крузенштерн и Лисянский дополнили карту Тихого Океана, открыли острова вблизи Аляски, смогли снять берег японского острова Хоккайдо. В Тихом Океане Иван Федорович открыл новый пролив, названный его именем, а Юрий Федорович смог уточнить местоположение острова Пасхи и конкретизировать количество местных жителей.

Заболевание глаз и недобрые отношения с морским министром вынудили его уйти в отставку в декабре 1815 года. Но не уйти из науки. В 1827 году Крузенштерн стал директором Морского корпуса и членом адмиралтейского совета. Адмирал,  почётный член Петербургской Академии Наук, автор первого «Атласа Южного моря», один из основоположников российской океанологии, похоронен великий адмирал Иван Федорович Крузенштерн в Домском соборе в г. Таллине.

Учебный барк «Крузенштерн»

Василий ГоловнинВасилий Головнин

Василий Михайлович Головнин – знаменитый русский путешественник, уроженец Рязанской губернии, руководителей двух кругосветных экспедиций. Уже в 1801 году, находясь на стажировке в Англии, он написал свою первую научную статью «Сравнительные замечания о текущем состоянии Русского и Английского флотов». Перед отъездом домой Головнин взялся за новую книгу «О военно-морских сигналах для дневного и ночного времени». Закончил ее уже дома. Русский флот четверть века пользовался разработанным Головниным сводом сигналов.

В 1807 году он получает под командование военное судно «Диана» и отправляется в научное плавание по Тихому Океану для выполнения географических и гидрографических работ. У мыса Доброй Надежды его корабль был арестован англичанами и удерживался в одной из бухт. Только спустя год и 25 дней корабль сумел вырваться из порта Симонстаун и отправиться на Камчатку. Плавание к российским берегам завершилось успешно.

По прибытию в Петропавловск-Камчатский Головнин занялся изучением островов Курильской гряды. Составил точнейшую карту этой гряды и приступил к детальному обследованию каждого из 24 островов. Но и здесь его работы были прерваны, только теперь японцами, незаконно арестовавшими Головнина, двух офицеров и четырех матросов во время поездки на остров Кунашир.

После двух с небольшим лет плена, в 1814 году он возвращается в Петербург.

В 1817 году он вновь отправляется в кругосветное путешествие на корабле «Камчатка». Его целью была доставка груза на Камчатку, проведение астрономических определений координат неизученных островов и описание северо-западной части берега Нового Света. Головнин с честью справился с задачей. В процессе плавания он сделал около 43 рисунков и значительно дополнил карту.

В.М. Головнин внес заметный вклад в морскую науку, много сделал для укрепления русского флота. Он по праву занимает почетное место среди наиболее ярких морских деятелей.

Фаддейн Белинсгаузен и Михаил ЛазаревФаддейн Белинсгаузен и Михаил Лазарев

Фаддейн Белинсгаузен и Михаил Лазарев – это знаменитые русские путешественники, руководители первой русской, самой замечательной антарктической экспедиции. Этим мореходам выпала честь стать окончательными открывателями огромного шестого континента, по площади соизмеримого с Южной Америкой. Не ледяной пустыни, а настоящего «земного» материка.

Путешествие началось в июне 1819 года. Морское министерство выделило два хорошо оборудованных корабля для экспедиции в высокие широты Южного полушария. Поход этот обещал быть нелегким. Шлюп «Восток» шел под командованием Белинсгаузена, «Мирный» вел Лазарев. Десятки лет спустя в честь этих кораблей будут названы две первые советские антарктические исследовательские станции.

В ходе этой экспедиции мореплаватели совершили следующие маневры:

  • вышли из Кронштадта, посетили Копенгаген;
  • исследовали Канарские острова;
  • прибыли в Бразилию, где три недели готовились к сложному переходу в условиях Антарктики;
  • исследовали Субантарктику;
  • открыли Антарктиду;
  • побывали в Австралии и Новой Зеландии;
  • достигли Таити.

Экспедиция закончилась только в 1821 году. Путешественники открыли и занесли на карту 29 новых островов, описали побережье Южной Георгии (субарктический островок с суровым климатом, где обитают множество пингвинов, тюленей и буревестников) и Южные Сандвичевы острова (открытые когда-то Куком), открыли Антарктиду, пронаблюдали за ее шельфовыми ледниками.

О размерах проделанной работы говорят следующие цифры:

поход экспедиции продолжался 751 день;

корабли преодолели расстояние почти в 100 тысяч километров. Это как 2,5 раза обогнуть Землю по экватору.

И даже после этого исследование шестого континента, можно сказать, только начиналось. Подвиг славных русских офицеров только начинал летопись изучения и освоения Антарктиды. Продолжение этой работы мы видим и сегодня.

Современные русские путешественники

Кругосветные путешествия продолжаются и до сих пор. В России есть немало храбрых, любознательных, отчаянных путешественников, которые и сейчас занимаются посильным исследованием отдаленных территорий мира.

Юрий Александрович СенкевичЮрий Александрович Сенкевич

Один из знаменитейших в свое время советских и российских путешественников, это Юрий Сенкевич, уроженец Монголии. Учёный-медик, тележурналист, продюсер, кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы. Лауреат Государственной премии СССР, академик Российской телевизионной академии, президент Ассоциации путешественников России. Сенкевич участвовал в экспедициях на Северный Полюс и Эверест, проходил программу подготовки для участия в космических полётах.

Начав свой путь в профессию начальником медицинского пункта в одной из воинских частей Калининской области (ныне Тверской), Сенкевич не стоял на месте. В 1962 году его переводят в Москву в Институт авиационной и космической медицины Министерства обороны. Развитию медицинской тематики в космической отрасли СССР Юрий Сенкевич отдал 30 лет.

В 1966 году приехал на научно-исследовательскую станцию «Восток». Он прожил в суровых условиях вечной мерзлоты год, наблюдая, как климат Антарктики воздействует на организм человека.

По приглашению известного норвежского исследователя и путешественника Тура Хейердала Сенкевич участвовал в плавании на папирусной лодке «Ра» (1969), а затем на «Ра-2» (1970). На папирусной лодке мореходы смогли добраться до берегов Барбадоса и подтведили тем самым правильность гипотезы о возможности трансатлантических контактов древних людей.

В дальнейшем мореходов связывало не только тесное сотрудничество, но и многолетняя дружба.

Следующее их плавание в 1972 году на судне из тростника под названием «Тигрис» стартовало от берегов Ирака, через Персидский залив в Пакистан. Далее, через Красное море к берегам Африки. Но прибытию в конечный пункт путешествия помешал осуществиться начавшийся военный конфликт в районе Сомали.

Плавание на Тигрисе

Наибольшую любовь и признательность советских граждан Юрий Александрович Сенкевич заслужил как телеведущий «Клуба путешественников». При нем «Клуб путешественников» получил несколько престижных международных премий, таких как «ТЭФИ» (1997 год) и «Хрустальный глобус». После «ТЭФИ» Сенкевич был удостоин звания академика Российской телевизионной академии. Позже эта телепередача была занесена в книгу рекордов Гиннесса.

Чтобы лучше понять внутренний мир и характер этого удивительного человека, его мечты и желания, а вместе с ним и огромной армии его современников-мечтателей, включите и прослушайте этокороткое видео: Бричмулла, 1973 год.

Скончался Юрий Александрович Сенкевич на 66 году жизни от сердечной недостаточности. За год до этого он перенес инфаркт и клиническую смерть.

Ю.А. Сенкевич, Клуб путешественников

Николай ДроздовНиколай Дроздов в молодости

Николай Николаевич Дроздов – знаменитый советский и российский путешественник, учёный и телеведущий, родившийся в Москве 20 июня 1937 года. Закончил кафедру биогеографии географического факультета МГУ, еще 2 года учился здесь же в аспирантуре.

В начале 70-х Николай стажировался в департаменте зоологии при Национальном университете в австралийской Канберре. По возвращению в Москву в 1979 году стал преподавателем кафедры МГУ.

Еще в 1975 году он побывал в национальных парках республики Конго.

В 1980 году посетил острова Фиджи, Самоа и Тонга. За год до этого покорил вершину Эльбруса.

В 1989 году его имя было внесено в Почетный список ведущих экологов и специалистов по охране окружающей среды всего мира комиссией ученых-экологов «Глобал-500».

Позднее он посетил Северный полюс, исследовал побережье Аляски и Канады. Был на Камчатке, Курилах, Дальнем Востоке, на Памире и Тянь-Шане, бродил по пескам Каракумы.

За многолетнюю работу на стезе популяризации науки в 1995 его наградили медалью им. Альберта Эйнштейна и премией ЮНЕСКО.

Еще через пять лет Дроздов получил звание члена Российской Академии естественных наук и Российской экологической академии.

В 2000 году стал профессором МГУ.

Результаты своих трудов ученый публиковал в книгах. Являясь ведущим программы «В мире животных», Николай сделал большой вклад в распространение знаний среди молодежи и взрослых.

Дроздов в студии звукозаписи передачи «Азбука леса»

Еще в 1996 году телепередача «В мире животных» была награждена премией фонда «Академия российского телевидения» в номинации «Лучшая просветительская программа». Этой передаче ученый посвятил 40 лет своей жизни.

Хочется с удовлетворением отметить, что этот заслуженный человек и сегодня ведет довольно активную жизнь.

Николай Николаевич Дроздов и сегодня в работе

Дмитрий ШпароДмитрий Игоревич Шпаро

Дмитрий Игоревич Шпаро – это известный советский исследователь и путешественник, писатель, руководитель экспедиции, которая сумела впервые в мире добраться до Северного Полюса на лыжах. Этот рекорд был поставлен в 1979 году. До того Дмитрий Игоревич дошел на лыжах до островов Комсомольской Правды (9 островов в западной части моря Лаптевых), а также исследовал самый северный полуостров Таймыр.

В 1988 году Шпаро в составе экспедиции совершил переход из СССР в Канаду через Северный полюс. Уже в 1998 году он повторил свой подвиг и, вместе со своим сыном Матвеем, на лыжах осуществил пересечение Берингова пролива, который разделяет Азию и Америку. За этот переход Дмитрий и Матвей Шпаро были занесены в Книгу рекордов Гиннесса. В 2006 он участвовал в экспедиции правящего князя Монако Альбера II на север, к ледовой станции «Барнео». Он помогал ученым проводить метеорологические исследования.

С 1989 года Дмитрий Шпаро является создателем и директором благотворительного оздоровительного клуба «Путешествие», занимающегося спортивной реабилитацией инвалидов.

В 2008 году при его непосредственном участии было совершено 2 экспедиции на Северный Полюс. Впервые в мире лыжники М. Шпаро и Б. Смолин сумели дойти до крайней точки планеты полярной ночью. Во втором случае экспедиция к Северному полюсу состояла из молодых парней и девушек. Впоследствии такие молодежные походы стали проводиться регулярно.

Анатолий ХижнякАнатолий Хижняк

Анатолий Хижняк, знаменитый русский путешественник-одиночка наших дней. Член Ассоциации свободных путешественников, Глава Отдела дальних экспедиций Российского географического общества. Организатор многочисленных экспедиций. Путешествовал по Южной Америке и Африке, Алтаю и Кавказу, Западной Сибири и Туркмении. Посетил многие недоступные места нашей планеты. Совершил одиночный 500-километровый поход в джунглях Амазонии. Снял немало фильмов и написал немало статей о своих путешествиях.

Страсть к путешествиям в нем проявилась рано, еще в 14 лет. Как-то летом он пересек Кольский полуостров, зимой – Кара-кумы. Старался найти снежного человека. В 1991 году отправился в Перу, даже не владея испанским языком. Двадцатилетний парень волею обстоятельств остался один в критической ситуации, с сорока долларами в кармане. Все вещи сгорели в машине. Пришлось искать работу. Нашел. Нанялся лесорубом. Позже отправился искать золото на Амазонке. Намытые золотые крупинки позволили ему приобрести все необходимое для продолжения своих путешествий.

И сегодня перед нами человек, который уже считается специалистом по странам Южной Америки и республики Перу в том числе.

В джунглях Боливии ему посчастливилось наткнуться на поселения русских староверов, обосновавшихся там в типично русских избах . Ушли из России еще в Петровские времена. Носило их по миру, и на Алтай, и в Китай, пока, наконец, не перебрались через океан в Южную Америку.

Вот что значит русский человек! Выстроили жилища. Повырубали джунгли в округе, повылавливали анаконд. Развели лошадей, коров, свиней. Выращивают истинно русские сельскохозяйственные культуры. Кушают борщ, пельмени. Запивают чистым самогоном.

Но не хотят возвращаться в грешную цивилизацию. Живут тремя деревнями с населением около тысячи человек. Мужики невест берут со стороны. Со своими до седьмого колена сходиться запрещено. Староверы рассказали, такие поселения есть и в Австралии, и на Аляске.

Вот такую интересную историю поведал Анатолий Хижняк.

А еще ему посчастливилось участвовать в поиске входа в Шамбалу на Алтае, рядом с горой Белухой. Но ни ему, ни его спутникам двери этой мистической страны не открылись. По преданию, эти двери могут увидеть только избранные. Остальные ко входу не допускаются. Вот и у Анатолия, стали один за другим каким-то непостижимым образом разбиваться амулеты-обереги на шее, один за другим. А кто-то из друзей упал на ровном месте и сломал ногу.

Достижения Федора Филипповича КонюховаФедор Филиппович Конюхов

Федор Филиппович Конюхов – один из самых известных современных русских путешественников. Священник Украинской православной церкви, художник, писатель, Он совершил 4 кругосветных плавания, 15 раз пересек Атлантику на парусных яхтах, не раз бывал в опаснейших и сложнейших одиночных экспедициях.

Федор Филиппович стал первым человеком в мире, который посетил все 5 континентов мира.

Третьим в мире среди тех, кто выполнил полную программу Adventurers Grand Slam (Исследователи Большого Шлема):

— посетил Северный и Южный полюсы, а также покорил 7 главных вершин мира, описанных в одноименной программе:

  • Джомолунгму в Гималайах;
  • Аконкагуа в Андах;
  • Денали на Аляске;
  • Килиманджаро в Танзании;
  • Эльбрус и Монблан в Европе;
  • Массив Винсон в Антарктиде;
  • Джая и Косцюшко в Австралии.

Альпинстов, которые смогли выполнить эту программу, около 300 по всему миру!

Федор Филиппович участвовал в экспедициях по Чукотке, один раз пересек регион на собачьей упряжке.

Федор Конюхов на Чукотке

В Уссурийской тайге повторил маршрут знаменитых Арсеньева и Дерзу Узала.

Он был на Баффиновой Земле, вместе с Хижняком добрался из СССР до Канады через Северный Полюс.

В 1990 году он совершил первый одиночный поход на лыжах на север, застав полярную ночь.

В числе его достижений – восхождение на Эверест и Эльбрус, одиночное кругосветное плаванье от Сиднея к мысу Горна и экватору, первый одиночный поход к Южному полюсу, организация первой в России экспедиции на Верблюдах по Шелковому Пути.

В 2007 он пересек Гренландию на собачьей упряжке.

В 2011 посетил 9 вершин Эфиопии. Он покорил такие горы как:

  • Чуко;
  • Рас Дашен;
  • Гуджо;
  • Бату;
  • Тулу-Димту;
  • Кака;
  • Чилало;
  • Гуна;
  • Авуе Меда.

В 2016 он совершил первое в России кругосветное путешествие на воздушном шаре. Причём, в отличие от предшественников, Федор смог сделать это с первой попытки, установив новый мировой рекорд – 11 дней 4 часа 20 минут. Он стал первым воздухоплавателем, вернувшимся на тот же аэродром, откуда и взлетел. Повторить что-то подобное вряд ли кто-то сможет.

На аэростате Конюхов пересек Австралию, через Тасманово море попал в Новую Зеландию, после чего через Тихий Океан отправился в Чили и Аргентину. После этого путешественник попал к Фоклендским островам, через Анлантический Океан перелетел в ЮАР, посетил Мыс Доброй Надежды и вернулся в Австралию через Индийский океан.

Многие путешествия он совершил с сыном. В 2018 вместе с Николаем Федор взошел на Алтайскую гору Белуху. В 2020 вместе с сыновьями Николаем и Оскаром, а также внуком Аркадием Конюхов покорил вершину Килиманджаро, а вместе с внучкой Полиной взошел на Эльбрус.

Федор Конюхов совершил сорок с небольшим уникальных морских путешествий. Установил мировой рекорд на весельной лодке, за 46 дней преодолев Атлантику в одиночном плавании.

Пересек Атлантику на весельной лодке

В декабре 2018 он отправился в одиночное кругосветное плаванье на лодке «АКРОС», работающей на солнечной энергии. Плаванье Федор начал в Новой Зеландии, а закончил на мысе Горн. Он провел около 100 дней в Южном океане, тем самым установив очередной мировой рекорд.

Успешно добравшись до пролива Дрейка, Конюхов в очередной раз стал первым в мире – еще никому не удавалось обогнуть мыс Горн на одиночной лодке из-за сильных штормов и сложных погодных условий. Однако это путешествие сильно повредило лодку, в результате чего второй этап пришлось отложить.

Ф. Конюхов, на весельной лодке

На 2021 год русский путешественник выстроил не менее амбициозные планы. Он замыслил совершить переход через Тихий океан, из Чили (г. Вальпараисо) в Австралию (г. Брисбен), на 11- метровом катамаране NOVA. Это почти 9 тыс. морских миль в режиме 100 дней автономного плавания.

Катамаран «NOVA»

Судно NOVA изготовлено из углепластика. Этот материал способен выдержать шторм до 8 баллов. На всей горизонтальной поверхности корпуса установлены солнечные панели. Они будут вырабатывать энергию для движения судна.

Ну, а пока катамаран готовится, Федор Филиппович Конюхов не сидит без дела. 3 августа он вернулся из 10 дневной северной экспедиции. Снова в одиночку, это время он провел на дрейфующей льдине, изучая наличие микропластика в воде. Ледокол «50 лет Победы» доставил его в порт Мурманск. Журналистам он сообщил, что с белыми медведями не встречался.

А старт катамарана намечен на декабрь 2021 года.

Счастливого плавания, Федор Филиппович!

Please, Follow & Like Us

Читать онлайн «Русские путешественники. Великие открытия», Геннадий Кондратьев – Литрес

© ООО Издательство «Питер», 2018

© Серия «Вы и ваш ребёнок», 2018

* * *

Первым знаменитым русским путешественником считается купец из Твери Афанасий Никитин.

А вы знали, что Никитин – это не фамилия, как многие думают, а отчество? «Афанасий сын Никитин» – было написано о нем в летописи. Историки долго спорили, в какие точно годы Афанасий совершил своё путешествие, и в итоге доказали, что оно началось в 1468 году, а вернулся на Русь он в 1475 году. За эти удивительные семь лет путешественник побывал в Азербайджане, Иране, Турции, Индии и Африке. Свои странствия он описал в книге «Хождение за три моря». Первое море, которое ему пришлось пре одолеть во время путешествия, было Каспийское, второе – Аравийское, а третье море – Чёрное.

Изначально Никитин не собирался путешествовать так долго и далеко. Его путь лежал в древний город Дербент, который находился на побережье Каспийского моря, на территории современного государства Азербайджан. Набрав дорогого товара для торговли и получив путевую грамоту от Тверского Михаила Борисовича, Афанасий на двух судах отправился вниз по Волге, к Каспийскому морю.

Путешествие начиналось благоприятно, его корабли без приключений прошли владения Московского Ивана III. В те времена только верховья Волги принадлежали русским князьям. После Нижнего Новгорода путь каравана проходил через земли Казанского ханства. В устье Волги расположилось Астраханское ханство с одной стороны и земли Ногайской орды – с другой. И хотя военных действий в те годы между русскими и татарами не велось, их многочисленные разбойничьи шайки часто нападали на русских торговцев. Поэтому в Нижнем Новгороде Афанасий Никитин планировал присоединиться к хорошо вооружённому каравану московского посла Василия Папина. Но по прибытии в Нижний Новгород выяснилось, что тот уже уплыл. Это сыграло роковую роль в путешествии Афанасия.

Никитин со своими людьми присоединился к отряду Хасан-бека – посла Ширванского государства, которое также находилось на побережье Каспийского моря, но южнее Дербента. Люди Хасан-бека были не так хорошо вооружены, но у Афанасия не оставалось выбора. Путешественники благополучно прошли земли Казанского ханства и Ногайской орды, однако около Астрахани их догнали ногайские гонцы. К Афанасию и Хасан-беку прибыли три ногайских татарина с важной вестью.

– Астраханский султан Касим отправил трёхтысячное войско, чтобы ограбить ваш караван, – сказали они. – Если хорошо заплатите, мы незаметно проведём корабли мимо засады.

Афанасий знал: если караван держал путь в Астрахань, то местные татары охотно давали разрешение торговать на своих рынках. Однако если торговый корабль проплывал мимо, астраханские татары нападали и грабили его.

Афанасий и Хасан-бек щедро заплатили проводникам. Мимо Астрахани решили плыть чёрной безлунной ночью, а вёсла обмотали шкурами, чтобы плеском воды не выдать себя. У каравана почти получилось незаметно проскользнуть мимо засады, но помешало предательство. Проводники-ногайцы подали сигнал татарскому войску и прыгнули за борт. Тут же берега озарились светом татарских костров, и корабли оказались видны как на ладони. Татары бросились на абордаж. Команды Афанасия и Хасан-бека приняли бой. Несколько нападавших тут же были застрелены, но силы оказались слишком неравны. Один из кораблей Никитина был полностью разграблен. Второй смог уйти от преследования, однако при выходе в Каспийское море попал в шторм, сел на мель и был также захвачен астраханскими татарами. Афанасий Никитин спасся на третьем посольском корабле Хасан-бека, но весь товар, купленный в кредит, был потерян. Встреча с первым морем оказалась совсем неприветливой. Дома Афанасия ждали позор и долговая яма. После тяжёлых раздумий Никитин решил поискать удачи за морем, надеясь найти в дальних странах какой-нибудь редкий товар, чтобы выгодно продать его на Руси и рассчитаться с долгами.

Из Дербента отважный купец добрался до большого города Баку, где «огонь горит неугасимый» – это пылал выходящий из-под земли природный газ. В Баку Афанасий сел на корабль, который направлялся на юг, в Персию (нынешний Иран). На этом корабле отважный купец пересёк «первое море» – Каспийское – и прибыл в небольшой персидский городок Чапакур. Здесь он пробыл шесть месяцев, изучал персидский язык, присматривался к местным обычаям и товарам. Он удивлялся дороговизне редких русских товаров, которые привозили сюда купцы-татары, и поражался, насколько дёшевы здесь местные персидские шелка и сахар. Афанасий решил накопить денег и поехать в большой торговый город Ормýз, о котором рассказывали местные торговцы. Ормуз находился на южном побережье Персии, на пересечении больших торговых путей. По словам персов, в Ормузе можно было купить любые товары из всех известных стран. И при этом намного дешевле, чем в Чапакуре.

Попасть в Ормуз было не так просто. Для этого нужно было пересечь всю Персию, с севера на юг. Пройти такое расстояние в одиночку было невозможно. Тверскому гостю (гостями в те времена называли купцов) удалось присоединиться к торговому каравану. Несколько месяцев они медленно двигались к югу, преодолевая высокие горы и жаркие пустыни. Афанасий отмечал в своём дневнике всё интересное, что встречалось на пути. Так, он своими глазами увидел Демавéнд – самый высокий вулкан на севере Персии. В городе Рее он записал местную легенду, как «тут убили шаха Хусейна… и пало на убийц проклятие Мухаммеда – семьдесят городов разрушилось». Возле города Тарóм он удивлялся, что несколько пудов фиников (а пуд равен 16,4 кг) продают всего за четыре алтына (алтын равнялся трём копейкам), и местные жители даже кормят финиками домашних животных. А когда проезжал город Йезд, вспомнил, что уже слышал об этом месте – оно славилось роскошными персидскими тканями, которые под Казанью русские купцы покупали у татар. Подытожил своё сухопутное путешествие по Персии Афанасий записью о том, что проехал «много городов больших» и что все упомянуть не смог.

Весной 1471 года Афанасий Никитин вышел к «морю Индийскому». Торговый город Ормуз находился на пустынном каменном острове, на котором не было ни пышной зелени, ни рек с озёрами. Но бойкая торговля превратила его в жемчужину Персидского залива. Богатство и красота Ормуза поразили Никитина. Здесь можно было найти пряности и ткани из Индии, жемчуг из Бахрейна, знаменитых арабских скакунов и острейшие дамасские клинки, персидские шелка и вина, а также драгоценные камни из Китая. Даже посуду из Венеции и товары из Египта мог найти требовательный гость на рынках Ормуза.

Помимо обилия товаров Никитина поразила местная жара. Остров Ормуз и в наши дни является самым жарким местом на всём побережье Персидского залива. Афанасий написал в своих путевых тетрадях: «Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжёт».

Ещё одно событие произвело на Афанасия большое впечатление. Однажды купец сидел на морском берегу, обдумывая дальнейшие планы. От глубоких раздумий Афанасия отвлекло ощущение, что ноги его внезапно промокли. Удивлённый, купец оглянулся по сторонам и увидел, что морские волны, ещё недавно ласкающие берег в нескольких метрах впереди, теперь подобрались вплотную к его сапогам. Так Афанасий впервые в жизни увидел прилив. До этого он плавал по замкнутым морям – Каспийскому, Чёрному и Балтийскому, в которых приливы и отливы почти незаметны. А в Ормузе, на побережье Индийского океана, море «наступает всякий день по два раза».

Как ни дёшевы были товары на рынках Ормуза, Афанасий выяснил, что все они привозные. Своего товара в городе не производили – только чужие продавали. Местные купцы посоветовали Никитину купить арабского или персидского жеребца и отвезти его на продажу в Индию. «В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы, – сообщили купцы, – а потому индийские султаны и раджи заплатят тебе за коня огромные деньги. Как продашь коня, закупишь индийских самоцветов, там они намного дешевле, чем в Ормузе. Нагрузишь корабль изумрудами, можно и домой возвращаться».

Пробыв месяц в Ормузе, Афанасий поплыл на парусном судне «за море Индийское» вместе с другими купцами, везущими в Индию скакунов. Небольшое индийское судно – тава – более подробно описал известный путешественник Марко Поло: «Суда плохие, немало их погибает, потому что сколочены они не железными гвоздями, а сшиты верёвками из коры индийских орехов».

Путь до западного побережья Индии занял шесть недель. Вначале судно зашло в портовый город Маскат, откуда корабли брали курс на Индию. Далее путешественники прибыли в портовый город Камбей (современный Бомбей) – в те времена крупный пункт перепродажи индийских товаров в мусульманские страны, в котором, как написал Афанасий, «родятся краска да лак». Из Камбея путешественники приплыли в город Чаул – крупный порт на западном побережье Индии. Чаул входил в состав крупного Бахманидского царства, которым управлял султан-мусульманин. На рынках Чаула можно было купить индийские ткани, пряности, тростниковый сахар и изумруды. Всю торговлю контролировали мусульманские купцы. От них Афанасий узнал, что коня лучше всего продавать в Бидаре – столице Бахманидского султаната. Там проживали молодой султан Махмуд Мухаммед III и множество богатых вельмож, они согласились бы отдать хорошие деньги за арабского скакуна. Находился Бидар в глубине страны.


Афанасий был буквально поражён и очарован Индией. Об этой стране он оставил много подробных записей в своём путевом дневнике, описав внешний вид и обычаи местных жителей: «И люди ходят нагие, а голова не покрыта, а волосы в одну косу заплетены ‹…› А у слуг княжеских и боярских одна фата на бёдрах обёрнута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют». Таким образом, Афанасий Никитин стал первым в истории русским и европейским исследователем-этнографом, побывавшим в тех краях.

 

Впрочем, внешний вид Афанасия также вызвал живой интерес у местных: они никогда не видели белого человека. Куда бы ни шёл Афанасий, его всегда сопровождали толпы народа.

Никитин отправился в глубь Индии. Путь его лежал через вечнозелёные и непроходимые джунгли. Здесь Афанасий увидел море растительности, удивительные деревья, которые в таком количестве больше нигде не растут. Пальмовые леса (в Индии произрастает около двадцати видов пальм), заросли бамбука, толстые, как канаты, лианы, прочие экзотические деревья и цветы поразили его воображение.

Через несколько дней путники добрались до гор. Дорога проходила по глубокому ущелью, пройдя которое Афанасий Никитин вышел к городу Джуннару. «Джуннар-град стоит на скале каменной, не укреплён ничем, Богом ограждён. И пути на ту гору день, ходят по одному человеку: дорога узка, двоим пройти нельзя», – так описал он город и ущелье.

В Джуннар путешественник прибыл в начале июня 1471 года. Как раз в это время в Индии начался сезон дождей, ошибочно принятый Афанасием за зиму. Четыре месяца бушевали грозы и ливни. Дороги стали непроходимыми: «Каждый день и ночь – целых четыре месяца – всюду вода да грязь». Ни о каком продолжении путешествия нельзя было и думать. Афанасий коротал время за изучением местного языка и обычаев. В этот период в его книге появились новые подробные записи: «Правит тут (в Джуннаре) индийский хан – Асад-хан, а служит он меликат-туджару (великому визирю, то есть главному министру). Войска ему дано, говорят, семьдесят тысяч. А у мелик-ат-туджара под началом двести тысяч войска, и воюет он с кафирами (немусульманами) двадцать лет: и они его не раз побеждали, и он их много раз побеждал. Ездит же Асад-хан на людях (то есть на носилках, которые несут слуги). А слонов у него много, и коней у него много добрых, и воинов у него много. А коней привозят из Хорасанской земли (то есть из Персии), иных из Арабской земли, иных из Туркменской земли, а привозят их всё морем в тавах – индийских кораблях». По прибытии в Индию Афанасий столкнулся ещё с одной проблемой – коня, которого он собирался продать, нужно было приучить к местной пище. На это ушло несколько месяцев. «Коней тут кормят горохом, да варят кхичри (шарики из риса) с сахаром да с маслом, да кормят ими коней, а с утра дают шешни (листья местного растения)», – писал Афанасий.

В Джуннаре у Никитина случился большой конфликт с местным правителем. Асад-хан узнал, что Афанасий никакой не басурманин, а русин, христианской веры. Слуги Асад-хана забрали у Афанасия коня, а его самого привели к своему хозяину.

– Я верну тебе твоего скакуна и самого отпущу на все четыре стороны, – грозно сказал Асад-хан, – если ты отречёшься от своей веры и примешь ислам. А если откажешься, то и жеребца лишишься, и сам будешь сидеть в моей темнице, пока за тебя не заплатят выкуп – тысячу золотых монет.

Опечалился Афанасий, так как знал, что никто не будет платить выкуп за него в далёкой индийской стране. На размышления Асадхан дал четыре дня. И неизвестно, как бы эта история для Афанасия закончилась, но на его счастье как раз на четвёртый день приехал в Джуннар казначей великого визиря (главы правительства). Бил ему челом Афанасий, рассказал о своей беде. Подробности их встречи неизвестны, но казначей похлопотал за Афанасия. Асад-хан вернул жеребца и в мусульманскую веру обещал насильно не обращать.

Пробыв в Джуннаре два месяца, Афанасий, воспользовавшись тем, что дожди поутихли, направился в Бидар – столицу Бахманидского султаната. Он присоединился к индийскому каравану, подобного которому не видел раньше: в повозки запрягли не лошадей или верблюдов, а быков. Целый месяц шли они через джунгли, горы и равнины к столице. Афанасий удивлялся большому количеству городов, встречавшихся им на пути. «Всякий день проходили по три города, а иной день по четыре города», – записал он. Встречались ему и разные удивительные животные, невиданные на Руси. Тут и там целыми стаями бродили обезьяны. Местные жители не прогоняли их, а, наоборот, позволяли хозяйничать в своих полях и садах. «Если кто обезьян обидит, – записал Афанасий, – они жалуются своему князю, и он посылает на обидчика свою рать, и они, к городу придя, дома разрушают и людей убивают. А рать обезьянья, сказывают, очень велика, и язык у них свой… Иные гундустанцы (индийцы) подбирают их (детёнышей обезьян) да учат всяким ремёслам, а иных учат людей забавлять». Упоминание Афанасием индийского «царя обезьян» и его армии позволяет сделать вывод, что купец во время путешествия познакомился с индийским эпосом «Рамаяна», скорее всего, в устном изложении.

Из Латвии в Испанию: как нехватка российских туристов повлияла на страны Европы

Автор  Джошуа Аскью David Mac Dougall & Laura Llach  с  AFP

Наплыв российских туристов в Европе ушли в прошлое, что вынуждает страны приспосабливаться.

Если вы ищете русских туристов в Европе этим летом, их будет трудно обнаружить.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в 2022 году россиян в Европе было на 84% меньше.

Эта цифра вряд ли сильно изменится в этом году, так как летний сезон становится жарче.

В то время как самые богатые продолжают посещать регион, русские среднего класса почти полностью исчезли, ссылаясь на растущие логистические трудности и затраты.

Причина, конечно же, в смертоносном вторжении России в Украину, которое побудило Запад воздвигнуть барьеры, невиданные со времен холодной войны, в поддержку своего союзника.

Но как отразится потеря российских туристов на Европе? Мы рассмотрим два направления, граничащих с Россией, и два, которые раньше принимали множество российских посетителей, чтобы узнать больше.

Латвия: неосвоенные рынки, чтобы заполнить пустоту

Латвия издавна притягивала российских путешественников благодаря своему расположению и историческим связям с Советским Союзом.

Яркая туристическая индустрия крошечного балтийского государства пострадала от пандемии COVID, как и многие другие, но потеря посетителей из России действительно повлияла на это. 

В знак солидарности с Украиной в сентябре 2022 года были запрещены российских туристов, а министр иностранных дел страны Эдгар Ринкевичс написал в Твиттере: «Вам здесь не рады — вам нужно положить конец войне против Украины и уехать из этой прекрасной страны!»

«Россия была важным рынком сбыта, — сказал Euronews Travel Владислав Корягин, генеральный директор Baltic Travel Group. — Конечно, нам этого не хватает.

«С экономической точки зрения это решение могло не помочь местному бизнесу. Но на политическом уровне мы поддерживаем Украину».

Люди посещают район пересечения границ Польши, Литвы и Калининградской области России в Зердзинах, Польша, 7 июля 2022 г. Михал Дьюк/Copyright 2022 The AP. Все права защищены

«Это правильное решение», — добавляет он. «Люди понимают, что мы не можем принимать российских туристов, пока их солдаты нападают на украинцев».

«Самый большой удар» войны на Украине был нанесен многим жителям Запада, которые теперь считали Прибалтику небезопасной, возможно, «следующей целью» для российских войск, хотя это заблуждение теперь исправляется, объясняет Корягинс.

По оценкам латвийского сектора туризма, после вторжения в феврале 2022 года около 70% групповых бронирований были отменены.

Тем не менее, отрасль не мирится с этими потерями.

По словам Корягинса, компания диверсифицировалась на новые, неосвоенные рынки, такие как Персидский залив, и стала более эффективной за счет сокращения затрат на рабочую силу.

«Правда в том, что мы адаптировались», — добавляет он.

FILE: Туристы в крепости Лаппеэнранта, лето 2019 г.Город Лаппеэнранта

Финляндия: Внутренний туризм

Около 1,2 миллиона российских туристов, путешествующих на автобусе или автомобиле через границу в восточную Финляндию каждый год, до полномасштабного вторжения Кремля, показывают официальные данные.

Пока некоторые селились в отели, большинство тратило деньги в местных супермаркетах — в среднем 170 евро в день в городе Лаппеенранта.

Но большая часть туристической инфраструктуры в Финляндии Лейклендского округа не обязательно полагалась на российских туристов, несмотря на их большой объем.

«Люди, которые действительно обслуживали трансграничный трафик , больше не работают, — объясняет Мирка Рахман, директор по туризму Лаппеенранты. все российские, а не финские компании».

«Они покупали одежду, моющие средства, шоколад, рыбу, в основном продукты питания из супермаркета, так как финские бренды известны высоким качеством. Что-то нужно было забрать домой, а что-то домой и продавать», — рассказала она Euronews Travel.

Этот довоенный поток посетителей через самую длинную границу ЕС с Россией теперь уменьшился до минимума — только для лиц с двойным гражданством или тех, у кого есть виза, позволяющая им приезжать и уезжать.

Регион Южная Карелия с крупнейшим городом Лаппеенранта потерял с начала войны около 100 000 русских ночевок.

Но он больше ориентируется на финнов как место отдыха внутри страны, ища клиентов в Германии, Италия и страны Бенилюкса — туристы, которые тратят в день гораздо больше, отмечает Рахман, чем их российские коллеги.

«Тенденции изменились, — говорит Рахман. — Здесь никто не рассчитывает на возвращение русских». Российские туристы больше не приветствуются

Пострадали не только те, кто находится на границе с Россией.

Хотя страна никогда не была основным источником посетителей для Испания — затмеваемые англичанами, немцами и французами — русские были одной из самых быстрорастущих групп в последние годы, как показывают данные Ассоциации отелей Салоу Камбрильс Ла Пинеда.

По данным Национального статистического института Испании, в 2019 году в эту южноевропейскую страну прибыло около 1,3 миллиона путешественников из России, что составляет 1,3 процента от общего числа.

Тем не менее, их отсутствие по-прежнему ощущается, особенно потому, что некоторые районы больше зависели от российских туристов, чем другие, например Коста-Дорада, где они составляли от 10 до 15 процентов всех посетителей.

«В прошлом году последствия отсутствия туризма были очевидны, и в этом году это также заметно», — сказал Euronews Travel Альберт Саве, президент Ассоциации отелей Коста-Дорада в Каталонии.

Он говорит, что в 2019 году в этом районе было 1 290 000 ночевок, а сейчас это число сократилось до нуля, если не считать «одного или двух русских», приехавших на машине или через Турцию или Финляндию.

Что отличало россиян, продолжает Саве, так это их высокий уровень потребления предметов роскоши, который поддерживал специализированный местный бизнес.

«Когда они были здесь, [русские] действительно тратили, потому что они приехали издалека… Они ездили на много экскурсий… [и] покупали продукты в этом районе… из-за притяжения вина, масла, колбасы… одежды, » он говорит.

«Их поведение отличалось от [] британцев, которые пришли за солнцем».

FILE: Русский турист на пивном курорте в чешском городе Марианске-Лазне, 2006 г.AFP

Чешская Республика: Борьба с инфляцией и сокращением числа туристов

Как и в Испании, Чехия курортных городов наблюдалось резкое снижение числа состоятельных посетителей из России.

Города Карловы Вары, Марианске-Лазне и Франтишкови-Лазне увидели проблеск надежды, когда ЮНЕСКО включила их в список объектов Всемирного наследия в 2021 году.

Но их радость была недолгой.

Когда российские танки пересекли границу Украины , центральноевропейская страна присоединилась к европейским санкциям, наложенным на страну.

Доля российских клиентов, которые тратят больше всего денег, а также остаются намного дольше, чем местные жители, снизилась с 61 000 в 2019 году. до нескольких тысяч в прошлом году.

«В среднем чешский турист тратит около 700 крон (30 евро) в день. Русскоязычные гости тратят более 3500 крон (150 евро)», — говорит директор по туризму Чехии Ян Хергет.

Однако потеря российских туристов была лишь частью их бед.

Курортные города также борются с нехваткой персонала: безработица в Чехии за последние два года составила 3,5%, а инфляция только сейчас снизилась с рекордно высокого уровня в 18% в сентябре.

российских туристов исследуют новые направления, поскольку поездки в Европу остаются ограниченными

© larahcv | Pixabay

Must Read

Страны Европейского Союза начали ощущать последствия ограничений, введенных против России после вторжения в Украину, и количество прибывающих значительно сократилось.

— Реклама —

Из-за санкций, которые страны ЕС продолжают сохранять в отношении россиян, последние ищут альтернативные направления для путешествий, что обходится экономике ЕС в миллиарды долларов, сообщает SchengenVisaInfo. com.

По данным France 24, в столице Франции, как и в других частях страны, наблюдается ошеломляющий спад числа туристов из России.

Комментируя текущую ситуацию и цифры, представитель парижского управления по туризму сообщил, что в период с января по май этого года в столице зарегистрировано на 95,8% меньше туристов из России, прибывающих воздушным транспортом, по сравнению с тем же периодом 2019 года.

At В то же время пресс-секретарь отметил, что в ближайшие месяцы ожидается лишь незначительное увеличение числа туристов из России на один процент, а это означает, что прибытие из страны будет оставаться низким.

Как поясняет France 24, трудности с поездками из России в европейские страны для отдыха связаны с вторжением в Украину в феврале 2022 года. Более того, российским авиаперевозчикам по-прежнему запрещено летать над ЕС или въезжать в него, что затрудняет им планирование отпуска в Европе.

Тем не менее, несмотря на эти проблемы и снижение доступности Европы, в 2022 году туристы из России совершили около 22,5 млн зарубежных поездок, что означает значительный рост по сравнению с 190,2 миллиона поездок в 2021 году, из которых Турция является самым популярным направлением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *