Настоятельницы
Родилась в посаде Большие Соли Костромской губернии в имении отца – благочестивого купца 1-ой гильдии. Вскоре отец скончался, поручив 2-х месячную Лизу, как сообщает монастырская Летопись «Царице Небесной, твердо надеясь, что Сама Владычица будет ей покровительницей и руководительницей во всю ее жизнь». Десятилетней девочкой в 1853 поступила в Крестовоздвиженский Костромской монастырь (с 1864 он получил название «Богоявленского Анастасиина девичьего»). Проходила клиросное послушание, в совершенстве изучила церковный Устав, была замечательной чтицей и певчей, искусной золотошвеей; получив диплом сестры милосердия Красного Креста, имела практические навыки по уходу за больными и ранеными во время русско-турецкой войны на Балканах. 12 августа 1887 была пострижена в монашество с наречением имени «Варвара». Через год она, как одна из лучших монахинь – деятельная и опытная в духовной жизни – была направлена в Эстляндию для утверждения основ монашеской общины в Иевве при благотворительных заведениях Иеввенского православного братства. В 1891 назначена Управляющей учрежденной на Богородицкой горе Пюхтицкой Успенской женской общины. С первых дней ее существования установила строгий монастырский порядок, ввела в полном объеме монастырский богослужебный круг.
При монастыре с самого начала были учреждены и успешно действовали детский приют, училище для детей бедных родителей, богадельня для престарелых, бесплатные лечебница и аптека. Благодаря им обитель быстро приобрела уважение среди местного населения.
По указу Святейшего Синода от 23 октября 1897 переведена в Свято-Троицкий Черемисский монастырь Казанской епархии. Почила о Господе 23 декабря 1915. Похоронена у алтаря Троицкой церкви Черемисского монастыря (г. Космодемьянск).
www.puhtitsa.ee
Пюхтицкий монастырь, Эстония. Настоятельницы монастыря :: SYL.ru
Люди, живущие в вере, утверждают, что каждого человека Бог ведет своими путями. Ведь Ему одному ведомо, как провести ту или иную душу, чтобы она смогла раскрыться и выполнить свое истинное предназначение в полной мере. Некоторых этот путь ведет в монастырь, где человека ждет трудная жизнь во славу Господа. К сожалению, в наше время очень сильно искажены понятия о вере, верности, самоотдаче и служении. Монастырская обитель представляется местом, где можно спрятаться от суеты, проблем и бед на время. А потом вновь вернуться в мир уже обновленным человеком. Если вы думаете также, то вам стоит выбрать время и посетить Пюхтицкий монастырь. Это святое место в полной мере раскрывает истинный смысл веры и сестринского труда. Многие паломники говорят, что одно присутствие на территории эстонской обители очищает душу и сердце, превращая все мысли в один светлый и плавный поток.
Местонахождение монастыря
Расположен Пюхтицкий монастырь в Эстонии. Когда-то жители СССР могли беспрепятственно приезжать сюда, чтобы насладиться местными красотами, укрепиться в вере или остаться навсегда. Ведь в свое время ставропигиальный монастырь был единственным на огромной территории, в котором женщины могли посвятить себя служению Богу. Поэтому и выбирать послушниц настоятельнице приходилось порой из нескольких десятков молоденьких девушек и женщин.
Построен Пюхтицкий монастырь в Куремяэ — местечке, расположенном на высокой Журавлиной горе. Иногда ее еще называют Святой, связывая это с тем, что еще древние язычники приходили сюда для совершения своих ритуалов. На вершине горы произрастает дуб, возраст которого, по предварительным оценкам дендрологов, превышает тысячу лет. Неудивительно, что именно на этом месте со временем возникла обитель. Сами эстонские крестьяне из окрестных деревень видели в этом глубокий сакральный смысл.
Легенда об иконе
Своим строительством Пюхтицкий монастырь обязан явлению эстонским пастухам Богородицы. Это произошло в шестнадцатом веке, когда они пасли на вершине холма скот. Крестьяне были поражены образом женщины, внезапно возникшей около старого дуба. От нее исходила такое необыкновенное сияние, что пастухи оробели и не решились подойти к Богородице. Они бросились вниз с холма, чтобы привести к дубу односельчан. Однако к моменту, когда на холме оказались практически все жители деревни, образ женщины растаял в воздухе, а под дубом осталась лежать икона Успения Пресвятой Богородицы. С этого мгновения Пюхтица потеряла свое языческое значение и превратилась в настоящую православную святыню.
История создания обители
Ставропигиальный монастырь существует уже сто двадцать шесть лет. Эстонцы относятся к монахиням с большим уважением и любовью, они считают обитель главной достопримечательностью своей страны. Этот ставропигиальный монастырь РПЦ — один из самых известных в Прибалтике, ежегодно его посещают несколько тысяч паломников со всего света. Сегодня мало кто может представить, что когда-то эта огромная территория была заболочена, а единственное строение представляло собой небольшое деревянное здание.
Его возвели на месте обретения иконы бедные крестьяне, которые хотели увековечить память об этом невероятном событии. В 1885 году вокруг небольшой часовенки был построен большой двуглавый храм из дерева. Своим появлением он обязан усилиям супругов Шаховских, которые всеми силами стремились облагородить это место и создать здесь православный приход. Очень скоро храм обрел своих прихожан, а в селе стали строиться больницы, школы и аптеки.
Летом 1891 года храм был преобразован в Успенскую женскую общину. Рядом были открыты приют и больница. Буквально за три года община разрослась и обрела небывалую популярность у местных жителей. Она находилась под покровительством княгини Шаховской, которая стала ходатайствовать о создании на базе общины монастыря. Ее просьба получила одобрение Синода, и в 1893 году было объявлено о создании Пюхтицкого женского монастыря.
В этот момент обитель была не слишком большой — в ней жили всего лишь сорок шесть женщин. Практически половина из них были послушницами, а вторая часть — воспитанницами приюта при монастыре.
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь сегодня
Интересно, что обитель с момента своего образования никогда не закрывалась. Она развивалась и разрасталась новыми зданиями, подворьями и другими сооружениями, которые были призваны создать комфортные условия для всех, кто приезжает сюда.
К примеру, монахи сумели построить очень уютный гостиничный комплекс, где можно отдохнуть и даже получить бесплатное трехразовое питание. Как говорят паломники, в гостинице всегда царит идеальная чистота, а еда — удивительно вкусная и свежая.
На сегодняшний момент в Пюхтицком монастыре трудятся сто двадцать монахинь. В советские времена их количество было значительно больше — сто шестьдесят. Сейчас большинство из них старше тридцати пяти лет и в монастыре остро ощущается нехватка молодых послушниц, которые могли бы внести свою посильную лепту в тяжелый монашеский труд. Однако, несмотря на это, настоятельница очень строго отбирает девушек. Ведь служение Богу — это призвание, а не мимолетный порыв души. Сюда часто приезжают верующие на труд, то есть с готовностью отдают свое время и силы на общее благо. Сестры всегда принимают помощь с большой теплотой и радостью, именно эта необычная атмосфера часто становится причиной желания остаться в этих стенах навсегда.
Кто управляет монастырем?
Несведущему человеку настоятельницы монастыря кажутся необычайно суровыми людьми. Поэтому личное знакомство с этими удивительно светлыми женщинами становится настоящим открытием.
За все время Пюхтицкий монастырь сменил семь настоятельниц. Все они были просто невероятными людьми, которые всю свою жизнь трудились на благо обители. Ее расцвет связывают с деятельностью матушки Варвары, которая управляла монастырем сорок три года. В Эстонии ее очень уважали и почитали, даже местные власти никогда не позволяли себе сделать какое-либо замечание матушке. Ведь это могло ненароком ранить ее.
С 2011 года всеми делами в обители заправляет матушка Филарета, пришедшая сюда еще совсем юной девушкой.
Настоятельница Филарета
Одного взгляда на эту улыбчивую и излучающую доброту женщину достаточно, чтобы ощутить какое-то внутреннее спокойствие. А история Ксении (так звали матушку в миру) является самым ярким примером того, как Бог призывает к себе души.
Матушка Филарета всегда довольно охотно дает интервью журналистам, легко и с улыбкой рассказывая о своем пути в монастырь, ежедневном сестринском труде и о том, что хотелось бы еще сделать для развития обители.
Эта женщина открыто говорит о том, насколько сейчас изменилось представление о вере и как часто приходится отказывать девушкам, возомнившим, что они все знают о монашеском подвиге. А именно так говорят о своей жизни сестры Пюхтицкого женского монастыря. Если вы когда-нибудь приедете в Эстонию, чтобы посетить обитель, то обязательно попросите встречи с матушкой Филаретой. Эта удивительная женщина обладает даром сеять добро и свет во все сердца, с которыми она соприкоснулась.
Архитектурный ансамбль Пюхтицы
В конце девятнадцатого века архитектурным ансамблем занялся Преображенский. Он постарался максимально удобно расположить все строения обители таким образом, чтобы они не попадали на окружающую болотистую местность. В итоге получился довольно обширный и необычный проект, послуживший основой сегодняшней обители.
На плане, который мы привели в статье, можно увидеть все главные монастырские сооружения, такие как Успенский собор, трапезная, звонница и гостиница. Перед входом в главные ворота обители можно увидеть тот самый дуб, под которым была найдена икона. А чуть дальше паломники имеют возможность набрать воды из источника, который считают святым.
Подворья Пюхтицкого монастыря
Монахини из Пюхтицы несут свою службу не только в стенах обители, но и за ее пределами. Они находят себя в подворьях, которые на сегодняшний день существуют в нескольких городах России.
Например, в начале девяностых годов открылось подворье в Когалыме. А в Москве подворье можно найти в стенах храма Николая Чудотворца.
Паломничество в монастырь
Обитель открыта для всех, кто хочет посетить ее. Сюда могут приехать и мужчины, и женщины — монастырь радушно открывает свои ворота каждому.
Паломники приезжают сюда с разными целями. Одни просто рассматривают монастырь как одну из достопримечательностей Эстонии, которая выделяется из общего списка мест, обязательных для посещения. Эта категория гостей редко остается на ночь и ограничивает свое посещение несколькими часами прогулок по территории обители и щелканьем затвора фотоаппарата.
Другая категория приезжих искренне желает познакомиться с жизнью сестер и вносит свой вклад в их будни. Паломники остаются здесь на месяц, неделю или всего лишь пару дней и помогают монахиням, кто чем может.
А есть особая категория гостей обители — это девушки и женщины, которые мечтают о монашеской жизни. Они приезжают сюда, чтобы проверить свои намерения и испытать силы. Некоторые из них уже сейчас готовы остаться в обители и только ждут благословения матушки, а другие пока еще сомневаются, поэтому просто приезжают сюда и вносят посильную помощь в дело развития обители.
Как приехать в монастырь
Так как у России с Эстонией в последние годы сложились довольно напряженные отношения, то поездка в монастырь мало для кого бывает легкой. Тем, кто однозначно хочет посетить это святое место, можно посоветовать написать на электронную почту обители с указанием своих паспортных данных и места, где вы оформляете визу.
Обычно ответ приходит в течение семи дней, и все желающие получают возможность въехать в Эстонию для того, чтобы исполнить свою мечту и увидеть монастырь на высоком холме.
Имейте в виду, что жить здесь можно бесплатно, но монахини никогда не откажутся от пожертвований от приезжих. Каждый может оставить здесь ту сумму, которая кажется ему приемлемой.
Дорога к монастырю
До Эстонии большинство паломников добираются поездом. Проблем с билетами на данном направлении практически никогда не бывает, поэтому не стоит стараться приобрести их за несколько месяцев до поездки.
Лучше всего ехать в монастырь из Таллина, оттуда дважды в неделю отправляется прямой автобус. В пути паломникам придется провести около трех часов. Но не расстраивайтесь, если вы попали в промежуток, когда прямых маршрутов до обители нет. Вы всегда можете воспользоваться автобусом до Куремяэ. А оттуда от монастыря вас будет отделять дорога длиною всего лишь в семнадцать километров. Их многие паломники проходят пешком, а некоторые пользуются попутными машинами.
Пюхтицкий монастырь — это поистине удивительное место, которое пленяет сердце каждого, кто оказывается здесь. Интересно, но многие паломники, да и сами сестры признаются, что только здесь они могут дышать полной грудью и ощущать себя по-настоящему счастливыми.
www.syl.ru
Расписание богослужений
Ноябрь Декабрь
Ноябрь 2019 г.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30
1 пятница
Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского
6.00 Полунощница, Акафист
8.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
2 суббота
Димитриевская родительская суббота.
Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Всенощное бдение
3 воскресение
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Прп. Гавриила Самтаврийского (переносится с сб. — 2-го).
Прп. Илариона Великого
7.00 Полунощница, Правило ко свт.Причащению
17.00 Всенощное бдение
4 понедельник Седмица 21-я по Пятидесятнице
Празднование Казанской иконе Божией Матери
6.00 Правило ко свт.Причащению
8.00 Часы, Литургия
17.00 Славословная
5 вторник
Апостола Иакова, брата Господня по плоти
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Всенощное бдение
6 среда
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
7 четверг
Мчч. Маркиана и Мартирия
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Всенощное бдение
8 пятница
Вмч. Димитрия Солунского
7.00 Полунощница
7.30 Водосвятный молебен
8.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
9 суббота
Мч. Нестора Солунского.
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Всенощное бдение
10 воскресение
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница.
Мчч. Терентия, Неониллы и чад их
7.00 Полунощница, Правило ко свт.Причащению
9.00 Часы, Литургия
17.00 Полиелей
11 понедельник Седмица 22-я по Пятидесятнице
Прп. Аврамия, архим. Ростовского.
Прмц. Анастасии Римляныни
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
12 вторник
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
13 среда
Апп. от 70-ти Стахия и иных
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
14 четверг
Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
7.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
15 пятница
Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
16 суббота
Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Георгия в Лидде
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Всенощное бдение
17 воскресение
Неделя 22-я по Пятидесятнице.
Прп. Иоанникия Великого.
Сщмч. Никандра, еп. Мирского
7.00 Полунощница, Правило ко свт.Причащению
9.00 Часы, Литургия
17.00 Славословная
18 понедельник Седмица 23-я по Пятидесятнице
Свт. Ионы, архиеп. Новгородского.
Мчч. Галактиона и Епистимии
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Славословная
19 вторник
Прп. Варлаама Хутынского
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
20 среда
Мчч. 33-х, в Мелитине пострадавших.
Прп. Лазаря Галисийского
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Всенощное бдение
21 четверг
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила
6.00 Правило ко свят. Причащению
8.00 Часы, Литургия
17.00 Всенощное бдение
22 пятница
Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница»
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
23 суббота
Апп. от 70-ти Ераста и иных
6.00 Полунощница, Акафист
7.00 Часы, Литургия
17.00 Всенощное бдение
24 воскресение
Неделя 23-я по Пятидесятнице.
Мчч. Мины, Виктора, Викентия и мц. Стефаниды
7.00 Полунощница, Правило ко свт.Причащению
9.00 Часы, Литургия
17.00 Вечерня, Утреня
25 понедельник Седмица 24-я по Пятидесятнице
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского.
Прп. Нила постника
www.puhtitsa.ee
Пюхтицкий Свято-Успенский ставропигиальный женский монастырь
Бассейн
Тренажерный зал
Зал для групповых занятий
Зал спортивных игр
Зал единоборств
Настольный теннис
Большой теннис
СквошКардиозона
Сауна / баня
Детский фитнес
Кафе / фитнес бар
Спортивный врач
Косметолог
Массаж
Солярий
Аренда спортзала
Парковка
www.ipetersburg.ru
непрерванная традиция женского монашества / Монастырский вестник
Игумения Филарета (Калачева)
8 февраля 2014 года Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь отмечает особую дату. Три года исполняется со дня кончины приснопоминаемой схиигумении Варвары (Трофимовой). Более сорока лет матушка несла возложенное на нее священноначалием послушание. В Патриаршем слове соболезнования о матушке сказано: «Во многом, благодаря трудам схиигумении Варвары, Пюхтицкая обитель стала настоящим форпостом Православия в Эстонии».
Как живет сегодня обитель, которая не закрывалась в советские годы и вырастила игумений для множества женских монастырей в разных епархиях Русской Православной Церкви? Сохраняет ли оставленное матушкой Варварой наследие? Об этом и о монашеской жизни вообще мы побеседовали с нынешней настоятельницей Пюхтицы игуменией Филаретой (Калачевой).
– Матушка Филарета, в чем сегодня проявляются особенности пребывания русского православного монастыря на эстонской земле?
– Пюхтицкий монастырь нередко называют Сионом Прибалтийского края. Место это, освященное явлением Божией Матери и обретением Ее чудотворной иконы, особенно благодатно и дорого сердцу каждого православного человека. Как и столетие назад, наш монастырь осуществляет в Эстонии служение Церкви и людям под Покровом Пречистой Богоматери. Пюхтицкий монастырь создавался как обитель любви и милосердия. Принимая гостей и паломников, мы чувствуем взаимную симпатию, уважение и любовь местных жителей к монастырю. Хочется и в дальнейшем сохранить традицию теплых, мирных отношений.
– Ваш монастырь, по нынешним меркам, довольно большой – более 100 насельниц. Есть развитое хозяйство: земля, скот. Недавно в интервью Вы говорили, что сейчас мало молодежи приходит в обитель, следовательно, мало и рабочих рук. В чем Вы видите выход – сокращать объем работ или, может быть, больше привлекать работников извне? Полезно ли последнее для монастыря, с Вашей точки зрения?
– Сокращать объем работ нам никак нельзя: мы живем тем, что выращиваем и получаем от нашего натурального хозяйства, а также принимаем и обеспечиваем всем необходимым многочисленных паломников, круглый год стекающихся в Пюхтицу. В настоящее время есть возможность более механизировать ручной труд, широко применять сельхозтехнику, и это позволяет существенно облегчить послушания сестер.
– Удается ли в связи с необходимостью привлекать наемную рабочую силу избегать потерь, упущений в духовной, молитвенной жизни сестер?
– Конечно, в монастыре есть постоянные рабочие, выполняющие работы, которые не могут делать сестры монастыря. Это обслуживание техники, работа в слесарных и столярных мастерских. Как правило, это верующие, семейные люди, и такая практика никак не может влиять на духовную или молитвенную жизнь насельниц обители, так как это разные плоскости, существующие отдельно друг от друга.
– Много ли паломников приезжает в монастырь сегодня? О чем сестры стараются рассказать гостям, кроме истории обители?
– Да, довольно много паломников приезжает сегодня в монастырь. Для них сестры проводят экскурсии, знакомят с историей обители, паломники посещают музейные комнаты. Кто хочет побыть в обители более длительное время, помогает на послушаниях, в саду, на огородах, в уборке территории. Сестры, обслуживающие паломников в гостиницах, могут ответить на их вопросы, помочь начинающим воцерковиться. Паломники имеют возможность обратиться с вопросами духовного характера к священникам на исповеди, а также побеседовать со старыми монахинями, имеющими большой жизненный и духовный опыт. Но паломникам и гостям обители необходимо помнить, что жизнь монашествующих сокровенна и должна быть наполнена молитвенным сосредоточением и телесным трудом, поэтому отвлекать сестер и быть настойчивым в желании общения – стремление греховное.
– Занимается ли обитель социальным служением?
– Конечно! В традиции Пюхтицкого монастыря как обители любви и милосердия всегда высоко ценилось самоотверженное служение Богу в лице ближних, нуждающихся в помощи. И в самые трудные времена богомольцы всегда получали в монастырских гостиницах место ночлега и питание, и эта традиционная монастырская благотворительность сохранилась в Пюхтице по сей день. Обитель всегда оказывала и продолжает оказывать посильную помощь неимущим, сложилась традиция делиться собранным урожаем с детскими домами, больницами, а в Рождественские и Пасхальные праздники доставлять книги и подарки детям-инвалидам.
– На монашеской конференции, которая проходила осенью 2013 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в ходе дискуссии часто звучал вопрос о том, что насельники монастырей перегружены послушаниями, мало времени и сил остается для келейной молитвы. Как строится день у сестер в вашем монастыре?
– В основе пюхтицкого монастырского распорядка всегда было гармоничное сочетание молитвы и труда. Сегодня день строится так же, как и в первые годы становления обители. Святой праведный Иоанн Кронштадтский любил пюхтицких сестер и говорил о них: «Пюхтицкие сестры большими шагами идут в Царство Небесное». И действительно, труды тогда были почти непосильными, первым пюхтицким инокиням приходилось сочетать строительство, благоустройство новосозданной монашеской обители, трудоемкие сельскохозяйственные работы на более чем 100 гектарах земли и монашеское правило. В первый же год здесь был введен полный монастырский богослужебный круг и созданы два монашеских хора. Помимо этого, пюхтицкие инокини трудились в благотворительных учреждениях, ухаживали за больными в монастырской лечебнице, обучали детей-сирот грамоте и рукоделию в детской школе при монастырском приюте. Все это привожу для сравнения.
Как часто говорила наша покойная матушка схиигумения Варвара (Трофимова), и труд можно приравнять к молитве, если он выполняется с чувством особенной благодарности Богу, как бы в Его присутствии, и воспринимается как служение Господу на благо святой обители. Такой труд, совершаемый во Славу Божию, называют одухотворенным. Старейшие сестры говорили относительно молитвы: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», т.е. если не потрудишься до пота, то и молитва будет пустой. Наши сестры даже при самой большой занятости никогда не забывают о молитве.
– Может ли физически слабая сестра удержаться в обители?
– О какой физической слабости идет речь? О болезненности? Так здоровых монахов не бывает – это иллюзия. Болезни – это тот обязательный крест, который монашествующие несут.
Но в обители каждый человек, несмотря на свою немощь, важен и нужен на своем месте, подобно тому, как в сложном механизме и самый маленький винтик просто необходим. И для каждого в монастыре найдется нужное место и послушание при условии, если у него имеется любовь к Богу и твердая решимость жить и трудиться в святой обители.
История православного подвижничества показывает, что не физическая сила и здоровье обязательны для спасения. Сам апостол Павел говорит: сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9).
– Матушка, ваш монастырь не закрывался в советские годы. Все, кто интересуется вопросами духовной жизни в женских обителях, наслышаны о пюхтицких старицах – матушке Любови, матушке Екатерине, матушке Сергии. Получается ли сохранять преемственность духа и монастырских традиций?
– Действительно, Пюхтицкий монастырь имеет большое преимущество – он не закрывался ни на один день, и это очень важно, так как здесь сохранилась преемственность иноческих традиций. Многие из первых пюхтицких сестер были духовными чадами святого праведного Иоанна Кронштадтского и передали его заветы, сохранили живую память о нем. В послевоенные годы многие наши сестры окормлялись у опытного богоносного старца Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Симеона (Желнина), ныне причисленного к лику святых, руководствовались его наставлениями. К тому же около восьми десятилетий из истории монастыря освящены духовными подвигами наших блаженных стариц инокини Елены (Кушаньевой) и монахини Екатерины (Малков-Паниной), несших в обители тяжелейший подвиг юродства Христа ради.
В Пюхтице подвизались духовно опытные монахини, и более молодые поколения имели возможность не только видеть их пример, но сподобились послужить им: живя в одной келье, общаться с духовно опытными сестрами, почувствовать, своими глазами увидеть и тяготы, и благодать монашеской жизни. Поэтому преемственность – это живая традиция, которая передается как духовный опыт умудренного жизнью поколения поколению молодому. Это всегда трогательно… Ведь жизнь старейших монахинь остается в памяти, потому что они сами отдавали нам и частицу своего сердца и души. Сколько переживаний, молитв и их участия было вложено в жизнь молодых послушниц. Это замечательные сестры – матушка схиигумения Варвара, схимонахиня Фотина, схимонахиня Любовь, схимонахиня Иона, монахиня Евфросиния и др. – которых невозможно забыть и чей духовный подвиг трудно переоценить. В сложных, неразрешимых, тяжелых для сердца ситуациях невольно подумаешь о том, как бы они поступили на твоем месте.
– Расскажите, пожалуйста, немного о пюхтицких старицах.
– Только что вышла в свет книга «Игумения за святое послушание» — плод трудов сестер обители, посвященный памяти схиигумении Варвары (Трофимовой), более 40 лет управлявшей Пюхтицкой обителью. Книга была представлена на Вторых Пюхтицких чтениях в декабре минувшего 2013 года. Подготовлена и ждет своего издания книга о блаженной монахине Екатерине (Малков-Паниной), широко известной за пределами Эстонии. Так что у читателей будет возможность подробнее ознакомиться с подвижнической жизнью замечательных пюхтицких подвижниц благочестия ХХ-XXI вв.
– Занимаются ли сестры Иисусовой молитвой?
– При монашеском постриге сестры получают келейное молитвенное правило, и молитва вменяется каждой монахине в обязанность. В наше келейное правило входит так называемая пятисотница. Как известно, монашествующие – это молитвенники за весь мир, они молятся обо всех людях, и это тайна: монахи молятся сокровенно.
Надо отметить, что наш монастырь общежительный, трудовой, многолюдный. Опыта полного погружения в созерцательную молитву у нас на протяжении 120 лет не было. Заниматься умной сердечной молитвой надо с благословения и под руководством опытного делателя молитвы Иисусовой. Старейшие сестры говорили, что Господь слышит смиренного. Сначала смирению надо научиться…
– Современным людям часто приходится слышать о том, что в наши дни монашеский дух угасает. Что Вы думаете об этом?
– Людям свойственно наблюдать, оценивать, а порой и подвергать критике монашествующих, но есть такая поговорка: «Люди видят, как монах скачет, но не видят, как он плачет». Конечно, нас нельзя сравнивать с древними подвижниками Египта, которые могли поститься, к примеру, по многу дней, не вкушая никакой пищи, совершать многочасовые молитвенные бдения, – к сожалению, современным людям такие подвиги уже не по силам. Но во все времена монашество одно и то же, как и человек один и тот же.
Мне думается, каждому времени – свой подвиг. И современные монахи могут также подвизаться по мере своих сил и получать Божественную благодать подобно древним подвижникам. Так что, на мой взгляд, преждевременно говорить об угасании монашеского духа. Только Господу открыто, и только Господь может судить о трудах, подвигах и крестоношении каждого. Монашество – это тайна, это сокровенно.
– Матушка, нужно ли девушке, которая хочет стать монахиней, прежде получить светское образование? Востребованы ли в Пюхтице знания, полученные в миру?
– По-моему, эти вещи не взаимосвязаны, и светское образование не является условием или привилегией для поступления в монастырь. А знания, полученные сестрами в миру, безусловно, используются при необходимости, и тому множество примеров в нашей обители.
– Расскажите, пожалуйста, немного о том, как Вы стали монахиней. У кого учились монашеству, кто был для Вас примером в монашеской жизни?
– Мой путь к монашеству не был каким-то особенным, необычным. Во время летних студенческих каникул по благословению духовника посетила Пюхтицкую обитель, трудилась здесь совместно с сестрами в «горячее» время покоса, своими глазами увидела монастырскую жизнь и так прониклась всей этой благодатной атмосферой, молитвенной жизнью, одухотворенным трудом на послушаниях, чувством единой монашеской семьи, что к концу лета не хотела уже уезжать. А когда пришлось уехать, не находила себе нигде места и, как только закончила обучение и получила диплом, сразу приехала в монастырь уже на постоянное жительство, а всякая другая жизнь для меня была просто невозможна. Отношу это все действию благодати – только Божественная благодать может вырвать человека из его среды и привести в монашество.
– Как бы Вы посоветовали девушке, стремящейся к монашеству, выбирать обитель? Что необходимо учитывать, на Ваш взгляд (может быть, климат, послушания, дух обители), и что обязательно нужно знать о себе и о монастыре, принимая решение оставить мир?
– Человек может стать монахом только в одном случае: если есть призвание от Бога. Выражается это в сильном, непреодолимом стремлении к монашескому образу жизни. Все, что было дорого и мило сердцу в миру, становится нестерпимо тягостным. Сестры рассказывали: «Все хорошо, дома мама, папа, сестры, братья, все тебя любят, а тебе там быть невозможно, ты как без воздуха задыхаешься».
Что касается выбора обители, думаю, что сердце подскажет, не обманет, почувствует, что именно здесь твое место. Затем надо посоветоваться и получить благословение своего духовника.
Для желающих поступить в обитель важно знать, чего они ищут, когда идут в монастырь, чего ждут, когда обращаются ко Христу. Затем ли идут, чтобы найти цельность и полноту внутренней жизни, или для того, чтобы Христос разрешил им те или другие теоретические вопросы, которые их волнуют. Это очень важно. Идете ли вы ко Христу как к Избавителю от душевной скорби, от того бессилия воли, которые каждый из нас носит в себе, чтобы Господь дал силы на подвиг, или же как к философу для разрешения своих сомнений. Это нужно понять, потому что в том и другом случае получаются различные результаты. Кто-то из великих сказал, что область сомнений так же бесконечна, как и область мысли. Сейчас это одна из причин советовать желающим поступить в обитель еще и еще раз испытать себя и убедиться, что путь духовной жизни пролегает не от теории к жизни, а от жизни к теории, не от сомнений ко Христу, а от Христа к разрешению сомнений, не от ума к сердцу, а от сердца к уму.
Логика у желающих странная: «Я люблю Господа, хочу в монастырь, но боюсь и сомневаюсь»! А так не бывает! Если любишь Христа, то веришь крепко, а если веришь, то и доверяешь, а если так, то никаких сомнений быть не может!
Фото: Владимир Ходаков
Беседовала Екатерина Орлова
7 Февраля 2014
Социальные сети
monasterium.ru
Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный женский монастырь. Официальный сайт
11-13 декабря 2015 г. в монастыре состоялись ЧЕТВЕРТЫЕ ПЮХТИЦКИЕ ЧТЕНИЯ – Международная научно-практическая конференция «Историко-культурное и духовное наследие: Традиции и современность».
Видео материалы конференции:
Афанасьева Светлана Юрьевна, начальник УМЦ духовно-нравственного образования и воспитания КОИРО (Калининград)
«Проблема преподавания предмета “Православная культура”» подросткам в православной гимназии г. Калининграда»
«О культурном миссионерстве в учреждениях пенитенциарной системы. Из опыта работы отдела культуры Хабаровской епархии»
«Тематический православный маршрут как объект учебной практики за рубежом для студентов вузов»
«Ориентация на уклад жизни в отечественной духовной традиции как педагогическая задача»
«Паломничества исландцев эпохи народовластия в Константинополь и на Святую землю»
«Двенадцать храмов Святого Праведного Иоанна Кронштадтского»
«Православная идентичность: вековые скрепы и современные вызовы»
www.puhtitsa.ee
Пюхтицкий Успенский женский монастырь Википедия
Монастырь | |
Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный женский монастырь | |
---|---|
Pühtitsa Jumalaema Uinumise Stavropigiaalne naisklooster | |
Страна | Эстония |
Деревня | Куремяэ |
Конфессия | Православие |
Епархия | ставропигиальный монастырь Русская православная церковь |
Тип | женский |
Архитектурный стиль | неовизантийский стиль и псевдорусский стиль |
Дата основания | 1891 год |
Статус | Действующий |
Сайт | puhtitsa.ee |
Медиафайлы на Викискладе |
Пюхтицкий Успенский монастырь (эст. Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster) — православный женский ставропигиальный монастырь Русской православной церкви,
ru-wiki.ru