ректор Университета имени адмирала Макарова рассказал, почему студенты все чаще выбирают арктические специальности
Фото: предоставлено Государственным университетом морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова.В самом конце декабря 2022 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение о строительстве пятого и шестого атомных ледоколов проекта 22220, которые, как и предыдущие четыре, будут построены в Санкт-Петербурге. Россия – единственная в мире страна, обладающая ледокольным флотом, которому, конечно же, нужны капитаны с подготовленными экипажами и опытные специалисты на берегу. И искать в Северной столице их не нужно. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова готов обеспечить профессионалами не только ледокольный флот, но и другие проекты, реализуемые сегодня на Крайнем Севере. Об особенностях процесса подготовки кадров для Арктики рассказал ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников.
– Ваш университет – это центр подготовки специалистов для морской и речной транспортной отрасли России. А из чего именно состоит его арктическая специализация?
– В первую очередь Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – это единственный в мире вуз, выпускающий инженеров для эксплуатации гражданского атомного флота. В этом заключается уникальность арктических компетенций «Макаровки».
Важнейшим направлением развития Арктики, конечно, является Северный морской путь. Поэтому, например, очень востребованы наши выпускники-гидрографы, которые работают в петербургских профильных организациях, выполняющих гидрографические исследования в акватории СМП.
Опять же, у вуза очень тесный контакт с работодателями: представители организаций регулярно встречаются и со студентами, и с преподавателями в режиме обратной связи, что позволяет оперативно корректировать и актуализировать содержание программ подготовки кадров. Кроме того, на базе Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ осуществляется подготовка экипажей судов для полярных вод.
Подобное сотрудничество осуществляется и с компаниями из других регионов и даже стран, осуществляющих деятельность в Арктической зоне России. Испытывая высокую потребность в кадрах, такие предприятия уделяют большое внимание привлечению молодых специалистов, целенаправленно подготовленных к работе в Арктическом регионе.
Обучающимся в ГУМРФ предлагается стипендиальная поддержка от ПАО «Совкомфлот», обсуждается целевое обучение по заказу
ФГУП «Атомфлот», реализуется международная кадетская программа с возможностью прохождения практики на борту современных танкеров ледовых классов Arc4 и Arc7, участвующих в проекте «Ямал СПГ».
Можно смело говорить, что на текущий момент университет аккумулировал значительный опыт в подготовке кадров для работы в Арктике.
– Вы перечислили очень крупные компании, реализующие в Арктике масштабные проекты. Правильно ли говорить о том, что наиболее перспективным образовательным направлением для Крайнего Севера могут стать целевые программы обучения?
– Целевые программы по арктическим специальностям – это не направление в области образования, а желание производственных организаций обучать будущих конкретных специалистов для работы на конкретных предприятиях.
У целевого обучения есть ряд преимуществ для поступающих: это, например, отдельный конкурс на места в рамках целевой квоты, причем зачисление на целевые места происходит до зачисления на основные конкурсные места.
Отдельно стоит отметить, что в рамках реализации целевого обучения заказчик обязан предоставлять обучающемуся меры социальной поддержки, которые могут включать широкий перечень – от дополнительной стипендии до оплаты проезда или жилья. И главное – гарантирует обязательное трудоустройство.
По этому направлению ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова активно развивает сотрудничество с арктическими регионами России, в первую очередь для целевой подготовки дефицитных кадров.
Продуктивная работа также выстроена с Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики, в котором реализуется отдельный ведомственный проект, направленный на активизацию участия города в развитии судоходства по Северному морскому пути. В рамках этого проекта проректор по работе с филиалами и международной деятельности нашего университета Елена Смягликова является руководителем рабочей группы по подготовке кадров для обеспечения развития инфраструктуры СМП.
В частности, за 2022 год только в нашем университете было подготовлено более ста человек по морским специальностям, востребованным в том числе в Арктической зоне России. Это хороший результат. Продолжение работы по мотивации молодых специалистов, готовых отправляться работать в Арктику, как раз станет одним из основных направлений нашей совместной деятельности в 2023 году.
– По вашему опыту, студенты с интересом относятся к Арктике и профессиям, связанным с работой на Севере?
– Однозначно с интересом. Во-первых, потому, что это нетривиальная и интересная деятельность, в том числе наполненная романтикой и путешествиями. Например, студенты и выпускники-гидрографы проходят практику в акватории Северного морского пути в период летней навигации, а затем нередко остаются там работать.
Не будем отрицать и чисто прагматичных факторов: на Крайнем Севере заметно ниже уровень профессиональной конкуренции и гораздо выше зарплаты. Для начинающих специалистов это тоже очень хорошие стимулы.
Еще один немаловажный пункт – это престиж профессии и хорошие перспективы для карьерного роста. Все видят, какое значение сегодня уделяется Арктике на самом высоком уровне и насколько масштабные проекты там реализуются. Нередко студенты говорят и том, что просто доставлять грузы неинтересно, а вот помогать людям, зная, что тебя ждут, – это совершенно другое дело. Так что работа в Арктике – это, безусловно, еще и очень благородный труд.
Фото: предоставлено Государственным университетом морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова.какие нужны компетенции и навыки, обсудили на ПМЭФ
На стенде «Арктика – территория диалога» Петербургского международного экономического форума прошла сессия на тему «Человеческий капитал для покорения Арктики». Эксперты обсудили, какие кадры нужны Арктике, какими надпрофессиональными компетенциями должны обладать новые покорители Арктической зоны и где готовить таких специалистов.
В дискуссии приняли участие исполнительный директор по социальному развитию АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Гасан Гасанбалаев, ректор Заполярного государственного университета Евгений Голубев, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Елена Кудряшова, руководитель проектного офиса АНО «Чистая Арктика» Андрей Нагибин, ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Анатолий Николаев, ректор корпоративного университета «Норильский Никель» Роман Чураевский. Модератором дискуссии выступил заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.
Открывая дискуссию, Дмитрий Гужеля процитировал Президента Российской Федерации: «Сейчас, с учетом разного рода внешних ограничений и санкционного давления, всем проектам и планам, связанным с Арктикой нам необходимо уделять особое внимание, не откладывать их, не сдвигать вправо, а наоборот, на попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работ как по текущим, так и по перспективным задачам».
«Арктика находится в великом приоритете, но важно то, что для работы в Арктике самое важное – это люди, то, что движет нас вперед, развивает. Наш разговор будет посвящен людям, которые нужны для того, чтобы работать в Арктике», — подчеркнул модератор.
В начале дискуссии в блиц-формате участники встречи ответили на вопрос, что для вас Арктика: отдельная страна, бескрайние просторы, мало людей; место, вокруг которого сконцентрировано много стереотипов, с которыми нужно бороться; место силы, олимпийский огонь на Северном Полюсе.
Эксперты выразили свое мнение о том, чем отличаются люди, которые должны работать в Арктике, от остальных, какие компетенции, какие базовые знания, какие ценности должны в них проявляться. По мнению участников, люди, которые работают в сложных условиях, должны любить природу, свою страну; это добрые, хлебосольные люди, которые держатся вместе, северяне не подведут; умение работать в команде, так как любая задача в Арктике – это вызов, кросс культурная коммуникация, знание местной культуры и традиций; умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям, быстро реагировать на чрезвычайные ситуации, умение оказывать помощь.
В формате живой дискуссии спикеры обсудили профессиональные и надпрофессиональные компетенции специалистов и как университетам встроиться в эту систему, чего не хватает, для того чтобы готовить специалистов, которые удовлетворят потребности работодателей.
«Подготовить хорошего специалиста для Арктики без очень тесного взаимодействия с работодателями практически невозможно. Мы как федеральные университеты имеем право формировать свои собственные образовательные стандарты, программы, и мы делаем это как раз в единстве с работодателями. Например, в нашем филиале в Северодвинске мы организовали с работодателями системную профориентационную работу, начиная с детского сада. У нас есть своя профильная смена по судостроению в ВДЦ «Орленок», куда приезжают дети из разных городов России. Мы единственные в стране сохранили систему завод-втуз, там ребята учатся 5,5 лет, 60% учебного времени – это теория, 40% — практика на предприятиях. И когда студент поступает на судостроительные специальности, его тут же берет на работу то или иное предприятие. Наряду со стипендией ребята получают зарплату. По факту мы имеем 100-процентное трудоустройство», — рассказала ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Елена Кудряшова.
«Полгода назад мы провели исследование относительно профориентационной истории. Мы поняли, что целевая аудитория – это не только школьник, но и родитель; второй инсайт в том, что профориентация не заканчивается подписанием трудового договора. Когда мы вытащили все страхи и переживания, мы очень сильно удивились. Для нас, людей, постоянно находящихся в этой теме, уже стал клише тот факт, что Арктика постоянно развивается, требуется много специалистов. Когда мы спросили родителей и детей, живущих в Норильске, о чем они переживают, то они ответили, что волнуются, сможет ли их ребенок трудоустроиться после окончания обучения. А на первое место вышли экологический и социально-бытовой вопросы. То есть ключевой вопрос не «в каком вузе и на какой специальности учиться», а «буду ли я жить в Арктике или нет?» и это уже серьезнее, чем просто пересмотр профессиональной программы», — поделился мнением ректор корпоративного университета «Норильский Никель» Роман Чураевский.
Модератор дискуссии поинтересовался у экспертов, за какое время формируется заказ на специалистов в вузе.
«Для подготовки специалистов конкретной специальности нам нужен лаг в 5–6 лет, сиюминутно мы не можем предоставить работодателю сотню специалистов. Поэтому нам нужны прогнозы реализации тех или иных мегапроектов, открытия и развития месторождений и т. д. Чтобы мы заранее начали готовить специалистов с необходимыми дополнительными компетенциями», — отметил ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова Анатолий Николаев.
Коллегу поддержал исполнительный директор по социальному развитию АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Гасан Гасанбалаев: «Горизонт планирования у вузов и у компаний разный. Мы опрашивали компании, какие специалисты нужны на перспективу. Крупные игроки могут ответить на этот вопрос, в компаниях поменьше сложно спрогнозировать на 5–6 лет вперед. Сейчас мы используем другой подход – анализируем отрасли, прогнозы на выбытие кадров и формируем прогноз на 5–7 лет, это помогает нам взаимодействовать и с Минобрнауки, с Минпросвещения, формировать бюджетные места, контрольные цифры приема в вузах и колледжах».
Далее эксперты поделились позицией о готовности университетов соответствовать задачам, которые ставят корпорации и сама Арктика в части профессиональных компетенций выпускаемых специалистов.
«У нас 97% — уровень трудоустройства и практически все – по специальности. Такие люди должны хотеть жить в Арктике и работать. В Арктике есть запрос на стабильность, на понимание, где я буду работать, что со мной будет через 5–7 лет. Летом и в сентябре мы проводим раннюю профессионализацию, длительные и оплачиваемые качественные практики», — сказал ректор Заполярного государственного университета Евгений Голубев.
«Мы вместе с Петрозаводским университетом на протяжении нескольких лет проводили серьезные исследования о кадровой потребности для арктических регионов, для арктического бизнеса и промышленности. На сегодняшний день есть потребность около 182 тысяч вакансий до 2035 года по разным промышленным отраслям, бизнесу, есть каталог перспективных арктических профессий. На территории арктической зоны расположено 19 вузов и филиалов и 98 учреждений СПО и их филиалов. А контрольные цифры приема, т.е. бюджетные места, покрывают только 59 выпускников 9-11 классов. Это значит, что остальные, чтобы получить образование на бюджетном месте, должны выезжать из арктических регионов. Было правильно увеличить количество бюджетных мест», — отметила Елена Кудряшова.
В процессе обучения, на разных его уровнях, важно развивать и совершенствовать надпрофессиональные навыки. Только в рамках образовательных программ это сделать сложно. Как в этом помогают волонтерские программы, рассказал руководитель проектного офиса АНО «Чистая Арктика» Андрей Нагибин: «Проект «Чистая Арктика» может удобно встроиться в систему высшего образования. Мы собираем ребят, которые убирают мусор в Арктике, приобретают все арктические навыки, в том числе это работа в команде. Мы запускали проект в 2021 году, мало кто в него верил. Сейчас у нас 2500 человек, которые стоят в очереди, чтобы попасть на уборку в Арктическую зону, у нас получается 40 человек на место. Всю зиму ребята проходят тренинги, чтобы войти в команду, которая поедет в Арктику, такие сообщества формируются во всех субъектах страны. На следующей неделе в Мурманске пройдет большой форум «Арктика. Лед тронулся», где 200 отобранных ребят со всей страны будут проходить обучение от крупных компаний – Норникель, Росатом, Фосагро, Новатэк. Они будут рассказывать о своей работе. Мы рассчитываем, что эти ребята станут своего рода миссионерами Арктики. Мы готовы активно сотрудничать и с вузами, организовывать такую профориентацию».
Завершая дискуссию, Елена Кудряшова поделилась опытом, что делает университет, чтобы минимизировать разрыв между запросом работодателей и возможностями студентов: «Вместе с губернатором Архангельской области мы создаем экосистему довузовского профориентационного образования, которая включает в себя Дом научной коллаборации, модельный детский сад, университетская гимназия. Это интересная сетевая структура, которую мы для себя назвали Большой сетевой детский университет «Арктический Сириус», который обязан давать надпрофессиональные компетенции и организовывать профориентационную работу, чтобы ребята полюбили Арктику. Что связано со студентами, то здесь мы плотно работаем с Центром компетенций платформы «Россия – страна возможностей».
«Мы поговорили не просто так. Сегодня как минимум можно выделить четыре больших пункта, которые могут войти в нашу практику. Первая история, которая была озвучена, — это завод-втуз как одна из моделей практической работы, постараться распространить ее разными путями. Второй пункт – менять ситуацию с контрольными цифрами приема (КЦП), с бюджетными местами. Да, у нас нет единого мнения, мы можем поговорить об этом отдельно. Тема с КЦП кажется мне очень важной. Если мы хотим обеспечить потребности Арктики в тысячах ребят, то просто так мы их туда не завезем, к этой теме нужно подключать самые разные вещи, связанные и с КЦП, и, возможно, с выделением отдельного трека, например, в таких проектах, как «Больше, чем путешествие». Чтобы ребята приезжали в регионы Арктики, знакомились с производством и потом приезжали туда работать. Еще одна история касается совмещения проекта «Чистая Арктика» и работы университетов. Мне кажется, эту тему тоже нужно активно разрабатывать, внедрять, постараться договориться с университетами. Надеюсь, что с корпоративными университетами и с корпорациями мы проработаем историю по надпрофессиональным компетенциям, которую платформа «Россия – страна возможностей» совместно с Минобрнауки внедряет сейчас во всех вузах, чтобы корпорации использовали эти навыки, помогая их прокачивать», — подвел итог дискуссии заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля.
Живи и работай в арктической Швеции
Живи и работай в арктической Швеции — Шведская ЛапландияТехнические инновации являются частью решения, поскольку арктическая Швеция, самая прогрессивная часть Европы, лидирует в переходе к «зеленым» технологиям во всем мире. Но задача будущего — это не быстрое решение. Чтобы справиться с этой задачей, нам нужна помощь — ваша помощь.
Все о переезде в арктическую Швецию
Зарегистрируйтесь, чтобы получать информацию об интересных возможностях в арктической Швеции!
Арктический образ жизни
Арктика Швеция — самый северный регион Швеции, известный своей потрясающей природой и богатым культурным наследием. В арктической Швеции места для себя предостаточно. Образ жизни, в котором сама жизнь стоит на первом месте, а работа является ее частью. Некоторые называют это гармонией. Этот регион также является популярным международным туристическим направлением, также известным как Шведская Лапландия.
Читать дальшеЛюди
Согласно НАСА, жители арктической Швеции часто ассоциируются с отношением «мы можем это сделать». Мы быстро находим возможности и решения. Чтобы общество функционировало, нужны все, от того, кто убирает снег, до того, кто заботится о нас, когда мы заболеваем, от творческого культуролога до детского футбольного тренера. Прежде всего, мы хорошие соседи.
Читать далееВпереди зеленый переход
Арктическая Швеция находится в авангарде, возглавляя зеленый переход. В то же время продолжаются инвестиции в производство стали без использования ископаемого топлива, более эффективное использование энергии без использования ископаемого топлива, а также в развитие будущего лесного хозяйства и производства продуктов питания. Масштабы огромны, фактически самые масштабные со времен промышленной революции 100 лет назад.
ПодробнееПередовое образование
Школьная система в Швеции хорошо развита и соответствует высоким международным стандартам. Технологический университет Лулео обладает ведущими в мире компетенциями и исследованиями в нескольких областях. Исследования проводятся в тесном сотрудничестве с такими компаниями, как Bosch, Ericsson, Scania, LKAB, SKF и ведущими международными университетами, создавая глобальные социальные выгоды с нашим арктическим регионом в качестве отправной точки.
ПодробнееРегион для ведения бизнеса
Вести бизнес здесь чрезвычайно просто. У нас есть естественная целостность, мы знаем друг друга и знаем, что построению плодотворных сетей способствуют короткие расстояния между людьми.
ПодробнееМуниципалитеты в арктической Швеции
Планируете сделать смелый шаг? Вот некоторая полезная информация.
Найдите конкретный город в арктической Швеции, куда вы хотите переехать, и соберите информацию о таких вещах, как стоимость жилья, возможности трудоустройства и местная культура. Это даст вам представление о том, чего ожидать и осуществим ли этот шаг для вас. Или поговорите с Служба для новых жителей в выбранном вами городе.
› Узнайте больше о муниципалитетах арктической Швеции
› Краткое руководство: 10 вещей, о которых нужно позаботиться при переезде в Швецию
› Полное руководство: переезд в Швецию
9 0043 › Работа, учеба или жить в Швеции для граждан ЕС/ЕЭЗ в Миграционной службе Швеции
› Подайте заявление на получение разрешения на работу в Миграционной службе Швеции (для граждан, не входящих в ЕС/ЕЭЗ)
› Зарегистрируйтесь в качестве резидента в Налоговой службе Швеции (и подайте заявку на получение шведского идентификационного номера)
› Заинтересованы в изучении шведского языка? Ознакомьтесь с этими ресурсами
› Используйте Google Translate для перевода целых веб-сайтов! Ненадежный, но все же полезный.
Познакомьтесь с местными жителями
Чад выбрал Абиску
Фрида Линд-Оя
Познакомьтесь с Фридой Линд-Оджа, менеджером по маркетингу и совладельцем семейного бизнеса Camp Ripan в Кируне. Вероятно, она немного отличается от многих других менеджеров по маркетингу и владельцев отелей, поскольку в свободное время с удовольствием участвует в самой длинной в мире лыжной гонке.
Хокан СтенлундИз Йоика в Айрийоки
Рассказать хорошую историю всегда было важно. На самом деле, некоторые утверждают, что homo sapiens процветали как вид благодаря своим навыкам сплетничать. От Йойка до Айрийоки, от рассказов до песен, это место известно своей хорошей атмосферой.
Мария Броберг
Ледяные воды Арктики северного полюса
Огромный покрытый льдом океан и замерзшие земли на вершине мира находятся под угрозой из-за изменения климата.
© Энтони Дикенсон
Почему Арктика так важна
Арктика важна по многим причинам. Не только потому, что он является домом для легендарного белого медведя и четырех миллионов человек, но и потому, что он помогает поддерживать климат в нашем мире в равновесии.
Арктический морской лед действует как огромный белый отражатель на вершине планеты, отражая часть солнечных лучей обратно в космос, помогая поддерживать постоянную температуру на Земле.
Но антропогенное изменение климата означает, что за последние несколько десятилетий Арктика потеплела – на самом деле более чем в два раза больше, чем в среднем по миру.
По мере таяния морского льда становится меньше отражающих лучей, и океан поглощает больше тепла, усиливая эффект потепления.
Арктика также способствует циркуляции мировых океанских течений, перемещая холодную и теплую воду по всему земному шару.
Нам нужна ваша помощь, чтобы справиться с изменением климата и защитить Арктику от его худших последствий.
Подробнее об изменении климата
«Арктика может показаться отдаленной и неосязаемой, но на самом деле Шотландия — ближайший сосед Арктики. Она у нас на заднем дворе, и то, что там происходит, влияет на всех нас. там живут, поэтому важно, чтобы развитие Арктики было устойчивым».
Род Дауни
Менеджер программы Polar
80.995136081442, 94.93652997204
Местоположение Арктики
Вершина мира! Арктика охватывает части Канады, Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции, Гренландии и США.
© Энтони Дикенсон
Об Арктике
В отличие от Антарктики, Арктика представляет собой ледяной океан, окруженный сушей. (Антарктида — это суша, окруженная океаном. )
Арктика охватывает части Канады, Финляндии, Исландии, Норвегии, России, Швеции, Гренландии и США.
Некоторым из нас это может показаться прохладным, но в Арктике проживает около четырех миллионов человек, включая коренные общины, проживающие в восьми странах.
Существует огромное количество диких животных, которые уникально приспособлены к жизни в этом ледяном ландшафте.
Но их окружающая среда меняется из-за глобального потепления. Температуры здесь и так варьируются от -60°C до +30°C (иногда даже выше), а морской лед в летние месяцы убывает. Но с глобальным потеплением этот лед быстро тает.
Ученые предсказывают, что летний морской лед в Арктике может практически исчезнуть через поколение. Нам нужно срочно остановить глобальное потепление!
Дикие животные, обитающие в Арктике
Арктика — это далеко не замерзшая пустошь, здесь обитает около 450 видов рыб, 280 видов птиц и 130 различных млекопитающих (включая белых медведей, нарвалов и песцов) и даже холодноводные коралловые рифы.