Рафаэль сикстинская: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

404 | Артифекс

404 | Артифекс

Такой страницы еще нет


Пока мы её создаем, предлагаем посмотреть статьи, которые нравятся нашей редакции:

  • Видео
Османская Империя I Как Пал Константинополь? [История С Artifex]

9 мая 1453 года — день, который привел к краху могущественной Византии: османы во главе с Мехмедом 2 Завоевателем пошли на штурм Константинополя. Сегодня вы узнаете, как из-за глупой ошибки пала…

  • Читать
  • Живопись
Марк Шагал: Художник, Расцветивший Купол Неба

Даниил Каплан

Долгожитель и юноша, одинокий мечтатель, поэт-отшельник, весельчак, которому не скучно ходить по городу одному, мэтр авангарда Марк Шагал.

  • Читать
  • Стрит-арт
Илья Бодров: Об Отношении К Стрит-Арту, Покрасе Лампасе И Работе С «Black Star»

Анастасия Серова

Самый атмосферный представитель стрит-арта. В его арсенале: длинные русые волосы, борода, деревянные браслеты и татуировки – у нас в гостях Илья Бодров.

  • Читать

Спасибо!

Спасибо за подписку! Теперь ты будешь в курсе всего самого интересного вместе с Artifex.

Я подтверждаю, что мне есть 18 лет

«Гений чистой красоты»: 9 символов, спрятанных в «Сикстинской Мадонне»

Истории

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»

Фото
Wikimedia Commons

В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика.

В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».

Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). До начала Второй мировой «Сикстинская Мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская Мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

1. Мадонна. Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской Мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть.  — Прим. „Вокруг света“)».

2. Младенец Христос. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

3. Сикст II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

4. Руки Сикста. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская Мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди — в знак преданности Деве Марии.

5. Папская тиара снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.

6. Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7. Облака. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

8. Ангелы. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие — символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

9. Раскрытый занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

Фото
Wikimedia Commons
ХУДОЖНИК

Рафаэль Санти

1483 — Родился в Урбино в семье художника.
1500 — Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт — на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504–1508 — Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн — «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508–1514 — Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512–1514 — Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 — Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 — Умер в Риме.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2014, частично обновлен в ноябре 2022

Павел Синичкин


Теги

  • Культурный код
  • живопись
  • искусство
  • история

Сегодня читают

Правда или ложь? Спорим, вы не так-то много знаете про жизнь СССР

Тест из СССР на внимательность и знание классики: только 1 из 10 человек смогут справиться

Тест из СССР: насколько богат ваш словарный запас

С этим тестом из СССР на знание географии мог легко справиться любой школьник (но не вы)

Вы гений, если сможете ответить на все вопросы верно: тест на эрудицию

херувимов из Сикстинской Мадонны Рафаэля, также известных как херувимы из Мадонны Сан-Систо

Исполнитель: Санцио Рафаэль
Создан: 1513-14
Размеры (см): 270,0 х 201,0
Формат: Холст, масло
Местонахождение:
Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден, Германия

Херувимы из Сикстинской Мадонны

Произведение искусства «Херувимы из Сикстинской Мадонны» изначально было частью знаменитой картины «Сикстинская Мадонна», более известной как «Мадонна Сан-Систо». Шедевр был создан Рафаэлем (Санцио) между 1513 и 1514 годами. Два симпатичных херувима на этой картине, возможно, являются самыми известными ангелами/херувимами, когда-либо нарисованными в истории искусства.

История

Оригинал «Мадонна Сан-Систо» был заказан Папой Юлием II, который изображен на картине как Святой Сикст. Происходивший из знатной итальянской семьи Делла Ровере, Папа Юлий II, возможно, запросил картину для своей гробницы, поскольку покровителем его семьи был Святой Сикст. Фигуры на картине состоят из Девы Марии, держащей младенца Христа, святого Сикста и святой Варвары, которая смотрит вниз на маленьких херувимов, выражение лица которых, кажется, подразумевает скуку и беспокойство. Похоже, они стремятся закончить свои священные обязанности и могут свободно играть. Независимо от их намерений, они добавляют сцене ощущение интриги, красиво контрастируя с лишенными юмора лицами фигур над ними.

Картина была продана в Германию монахами бенедиктинского монастыря, где первоначально находилась на алтаре церкви Сан-Систо в Пьяченце.

Анализ и обзор

«Одной из самых обсуждаемых и наиболее любимых картин эпохи Возрождения является так называемая «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Для многих она остается высшим образцом западной живописи, а ее популярность практически так же велика, как у Моны Лизы. Все, кто писал об этой картине, признавали странные и сбивающие с толку выражения, которые носили Мария и младенец Иисус, хотя попытки расшифровать их значение часто оказывались уклончивыми — одной из интерпретаций была «визионерская живописная композиция». Рольф Томан — «Искусство итальянского Возрождения: архитектура, скульптура, живопись, рисунок»

«Херувимы из Сикстинской Мадонны» Рафаэля (Санцио) можно увидеть в Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене, Германия.

 

Главная | Художественные репродукции | Художественные движения | известные художники | Статьи

Политика конфиденциальности | Свяжитесь с нами

Gemäldegalerie Alte Meister: Сикстинская Мадонна

© СКД, Фото: Эстель, Клут

Сикстинская Мадонна.

Знаменитой картине Рафаэля исполняется 500 лет

Пятьсот лет назад Рафаэль, великий художник эпохи Возрождения, получил от Папы Юлия II заказ на создание Сикстинской Мадонны. Сегодня это одно из самых известных произведений искусства в мире. Он принадлежит Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене; даже те, кто не знает об этом факте, по крайней мере, знакомы с двумя ангелами, мило сидящими у нижнего края картины и копируемыми бесчисленное количество раз.

text1

В честь 500-летия этого запрестольного образа Дрезденский Государственный музей искусств проводит крупную юбилейную выставку. Пятьсот лет «Сикстинской Мадонны» характеризовались захватывающими историями, связанными с тайными переговорами и выдающимися показами, периодами безвестности и международного признания, художественной изобретательностью и бездонным китчем.

Выставка, разделенная на четыре части, проливает свет на искусство и культурно-исторический контекст, а также на историю восприятия этого шедевра:

text1

I. Рафаэль в Риме
В этом разделе выставки «Сикстинская Мадонна» представлена ​​в контексте других римских произведений Рафаэля и других художников эпохи Возрождения. Будут представлены важные работы Рафаэля, предоставленные на время из международного музея. Среди них «Мадонна Гарва» (ок. 1509/10) из Национальной галереи в Лондоне или фрагмент ангела (ок. 1512) из ​​Ватиканской пинакотеки. Другими шедеврами итальянского Возрождения являются, например, рисунок «Мария в мандорле с апостолами и коленопреклоненный папа Сикст IV» из Альбертины в Вене, а также «Мадонна» Филиппино Липпи (ок. 1475 г.) из музея Сепмувесети в Будапешт. Кроме того, в этом разделе будет представлен уполномоченный, Папа Юлий II, который заказал роспись дрезденского алтаря для монастыря Сан-Систо в Пьяченце.

© СКД, Фото: Эстель, Клут Рафаэль (Рафаэлло Санти), Die Sixtinische Madonna, 1512/13 Ол ауф Лейнванд; 281 х 426 см

текст2

II. «Освободите место для великого Рафаэля!» —
Впечатляющее приобретение «Сикстинской Мадонны» Августом III

В течение почти 250 лет «Сикстинская Мадонна» почти оставалась неизвестной в месте ее первоначальной установки в Пьяченце. Только благодаря эффектному приобретению картинной галереи в Дрездене в 1752/54 году картина предстала перед публикой. Адольф Менцель записал легендарное высказывание Августа пастелью, когда картина прибыла: «Освободите место для великого Рафаэля!» (1855/1859). Насыщенная событиями история покупки будет представлена ​​с помощью документов из Саксонского Главного государственного архива Дрездена, Библиотеки Пассерини-Ланди и Архива Гульери в Пьяченце. Многие из них ранее никогда не экспонировались.

© Германский национальный музей Нюрнберга Адлоф фон Менцель, «Platz für den großen Raffael!», 1855/59 460 х 620 мм

Пленка

Сикстинская Мадонна. Raffaels Kultbild wird 500

текст3

III. На пути к мифу –
«Сикстинская Мадонна» в литературе, искусстве, музыке и дизайне а ремесла, фотография и музыка зародились примерно в 1800 году. Параллельно с этим Мадонна копировалась в картинах и графике. Картина Фридриха Бюри «Электресса Огюст копирует Сикстинскую Мадонну» (ок. 1808/09) из музея Schloss Wilhelmshöhe в Касселе — лишь один из примеров. Более того, картина была излюбленным мотивом в журналах, вышиванках, рекламе, карикатурах и альбомах для вырезок среднего класса в периоды бидермейера и Германской империи. Миф вокруг картины продолжился и в 20 веке, когда после Великой Отечественной войны картина была привезена в Россию в 1945 году. Согласно распространенной легенде, она была спасена советской армией. Легенда о спасении пережила возвращение картины в Дрезден в 1955 и, например, нашло свое выражение в картине Михаила Корнецкого «Спасение Мадонны» (1984/85), которая сегодня находится в Латвийском национальном художественном музее в Риге.

текст4

IV. Международная карьера: ангелочки в китче и искусстве
Впервые около 1800 года ангелочки были полностью скопированы с картины – так началась их сольная карьера. На выставке представлены образцы и карикатуры начала XIX в.века до настоящего времени.

© SKD, Фото: Ханс Петер Клут Мерчандайзинг на английском языке

Спонсор

Главный спонсор: Sparkasse

Партнер по сотрудничеству: Schloss Wackerbarth

Партнер по мобильности: DB

Технический партнер: акустический гид; Карманная книга

Информационный партнер: DNN; FAZ

При поддержке: Ströer; ДВБ

weitere Ausstellungen

Другие выставки

Gemäldegalerie Alte Meister and Skulpturensammlung до 18:00

в Цвингере

Коллекция скульптур до 18:00

в Цвингере

03.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *