«Гений чистой красоты»: 9 символов, спрятанных в «Сикстинской Мадонне»
Истории
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»
- Фото
- Wikimedia Commons
В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика.
В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана. Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь Святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.
Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений. Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».
Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.
Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). До начала Второй мировой «Сикстинская Мадонна» пребывала в галерее Дрездена.
Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. В 1955 году «Сикстинская Мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.
1. Мадонна. Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской Мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть. — Прим. „Вокруг света“)».
2. Младенец Христос. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.
3. Сикст II. О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.
4. Руки Сикста. Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская Мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине. Левая рука первосвященника прижата к груди — в знак преданности Деве Марии.
5. Папская тиара снята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.
6. Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.
7. Облака. Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.
8. Ангелы. Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие — символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.
9. Раскрытый занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.
- Фото
- Wikimedia Commons
ХУДОЖНИК
Рафаэль Санти
1483 — Родился в Урбино в семье художника.
1500 — Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт — на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504–1508 — Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн — «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508–1514 — Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512–1514 — Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 — Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 — Умер в Риме.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2014, частично обновлен в ноябре 2022
Павел Синичкин
Теги
- Культурный код
- живопись
- искусство
- история
Сегодня читают
Тест: выберите звезду, а нейросеть нарисует портрет вашей истинной любви
Тест: посмотрите на свои бедра и узнайте скрытые факты о себе
Тест: выберите лягушку и узнайте, что сделает вас богачом
«Волосы дыбом»: посмотрите, чем награждали древнеримских воинов за военные заслуги
Названо растение, которое защитит от болезни Альцгеймера. А вы пьете с ним чай?
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля
Новости 26.05.2023В Швеции обнаружили петроглифы возрастом 2700 лет
Сборник
Участники Второй мировой
Новости 15.01.2023Умер Вахтанг Кикабидзе
Новости 14.01.2023Умерла Инна Чурикова
Сюжет
Это монументальная работа. Почти 2×2 м. Только подумайте, какое впечатление производила эта картина на людей 16-го века. Казалось, что Мадонна спускается с небес. Её глаза не полуприкрыты, не смотрят в сторону или на младенца. Она взирает на нас. А теперь попробуйте представить, как это выглядело в церковной обстановке.
За Мадонной наблюдают папа Сикст II и святая Варвара. Они были реальными историческими персонажами, которых за мучения церковь канонизировала.
Папа Сикст II недолго пробыл на престоле — с 257-го по 258-й. Ему отрубили голову при императоре Валериане. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере, название которого переводится как «дуб», поэтому на золотой мантии вышиты жёлуди и листья этого дерева. Тот же символ присутствует и на папской тиаре, три короны которой символизируют царство Отца, Сына и Святого Духа.
«Сикстинская Мадонна». (Wikimedia Commons)
Святая Варвара неслучайно выбрана для этого полотна. Она была покровительницей Пьяченцы — для церкви именно в этом городе писал Рафаэль свою Мадонну.
История этой женщины крайне трагична. Она жила в 3-м веке, её отец был язычником, а девушка обратилась в христианство. Естественно, батюшка был против: долго пытал дочь, а затем и вовсе обезглавил.Фигуры образуют треугольник. Это подчёркивает раскрытый занавес. Он же делает зрителя соучастником действа, а также символизирует разверзнутые небеса.
Задний фон — вовсе не облака, как может показаться, а головы младенцев. Это ещё не родившиеся души, которые пока на небесах и славят бога. Ангелы внизу своим бесстрастным видом говорят о неизбежности божественного промысла. Это символ принятия.
Контекст
Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. Территория была отвоёвана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. В Пьяченце находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик.
Мы не знаем, кто именно позировал Рафаэлю для Мадонны. По одной из версий, это была Форнарина — не только натурщица, но ещё и возлюбленная художника. История не сохранила даже её настоящего имени, не говоря уже о подробностях жизни. Форнарина (буквально — булочница) — это прозвище, которым она была обязана профессии своего отца-пекаря.
Легенда гласит, что Форнарина и Рафаэль случайно встретились в Риме. Живописец был поражён красотой девушки, заплатил её отцу 3 тыс. золотых и забрал к себе. Следующие 12 лет — до смерти художника — Форнарина была его музой и моделью. Что же произошло с женщиной после смерти Рафаэля, неизвестно. По одной версии, она стала куртизанкой в Риме, по другой, — постриглась в монахини и вскоре скончалась.
Рафаэль Санти. (Wikimedia Commons)
Но вернёмся к «Сикстинской Мадонне». Надо сказать, что слава к ней пришла много позже после написания. Два века она пылилась в Пьяченце, пока в середине 18-го века её не купил Август III, курфюрст саксонский и король польский, и не увёз её в Дрезден. Несмотря на то, что тогда картина не считалась шедевром Рафаэля, монахи торговались два года и заломили цену. Августу же было непринципиально — купить это полотно или другое. Главное — кисти Рафаэля. Именно его картин не хватало в коллекции курфюрста.
При появлении «Сикстинской Мадонны» в Дрездене Август III якобы самолично отодвинул свой трон со словами: «Дорогу великому Рафаэлю!», когда носильщики замешкались, пронося шедевр по залам его дворца.
Прошло ещё полвека, и «Сикстинская Мадонна» стала хитом. Её копии появились сначала во дворцах, потом в буржуазных особняках, а затем в виде эстампов и в домах простых людей.
Полотно чудом уцелело в годы Второй мировой войны. Сам Дрезден был разрушен до основания. Но «Сикстинскую Мадонну», как и другие картины Дрезденской галереи, спрятали в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от города. В мае 1945 года советские войска нашли эти работы и привезли в СССР. Шедевр Рафаэля хранился в запасниках Пушкинского музея 10 лет, пока не был возвращён вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году.
Судьба художника
Рафаэль творил в то время, когда Возрождение достигло кульминации развития. Он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Рафаэль тщательно изучил их технику, это был правильно выбранный инструмент для исполнения художественных замыслов.
За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков «Мадонн». Не только потому, что их часто заказывали. Художнику была близка тема любви и самоотречения, она оказалась одной из важнейших в его творчестве.
Свою карьеру Рафаэль начал во Флоренции. Во второй половине 1508 года он переезжает в Рим, который в то время становится центром искусств. И этому немало способствовал вступивший на папский престол Юлий II. Это был крайне честолюбивый и предприимчивый человек. К своему двору он привлёк лучших художников Италии. В том числе и Рафаэля, который при содействии архитектора Браманте стал официальным художником папского двора.
Ему поручили расписать фресками Станцу делла Сеньятура. В их числе была и знаменитая «Афинская школа» — многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы. В некоторых лицах угадываются черты современников Рафаэля: Платон написан в образе да Винчи, Гераклит — Микеланджело, Птолемей очень похож на автора фрески.
«Афинская школа». (Wikimedia Commons)
А теперь минутка для рубрики «мало кто знает». Рафаэль был ещё и архитектором. Он достраивал после смерти Браманте собор Святого Петра в Ватикане. Кроме того, он возвёл в Риме церковь, капеллу, несколько палаццо.
Учеников у Рафаэля было немало, правда, самый известный из них приобрёл славу благодаря порнографическим рисункам. Рафаэль никому не смог передать свои секреты. В дальнейшем его картины вдохновляли Рубенса, Рембрандта, Мане, Модильяни.
Рафаэль прожил 37 лет. Точно назвать причину смерти нельзя. По одной версии, он умер из-за лихорадки. По другой — из-за невоздержанности, которая стала стилем жизни. На его гробнице в Пантеоне есть эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».
Сборник: Ренессанс
Ренессанс, охвативший три века, стал переходом от Средних веков к Новому времени. Мыслители и художники эпохи возродили интерес к Античности и гуманизму.
- ЕГЭ
- Европа
- XIV-XVII вв.
Возрождение
Возрождение
Хорошо ли ты знаешь эту эпоху? Проверь себя!
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Микеланджело — гений Возрождения
Микеланджело — гений Возрождения
По свидетельству современника, он внушал страх даже папам.
- Статьи
- Европа
- XVI век
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля
До середины 18-го века картина была известна только в Пьяченце. Слава к ней пришла после того, как саксонский курфюрст Август III привёз её в Дрезден.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
«Чудо святого Доната Ареццийского»
«Чудо святого Доната Ареццийского»
Споры о том, кто написал шедевр, ведутся с 1930-х.
- ЕГЭ
- Европа
- XV-XVI вв.
Шедевры Ренессанса
Шедевры Ренессанса
Каждое произведение искусства эпохи Возрождения скрывает множество деталей. Сможешь ли ты разобраться в них? Пройди тест и проверь свои знания.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Боттичелли – певец женской красоты
Боттичелли – певец женской красоты
В истории искусства не так много художников, чьё восхищение женщиной было бы абсолютным, как у Боттичелли.
- Статьи
- Европа
- XIV-XVII вв.
Ренессанс: от тьмы к свету
Ренессанс: от тьмы к свету
Возрождение — своего рода культурный «взрыв», произошедший в Европе в период между 14 и 17 веками.
- ЕГЭ
- Европа
- XIV-XVII вв.
Возрождение
Хорошо ли ты знаешь эту эпоху? Проверь себя!
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Микеланджело — гений Возрождения
По свидетельству современника, он внушал страх даже папам.
- Статьи
- Европа
- XVI век
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля
До середины 18-го века картина была известна только в Пьяченце. Слава к ней пришла после того, как саксонский курфюрст Август III привёз её в Дрезден.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
«Чудо святого Доната Ареццийского»
Споры о том, кто написал шедевр, ведутся с 1930-х.
- ЕГЭ
- Европа
- XV-XVI вв.
Шедевры Ренессанса
Каждое произведение искусства эпохи Возрождения скрывает множество деталей. Сможешь ли ты разобраться в них? Пройди тест и проверь свои знания.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Боттичелли – певец женской красоты
В истории искусства не так много художников, чьё восхищение женщиной было бы абсолютным, как у Боттичелли.
- Статьи
- Европа
- XIV-XVII вв.
Ренессанс: от тьмы к свету
Возрождение — своего рода культурный «взрыв», произошедший в Европе в период между 14 и 17 веками.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XV-XVIII вв.
Самые ужасные пытки (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX век
Королева Виктория: символ на троне
- Статьи
- Африка
- XIV век до н. э.
Короткая жизнь дочери Нефертити
- Статьи
- Европа
- XIX век
Бедные люди: как жили викторианские слуги
- Статьи
- Европа
- XI-II вв. до н.э.
Брак, религия и свобода в Древней Спарте
- Статьи
- Европа
- XIII-XIV вв.
Москва VS Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Беспечная принцесса
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Великая французская революция
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Робеспьер: вождь революции
- Статьи
- Европа
- IV век до н. э.
«Гуси Рим спасли…»
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
- Статьи
- Европа
- XV-XVIII вв.
Самые ужасные пытки (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дело о подделке чая и товарного знака
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- Статьи
- Европа
- XX век
Столкновения в Новом Узене: как драка на дискотеке переросла в погромы
- Статьи
- Европа
- XX век
От чего умер Ленин?
- Статьи
- Европа
- XIX век
Королева Виктория: символ на троне
- Статьи
- Европа
- XVI век
Как Смоленск стал русским
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 1197345
- 📚 Статьи
- 👀 494860
- 📚 Статьи
- 👀 224280
- 📚 Статьи
- 👀 186323
- 📚 Статьи
- 👀 185976
- 📚 Статьи
- 👀 183472
- 📚 Статьи
- 👀 134238
- 📚 Статьи
- 👀 101944
- 📚 Статьи
- 👀 94690
- 📚 Статьи
- 👀 90703
- 📚 Статьи
- 👀 3311062
- 📚 Статьи
- 👀 1197345
- 📚 Статьи
- 👀 1024401
- 📚 Статьи
- 👀 830586
- 📚 Статьи
- 👀 815985
- 📚 Статьи
- 👀 641789
- 📚 Статьи
- 👀 624962
- 📚 Статьи
- 👀 513591
- 📚 Статьи
- 👀 494860
- 📚 Статьи
- 👀 437048
Сикстинская мадонна Рафаэля (1513-1514) – Artlex
Заказать репродукцию!
«Сикстинская Мадонна» (известная также как «Мадонна ди Сан-Систо») — одна из самых важных и известных религиозных картин мастера Высокого Возрождения Рафаэля. Это картина маслом на холсте размером 265 х 196 см. Картина была заказана в 1512 году для церкви Сан-Систо в Пьяченце папой Юлием II и выполнена между 1513-1514 годами. На нем изображена Мадонна с младенцем Христом, а справа и слева — святой Сикст и святая Варвара.
У картины бурная история. Он был завезен в Германию в 18 веке, где приобрел большую известность и оказал большое культурное влияние. Во время Второй мировой войны его спасли от бомбардировок и сохранили тоннель. Позже он был доставлен в Москву Красной Армией. Картина вернулась в Германию в 1950-х годах, где с тех пор выставлена в Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене.
Что изображено на Сикстинской Мадонне Рафаэля?
На этой необычной работе изображены три фигуры: в центре Дева Мария в голубом одеянии, слева от нее святой Сикст, а справа от нее святая Варвара. Они образуют треугольную композицию с Мадонной наверху, держащей на руках младенца Иисуса. Святой Сикст смотрит на нее, указывая вверх правой рукой. На противоположной стороне Богородицы святая Варвара смотрит вниз. Внизу два крылатых путти упираются локтями в раму картины, рассеянно глядя на три фигуры над ними.
Фигуры обитают в воображаемом пространстве, где они стоят на ложе из облаков. Композиция обрамлена тяжелыми зелеными занавесями, которые были открыты, открывая небесную картину, усиленную золотым светом, окружающим фигуру Марии. На заднем плане за Мадонной и занавесом можно увидеть бесчисленные лики ангелов. В самом низу слева папская тиара упирается в раму картины.
Заказать репродукцию!
Анализ «Сикстинской Мадонны» Рафаэля
Поскольку картина предназначалась для алтаря базилики, действие происходит над тем местом, где должны были сидеть прихожане. Как это было принято в эпоху Возрождения, художник принял во внимание зрителей, и фигуры двух святых намекающе взаимодействуют с реальными людьми (сидящими в церкви внизу). Богородица как бы нисходит с небесного пространства, символически низводя в мир Младенца Христа. Жест святого Сикста и опущенный взгляд святой Варвары также обращены к посетителям церкви.
В течение многих лет ученые были озадачены мрачным и почти испуганным выражением лица Мэри и ее ребенка. Недавние исследования позволили узнать больше об изначальном местонахождении картины, что дает некоторое представление о тайне. В дальнем конце церкви Сан-Систо, в алтаре, стояло распятие, на которое прямо смотрят мать и дитя. Распятие символизирует смерть и предстоящие страдания и мучения Иисуса Христа. Таким образом, выражение ужаса и испуга на их лицах является реакцией на предчувствие детской судьбы.
Что означает «Сикстинская Мадонна» Рафаэля?
Заказ картины требовал, чтобы на ней были изображены святые Сикст и Варвара, так как эти две святые почитались у главного алтаря в Сан-Систо. Святой Сикст был мучеником III века, как и святая Варвара. Позади нее мы видим башню, в которой она была заперта отцом после своего обращения в христианство.
Два ангела с крыльями в нижней части картины известны как путти. Их обычно изображают пухлыми детьми мужского пола, обычно голыми, а иногда и с крыльями, поэтому их часто путают с ангелами. Однако путти берут свое начало в дохристианском древнем мире, где они были обычным мотивом на саркофагах и вазах. Обычно их изображали сражающимися, танцующими, играющими в спортивные игры или на музыкальных инструментах. Они были возрождены в эпоху Возрождения, во многом благодаря Донателло, когда их языческое происхождение было слито с христианскими элементами, и они были помещены в новые контексты, такие как ангелы-музыканты.
Знаменитые путти
Заказать репродукцию!
Два крылатых путти внизу прославились сами по себе. С тех пор, как картина попала в Дрезден в 18 веке, их фигуры, изолированные от остальной части изображения, активно продавались и воспроизводились. Уже более 200 лет они появляются на иллюстрациях, поздравительных открытках, открытках, оберточной бумаге, сувенирах, футболках, носках, обложках для ноутбуков и многом другом. По сути, они, вероятно, являются одной из самых известных деталей картины в западном мире, наравне со славой Моны Лизы (хотя они достигли легендарного статуса задолго до того, как Мона Лиза привлекла внимание широкой публики в 20-х годах). век).
На протяжении веков о двух путти слагалось множество легенд. Согласно одной истории, это были дети, пришедшие посмотреть, как рисует Рафаэль. Итальянский художник был поражен их позами и завороженными взглядами и добавил их в картину именно такими, какими он их видел в своей мастерской. Другая история гласит, что его вдохновили двое детей, которых он увидел на улице, мечтательно смотрящих в окно пекарни.
Путти в основном декоративны и орнаментальны и появляются как в светских, так и в религиозных произведениях. Они устанавливают любопытную связь со зрителем, потому что никогда не участвуют в событиях или повествовании, изображенных на картине. В «Сикстинской мадонне», как и везде, они напоминают реальное действие зрителя, смотрящего на происходящее на картине, не принимая в нем участия.
Моделью Мадонны считается Маргарита Лути, дочь римского пекаря. Она была любовницей Рафаэля и моделью для многих картин.
Чем важна «Сикстинская Мадонна» Рафаэля?
Рафаэль рисовал Мадонну бесчисленное количество раз за свою карьеру. «Сикстинская Мадонна» — его последняя картина на эту тему, а также одна из самых известных его работ.
Идеал Высокого Возрождения
Картина иллюстрирует многие отличительные черты живописи Высокого Возрождения. Закрученная зеленая драпировка обрамляет композицию, помогая направить взгляд зрителя на сцену. В картинах эпохи Возрождения такое обрамление отражает идею о том, что картина открывает окно в идеальный мир. Вот почему цель состоит в том, чтобы сделать визуальное пространство максимально реальным и трехмерным.
Фигуры свободно образуют треугольник, что является важной техникой, улучшающей перспективу и глубину картины. В этом случае Мадонна располагается глубже в живописном пространстве, чем два святых. Кроме того, крылатые путти внизу кладут руки на раму картины, как будто они выходят из картины в реальный мир. Таким образом, изображение стирает границы между воображаемым и реальным миром.
В эпоху Возрождения функция треугольника не только композиционная, но и символическая, так как он представляет собой духовную иерархию.
Композиция фигур исключительно сбалансирована и удачно расположена. Каждое из тел занимает свое собственное пространство, в то же время образуя гармоничные живописные отношения посредством взаимодействия их жестов и поз. Гармония в композиции фигур и богатая, сбалансированная цветовая палитра — две ключевые особенности дизайна, примером которых являются Рафаэль и Высокое Возрождение.
История Сикстинской Мадонны Рафаэля
Картина была заказана Папой Юлием II в честь его покойного дяди Папы Сикста IV. Он был задуман как алтарь для церкви бенедиктинского монастыря Сан-Систо в Пьяченце. Почти 250 лет картина оставалась на прежнем месте.
Легендарный статус в ГерманииВ 1754 году его купил король Август III, курфюрст Саксонии и король Польши, который очень хотел иметь в своей коллекции произведение Рафаэля. Монастырь в то время испытывал большие финансовые затруднения, и картину согласились продать за большую сумму денег — на то время и на многие десятилетия вперед это была самая высокая цена, заплаченная за картину.
По прибытии в Дрезден, Германия, картина почти сразу же приобрела новую известность. Сикстинская Мадонна была провозглашена высшим образцом искусства Высокого Возрождения, и ей даже приписывали божественные элементы. С одной стороны, возник миф о так называемом Сне Рафаэля. Согласно легенде, Рафаэль получил небесное видение, которое позволило ему написать Мадонну так же божественно, как и он сам. С другой стороны, начали циркулировать истории о сверхъестественных способностях картины. Судя по всему, многие зрители при виде картины пребывали в состоянии религиозного экстаза. Эта почти чудодейственная сила картины превратила ее в икону 19 века.Немецкий романтизм X века. Более того, картина была излюбленным мотивом в журналах, вышитых картинах, рекламе, карикатурах и альбомах для вырезок среднего класса в период бидермейера в Германской империи. Он приобрел статус культового объекта, куда приезжали путешественники со всей Европы, чтобы увидеть шедевр и приобрести репродукции. Картина также оказала влияние на многих культурных икон, таких как известные писатели Гёте, Ницше, Вагнер и Достоевский. Последний охарактеризовал картину как «величайшее откровение человеческого духа».
В руках Советского СоюзаВо время бомбардировок Дрездена во время Второй мировой войны картина была спасена и хранилась в туннеле в Саксонской Швейцарии, к юго-востоку от Дрездена. Ближе к концу войны она была захвачена Красной Армией и передана в ГМИИ в Москве. В 1955 году Советский Союз принял решение вернуть картину Германии. Возвращение картины вызвало международную полемику, так как ходили слухи, что картина была повреждена на советском складе. Обвинения были категорически отвергнуты советскими искусствоведами и сотрудниками музеев. Во время выставки 2012 года, посвященной 500-летию картины, кураторы в Дрездене заявили, что не верят, что картина была повреждена.
На выставке сегодняПосле возвращения в Германию картина была отреставрирована для показа в Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене. Сегодня божественная Мадонна сохраняет свой легендарный статус и считается одним из изюминок не только коллекции произведений искусства в Дрездене, но и во всей Германии.
Где купить репродукции Сикстинской Мадонны Рафаэля
Вы можете приобрести репродукции Сикстинской Мадонны Рафаэля в Pictorem.
Похожие работы Рафаэля
- Мадонна Гарва (также известная как Мадонна Альдобрандини) работы Рафаэля. 1509-1510, деревянная панель, масло. Национальная галерея, Лондон.
- La belle jardinière (также известная как Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем) Рафаэля и Гьярландайо. 1508-1508, панель, масло. Лувр, Париж.
- Мадонна Ансидей работы Рафаэля. 1505-1507, дерево тополя, масло. Национальная галерея, Лондон.
- Мадонна с голубой диадемой Рафаэля. 1510-1518, дерево, масло. Лувр, Париж.
- Альба Мадонна Рафаэля. 1511 г., масло с дерева на холст. Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия, .
- Мадонна делла Седжола работы Рафаэля. 1513-1514, панель, масло. Палаццо Питти, Флоренция.
- Мадонна дель Импанната работы Рафаэля и его мастерской. 1513-1514 гг. Палаццо Питти, Флоренция.
- Мадонна делла Тенда работы Рафаэля. 1513-1514, панель, масло. Старая пинакотека, Мюнхен.
- Мадонна с розой Рафаэля. 1518-1520, холст, масло. Музей Прадо, Мадрид.
- Мадонна дель Прато работы Рафаэля. 1506, масло на борту. Художественно-исторический музей, Вена.
- Террануова Мадонна Рафаэля. 1504-1505, дерево, масло. Государственный музей Берлина.
Другое произведение искусства Мадонны
- Мадонна Брюгге работы Микеланджело
- Успение Богородицы Тициан
- Мадонна на лестнице Микеланджело
- Мадонна с гарпиями Андреа дель Сарто
Gemäldegalerie Alte Meister: Сикстинская Мадонна
© СКД, Фото: Эстель, КлутСикстинская Мадонна.
Знаменитой картине Рафаэля исполняется 500 лет Пятьсот лет назад Рафаэль, великий художник эпохи Возрождения, получил от Папы Юлия II заказ на создание Сикстинской Мадонны. Сегодня это одно из самых известных произведений искусства в мире. Он принадлежит Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене; даже те, кто не знает об этом факте, по крайней мере, знакомы с двумя ангелами, мило сидящими у нижнего края картины и копируемыми бесчисленное количество раз.
text1
В честь 500-летия этого запрестольного образа Дрезденское государственное собрание искусств проведет крупную юбилейную выставку. Пятьсот лет «Сикстинской Мадонны» характеризовались захватывающими историями, связанными с тайными переговорами и выдающимися показами, периодами безвестности и международного признания, художественной изобретательностью и бездонным китчем.
Выставка, разделенная на четыре части, проливает свет на искусство и культурно-исторический контекст, а также на историю восприятия этого шедевра:
text1
I. Рафаэль в Риме
В этом разделе выставки «Сикстинская Мадонна» представлена в контексте других римских произведений Рафаэля и других художников эпохи Возрождения. Будут представлены важные работы Рафаэля, предоставленные на время из международного музея. Среди них «Мадонна Гарва» (ок. 1509/10) из Национальной галереи в Лондоне или фрагмент ангела (ок. 1512) из Ватиканской пинакотеки. Другими шедеврами итальянского Возрождения являются, например, рисунок «Мария в мандорле с апостолами и коленопреклоненный папа Сикст IV» из Альбертины в Вене, а также «Мадонна» Филиппино Липпи (ок. 1475 г.) из музея Сепмувесети в Будапешт. Кроме того, в этом разделе будет представлен уполномоченный, Папа Юлий II, который заказал роспись дрезденского алтаря для монастыря Сан-Систо в Пьяченце.
текст2
II. «Освободите место для великого Рафаэля!» —
Впечатляющее приобретение «Сикстинской Мадонны» Августом III
В течение почти 250 лет «Сикстинская Мадонна» почти оставалась неизвестной в месте ее первоначальной установки в Пьяченце. Только благодаря эффектному приобретению картинной галереи в Дрездене в 1752/54 году картина предстала перед публикой. Адольф Менцель записал легендарное высказывание Августа пастелью, когда картина прибыла: «Освободите место для великого Рафаэля!» (1855/1859). Насыщенная событиями история покупки будет представлена с помощью документов из Саксонского Главного государственного архива Дрездена, Библиотеки Пассерини-Ланди и Архива Гульери в Пьяченце. Многие из них ранее никогда не экспонировались.
Пленка
Сикстинская Мадонна. Raffaels Kultbild wird 500текст3
III. На пути к мифу –
«Сикстинская Мадонна» в литературе, искусстве, музыке и дизайне а ремесла, фотография и музыка зародились примерно в 1800 году. Параллельно с этим Мадонна копировалась в картинах и графике. Картина Фридриха Бюри «Электресса Огюст копирует Сикстинскую Мадонну» (ок. 1808/09) из музея Schloss Wilhelmshöhe в Касселе — лишь один из примеров. Более того, картина была излюбленным мотивом в журналах, вышиванках, рекламе, карикатурах и альбомах для вырезок среднего класса в периоды бидермейера и Германской империи. Миф вокруг картины продолжился и в 20 веке, когда после Великой Отечественной войны картина была привезена в Россию в 1945 году. Согласно распространенной легенде, она была спасена советской армией. Легенда о спасении пережила возвращение картины в Дрезден в 1955 и, например, нашло свое выражение в картине Михаила Корнецкого «Спасение Мадонны» (1984/85), которая сегодня находится в Латвийском национальном художественном музее в Риге.
текст4
IV. Международная карьера: маленькие ангелочки в китче и искусстве
Впервые около 1800 года маленькие ангелочки были скопированы из всего содержания картины – это было началом их сольной карьеры. На выставке представлены образцы и карикатуры начала XIX в.века до настоящего времени.
Спонсор
Главный спонсор: Sparkasse
Партнер по сотрудничеству: Schloss Wackerbarth
Партнер по мобильности: DB
Технический партнер: акустический гид; Карманная книга
Информационный партнер: DNN; FAZ
При поддержке: Ströer; ДВБ
weitere Ausstellungen
Другие выставки
Gemäldegalerie Alte Meister and Skulpturensammlung до 1800 года
в Цвингере
Коллекция скульптур до 18:00
в Цвингере
03.