Рамазанов скульптор: Карта сайта

Карта сайта

Карта сайта
  1. В начало
  2. Академия сегодня
  3. Члены Академии
  • Академия
    • Академия сегодня
    • Устав Российской академии художеств
    • Использование логотипа РАХ
    • Порядок предоставления материалов на сайт РАХ
    • Официальные документы
    • Противодействие коррупции
  • История
    • Академия художеств
    • Хроника
    • Президенты
    • Система наград и поощрений
    • Архитектурный ансамбль Императорской Академии художеств
  • Наука
    • Основные задачи научной деятельности
    • Основные направления программы фундаментальных исследований
    • Научные издания
    • Журнал «ACADEMIA» 2009-2012
    • Журнал «ACADEMIA» 2020
    • Научные конференции , симпозиумы , заседания
    • Словарь терминов
  • Образование
    • Академическая система художественного образования
    • Организации-партнеры РАХ в сфере художественного образования
    • Новости. События.
    • Научно-методическая и экспертная деятельность
    • Академические просмотры и защиты выпускных квалификационных работ
    • Учебные практики на базе Российской академии художеств
  • Музеи и выставочные залы
    • Выставочные залы Российской академии художеств
    • МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели
    • Мемориальный Музей «Творческая мастерская С.Т. Коненкова»
    • Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
    • Московский музей современного искусства
    • Другие выставочные залы
  • Новости
  • Выставки
  • Конкурсы
  • ЮНЕСКО
    • Актуальные проекты. События .Мероприятия.
    • Фонд Юнеско
    • Кафедра Юнеско РАХ

версия для печати

Скульптор Николай Александрович Рамазанов: галерея работ, биография

Добавить комментарий
Статьи об искусстве — Статьи о искусстве
Автор: Павел Ин   
17.06.2019 16:07

Творчестов Николая Александровича Рамазанова (1817-1867)

Есть в истории русского искусства периоды, которые хотя и не отмечены обилием «абсолютных» художественных достижений и даже носят в какой-то мере кризисный характер, но представляют особый интерес в силу важности заключенной в них «переходной» проблематики, происходящей смены направлений, «концов и начал», порой зримо воплощаемых в творчестве одного и того же мастера. Середина 19 века для русского искусства была именно таким временем. В последнее десятилетие царствования Николая I, перед лицом «стоглавой гидры, которая зовется действительностью» (М.Е.Салтыков-Шедрин), все более уходили в прошлое принципы идеалистической «нормативной» эстетики, усиливалось влияние на изобразительное искусство литературы «натуральной» школы, возникали тенденции и концепции, которым была суж-дена долгая жизнь в будущем. Среди деятелей русского искусства, в творчестве и самой личности которых этот процесс проявился особенно наглядно, заметное место занимает Николай Александрович Рамазанов — видный скульптор, рисовальщик, педагог, критик, один из первых историков отечественного искусства.

 

скульптурный портрет Гоголя

Рамазанов родился в Петербурге, в известной артистической семье и с детства проявлял самые разнообразные художественные способности: он прекрасно пел, танцевал, писал стихи и вообще обладал незаурядным даром слова. Но главным делом его жизни уже в ранние годы стали пластические искусства: в 10 лет он оказался воспитанником Академии художеств, где его главным наставником был известный скульптор Б. Орловский — автор памятников полководцам М.Кутузову и М.Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге.

Державин. Казань

Обучаясь в Академии, Рамазанов со свойственной ему искренностью впитывал характерные для того времени возвышенные представления об идеальной сущности и гармонических целях искусства, поэзии как «отблеска неба на земле», разделяя преклонение академической молодежи перед «русским Пуссеном» — В.Шебуевым и «божественным Карлом» — Брюлловым. В русле усвоенных им в те годы классицистических и романтических представлений, хотя и с элементом реалистической жанризации, исполнены его первые значительные работы — прежде всего статуи «Милон Кротонский» (1838) и «Фавн с козленком» (1839), ныне хранящиеся в Государственном Русском музее. За последнюю скульптуру Рамазанов был удостоен звания классного художника, награжден большой золотой медалью и правом на четыре года «пенсионерства» за границей, которое он, впрочем, использовал лишь спустя несколько лет, так как по окончании Академии принял активное участие в реализации проектов чтимого им скульптора С.

Гальберга — памятников Н.Карамзину в Симбирске и Г.Державину в Казани.

Карамзин

В 1843 году он, наконец, отправился в столь любимую художниками той эпохи «благословенную» Италию, где с присущей ему общительностью вступил в дружный круг русской колонии в Риме, познакомился и подружился с А.Ивановым, Н.Гоголем и многими другими замечательными людьми. Его работы, исполненные в Италии («Нимфа, ловящая на плече своем бабочку», «Сатир и Нимфа»), показывают, что Рамазанов «заразился» несколько гедонистическими, «салонно-наслажденческими» настроениями, типичными для художников брюлловского круга. В то же время он, как и другие русские деятели культуры, живо сочувствовал разворачивавшемуся тогда в Италии освободительному движению и даже оказался неугодным полицейским властям, выславшим его в 1846 году из Рима.

Вернувшись на родину, Рамазанов переезжает в Москву для работы над барельефами для храма Христа Спасителя, заказ на которые он получил еще будучи в Италии, а в конце того же 1846 года становится и преподавателем Московского училища живописи и ваяния.

В то время Училище все более становилось оплотом и очагом идей сближения искусства и народной жизни, создания «русской художественной школы». И скульптор, всей душой приняв эти идеи, на долгие годы отдается делу развития Училища и национального искусства (в середине 1850-х годов он становится инспектором, осуществляющим общий надзор за воспитанием учеников Училища). Рамазанову оказывается близка демократическая направленность современной литературы: он дружит с Н.Гоголем, А.Островским, А.Григорьевым, сотрудничает в журнале «Москвитянин» и других московских изданиях. Хотя Рамазанов далек от революционных устремлений, он выступает против «сибаритства и надутости», сознает, что в современной ему действительности «природа человека извращена, искренность и правдивость затоптаны в грязь, светлый ключ жизни завален грубыми обманами и мелочными обломками мнимого счастья», приветствует «отрадное направление… художников, берущих содержание из быта народного и жизни среднего сословия». Высоко оценивал Рамазанов творчество Федотова, сатирическую графику Боклевского, Агина, жанры Трутовского, понимал, что «время и общество имеют неотразимое влияние на художника.
.. С жаждою нравственного возвышения человека и достоинства гражданина берет ныне в руки перо писатель, а художник… ищет через свое искусство уяснить, сделать более осязательным все, что сказано писателем».

Monument Karamzin Gorelief

В то же время как во взглядах, так и в творчестве Рамазанов оставался на «половинчатых», паллиативных позициях, во многом уступая требованиям «официальной народности» и «гармонизирующих» действительность эстетических представлений славянофилов, с которыми был довольно тесно связан.

Лучшим в его творчестве 1840-50-х годов стали работы в портретном жанре — прежде всего бюсты Ф.Толстого, И.Крылова, И.Панаева, М.Шепкина, Н.Гоголя (с которого Рамазанов снимал посмертную маску), а также статуя «Татьяна» (на сюжет из романа Пушкина «Евгений Онегин»). В иных же, заказных произведениях — рельефах для церквей и дворянских усадеб, моделях «Славянских трофеев» для Александровского зала Кремлевского дворца, монументально-декоративных рельефах для офицерской библиотеки в Севастополе и, конечно, прославляющих Николая I рельефах для памятника императору в Петербурге — Рамазанов достаточно «скучен» и холоден, его пластика носит какой-то «полый», лишенный упругости характер, соединяет холодную идеализацию и излишнее пристрастие к деталям.

Фавн

Такая же «половинчатость» отличает его деятельность как преподавателя и как критика. Так, приветствуя обращение учеников Училища к изображению народной жизни и даже в какой-то момент выступив против излишнего поклонения «олимпийской сволочи», он тем не менее считал, что в искусстве изображение русского быта должно носить только «положительный» характер, при котором «действительность от общего до малейших частей… возведена в приятнейшие эстетические формы» и даже «убожество умилительно». Показательно, что Рамазанов не только справедливо отрицал натурализм, «сводящий изображение жизни к дагерротипу», но и резко выступил в начале 1860-х годов против высоко ценимого им прежде воспитанника Училища В.Перова, не принимая и не понимая его картины «Сельский крестный ход на Пасхе» и обвиняя молодых художников-реалистов в «оскорблении нравственного чувства», впадении в «тривиальное и даже пошлое».

Панов

Барельеф для храма Христа Спасителя

Это, впрочем, не мешало Перову, по воспоминаниям дочери Рамазанова, глубоко уважать своего бывшего наставника за его искренность, прямодушие и возвышенность стремлений. Не случайно именно учениками Рамазанова были крупнейшие русские скульпторы 1860-х годов — С.Иванов и С.Чижов. Значителен вклад Рамазанова и в русское искусствознание. Его книга «Материалы для истории художеств в России», написанная с глубоким пониманием искусства 18 — первой половины 19 века и теплым чувством — неоценимый источник сведений и образец уважения к «преданиям о наших стариках» (Рамазанов).

Вл. Петров

Tags:

  • барельефы
  • николай рамазанов
  • скульптор
  • скульптуры

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< PREV   NEXT >
Обновлено 24.06.2019 13:39

Шохан Рамазанов | Saatchi Art

Night

$ 280

, 19 W x 22 H x 0,8 D в

Дождь в Samarkant

$ 235

, 26 Вт x 18 H x 0,6 D в

Ionic колонны и Yurt

$ 1,120

Живопись, 31 W X 23 H x 0,8 D в

The Road

$ 410

Живопись, 31 W X 23 H x 0,8 D в

Фиксация

$ 340

, 25 Вт. 0,8 Д в

Рассвет

$ 960

Живопись, 31 W X 23 H x 9,8 D в

Moon

$ 345

, 27 W x 21 H x 0,8 D в

White

$ 410

, 27 W x 19 ч. x 1,1 D в

Dream

$ 350

Расширение, 19 W x 27 H x 1,1 D в

My Town

$ 540

, 27 Вт X 21 H x 1,1 D в

.

Окраска, 27 Ш x 19 В x 1,1 Г в

Луч

$ 740

Живопись, 27 Вт X 19 H x 1,1 D в

Аспирация

$ 1 520

, 27 Вт x 27 H x 9 D в

Blue One

$ 840

, 34 W x 23 H x 0,8 D в

Blue Two

$ 740

, 34 W x 23 H x 0,7 D в

Edelweiss

$ 460

, 27 Вт X 19 H 1 D в

Флаги

$ 720, 27 Вт.

Картина, 29 Ш x 21 В x 0,7 Г в дюймах

Метеорит

$ 1,140

Живопись, 31 W x 19 H x 0,7 D в

облака

$ 340

Живопись, 21 Вт x 27 H x 0,8 D в

Окно

$ 230

, 15 W x 23 H 23 ч. x 0,7 D в

Canyon

$ 790

Живопись, 31 W x 23 H x 0,9 D в

Посмотреть два

$ 200

, 19 Вт x 27 H x 0,7 D в

return

$ 460

Картина, 26 Ш x 19 В x 0,7 Г в

солнце

350 $

Картина, 27 Ш x 21 В x 0,7 Г в

Художник Рамазанов Николай Александрович

24 января 1817 (Санкт-Петербург) — 18 ноября 1867 (Москва) график-скульптор.

родился в семье актера-юмориста императорской сцены в Санкт-Петербурге. Первоначальное художественное образование получил под руководством Ф. Г. Солнцева. В 1827 г. поступил в воспитательное училище при ИАХ, в 1831 г. в связи с реорганизацией Академии исключен из зачисления. Средне принят в ИАХ в 1832. В 1836 определен в скульптурный класс Б. И. Орла, с 1837 работал под руководством С. И. Гальберга. За период учебы получил все существовавшие академические награды: в 1836 г. — малая серебряная медаль, в 1837 г. — большая серебряная медаль за рельеф «Искушение Спасителя в пустыне», в 1838 г. — малая золотая медаль за команду» Милон Кротонский, терзаемый львом, 1839 г.- золотая медаль за круглую фигурку Фавн с малышом. Одновременно выпущен из Академии с чином классного художника 1-й степени и правом пенсионера на выезд за границу на шесть лет.

в 1839 г. выполнял некоторые монументально-декоративные работы для Зимнего дворца, ездил в Москву, где занимался изучением исторических памятников. В 1840-1842 участвовал в создании двух памятников по эскизам Гальберга — Н.М. Карамзину в Симбирске (совместно со скульпторами А. А. Ивановым, П. А. Ставассером, К. Климченко М. А.) и Державину в Казани ( совместно с Климченко)

Только в 1843 г. отправлен пенсионером в Италию. Работал в Риме, где познакомился с А. А. Ивановым, Николаем Гоголем. В 1846 вызван в Петербург до конца пенсионерской жизни в связи с осложнением отношений с папской полицией и директором русской колонии художников в Риме. В 1846 г. жил в Петербурге, в 1847 г. переехал в Москву, куда был приглашен в открывающийся класс скульптуры МУЖВиЗ. В 1847-1861 гг. — учитель, с 1861 г. — старший преподаватель училища. Среди его учеников — С. Иванов, М. Чижов, В. С. Бровский, Н. А. Блистанов и другие.

в 1846-1847 годах по заказу адмирала М.П. Лазарева выполнил рельефы для здания офицерской библиотеки Севастополя. В 1848 г. создал восемь круглых барельефов с изображением «четырех времен года и четырех времен суток» на имя графа В. П. Давыдова. В 1849 году группа из пяти скульптурных фигур для эпитафии Д. П. Шипова.

В 1849 г. за скульптурные работы и преподавание был удостоен звания академика. В том же году был избран в Совет ИАХ. В 1850 году за модель славянских трофеев для Александровского зала Большого Кремлевского дворца был награжден золотой медалью. В 1856-1857 годах отлиты три горельефа для постамента памятника Николаю I в Петербурге. В 1858 г. утвержден в звании профессора скульптуры 2-й степени «за известные ему труды и в отношении пользы, принесенной преподаванием за 12 лет…» В 1862–1863 гг. создал надгробие М. А. Офросимова. В конце 1860-х участвовал в скульптурном украшении Храма Христа Спасителя в Москве.

Рамазанов — один из крупнейших скульпторов академического направления середины XIX века. Работал в области станковой и монументальной, мемориальной скульптуры. Был искусным формовщиком (снял посмертные маски Гоголя и В.Г. Белинского) и рисовальщиком, проявившим себя в области сатирической графики.

Важное место в его творчестве занимают жанровые произведения. Даже мифологические сюжеты («Фавн с козленком», 1839) трактовали их чисто жанрово с ярко выраженной тенденцией к натуралистической детализации изображения, и в то же время с налетом «салонной красоты».

Значение Рамазанова в истории искусства определяется не только его собственным творчеством, но и литературно-педагогической деятельностью. Он составил «Материалы для истории искусства в России» (Москва, 1863), написал ряд статей, представляющих собой своеобразную художественную хронику середины XIX века. Будучи убежденным сторонником консервативной академической системы, Рамазанов, однако, поощрял тяготение своих учеников (Чижова, Иванова) к жанровым сюжетам, поддерживая тем самым развитие реалистической традиции в скульптуре.

Произведения мастера находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Всероссийском музее А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *