Рапа нуи остров: «Рапа Нуи» или остров Пасхи (5 дней / 4 ночи)

Популярно — РАПА-НУИ (ОСТРОВ ПАСХИ)

Рапа-Нуи (Остров Пасхи) — остров, расположенный в юго-восточной части Тихого океана, один из наиболее удалённых островов в мире, овеянный множеством легенд и теорий. Время его освоения, расовая принадлежность обитателей и история цивилизации Рапа-Нуи, создавшей уникальные памятники — статуи моаи и письменность ронго-ронго — все эти вопросы волнуют исследователей на протяжении нескольких столетий. Экспедиция знаменитого норвежского исследователя Тура Хейердала, предпринятая в 1947 г., привлекла к острову Пасхи пристальное внимание, и вот уже несколько десятилетий учёные из разных стран мира пытаются выяснить, что же стало причиной упадка некогда процветающей цивилизации.


Точное время освоения острова неизвестно, считается, что первые обитатели появились на острове в период между 300 до 1200 гг. Данные радиоуглеродного анализа, имеющиеся в распоряжении современных исследователей, свидетельствуют в пользу версии о том, что заселение острова произошло приблизительно в XII в.

Вероятнее всего, первыми поселенцами на острове стали полинезийцы, прибывшие с острова Мангарева, либо с Маркизских островов. Судя по всему, они были прекрасными мореплавателями и обладали судами, способными перемещаться на большие расстояния. Археологические исследования отчасти подтверждают эту гипотезу, поскольку при раскопках обнаружены свидетельства присутствия такой сельскохозяйственной культуры как батат, который имел широкое распространение в полинезийском обществе, куда попал из Южной Америки.

Существует также гипотеза о присутствии на островах Тихого океана инков, которые в конце XV в. могли добраться до столь отдалённых краёв. Хроники испанских колонистов донесли до нас свидетельства существования флота, состоявшего из бальсовых плотов, во времена правления Тупака Инки Юпанки. Сохранившиеся легенды о прибытии с востока вождя по имени Тупа, обладавшего большим могуществом, являются косвенным подтверждением гипотезы о присутствии инков, как и руины Аху Винапу, выполненные в типичной для инкских памятников технике циклопической кладки.

Ещё одним любопытным фактом является присутствие на озерах Рано Рараку и Рано Кау камыша тотора (Scirpus tatora), который появился не ранее XIV в. Это растение типично для озера Титикака, и попасть на остров Пасхи оно могло только с помощью людей.

Дошедшие до наших дней свидетельства очевидцев, посещавших остров в XVIII-XIX вв., гласят о том, что на острове существовала сильная классовая система и централизованное управление. Верховному вождю подчинялись все проживающие на острове кланы, он главенствовал над всеми, так как считался старшим потомком Хоту Матуа, который почитался как основатель острова. Подтвердить или опровергнуть факт существования легендарного правителя не представляется возможным в силу отсутствия письменных источников. Вероятно, олицетворением обожествлённых предков могли являться знаменитые массивные статуи моаи, которые, по мнению ряда исследователей, могли быть созданы в честь почитаемых исторических персонажей — вождей или предков. Связь с мёртвыми играла особую роль в культуре Рапа-Нуи, считалось, что все блага, которыми располагают живые — это дар ушедших предков.

В свою очередь, принося подношения, живые помогали душам умерших занять лучшее место в загробном мире. Судя по всему, расположение статуй моаи вдоль береговой линии, где были сосредоточены основные поселения, имело сакральное значение — статуи, символизирующие предков, могли созерцать своих потомков. Несмотря на существование большого количества гипотез, касающихся культуры и верований народа рапа-нуи, причины, по которым жители острова тратили такое количество ресурсов на изготовление каменных исполинов, остаются для исследователей загадкой.


Широкое распространение получила теория о том, что строительство моаи сыграло губительную роль в судьбе острова, поскольку массовая вырубка деревьев стала причиной деградации окружающей среды и сокращения численности населения. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что во время освоения острова первыми поселенцами здесь произрастали разные виды деревьев. К моменту прибытия европейцев в 1722 г. исчезли все деревья и все виды наземных птиц, жители лишились основного строительного материала — в том числе и для строительства морских судов, что значительно усложнило возможности для рыбной ловли. Эрозия почвы, вызванная отсутствием лесов, пагубно сказалась на возможности ведения сельского хозяйства. Скудные урожаи и острый дефицит еды становились причиной войн между населяющими остров кланами, борьба за ресурсы обострилась настолько, что в надежде обрести силы победители поедали трупы своих поверженных врагов.

Лишившись возможности заниматься мореходством, обитатели Рапа-Нуи оказались отрезанными от внешнего мира. Постепенно это нашло отражение в религиозных верованиях. К XVIII в. культ предков постепенно уступил место культу Человека-Птицы, согласно которому, предки по-прежнему играли важную роль в жизни живущих, обеспечивая им все блага, но контактировать с ними могли лишь избранные — прошедшие серьёзные испытания. Участие в этих состязаниях могли принимать сильнейшие воины каждого из кланов. Культ Человека-Птицы получил широкое распространение и просуществовал практически до конца XIX в.


Петроглиф с изображением бога Маке-маке — верховного божества в культе Человека-Птицы

Примечательно, что современные исследования поставили под сомнение версию вымирания острова вследствие экологической катастрофы. Анализ человеческих останков, обнаруженных в ходе раскопок, показал присутствие микроэлементов, которые могли поступать в организм через морепродукты. Это может свидетельствовать в пользу версии о том, что население Рапа-Нуи не прекращало заниматься рыбной ловлей. Химический анализ грунта также дал интересные результаты — судя по всему, на определённом этапе жители острова научились удобрять почву, следовательно, земледелие не находилось в полном упадке. Дальнейшие исследования помогут пролить свет на эти вопросы.

Статуи моаи

Остров Рапа Нуи знаменит прежде всего своими каменными статуями, именуемыми моаи.

Современные исследования методом радиуглеродного датирования показали, что они были созданы в период с начала XII по XVII вв.

В общей сложности, на острове зафиксировано 887 таких монолитных скульптур. Часто можно встретить такое определение как «головы острова Пасхи», однако оно ошибочно — у статуй имеются торсы. Некоторые фигуры высечены до верхней части бёдер, некоторые стоят на согнутых коленях со сложенными на животе руками. Из-за сдвига почвы часть моаи оказалась занесённой грунтом по шею.


Основным материалом для изготовления моаи служила вулканическая порода — туф, обнаруженный рядом с потухшим вулканом Рано Рарак. При работе над статуями местные жители пользовались исключительно каменными долотами, в большом количестве найденными на территории каменоломни. Базальтовые орудия были удобны в работе, их можно было достаточно легко восстановить в случае притупления, отколов новую кромку. Для придания породе пластичности её обливали водой.

На создание одной статуи команде из 5-6 человек требовалось около года.


Лишь четверть статуй установлены на предназначенных им местах, значительное их количество было обнаружено в каменоломне в Рано Рараку — их не успели доставить к намеченному месту. Некоторое количество моаи было найдено на пути следования к конечной точке. Вопрос о способах транспортировки огромных статуй вызывает массу вопросов у исследователей. Возможно, для их перемещения использовали особые сани «миро манга эруа», на которых статуи крепили при помощи прочных верёвок, сплетённых из жёсткой коры дерева хау. Предположительно, чтобы натянуть крепления для транспортировки, требовались усилия 180-250 человек — чем крупнее статуя, тем больше.

Исследователи неоднократно предпринимали попытки реконструировать процесс транспортировки и установки моаи вышеописанным способом, и эти попытки оказались вполне удачными. Однако существовал и другой возможный метод перемещения моаи.

К статуе крепилась верёвка, после чего её раскачивали, постепенно подтягивая вперёд. Подобный способ вполне соотносится с легендой о том, что моаи как бы двигались к своим местам — об этом гласили древние легенды. Для управления этим процессом требовалось значительно меньшее количество людей — порядка 15 человек. Косвенным подтверждением данного метода может служить ряд наблюдений. К примеру, головы обнаруженных в каменоломне статуй наклонены вперёд, в отличие от статуй, которые установлены на предназначенных им местах, которые стоят вертикально. При транспортировке наклон вперёд мог способствовать лучшему расположению центра тяжести. Основания статуй, найденных вдоль дорог, значительно шире, что также трактуется в пользу версии о транспортировке при помощи раскачивания. К тому же у основания этих моаи зафиксированы трещины, что может объясняться перепадами давления у краёв статуй при раскачивании. К тому же возле дорог найдено немало статуй, упавших лицевой частью вниз на подъёмах и лежащих на спине при спуске, многие статуи стоят вертикально вдоль дорог.
В целом, дискуссия о способах транспортировки моаи остаётся открытой.


Каменные платформы аху

Ещё одним примечательным архитектурным объектом Острова Пасхи являются каменные платформы — аху, которые служили своеобразным связующим звеном между мирами живых и мёртвых. Большинство сохранившихся платформ находятся на побережье и представляют собой прямоугольные сооружения длиной 10-100 м, шириной около 50 м и высотой 3-6 м. Конструкция аху отличается, поскольку они достаточно часто перестраивались, но неизменной остаётся фронтальная часть — платформу всегда дополняет выложенная валунами наклонная плоскость. Некоторые платформы облицованы базальтовыми плитами, туформ или пемзой, внутреннее пространство забутовано обломками валунов и камнями, в кладке встречаются и фрагменты статуй моаи. 


Аху Тонгарики (фото: Bjørn Christian Tørrissen)

Верхняя часть аху служила постаментом для моаи, которые устанавливали таким образом, чтобы статуя смотрела вглубь острова — туда, где находились поселения. Крупнейший постамент Аху Тонгарики содержит 15 статуй, широко известен и Аху Акиви, на котором установлены 7 моаи.


Аху Акиви (фото: Ian Sewell)

Письмо ронго-ронго

Одной из главных загадок острова Рапа-Нуи является письмо ронго-ронго, не поддающееся расшифровке. Дощечки со знаками были обнаружены в XIX в., и за годы, прошедшие с момента их обнаружения исследователями неоднократно предпринимались попытки расшифровать загадочные символы. Но ни одна из них не увенчалась успехом, несмотря на то, что минимальную информацию всё же удалось получить. 

Письмо ронго-ронго (фото: Catherine Orliac and the Congregation of the Sacred Hearts of Jesus and Mary)

Известно, что тексты ронго-ронго написаны в чередующихся направлениях — первая строка читается слева направо, а следующая — справа налево. Глифы представляют собой стилизованные фигурки людей, рыб, животных, растений, встречаются и геометрические формы, однако прочесть их не представляется возможным, учитывая, что уже в XIX в. обитатели острова утратили этот навык и нередко использовали дощечки с письменами для различных хозяйственных нужд.

Центр всемирного наследия —

Rapa Nui National Park

Rapa Nui, the indigenous name of Easter Island, bears witness to a unique cultural phenomenon. A society of Polynesian origin that settled there c. A.D. 300 established a powerful, imaginative and original tradition of monumental sculpture and architecture, free from any external influence. From the 10th to the 16th century this society built shrines and erected enormous stone figures known as moai , which created an unrivalled cultural landscape that continues to fascinate people throughout the world.

Description is available under license CC-BY-SA IGO 3.0

Parc national de Rapa Nui

Rapa Nui, nom autochtone de l’île de Pâques, témoigne d’un phénomène culturel unique au monde. Installée aux environs de l’an 300, une société d’origine polynésienne a développé ici, en dehors de toute influence, une tradition de sculpture et d’architecture monumentales puissante, imaginative et originale. Du Xe au XVIe siècle, elle bâtit des sanctuaires et dressa des personnages gigantesques en pierre, les moai , qui, créant un paysage culturel sans égal, fascinent aujourd’hui le monde entier.

Description is available under license CC-BY-SA IGO 3.0

منتزه رابا نوي الوطني

يعكس منتزه رابا نوي، وهو الإسم الأصلي لجزيرة الفصح، ظاهرة ثقافية فريدة في نوعها في العالم أجمع. وقرابة العام 300، شكّل هذا المنتزه موطناً لمجتمع من أصل بولينيزي روّج فيها، وبعيداً عن أي نفوذ خارجي، لتقليد مهم وابتكاري وأصيل من الننحت والهندسة المعمارية. وبين القرنين العاشر والسادس عشر، شيّد هذا المجتمع المحلي أماكن عبادة وتماثيل ضخمة من الحجر، أو الـ «موآي» بالإسبانية، تشكّل إطاراً ثقافياً منقطع النظير لا يزال يسحر العالم كله حتى يومنا هذا.

source: UNESCO/ERI
Description is available under license CC-BY-SA IGO 3.0

拉帕努伊国家公园

拉帕努伊是当地人对复活节岛(Easter Island)的称呼,岛上酝酿了一种独特的文化现象。公元300年时玻利尼西亚人(Polynesian)在没有外界影响下,形成了自己独特的、想象丰富的、原汁原味的纪念性雕刻和建筑传统。从10世纪到16世纪,玻利尼西亚人陆续建立了许多神殿,竖起了许多称为莫阿伊(moai)的巨大的石像,至今仍是一道无与伦比的文化风景,吸引全世界各地游人慕名来访。

source: UNESCO/ERI
Description is available under license CC-BY-SA IGO 3.0

Национальный парк Рапануи (остров Пасхи)

Рапануи, туземное название острова Пасхи, является свидетельством уникального культурного феномена. Сообщество полинезийского происхождения проживает здесь с IV в., создав мощную, богатую образами, своеобразную традицию монументальной скульптуры и архитектуры, свободную от каких-либо внешних влияний. В период X — XVI вв. это сообщество построило святилища и воздвигло огромные каменные статуи, известные как «моаи», формирующие неповторимый культурный ландшафт, который продолжает поражать людей со всего мира.

source: UNESCO/ERI
Description is available under license CC-BY-SA IGO 3.0

Parque Nacional Rapa Nui

Rapa Nui –nombre indí­gena de la Isla de Pascua– ofrece el testimonio de un fenómeno cultural único en el mundo. Asentada en esta isla hacia el año 300 d.C., una sociedad de origen polinesio creó, al margen de toda influencia externa, grandiosas formas arquitectónicas y esculturales dotadas de una gran fuerza, imaginación y originalidad. Desde el siglo X al XVI, construyó santuarios y esculpió numerosos ”moai“, gigantescos personajes de piedra que forman un paisaje cultural inigualable y fascinan hoy al mundo entero.

source: UNESCO/ERI
Description is available under license CC-BY-SA IGO 3.0

ラパ・ヌイ国立公園

パスクア島あるいはイースター島とも呼ばれる南太平洋上のチリ領の島にある。この島に移住してきたポリネシア人は、独特の彫像や建造物を生み出した。10世紀~16世紀には祭壇をつくり、人の顔を模した巨大石像モアイを建て、類例のない文化的景観を築いた。モアイ像は高さ3~20m、最大重量50tで、約1000体が発見されている。

source: NFUAJ

Nationaal park Rapa Nui

Rapa Nui, de inheemse naam van Paaseiland, getuigt van een uniek cultureel fenomeen. Rond 300 na Christus vestigde zich hier een samenleving van Polynesische oorsprong die een krachtige, creatieve en originele traditie vestigde van beeldhouwkunst en architectuur, vrij van elke invloed van buitenaf. Het hoge culturele niveau is zichtbaar in monumentale stenen figuren (moai) en ceremoniële heiligdommen (ahu) die ze van de 10e tot de 16e eeuw bouwden en oprichtten. Daarnaast kende het volk een opmerkelijke vorm van pictografisch schrijven (Rongo Rongo), dat tot nu toe niet ontcijferd is. Het landschap van Rapa Nui is ongeëvenaard en blijft mensen over de hele wereld fascineren.

Source: unesco.nl

Национальный парк Рапа-Нуи — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Выдающаяся универсальная ценность

Краткий обзор

Национальный парк Рапа-Нуи — охраняемая чилийская территория дикой природы, расположенная на острове Пасхи, в которой сконцентрировано наследие культуры Рапа-Нуи. Эта культура демонстрировала исключительные характеристики, которые выражаются в уникальной архитектуре и скульптуре в полинезийском контексте. Остров Пасхи, самый отдаленный обитаемый остров на планете, находится в 3700 километрах от побережья континентального Чили и имеет площадь 16 628 га, а объект всемирного наследия занимает площадь около семи тысяч га, включая четыре близлежащих островка.

Остров был колонизирован в конце первого тысячелетия христианской эры небольшой группой поселенцев из Восточной Полинезии, чья культура проявилась между одиннадцатым и семнадцатым веками в великих произведениях, таких как аху –церемониальные платформы- и резные моаи — колоссальные статуи предков. Самыми выдающимися атрибутами национального парка Рапа-Нуи являются археологические памятники. Подсчитано, что насчитывается около 900 статуй, более 300 церемониальных площадок и тысячи сооружений, связанных с сельским хозяйством, погребальными обрядами, жильем и производством и другими видами деятельности. Среди археологических памятников выделяются моаи высотой от 2 м до 20 м, большей частью вырезанные из желто-коричневого лавового туфа с помощью простых кирок ( токи ), сделанных из твердого базальта, а затем опущенных по склонам в ранее вырытые ямы . Их много видов и разных размеров: те, что в процессе вырезания, те, что в процессе перемещения к месту назначения – аху , – те, что сносят и возводят. Карьеры ( Rano Raraku и другие) являются бесценным свидетельством процесса их вырезания. ahu значительно различаются по размеру и форме; самым колоссальным является Аху Тонгарики , с его 15 моаи . Есть определенные постоянные особенности, в частности, приподнятая прямоугольная платформа из крупных обработанных камней, заполненных щебнем, пандус, часто вымощенный округлой пляжной галькой, и выровненная площадка перед платформой. Также чрезвычайно ценными являются памятники наскального искусства (пиктографии и петроглифы), включающие большое разнообразие стилей, техник и мотивов. Другими археологическими памятниками являются пещеры, в которых также есть наскальные рисунки. Есть также деревня церемониальной природы под названием Оронго, которая выделяется своим расположением и архитектурой. Хотя это не привлекло особого внимания, жилищные и производственные постройки представляют большой интерес.

Согласно некоторым исследованиям, истощение природных ресурсов привело к экологическому кризису и упадку древнего общества Рапануи к 16 веку, что привело к упадку и духовной трансформации, в которой находились эти мегалитические памятники. уничтожен. Первоначальный культ предка был заменен культом человека-птицы, исключительным свидетельством которого является церемониальная деревня Оронго, расположенная у вулкана Рано-Кау. Пятьдесят четыре полуподземных каменных дома эллиптической формы дополняют это священное место, обильно украшенное петроглифами, намекающими как на человека-птицу, так и на плодородие. Этот культ увидит свой конец в середине девятнадцатого века.

Колонизация, ввоз домашнего скота, заточение первоначальных жителей на меньших территориях, резкое влияние иностранных болезней и, прежде всего, рабства, сократили население Рапа-Нуи до немногим более ста человек. В настоящее время остров населен потомками древних рапа-нуи, а также иммигрантами из разных слоев общества, что составляет значительное смешанное население.

Critère (i): В национальном парке Рапа-Нуи находится одно из самых замечательных культурных явлений в мире. Художественная и архитектурная традиция большой силы и воображения была развита обществом, которое более тысячелетия было полностью изолировано от внешних культурных влияний любого рода.

Критерий (iii): Рапа-Нуи, местное название острова Пасхи, свидетельствует об уникальном культурном феномене. Обосновавшееся там общество полинезийского происхождения c. 300 г. н.э. заложил мощную, образную и оригинальную традицию монументальной скульптуры и архитектуры, свободную от какого-либо внешнего влияния. С 10 го по 16 век это общество строило святыни и возводило огромные каменные фигуры, известные как моаи , которые создали непревзойденный ландшафт, который продолжает очаровывать людей во всем мире.

Критерий (v): Национальный парк Рапа-Нуи является свидетельством бесспорно уникального характера культуры, которая потерпела фиаско в результате экологического кризиса, за которым последовало вторжение из внешнего мира. Существенные остатки этой культуры сливаются с их естественным окружением, создавая беспрецедентный культурный ландшафт.

Целостность

Национальный парк Рапа-Нуи занимает около 40 % территории острова и включает в себя ансамбль памятников, который в высшей степени репрезентативен для совокупности археологических памятников и наиболее выдающихся проявлений их многочисленных типологий. Целостность археологических памятников сохранена, но сохранение материалов является предметом большой заботы и научных исследований. Усилия по управлению и сохранению, которые все еще недостаточны, сосредоточены на устранении антропогенных факторов и последствий выветривания как для материала — вулканической лавы и туфа, так и для устойчивости структур. Был достигнут прогресс в закрытии территорий, мониторинге и планировке дорог, чтобы сохранить визуальную целостность ландшафта.

Наблюдается рост поголовья крупного рогатого скота, который незаконно бродит по территории парка. Что касается инвазивной растительности, некоторые виды размножились и оказали влияние на ландшафт. В то же время они негативно повлияли на структурную стабильность, которая решается путем управления объектами.

Подлинность

Национальный парк Рапа-Нуи по-прежнему демонстрирует высокую степень подлинности, потому что с тех пор, как этот район был практически заброшен в конце 19 века, практически никто не вмешивался в него.-й век. Ряд реставраций и реконструкций аху был сделан на основе строго контролируемых научных исследований, и было некоторое повторное возведение упавших моаи с заменой головных уборов из красного камня, но они не выходят за рамки допустимые пределы анастилоза.

Подлинность поддерживается, а мероприятия по сохранению соответствуют выдающейся универсальной ценности объекта, с преобладающим чувством уважения к исторической трансформации культуры рапа-нуи, которая в контексте глубокого кризиса свергла моаи . В этом отношении важно учитывать, что национальный парк Рапа-Нуи должен отражать различные этапы цивилизации Рапа-Нуи, не исключая стадии ее кризиса.

Требования к охране и управлению

Национальный парк Рапа-Нуи имеет две официальные охранные зоны. С одной стороны, с 1935 года это национальный парк, находящийся в ведении Национальной лесной службы Чили (CONAF). С другой стороны, весь остров был объявлен национальным памятником в 1935, и то же самое было сделано с островками, прилегающими к острову Пасхи, в 1976 году. Объект имеет прочную правовую и институциональную основу для защиты и управления. За эту деятельность отвечают два учреждения, которые координируют свои действия друг с другом (Национальный совет по памятникам и CONAF) и с сообществом по вопросам сохранения и управления. Есть музей, Музей антропологии им. Р. П. Себастьяна Энглерта, который поддерживает исследования и усилия по сохранению. Имеется план управления, который периодически пересматривается, и есть команда, отвечающая за управление парком. Тем не менее, управление участком становится сложным из-за культурных различий и нежелания части некоторых слоев местного населения вмешиваться со стороны государства.

Организация работы с посетителями является крайне важной задачей, требующей создания пропускной способности и обеспечения инфраструктуры основных услуг и устного перевода. Кроме того, необходимо, чтобы местное население эффективно поддерживало усилия по сохранению, например, посредством контроля за домашним скотом.

Необходим лучший диалог между исследователями, чтобы делать выводы об имеющихся знаниях и управлять ими функциональным образом, способствующим сохранению; систематизировать полученную информацию и создать периодическую, всестороннюю и устойчивую систему мониторинга. Дополнительный персонал и ресурсы необходимы для управления и ухода за участком, для увеличения численности и обучения команды смотрителей парка, а также для увеличения операционного бюджета. Постоянная нагрузка на парковые земли; государство должно предотвратить его незаконную оккупацию.

Существенное требование для охраны и управления этим объектом заключается в его многогранном статусе объекта всемирного наследия, в качестве ориентира и основы для развития населения острова и хранилища ответов на фундаментальные вопросы, которые далеки от раскрытия.

Рапа-Нуи (Остров Пасхи) – Священная земля

Известный высокими каменными статуями, известными как моаи , остров Рапа-Нуи имеет огромную культурную ценность для своих коренных кланов Рапа-Нуи, общества полинезийского происхождения, прибывшего на около 400 г. н.э. Туризм, который ежегодно посещают более 100 000 человек, поддерживает экономику «Острова Пасхи», но управление туризмом и самим островом остается под контролем далекого чилийского правительства. Постоянный приток чилийских и иностранных туристов серьезно угрожает традиционным правам коренных жителей Рапа-Нуи на владение землей и защиту своих священных мест, в том числе более 900 моаи статуи, захоронения и церемониальные площадки. Марисоль Хиторанги, пресс-секретарь клана Хиторанги из Рапа-Нуи, говорит об их отношениях с землей и угрозе развития туризма: «Земля для нас — это наша Каинга , чрево матери, которое нужно питать, чтобы оно могло оставаться плодородными, чтобы поддержать нас. Вот почему мои бабушка и мать хоронили свои плаценты и кости своих предков в одном месте — теперь под пятизвездочным отелем».

Земля и ее жители

Возвышающийся над Тихим океаном, в 2200 милях к западу от Чили, остров Рапа-Нуи простирается на 63 квадратных мили холмистой суши, образованной вулканами, возвышающимися над морским дном. На протяжении 16 веков поколения людей использовали сложные методы ведения сельского хозяйства для выращивания продуктов питания и поддержания сильной, биоразнообразной среды обитания. В 1722 году голландские исследователи прибыли на Рапа-Нуи, дав острову известное название «Остров Пасхи» в ознаменование дня их прибытия. После контакта с европейцами болезнь опасно распространилась среди населения Рапа-Нуи, пощадив лишь около 100 человек. Но рапа-нуи выжили и сегодня составляют около 50 процентов из 7750 человек, живущих на острове. В 1888 году Чили аннексировала остров Пасхи, а в 1903 арендовал весь остров для разведения овец, вынудив коренных жителей Рапа-Нуи покинуть свои дома и содержать их на небольшой территории, известной сегодня как город Ханга-Роа. До и особенно после аннексии, которая привела к тому, что Рапа-Нуи уступила суверенитет чилийскому правительству, коренные жители Рапа-Нуи изо всех сил пытались защитить свои права на владение землей и продолжить свои культурные традиции. В мае 2019 года правительство Чили объявило Рапа-Нуи в состоянии «латентности» — политический термин, обозначающий территорию, находящуюся на грани экологического коллапса и демографического насыщения.

Полинезийское название Rapa Nui переводится как «Великая Рапа», предназначенное для описания сходства острова с Rapa Iti , «Малый Рапа», соседним островом в Полинезии. Коренные жители Рапа-Нуи называют остров Te Pito o te Henua , или «пуп мира», подтверждая свою связь с землей как заботливую мать.

Текущие проблемы и экологические угрозы

Имея основной контроль над землями, находящимися под юрисдикцией Чили, народу Рапа-Нуи приходилось постоянно бороться за сохранение и защиту своей земли. После аннексии их рассматривали как жителей земли, а не владельцев или коренных жителей. Правительство Чили не признает объекты наследия Рапа-Нуи и традиционные права на владение землей, что позволяет беспрепятственно посещать остров и иммигрировать на него. Педро Эдмундс Паоа, мэр острова, отмечает, что за последние десятилетия население почти удвоилось в результате развития туризма и недвижимости. Эдмундс Паоа говорит, что из 7750 человек, живущих на Рапа-Нуи, нынешняя численность населения «на 3000 слишком много», и из-за перенаселения остров выходит за пределы его пропускной способности.

С ростом посещаемости увеличилось количество отелей и достопримечательностей, а также нанесен ущерб священным местам необразованными посетителями, которые рассматривают остров как туристическое направление и игровую площадку. Наносят ущерб не только священным местам, но и экологическая целостность острова подвергается нападкам со стороны растущей орды человечества. Ущерб включает в себя полное истощение ресурсов, возможный крах обработки отходов на острове и неустойчивое крупномасштабное развитие на хрупкой земле. Несмотря на сосредоточенные усилия по реализации проектов по очистке окружающей среды на острове, чилийское государство отказалось предоставить какую-либо поддержку или меры по смягчению последствий, оставив остров и людей на произвол судьбы.

Остров Рапа-Нуи получил два официальных охранных знака в 1935 году, когда большая часть острова была объявлена ​​Национальным парком, а весь остров объявлен Национальным памятником. Находясь под защитой этих двух администраций, Рапа-Нуи по-прежнему сильно страдает от туризма, вандализма и чрезмерного выпаса скота. Стремясь улучшить защиту и управление, а также бороться с надвигающейся утратой наследия и земель, ЮНЕСКО объявила Рапа-Нуи объектом Всемирного наследия в 1995 году, защищая 6600 гектаров земли в национальном парке Рапа-Нуи, которым по-прежнему управлял Чилийское национальное правительство. Хотя эти действия рассматривались как успехи в сохранении и защите земли и культуры, в управлении парком существуют серьезные расхождения, которые по-прежнему исключают людей Рапа-Нуи. Чилийское правительство по-прежнему отказывается признавать коллективные права коренных народов на владение землей, в частности, в национальном парке Рапа-Нуи, где, по словам лидеров клана Хиторанги, находятся почти все исконные и священные места рапа-нуи.

Археологи, в том числе Джо Энн Ван Тилбург из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, провели анализ образцов почвы вокруг статуй и пришли к выводу, что пик строительства моаи пришелся на период между 1300 и 1450 годами. Статуи продолжали вырезать до или сразу после первого контакта с Европейцы в 1722 году. С самым большим моаи высотой 70 футов и весом 250 тонн сложность и отличительные детали каждого уникального моаи невероятны. Нет двух одинаковых maoi , отличающихся по выражению лица, росту и размеру, чтобы точно представить каждую родовую линию.

Большинство из моаи расположены в пределах границ национального парка Рапа-Нуи, получая столь необходимую защиту, учитывая их культурное значение для коренных жителей Рапа-Нуи. Возвышающиеся моаи чаще всего тянутся вдоль берега, обращены внутрь, наблюдая за землей и защищая ее. По словам мэра Педро Эдмундса Паоа, определенные группы из статуй моаи являются бессмертными представителями предков и семейных линий. Мэр говорит, что его предки представлены на сайте под названием 9.0011 Tahai , где его «генеалогия восходит к этому месту 85 раз». Эдмундс Паоа также намекает на энергию моаи , которую называют мана . Он описывает эту энергию как знание, мудрость и силу, которая дает вам силу. Когда уроженцы Рапа-Нуи умирают, их мана вытекает из их тел в моаи . Имея такую ​​глубокую и древнюю связь, жители Рапа-Нуи видят в защите острова и статуй моаи способ защитить и почтить своих предков. Эдмундс Паоа настаивает на сути мана присутствует не только в моаи : «Те, кто верит в мана , говорят, что это не только в моаи , его можно найти здесь во всем — в волнах, которые постоянно разбиваются о берег, в каменистой почве и зеленой траве, покрывающей остров».

Несмотря на защитные меры, народ Рапа-Нуи по-прежнему считает, что культурные объекты их общины непризнаны и осквернены поведением туристов и застройкой, принадлежащей иностранцам. Сопротивление усилилось в 2011 году, когда жители Рапа-Нуи организовали оккупацию эко-деревни и спа-центра Ханга-Роа, протестуя против ее существования, связав себя в вестибюле. Пятизвездочный отель, принадлежащий семье Шисс из Германии, построен прямо над родовой деревней и кладбищем. Акция протеста была сорвана чилийской полицией, которая насильно выселила и арестовала жителей Рапа-Нуи. Многие Рапа-Нуи были освобождены без предъявления обвинений, но Марисоль Хиторанги, лидер клана Хиторанги, возглавившего оккупацию, защищала их действия, говоря: «Возможность вернуть нашу землю означает поддерживать связь с нашими предками. Если мы, жители Рапа-Нуи, позволим продолжить эту незаконную кражу земли, мы допустим полную потерю нашего наследия».

В 2015 году коренные жители Рапа-Нуи заблокировали доступ в национальный парк, который, по их мнению, неправильно управляется и эксплуатируется Национальной лесной корпорацией и правительством Чили. Они требовали играть важную роль в управлении своими традиционными землями. Для того чтобы произошла передача управления, необходимо было создать юридически признанный совет. Мау Хенуа, что означает «управлять, управлять землей» на родном языке рапа-нуи, была создана в августе 2016 года, а в начале 2018 года чилийское правительство передало управление Национальным парком Рапа-Нуи совету Мау-Хенуа. После передачи власти было хорошо задокументировано серьезное нецелевое использование средств парка со стороны правления Мау Хенуа. Это привело к продолжающимся протестам и беспорядкам на острове, возглавляемым народом рапа-нуи. Основной проблемой постоянного бесхозяйственного управления и эксплуатации острова является отказ Чили рассматривать остров и жителей Рапа-Нуи как заслуживающих управления отдельно от материка.

Без полного признания Рапа-Нуи как общества, отдельного от материковой части Чили, подавляющее большинство законов, регулирующих остров, практически неприменимы, учитывая, что они были приняты без учета уникального культурного и экологического ландшафта Рапа-Нуи. В 2007 году, после напряженной борьбы за представительство и рассмотрение, Чили внесла поправку в Конституцию Республики, чтобы провозгласить Рапануи «Особой территорией». Согласно поправке, «Управление и управление этими территориями регулируются такими специальными законами, которые могут быть установлены соответствующими конституционными органическими законами». Это требует от чилийского правительства создания специального статута для более локализованного управления островом. В этой поправке отмечается, что до тех пор, пока не будут приняты руководящие принципы для специального статута, остров останется под управлением правительства материковой части Чили. Спустя 13 лет Специальный статут об автономии так и не был написан.

Коренные жители Рапа-Нуи продолжают настаивать на принятии такого закона, который позволил бы им реализовать свое право на самоопределение и бороться с культурным и экологическим разрушением, которое произошло из-за перенаселения и туризма. Специальный статут необходим для того, чтобы потребности и голоса народа Рапа-Нуи были услышаны, а также для поддержки их защиты сохранения и исконных прав на их священную землю.

What You Can Do

Пожертвовать по адресу:

Индийский правовой ресурсный центр: https://indianlaw.org/take-action

Международная рабочая группа по делам коренных народов: https://www.iwgia.org/en/get-involved.html

Всемирный фонд памятников: https://www.wmf.org/project/easter-island-rapa- nui—moai-conservation-project

Узнайте больше

Мир коренных народов 2019: Рапа-Нуи (острова Пасхи)  https://www.iwgia.org/en/chile/3407-iw2019-rapa-nui.html

Для Чили, колоссальные проблемы на острове Пасхи https://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=129723910

Знаменитые статуи моаи на острове Пасхи медленно исчезают -09/

Ответы на так называемые загадки моаи на острове Пасхи спрятаны у всех на виду  https://www.wbur.org/hereandnow/2022/04/15/moai-easter-island-outside -in

Sources

Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Национальный парк Рапа-Нуи». По состоянию на 29 мая 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *