Рарамури: Рарамури — тарахумара, племя индейцев-бегунов в Мексике

Содержание

Рарамури — тарахумара, племя индейцев-бегунов в Мексике

У жителей Медных Каньонов, представителей «племени бегунов», тараумара (или рарамури, это самоназвание — «легконогие») может быть много бытовых сложностей: вечный зной, каменистая земля, непригодная для земледелия, мало воды, отсутствие электричества и медицинского обслуживания… Но у них есть уникальная черта культуры: эти люди много бегают. С детства до старости. Ради просто передвижения между поселениями и ради развлечения. Когда-то культура бега у рарамури сложилась в результате необходимости жизни в суровых условиях пустынных каньонов, она же спасла племя от испанских завоевателей: когда другие племена сражались с завоевателями… рарамури убегали и скрывались в каньонах так, что никто не мог проследить, где и как они обитают. (Сложно не заметить яркие цвета одежд рарамури в пустыне, но если рарамури не захотят ,чтобы их увидели — их никто не увидит)

Вики про тараумара:
«В эпоху колонизации большáя часть местного населения умерла от эпидемий и от рук испанцев, многие объединились с другими индейскими племенами или, не желая участвовать в восстаниях, ушли на юго-запад Сьерры, где оставались в относительной изоляции, что позволило им сохранить свою культуру и религию»

«тараумара известны как непревзойденные бегуны на дальние дистанции. Эта традиция сложилась из-за того, что индейские поселения находятся на большом расстоянии друг от друга. Кроме того, она имеет обрядовый и соревновательный смысл. Мужчины на бегу подбрасывают пальцами ноги деревянный шарик, передавая его следующему бегуну, женщины бегут с палкой и обручем. Эти забеги могут длиться от нескольких часов до нескольких дней без перерыва. Способность преодолевать сверхдальние расстояния (более 150 км) помогает тараумара загонять таких животных, как олени.

Исследователь Карл Лумхольтц писал: «Нет никакого сомнения в том, что тараумара — лучшие бегуны в мире, но не на скорость, а на выносливость, так как индеец может пробежать не останавливаясь 170 миль. Известен случай, когда один индеец проделал бегом путь туда и обратно из Гуасапарес в Чиуауа, покрыв за пять дней расстояние около 600 миль. Причем все это время он питался, как это привыкли делать тараумара, только пиноле и водой».»

Интерес к жизни рарамури возродился вместе с интересом к бегу в мире. Причем книга Born to Run тут не последнюю роль сыграла =) Особенно этот интерес возрос с осознанием того, что рарамури бегают на марафонские и сверх-марафонские расстояния босиком в сандалиях, сделанных из кожи, дерева или старых автомобильных шин (huarache) по каменистым тропинкам каньонов.

— Прежде, чем вы выбросите свои беговые кроссовки и начнете бегать босиком, прочитав — предупреждает форум босоногих бегунов на сайте RUNNER’S WORLD, представьте себе, что ноги бегунов рарамури отличаются от ног обычных людей в белом мире приблизительно так же, как отличаются руки строителя-каменщика от рук пианиста.



В Медных Каньонах живет один удивительный человек, герой книги Born to Run, Мика Тру, Кабало Бланко / Caballo Blanco — так назвали Мику индейцы. Мика прожил с десяток лет в Медных Каньонах, среди индейцев, и стал «представителем тараумара в белом мире». Он же организовал международный забег по Медным Каньонам на сверх-марафонскую дистанцию 50 миль, и продолжает участвовать в благотворительности в пользу семей тараумара.

«Рарамури не особо видят смысл просто бега без игры, не в команде, хотя и устраивают соревнования в беге». La Carerra de Bola (rarajípari) и ariweta — командные забеги с деревянным мячом или кольцом, которые устраивают у себя тараумара — это игра, с которой вырастают дети.
Именно это отношение к бегу — не как к «наказанию за пиццу», а как к игре, к способу развлечения, и привлекает западных людей к феномену рарамури.

Я опять не добралась до перевода правил этой игры
http://www.norawas.org/index.php/about/traditional-raramuritarahumara-racing/
=) Переведу чуть позже. А пока — смотрим фото



Девочка-подросток из племени рарамури, бегущая вдоль горной реки.


Участники забега в традиционной одежде рарамури


Некоторые семьи живут в пещерах, так же, как и их предки жили в течение тысяч лет
(c) http://www.philborges.com



Семья рарамури


Мяч для игры rarajípari


Рарамури в костюмах для представления на пасхальных праздниках
Религия рарамури — это смесь христианства и индейских верований

С удивлением обнаружила рекламу тура в Медные Каньоны на русском
http://www. alpindustria.ur.ru/Mexika_Kanion.html
Места в этих краях Мексики не самые приветливые =)
нашла отзывы на русском о путешествии в по тем местам
http://forum-americalatina.ru/viewtopic.php?p=7623

Тёмная сторона жизни «рождённых бежать»


Если вы пользуетесь Telegram, обязательно подпишитесь на канал Ногибоги. Там мы делимся не только ссылками на собственные статьи, но и советами, мотивационными историями и интересными фактами. Короче, у нас нескучно.


Была половина первого ночи, и Сильвино Кимаре приближался к городу-призраку Сепару, на юго-западе Нью-Мексико. За годы работы под палящим солнцем его кожа, туго обтягивающая кости, приобрела бронзовый оттенок и слабо мерцала в темноте.

У него за спиной были две котомки. В одной — 20 кг марихуаны, в другой — запас буррито и воды, чтобы выжить ещё неделю в диких условиях.

Вместе с ним были пятеро кузенов и племянник с такими же котомками за плечами. В полной тишине они медленно тащились по заброшенной шахтёрской дороге. Впереди брезжили огоньки автомагистрали, и они знали, что находятся в паре десятков километров от пункта назначения. Они должны добраться туда до рассвета.

Это было 2-го апреля 2010 года. За пять дней они проделали путь в 800 км, выбежав из своей деревни Хьюсучи, расположенной в отдалённых горах Сьерра Мадре в северной Мексике.

Месяцами в Хьюсучи свирепствовала засуха. Жители исполняли ритуальные танцы, их дети поднимали пригоршни воды к небу, прося бога Оноруаме сжалиться над ними, но дождя не было. К весне урожай кукурузы засох.

Оказавшись перед вполне реальной угрозой голодной смерти, кузены Сильвино обратились к нему с просьбой. Они предложили стать так называемыми нарко-бегунами. За эту работу хорошо платили, и они смогли бы продержаться до следующего урожая.

«Ты сильный и знаешь дорогу, — умоляли они Сильвино, — Ты уже делал это раньше».

Это было правдой. Сильвино транспортировал нелегальные грузы наркобаронов уже трижды. Причины, заставившие его пойти на это, были в какой-то мере предначертаны судьбой.

Сильвино Кимаре

Его народ, племя из 70 000 человек известных под именем «тарахумара», когда-то жил на плодородных равнинах восточных гор. Но, начиная с шестнадцатого века, испанские захватчики, иезуитские миссионеры, мексиканские поселенцы, болезни и тяжелый труд вытесняли их все дальше и дальше вглубь суровых гор Сьерра Мадре.

В конце концов они осели в месте, которое позже получило название Сьерра Тарахумара, и состояло из огромных каньонов, глубиной превосходящих Большой Каньон в США.

Когда в девятнадцатом веке норвежский исследователь Карл Лумхольц добрел до края одного из таких ущелий, он не мог поверить, что кто-то может тут жить. В своей книге «Неизведанная Мексика» он рассказывает, как спросил кого-то из народа тарахумара, какова глубина каньона, на что тот ответил: «только птицы знают».

Живя в суровых условиях, среди отвесных скал и глубоких трещин, тарахумара выработали уникальный беговой стиль, который впоследствии сделал их знаменитыми.

Обутые в кожаные сандалии хуараче (или же вообще босиком), одетые в юбки и футболки с длинным рукавом, они могли преодолевать сверхдлинные дистанции.

Казалось, что ни скатывающиеся камни, ни палящее солнце, ни жуткий вой приближающихся койотов не остановят их бег.

Название «тарахумара» придумали испанцы, сами же жители называют себя рарамури — «легконогие» или «босоногие бегуны».

Бег для тарахумара — это часть религиозных ритуалов, которые проводятся, чтобы, к примеру, отпраздновать сбор урожая.

Одним из традиционных соревнований является рарахипари. Жители делятся на две команды и на протяжении 24 часов, а то и дольше, буцают маленький деревянный мячик, пробегая по каменистым маршрутам.

При кажущейся простоте, рарахипари требует не только недюжинной выносливости, но и продуманной стратегии. Например, команды тщательно выбирают наиболее слабых атлетов, чтобы те задавали темп в начале забега. По мере того, как они теряют силы и сходят с дистанции, их заменяют более сильные спортсмены и постепенно повышают темп.

За несколько дней до соревнования участники собирают кукурузу и делают из неё энергетический напиток пиноле (также они оставляют немного кукурузы, чтобы сварить из неё пиво тесгуино, которое пьют на финише). Накануне представители обеих команд проходят по маршруту и договариваются о его длине и количестве кругов.

Рарахипари обычно сопровождается азартными ставками на победу одной из команд. Зрители становятся непосредственными участниками событий, споря на одежду, коз или деньги, а также освещая маршрут сосновыми факелами в тёмное время суток. Под конец рарахипари на ногах остаются только несколько сильнейших участников.

Бегуны племени тарахумара никогда не убегали далеко от дома и оставались практически неизвестными окружающему миру, пока в 1993 году американский фотограф Рик Фишер и несколько других путешественников не решили принять участие в местном ультрамарафоне. Тарахумара приветливо приняли их в ряды спортсменов.

Обутые в сандалии, попивая пиво на станциях гидратации перед финишем, «легконогие» бегуны долины Сьерра Мадре без особых усилий заняли все призовые места и оставили позади себя пораженных американцев.

Рик Фишер, восхищенный беговыми талантами тарахумара, подарил призерам по мешку кукурузы и бобов. В его голове тут же возникла бизнес-идея, и он заключил контракт со спонсорами, которые согласились оплатить участие других американских атлетов в забеге по каньонам Сьерра Мадре. Таких атлетов собралось семь человек, и в 1994 году Рик Фишер приехал с ними к месту старта. Тарахумара снова выиграли забег.

Один из участников, американский ультрамарафонец Мика Тру, очень проникся культурой загадочного племени. Он проводил много времени, общаясь с бегунами тарахумара, и так воодушевился их историями, что решил переехать жить в Сьерра Мадре. Но по приезду его глазам предстала печальная картина. Засуха, голод и жестокость наркокартелей практически полностью уничтожили беговые традиции племени.

Тем временем, популярность ультрамарафонов в мире росла. Американские бегуны раздвигали границы возможного и ставили новые рекорды, демонстрируя чудеса выносливости.

«Интересно, — подумал Мика Тру, — смог бы кто-то из них потягаться с тарахумара»?

Он решил выяснить это. В 2006 году он убедил Скотта Джурека, лучшего ультрамарафонца Америки, приехать в Каньон Урик, и принять участие в трейловом забеге, который сейчас носит имя Ультра Кабалло Бланко. В забеге также должны были участвовать местные жители, которым Мика пообещал подарить талоны на еду, и знаменитые бегуны тарахумара — 28-летний Сильвино и его младший кузен Арнульфо Кимаре Ки.

Сильвино Кимаре, фермер и отец четверых детей, знал каньоны как свои пять пальцев. Каждый камень, кактус или изгиб реки были знакомы ему с детства.

Ему не нужна была ни карта, ни указатели, чтобы ориентироваться в извилистых тропинках. Когда он был ребенком, он оббегал их вдоль и поперек, участвуя в рарахипари. До него то же самое делала его мать — чемпионка среди женщин тарахумара. Бег был у него в крови.

Но полная лишений жизнь сказывалась на талантах Сильвино. Во время Ультра Кабалло Бланко он выжал из себя все, что мог, но Скотт Джурек всё же обогнал его на 47-ой миле. Кузен Сильвино, Арнульфо, молодой и не такой потрёпанный жизнью атлет, прибежал первым.

Хронику забега Ультра Кабалло Бланко вел журналист Кристофер МакДугал. Позже она легла в основу его книги «Рождённый бежать: Скрытое племя, суператлеты и величайшая гонка в истории мира», которая стала мировым бестселлером и спровоцировала массовую беговую одержимость.

МакДугал считал, что беговой успех тарахумара в какой-то степени объясняется их минималистичной обувью. В своих кожаных сандалиях они бежали легко и казались невесомыми, приземляясь на среднюю часть стопы, а не на пятку, как это было распространено среди западных марафонцев.

Многонациональные корпорации тут же ухватились за выпавшую возможность и стали выпускать ультралёгкие кроссовки для естественного бега. Успех книги был невероятен. Казалось, что все остались в выигрыше. Все, кроме тарахумара.

Мексиканские картели тем временем решили расширить свою торговлю в близлежащие американские штаты. Бедность и голод сделали тарахумара уязвимыми для наркобаронов, которые подыскивали «мулов» для транспортировки наркотиков в Нью-Мексико, Аризону и Техас.

Тарахумара были настоящей находкой для наркокартелей: выносливые атлеты, которые не только могли пробегать огромные дистанции, но и находились в достаточно отчаянном положении, чтобы согласиться делать это.

Страдая от засухи и нехватки кукурузы, Сильвино стал одним из таких отчаявшихся. Ему обещали заплатить, если он выполнит свою миссию. В первый раз, в 2005, он отнес упаковку марихуаны к ожидающему его грузовику на дороге к Эль Пасо. Во второй раз пунктом назначения был роскошный отель в Лас-Крусес, Нью-Мексико.

В третий раз, однако, ему не повезло. В феврале 2007 года пограничная служба обнаружила его и двух других тарахумара прячущимися в зарослях креозота недалеко от Лас-Крусес с 88 кг марихуаны в рюкзаках. Его арестовали и приговорили к восьми месяцам заключения. Когда Мика Тру организовал второй трейловый забег Ультра Кабалло Бланко, Сильвино не мог принять участие: он сидел в тюрьме.

После освобождения Сильвино поклялся, что больше никогда не станет транспортировать наркотики. Но в 2010 году им снова было нечего есть. Его жена, Хильда, умоляла его не делать этого, но он чувствовал, что у него нет выбора. Ему и его кузенам обещали заплатить 15000 песо ($825) за доставку груза.

За одну неделю он мог заработать столько же, сколько за три месяца тяжёлого труда в Сьерра. «Думаю, оно того стоит», — сказал Сильвино жене.

И вот, через год после выхода книги «Рождённый бежать», Сильвино и шесть его родственников пробирались в темноте к отелю в Нью-Мексико. Днём они спали в зарослях креозота, ночью продвигались наощупь, стараясь не наткнуться на гремучих змей, койотов и, самое главное, на пограничную службу. Они почти добрались — оставалась всего пара часов.

Внезапно они увидели приближающиеся огни. Пограничная служба выследила их. Сильвино бросил свои котомки на песок и стремглав побежал, не разбирая дороги. Только не снова, думал он. Он боялся того, что может случиться с его семьей, если его опять посадят в тюрьму.

Агент пограничной службы преследовал его на велосипеде, остальные разъехались врассыпную по округе. Сильвино чувствовал, как адреналин разливается по его венам, и решил бежать в горы — там он будет в безопасности. Он петлял по пустыне, запутывая своих преследователей, но тени велосипедов не отставали. Он бежал так быстро, как никогда. Легконогий, повторял он себе.

Вскоре стрекочущий звук велосипедных колес стал затихать. Он смог оторваться. Но останавливаться было опасно, и, поспав несколько часов на рассвете, Сильвино бежал без передышки весь следующий день и ночь. Он пересекал пустынные долины без еды, время от времени утоляя жажду пахнущей навозом водой. Через два дня он снова был около того места, где их чуть не поймали. Никому из его компаньонов не удалось сбежать.

Чтобы спастись, Сильвино пробежал 100 миль практически без остановки.

В марте 2010 году, за месяц до побега Сильвино, ежегодный ультрамарафон Ультра Кабалло Бланко собрал рекордное количество участников. Вдохновлённые книгой, атлеты со всего мира приехали на родину тарахумара.

Но успех соревнований не мог облегчить жизнь самих жителей каньонов. В тот год многие добирались до места старта пешком, не имея денег, чтобы купить билет на автобус. Пройдя сотни миль и качаясь от голода, они отчаянно ждали начала гонки. Глава туризма Каньона Урик со слезами на глазах наблюдал, как бегуны тарахумара валятся с ног на маршруте. Сильвино смог занять только двадцать пятое место.

Со временем книга МакДугала всё же помогла Сильвино. Организаторы мировых забегов хотели, чтобы в рядах участников были представители тарахумара, и жители Каньона Урик стали получать регулярные приглашения.

После того, как Сильвино вернулся из своей неудавшейся нарко-беговой миссии, его спортивная карьера пошла в гору. Он финишировал вторым на ультрамарафоне в Австрии — первой гонке, где он не только смог покрыть все транспортные расходы, но и привёз немного денег домой.

В декабре 2014 года, после успехов в Коста-Рике и Испании, Сильвино пригласили сняться для обложки мексиканского Runner’s World

На полученные гонорары он построил маленький дом для своей семьи и для родителей. Он починил старый грузовик, на котором стал возить урожай в Урик на продажу. Но гонки не были стабильным источником дохода для Сильвино.

Когда племянника одного из наркобаронов застрелили в Каньоне Урик, жизнь поселений тарахумара изменилась к худшему. Если раньше эти места привлекали туристов, то сейчас опустевшие улицы деревень регулярно оглашали автоматные очереди.

За несколько дней до запланированного Ультра Кабалло Бланко в 2015 году разразилась затяжная восьмичасовая перестрелка. Иностранные бегуны приехали на место старта и увидели вооруженных до зубов людей на улицах Урика. Правительство пыталось сделать вид, что никакой опасности нет.

За день до начала соревнований неизвестные ворвались в полицейский участок, и, угрожая оружием, захватили двух офицеров и подростка. Американские организаторы отменили соревнования. Большинство атлетов, которые приехали из 23 стран мира, покинули Каньон Урик в сопровождении военного эскорта.

Тем же летом Сильвино получил работу менеджера по культивации чиа с зарплатой в $20 в день. Зарплата была хорошей, но проект был всего лишь экспериментом: 64-летний американец Мики Махаффи, который 20 лет жил среди тарахумара и был женат на младшей сестре Сильвино, заключил контракт с компанией по производству энергетических батончиков. Даже для такого закалённого фермера как Сильвино выращивать чиа в Каньоне Урик оказалось практически непосильной задачей.

Среди красных муравьёв, тарантулов, пчёл, мух, скорпионов, змей, наводнений и 50-градусной жары, Сильвино и семь его помощников вручную очищали 3 гектара поля от засеянной там ранее марихуаны.

Сильвино не мог соревноваться в Америке из-за своей судимости, но ему нужно было где-то соревноваться, чтобы оставаться финансово независимым от картелей. Поэтому он часто принимал участие в ближайших гонках. Так, например, он зарегистрировался на забег в Черокаху, где главный приз составлял 14000 песо ($765).

Было все ещё темно, когда Сильвино проснулся за два часа до старта забега в Черокаху. В его животе бушевал ураган. Он чувствовал себя плохо со вчерашнего дня и даже ходил на осмотр к доктору. Он размышлял, не пропустить ли ему эту 37-мильную гонку, но следующий забег должен был состояться только через 4 месяца. Он не мог рассчитывать на урожай кукурузы, чтобы прокормить семью, а проект с чиа был всё так же непредсказуем. Он должен бежать.

Это был восьмой по счёту ультрамарафон в Черокаху, и 120 атлетов, в основном из народа тарахумара, выстроились у стартовой линии. Сильвино посмотрел вверх, на звезды, и вспомнил о старинных заклинаниях, которые бегуны тарахумара раньше произносили перед гонкой. Он вырос на древних преданиях о людях, которые растирали кости в пыль и посыпали ею дорогу будущей гонки, чтобы ослабить своих соперников. Он со смехом вспоминал, как в детстве команды, соревнующиеся в рарахипари, насылали друг на друга проклятия и как страшно им было, что проклятия вдруг сработают.

Сильвино никогда не верил в заклинания. Но, стоя на старте забега, он чувствовал трепет — за себя и своих родных, чьё ближайшее будущее зависело от исхода гонки.

Никто из участников не разминался: тарахумара никогда не разминаются. На Сильвино была надета спортивная форма и жёлто-голубые кроссовки Asics — трейловые дороги были слишком скользкими и крутыми для сандалей. Женщины были одеты в свои обычные наряды: цветастые юбки и повязанные на голове шарфы, чтобы защититься от солнца.

Атлеты начали забег с затяжного, каменистого и очень скользкого спуска в долину Черокаху. Когда они достигли Сан Исидро, Сильвино был четвертым. Солнце начинало припекать, но они как раз забежали в сосновый лес и могли ненадолго спастись от жары.

Сильвино на ультрамарафоне в Черокаху

Сильвино прибавил скорость. Он ничего не ел со вчерашнего дня — даже маленький буррито с фасолью и сальсой, которые он обычно брал с собой на соревнования. Его самочувствие понемногу улучшалось. Он понимал, что вряд ли догонит лидера, но рассчитывал финишировать вторым или третьим. Он вспомнил свою победу на 62-мильном ультрамарафоне в Коста-Рике, когда ему всё время казалось, что он вот-вот потеряет сознание.

«Я сражаюсь за деньги, — повторял он себе, — Если я не буду рисковать, я не получу награду».

Сильвино пробегал мимо кукурузных полей, по которым медленно бродили коровы и козы. На станции гидратации он не стал пить воду — только забрал бумажный браслет, который подтверждал, что он пробежал часть маршрута. Он был на третьем месте.

В 10:42 первый атлет показался на финишной прямой. Попивая Гиннес, организаторы объявили имя победителя и его результат. Волонтеры окружили чемпиона, предлагая ему сэндвичи с сыром, бананы и апельсины. Тот взял сэндвич, обессилено опустился на каменный бордюр и едва нашел в себе силы улыбнуться для фотографии с местными чиновниками.

Через тридцать минут показался второй атлет, Сильвино прибежал через три минуты после него. Солнце светило невыносимо ярко, и, тщетно поискав глазами тень, Сильвино присел на ближайшие ступеньки. У его ног примостилась пара местных собак. Сильвино съел свой сэндвич и выпил бутылку кока-колы. За занятое третье место ему полагалось 8000 песо, которых вполне хватит, чтобы держаться от картелей на безопасном расстоянии.

На следующее утро, с лёгкой крепатурой в ногах, Сильвино отправился в обратный путь. Он медленно ехал в своем старом грузовике, слушая традиционную музыку тарахумара, которая звучала из хрипящего радио. Три бумажных браслета все ещё болтались на его запястье. Впереди его ждал рабочий день на поле чиа под знойным солнцем в каньонах Сьерра Мадре.

Ещё историй?

  • «Жизнь в грязных мешках»: необычный образ жизни американской беговой элиты
  • Что заставляет лучших ультрабегунов не останавливаться в сложные моменты. Скотт Джурек и Аппалачский трейл
  • Марат Жыланбаев: человек, который преодолел четыре самые большие пустыни мира

Тараумара | Общественный музей Милуоки

«Костюм Сьерра Тараумарас» от Беннета и Зингга (1935 г.)
 

Тараумара, или самоназванные рарамури, — одно из крупнейших коренных племен Северной Америки, насчитывающее почти 100 000 человек. Большинство из них сконцентрировано в высокогорьях Западной Сьерра-Мадре в Мексике, в то время как другие предпочитают жить в лас-барранкас — ущельях Сьерра-Мадре. Несмотря на свою многочисленность, племени до недавнего времени удавалось оставаться относительно независимым от окружающей мексиканской культуры. Это в первую очередь результат сурового ландшафта, в котором они живут, и их общего нежелания принимать чужаков.

Штат Чиуауа также известен как «Сьерра Тараумара»
в честь племени тараумара, населяющего этот регион. Предоставлено Википедией.

 

Тараумара сохранили традиционные культурные обычаи в свете постоянно растущего давления извне; во многих случаях они до сих пор полагаются на обычаи своих предков. Конкистадоры вступили в контакт с тараумара в 16 веке и привезли с собой христианских миссионеров, домашних животных, культурные фруктовые деревья, стальные инструменты и некоторые музыкальные инструменты. Тараумара в той или иной степени включили эти концепции и предметы в свою повседневную жизнь; однако их популярное название «Тараумара» является наиболее очевидным испанским влиянием — неправильный перевод собственного названия группы, Рарамури.

По словам основных этнографов тараумара, Венделла Беннета и Роберта Зингга, племя 80 лет назад «можно считать почти кочевыми земледельцами» (1930:14) из-за выращивания кукурузы и скотоводческого образа жизни. . В прошлом для сельского хозяйства можно было использовать только небольшие участки земли, поэтому тараумара были вынуждены переезжать, чтобы обеспечивать пропитание круглый год. В настоящее время земли тараумара резко меняются из-за массовых лесозаготовок и производства наркотиков.

Сьерра-Мадре имеет два противоположных климата: прохладное нагорье и тропический барранка (ущелья). Горная местность дает пиломатериалы и землю для выпаса овец, крупного рогатого скота и коз, а также такие культуры, как пшеница и кукуруза. Те, кто живет в барранках, выращивают фруктовые деревья, марихуану и табак. Многие тараумара, живущие в высокогорье, мигрируют в барранки, спасаясь от суровых зим и сохраняя свои стада в безопасности. Несмотря на разные ресурсы, обе группы тараумара ведут схожий образ жизни.

Небольшой процент тараумара также живет в пуэбло и часто упоминается как «мексиканизированный». Эти пуэбло состоят из христианизированных тараумара и имеют централизованную церковь, здание суда и тюрьму.

Недавнее давление со стороны мексиканского правительства, туристической индустрии и торговцев наркотиками бросает вызов традиционному образу жизни тараумара. Джинсы носят, а расфасованные продукты, такие как лапша рамэн, являются частью диеты тараумара. Проекты развития инфраструктуры, созданные местными органами власти, подвергают традиции племени еще большему риску. Правительство надеется сдержать постоянно растущую торговлю наркотиками за счет строительства в этом районе шоссе, отелей и новых предприятий, но этот рост также может вызвать значительные изменения в культуре.

Общественному музею Милуоки посчастливилось иметь одну из крупнейших коллекций тараумара в Соединенных Штатах. Эта коллекция, насчитывающая более 300 предметов, представляет тараумара до того, как в нее вторглись широко распространенные современные изменения. Некоторые из предметов можно увидеть на выставке на 3-м этаже музея в выставочной зоне Средней Америки.

 

Веб-страница разработана стажерами кафедры антропологии Дженной Збихорски, 2011 г., и Ребеккой Райан, 2012 г.

За дополнительной информацией обращайтесь к Доун Шер Томэ.

Коренные жители Мексики рарамури десятилетиями страдают от рук наркоторговцев

В каньонах западной Сьерра-Мадре на севере Мексики живут одни из самых быстрых бегунов в мире: коренные жители тараумара, которые называют себя рарамури.

«Рарамури» означает «бегун» или «те, кто быстро бегает» на их родном языке.

Эта группа коренного населения побеждает в соревнованиях по бегу по всему миру. Но для властей они стали известны благодаря другому факту: наркоторговцы использовали их для контрабанды наркотиков в США. В период с 2010 по 2015 год число рарамури, арестованных на границе США и Мексики, удвоилось с 50 до 100 задержанных.

Хотя сообщество Рарамури занимается этой проблемой уже более двух десятилетий, в международных средствах массовой информации о ней практически не сообщается.

Рэндалл Гингрич — директор Tierra Nativa, общественной и экологической организации Рарамури. В течение 25 лет он консультирует и поддерживает общины рарамури, а 16 лет живет с ними в муниципалитете Гваделупе-и-Кальво, который, по его словам, является одним из самых жестоких регионов по производству наркотиков в Сьерра-Мадре.

Ряд факторов делает Рарамури уязвимыми для местных наркокартелей.

«В Сьерре нет работы, [тараумара] по большей части вытеснили с лучших земель, и в любом случае это полузасушливая среда», — говорит Гингрич. «И изменение климата привело к этим разрушительным засухам, которые длятся месяцами, а иногда даже годами. Таким образом, у этих тараумара нет выбора, чтобы выжить, кроме как мигрировать из региона или остаться и выращивать наркотики».

Дейл Тейлор — переводчик диалекта тараумара, который в течение 15 лет жил среди коренной группы в деревне Каборачи в штате Чиуауа на севере Мексики.

Мужчина из племени тараумара (слева на первом плане) и другие бегуны готовятся к забегу на 21 километр в Сан-Педро-Гарса-Гарсия, на окраине Монтеррея, Мексика, 16 февраля 2014 года. По сообщениям местных СМИ, полумарафон занимался сбором средств на программы развития сообщества тараумара.

Кредит:

Daniel Becerril/Reuters

Он описывает рарамури как простых, духовных, ориентированных на семью, земледельцев, стремящихся жить в мире и гармонии с природой.

«Вся их жизнь вращается вокруг земли и окружающей среды», — говорит Тейлор.

Но с введением вырубки деревьев в Сьерре, а теперь и с выращиванием наркотиков, торговлей и насилием, образ рарамури значительно изменился.

«То, что [я] обнаружил 25 лет назад, было сообществами, которые терроризировались в основном местными торговцами наркотиками, которые пытались контролировать вырубку леса и захватить их земли, в некоторых случаях заставляя их выращивать наркотики», — говорит Гингрич. «Но в основном отношения между торговцами наркотиками и тараумараи основаны на обоюдном согласии… Потому что даже традиционная семья с самыми лучшими намерениями может производить только 20 процентов необходимого ей продовольствия с помощью традиционного сельского хозяйства. Так что это очень сложная проблема. »

По оценкам Гингрича, от 15 до 20 процентов всего населения Рарамури вовлечены в торговлю наркотиками.

«В некоторых сообществах это будет 90 процентов, а в других — 2 или 3 процента», — говорит он. «Так что это очень изменчиво».

Впечатлительные молодые мужчины из племени рарамури являются типичными объектами вербовки. Гингрич говорит, что их завлекают местные дилеры, которые общаются с ними, завязывая дружеские отношения. Затем торговцы приглашают их проводить с ними больше времени, выполняя задания вблизи приграничья, которые могут принести им деньги, преуменьшая опасность работы.

В то время как рарамури привыкли к горному ущелью Сьерра-Мадре, Гингрич говорит, что они не привыкли к пустынной местности к пограничным землям.

Коренная семья тараумара сидит вместе в Гуачочи, штат Чиуауа на севере Мексики.

Кредит:

Jose Luis Gonzalez/Reuters

«Не все они ультрамарафонцы, — говорит Гингрич. «Они исключительно сильны и в отличной физической форме, но это не значит, что они физически готовы надеть стофунтовый рюкзак и отправиться в поход по экстремальным пустыням, которых они никогда не видели раньше в своей жизни, сталкиваясь с неизвестными опасностями.

«Возможно, они смогут пережить физическую выносливость, но они глубоко травмированы этим опытом.»

В то время как есть и другие латиноамериканские общины, затронутые незаконным оборотом наркотиков, Гингрич говорит, что ситуация с рарамури отличается, потому что в прошлом они мало контактировали с современным миром.

«У них низкая плотность населения в Сьерре», — говорит он. «Если вы попадаете в Центральную Америку, вы говорите об очень высокой плотности населения и регионах, которые пострадали от бандитизма в американском стиле, чему на самом деле научились мигранты, мигрировавшие в Лос-Анджелес и другие части Соединенных Штатов еще в 80-е и 9-е0 с. Так что у вас совсем другая культура. У вас есть культуры, которые раньше были милитаризованы, которые были вовлечены в революции, вы знаете, очень высокий уровень военных и полицейских репрессий.

И в те годы тараумара были в значительной степени свободны».

Гингрич говорит, что рарамури, которые получили тюремный срок за свои преступления, получают, по его мнению, серьезные тюремные сроки для людей их положения. , некоторые из тараумара получают относительно большие сроки, — говорит Гингрич. — Вы знаете, шесть или семь лет за перевозку наркотиков».0007

Но Тейлор, который работал переводчиком почти в дюжине дел, говорит, что, судя по тому, что он наблюдал, рарамури обычно выносят легкие приговоры, отбывая минимальное тюремное заключение — всего несколько месяцев, а иногда и недель до депортации.

«Их главная забота — как можно скорее выбраться домой, — говорит Тейлор. «Им говорят, что если они будут ходатайствовать быстро, то получат сокращение времени, и они обычно так и делают.

«Я видел смягчение их приговоров, потому что [суды] не знают, что с ними делать. Они просто хотят, чтобы [рарамури] входили и выходили, понимая, что в некоторых случаях они не понимают, что делают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *