как сложились судьбы малышей, которые выросли среди животных
Индийская девочка-Маугли Камала | Фото: mirkosmosa.ru
Человек с детства формируется под влиянием тех условий, в которых он растет. И если до 5 лет ребенок оказывается в окружении животных, а не людей, – он перенимает их повадки и постепенно теряет человеческий облик. «Синдром Маугли» – такое название получили случаи формирования детей в дикой среде. После возвращения к людям для многих из них социализация стала невозможной. Как сложились судьбы самых известных детей-Маугли – далее в обзоре.
Памятник Ромулу, Рему и волчице, их вскормившей | Фото: davidemicheli.com
Первым известным случаем воспитания детей животными, если верить легенде, была история Ромула и Рема. По мифу, в детстве их выкормила волчица, а позже нашел и вырастил пастух. Ромул стал основателем Рима, а волчица – эмблемой столицы Италии. Однако в реальной жизни у историй о детях-Маугли редко случаются подобные хэппи-энды.
Кадр из мультфильма *Маугли*, 1973 | Фото: boombob.ru
Кадр из мультфильма *Маугли*, 1973 | Фото: uposter.ru
История, рожденная воображением Редьярда Киплинга, на самом деле абсолютно неправдоподобна: дети, потерявшиеся до того, как научились ходить и говорить, во взрослой жизни уже не смогут освоить этих навыков. Первый достоверный исторический случай воспитания ребенка волками был зафиксирован в Гессе в 1341 г. Охотники обнаружили ребенка, который жил в стае волков, бегал на четвереньках, далеко прыгал, визжал, рычал и кусался. Половину своей жизни 8-летний мальчик провел среди животных. Он не умел говорить и ел только сырую пищу. Вскоре после возвращения к людям мальчик умер.
Дикарь из Аверона в жизни и в кино | Фото: wolfnight.ru и kinopoisk.ru
Кадр из фильма *Дикий ребенок*, 1970 | Фото: mirkosmosa.
ruСамым детально описанным случаем стала история «дикого мальчика из Аверона». В 1797 г. во Франции крестьяне поймали в лесу ребенка лет 12-15, который вел себя, как маленький зверь. Он не умел говорить, слова ему заменяло рычание. Несколько раз он сбегал от людей в горы. После того, как его снова поймали, он стал объектом внимания ученых. Естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер написал «Исторические заметки о дикаре из Аверона», где подробно изложил результаты наблюдений. Мальчик был нечувствителен к высоким и низким температурам, имел особенное обоняние и слух, отказывался носить одежду. Доктор Жан-Марк Итар в течение шести лет пытался социализировать Виктора (как назвали мальчика), но тот так и не научился говорить. Он умер в возрасте 40 лет. История жизни Виктора из Аверона легла в основу фильма «Дикий ребенок».
Кадр из фильма *Дикий ребенок*, 1970 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Дикий ребенок*, 1970 | Фото: kino-teatr. ru
Большая часть детей с синдромом Маугли найдены в Индии: с 1843 по 1933 гг. тут зафиксировано 15 подобных случаев. Дина Саничар жил в логове волков, его нашли в 1867 г. Мальчика научили ходить на двух ногах, пользоваться посудой, носить одежду, но говорить он не мог. Саничар умер в возрасте 34 лет.
Дина Саничар | Фото: infoniac.ru
Индийские Маугли Амала и Камала | Фото: weekendowo.pl
В 1920 г. жители индийской деревни обратились к миссионерам с просьбой помочь им избавиться от жутких призраков из джунглей. «Призраками» оказались две девочки, 8-ми и 2-х лет, которые жили с волками. Их поместили в сиротский приют и назвали Камалой и Амалой. Они рычали и выли, ели сырое мясо, передвигались на четвереньках. Амала прожила меньше года, Камала умерла в 17 лет, достигнув к этому моменту уровня развития 4-хлетнего ребенка.
Индийские Маугли Амала и Камала | Фото: realfacts. ru
В 1975 г. 5-летнего ребенка среди волков нашли в Италии. Его назвали Роно и поместили в Институт детской психиатрии, где врачи работали над его социализацией. Но мальчик умер, питаясь человеческой едой.
Кадр из фильма *Дикий ребенок*, 1970 | Фото: kino-teatr.ru
Подобных случаев было немало: детей находили среди собак, обезьян, панд, леопардов и кенгуру (но чаще всего – среди волков). Иногда дети терялись, иногда родители сами избавлялись от них. Общими симптомами для всех выросших среди животных малышей с синдромом Магули были неумение говорить, передвижение на четвереньках, боязнь людей, но при этом – отменный иммунитет и крепкое здоровье.
Поведение детей, выросших среди животных, получило название *синдром Маугли* ¦ Фото: nevoobrazharium.ru
Увы, дети, выросшие среди животных, не так сильны и прекрасны, как Маугли, и если в период до 5-ти лет они не развивались должным образом, позже наверстать упущенное было практически невозможно. Даже если ребенку удавалось выжить, он уже не мог социализироваться.
Кадр из мультфильма *Маугли*, 1973 | Фото: igrucki.ru
Судьбы детей-Маугли вдохновили фотографа Джулию Фуллертон-Баттен на создание серии фотографий, в которой воссозданы истории про одичалых детей
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Маугли – выдумка или реальность?
Уже несколько десятилетий ученые спорят о том, что же важнее – приобретенные или врожденные черты психики человека? И какую же все-таки роль играют навыки, условия существования, окружение человека в первые годы его жизни. Изучение феномена под названием «Маугли» раскрывает часть ответов на этот вопрос.
Про удивительное взаимодействие между человеком и дикими животными можно прочитать в знаменитой сказке Киплинга. Волчья стая спасла маленького мальчика от тигра-людоеда и воспитала его. Также можно вспомнить про сериал под названием «Тарзан», в котором рассказывается о мужчине, выросшем в джунглях среди обезьян. Хотелось бы знать, что же лежало в основе таких произведений – реальные события или же чистая выдумка?
Оказалось, что существуют документальные подтверждения историй, когда дети и вправду воспитывались животными. В роли так называемых «воспитателей» выступали медведи, обезьяны, волки, тигры и даже свиньи. Почти во всех случаях это происходило в сельских местностях, где родители не могли тщательно следить за своим ребенком. Бывало и такое, что родители какое-то время просто не замечали пропажи своего ребенка.
Один из наиболее известных случаев произошел у селения Миднапур в восточной Индии. Осенью 1920 года, возле волчьего логова были найдены две маленькие девочки. Одной было 8 лет, а другой примерно 1,5. Судя по наблюдениям экспертов, волки о них так же заботились, как и о своем потомстве. Девочки выли, царапались и ловко передвигались на четырех ногах. Их отдали в приют для сирот, где младшая вскоре умерла, а старшая дожила до 16 лет. Со временем эта девочка научилась ровно стоять и ходить как нормальный человек. Также она начала употреблять человеческую пищу. Но выучить она смогла всего около 30 слов.
В 1972 году, в Индийском штате УттарПрадеш, в приют Ордена милосердия матери Терезы поступил трехлетний ребенок, воспитанный медведицей. Среди людей мальчику удалось прожить всего около 14 лет. В нем сохранились привычки дикой жизни. Ему не была интересна учеба и он был очень осторожен.
В конце 90-х годов в тропических лесах был найден мальчик 5-6 лет. Его «родителями» были обезьяны-бабуины. Несмотря на все старания окружающих людей, он не желал носить одежду, есть нормальную еду (ел только траву, фрукты и овощи), и продолжал бегать на согнутых ногах. Врачи считают, что этот ребенок попал в джунгли в младенчестве. Людской мир для него враждебен.
Достаточное количество изученных примеров, когда маленькие дети жили среди животных, позволили ученым сделать неутешительные выводы. Этих детей практически невозможно переучить и научить человеческим привычкам. Если в сказке про Магли события развивались по высочайшему уровню морали, то в реальной жизни все намного хуже и сложнее. Известный шведский ученый Карл Линней классифицировал животный мир. Его работа стала основой современной биологии. В разделе изучения человека, Линней выделил особый раздел под названием «Человек разумный одичавший».
Тех детей, которые свою жизнь начали в кругу животных, ученые относят к третьей цивилизации. Маугли и не животные, и к обычным людям их тоже относить нельзя. Дети – Маугли привыкают к такой «животной» обстановке, могут рычать или выть, у некоторых даже начинали светиться глаза в темноте. Однако физиология человека не позволяет им быстро уходить от опасности, хорошо охотиться, добывать пищу и соревноваться за лидерство в своей стае.
Полностью уйти в жизнь дикой природы детям — Маугли не суждено, так же, как и полностью вернутся в обычную «человеческую». Хотя, если такой ребенок на протяжении многих лет занимался с психологом, он принимал «приблизительное человеческое обличие». Но, к сожалению, случаев с полным возвращением к нормальной жизни еще не было.
Реальная история Маугли Фильм Netflix: Кем был Маугли. Персонаж «Книги джунглей» и то, как он вдохновил Netflix на создание хинди-фильма «Маугли
» 2018 года Вклад сэра Уильяма Генри Слимана в некоторые из крупнейших релизов 2018 года поразителен. Во-первых, это были Бандиты Индостана. Теперь это «Маугли: Легенда джунглей» от Netflix. Мы говорим «поразительно», потому что этот человек мертв уже 162 года. Солдату и администратору Британской империи в Индии, Слиману приписывают подавление бандитов — организованных преступных группировок, которые действовали в Индии до обретения независимости. Он также является первым человеком, который нашел окаменелость динозавра в Азии — отличие, которое он заслужил, когда раскапывал долину Нармада в направлении Джабалпура и нашел фрагменты окаменелости того, что сейчас известно как Titanosaurus Indicus. Но то, что сделал Слиман, так это заложило основу того, что, возможно, вдохновило Редьярда Киплинга на написание «Книги джунглей» в 189 году.4 и его главного героя Маугли. ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Кто кого играет в сериале Netflix «Маугли: Легенда джунглей»
Однако реальная история Маугли далека от сказок, которые развлекали всех нас в детстве. В своих заметках, которые впоследствии были опубликованы под названием «Путешествие по королевству Ауде в 1848–1850 годах», Слиман документирует существование не одного или двух, а шести диких детей. Находясь в регионе бывшего Королевства Авад, Слиман заметил, что территория вокруг Сеони (теперь называемая Сеони, Мадхья-Прадеш) была домом для десятков волков, которые приходили в деревни и уносили маленьких детей. Хотя большинство из этих детей были затем съедены, некоторые из них выжили, и впоследствии они стали теми случаями, которые легли в основу реальной истории Маугли.
Фильм «Маугли: Легенда джунглей» от Netflix основан на реальных событиях?
Сериал Netflix «Маугли: Легенда джунглей» основан на «Всех рассказах о Маугли» Редьярда Киплинга, включая «Книгу джунглей». Общеизвестно, что «Книга джунглей» не была просто фрагментом воображения Киплинга. В 1895 году автор признался в письме неизвестному корреспонденту, что, возможно, черпал вдохновение из разных источников при написании своего самого известного произведения. Опять же, в своих мемуарах «Что-то о себе» (1935), он признал, что помимо львов, которых он встретил в Южной Африке, Лилия Нада Х. Райдера Хагарда также послужила источником вдохновения. Для сравнения: в романе Хагарда рассказывается о дружбе между человеком и волком.
В дополнение к этому, широко распространено мнение, что Киплинг также просматривал работу Слимана, которая считалась экспертным трактатом по региону и была опубликована, когда Киплинг написал свою классику, чтобы собрать воедино все части «Книги джунглей». .
Это обычная практика для писателей, которые основывают свои фантастические произведения на реальном происшествии или выстраивают историю из конкретного факта. Поэтому было бы неудивительно, если бы Киплинг действительно использовал записи Уильяма Генри Слимана в качестве справочного материала. В этих заметках британский резидент упоминает о шести одичавших детях из бывшей провинции Авад (или Ауд, как ее называли).
Настоящая история Маугли: Кем были мальчики-волки Индии?
Большинство этих случаев, задокументированных сэром Уильямом Генри Слиманом, следовали одной и той же схеме — волчица подбирала детей, пока родители работали в поле или играли без присмотра. Но вместо того, чтобы быть съеденными, эти дети чудесным образом выживали и даже были усыновлены своими матерями-волками как часть стаи. Слиман не раз рассказывал, что солдаты, нашедшие детей, описывали их бегущими на четвереньках и ныряющими в свои пещеры с остальными волчатами, которые считали человека своим товарищем-щенком.
Может ли существовать настоящий Маугли? Наука, стоящая за фантастикой «Книги джунглей
»Прошло всего пять лет с тех пор, как диснеевский фильм «: Книга джунглей » заработал почти 1 миллиард долларов, но история происхождения любимой сказки Редьярда Киплинга восходит к гораздо более глубокому прошлому. Анимационный фильм, на котором основан римейк Джона Фавро, конечно, намного старше, он был выпущен в октябре 1967 года. А книга, на которой основан этот фильм, была опубликована в 1894 году, в то время, когда сказки о детях, мирно живущих с животными, казалось чуть менее нереальным.
Это история или сборник историй о том, как нас бросили и нашли семью, и она волнует ту часть нашего разума, которая все еще каким-то образом связана с диким миром, из которого мы произошли в незапамятные времена. История ставит под сомнение, действительно ли мы так далеко от дикой природы и возможно ли — намеренно или случайно — вернуться туда.
Может ли ребенок, выросший в дикой местности, действительно процветать, как местное животное? Или, с другой стороны, могло ли животное стать более похожим на человека, если бы оно выросло в условиях цивилизации?
ДИКИЕ ДЕТИ
Истории о диких детях, выращенных животными без контакта с человеком, восходят к эпохе мифов. История Ромула и Рема повествует об основании Рима в 750 г. до н.э., хотя первое письменное упоминание было написано почти 400 лет спустя. Тем не менее, представление о детях, воспитанных волками, древнее.
На протяжении веков эти истории почти полностью сводились к мифам. Затем, в 17 веке, эти дети как бы появились из глуши. Это не означает, что диких детей не существовало до 1600-х годов, скорее, мы просто влюбились в них в то время и начали записывать их истории. В течение следующих нескольких столетий были обнаружены многочисленные дикие дети. По крайней мере, одного, «Питра Дикого Мальчика», король Георг I держал как своего рода домашнее животное. Попытки реинтродукции в общество были предприняты, но без особого успеха.
По большей части эти дети сохранили приобретенное нечеловеческое поведение и изо всех сил пытались приспособиться к современной жизни или выучить язык. Их различия в поведении заставляли некоторых в то время задаваться вопросом, действительно ли они были представителями другого вида. На короткое время Homo ferens — или «дикие люди» — были включены в список отдельных человеческих видов.
Неизвестно, был ли Киплинг непосредственно вдохновлен кем-либо из этих диких детей, хотя один ребенок, в частности, Дина Саничар, является хорошим кандидатом. Он был обнаружен в Индии в 1867 году, менее чем за два десятилетия до 9-го века.0021 Книга джунглей
ВОСПИТАНИЕ VS. ПРИРОДА
Истории этих детей, живущих за пределами современного человеческого общества, пленительны тем, что показывают, насколько хрупка наша так называемая цивилизованность. Если они и учат нас чему-то, так это тому, что наша установка по умолчанию не сильно отличается от установок других нечеловеческих животных, и мы избегаем реверсии в первую очередь за счет усвоенного поведения.
Природа может дать нам потенциал для достижения высот, недоступных в животном мире, но именно воспитание гарантирует, что мы это сделаем. Каждый из нас, независимо от личных достижений, существует в своем нынешнем состоянии благодаря сложному сочетанию врожденных способностей и медленного накопления навыков, заработанных тяжелым трудом на протяжении тысяч и десятков тысяч лет.
Если недостаточного воздействия человека в годы развития достаточно, чтобы свести на нет тысячи лет современности, тогда легко задаться вопросом, может ли такое же воздействие человека увеличить способности по крайней мере некоторых нечеловеческих животных. Возможно ли, например, чтобы человекообразная обезьяна стала более похожей на человека, если только мы относимся к ней как к таковой? Это, к лучшему или к худшему, вопрос, который не только задавали, но и отвечали. Больше чем единожды.
В 1931 году Луэлла и Уинтроп Келлог привезли с собой и своим 10-месячным сыном Дональдом шимпанзе по имени Гуа. В то время Гуа было 7 с половиной месяцев. В течение следующих девяти месяцев Келлогги вместе воспитывали Гуа и Дональда, пытаясь увидеть влияние окружающей среды на их развитие.
Только когда язык вступил в игру, Дональд вырвался вперед. Гуа, конечно же, не могла говорить, и Дональд начал имитировать ее крики. В плане коммуникации Келлогги добились прямо противоположного тому, на который надеялись, результата. Вместо того, чтобы Гуа научился вести себя как человек, Дональд научился вести себя как шимпанзе. Келлогги закончили свой эксперимент.
Это была не последняя попытка преодолеть разрыв между людьми и нечеловеческими обезьянами путем погружения. К сожалению, эти эксперименты часто заканчиваются трагедией для обезьяны. Возьмите Люси, еще одну шимпанзе, выращенную людьми, как человека.
Она научилась одеваться сама, есть столовым серебром и общаться на языке жестов. Это последнее достижение, возможно, является основной областью, в которой эти эксперименты увенчались успехом. Ясно, что у некоторых человекообразных обезьян есть потенциал, по крайней мере, ограниченного языка, и он может проявиться через контакт с людьми. Однако следует отметить, что те же самые языковые навыки уже используются человекообразными обезьянами, и их естественный язык жестов, по-видимому, следует некоторым из тех же правил, что и человеческий язык.
То, что исследователи сделали с Люси и человекообразными обезьянами, подобными ей, было больше похоже на обучение ее новому языку, чем на обучение общению в первый раз. Они также совершили нечто более зловещее, лишив Люси навыков, которые ей понадобятся, чтобы жить среди других шимпанзе, последствия чего стали жизненно важными, когда в 1977 году Люси вернули в дикую природу. Это не пошло хорошо.
Люси изо всех сил пыталась приспособиться к совершенно незнакомому ей образу жизни. Люси так и не нашла дом в дикой природе и в конце концов исчезла, вероятно, убитая браконьерами.
Желание приблизиться к грани между человеческим и нечеловеческим, лучше понять, откуда мы пришли, понятно и вполне естественно. Но важно помнить о цене, как для нас, так и для животных, которых мы приносим в наш мир.