Ред булл прыжок из космоса: Прыжок из стратосферы состоялся

Детали проекта Red Bull Stratos — Look At Me

Что это: Red Bull Stratos – это космическая миссия, целью которой является преодоление границы человеческих возможностей, установленной 50 лет назад, а также научное и медицинское исследование человеческого организма в условиях полета в космическом пространстве. В 2010 году пилот-испытатель Феликс Баумгартнер собирается совершить полет на стратостате на высоту 120 000 футов, откуда сделает рекордный прыжок, чтобы стать первым человеком, преодолевшим звуковой барьер и достигнувшим сверхзвуковой скорости при свободном падении. Данные, которые вот уже 50 лет планируют собрать исследователи, входящие в состав команды, откроют новую страницу в аэронавтике.
Как все будет происходить: В течение нескольких лет ведущие ученые, инженеры и врачи работали над осуществлением проекта Red Bull Stratos. Феликс Баумгартнер должен будет подняться в высшие слои стратосферы в герметичной капсуле, прикрепленной к воздушному шару, наполненному гелием. Достигнув необходимой высоты, он должен будет прыгнуть из капсулы, имея из снаряжения только усовершенствованный герметичный спецкостюм, шлем, парашют и нагрудный комплект для записи информации. Планируется, что примерно за 35 секунд, которые продлится свободное падение, Феликс преодолеет скорость звука. После чего он приземлится с парашютом, где его будет ждать команда, а капсула с шаром будут взорваны. Ученые и врачи проанализируют все показания и обнародуют данные для их дальнейшего изучения.


История: За 9 лет до старта миссии «Аполлон», 16 августа 1960 года американский пилот-испытатель Джо Киттингер открыл новое окно в изучении космоса, совершив в рамках проекта «Эксельсиор» прыжок с парашютом с высоты 102 800 футов над уровнем моря. В тот день Джо установил четыре рекорда, большая часть из которых так и не были улучшены; своим прыжком он доказал, что герметичный костюм может защитить человека в суровых условиях стратосферы. Вскоре после этого были осуществлены пилотируемые полеты в рамках космической программы «Меркурий», а результаты достижений Джо оказали существенное влияние на подготовку миссии на Луну в 1969 году. Сегодня Джо входит в состав команды Red Bull Stratos, что указывает на важность этого проекта.
Значение: Если миссия Red Bull Stratos завершится удачно, Феликс Баумгартнер станет первым человеком в истории, преодолевшим скорость звука без помощи каких-либо устройств. Этот полет не только побьет многие мировые рекорды, установленные 50 лет назад, но, что более значимо, даст новую информацию настоящим и будущим исследователям космоса во всем мире для изучения психического и физического состояния человеческого организма в космическом пространстве.
Время: Апрель 2010 года. Точное время будет определено, исходя из готовности оборудования и погодных условий, которые должны быть оптимальными для осуществления финального прыжка.
Место: Северная Америка. Точное место будет определено, исходя из погодных условий, максимально подходящих для прыжка, и готовности оборудования.
Пилот-испытатель: Феликс Баумгартнер. Родился в Австрии, профессионально владеет навыками управления вертолетом и воздушным шаром, чемпион по скайдайвингу и один из лучших бейс-джамперов с неуемным желанием преодолевать границы невозможного. Известен своим полетом на карбоновом крыле над Ла-Маншем. О прыжке из космоса мечтал всю свою сознательную жизнь.
Команда: В состав команды Red Bull Stratos входят ведущие врачи и инженеры мира, в том числе два летных хирурга, работавших на НАСА, летчики-рекордсмены и, конечно, разработчики одного из новейших летательных аппаратов Стелс В-2. Но главной фигурой по праву считается Джо Киттингер, человек, который 50 лет назад поразил мир своим прыжком из верхних слоев стратосферы и установил рекорд, который и попытается побить Феликс Баумгартнер.
Вероятность успеха: Это огромный шаг в неизведанное. До сих пор ни одно свободное падение с такой высоты не было успешно завершено. Несмотря на это, команда уверена в успехе, ведь миссия Red Bull Stratos собрала лучшие исследовательские умы, использовала высочайшие технологии и бесценный опыт легендарного летчика-испытателя.
Съемка и распространение: Специально разработанная видеокамера будет снимать все происходящее во время миссии, передавая изображение он-лайн и записывая для дальнейшей передачи.
Роль Ред Булл: Компания Ред Булл является основателем проводимых по всему миру воздушных гонок Red Bull Air Race и активным сторонником различных полетных исследований. Именно Ред Булл стал движущей силой миссии Red Bull Stratos. С самого начала (вот уже в течение 3 лет) компания играет основную роль в развитии этого проекта.

Я уже опубликовывала материалы по поводу данного проекта. Интервью, биографию Феликса, Вы сможете прочитать здесь:
http://www.lookatme.ru/flows/lyudi/posts/88836-feliks-baumgartner

http://www.lookatme.ru/flows/lyudi/posts/88382-intervyu-s-feliksom-baumgartnerom

Радикальный парашютизм: история прыжков из ближнего космоса

Истории

Дмитрий Новик

Как учёные, военные и спортсмены-экстремалы устанавливали новые рекорды высоты, преследуя совершенно разные цели.

Скайдайвер Феликс Баумгартнер во время прыжка Red Bull Stratos Фото Red Bull

Человечество пыталось освоить парашют с 15 века, когда учёные задумались над способом перемещения в пространстве, опираясь на воздух. Леонардо да Винчи и другие изобретатели описывали устройства, позволяющие безопасно спускаться с высоты от 50 до 300 метров. Первым удачным задокументированным прыжком считается попытка Луи-Себастьяна Ленормана в 1783 году. Он спустился с высоты 50 метров, используя нечто среднее между зонтом и парашютом.

Регулярными пользователям парашюта стали воздухоплаватели, использующие аэростаты для подъёма на 2-3 километра над землёй. В конце 19 века воздушные шары уже умели подниматься на такую высоту, но надёжным транспорт не был. Авиаторы регулярно падали на землю из-за возгораний оболочки аэростата, изменения силы и направления ветра. Изобретатели воздушных шаров доработали парашют, сделав его компактным и простым в использовании, что позволяло покинуть гондолу при чрезвычайном происшествии.

За следующие 50 лет парашютизм стал не только способом спасти свою жизнь во время неудачного полёта, но и эффектным развлечением как для зрителей, так и для самого скайдайвера. По такому пути развивалась идея прыжков из атмосферы: ведь как только техника забиралась выше, людям было необходимо взять новую высоту.

В 1930 году швейцарец Огюст Пиккар при поддержке Бельгии запустил стратостат FNRS-1. Этот полёт стал первым в истории, когда человек поднялся на высоту больше 15 километров. В задачи экипажа входило изучение стратосферы для определения её основных свойств и метеорологические замеры на недоступных ранее высотах.

Впрочем, команда стратостата тратила больше времени на устранение проблем в полёте, чем на научные работы. Проблемы разгерметизации решали вазелином и паклей, так как отдельной системы эвакуации не предусматривалось. Всего бельгийский стратостат с экипажем поднимался в стратосферу три раза, а рекордный полёт Пиккара прошёл на высоте почти 17 тысяч метров.

Тестовое наполнение стратостата FNRS-1 Фото Георга Паля

Кроме метеорологов, редких физиков и астрономов, которых сильнее всего интересовали недавно открытые космические лучи, запуски не вызывали большого интереса даже в научном сообществе. Авиаторы не видели в этом смысла из-за рисков пилотирования надувных шаров, а часть научного сообщества заявляла о необходимости создания аналогичных беспилотных зондов.

Проектом заинтересовались военные, но практического применения аэростатов для себя не нашли. Самолёты той эпохи летали на высотах 3000-6000 метров, что уже было практически недосягаемой отметкой для средств ПВО.

Для лучшего понимания происходящего — официальный рекорд высоты для самолётов, 17083 метра, в 30-ые годы поставил итальянец Марио Пецци. Он изучал поведения техники и пилотов на подобных высотах, для чего разработали специальную модификацию самолёта, в которой присутствовала герметичная кабина-кокон.

Caproni Ca.161

К началу Второй мировой войны стратостаты запускали Бельгия, Германия, США, СССР и Польша. Последняя добилась серьёзных успехов в данном проекте, а планы, заложенные поляками ещё в конце 30-ых, смогли реализовать СССР и США только к концу 50-ых.

Цели и задачи полётов были примерно одинаковы — в большей степени энтузиастов интересовали научные эксперименты и желание заглянуть за пределы человеческих возможностей. Стратостаты оставались достаточно ненадёжным способом полётов в ближайший космос — за 10 лет погиб один советский экипаж, а каждый третий взлёт переносился или отменялся из-за неисправностей.

Вторая мировая заставила стратонавтов заморозить все полёты. Мир начал готовиться к войне, а изучение космических лучей отложили до лучших времён.

Стратостаты играли весьма важную роль в некоторых боевых действиях во время Второй мировой войны. Впрочем, это были заградительные летающие грузовики со взрывчаткой, а не пассажирские капсулы 30-ых годов.

После Второй мировой войны технологии аэростатов активно развивали военные и учёные. Военно-воздушные силы стран поднимали в воздух взрывчатку для борьбы с самолётами, а учёные — метеорологическое оборудование. Полёты проходили без людей, пилоты заняли места в кабинах самолётов, но благодаря этому аэростаты летали выше.

В авиации есть два ключевых термина, которые характеризуют максимальную высоту полёта:

1. Теоретический потолок — высота, на которой вертикальная скорость уже равна 0 (летит на пределе, больше не поднимается).

2. Практический потолок — высота, на которой самолёт сохраняет управляемость и может маневрировать в вертикальной плоскости (летит почти на пределе, может немного подняться, до теоретического потолка).

С началом Холодной войны СССР и США активно работали над инструментами слежки друг за другом. Разведка с воздуха была достаточно эффективной, но до конца 50-ых самолёты почти не использовались для работы в шпионских целях, так как практически все высотные машины оставались бомбардировщиками или перехватчиками. Они не могли скрытно длительное время двигаться до цели в стратосфере, их практический потолок составлял 18-19 тысяч метров, а снижение гарантировало обнаружение противником. В это же время воздушные шары не сдавали позиции.

Запуск аэростата проекта «Моби Дик» Фото ВВС США

Запад регулярно отправлял на территорию СССР автоматические дрейфующие аэростаты, которые выполняли снимки наземных объектов или даже вели аудиозапись в некоторых частотах. Традиционно для военной сферы США, данные операции получили собственное название: проект «Могол» для аэростатов с микрофонами; проект «Моби Дик» для снимков территории стран социалистического лагеря; проект «Генетрикс» для наблюдения за КНР и СССР.

Для США аэростаты оказались эффективны — сбивать их средствами ПВО дорого, как и поднимать самолёты для перехвата. Отдельные зонды поднимались на высоту до 25 тысяч метров, что делало их труднодосягаемыми для любого оружия.

У воздушных шаров был один серьёзный недостаток — они не умели следовать по заданному маршруту и менять его в случае необходимости. Именно поэтому военные разрабатывали лёгкие высотные разведчики, способные забираться на высоту, ранее доступную только аэростатам. Оставался один серьёзный вопрос — сможет ли пилот покинуть кабину в экстренной ситуации, уже находясь в стратосфере.

Пилот U-2 в высотно-компенсирующем костюме готовится к полёту Фото Музея наследия базы ВВС США Лафлин (Дель-Рио) 

В 1958 году ВВС США запустили проект Excelsior, целью которого была разработка многоступенчатой безопасной системы спуска пилота из стратосферы. Математическое моделирование и тесты на манекенах позволили выявить штопор, который начинался на высоте примерно 20 тысяч метров и теоретически мог достигать 200 оборотов в минуту, что становилось для пилота практически смертельным. Проблему планировали решить новой системой.

Предполагалось выполнить три прыжка с постепенным увеличением высоты, при этом поднявшись в воздух именно на стратостате. Накопленный за последние десятилетия опыт и новые технологии позволили сделать аэростаты пригодными для размещения в них человека. По-крайней мере, паклей и вазелином пользоваться уже не приходилось.

На табличке, расположенной на полу гондолы аэростата, была надпись — «Это самая высокая ступенька в мире». Я думал каково это быть на высоте 102 тысячи футов (больше 31 тысячи метров — прим. TJ) и смотреть на горизонт.

Джозеф Киттингер II (младший)

Первый прыжок мог быть для Киттингера фатальным — механизмы первой фазы системы спуска открылись некорректно, парашютист начал раскручиваться, стропы запутались и частично обвили тело и шею. Джозеф потерял сознание от вращения, но остальная автоматика сработала по плану и стратонавт приземлился без серьёзных травм.

Второй и третий прыжки прошли без значительных проблем, за исключением отказа части высотно-компенсирующего костюма в рекордной, третьей попытке.

Правая перчатка Джозефа не сработала, что он обнаружил на высоте 40 тысяч футов (12 тысяч метров), началось обморожение, и пользоваться рукой стало практически невозможно. Тем не менее, он не сообщил об инциденте, чтобы наземная команда не отменила прыжок.

16 августа 1960 года Джозеф Киттингер установил рекорд по высоте прыжка — 31333 метра. В свободном падении он провёл 4 минуты 36 секунд, развив максимальную скорость 988 километров в час. Проект Excelsior доказал возможность катапультирования пилота в стратосфере как с точки зрения возможностей человеческого организма, так и с точки зрения техники.

В 1951 году Великобритания приняла на вооружение бомбардировщик English Electric Canberra (в США В-57 Canberra) с практическим потолком почти 20 тысяч метров. В 1957 году начал полёты американский высотный разведчик Lockheed U-2, значение практической высоты которого зафиксировали на 21 тысячах метров. Именно для пилотов таких машин Джозеф Киттингер тестировал систему спуска.

Кабина пилота Lockheed U-2 в первых модификациях Фото Lockheed Martin

Тем временем в СССР тестировали нечто совершенно иное — подвижный зенитный ракетный комплекс С-75 «Двина», способный в зависимости от модификации поражать цели на высоте от 400 метров до 30 километров.

Советские зенитчики открыли счёт в пользу ПВО 7 октября 1959 года, когда сбили тайваньский RB-57D, вылетевший на разведку Пекина. Лейтенант Ванг Йинг Чин оказался первой жертвой зенитной управляемой ракеты. Шансов на катапультирование у солдата не было, три выпущенные ракеты сработали максимально эффективно, разнеся самолёт на куски. Заявленная высота поражения — больше 20 тысяч метров.

Аналогичный С-75 сбил Lockheed U-2 Гэри Фрэнсиса Пауэрса 1 мая 1960 года. Впервые его заметили на высоте более 23 километров ещё при пересечении границы Таджикистана, но ракетные дивизии не располагали комплексом с необходимой дальностью и высотой полёта ракеты. Самолёт Пауэрса сбили около Свердловска, где С-75 уже стоял на вооружении, прикрывая закрытый город Челябинск-40.

Высота поражения составила более 21 тысячи метров. По самолёту выпустили 7 ракет, хотя первая же поразила цель. Несмотря на серьёзные повреждения, ракета практически разрушила хвост самолёта, пилот снизился примерно до 10 тысяч метров и покинул кабину самостоятельно.

Обломки сбитого высотного разведчика U-2 Фото ВВС СССР

В ходе расследования инцидента США и СССР сообщали о снижении лётчика до 18 или 14,5 тысяч метров. Распространение данной информации могло происходить по двум причинам — намеренное сокрытие, так как и Lockheed U-2, и С-75 были секретными разработками и стороны не хотели раскрывать точные характеристики, либо стороны не знали точные технические характеристики и допустили ошибки в расчётах.

Инцидент с Пауэрсом показал СССР, что правила воздушной разведки изменились, и предельная высота в 20+ километров не делала полёты безопасными. Командование ВВС СССР начало эксперимент, в ходе которого для прыжка планировалось поднять парашютистов на высоту минимум 25 тысяч метров. Значение высоты выбрали с запасом, так как в разработке находился истребитель-перехватчик Як-25РВ, практический потолок которого составлял 20-21 тысячу метров. Подъём осуществлял стратостат «Волга», построенный на элементах спускаемого аппарата «Восток».

Гондола «Волги» Кадр из советской военной хроники

Экипаж состоял из Евгения Андреева и Петра Долгова. Полётное задание предполагало трёхчасовой подъём на высоту более 28 тысяч метров. При достижении 25458 метров, Андреев, одетый в высотный костюм лётчика ККО-3, катапультировался и начинал свободное падение. Скорость спуска составляла 900 километров в час, а первые 10 тысяч метров парашютист летел спиной к земле, так как в противном случае могло начаться обледенение стекла гермошлема.

На высоте 12 тысяч метров Евгений смог дышать свободнее, а на 8 тысячах управлять своим полётом. Высотно-компенсирующий костюм работал: парашют стратонавта успешно открылся на высоте 850-900 метров и он приземлился, проведя в свободном падении 4 минуты 30 секунд.

Доложил Петру Ивановичу (Долгову) что я готов. Ну он улыбнулся, говорит — «Ну счастливо, Жень!». Я — «Ну давай, Петя». А дальше всё по-моему просто. У меня был высотомер, секундомер, я контролировал прохождение времени за определённую высоту. Тысячу метров я проходил примерно за 4 секунды. Я смотрел наверх и думал — где же там Пётр Иванович?

Евгений Николаевич Андреев

Прыжок Петра Долгова прошёл неудачно. Стратонавт прыгал в костюме СИ-3М, обеспечивающем полную герметичность в течение долгого времени. Полёт Долгова контролировался автоматикой, в создании которой он участвовал. Расчётное общее время полёта составляло 36 минут. Первый парашют открывался сразу же после выхода из гондолы. Тесты были успешны, но во время прыжка стечение обстоятельств привело к разгерметизации костюма.

После катапультирования Андреева, гондола «Волги» начала раскачиваться, и Пётр Долгов при выходе ударился гермошлемом о край люка. Образовалась трещина, началась разгерметизация костюма. Он понимал, что его полёт затяжной, а значит шанс на спасение только при резком снижении хотя бы до 10 тысяч метров. Стратонавт успел отсоединить нож для срезания строп, но не успел предпринять что-то для спасения. Вероятнее всего, Пётр Долгов погиб в течение первой минуты прыжка от кислородного голодания.

Пётр Долгов в костюме СИ-3М вероятно во время одного из тестовых прыжков

Система спуска отработала безотказно, но спустила на землю уже погибшего парашютиста. Евгению Андрееву не сразу сказали о гибели напарника, дав ему время для осознания успешного выполнения своей задачи. Гибель Петра Ивановича Долгова стала одной из причин изменения конструкции гермошлемов — прозрачным и относительно хрупким теперь оставался только визор.

Прыжки Киттингера и Андреева позволили военным и создателям космических аппаратов обеих стран получить все необходимые данные. Тема прыжков из стратосферы стала для них более неинтересна. Будущее высотных прыжков оставалось за коммерцией, и первый такой проект запустили спустя 8 лет после прыжка Джозефа Киттингера.

В 1966 году водитель грузовика и скайдайвер Ник Пиантанида из Нью-Джерси инициировал проект Strato-Jump, чтобы перебить высоту проекта Excelsior. Спонсоры выделили средства на целых три прыжка, но все провалились.

На третьей попытке произошла авария, и по каким-то причинам Ник разгерметизировал свой шлем, пытаясь отключиться от подачи кислорода. На землю он вернулся в состоянии комы и умер через несколько дней не приходя в сознание.

Гондола Strato-Jump III Фото Национального музея воздухоплавания и астронавтики

На долгое время тему прыжков из стратосферы заморозили. В 2004 году российский космонавт-испытатель Магомед Толбоев разработал проект «Потолок мира», ради прыжка с более 40 тысяч метров. Также существовал проект «S38», в котором француз Мишель Фурнье намеревался прыгнуть с 38 тысяч метров.

С помощью проектов авторы рассчитывали проверить работу систем эвакуации космонавтов и доставки грузов с орбиты. Впрочем, ни один из двух проектов не состоялся. Инициатива Толбоева осталась лишь на бумаге, а Фурнье дважды потерял аэростат. Причём второй раз оболочка, уже наполненная гелием, улетела в ближний космос без гондолы и стратонавта.

В 2010 году Red Bull анонсировали проект Stratos — скайдайвер Феликс Баумгартнер начал готовиться к преодолению звукового барьера в свободном падении. Австриец уже устанавливал рекорды как бейсджампер, но прыжок с высоты 36600 метров стал сложной задачей для всей инженерной команды Red Bull Stratos, сформированной из специалистов аэрокосмической отрасли.

Гондолу для подъёма построила компания Sage Cheshire Aerospace, которая специализируется на частных проектах в авиации, а также они выступают подрядчиками NASA в проектах с композитными материалами. В задачи команды Арта Томпсона (технического директора проекта и вице-президента Sage Cheshire Aerospace) входила разработка концепта капсулы, аэростата, моделирование, постройка и тесты лётной версии.

Внутри гондолы Red Bull Stratos Фото Red Bull

С момента прыжка Киттингера технологии ушли далеко вперёд, но Баумгартнер должен быть забраться выше на 5 тысяч метров и лететь на 400 километров в час быстрее. Система жизнеобеспечения выполнялась по принципу космонавтики — даже дублирующая система должна иметь запасную. Кроме того, предусматривалась система аварийного спуска в случае отмены прыжка. Основной сложностью для инженеров являлась масса гондолы, которая не могла превышать 1360 килограммов, поэтому при постройке использовались только лёгкие композитные материалы.

Отдельной задачей стала адаптация костюма для преодоления звукового барьера. Баумгартнеру создали специальный скафандр на базе высотно-компенсирующего костюма S1034, в котором летали пилоты U-2 и Space Shuttle. Джозеф Киттингер, ставший супервайзером проекта Stratos, совершил свой прыжок в похожем снаряжении.

Костюм и гондола проекта Red Bull Stratos Фото National Air and Space Museum

Основная сложность заключалась в том, что костюм S1034 создавали для защиты от разгерметизации на высоте, а не для постановки рекордов перемещения человека без парашюта в воздухе. Несмотря на заложенный запас прочности, скафандр дополнительно усилили кевларом и пересмотрели систему подачи кислорода. Значительно переработали шлем, сделали его более обтекаемым и прочным. Всё шло хорошо, но в финале вмешался человеческий фактор.

Хоть Феликс Баумгартнер и был адреналиновым наркоманом, предстоящий прыжок тревожил его. Скайдайвер жаловался на начинающуюся панику, когда чувствовал запах резины и пластика, а в теле ощущалась скованность от костюма. Его также пугала мысль о нахождении в одиночестве на высоте 33 километра над землёй. Будущему рекордсмену пришлось проходить гипнотерапию и часами беседовать с медиками и другими участниками проекта.

Трудно описать, как это ощущается — твои движения сильно ограничены. Ты даже не можешь дышать как обычно. В чёртовом костюме тяжело, ничего нормально не воспринимается. Я должен был верить учёным, но если что-то случится со мной там, на высоте, то я останусь один на один со своей проблемой. Это реально пугает.

Феликс Баумгартнер

Баумгартнер преодолел психологические проблемы и вернулся к подготовке. 15 марта и 25 июля скайдавйер спустился с высоты более 21 и 29 тысяч метров. Команда проекта планировала рекордную попытку на 9 октября, но она переносилась два раза из-за погоды. Только 14 числа погодные условия позволили запустить стратостат.

За пультом связи в центре управления полётом находился Джозеф Киттингер. Феликс позже признался, что голос его наставника оставался одним из наиболее сильных стимулов продолжать задуманное. Полёт проходил в штатном режиме до высоты 18 тысяч метров, когда у Феликса запотел визор: критичная проблема, так как для достижения максимально скорости необходимо лететь головой вперёд.

Центр управления посоветовал переключить питание обогрева визора на нагрудный модуль, но такой режим работы не был штатным, существовал риск потери связи. Феликс решил переключиться, обогрев заработал, связь не оборвалась. «Я возвращаюсь домой», — сказал Феликс и вышел из гондолы.

Полёт прошёл успешно. Даже когда Феликса начало раскручивать, он взял вращение под контроль и продолжил спуск. В полёте скайдайвер развил скорость 1357,6 километров в час, а высоту зафиксировали на 38969 метрах. Время свободного падения — 4 минуты 20 секунд.

Я до сих пор получаю множество фотографий детей, которые на хэллоуин надевают костюмы, похожие на мой скафандр. Думаю мы смогли тронуть сердца людей и вдохновить будущие поколения.

Феликс Баумгартнер

Проект Red Bull Stratos стал знаковым для парашютного и экстремального спорта, а также для науки. Red Bull и Zenith вложили в прыжок более 65 миллионов долларов, и не зря: рекорд Баумгартнера оказался важным событием в сфере рекламы, маркетинга и развлечений. В 2012 году эфир прыжка стал самым популярным стримом на YouTube, количество его просмотров превысило 8 миллионов. Медицинская команда проекта получила подробные данные о поведении организма в ближнем космосе — реакция организма на стресс, на подъём, на перегрузки, возникшие во время прыжка в костюме.

Спуск Феликса Баумгартнера подтолкнул людей к занятию парашютизмом и пробудил интерес к освоению верхних слоёв атмосферы. Впрочем, один из топ-менеджеров Google с 2011 года готовился отправить этот рекорд на почётное второе место. Точнее Алан Юстас не ставил перед собой цель одержать победу в соревновании.

Будучи учёным и изобретателем, он решил что подъём с использованием гондолы слишком сложный и затратный. К тому же в них летали ещё с начала прошлого века, а что будет, если отправить человека только в скафандре с высоты больше 41 километра?

Алан Юстас во время тестов системы стабилизации Фото Люка Эванса

Вице-президент по научной деятельности Google оценил усилия всей команды Red Bull Stratos, но его план заключался в проверке гипотезы на практике, а не привлечении внимания общественности. Сама идея миссии пришла ему в голову, когда он проверял гипотезу о возможности прыжков с бизнес-джета Gulfstream G550.

Со временем идея переросла в концепцию «Подводник в космосе». Юстас хотел осуществить подъём в костюме-системе, которая возьмёт на себя все функции гондолы. Именно так инженер видел упрощение и удешевление всего процесса, хотя признавал всю опасность. Эксперимент планировали и для получения информации об индивидуальных подъёмах в стратосферу как вида экзотического развлечения. Реализацией прыжка Алан Юстас занимался вместе с Paragon Space Development Corporation, где ключевые посты занимал Тэйбер Маккаллум — друг Алана Юстаса.

Если вы посмотрите на провалы предыдущих полётов, то они сводятся к взаимодействию гондолы и человека в костюме, который находится внутри. Ник Пиантанида (Strato-Jump) мог побить рекорд Киттингера, но вероятно не смог отсоединить себя от кислородного балона внутри капсулы. Так у Юстаса возникла идея объединить скафандр и гондолу.

Тэйбер Маккаллум

Миссия StratEx началась с главного — разработки скафандра. Этим занималась компания ILC Dover, создавшая костюмы для программы «Аполлон», во время которой астронавты высаживались на Луну. В ходе разработки команда столкнулась с большим количеством противоречащих друг другу задач.

Сперва скафандр должен был охлаждаться, так как запуск происходил в условиях пустыни в Нью-Мексико, а затем нагреваться при подъёме, когда температура могла опуститься до -50 °C. Задача нетипична, так как обычно требуется поддержание климата внутри скафандра при одинаковых значениях температуры. Также команде разработки пришлось перенести типовое оборудование на грудь, потому что сзади всё место занимала парашютная система.

Костюм крепился к стратостату весьма просто — фактически механизм представлял из себя крюк, на котором висел парашютист. Сам воздушный шар аналогичен таковому для проекта Red Bull Stratos, но в планах Юстаса была большая высота, поэтому команда разработки заказала аналогичный, но более объёмный стратостат.

Множество тестов позволили эффективно подготовиться к прыжку, и 24 октября 2014 года Алан Юстас побил рекорд Баумгартнера. Фактическая высота прыжка достигла заданной (41422 метра), а максимальная скорость составила 1320 километров в час. Длительность свободного падения — 4 минуты 27 секунд. Юстас установил рекорд по высоте прыжка в 57 лет.

Приземление Алана Юстаса Фото Paragon Space Development Corporation

Прыжок Юстаса выполнялся со стабилизационным парашютом, поэтому фактически с Баумгартнером они оказались в разных категориях, а значит сравнение их рекордов корректно только по высоте. Киттингер также прыгал со стабилизирующим парашютом, Андреев спустился без устройства стабилизации.

Каждый парашютист устанавливал рекорд хотя бы по одному показателю — Киттингер открыл дисциплину, но Международная авиационная организация не признала рекорд длительности свободного падения из-за стабилизатора. Андреев установил рекорд по времени свободного падения, который действителен до сих пор. Баумгартнер единственный преодолел звуковой барьер, а Юстас держит рекорд по высоте прыжка.

Я не вижу причин почему парашютист не может подняться выше. Костюм сработал. Если вы придумаете другой механизм подъёма (не стратостат), то 60900 метров — запросто. Повторять прыжок я не буду. У меня нет команды, костюма и моя жена разведётся со мной.

Алан Юстас

C 2015 года люди не поднимались в стратосферу для прыжка с парашютом. Проект стратосферного туризма World View Enterprises, в основе которого результаты спуска Юстаса, остаётся в предпроектной стадии уже много лет. Оборудование Баумгартнера и Юстаса выставлено в музее, а команды, отправившие рекордсменов в ближний космос, занимаются проектами для NASA, Boeing и армии США. Последней нашумевшей разработкой Paragon Space Development Corporation стал концепт жилого модуля для Mars One — провалившейся миссии по колонизации Марса.

Основные источники:

1. Н. Якубович. «Крылья родины»;

2. Р. Газенко. Документальный фильм «Прыжок из космоса»;

3. Peter W. Merlin. «Unlimited Horizons»;

4. Colin Barr. «Space Dive»;

5. Red Bull California Science Center. «Summary Report: Findings of the Red Bull Stratos Scientific Summit».

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#сша #спорт #наука #скайдайвинг #космос #истории #лонгриды #лигаавторов

Новый фильм документирует исторический прыжок с края космоса » Explorersweb

11 октября 2022 г. Эндрю Маклемор Приключенческие фильмы | Наука | Космос

Австрийский пилот Феликс Баумгартнер выпрыгивает из капсулы во время финального пилотируемого полета Red Bull Stratos в Розуэлле, штат Нью-Мексико, 14 октября 2012 года. Фото: Red Bull

Прошло 10 лет с тех пор, как австрийский пилот Феликс Баумгартнер поразил мир, совершив прыжок с края космоса обратно на Землю.

И теперь этот исторический трюк получил документальное оформление в новом фильме, который компания Red Bull выпустит в пятницу, 14 октября: «Прыжок в космос: как Red Bull Stratos привлек внимание всего мира».

Проект под названием Red Bull Stratos привел к нескольким первым результатам. Прыгнув почти за пределы гравитации в специальном костюме, Баумгартнер бросился к Земле со скоростью, превышающей скорость звука. Пока он не увидел этот прыжок веры, никто не знал, сможет ли человек выжить, преодолев этот барьер в свободном падении.

Баумгартнер также установил три мировых рекорда, в том числе максимальную вертикальную скорость (1357,6 км/ч, 843,6 миль/ч/1,25 Маха), максимальную высоту прыжка на выходе (38 969,4 м, 127 852,4 фута) и вертикальную дистанцию ​​свободного падения (36 402,6 м, 119 431,1 фута).

Миллионы зрителей по всему миру следили за этим особым событием, которое ненадолго вернуло внимание мира к космосу и его безграничным возможностям.

Запуск гелиевого шара во время беспилотного полета Red Bull Stratos в Розуэлле, штат Нью-Мексико, 18 января 2012 года. Фото: Red Bull

14 октября 2012 года Баумгартнер стартовал из Розуэлла, штат Нью-Мексико, поднявшись в стратосферу на гелиевом воздушном шаре. Все, что ему нужно было сделать, это выйти из капсулы и свободно падать вниз.

По сути, то, что провернул Баумгартнер, можно считать рекламным ходом, но с реальными ставками. Это стало кульминацией многолетней работы многих специалистов в области космоса и техники.

Как рассказывают руководители проекта в документальном фильме, они пытались сделать то, чего никогда раньше не делали и что могло иметь для Баумгартнера смертельные последствия, если бы они допустили ошибку.

Специализированный костюм, разработанный для прыжков, «десять лет спустя продолжает формировать наш мир», — заявили в Red Bull. Red Bull Stratos провел пять лет, работая над системой жизнеобеспечения в космосе, в конечном итоге создав скафандр с улучшенной мобильностью. Он также создал новые протоколы для защиты жизни авиаторов, подвергающихся воздействию больших высот.

«Мы были очень амбициозной группой людей с видением, которое мы воплотили в жизнь», — говорит Баумгартнер в документальном фильме. «И после стольких лет напряженной работы мы добились успеха. Я действительно думаю, что мы оставили наследие, все мы, потому что каждый сыграл важную роль… и спустя 10 лет пришло время отпраздновать».

Новый документальный фильм выйдет на Red Bull TV в 10:00 по центральноевропейскому времени в эту пятницу. Смотрите на Red Bull TV.

Большой прыжок | Национальный музей авиации и космонавтики

Пилот Феликс Баумгартнер из Австрии выпрыгивает из капсулы во время финального пилотируемого полета Red Bull Stratos в Розуэлле, Нью-Мексико, США, 14 октября 2012 года.

Национальный музей авиации и космонавтики может похвастаться выдающейся коллекцией рекордных корзин и гондол для воздушных шаров. Есть Explorer II , который доставил капитанов ВВС США Альберта В. Стивенса и Орвила Андерсона на рекордную высоту (22 066 метров) 72 395 футов 11 ноября 1935 года. В августе 1978 года Макси Андерсон, Бен Абруццо и Ларри Ньюман совершили первое пересечение Атлантики на воздушном шаре в Double Eagle II. Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили на Breitling Orbiter III первый беспосадочный кругосветный полет в 1999 году. Стив Фоссет совершил первое одиночное кругосветное плавание на воздушном шаре три года спустя на своем Дух свободы . 2 апреля 2014 года музей пополнит свою коллекцию новым рекордсменом, когда капсула, доставившая австрийского парашютиста Феликса Баумгартнера на высоту 39 044 метра (128 100 футов) над Розуэллом, штат Нью-Мексико, а также скафандр и парашют, доставившие он благополучно вернулся на Землю во время более раннего прыжка с 29 455 метров (96 640 футов) и будет выставлен в рамках двухмесячной временной выставки под названием Red Bull Stratos: Mission to the Edge of Space 9. 0034 . Капсула, скафандр и парашют, в которых Баумгартнер совершил прыжок с высоты 39 044 метра (128 100 футов), станут частью нашей постоянной коллекции и будут выставлены в Центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи после закрытия временной экспозиции. показ 26 мая.

 

Пилот Феликс Баумгартнер из Австрии готовится к прыжку с высоты 29455 метров во время второго пилотируемого испытательного полета Red Bull Stratos в Розуэлле, штат Нью-Мексико, США, 25 июля 2012 года.

Баумгартнер, ветеран австрийских вооруженных сил, заработал репутацию одного из самых опытных в мире скайдайверов и бейс-джамперов, в ходе которого участники прыгают с парашютом со зданий B , A ntennae, S поддонов (мостов). и возвышенности по Е арт. В 1990 году он установил мировой рекорд по прыжкам со здания, прыгнув с парашютом (366 метров) с высоты 1200 футов с вершины башни Петронас в Куала-Лумпуре, Малайзия, тогда самого высокого здания в мире. Когда в 2004 году Taipei 101 завоевал награду за самое высокое здание, Баумгартнер перепрыгнул с 9-го места.1 ул эт. Если он был рекордсменом по прыжкам с самых высоких зданий в мире, он также удостоился чести совершить самый низкий BASE-прыжок в истории — 28 метров (93 фута) с руки статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Покорив высоту BASE-прыжков, он также заработал высокие оценки за дальность, совершив прыжки с парашютом через Ла-Манш 20 июля 2003 года, оснащенный парой крыльев из углеродного волокна. Прыжок Баумгартнера на Red Bull Stratos в 2012 году принес ему еще три мировых рекорда: самый высокий полет на воздушном шаре, самое высокое свободное падение и самая высокая скорость, когда-либо достигнутая в свободном падении. Все еще находясь в высоком разреженном воздухе в верхней части своего прыжка, когда весь мир смотрел в прямом эфире по телевидению, он стал первым человеком, преодолевшим скорость звука в свободном падении.

Успех проекта стал результатом усилий невероятной команды. Технический директор проекта Арт Томпсон, основатель Sage Cheshire Aerospace, Inc., спроектировал, построил и испытал высокотехнологичную капсулу, был директором по летным испытаниям и выбрал других членов команды. Настоящий американский герой, Джо Киттингер был предыдущим рекордсменом, прыгнув с парашютом на Землю с высоты 31 333 метра (102 800 футов) во время службы в качестве капитана ВВС в 1960 году. будучи военнопленным времен Вьетнама, он продолжал летать, налетав 16 800 часов, включая первое одиночное пересечение Атлантики на воздушном шаре. Киттингер был наставником Баумгартнера и занимался всеми коммуникациями с капсулой. Доктор Джон Кларк, работавший хирургом экипажа в шести миссиях космического корабля «Шаттл», был медицинским директором проекта Red Bull Stratos.

 

Пилот Феликс Баумгартнер из Австрии празднует успешное завершение последнего пилотируемого полета на Red Bull Stratos в Розуэлле, Нью-Мексико, США, 14 октября 2012 года.

Члены группы сразу же отмечают, что проект внес важный вклад в аэрокосмическую безопасность. К числу достижений относятся разработка нового поколения скафандров и парашютных систем, установление правил обращения с экстремальными условиями давления и температуры, а также изучение влияния сверхзвукового ускорения и торможения на организм человека. «Мы установим новые стандарты для авиации, — сообщил д-р Кларк. — Red Bull Stratos тестирует новое оборудование и разрабатывает процедуры для жизни на таких больших высотах, а также для преодоления таких экстремальных ускорений. Цель состоит в том, чтобы повысить безопасность полетов. космические профессионалы, а также потенциальные космические туристы».

 

Полковник ВВС США (в отставке) Джо Киттингер из США и Феликс Баумгартнер из Австрии позируют фотографу на пресс-конференции в Ангаре 7 в Зальцбурге, Австрия, 27 октября 2012 года.

Национальный музей авиации и космонавтики отметит открытие временной выставки и поступление новых артефактов в коллекцию специальной лекцией GE в кинотеатре Lockheed Martin Imax в 19:00 2 апреля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *