Амур (река) — Азия — Планета Земля
В древние времена берега Амура представляли собой места, достаточно отдаленные от всякой цивилизации, где обитали кочевые племена. Немалый его отрезок протекал по территории Маньчжурии, исторической области, ныне охватывающей восточные земли Монголии и северо-восточную область Китая. Первыми обитателями этих мест был народ сушеней, потомками которого стали маньчжуры. В верховье же Амура жили кидани, монгольский кочевой народ, сумевший набрать к X в. достаточно силы, чтобы добраться до маньчжурских территорий и основать там мощное государство, включавшее также и одно из древнейших на Дальнем Востоке царств — Бохайское.
К XII в. влияние киданей ослабло, и они упустили свои владения: маньчжурские племена чжурчжэнов объединили Маньчжурию, южную часть Монголии и северные области Китая, на завоеванных землях начала распространяться китайская культура. Правители сменяли друг друга, но всерьез на берегах Амура ничего не менялось. Только во времена правления династии Сун (960-1115) жизнь здесь начала налаживаться, и то лишь на время. Сначала нападение монголов в XIII в.. а затем и переход значительной части населения в южные области вновь обрекли амурские берега на запустение.
Русских людей Амур увидел много позже, лишь в XVII в. Ведомые собственной отвагой, отряды казаков пробивались все дальше и дальше в глубь никем прежде не исследованных земель. И однажды услышали о реке, которая очень хороша для торговли с китайцами. Да и жить возле нее совсем неплохо. И от уже освоенных западных берегов реки Лены двинулись на юг Первый поход к Дальнему Востоку в 1643-1646 гг. возглавил Василий Данилович Поярков. Именно ему и его казакам первыми удалось достичь амурских берегов. Дошли, пережив по дороге много всякого тяжелого и страшного, и перезимовали здесь. Эти люди были скорее азартными первопроходцами, чем исследователями, но оставили очень точное образное выражение: «Амур-батюшка». Все понятно: если есть Волга-матушка, то должен быть и батюшка.
А вот отряд Ерофея Павловича Хабарова (ок. 1603-1671), отправившийся к Амуру в 1649 г. , имел уже более серьезные цели. Которые и были достигнуты. Хабаров проявил себя и как дипломат наладил контакт с аборигенами Приамурья, сделал их, кого уговорами, кого угрозами, российскими подданными. Он же составил первую карту Амурского бассейна.
Китай не на шутку беспокоил интерес Российской империи к Приамурью. Во второй половине XVII в. то и дело вспыхивали русско-китайские военные конфликты. Конец им положил договор 1689 г., по которому российская сторона отказывалась от притязаний на Амур, но при этом граница между Китаем и Российской империей так и не была определена. Интерес России к реке возродился в XIX в., и тогда в Приамурье для переговоров был отправлен граф Николай Николаевич Муравьев, позже — Муравьев-Амурский. 16 мая 1858 г. стороны заключили договор, согласно которому граница была проведена по линии течения реки Амур (левые берега отходили во владение Российской империи, а правые — Китая).
Амур не единственное название знаменитой азиатской реки. В Китае ее нарекли Хэйлунцзян, что в переводе означает «река Черного дракона». Китайцы, отличающиеся чутким отношением к природе, очень точно подметили две особенности реки. Во-первых, амурские воды действительно темные. А во-вторых, русло Амура очень извилисто и течение его напоминает движение змеи или же, в представлении народов Востока, дракона.
Хотя Амур до сих пор считается важной водной артерией Дальнего Востока благодаря выходу в Японское море, он не очень подходит для регулярных торговых перевозок. Дело в том, что поверхность реки покрывается льдом в начале ноября, а вскрывается лишь в середине весны. Таким образом, в среднем путь по Амуру в зимне-весенний период перекрывается на 170 дней, Амур к тому же река изменчивая. На протяжении года она подпитывается талыми водами, и уровень воды в ней изменяется незначительно. Однако во время летнего и осеннего сезонов в Приамурье часто проходят муссонные дожди, и бывали случаи, когда река выходила из берегов. Самый катастрофичный разлив амурских вод произошел в 1872 г., тогда был зафиксирован рекордный подъем уровня воды на 16 метров относительно нормы, целые прибрежные поселки навсегда исчезли с карт.
Но даже если все торговые рейсы сконцентрируются на альтернативных водных путях, Амур все равно останется ценнейшим источником ресурсов. Прежде всего эта река одна из самых ценных биогидросистем. Здесь обитает около ста видов рыб, что выводит Амур в число рек с наиболее многообразным водным миром. При этом многие из местных обитателей относятся к числу промысловых видов рыб. Среди них — горбуша, кета, карась, сазан и многие другие виды. Помимо природных ресурсов, Амур располагает хорошим гидроэнергетическим потенциалом. На российских территориях Приамурья работают Зейская ГЭС (близ города Зея) и Бурейская ГЭС (неподалеку от поселка Талакан).
В наши дни бассейн Амура — густонаселенный район. Правда, этого нельзя сказать о российских левобережных владениях. Около 90% населения приходится на китайскую часть Приамурья. С этим связаны проблемы охраны границы со стороны России. Большинство местных жителей проживает всего в нескольких прибрежных городах, в то время как огромные просторы едва заселены. Неудивительно, что в Китае находится немало охотников взять их в долгосрочную аренду.
Поскольку река протекает по территории трех государств, любые серьезные решения относительно строительства ГЭС или заводов вблизи Амура должны согласовываться со всеми заинтересованными сторонами. То, насколько благополучие амурских регионов зависит от согласованности действий России, Китая и Монголии, стало очевидно в 2005 г., когда произошла утечка ядовитых веществ на одном из китайских химических заводов. Отходы попали в воды реки Сунгари, притока Амура. В июле 2010 г. ядовитые химикаты с китайской стороны снова попали в Сунгари, они вытекли из частично поврежденных бочек. По данным МЧС РФ, растворившиеся в воде химикаты пока не угрожают здоровью людей. Пока… Хочется верить заявлению КНР, что подобные случаи больше не повторятся.
Общая информация
Река в Восточной Азии.
Проходит через территории: России, Китая и Монголии.
Исток: слияние рек Шилка и Аргунь.
Притоки: Аргунь, Сунгари, Уссури, Зея, Бурея, Амгунь, Анюй, Тунгуска.
Устье: Амурский лиман.
Крупнейшие города: Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Хабаровск (Россия), Цзямусы, Харбин (Китай).
Цифры
Длина с притоком Аргунь: 4440 км.
Площадь бассейна: 1 855 000 км2.
Скорость течения: 4,2-5,5 км/ч.
Расход воды: 10 900 м.с. (у г. Комсомольска-на-Амуре).
Количество рек в системе: 10610.
Площадь зеркала озер Амурской сети: 10 599 км2.
Климат и погода
От резко-континентального на западе до умеренного на востоке, но на всем протяжении реки — с сочетанием муссонного.
Средняя температура зимы: -20ºС.
Средняя температура лета: +23ºС.
Среднее количество осадков: 250-750 мм.
Экономика
Одна из важнейших водных артерий Азии.
Промышленность: гидроэнергетическая, нефтеперерабатывающая, металлургическая, пищевая, авиастроение, судостроение.
Торговля (выход к Японскому морю).
Рыболовство.
Достопримечательности
Комсомольск-на-Амуре: Дом со шпилем, Галерея современного искусства «Метаморфоза», Кедрово-тисовая роща, Силинский лес. Городской краеведческий музей, Зоологический центр «Питон»
Хабаровск: Памятник Муравьёву-Амурскому (скульптор А.М. Опекушин), Центр детского творчества (быв. Городская Дума, 1909), Торговый дом Плюсниных (1902), храм Святителя Иннокентия Иркутского (конец XIX в)
Харбин: церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Софийский собор, телевизионная «Башня Дракона», парк Сталина, остров Солнца, Парк тигров.
Любопытные факты
«Амар», «дамур», что означает «большая река», — так звучит на многих языках народов тунгусо-маньчжурской этнической группы название этой реки. Отсюда и наше — Амур.
По площади бассейна (1 855 000 км2) Амур среди рек России на 4-м месте (после Енисея, Оби и Лены).
Китайский Харбин был основан русскими в 1898 г. вблизи железнодорожной станции на Трансманьчжурской магистрали. С этим городом были тесно связаны судьбы русских эмигрантов, бежавших из России после 1917 г., — около двухсот тысяч из них предпочли осесть в Харбине. Русские живут в этом городе и сегодня, но это уже совсем другие люди, бизнесмены нового времени.
Царь природы Приамурья, а заодно и символ Дальнего Востока — амурский (уссурийский) тигр. Он включен в Красную книгу и совсем недавно был на грани вымирания. Благодаря усилиям биологов, охотоведов, экологов и просто энтузиастов дальневосточной природы популяция амурских тигров постепенно восстанавливается.
Природный парк Муравьевка, расположенный в Амурской области, стал первым негосударственным заповедником в России. Целью его создания стало сохранение популяции птиц Приамурья (прежде всего журавлей и аистов).
В 1909 г. капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского полка М.А. Крюсс написал музыку для вальса «Амурские волны» (слова Серафима Попова), ставшего очень популярным в свое время и вошедшего в русскую музыкальную классику.
Картографическое обеспечение | ФБУ «Администрация Амурводпуть»
Картографическое обеспечение условий плавания судов является составной частью навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) условий плавания судов по внутренним водным путям (ВВП).
Картографическое обеспечение условий плавания судов — навигационные карты и пособия для плавания судов по ВВП создаются в соответствии с «Положением о картографической деятельности Департамента речного транспорта Министерства транспорта РФ» от 11.07.1994 года и «Руководством по составлению и изданию карт и пособий для плавания по внутренним водным путям». Положением установлен порядок издания и переиздания карт, создания корректурных материалов к картам и порядок их реализации, а также порядок корректуры карт.
Положением о картографической деятельности подготовка, издание и реализация навигационных карт и пособий для плавания в Амурском бассейне ВВП на участки реки Амур (Верхнего, Среднего и Нижнего) и реки Уссури закреплено за Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны РФ (ГУНИО МО РФ). Подготовка и издание навигационных карт и пособий для плавания для остальных ВВП на участках судоходных рек — притоков Амура (Аргунь, Шилка, Ингода, Зея, Селемджа, Бурея, Тунгуска, Кур и Амгунь) осуществляется ФБУ «Администрация Амурводпуть».
В целях обеспечения безопасности судоходства для планирования и выполнения путевых работ по содержанию судовых ходов, однозначной передачи путевой информации судоводителям и судовладельцам по расстановке и действию навигационных знаков и условиям плавания судов учреждением, судоводителями и судовладельцами в Амурском бассейне могут использоваться только навигационные карты и схемы судовых ходов указанные в Каталоге навигационных карт и схем судовых ходов ВВП Амурского бассейна допущенных к пользованию судоводителями после их корректуры. Обновленный Каталог этих карт перед началом навигации 2022 года будет направлен всем судовладельцам.
Выполнение учреждением русловых изыскательских и гидрографических работ для создания навигационных карт на участки ВВП бассейна осуществляется в соответствии с требованиями «Технической инструкции по русловым изысканиям», а картографических работ в соответствии с требованиями «Руководства по составлению и изданию карт и пособий для плавания по внутренним водным путям».
Русловые изыскательские и гидрографические работы для создания, обновления и корректуры навигационных карт, в т. ч. для создания баз данных для создания, обновления и корректуры электронных навигационных карт (ЭНК) выполняются отделом русловых изысканий картографической службы учреждения и русловыми изыскательскими партиями филиалов учреждения: РИП-3 Администрации БРВВП, РИП-12 Администрации ХРВВП и РИП-7 Администрации КРВВП.
На основе отчетных материалов русловых изыскательских и гидрографических работ, и баз цифровых данных, а также материалов путевой информации по переносу судовых ходов, расстановке и перестановке навигационных знаков картографической службой и отделом навигационных карт учреждения, а также специалистами Благовещенского филиала учреждения, на закрепленные участки ВВП, выполняются картографические работы по составлению, изданию, обновлению и корректуре навигационных карт на ВВП Амурского бассейна, в т. ч. по составлению цифровых баз данных, кодированию навигационно-гидрографических объектов, созданию, обновлению и корректуре ячеек электронных навигационных карт на ВВП Амурского бассейна.
Электронные навигационные карты на ВВП Амурского бассейна (ЭНК) начиная с 2009 по 2020 год в соответствии с мероприятиями ФЦП «Глонасс» и ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 — 2020 годы» создавались и обновлялись сторонними организациями на основании договоров (контрактов) с Росморречфлотом и Минтрансом Российской Федерации. Распространением ЭНК занимается ведомственный фонд пространственных данных Росморречфлота который создан при ФБУ «Служба морской безопасности».
С 2021 года обновлением, корректурой и переименованием ранее созданных ячеек ЭНК, а также созданием и корректурой новых ячеек ЭНК на ВВП Амурского бассейна занимается картографическая служба учреждения (бассейновый центр ЭНК). Вновь созданные и обновленные ячейки ЭНК после их проверки (верификации) в Волго-Балте (региональном центре ЭНК) направляются на хранение и реализацию в ведомственный фонд пространственных данных Росморречфлота при ФБУ «Служба морской безопасности».
В фонде имеются ячейки ЭНК на следующие ВВП Амурского бассейна:
895-0 км Верхнего Амура, 994-0 км Среднего Амура с протоками Поярковская, Амурская, Пемзеская и Бешеная;
930-0 км Нижнего Амура с протоками Малышевская, Падалинская, Галбон, Мариинская и Новоферменская;
428-0 км реки Аргунь, 419-0 км реки Шилка, 650-0 км реки Зея, 137-0 км реки Селемджа, 84-0 км реки Бурея;
455-0 км реки Уссури, 117-0 км реки Кур, 90-0 км реки Тунгуска, 330-0 км реки Амгунь, 10-0 км протоки Сомнинская.
В диспетчерских подразделениях филиалов и службе пути учреждения ежедневно по мере выпуска оперативной путевой информации об изменениях в положении судовых ходов, расстановке навигационных знаков и условиях плавания судов размещенной в ПЛ и ИБ, а так же на основании материалов русловых изыскательских съемок производится корректура эталонов навигационных (лоцманских) карт ВВП и схем судовых ходов учреждения. По эталонам карт учреждения проверяются все сведения об изменениях в расстановке навигационных знаков, об их действии, о порядке и условиях плавания судов.
Корректура карт судовладельцами и судоводителями для поддержания их на уровне современности должна осуществляться по сведениям оперативной информации об изменениях в составе средств навигационного оборудования ВВП и изменениям в условиях плавания судов размещенным в ежедневных ИБ, а так же по сведениям периодической информации размещенной в ИС. Корректура эталонных карт судовладельцев может быть организована также по эталонам карт службы пути учреждения или может выполнятся в службе пути учреждения и администрациях районов внутренних водных путей на договорной основе.
Изданные на Амурский бассейн ВВП навигационные (лоцманские) карты, атласы, схемы судовых ходов и пособия для плавания приведены в Каталоге карт, схем судовых ходов и пособий для плавания по внутренним водным путям РФ (разделе 15 и разделе 15А). Навигационные карты ВВП издания ФБУ «Администрация Амурводпуть» приведены в разделе 15, навигационные карты издания ГУНиО МО СССР и РФ приведены в разделе 15А, а зоны их покрытия указаны ниже на сборном листе 15 этого Каталога. Каталог ежегодно корректируется по сведениям ФБУ «Администрация Амурводпуть» и издается ФБУ «Администрация «Волго-Балт».
Пожары в России и Китае на Амуре
Поиск
- Изображения
- Глобальные карты
- Статьи
- Блоги
- ЭО Эксплорер
Эта страница содержит заархивированный контент и больше не обновляется. На момент публикации он представлял собой наилучшую доступную науку.
Огромные лесные пожары бушевали в Амурской области России и провинции Хелионцзян Китая 30 мая 2006 года. Граница между двумя странами проходит по реке Амур (Хелионг Цзян), и с обеих сторон бушевали массивные дымные пожары. На этом изображении, полученном спектрорадиометром визуализации среднего разрешения (MODIS) на спутнике НАСА Aqua, места активных пожаров, обнаруженных MODIS, отмечены красным. Огромные столбы дыма распространились от многих пожаров. Темные пятна угольного цвета показывают обожженные участки. Растительность зеленая, а голая (или скудная растительность) земля желтовато-коричневая.
По сообщению российского информационного агентства ИТАР-ТАСС, активность лесных пожаров весной 2006 г. была значительно выше, чем в 2005 г. Только за последнюю неделю мая вспыхнуло 1300 пожаров, потушить которые удалось аварийным бригадам. около половины из них в день.
Приведенное выше изображение с высоким разрешением имеет пространственное разрешение 250 метров на пиксель. Система быстрого реагирования MODIS предоставляет это изображение с дополнительным разрешением. Они также предоставляют версию изображения в искусственных цветах, в которой используются наблюдения MODIS за коротковолновой и ближней инфракрасной энергией, чтобы проникнуть сквозь дым и выделить шрамы от ожогов.
Изображение НАСА Джеффа Шмальца, группа быстрого реагирования MODIS, Центр космических полетов имени Годдарда.
Посмотреть эту область в EO Explorer
- Инструмент:
- Аква — MODIS
Пожары
к нашим информационным бюллетенямПожары в России и Китае на Амуре
Пожары в России и Китае на Амуре
Пожары
Пожары на Дальнем Востоке России
Крупные пожары бушевали в лесах Сибири между реками Амур и Бурея 24 мая 2009 года, когда спектрорадиометр среднего разрешения (MODIS) на спутнике НАСА «Аква» сделал этот снимок.
Атмосфера Земельные участки Пожары
Пожары к северу от реки Амур, Россия
Пожары
к нашим информационным бюллетеням
Первый российско-китайский мост через реку Амур завершен Река Амур только что была завершена. Строительство 2200-метрового моста между Нижнеленинским в России и городом Тунцзян в Китае началось в 2014 году, подчеркнув стремление России развивать связи с Китаем. Обе стороны совместно работали над проектом: Китай завершил строительство своего участка через то, что он называет рекой Хэйлунцзян (Черный дракон) в октябре 2018 года.
Россия завершила строительство своей стороны и установила последнюю стальную балку на своем участке моста.Предполагается, что мост станет международным каналом для перевозки грузов с годовым объемом перевозок 21 млн тонн и 1,5 млн пассажиров. Длина самого моста составляет 2,2 км, а длина соответствующей путевой инфраструктуры — 19,9 км. Общие затраты, разделенные между Китаем и Россией, составляют 355 миллионов долларов США.
Ваш браузер не поддерживает тег видео или формат файла этого видео. http://www.webestools.com/
«Китай и Россия быстро развивают свою трансграничную инфраструктуру, — говорит Крис Девоншир-Эллис из Dezan Shira & Associates, — и этот новый мост открывает путь для китайских товаров в Россию. Дальний Восток и ключевые быстроразвивающиеся города, такие как Сковородино, Благовещенск и Хабаровск, которые являются частью зарождающегося коммерческого и потребительского ландшафта Сибири».
Ожидается, что новый мост будет введен в эксплуатацию в начале 2022 года, сообщили власти Еврейской автономной области России сегодня (13 августа 2020 года). Мост Нижнеленинское (Еврейская автономная область) — Тунцзян (провинция Хэйлунцзян) станет первым железнодорожным мостом между двумя странами. Ожидается, что двусторонняя торговля достигнет нового максимума. Столицей Российской Еврейской автономной области является Биробиджан, связанный с Транссибирской железной дорогой. Население составляет около 75 000 человек, официальным языком является идиш. Можно ожидать, что Биробиджан станет крупным центром приграничной торговли Китая, когда мост откроется для движения.
Эта статья была первоначально опубликована 26 апреля 2019 года и была обновлена, чтобы отразить дополнительные новости, касающиеся сроков открытия.
Связанное чтение:
Китай, Индия, инвестирование сотни миллионов в Сибири. написано и произведено Dezan Shira & Associates. В эти непростые времена и введение санкций наша фирма помогает российским компаниям переехать в Азию, а также оказывает услуги по соблюдению финансовых и санкционных требований иностранным компаниям, работающим в России.