Урок географии по теме: «Реки»
Урок географии в 6 классе
Тема урока: «Воды суши. Реки»
Цели урока:
1.образовательные: познакомить учащихся со строением реки, выявить зависимость направления и скорости течения от рельефа
2.развивающие: развивать умение работать с картами атласа, художественной литературой, а также развивать логическое мышление
3.воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников
Задачи урока:
Начать формирование у учащихся представления о реках.
Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями по данной теме
Продолжить формирование умения работать с географической картой.
Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
Планируемый результат: Учащиеся должны уметь: Называть и правильно показывать реки, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: река, речная долина, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
Описывать реку по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование: учебник географии физическая карта РФ, карта полушарий.
Ход урока:
1.Организационный момент. (1 мин.)
Вспомните, что относят к водам Суши? (реки, озера, болота, ледники, водохранилища, подземные воды, искусственные водоемы)
2. Сообщение темы и целей урока:
Учитель: — Мы сегодня на уроке
О реке поговорим.
Много нового узнаем,
То, что знаем, повторим.
Чтобы крепче были знания
По географии у вас,
Не большую я разминку
Провести хочу сейчас
3. Повторение пройденного материала («Географическая разминка») 5 минут
а) Найти лишнее слово
— Волна, цунами, океан, течение, впадина
— Море, материк, остров, полуостров, архипелаг
— Море, пролив, губа, бухта, океан, залив, остров
— Японские острова, острова Индонезии, Филиппинские острова, остров Шри –Ланка
б) Показать по физической карте России и карте полушарий
— Материки в порядке убывания их площади
— океаны в порядке увеличения их площади
— 3 внутренних моря — 3 окраинных моря
— 3 острова — 3 полуострова
— 3 архипелага — 3 залива
— 3 пролива — 3 течения
3. Изучение нового материала. (25 мин.)
Учитель: — Сегодня мы узнаем дети
О реке и речной сети,
Об истоках и притоках,
Ну а также о порогах,
О речной долине, русле,
И, конечно же, об устье.
О водопаде и бассейне
Поговорим мы, несомненно.
Правый, левый берега,
Отличите без труда.
Тема эта необъятна,
Мы начнем с азов, ребята.
Для начала мне скажите.
Ум свой быстро напрягите,
И ответьте не тая,
Что такое все ж река?
Ответы учащихся. Вместе формулируем определение:
«Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении на суше, называемом руслом»
Учитель: Русло находится на дне более широкого углубления, которое называется речной долиной
Работа по схеме, выявление основных частей речной долины
Учитель: Толковых среди вас немало.
Где река берет начало?
(Ответы учащихся)
Учитель: Место, где река берет свое начало, называется истоком.
Некоторые реки берут свое начало из родников, другие из озера, третьи из болот, а четвертые с гор, их питают тающие ледники. Чем дальше она течет, становится шире, полноводнее. Только в жарких пустынях они теряются. Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся)
Учитель: Координаты проходили,
Устья рек мы находили.
На карте часто их искали,
Устьем что мы называли?
(Ответы детей)
Устье – место где река впадает в море, озеро или другую реку
Большинство рек впадают в море, в океан, а иногда в озеро. Более мелкие реки впадают в другие реки и являются их притоками. Как определить. Где левый приток, а где правый?
(Работа с физической картой РФ в атласе)
Определите, каким притоком является р. Иртыш, а также р. Ока, р. Кама, р. Ангара.
Учитель: Я не забуду в этой теме
Поговорить и о речной системе
Речная система- это главная река со всеми притоками.
(Работа с картой полушарий в атласе) – определите у какой из рек речная система больше? У Амазонки или Нила? У Енисея или Волги?
Учитель: Знать должны ученики,
Что есть еще бассейн реки. (рисунок в учебнике)
. С территории, обведенной красной линией вся вода стекает в эту реку. Если выпадет дождь над этой территорией, то часть воды обязательно попадет в эту реку. Я говорю часть, потому что часть воды просачивается в землю, другая часть испарится. Так вот, территория с которой река собирает воду называется речным бассейном.
(Работа с физической картой РФ) С какой площади собирает воду р. Обь? А р. Амазонка?
Учитель: Как соседние две речки
Делят воду меж собой?
Водораздел им помогает
Сейчас мы это разъясним с тобой.
Так Уральские горы будут водоразделом для р. Волги и р. Обь. С восточных склонов Урала вода стекает в Обь, а с западных в Волгу.
Границу между соседними речными бассейнами называют водоразделом.
(Найдите по карте РФ, водораздел между Леной и Енисеем, Печорой и Северной Двиной.)
Учитель: От рельефа же зависит
Почему одна река
Так раздольна и спокойна,
А другая бурная.
Почему одни петляют,
Свои русла углубляют,
С малой скоростью текут.
Другие же грохочут и бегут?
— Как вы думаете. Чем отличаются реки, текущие по равнине от рек, текущих в горах?
(Ответы учащихся)
— Да действительно, реки, текущие по равнине более спокойные, русла широкие. Волга – равнинная река, скорость ее течения всего 1 метр в секунду. Такие реки обходят препятствия, так как у них нет напора.
Горные реки текут быстрее, они не образуют извилин. Многие из них потом выходят на равнины и становятся равнинными. Например, река Терек (найти на карте) берет свое начало в Кавказских горах на высоте 5000 м. и далее выходит на равнину.
Учитель: Часто твердые породы
Путь реке преграждают,
Затрудняют им теченье,
Их порогом называют
-Самая порожистая река в России Ангара. Пороги мешают судоходству. На таких реках строят гидроэлектростанции.
Учитель: Вдруг с высокого уступа
С шумом падает река,
Водопад здесь образует,
Брызги, пенится вода.
Самый высокий водопад в мире водопад Анхель, находится он в Южной Америке на р. Ориноко, его высота 1045 м. Его обнаружил летчик Анхель в 1935 г. Пролетая над ним, он услышал странный шум, подумал, что у его самолета сломался двигатель, но вскоре он увидел красивое зрелище – вода падала с огромной высоты. Позднее этот водопад был назван в его честь. Найдите другие знаменитые водопады мира.
Практика: А теперь нанесем на контурную карту в практической работе реки и водопады.
4. Закрепление пройденного материала (5-9 мин.)
Учащиеся получают карточки – задания по пройденному на уроке материалу.
(Приложение 1)
5. Домашнее задание (1-2 мин)
Прочитать параграф в учебнике. Выучить определения по теме «Реки»
Творческое задание — подготовить интересный материал о реке, водопаде или составить загадки, ребусы, презентацию.
Карточка – задание по теме «Река»)
2.Определите, к бассейну, какого океана относятся перечисленные реки:
А — Амур (1) Тихий океан
Б — Амазонка (2) Атлантический океан
В — Миссисипи (3) Индийский океан
Г — Конго (4) Северный Ледовитый океана
3.Распределите реки по материкам:
А — Муррей (1) Евразия
Б — Волга (2) Африка
В — Нил (3) Северная Америка
Г — Парана (4) Южная Америка
Д — Макензи (5) Австралия
4. Подберите пару: река – исток.
А — Амазонка 1) Байкал
Б — Волга ( 2) Анды
В — Нил ( 3) Валдайская возвышенность
Г — Ангара ( 4) озеро Виктория
5. Подберите пару: река – устье.
А — Нигер ( 1) Азовское море
Б — Ганг ( 2) Аравийское море
В — Обь ( 3) Карское море
Г — Дон ( 4) Гвинейский залив
6. Найди соответствие:
1. Устье А) Начало реки
2. Речной бассейн Б) Граница, разделяющая соседние речные бассейны
3. Водораздел В) Площадь суши, с которой вода стекает в одну реку
4. Исток Г) Место, где река впадает в другую реку, море, озеро
5. Речная система Д) Река со всеми ее притоками
Самые длинные реки
• Две самые длинные реки в мире — это Нил в Африке и Амазонка в Южной Америке.
Самый большой бассейн у реки
• Самый большой бассейн в мире у реки Амазонка — он занимает 7 045 000 км2.
Конго — река-рекордсмен
Конго — единственная крупная река, пересекающая экватор два раза. Она самая полноводная и вторая по длине река Африки, вторая река по водности в мире после Амазонки.
Конспект урока по географии в 6 классе «Реки» | План-конспект урока по географии (6 класс):
Учитель географии МКОУ ООШ с. Комсомольское Кулумбекова Р.В
Тема урока: Р Е К И .
Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о реках;
2. Объяснить понятия «река», «исток», «устье», «речная
система», «бассейн», «равнинные реки», «горные реки»,
«пороги», «водопады», «питание рек».
3. Назвать и показать на карте крупные реки мира и России.
Оборудование: физическая карта полушарий, интерактивная доска,
мультимедиа, атласы.
1.Сегодня мы продолжаем знакомиться с одной из важнейших разделов нашего курса «Гидросфера».
Давайте вспомним:
- Что такое гидросфера?
- Какие воды входят в состав гидросферы?
- Какими свойствами обладает вода?
- Что такое соленость?
- Какое море считается самым соленым?
- Что является носителем пресной воды?
Именно о реках сегодня мы поговорим на уроке. Возникает вопрос. Что такое река? Подумайте. Наверное вы представляете себе воду, которое течет в углублении на поверхности суши. Правильно.
Река – это естественный водный поток, текущий в выработанном русле. Каждая река имеет начало и конец.
Место где река берет свое начало, называется истоком. Истоки бывают разные. Волга начинается на Валдайской возвышенности там, где выходят подземные воды. Ангара вытекает из озеро Байкал. Река Обь образуется при слиянии двух рек Бии и Катуни. Терек берет свое начало с ледников Большого Кавказа с вершины Зилга-Хох.
То есть можно сказать что, одна река вытекает из болота, другая река начинается из родника, третья река зарождается на склонах гор, четвертая река начинается из озера.
Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку.
Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.
Расстояние от истока до устья есть длина реки.
Впадая в реку, другая река становится ее притоком.
Главная река со всеми притоками образует речную систему.
(Задание: по карте определите речную систему реки Лена, определите исток, притоки, устье )
2. Бассейн реки:
Участок земной поверхности с которого вся вода втекает в реку, называется водосборным бассейном этой реки.
Каждая река, даже маленькая имеет свой бассейн.
Самый большой бассейн у реки Амазонка.
3. Реки горные и равнинные.
По характеру течения реки подразделяются на горные и равнинные. Так давайте подумаем, чем равнинные реки отличаются от горных.
Равнинные реки текут спокойно, в широких долинах. К равнинным рекам относятся река Волга( ее длина от истока до устья – 3530 км, средняя скорость течения – меньше 1 м/с).
Равнинные реки используются для судоходство.
Горные реки текут значительно быстрее, чем равнинные. У этих рек узкие и глубокие долины. Многие горные реки начинаясь в горах, выходят на равнину и становятся равнинными. Примером такой реки является река Терек. До Владикавказа это река горная, а с Владикавказа равнинная. На территории республики Терек протекает на протяжении 120 км, остальные 600км протекают на территории других республик. Не зря называют реку Терек- рекой дружбы.
Характер течения реки Терек Описал в своем стихотворении М.Ю.Лермонтов
Терек воет, дик и злобен.
Меж утесистых громад.
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степ разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь.
К морю Каспию журчит…
4. Пороги и водопады.
Даже на самых спокойных реках могут быть участки, на которых течение реки изменяется. Твердые породы и нагромождения камней образуют пороги. Преодолевая их, река пенится, высоко летят брызги, возникают водовороты.
Падая с высокого уступа река образует водопад. Самый высокий водопад на Земле –Анхель в Южной Америке, в бассейне реки Ориноко. Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем.
В Северной Америке находится самый широкий водопад в мире, Ниагарский водопад, в Африке- водопад Виктория. В горной части нашей республики также есть водопады. Самый высокий из них- Зайгелан.
5. Питание рек:
Ребята! Вы уже знаете. что количество воды в реке не бывает одинаковым. Реки питаются дождевой водой, талым водами снега и льда, подземными водами. От питания рек зависит изменения ее уровня. Так, например, река Волга зимой имеет исключительно подземное питание, весной главным источником воды служат талые снеговые воды, летом-дождевые и подземные. Такой способ питания реки называется смешанным. То есть пополнение реки за счет поступления в нее воды от различных источников называется смешанным питанием.
Разливается Волга весной, выходя из берегов, затопляя пойму, а летом мелеет.
Самыми полноводными реками на Земле считаются Амазонка и Конго, а самая длинная река в мире Нил.
Ребята, а в какое время года реки мелеют?
Какое хозяйственное значение имеют реки?
Прежде всего реки являются носителями пресной воды, реки используются для судоходство, рыболовство, для орошения, на крупных реках строят платины, гидроэлектростанции.
Ребята! На крупных реках нашей страны есть очень много электростанций, да и у нас в республике тоже есть гидроэлектростанции –Гизельдонская, владикавказская, которые частично обеспечивают энергией нашу республику. Совсем недавно вступила в эксплуатацию Зарамагская ГЭС.
Закрепление:
- Ребята, давайте вспомним, с какими крупными реками мы познакомились на уроке.
- Какие крупные водопады мы узнали?
- Какая река является главной водной артерией нашей республики?
- А еще какие реки протекают на территории нашей республики?
- Изучая, тему Реки, мы познакомились с терминами : река, исток, устье, речная система, речной бассейн, водопад (дать определения)
ТЕСТ:
- Самая длинная река в мире
а) Нил
б) Енисей
в) Ориноко
2. Река с самым большим в мире бассейном
а) Амур
б) Дунай
в) Амазонка
3. Самый высокий водопад на Земле
а) Ниагарский
б) Анхель
в) Виктория
4. Смешанным питанием называется
а) снеговое, дождевое
б) подземное
в) пополнение воды в реке из различных источников
5. Река, падая с высокого уступа, образует:
а) порог
б) водопад
в) дельта
Д/З: § 30 прочитать текст, выучить определения.
Пожары бушуют у озера Байкал
Посмотреть эту область в EO Explorer
Несколько кучевых облаков поднимают высоко в атмосферу густой дым.
Изображение дня на 25 июня 2017 г.
- Инструмент:
- Аква — MODIS
- Появляется в этой коллекции:
- Быстрое реагирование MODIS
Изображение дня Нагревать Земля Пожары
Посмотреть больше изображений дня:
24 июня 2017 г.
26 июня 2017 г.
- Блог NASA OMPS (2017, 23 июня) Дым над США и Россией. По состоянию на 23 июня 2017 г.
- ТАСС Российское информационное агентство (2017, 23 июня) Лесные пожары в Сибири удвоились за 24 часа и достигли 54 000 га. По состоянию на 23 июня 2017 г.
- Российское информационное агентство ТАСС (2017, 20 июня) Лесные пожары в Сибири и на Дальнем Востоке России охватили почти 5000 га. По состоянию на 23 июня 2017 г.
- The Moscow Times (19 июня 2017 г.) Размер сибирских лесных пожаров увеличился в три раза по сравнению с сотнями боевых пожаров. По состоянию на 23 июня 2017 г.
- Agence France Presse, через Phys.Org (21 июня 2017 г.) Тепловая волна выжигает Европу, от Лондона до Сибири. По состоянию на 23 июня 2017 г.
- Reuters (22 июня 2017 г.) Экстремальная жара охватывает северное полушарие в день летнего солнцестояния. По состоянию на 23 июня 2017 г.
Пожары в Сибири
Посетителей российского озера Байкал встречают дым и пепел от бушующих в этом районе лесных пожаров.