Река бикин хабаровский край: обзор и характеристики, притоки, исток, устье

SHAMORA.info

Хабаровский край — самобытный и уникальный дальневосточный регион России. С востока Хабаровский край омывается Японским и Охотским морями, на северо-востоке граничит с Магаданской областью, на западе – с Китаем, Еврейской автономной и Амурской областями, на северо-западе – с Республикой Саха (Якутия).

Хабаровский край сильно вытянут в меридиональном направлении и имеет выход к океану. Его территория пестрит мозаикой ландшафтов и множеством больших и малых рек и озер, среди которых особо выделяется величавый и широкий Амур.

Природа Хабаровского края не находит сравнения ни с одним другим регионом России по разнообразию и уникальности флоры и фауны. Связано это с тем, север края находится в непосредственной близости от полярного круга, а южная граница края соседствует с Приморьем — родиной многих реликтовых видов южной флоры и фауны.

Хабаровский край невозможно спутать ни с одной другой землей. Здесь в тесном соседстве произрастают и виноградная лоза и таежная ель; стоят стройные высокие кедрачи; растет лимонник и чудо-корень–женьшень. Животный мир Хабаровского края включает в себя исчезающие виды: оленей, бурых и гималайских медведей, амурских тигров и снежных баранов.

Помимо природных ресурсов, дополняют рекреационный потенциал Хабаровского края уникальные бальнеологические источники, удивительно живописные, памятники природы, многонациональная культура коренных народов края.

Отдых в Хабаровском крае — это многочисленные курорты, санатории и базы отдыха Хабаровском края, расположенные в самых живописных и экологически чистых местах. Дома отдыха, отели и гостиницы Хабаровского края всегда готовы к приему и размещению многочисленных туристов.

Хабаровский край обладает широкими возможностями для активного отдыха и спортивного туризма. Любители экстрима здесь всегда найдут занятие по душе. Спортивный туризм в Хабаровском крае — это дайвинг, парашютизм, парапланеризм, кайтинг, рафтинг, сноуборд, горные лыжи, конный и спелеотуризм.

Богатый животный мир Хабаровского края привлекает сюда охотников со всей России. Охота в Хабаровском крае может порадовать охотников трофейным экземпляром: лося, медведя, изюбря, кабана, медведя, оленя и т.д.

Многочисленные реки и озера Хабаровского края, а также воды Японского и Охотского морей богаты ценными пресноводными и морскими видами рыб, что является основой особой популярности рыбалки в Хабаровском крае.

Интересны для посещения туристов многочисленные природные заказники и заповедники Хабаровского края. Здесь можно совершить сплав по горной реке, взойти на один из многочисленных горных хребтов, покататься на лошадях или снегоходах. Все природные заповедники и заказники Хабаровского края располагают базами отдыха,  мини-отелями и туристическими центрами, где всегда можно остановиться на ночлег и воспользоваться услугами гида-профессионала.

Туристическая компания «ШАМОРА . ИНФО» уже более 5 лет успешно работает на рынке туризма Дальнего Востока. На нашем сайте приведена самая полная и оперативная информация по местам отдыха в Хабаровском крае , сопровождаемая исчерпывающей справочной информацией: описанием мест отдыха, перечнем оказываемых услуг, фотографиями, картами проезда, прайс-листами и т. д.

Пользуясь нашим веб-ресурсом, вы всегда можете выбрать место и время отдыха в Хабаровском крае , максимально соответствующие вашим планам, требованиям и финансовым возможностям.

обзор и характеристики, притоки, исток, устье

Бикин — река на Дальнем Востоке России в Приморском и Хабаровском краях, правый приток Уссури. Берёт начало на северных склонах хребта Каменного в центральной части Сихотэ-Алиня. В верховьях течёт в северном направлении, после впадения реки Левый Бикин поворачивает на восток, после впадения реки Малый Бикин течёт в южном направлении, до впадения реки Зевы меняет направление на западное, после впадения реки Сахалинки течёт на северо-запад. В 20 километрах от устья стоит город Бикин. У села Васильевка впадает в реку Уссури справа, на 214 км от её устья. Длина реки — 560 км, площадь бассейна — 22, 3 тыс. км², общее падение реки — 1334 м, средний уклон — 2, 4 ‰.

Река Бикин в районе автомобильного моста на трассе «Восток», Приморский край

Долина реки Бикин в 2018 году внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Справочные данные
Длина560 км
Бассейн22 300 км²
Расход воды246 м³/с
Исток
Местоположениесклоны Сихотэ-Алиня
Координаты47°00′09″ с. ш. 137°01′00″ в. д.
УстьеУссури
Местоположениев 214 км от устья
Высота46 м
Координаты46°51′07″ с. ш. 134°02′12″ в. д.
Уклон реки2,4 м/км
Водная системаУссури → Амур → Охотское море
Страна
  •  Россия
РегионыПриморский край, Хабаровский край
РайоныПожарский район, Бикинский район
Код в ГВР20030700412118100058636

Содержание

  1. Коренные народы
  2. Притоки
  3. Природа
  4. Ихтиофауна
  5. Населённые пункты в долине реки Бикин
  6. Водный туризм
  7. Данные водного реестра

Коренные народы

Исторически берега Бикина были заселены удэгейцами. «Бикин» с удэгейского означает «река, текущая между гор, богатая рыбой, а прибрежные горы — зверем». Есть и другая версия — «Бикин — это старший брат, а многочисленные притоки — это сёстры». В среднем течении реки расположено национальное село Красный Яр, населённое представителями этой народности.

Притоки

(расстояния от устья)

  • 52 км: река Алчан (пр)
  • 145 км: река Змеиная (до 1972 года Канихеза или Бикинская Ханихеза или Ханихецза) (лв)
  • 230 км: река Тахало (пр)
  • 371 км: река Ключевая (до 1972 года Бачелаза) (пр)
  • 375 км: река Террасная (до 1972 года Хандагоу) (лв)
  • 391 км: река Светловодная (до 1972 года Улунга) (лв)
  • 422 км: река Зева (лв)

Основные притоки Бикина: Алчан, Ключевая, Зева.

Природа

В нижней и средней частях долины реки — обширные торфяные болота с лиственничниками — «мари», которые являются местом гнездования чёрного журавля (20—26 пар). В этом же районе гнездятся: японский журавль, черноклювый аист, чёрный аист, чешуйчатый крохаль (25 пар) и мандаринка. Кроме того по берегам реки встречаются уникальные и редкие животные, такие как эндемик рыбный филин, амурский тигр, раньше встречался дальневосточный леопард. Флора бассейна реки также включает в себя множество уникальных видов, такие как женьшень, элеутерококк, аралия, эвриала устрашающая, бразения и другие.

Лесной участок в нижнем течении Бикина площадью свыше 4 тыс. км² является крупнейшим в мире нетронутым массивом кедрово-широколиственных лесов и единственным естественным коридором, по которому происходит соприкосновение российской и китайской популяций амурского тигра. Данный лесной массив в 1993 году был объявлен территорией традиционного природопользования, а в июне 2009 года передан в аренду общине коренных малочисленных народов (удэгейцев) для заготовки кедрового ореха. Также, в составе природного объекта «Долина реки Бикин», на основании заявки правительства РФ 19 ноября 2010 года, он был внесён в предварительный список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на это в мае 2011 года управление лесного хозяйства Приморского края передало указанный лесной массив в аренду лесопромышленной компании ЗАО «Лес экспорт» для вырубки леса, используемого при производстве паркета. Данное решение вызвало критику со стороны природоохранных организаций и позже было отменено. В 2018 году долина реки Бикин была включена в список Всемирного наследия под номером 766.

Ихтиофауна

Бикин по справедливости считается одной из самых рыбных рек в крае. В нём во множестве водятся: вверху — хариус и ленок, по протокам в тинистых водах — сазан, налим и щука, а внизу, ближе к устью, — таймень и сом.
Кета подымается почти до самых истоков.

Арсеньев В. К. «В дебрях Уссурийского края»

Населённые пункты в долине реки Бикин

Сверху вниз, по течению реки:

  • Приморский край, Пожарский район: Охотничий (на реке Светловодная, в 3 км до Бикина), Соболиный, Ясеневый, Красный Яр, Олон, Стрельниково (на реке Змеиная, в 6 км до Бикина), Верхний Перевал, Бурлит (на реке Бурлитовка, в 4 км до Бикина), Алчан;
  • Хабаровский край, Бикинский район: Лесопильное, Оренбургское, Бикин, Васильевка.

Водный туризм

Река считается сложной для сплава из-за большого количества заломов. Сплав обычно начинается с верховьев реки Зева, куда можно добраться по автодороге через пос. Светлая Тернейского района Приморского края. Расход воды в Бикине позволяет начинать сплав от устья реки Ада, но этот маршрут практически не используется из-за сложности заброски и глухих заломов, среди которых особо выделяется залом в районе устья реки Плотникова. Здесь река практически пропадает, растекаясь по пойменному лесу небольшими ручьями, пропадающими в завалах и буреломе. Даже в среднем течении Бикин, становясь большой полноводной рекой, местами превращается в сеть небольших заваленных топляком и брёвнами проток.

Данные водного реестра

По данным государственного водного реестра России и геоинформационной системы водохозяйственного районирования территории РФ, подготовленной Федеральным агентством водных ресурсов:

  • Бассейновый округ — Амурский
  • Речной бассейн — Амур
  • Речной подбассейн — Уссури (российская часть бассейна)
  • Водохозяйственный участок — Бикин

Там, где север встречается с югом Вдоль реки Бикин в России — глубоко в Арктике

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА: Павел Суляндзига, активист за права коренных народов, родом с Дальнего Востока России, рассказывает о культурных и природоохранных проблемах, с которыми сталкиваются удэгейцы.

Павел Суляндзига удэгейский. Удэгейцы живут в Приморском крае и Хабаровском крае, регионах вдоль побережья Дальнего Востока России. Его конкретная группа, бикинка-удэгейцы, живет у реки Бикин на севере Приморского края.

Суляндзига, которую часто называют одним из самых откровенных борцов за права коренных народов в Российской Федерации, является членом Рабочей группы ООН по бизнесу и правам человека и председателем правления Международного фонда развития коренных народов Севера. , Сибири и Дальнего Востока «Батани» (батани в переводе с родного языка означает «богатырь»). Он был первым вице-президентом Российской ассоциации коренных малочисленных народов Севера, был членом Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, возглавлял коллегию Секретариата коренных малочисленных народов Арктического совета, был заместителем председателя Рабочая группа Арктического совета по устойчивому развитию.

Под его руководством было реализовано несколько крупных инициатив в области развития, касающихся коренных народов Арктики, в том числе исследовательский проект о том, как загрязнение, попадающее в пищевые цепи, влияет на здоровье человека.

Собственная область исследований Суляндзиги сосредоточена на традиционной экономике коренных народов. Недавно он переехал в Соединенные Штаты, опасаясь за безопасность своей семьи после того, как получил угрозы убийством в ответ на его деятельность по защите прав коренных народов. Он сказал нам, что надеется однажды вернуться на родину, чтобы продолжать вносить свой вклад в развитие своего народа.

Кессерван Арто: Расскажите нам о своем Севере.

Павел Суляндзига: Бикин — река на севере Приморского края, впадающая в Уссури, которая затем впадает в Амур. Хотя моя родина не относится к Арктике, температура там может достигать 50 градусов ниже нуля зимой. В среднем зимняя температура составляет около 27–28 градусов по Цельсию ниже нуля. Как-то к нам зимой приезжал мужик из Якутии [одного из самых северных регионов России], и ему всегда было холодно, он говорил, что «наши 50 градусов мороза теплее, чем ваши 30 градусов мороза». На самом деле влажность на нашей территории выше, чем в Якутии.

Святое место, где удэгейцы проводят ритуалы перед рыбалкой или охотой. (Фото предоставлено Павлом Суляндзигой)

Арто: Что особенного в этом месте?

Суляндзига: Тайга в долине реки Бикин стала местом паломничества ученых, изучающих биоразнообразие и изменение климата. Во-первых, эта тайга считается самым большим сохранившимся лесом в Северном полушарии и производит наибольшее количество кислорода. Ее называют русской Амазонкой. Ученые говорят, что леса Амазонки — это южные легкие планеты, а тайга Бикина — северные легкие.

Во-вторых, поскольку тайга в долине реки Бикин является местом, где встречаются север и юг, здесь обитают местные растения и животные с обоих направлений. Лиственница, клюква и другие северные растения растут рядом с южными растениями, такими как дикий виноград и лотос. Интересно наблюдать, как «север» и «юг» сошлись в этом одном месте.

В Красном Яру с российским актером Борисом Галкиным. (Фото предоставлено Павлом Суляндзигой)

Арто: Расскажите о людях, которые там живут.

Суляндзига: Бикин является домом для коренных народов (удэгейцев, нанайцев и орочей), которые до сих пор занимаются традиционными видами деятельности. Село Красный Яр считается неофициальной столицей удэгейцев. Удэгейцев осталось всего 1800 человек. Из них примерно 550 проживают в Красном Яру.

Арто: Что самое красивое в вашем Севере?

Суляндзига: Самое главное наше достояние – это наша тайга. Мы выдержали сильное давление со стороны политических властей и промышленности, чтобы сохранить его. На нашей территории имеются огромные запасы золота (третье место по объему на Дальнем Востоке), массивные залежи угля и большой объем древесины, особенно ценных пород, таких как кедр, дуб, сосна и ясень. Чтобы сохранить окружающую среду, мы подписали Киотский протокол и приняли участие в его рынке торговли квотами на выбросы.

Самое большое наше сокровище — амурский тигр, самая большая кошка на земле и предок удэгейцев.

Арто: Расскажите о себе и своей работе.

Суляндзига: По образованию я математик. Я мечтал создать школу для одаренных детей коренных народов. Но так уж получилось, что мне пришлось заняться политикой, чтобы иметь возможность защищать права своего народа.

Я всегда считал, что народ, как и каждый человек, должен отвечать за свою судьбу – решать свои проблемы и нести ответственность за свое развитие. Поэтому я считаю самым важным помочь людям, особенно молодежи, получить хорошее образование. Поколение наших бабушек и дедушек установило эту негласную политику, и это позволило нашему селу выжить и развиваться, несмотря на многие трудности на этом пути.

Я видел, как разваливались и исчезали другие деревни коренных народов (особенно в 1990-е годы) из-за того, что не было интеллигентных, образованных людей, которые могли бы осуществлять, влиять или отстаивать позиции в переговорах с властями о планах экономического и социального развития их сообщества. Наши старейшины поощряли нас к самообразованию. У нас в селе все руководители – председатель совета, заведующая школой, главврач больницы, заведующая детским садом, директор охотхозяйства – коренные.

У нас много людей с учеными степенями, работающих писателями и художниками, а наши студенты учатся в университетах по всему миру.

Я принимал активное участие в законотворческом процессе в конце 90-х — начале 2000-х годов в России, и нам удалось добиться принятия трех федеральных законов о правах коренных народов. К сожалению, эти законы сегодня практически «мертвые», так как многие важнейшие статьи о правах на землю и природные ресурсы были удалены. Юристы говорят, что произошла тотальная девальвация прав коренных малочисленных народов России.

15-летний Павел со своим отцом, ныне известным художником Иваном Дункаем. (Фото любезно предоставлено Павлом Суляндзигой)

Арто: Чем вас отличает приход с Севера?

Суляндзига: Мое поколение столкнулось с агрессивным бытовым национализмом, когда мы были вынуждены учиться в школах-интернатах, расположенных за пределами наших населенных пунктов. Почти каждый вечер к нам в интернат приходили пьяные молодые люди, выкрикивали в наш адрес расистские оскорбления и угрожали избить. Периодически происходили драки. Многие наши люди живут с этим «комплексом неполноценности» всю свою жизнь. Мне удалось преодолеть этот комплекс благодаря опыту среди иностранных студентов, где человека ценили не по цвету кожи или разрезу глаз, а по его человеческим качествам. Эта среда помогла мне понять, что в каждой нации есть разные люди и что национализм, с которым я столкнулся в интернате, не является отражением всего русского народа, по крайней мере, не лучших его элементов.

Однако именно эти события в интернате заставили меня увлечься историей своего народа. Я стал записывать свои беседы со старейшинами и родителями об истории бикинских удэгейцев, о наших традициях и обычаях. Я стал вести дневник с идеями, готовил лекции, написал стихотворение об одной из наших легенд и написал сценарий фильма об обычаях нашего народа.

Арто: Назовите несколько успехов на Севере.

Суляндзига: Одним из успехов, который я хотел бы отметить, является создание Бикинского национального парка на территории моего народа, которым будут совместно управлять коренные народы и правительство России. Мы вели напряженные переговоры с администрацией президента России, и они согласились на все наши предложения. Однако этот процесс был очень болезненным для всех сторон, особенно для удэгейцев.

Однако и со стороны удэгейцев этому процессу было оказано большое сопротивление. Это было связано с тем, что некоторые недобросовестные «лидеры» сообщества использовали управление нашей территорией в личных целях. Деловые круги пытались вызвать общественное возмущение среди удэгейцев, публикуя вводящие в заблуждение статьи о выселении удэгейцев из Бикина.

Мы создали группу, чтобы лучше информировать людей. Членам этой группы угрожали расправой, некоторые потеряли работу, а один даже стал свидетелем уничтожения своего имущества. Но наша кропотливая работа была вознаграждена созданием первого в России совместного управляемого парка.

Сейчас мы помогаем составить план развития коренных народов в парке. [План был сформулирован международными и российскими экспертами на основе предложений самих удэгейцев. ] Впереди еще одна важная задача – контроль за деятельностью правительства России и Администрации Приморского края, связанной с парковыми документами, чтобы не допустить исключение положений, защищающих права коренных народов.

Дети соревнуются на традиционных удэгейских каноэ. (Фото предоставлено Павлом Суляндзигой)

Арто: Каковы ваши надежды и опасения относительно будущего?

Суляндзига: Я очень надеюсь, что мой народ – мои потомки – сможет жить на той же чистой земле и заповедной тайге, которую мы им оставим, на сотни лет вперед. Мои страхи связаны с общей ситуацией в мире и с общим развитием человечества, потому что мой народ и моя маленькая родина являются частью этого большого, безумного мира, который стал очень маленьким из-за глобализации.

Это интервью проводилось на русском языке и было отредактировано и сжато для ясности.

Первоначально эта статья была опубликована в блоге World Policy’s Arctic in Context.

УДЭГЕЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ РЕКИ БИКИН

История удэгейцев восходит к временам античности. Когда-то их земли входили в состав Золотой Империи чжурчжэней. Предки удэгейцев в те времена жили по всему Приморью: на территории от нынешнего Владивостока до Хабаровска. Но около 700 лет назад монголы вторглись в Золотую Империю.

Скрываясь от монголов, удэгейцы стали кочевать с места на место, подобно своим дедам в древности. Так с тех пор и повелось. Питались мясом и рыбой, занимались рыболовством и охотой. Они ходили на шестах через реки. Они останавливались в местах, где было много рыбы и жили возле лесов, полных добычи.

Удэгейцы стали отличными охотниками, и никто лучше них не знает повадки таежных зверей. Весь образ жизни, материальная и духовная культура удэгейцев, как в прошлом, так и в настоящем, связана с охотой.

В основе религиозного мировоззрения удэгейцев лежало анимистическое представление о природе, суть которого заключалась в том, что вся природа живая, а многие ее обитатели — люди, птицы, звери, пресмыкающиеся, насекомые, растения — имеют душа.

Удэгейские верования, связанные с охотничьим ритуалом, неразрывно связаны с поклонением таким животным, как Медведь и Тигр. Удэгейцы искренне верили, что их далекие предки обязаны своим происхождением животным, поэтому поклонялись их тотемам, надеясь на их защиту и помощь. Особенно подробное повествование содержится в легендах о происхождении Человека от Медведя. По мнению удэгейцев, человеку время от времени приходится общаться с духом своего предка — Медведя, приглашая его в гости, т.е. убивая и поедая его мясо.

Помимо Медведя, удэгейцы с большим уважением относились к Тигру («кути мафа»). Тигр считался почетным родственником, «человеком другого рода», поэтому убивать тигров и есть их мясо было запрещено. Однако если зверь нападал на охотника, убить его грехом не считалось. Вынужденные убить тигра удэгейцы хоронили мертвого зверя, как человека, выставляя два кола со стружкой по бокам бревенчатой ​​могилы: свидетельство того, что это место запретное. Тигр считался священным животным, о нем запрещалось даже говорить вслух, потому что люди считали, что тигр понимает язык человека.

Признавая превосходство Тигра в силе и коварной власти над охотником, удэгейцы возводили его в ранг божества и молились ему, например, прося у Тигра ниспослать им удачу на охоте.

Удэгейский шаман всегда выступал посредником между людьми и хозяевами Природы. Шаманом мог стать не каждый, а только тот, кто обладал гипнотическими способностями. Шаманский дар передавался из поколения в поколение. Удэгейская культура чрезвычайно богата. Сюда входят фольклор (исторические сказания, легенды, мифы, сказки и другие жанры), изобразительное искусство (узоры, орнамент, сюжетный рисунок), декоративно-прикладное искусство. Предметы быта, орудия труда, культовые принадлежности украшались узорами и орнаментом. Широко практиковались женские промыслы вышивания узоров и орнаментов на цветных тканях, рыбьей коже и замше, чеканки по бересте. Мужские промыслы были связаны с обработкой твердых материалов – дерева, кости, металла. Удэгейские мастера создавали ритуальные скульптуры больших и малых размеров (фигурки тигра, собаки, человека, птицы и др.

), декорировали материальные предметы быта (столы для еды и разделки мяса и рыбы, сковородки, разделочные доски, палочки от комаров), рукояти инструментов (шилья, перемычки в рюшах, весла и др.).

Сегодня Красный Яр – самое населенное село, живущее по традициям предков и свято хранящее их обычаи. Посетите это необычное место на берегу реки Бикин, расположенное в 200 км от Хабаровска.

В программе двух-трехдневного тура:

— Посещение этнокультурного центра и знакомство с культурой удэгейцев, мастер-класс по народным промыслам — вышивка, берестяные изделия, резьба по дереву.

— Концерт народных песен и сказок, шаманские обряды.

— Посещение местной средней школы и школьного музея.

— Посещение местной семьи старожилов села

— Прогулка по лесу в сопровождении местного удэгейца, который научит ориентироваться в лесу, различать отпечатки лап диких животных и наблюдать за продуктами их жизнедеятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[18+] ©2019 При копировании любых материалов с нашего сайта, ссылка обязательна.

Карта сайта