Река Енисей — величайшая сибирская водная артерия
Енисей – одна из крупнейших рек мира, протекающая в Сибири. Длина ее составляет около 3,5 тыс. км, а ширина в месте впадения в Карское море — 50 км. Географически река Енисей делится на три части с различным характером течения в каждой — это Верхний, Нижний и Средний Енисей.
Название реки по разным источникам имеет различное происхождение. В переводе с киргизского слово «энее-сай» означает «мать-река», а «ионесси» у эвенков переводится как «большая вода». И то, и другое значение названия в полной мере можно отнести к величественному Енисею. В рейтинге мировых рек по многоводности он занимает седьмое место.
Исток его — это слияние двух рек: Ха-Кем и Би-Кем в Саянских горах, в Монголии, на отметке 1400 метров над уровнем моря. Географически Енисей разделяет Сибирь на Восточную и Западную.
Верхний Енисей простирается от устья в Саянах и до реки Туба. Эта часть характеризуется горным течением со скоростью до 40 км/ч и узкой долиной. Ширина реки — до 75 метров.
Средний Енисей берет свое начало у устья Абакана и заканчивается у Ангары. Здесь течение переменчивое – горное сменяется равнинным. В районе Минусинска река замедляется и образует островки размером 5-6 км. Для среднего Енисея характерно большое количество притоков. Самый крупный из них — Бирюса.
Нижний Енисей располагается ниже Ангары, здесь начинается его дельта и Енисейский залив. Заканчивается река группой Бреховских островов. В Усть-Порту ее ширина достигает 20 км. Нижний Енисей принимает Курейку, Дудинку, Нижнюю и Подкаменную Тунгуску.
В сибирскую реку впадает около 20 тысяч рек, самые крупные из них: Нижняя и Подкаменная Тунгуска, Ангара, Кемь, Турухан, Касс, Елогуй, Сым.
Река Енисей протекает в таких городах, как Красноярск, Минусинск, Енисейск, Кызыл, Саяногорск, Абакан, Лесосибирск, Игарка, Дудинка.
Водный режим реки Енисей
Характеризуется достаточно продолжительным весенним половодьем, появлением летних паводков. Питается река Енисей за счет дождевых и талых вод, гораздо меньше – грунтовыми водами. Лед сходит к началу мая и в начале ноября появляется вновь.
Падение реки Енисей
Разность высот между истоком и устьем есть падение. У Енисея эта величина составляет около полутора километров.
Рыболовный промысел
Река Енисей всегда привлекала рыбаков своим многообразием видов рыб. Здесь водятся такие виды лососевых и осетровых, как нельма, осетр, омуль, сиг, муксун, стерлядь. Немало и других разнообразных видов: щука, таймень, окунь, налим, карась. Но количество рыбы здесь все же меньше, чем в других реках, что связано с высокой скоростью течения, неразвитой поймой, каменистым руслом. Прекрасно описаны красоты реки и все тонкости сибирской рыбалки в произведениях великого писателя В. П. Астафьева.
На Енисее хорошо развито пароходство и судоходство. Но проходить здесь удобнее суднам, неглубоко сидящим. В порт Енисейск привозятся грузы из Европы.
Река Енисей сравнительно густо населена в своей средней части и очень редко – в низовьях. Основная часть населения – русские, но здесь живут и коренные народности – тунгусы, остяки, долганы и юраки.
Путешествие по реке Енисей | План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа):
Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности с детьми в старшей группе.
Тема: «Путешествие по реке Енисей»
Цель – расширение представлений детей о диких животных Красноярского края.
Основная образовательная область – «Познание».
Задачи по основной образовательной области:
— Формировать целостную картину мира старших дошкольников: углубить знания детей о
животных края, выяснить места обитания видов, их приспособленность к климатическим
зонам.
— Развивать желание сохранять природу, убеждать в полезности всех видов животных.
-Совершенствовать навыки познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с краеведческим материалом.
Интегрируемые области: «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическая культура».
Задачи по интегрируемым образовательным областям:
Образовательной области «Коммуникации»:
— стимулировать и развивать речевую активность детей;
— формировать коммуникативные навыки.
Образовательной области «Физическая культура»:
— удовлетворять потребности детей в двигательной активности.
Образовательной области «Чтение художественной литературы»:
— развивать чувства прекрасного к природным объектам и животному миру через восприятие произведений художественно – литературного творчества.
Воспитательная:
— Воспитывать любовь к родной природе.
— Учить видеть красоту природы Красноярского края.
— Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным края.
— Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающая:
— Развивать связную речь детей, обогащать их словарь.
Обучающая:
— Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Виды детской деятельности:
— Познавательно-исследовательская;
— игровая;
— коммуникативная;
Формы работы с детьми:
— Игра — путешествие, дидактические игры, подвижная игра, беседа, ситуативный разговор.
Оборудование:
— Для презентации: экран, проектор, ноутбук;
— схема Красноярского края;
— карта — пазл «Климатические зоны красноярского края»;
— детские стулья для игры-путешествия;
— стол, фигурки животных, «волшебная» палочка;
— пособия для дидактических игр;
— маска рыси для подвижной игры.
Демонстрационный материал:
— Слайды «Схема территории Красноярского края», «Енисей», «Лесостепь», «Тайга», «Тундра», «Крайний север»;
— слайды с изображениями диких животных Красноярского края;
— презентации «Саяно-Шушенский заповедник», «Столбы».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природно-климатических особенностях Красноярского края, просмотр презентаций; беседа о разных животных, населяющих Красноярский край, подбор наглядных иллюстраций — слайдов, литературы о животном мире Красноярского края.
Планируемый результат: элементарные представления дошкольников о животном мире Красноярского края.
План – конспект
непосредственно образовательной деятельности
Подготовительный этап:
1. Воспитатель: — Велика наша Родина, чудесны ее просторы. На огромной территории нашей страны есть место, где ты родился и живешь. Это наш родной край, о разнообразии его природы сегодня мы узнаем из нашего путешествия, которое я предлагаю совершить по главной реке края – Енисею. И как настоящим путешественникам составить свою карту — пазл «Климатические зоны Красноярского края». Вы согласны отправиться в путешествие? (Ответы детей).
— Посмотрите это границы нашего края.
— А кто из вас может мне сказать, как называется наш край. (Ответы детей).
— По всей огромной территории Красноярского края протекает река Енисей.
(Рассматривание слайда «Схема территории Красноярского края»).
2. Воспитатель: — Как вы думаете, на чем мы можем совершить наше путешествие? (Ответы детей).
— Помогать нам в пути будет кораблик. Давайте соорудим его из наших стульчиков.
(Сооружение корабля).
— Наш корабль готов. Занимайте места, и мы начнем свой путь.
Основной этап:
1. Воспитатель:
— Река Енисей берет свое начало высоко в горах Саян.
Где волшебник – туман
Белый занавес ткет
В снежных кручах Саян
Он начало берет.
Тесновато порой Енисею меж гор,
Словно конь молодой
Рвется он на простор.
(Просмотр слайда «Енисей»).
На территории Саян расположился Саяно — Шушенский заповедник. Заповедник это место, где растения и животные охраняются человеком. В нем живут разные виды животных. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми обитателями заповедника.
Внимательно слушайте и запоминайте их название.
(Просмотр презентации о биосферном заповеднике).
-Каких животных вы видели в фильме? (ответы детей).
— Вы правильно ответили, и наш кораблик готов плыть дальше.
2. Воспитатель:
— Вырываясь из гор на простор Енисей – батюшка попадает в зону лесостепи. Здесь располагаются холмы и равнины, покрытые густой травой и лишь вдоль ручейков и речушек растут березки да осины.
(Просмотр слайда «Лесостепь»).
— Как вы думаете, какие животные могут здесь обитать, если кругом много густой и
сочной травы?
Ответы детей: Травоядные.
(Просмотр слайдов «Заяц», «Кабан», «Белка», «Еж»).
— А если есть травоядные, то есть и …?
Ответы детей: Хищники.
(Просмотр слайдов «Лиса», «Волк», «Медведь»).
— Еще на данной территории обитает такое хищное животное как рысь. Это крупный зверь семейства кошачьих. У нее короткий, словно обрубленный хвост, пышные «бакенбарды» и кисточки на ушах. Мех у рыси серый или рыжеватый с темными пятнами. Рысь – ночное животное. Она, как любая кошка, хорошо лазает по деревьям и любит охотиться.
(Просмотр слайда «Рысь»).
-Ребята, у меня есть интересная игра.
Подвижная игра «Осторожно, рысь».
Выбирается «рысь». Остальные дети – «мышки». «Рысь» ходит и высматривает «мышку». «Мышки» ходят вокруг «рыси» и произносят слова:
-Очень тихо ходит рысь,
Осторожно, берегись!
После последнего слова «рысь» ловит «мышку». Пойманная «мышка» становится «рысью».
Игра повторяется несколько раз.
(После игры дети садятся на стульчики).
— Вы активно отвечали на вопросы и играли, а тем временем у нас готова первая часть нашей карты «Лесостепь».
3. Воспитатель:
— Наш кораблик продолжает свой нелегкий путь. Ведь на пути — тайга.
(Просмотр слайда «Тайга»).
— Ребята, что такое тайга? (Ответы детей).
— На окраине Красноярска есть место, которое называют жемчужиной сибирской природы – заповедник «Столбы». Заповедник раскинулся по правому берегу Енисея. Здесь среди тайги, возвышаются причудливые скалы.
(Просмотр презентации о красноярских «Столбах»).
— У подножия «Столбов» расположен «Приют доктора Айболита» — живой уголок, в нем живут представители животного мира Сибири.
— Давайте вспомним животных тайги, и сыграем в игру «Волшебная палочка» — «Дикие животные и их детеныши».
Воспитатель передает «Волшебную палочку» ребенку, и называет животное. Ребенок должен назвать детеныша этого животного и вернуть «Волшебную палочку» воспитателю.
— Вот и с этим заданием вы справились хорошо, и у нас готова вторая часть карты «Тайга». Отправляемся дальше.
4. Воспитатель:
— Становиться все холоднее, лето короче, а зима длиннее, снег глубже, а солнце холоднее. Мы с вами приближаемся к Северному ледовитому океану. Вслед за тайгой появляется новая зона – зона вечной мерзлоты. Эта местность называется – тундра.
Здесь много влаги, и мало солнца, поэтому растительность очень скудная, в основном здесь растут мхи да лишайники, да небольшие кустарники – карликовые деревья. Но и здесь живут животные, которые приспособились к этому климату.
(Просмотр слайда «Тундра»).
-Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте мне назвать этих животных:
— Словно царскую корону, носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
любит снежные луга (северный олень).
— Кто зимой холодной по тундре бродит злой, голодный (волк, песец).
— Слывет он грозою всего побережья,
Гордиться дохою своей белоснежной,
Живется привольно в ледовых хоромах,
На льдине как дома и в море как дома (белый медведь)
— Белый, по снегу бежит, петляет (заяц — беляк).
(Отгадывание загадок сопровождается просмотром слайдов с изображением загадываемых животных).
— А еще живет в тундре маленький зверек, очень похожий на мышь, только побольше – зовут его лемминг. Об этом зверьке нам расскажет Валерия. Вместе с мамой она узнала много интересного о лемминге.
(Просмотр слайда «Лемминг»).
— Теперь мы знаем о северных животных. Осталось познакомиться с обитателями побережья.
5. Воспитатель:
— Ведь Енисей – батюшка заканчивает свой нелегкий и длинный путь. Он
впадает в Северный – Ледовитый океан.
На Таймырском побережье
В мае ветрено и снежно,
В море льдины холодины –
Для морских зверей перины.
Вот проснулось побережье
Моржи, нерпы и тюлени.
Тюленята и моржата – закаленные ребята
И в мороз и в непогоду
Не робея, лезут в воду.
(Чтение стихотворения сопровождается просмотром слайдов с изображением моржа, нерпы, тюленя).
— О каких животных вы узнали из стихотворения?
— Где они обитают, чем питаются?
— Как они приспособились к жизни на Севере?
(Ответы детей).
— Вот и третья часть карты «Тундра и крайний Север» готова.
Заключительный этап:
— Закончилось и наше путешествие по Енисею. Пора отправляться в детский сад. Давайте попросим волшебную палочку помочь нам. Закройте все глаза. Волшебная палочка помоги нам скорее попасть в детский сад раз, два, три.