Река енисей берет начало: Река Енисей Енисейская — Сибирь

Река Енисей — величайшая сибирская водная артерия

Енисей – одна из крупнейших рек мира, протекающая в Сибири. Длина ее составляет около 3,5 тыс. км, а ширина в месте впадения в Карское море — 50 км. Географически река Енисей делится на три части с различным характером течения в каждой — это Верхний, Нижний и Средний Енисей.

Название реки по разным источникам имеет различное происхождение. В переводе с киргизского слово «энее-сай» означает «мать-река», а «ионесси» у эвенков переводится как «большая вода». И то, и другое значение названия в полной мере можно отнести к величественному Енисею. В рейтинге мировых рек по многоводности он занимает седьмое место.

Исток его — это слияние двух рек: Ха-Кем и Би-Кем в Саянских горах, в Монголии, на отметке 1400 метров над уровнем моря. Географически Енисей разделяет Сибирь на Восточную и Западную.

Верхний Енисей простирается от устья в Саянах и до реки Туба. Эта часть характеризуется горным течением со скоростью до 40 км/ч и узкой долиной. Ширина реки — до 75 метров.

Средний Енисей берет свое начало у устья Абакана и заканчивается у Ангары. Здесь течение переменчивое – горное сменяется равнинным. В районе Минусинска река замедляется и образует островки размером 5-6 км. Для среднего Енисея характерно большое количество притоков. Самый крупный из них — Бирюса.

Нижний Енисей располагается ниже Ангары, здесь начинается его дельта и Енисейский залив. Заканчивается река группой Бреховских островов. В Усть-Порту ее ширина достигает 20 км. Нижний Енисей принимает Курейку, Дудинку, Нижнюю и Подкаменную Тунгуску.

В сибирскую реку впадает около 20 тысяч рек, самые крупные из них: Нижняя и Подкаменная Тунгуска, Ангара, Кемь, Турухан, Касс, Елогуй, Сым.

Река Енисей протекает в таких городах, как Красноярск, Минусинск, Енисейск, Кызыл, Саяногорск, Абакан, Лесосибирск, Игарка, Дудинка.

Водный режим реки Енисей 

Характеризуется достаточно продолжительным весенним половодьем, появлением летних паводков. Питается река Енисей за счет дождевых и талых вод, гораздо меньше – грунтовыми водами. Лед сходит к началу мая и в начале ноября появляется вновь.

Падение реки Енисей 

Разность высот между истоком и устьем есть падение. У Енисея эта величина составляет около полутора километров.

Рыболовный промысел 

Река Енисей всегда привлекала рыбаков своим многообразием видов рыб. Здесь водятся такие виды лососевых и осетровых, как нельма, осетр, омуль, сиг, муксун, стерлядь. Немало и других разнообразных видов: щука, таймень, окунь, налим, карась. Но количество рыбы здесь все же меньше, чем в других реках, что связано с высокой скоростью течения, неразвитой поймой, каменистым руслом. Прекрасно описаны красоты реки и все тонкости сибирской рыбалки в произведениях великого писателя В. П. Астафьева.

На Енисее хорошо развито пароходство и судоходство. Но проходить здесь удобнее суднам, неглубоко сидящим. В порт Енисейск привозятся грузы из Европы.

Река Енисей сравнительно густо населена в своей средней части и очень редко – в низовьях. Основная часть населения – русские, но здесь живут и коренные народности  – тунгусы, остяки, долганы и юраки.

Путешествие по реке Енисей | План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа):

Сценарный план непосредственно-образовательной деятельности  с детьми в старшей группе.

Тема: «Путешествие по реке Енисей»

 Цель – расширение представлений детей о диких животных Красноярского края.

 Основная образовательная область – «Познание».

 Задачи по основной образовательной области:

— Формировать целостную картину мира старших дошкольников: углубить знания детей о

животных края, выяснить места обитания видов, их приспособленность к климатическим

зонам.

— Развивать желание сохранять природу, убеждать в полезности всех видов животных.

-Совершенствовать навыки познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с краеведческим материалом.

  Интегрируемые области: «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическая культура».

  Задачи по интегрируемым образовательным областям:

Образовательной области «Коммуникации»:

—  стимулировать и развивать речевую активность детей;

— формировать коммуникативные навыки.

Образовательной области «Физическая культура»:

— удовлетворять потребности детей в двигательной активности.

Образовательной области «Чтение художественной литературы»:

 — развивать чувства прекрасного к природным объектам  и животному миру через восприятие произведений художественно – литературного творчества.

Воспитательная:

—  Воспитывать любовь к родной природе.
—  Учить видеть красоту природы Красноярского края.
—  Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным края.
—  Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая:
—  Развивать связную речь детей, обогащать их словарь.

Обучающая:
—  Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Виды детской деятельности:

 — Познавательно-исследовательская;

 — игровая;

 — коммуникативная;

 Формы работы с детьми:

 — Игра — путешествие, дидактические игры, подвижная игра, беседа, ситуативный разговор.

Оборудование:

— Для презентации: экран, проектор, ноутбук;

— схема Красноярского края;

— карта — пазл «Климатические зоны красноярского края»;

— детские стулья для игры-путешествия;

— стол, фигурки животных, «волшебная» палочка;

— пособия для дидактических игр;

— маска рыси для подвижной игры.

Демонстрационный материал:

— Слайды «Схема территории Красноярского края», «Енисей», «Лесостепь», «Тайга», «Тундра», «Крайний север»;

— слайды с изображениями диких животных Красноярского края;

— презентации «Саяно-Шушенский заповедник», «Столбы».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природно-климатических особенностях Красноярского края, просмотр презентаций; беседа о разных животных, населяющих Красноярский край, подбор наглядных иллюстраций — слайдов, литературы о животном мире Красноярского края.

Планируемый результат: элементарные представления дошкольников о животном мире Красноярского края.

План – конспект

 непосредственно образовательной деятельности

Подготовительный этап:

                        1. Воспитатель: — Велика наша Родина, чудесны ее просторы. На огромной территории нашей страны есть место, где ты родился и живешь.  Это наш родной край, о разнообразии его природы сегодня мы узнаем из нашего путешествия, которое я предлагаю совершить  по главной реке края – Енисею. И как настоящим путешественникам  составить свою карту — пазл «Климатические зоны Красноярского края». Вы согласны отправиться в путешествие? (Ответы детей).

— Посмотрите это границы нашего края.

— А кто из вас может мне сказать, как называется  наш край. (Ответы  детей). 

— По всей огромной территории Красноярского края протекает река Енисей.

(Рассматривание слайда «Схема территории Красноярского края»).

2. Воспитатель: — Как вы думаете, на чем  мы можем совершить наше путешествие? (Ответы детей).

— Помогать нам в пути будет кораблик. Давайте соорудим его из наших стульчиков.

(Сооружение корабля).                                                                                                                          

 — Наш корабль готов. Занимайте места, и мы начнем свой путь.

Основной этап:

1. Воспитатель:

— Река Енисей берет свое начало высоко в горах Саян.

            Где волшебник – туман

Белый занавес ткет

В снежных кручах Саян

                Он начало берет.

Тесновато порой Енисею меж гор,

Словно конь молодой

Рвется он на простор.

(Просмотр слайда «Енисей»).

На территории Саян  расположился Саяно — Шушенский заповедник. Заповедник это место, где растения и животные охраняются человеком. В нем  живут разные виды животных. Я предлагаю  вам познакомиться с некоторыми обитателями заповедника.

Внимательно слушайте и запоминайте их название.

(Просмотр презентации о биосферном заповеднике).

-Каких животных вы видели в фильме? (ответы детей).

— Вы правильно ответили, и наш кораблик готов плыть дальше.

2. Воспитатель:

— Вырываясь из гор на простор Енисей – батюшка попадает в зону лесостепи. Здесь располагаются холмы и равнины, покрытые густой травой и  лишь вдоль ручейков и речушек растут березки да осины.

(Просмотр слайда «Лесостепь»).

— Как вы думаете, какие животные могут здесь обитать, если кругом много густой и

 сочной травы?

Ответы детей: Травоядные.

(Просмотр слайдов «Заяц», «Кабан», «Белка», «Еж»).

— А если есть травоядные, то есть и …?

 Ответы детей: Хищники.

(Просмотр слайдов «Лиса», «Волк», «Медведь»).

 — Еще на данной территории обитает такое хищное животное как рысь. Это крупный зверь семейства кошачьих. У нее короткий, словно обрубленный хвост, пышные «бакенбарды» и кисточки на ушах. Мех у рыси серый  или рыжеватый с темными пятнами. Рысь – ночное животное. Она, как любая кошка, хорошо лазает по деревьям и любит охотиться.

(Просмотр слайда «Рысь»).

-Ребята, у меня есть интересная игра.

Подвижная игра «Осторожно, рысь».

Выбирается «рысь». Остальные дети – «мышки». «Рысь» ходит и высматривает «мышку». «Мышки» ходят вокруг «рыси» и произносят слова:

-Очень тихо ходит рысь,

Осторожно, берегись!

После последнего слова «рысь» ловит «мышку». Пойманная «мышка» становится «рысью».

Игра повторяется несколько раз.

(После игры дети садятся на стульчики).

— Вы активно отвечали на вопросы и играли, а тем временем у нас готова первая часть нашей карты «Лесостепь».

3. Воспитатель:

—  Наш кораблик продолжает свой нелегкий путь. Ведь на пути — тайга.

(Просмотр слайда «Тайга»).

— Ребята, что такое тайга? (Ответы детей).

— На окраине Красноярска есть место, которое называют жемчужиной сибирской природы – заповедник «Столбы». Заповедник раскинулся по правому берегу Енисея. Здесь среди тайги, возвышаются причудливые скалы.

(Просмотр презентации о красноярских «Столбах»).

— У подножия «Столбов» расположен «Приют доктора Айболита» — живой уголок, в нем живут представители животного мира Сибири.

— Давайте вспомним животных тайги, и сыграем в игру «Волшебная палочка» — «Дикие животные и их детеныши».

Воспитатель передает «Волшебную палочку»  ребенку, и называет животное. Ребенок должен назвать детеныша этого животного и вернуть «Волшебную палочку»  воспитателю.

— Вот и с этим заданием вы справились хорошо, и у нас готова вторая часть карты  «Тайга». Отправляемся дальше.

4. Воспитатель:

— Становиться все холоднее, лето короче, а зима длиннее, снег глубже, а солнце холоднее. Мы с вами приближаемся к Северному ледовитому океану. Вслед за тайгой появляется новая зона – зона вечной мерзлоты. Эта местность называется – тундра.

Здесь много влаги, и мало солнца, поэтому растительность очень скудная, в основном здесь растут мхи да лишайники, да небольшие кустарники – карликовые деревья. Но и здесь живут животные, которые приспособились к этому климату.

(Просмотр слайда «Тундра»).

-Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте мне назвать этих животных:

— Словно царскую корону, носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

любит снежные луга (северный олень).

— Кто зимой холодной по тундре бродит злой, голодный (волк, песец).

— Слывет он грозою всего побережья,

  Гордиться дохою своей белоснежной,

  Живется привольно в ледовых хоромах,

  На льдине как дома и в море как дома (белый медведь)

— Белый, по снегу бежит, петляет (заяц —  беляк).

(Отгадывание загадок сопровождается просмотром слайдов с изображением загадываемых животных).

— А еще живет в тундре маленький зверек, очень похожий на мышь, только побольше – зовут его лемминг. Об этом зверьке нам расскажет Валерия. Вместе с мамой она узнала много интересного  о лемминге.

(Просмотр слайда «Лемминг»).  

— Теперь мы знаем о северных животных. Осталось познакомиться с обитателями побережья.

5. Воспитатель:

— Ведь Енисей – батюшка заканчивает свой нелегкий и длинный путь. Он

впадает в Северный – Ледовитый океан.

                     На Таймырском побережье

В мае ветрено и снежно,

В море льдины холодины –

Для морских зверей перины.

Вот проснулось побережье

                     Моржи, нерпы и тюлени.

Тюленята и моржата – закаленные ребята

И в мороз и в непогоду

Не робея, лезут в воду.

(Чтение стихотворения сопровождается просмотром слайдов с изображением моржа, нерпы, тюленя).

— О каких животных вы узнали из стихотворения?

— Где они обитают, чем питаются?

— Как они приспособились к жизни на Севере?

(Ответы детей).

            — Вот и третья часть карты «Тундра и крайний Север» готова.

 Заключительный этап:

— Закончилось и наше путешествие по Енисею. Пора отправляться в детский сад. Давайте попросим волшебную палочку помочь нам. Закройте все глаза. Волшебная палочка помоги нам скорее попасть в детский сад раз, два, три.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *