Река Страча
оз.В.Швакшты — д.Михалишки, 70 км (4-5 дней)
Километраж по маршруту
Cтрача — это недлинная (59 км), но очень интересная река. Летом она спокойная, мелкая, местами «по щиколотку», а весной — бурлящая, своенравная. Начинается из озера Малые Швакшты, пересекает Свенцянскую гряду, течет по территории ландшафтного заказника «Голубые озера» и по Нарочанско-Вилейской низине, впадает в Вилию недалеко от д. Михалишки. Несмотря на ее небольшую протяженность, планировать поход нужно не менее чем на 4 ходовых дня. Во-первых, нужно успеть вдоволь насладиться красотой окружающих ландшафтов. Во-вторых, понадобится время на преодоление многочисленных препятствий. Растительный и животный мир в бассейне Страчи богат и разнообразен. Каждый раз во время похода природа дарила нам какое-нибудь удивительное зрелище. Мы видели бобров, неторопливо пересекающих реку; журавлей во время их «свадеб»; кабанов, карабкающихся по крутому берегу буквально в 30 метрах от нашей стоянки; красавца-лебедя, дефилировавшего перед лагерем, выпрашивая угощение; огромного филина, который взлетел бесшумной тенью из-под ног дежурного, от неожиданности уронившего котелок с водой.
К начальной точке маршрута удобно добираться автобусом Минск — Свирь через Нарочь. Нужная вам остановка — Глубокий Ручей. Отсюда до озера всего около 300 м. На берегу раскинулся сосновый лес.
Отличным ориентиром послужит вам деревянная беседка. Подход к воде удобный. Выходить на маршрут лучше всего утром. Пересечь озеро В. Швакшты нужно азимутом 340, чтобы как можно точнее выйти к протоке. Выход из озера скрыт прибрежной растительностью, и найти его сразу, особенно осенью, не всегда удается. Протока между озерами Великие и Малые Швакшты имеет ширину два-три метра и длину километр, на берегах высокие кусты и камыш. Препятствий нет. Даже в ветреную погоду в ней спокойно. Сквозь двухметровую толщу кристально чистой воды просматривается черное илистое дно. По берегам можно увидеть несколько бобровых хат. В начале открывшегося озера слева, на небольшом участке низкого, но твердого берега можно высадиться. Раньше здесь находилась оборудованная стоянка. Весь остальной юго-западный берег озера заболочен. Выход из него найти легко: около двух километров нужно придерживаться левого берега. Исток Страчи широкий и спокойный, с заболоченными берегами, где много бобровых хат. Через 1,5-2 км появляются твердые берега. Слева, у устья небольшого ручейка, есть уютная поляна, достаточно дров. Здесь можно планировать первую ночевку. До поляны 8 км или около 2 часов хода.
Через 500 м от этого места расположен низкий железобетонный мостик на дороге от д. Дубровщины. За ним река превращается в узкий, но довольно глубокий ручей, который петляет по заболоченной низине. В половодье здесь образуется огромное водяное блюдце, доходящее до домов в д. Свирки. На этой глади отлично просматривается русло, ограниченное петляющей дорожкой кустов, растущих на притопленных берегах. При наличии опыта можно срезать расстояния. Русло довольно чистое. Если не считать закола возле деревни, препятствий нет. Слева впадает ручей Червоный. В течение следующего часа мимо проплывают заросшие кустами или заболоченные берега, мест для стоянки нет. Только справа однажды появляется твердый открытый берег с четырьмя огромными елями. После этого около трех километров река течет по непроходимым болотам. В этих местах русло может теряться среди зарослей камыша. За болотом река сужается и левым берегом выходит к сосновому лесу, где можно выбрать хорошее место для стоянки.
Вскоре начинается территория ландшафтного заказника «Голубые озера». Река течет в каньоне. Берега высокие, густо поросшие хвойным лесом. Скорость течения увеличивается, река изредка делится на рукава. На упавших деревьях и одиночных валунах вода закипает. Перед д. Станчики берега немного понижаются. Напротив деревни есть несколько препятствий в виде завалов или примитивных переправ, сооруженных местными жителями. При низкой воде образуются перекаты. Через 1-1,5 км берега расступаются, и скорость реки замедляется в заболоченной пойме. Коренные берега по-прежнему высокие, поросшие хвойными деревьями. Еще через 3 км справа в реку впадает ручей, который течет через болото из озера Болдук. В высокую воду можно подняться в озеро. В 150 метрах слева, перед низким деревянным мостиком, соединяющим дорогу между оз. Окунек и оз. Глухое, на опушке елового леса есть отличная оборудованная стоянка. Можно спланировать дневку и совершить пешие прогулки по непередаваемо прекрасным озерам и озерцам.
Следующие два километра река течет по заболоченной пойме. Затем берега повышаются, в русле учащаются перекаты. Справа впадает река Лынтупка. В ее устье есть хорошая стоянка. Берега становятся еще выше, достигая 15 метров. Их крутые склоны завалены буреломом. В русле из-за поваленных деревьев возникают несложные препятствия.
Скорость течения не менее 3 км/час. Проходить этот участок — сплошное удовольствие. Примерно через 3 км начинаются завалы, требующие проводки или обноса. Берега поочередно начинают отступать, образуя лужайки то с одной, то с другой стороны. Этот участок заканчивается у низкого пешеходного мостика, обозначенного на карте как брод. Далее слева видна дамба, тянущаяся вдоль реки. Она закачивается протокой из заболоченного пруда Омежа.
Ниже его русло Страчи закипает на километровом перекате. Река, стиснутая с обеих сторон высокими берегами, несется со скоростью более 6 км/час. Этот участок опасен тем, что он заканчивается порогом на месте старой разрушенной мельничной плотины у деревни Ольшево.
Бурный и стремительный поток скрывает подводные сваи, и есть большой риск распороть днище байдарки. Советуем проводку. Чуть ниже расположен автомобильный мост. В д. Ольшево на левом берегу находятся старинная усадьба и парк.
На наш взгляд, не стоит терять время на их осмотр, поскольку на этом, как, впрочем, и на многих других памятниках белорусской старины, лежит печать бесхозяйственности и разрухи.
Слив прямой, несложный, высотой около полутора метров. Рекомендуем обнос справа. Ниже плотины находится мост, под ним — старые сваи. Дальше берега становятся низкими, на них растут ольха, ива. Через 2-3 км на высоком правом берегу появляется хороший лес, но условия для высадки плохие. Лес тянется километра 2-3. Перед впадением Свирянки река разделяется на два русла: в правом -завал, в левом — низкий мостик. Проводка. После слияния рек скорость течения около 2 км/ч, препятствий нет. Километром ниже справа выходит клин соснового леса. Берег удобен для высадки. Неплохие места встречаются по правому берегу еще несколько раз. У д. Понизье берега низкие, поросшие ивой, или голые. Ниже по левому берегу тянется гряда высоких холмов, поросших хвойным лесом. Периодически к ним подходит река и попадаются подходящие для стоянки места.
Береговая линия извилиста и образует множество заливов, полуостровов и островов — этим здешние пейзажи напоминают Карелию. Здесь рекомендуем делать дневку. На полуостровах есть удобные для высадки пологие участки, встречаются оборудованные стоянки, бани. Также можно отлично порыбачить. В конце водохранилища мост, а за ним плотина.
Справа в 150 метрах от плотины есть магазин, там же находится и автобусная остановка. Отправление автобусов в Островец в 8.00 и 15.30 (разумеется, расписание может изменяться). Из Островца до Молодечно ходит дизель. Если вы решили идти дальше, сделайте обнос плотины по правому берегу. До устья 4,5 км. На втором километре этого участка начнутся живописные лесистые обрывы и холмы, которые тянутся почти до самого устья. Если планируется заканчивать маршрут в Михалишках, последнюю ночевку лучше провести в этих местах. От устья Страчи до автомобильного моста — 3 км по спокойной Вилии.
- Продолжение маршрута по Вилии >>>>
Километраж по маршруту:
Фото маршрута по реке Страча 2017 года >>>
Скачать карты маршрута по реке Страча с привязками для OziExplorer и OruxMaps
Водные походы по Страче – мечта для экстремалов
Анна Малышкина, беларуска из Лиды, которая работает в сфере продаж в IT, продолжает рассказывать нам, как выглядит настоящий экстрим по-беларусски. На этот раз узнаем, какие опасности и приятные сюрпризы подстерегают туриста во время сплава по самой своенравной беларусской реке – Страче.
Произнося название реки Страча в компании туристов-водников, будь готов(-а) к тому, что на тебя обрушится шквал увлекательных, непохожих друг на друга историй. Сплав по этой лесной реке сродни удачному прыжку с парашютом: пока большая часть экстремалов предается мечтаниям, кто-то поднимается в воздух, дергает кольцо и получает заслуженное удовольствие. После, лихо увенчав себя лаврами, смакует перед нерешительными товарищами каждую секунду триумфального полета. Несмотря на то, что беларусские реки незначительно отличаются друг от друга, коротенькой Страче таки удалось покорить сердца большинства разборчивых туристов своей непредсказуемостью.
Дорога
Дорога из Минска к реке Страча проходит по трассам Е28 – Р45 – Р52, занимает около трех часов и сама по себе является гарантом эмоционально-эстетического удовлетворения. Исключение может составить лишь строящаяся гордость беларусской энергетики – Островецкая АЭС, хотя и она в силах подарить радость любителям техногенных пейзажей. Холмы, смешанные леса, традиционно ухоженные поля повышают уровень патриотизма в крови, а указатель на деревню Гервяты ненавязчиво намекает, что располагай ты достаточным запасом времени, поездку можно сделать особенно насыщенной.
Сплав: схватка с рекой
Отправным пунктом сплава в разрезе похода выходного дня служит озеро Малые Швакшты, там же берет начало и сама река. Узкие протоки, заросшие камышом, вводят туриста в заблуждение, обещая спокойное и размеренное приключение. Однако, быстрая смена пейзажей – одна из отличительных черт этой реки: как старательный школьник пытается за 45 минут грамотно выплеснуть на бумагу свежие впечатления о лете, так и Страча конспективно демонстрирует все свои красоты на 59 километрах.
Знойным летом Страчу на туристическом жаргоне называют «шкуродером». Река получила такое прозвище не со зла, а заслуженно – за мелководность. Нередки рассказы о том, как байдарку приходилось тянуть волоком, потому что вода едва доходила до щиколоток. Иначе дела обстоят весной, когда талый снег наполняет реку жизнью, а грязный лед еще упрямо скрывается от солнца за деревьями вдоль берега. В этот период Страча становится Меккой для истосковавшиеся за зиму любителей водного отдыха. Сталкиваясь с камнями, освободившийся водный поток закипает прямо на глазах.
Несмотря на лесной характер, Страча не утомляет туриста бесконечными поворотами, а напротив дает возможность набрать скорость для совершения маневра перед препятствием. Их, стоит отметить, немало на реке после зимы. Особую опасность представляют «расчески»: нависшие над водой деревья, чьи ветви поглаживают поверхность воды подобно гребню для волос. Появление их на маршруте предсказать заранее сложно, зато легко запутаться в «зубцах», не справившись с управлением лодкой. Кроме того, что в момент встречи высока вероятность повредить судно, «расческа» представляет невыдуманную угрозу для жизни. Гибкие упругие ветки легко вытаскивают туриста из «седла», а это неизбежно ведет либо к погоне за байдаркой, либо к освежающему купанию. Температура воды в реке, к слову, даже летним днем освежающая, так что едва ли принудительные водные процедуры в верхней одежде принесут наслаждение.
Если избежать столкновения с «расческой» все-таки не удалось, то аксакалы рекомендуют карабкаться и преодолевать препятствие по верху, ни в коем случае не нырять. Ведь под водой еще остаются незаметные ветки, зацепившись за которые, даже в спасательном жилете можно, потеряв время, погибнуть. Однако, не стоит бояться. Страча, подобно щенку-подростку, заигравшись, конечно, может травмировать, но если держать ситуацию под контролем и быть начеку – схватка будет безопасной и увлекательной. Тем более, это одна из немногих беларусских рек, которая имеет категорию сложности.
Река Страча, мельничный порог
Пороги с историей
Первый запоминающийся порог находится на месте разрушенного моста у деревни Ольшево Мядельского района. Назло скромным размерам (на сегодняшний день число жителей едва достигает 25 человек) населенный пункт имеет довольно внушительное прошлое. C середины XVIII века место это принадлежало роду Хоминских, среди которых – известные беларусские общественно-политические деятели, книгоиздатели, статские советники и даже селекционеры. О предприимчивости представителей династии говорит и факт того, что к концу XIX века в Ольшево располагалась собственная винокурня, лесопилка и водяная мельница. Сегодня, к великому сожалению, взгляд туриста в силах задержать только руины усадьбы и отлично сохранившиеся две конюшни. Конный завод в имении, кстати, сыграл значительную роль в формировании породы лошадей «Беларусская упряжная», а его владелец Людвиг Хоминский в свое время даже вывел особый подвид «Ольшевская упряжная». Жеребцы этой породы демонстрируют максимальную тяговую силу, равную весу груза 10-13 тонн.
Местные жители с гордостью повторяют, что район их приезжие называют «беларусской Швейцарией». Пусть так говорят местные жители и других районов страны, включая Мозырский, Красносельский и Логойский, однако Джокером в рукаве Мядельского населения остается национальный парк «Голубые Озера», границы которого открываются здесь старательно спроектированной экологической тропой. В зависимости от уверенности в собственных силах, физической формы и погодных условий, туристу предлагается на выбор два маршрута: 4 или 7 километров. Оба проходят по пересеченной местности, огибая озера Глубля, Глубенька, Мертвое и выходят к реке Страча. Беседки и облагороженные стоянки придают реке налет цивилизованности и делают отдых комфортным для экстримонезависимых людей.
После первого порога Страча маскируется под размытый мелиоративный канал, пытаясь всеми силами усыпить бдительность туриста. Дабы не впасть в уныние и не заблудиться в этом импровизированном болоте, настоятельно рекомендуется взять на борт навигатор с действующим треком. Мобильные карты зачастую в условиях ограниченной доступности к сети отражают происходящее в виде большого синего пятна, а это, естественно, не добавляет уверенности в состоянии стресса или прострации. В то же время, именно в этом промежутке Страча щедро демонстрирует свою нетронутость и, судя по количеству хаток, особенно ей рады неутомимые бобры. Подобно минскому «Мапиду» они отказываются довольствоваться малым и решительно застраивают родное болото. Для городского жителя путешествие по Страче – это еще и редкий шанс увидеть зверей в их естественной среде обитания. Кроме лосей, косуль, барсуков, заглядывает в эти места и лосось. Конвоируемый отрядом неравнодушных экологов, он в целости и сохранности отправляется в Европу, хотя, судя по записям в архивах, до строительства Ольховской картонной фабрики размножался охотно и у нас.
Бурлящий перекат
Возвращаясь на реку, стоит отметить, что за терпеливое преодоление монотонного 8-километрового участка турист получает приз в виде бурлящего метрового переката. Находится он на месте разрушенной мельницы и дает возможность новичкам, повысив уровень адреналина, вжиться в роль опытного походника. Место это без угрызения совести можно назвать визитной карточкой Страчи, а фотография парящей на волнах байдарки гарантированно соберет лайковый куш в любой из социальных сетей. Пройдя пару километров вперед до деревни Большая Страча, многие группы завершают поход, соблазнившись непосредственной близостью цивилизации, но если любопытство еще течет по венам, а время не поджимает, то обязательно нужно плыть дальше.
Кратной мажорной кодой звучит завершающий отрезок реки. Удаляющиеся друг от друга берега образуют пространство, в котором расслабленный турист целый день может перелистывать впечатления от пройденного пути. Медитативное настроение усиливают бесстрашные лебеди, деловито сопровождающие байдарочников до впадения Страчи в Вилию – деревни Михалишки. Лишним будет повторять, что и это место требует внимания путешественника, хотя бы ради того, чтобы воочию взглянуть на барочный Костел августинцев XVII века. Бело-голубые барельефы из стукко не оставят тебя равнодушным(-ой). В Беларуси не найти подобной Страче реки, которая столь ярко и колоритно повествует о жизни региона и заставляет зубы байдарочников крошиться в ожидании будущего сезона.
Фото – wildlife. by
|
Активный отдых
Автор: Анна Малышкина
38479
Водные сплавы и балтское имя реки. Проект «Гродненщина синеокая» о самой неспокойной реке региона
Петляя по лесам и болотам, несет свои воды порожистая и неспокойная река Страча. В переводе с балтского название ее означает «быстрое течение», и Страча его полностью оправдывает, привлекая любителей водных сплавов.
Мечта для экстремалов.
Впрочем, если турист увидит Страчу летом, вряд ли узнает в реке мечту экстремалов. В это время года она, как правило, спокойная и мелкая, местами – до щиколотки. Поэтому от туристов за мелководность получила название «шкуродер». Зато весной Страча совсем другая – бурлящая и своенравная. Виной всему – талый снег, который наполняет реку жизнью. Именно это и притягивает сюда любителей водного отдыха, которые с ранней весны организовывают здесь водные сплавы.
Трудности, которые подстерегают рискнувших вступить в схватку с рекой, – нависшие над водой деревья, бобровые плотины и множество камней – экстремалов не пугают. Они готовы к увлекательной борьбе с этой быстрой рекой.
А для местных жителей Страча – любимое место на земле, ведь это их малая родина. Именно они старательно оберегают красоту окружающей природы. Который год по инициативе хозяина агроусадьбы «Хутор Комаришки», которая расположена вблизи деревни Большая Страча, Александра Дорошевича, при поддержке педагогов и учащихся Спондовской средней школы и волонтеров проходит акция «Зробім!» по очистке реки и прилегающих к ней лесов. А недавно здесь начали проводить экологический слав. Главная его цель – собрать мусор, который несет быстрое течение Страчи.
Тезка реки – деревня Большая Страча – впервые упоминается в летописи в 1518 году как владение Анны Михайловны, вдовы боярина Стяцка Васковича. Сегодня поражает здесь гостей каплица Святого Войтеха. Издали – обычный кирпичный дом или административное здание. По словам местных жителей, в 1990-х годах под храм приспособили здание бывшей колхозной канцелярии, в которой после войны размещалась школа.
В давние времена, по свидетельствам местных краеведов, на реке Страче была построена большая двухэтажная мельница. Еще в 60-е годы минувшего столетия здесь мололи муку. Теперь же от нее остались только бетонные опоры и два слива, образующие водопад. Это место, как никакое другое, притягивает любителей водного экстрима.
Частые гости здесь и рыбаки – среди них это место считается не только экстремальным, но и клевым.
Адубы – Дубы
На левом берегу Страчи, недалеко от Полоцкой трассы, разместилось урочище Дубы. Из поколения в поколение местные жители рассказывают легенду о могучем чародее, лечившем людей от болезней. За свои способности он получал дары – и это было неписаным законом. Но однажды случилось непредвиденное: богатый и жадный жених ничего не преподнес чародею и не пригласил его на свою свадьбу. Когда гости по традиции водили вокруг могучего дуба хоровод, чародей сделал так, что все они превратились в камни – «адубелі». Но небеса наказали и чародея: от молнии загорелся его дом, а дуб раскололся. Остались лежать только камни. А место это начали называть Адубы, а потом – Дубы.
Примечательно, что дубов здесь немало. Ими окружена ровная поляна, внизу которой бежит Страча. В прошлом столетии это было излюбленное место отдыха сельчан – в 60-е годы проходили фестивали песни и труда двух соседних колхозов.
На разрезе веков
На правом берегу Страчи по дороге Полоцк–Глубокое есть еще одна зона отдыха: беседки, детская площадка, место для костра. Но не только этим она притягательна. Стоит на несколько десятков метров углубиться в лес, и вот она – Страча. Здесь взору открывается памятник природы – оголение межледниковых глин. Это разрез «Комаришки».
Статус памятника природы республиканского значения он обрел в 1963 году. Разрез представляет собой обрыв высотой около 4 метров и длиной порядка 5. Под пластами моренных отложений поозерского обледенения находятся остатки арктических приледниковых растений.
Ученые утверждают, что 30 тысяч лет назад на моренных отложениях образовалось торфяное болото. Позже часть его была засыпана ледниковыми отложениями – моренами, которые «законсервировали» торф со всеми его жителями. Сейчас это оголение отличается уникальной ископаемой флорой и фауной. В «законсервированном» торфе ученые находят и изучают остатки растений, насекомых, споры, определяют, каким был климат, какие растения и насекомые были в то время, как «жило» болото.
На территории Беларуси установлены 17 похожих объектов, но только в Комаришках находятся доледниковые растения.
Ровная как струна
Главный приток Страчи на Островетчине – Струна.
Длина реки составляет всего 31 километр, причем из общего течения на Беларусь припадает 18. Исток Струны находится в Литве, в 6 километрах от города-побратима Островца Швенчениса. Струна течет по северным склонам Свентянской возвышенности, пересекая границу у деревни Рудня Островецкого района.
Эта река, словно оправдывая свое название, почти совсем не петляет. Ее русло в основном канализировано, в том числе несколько километров перед самым устьем. Недалеко от точки, где сходятся Гродненская, Минская и Витебская области, смешиваются воды двух рек – Струны и Страчи.
Фото Елены ЯРОШЕВИЧ, съемка с квадрокоптера Григория РЕВАКО
Притоки реки Страча
Притоки реки СтрачаБаза данных человеческих знаний
- Свободный поиск
- По тексту
- С направляющей
- Частые запросы
- SQL
- просмотров
- Библиотека
Конфиденциальность и файлы cookie
Мы просим вашего разрешения на получение статистических данных о вашей навигации в этой сети.
Если вы продолжите просмотр, мы считаем, что вы принимаете использование файлов cookie.
Ознакомьтесь с политикой использования файлов cookie
См. также: Притоки Страко? РекаПритоки реки СтраяПритоки реки Страмба (Dâmbovi?a)Притоки реки Страмба (?ercaia)Притоки реки Страмба (Некоторые?)Притоки реки Страмба (Бузау)Притоки реки Стрельна
Название | XXXXXXXIXATERXXXXXXXX | Средний поток (м³/с) | бассейн (м²) | Height (M) | 6). latitude (°) | longitude (°) | canyon | Map | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Struna (vattendrag i Vitryssland) | 2 | 294,000,000 | Река Страча | 31 000 | 55.0716666667 | 26.1777777778 | Map | ||||
Sviryca | Stracha River | 6,000 | 54. 8454139000 | 26.3513722000 | Карта | ||||||
Лынтупка | 57 000 000 | Река Страча | 9 0071 20071 54,976800000026,3882000000 | Карта |
Отображение результатов: 1 — 3
3 результатов
- Предыдущий
- Следующий
Оплата
3 .00 €
- 3 записи
- 11 столбцов
- 20 ячеек
- 0 минут между загрузками
- Форматы HTML, XML, CSV или EXCEL
- Без регистрации
Заплатить сейчас
- 3 бесплатных загрузки в день
- Макс. 200 записей на загрузку
- Макс. 500 записей в день
- 30 минут между загрузками
- Формат CSV
- Требуется регистрация
Авторизоваться
Космическое видение Тавареса Страчана
Когда уроженец Багамских островов Таварес Страчан был аспирантом Йельского университета искусств, он вырезал из реки Аляски блок льда весом четыре с половиной тонны и отправил его FedEx в свою начальную школу. школе в Нассау, где она была закреплена в стеклянном морозильнике, работающем от солнечной энергии. Что, черт возьми, заставило его сделать такое? «Очевидно, здесь есть что-то насмешливое», — говорит он мне в ходе нашего первого разговора — он находится в гостиничном номере Лос-Анджелеса на встречах в Музее искусств округа Гетти и Лос-Анджелеса (LACMA), и мы в Зуме. «Африканец собирается в холодное место? Конечно, вырастая на острове, вы влюбляетесь в исследовательскую деятельность. Ты хочешь уйти». И был еще один мотив. Он только что открыл для себя Мэтью Хенсона, афроамериканца, который сопровождал Роберта Пири в первой успешной экспедиции на Северный полюс и, по словам самого Хенсона, был первым человеком, поднявшимся на вершину мира. «Я думаю про себя: как это возможно, что я не узнал о Мэтью Хенсоне в школе?» С тех пор Страчан находит способы рассказывать истории о людях, обычно чернокожих, которых не видели, не замечали или забыли.
«Объекты и изображения в работах Тавареса всегда порождают большие истории, но их визуальная шумность увлекает вас», — писал искусствовед Адриан Сирл в The Guardian в 2020 году после впечатляюще амбициозной выставки Страчана в лондонской галерее Мэриан Гудман. Работа, которую он проделал, будучи аспирантом Йельского университета, «Там, где мы находимся, всегда в милях отсюда, » состоит из 3000 фунтов бетона, выкопанного на Краун-стрит в Нью-Хейвене, включая парковочный счетчик, где его машина была оштрафована за нарушение правил парковки. Совсем недавно он сотрудничал с лабораторией Art + Technology в LACMA, чтобы вывести на орбиту спутник с портретным бюстом из 24-каратного золота Роберта Генри Лоуренса-младшего, первого афроамериканского астронавта, который погиб в результате несчастного случая на тренировке перед полетом. в космос. Да, и давайте не будем забывать, что Страчан провел месяцы под Москвой, обучаясь на космонавта, потому что хотел создать космическую компанию на Багамах. «Я говорил по-русски достаточно, чтобы надо мной смеялись, — говорит он.
Работы Страчана представлены картинами, скульптурами, видео, инсталляциями, перформансами, одеждой, стихами, фотографиями, садами, архитектурой, общественными организациями и так далее. Его работы напоминают мне Роберта Раушенберга и его похожие на коллажи картины шелкографией 1960-х годов — большие, сложные сопоставления, казалось бы, не связанных друг с другом изображений. Он художник без границ, эрудит, волшебник, который использует науку как часть своей палитры. «В следующем поколении, возможно, Таварес был бы ученым или политиком», — говорит Юнги Джу, куратор Музея современного искусства в Сан-Франциско. «У него большие цели. Он хочет, чтобы все молодые люди в его родной стране имели возможность заниматься своим интеллектуальным и творческим развитием, и он решил найти способ инвестировать в это будущее. Такое мышление художника смиряет и вдохновляет».
Когда Страчану было девять дней от роду, мать отвела его на Джанкану, багамскую версию карнавала в Нассау. Junkanoo начинается в рождественскую ночь, проходит через День подарков, а затем возобновляется в день Нового года, и Страчан никогда не пропускал его. Он помнит волнение, когда вставал с постели посреди ночи и присоединялся к толпе на улицах, заполненных сотнями барабанов из козьей шкуры, духовых инструментов, колокольчиков и танцоров в костюмах высотой до 30 футов. «Это танец, перформанс, музыка, скульптура, живопись, теория цвета, фотография, мода, поэзия, сообщество», — говорит он. «Мой дядя был главным художником по костюмам в одной из групп Junkanoo. Когда мне было пять или шесть, я думал, что хочу заниматься этим всегда».
Tavares Strachan, Каждое колено преклонится , 2020 г., 2 панели; акрил, масло, эмаль и пигмент;
Фотография: Юрате Весерайте/Предоставлено художником и галереей Мариан Гудман.
Сегодня он живет в Нью-Йорке. Его проекты носят глобальный характер, но он часто возвращается на Багамы, где является заядлым «джункану». Там до сих пор живут несколько его братьев, а также его мать и отец, Элла Луиза и Эдмунд. (Таварес получил свое имя, потому что его родители, любители дискотек, «влюбились в братьев Таварес».) «Они расстались, когда мне было 12, но с тех пор они снова стали очень близки. Мой папа работал охранником на пляже, а мама была швеей. Мой интерес к одежде возник во многом благодаря наблюдению за ней. Она работала как дикарь, и ей нравился ее процесс. У моей мамы непостижимая интуитивная чувствительность. Она может сделать для тебя одежду, просто глядя на тебя». Элла Луиза теперь является неотъемлемой частью Багамского центра аэрокосмических и морских исследований Страчана (BASEC), лейбла космических агентств, который Страчан задумал после обучения в Москве. Когда мы разговариваем, он одет в толстовку от BASEC с лицом Хайле Селассие. Ему нравится, когда люди спрашивают его, кто это, и он может сказать им, что это император Эфиопии.
Views — Paul Strachan — Круизы по реке Pandaw – Prow’s Edge
В 1995 году Пол возродил старую компанию Irrawaddy Flotilla Company в Бирме и впервые после войны организовал там речные круизы. Пол жил и путешествовал по Бирме время от времени с момента своего первого визита в 1981 году. В середине 80-х он провел 18 месяцев в стране, проводя исследования для своей книги «Язычество: искусство и архитектура старой Бирмы». Его вторая книга «Мандалай: путешествия из Золотого города» описывает его приключения в Верхней Бирме и включает главы о новаторских речных путешествиях. Эти путешествия, первые со времен войны, совершенные иностранцем, послужили источником вдохновения для воссоздания флотилии Иравади.
В 2003 году, когда компания открыла новые маршруты по Меконгу, она была переименована в Pandaw Cruises. Пол создал дух на борту, спроектировал и построил корабли и впервые проложил все маршруты, которые предлагает Пандо. В настоящее время Пол уволился с оперативной работы и базируется в своей родной стране, Шотландии, где предлагает информацию и советы путешественникам, путешествующим по реке Пандо. Сейчас Пола больше всего интересует благотворительная организация Pandaw Charity, и он активно участвует в деятельности по сбору средств, развитии школ Pandaw и других проектов вдоль рек, по которым плывет Pandaw.
Пол Страчан
Теперь путешествия вверх и вниз по течению завершены, я подвожу итоги и пытаюсь выяснить, были ли они успешными или нет. Мои собственные чувства смешаны, как и оценки и отчеты, которые мы получаем от бесстрашных, которые пришли с нами. Одни говорят, что это было блестяще, а другие требуют вернуть свои деньги. С чего бы мне начать?
Во-первых, мы это сделали. Впервые на памяти живущих, определенно с 1920-х годов, пассажирское судно проделало весь путь от Калькутты до Варанаси. Это 1280 км за 14 дней. Учитывая проблемы с низко висящими линиями электропередач, ограничениями на мостах, высокой скоростью потока, работой с бюрократией в трех отдельных штатах и т. д., это было достижением. Многие говорили, что это невозможно. Они сказали то же самое, когда мы начали на Иравади в 1995 и на Меконге в 2002 году. Мы снова его взломали.
Из плюсов я бы сказал, что экскурсии увлекательные – на берегах Хугли и Ганга есть на что посмотреть и чем заняться, больше, чем на Меконге, и не хуже, чем на Иравади. Речной пейзаж действительно удивителен – разнообразен и полон контрастов. Есть много дельфинов и жизнь птиц богата. Деревенские жители приветливы и приветливы, и нет никаких хлопот, которые вы ожидаете от Индии. Без сомнения, это один из самых красивых речных круизов в мире. Учитывая неразбериху с наземной инфраструктурой Индии, это, безусловно, единственный способ увидеть эту замечательную страну.
С другой стороны, еда, обслуживание, стандарты обслуживания были полным смущением для меня лично и всей нашей команды Pandaw. Это длинная история, но доставка этого корабля из Бирмы и его последующее прибытие в Колкотту были полны катастроф. Подводя итог, мы обнаружили, что потеряли контроль над управлением корабля в пользу нашего местного партнера по совместному предприятию.
Тщательно отобранная группа из 14 человек, возглавляемая нашим немецким директором отеля, была бесцеремонно выслана из страны месяцем ранее. Партнер набрал разношерстную команду неопытных сотрудников за неделю до отъезда. Никто из них раньше не работал на корабле, и партнер настоял на путешествии с круизом, тщательно продумывая каждую деталь. Близкий к слезам, я всерьез подумывал об отмене круиза, когда накануне рейса увидел состояние нашего когда-то прекрасного корабля.
Почти все пассажиры на борту были старыми пассажирами Пандо, что может быть неоднозначным благословением. С одной стороны, это много путешествующие и очень предприимчивые люди, готовые на все. С другой стороны, они не могли не сравниться с прошлым опытом Pandaw, который был хорошо организован, с отличной едой на безупречных кораблях.
В верхнем течении один из гребных винтов был поврежден затопленными обломками, и это снизило скорость, пока из Патны не прибыл буксир, чтобы помочь нам наверстать упущенное. Было принято очень неудачное решение высадить пассажиров слишком рано для мучительного долгого дня на автобусе до Бодх-Гая, а затем, вернувшись в Патну, обнаружил, что корабль, вялый на одном двигателе, не догнал. Ужин был в ресторане отеля, пока пассажиры ждали свой потерянный корабль.
Мы заранее предупредили пассажиров об этих проблемах, и первые рейсы были значительно снижены, чтобы компенсировать такие неудобства. Однако я принял решение сократить количество ночей на борту вверх по течению с 14 до 12 и вниз по течению до 10 ночей. Перевозка пассажиров в/из Варанаси из Газипура и в/из Колкотты из Банделя Это сократило расстояние плавания примерно на 200 км. Я чувствовал себя настолько плохо из-за низких стандартов на борту, что мне казалось необходимым вывести людей и разместить их в хорошем комфортабельном пятизвездочном отеле.
В Варанаси пассажиры останавливались в очень элегантном новом отеле Radisson, а в Колкотте мы используем чудесный старый Oberoi Grand, один из лучших отелей в мире. Это значительно облегчило осмотр достопримечательностей в этих местах, так как в Варанаси власти собирались заставить нас пришвартоваться за городом, а в Колкотте из-за приливов и мостов нам пришлось швартоваться в нескольких часах выше по течению. Некоторые пассажиры были благодарны за спасение, другие были недовольны тем, что их перевезли. Это было трудное решение, но правильное, и для будущих круизов мы будем придерживаться этой схемы: десять ночей на борту и две ночи до и после в отелях. Pandaw берет на себя эти дополнительные расходы.
Первое плавание вниз по течению прошло более гладко, и есть восторженные оценки пассажиров, хотя в целом ощущалось, что еда, в основном индийская, была однообразной и остро ощущался недостаток вина. (Наш партнер работает над лицензиями на спиртные напитки для всех трех штатов.) Однако на борту было много пива и местных спиртных напитков, которые текли рекой.
В общем, потребуется много работы и много времени, чтобы довести этот корабль до уровня остального флота. Индийские иммиграционные законы не позволяют нам привозить своих людей для обучения местных. Мы должны начать с нуля с совершенно новой командой. Наш индийский партнер заверил нас, что он позволит менеджерам Pandaw подняться на борт и управлять реальными кораблями, что является большим шагом вперед. Однако потребуется время, по крайней мере, пара лет, чтобы привести все в порядок, и я рад сообщить, что наш партнер действительно сотрудничает, чтобы двигаться вперед.
В настоящее время все считают наши три корабля на Меконге эталоном совершенства Pandaw.