«Живая история». Волхов
Мы продолжаем публикацию авторского проекта писателя и историка Виктора Смирнова «Живая история». Напомним, он посвящён природным, историческим и культурным достопримечательностям нашего региона.
***
Сегодня мы отправимся в путешествие по Волхову. Река эта молодая. Если Волге 20 миллионов лет, то Волхову всего-то 8 тысяч. Фактически это прямой проток между двумя озерами – Ильменем и Ладожским, который когда-то пробился сквозь толщу ледника. Его длина 224 километра. Ширина тоже небольшая: в истоке 220 метров, ниже по течению доходит до 350-370. Максимальная глубина 9-10 метров.
У Волхова есть несколько рукавов и притоков: Вишера, Пчевжа, Оскуя, Кересть, Тигода. В самом верхнем течении от него отделяется правый рукав протяженностью под названием Малый Волховец (ударение на первое «о»). Он огибает Великий Новгород и вновь впадает в Волхов за Хутынским монастырем в районе Холопьего городка, образуя большой остров, на котором среди прочего находится Торговая сторона Новгорода.
Название Волхов, по одной версии, происходит от дерева ольхи, которая в изобилии росла по его берегам, по другой версии, оно происходит от имени Волха или Волка – бога охоты у древних славян. Есть и третья версия, согласно которой реку нарекли в честь языческих жрецов – волхвов.
Исток Волхова больше напоминает устье. Действительно, глядя на эту огромную воронку, создается впечатление, что река здесь не вытекает из озера, а, наоборот, впадает в него. Течет Волхов медленно, со средней скоростью один метр в секунду. В новгородских летописях есть упоминания о том, что Волхов иногда течет «на възводье», то есть вспять. Это явление породило легенду про то, «как владыка Иоанн на бесе летал».
Жил в Новгороде в двенадцатом веке архиепископ Иоанн. Молясь однажды в своей келье, услыхал владыка странные звуки, исходившие из… рукомойника.
Сообразив, что без нечистого здесь не обошлось, владыка осенил рукомойник крестным знамением. Запертый бес взмолился о пощаде, посулив исполнить любое требование Иоанна. И молвил владыка: «За дерзость твою повелеваю тебе нынешней же ночью донести меня из Новгорода в Иерусалим-град, туда, где стоит Гроб Господень, и обратно. Если выполнишь, отпущу». Бес повиновался, но чтобы не уронить свое реноме, выдвинул встречное условие: никому не говорить об этой сделке. Совершив чудесное путешествие, владыка не выдержал и поведал об этом приключении своим приближеннным. Бес воспринял это как нарушение контракта и принялся мстить. Новгородцы вдруг стали примечать юную отроковицу, выходившую из кельи архиепископа, в келье честного старца посетители замечали то женскую обувь, то забытое монисто. Оскорбленные в своих чувствах новгородцы решили изгнать скомпрометировавшего себя владыку, и хотя он горячо доказывал, что все это гнусные происки нечистого, горожане решили в буквальном смысле сплавить архиепископа из города, посадив его на плот и оттолкнув от берега Волхова.У феномена обратного течения есть довольно простое объяснение. Местность, по которой течет Волхов, почти идеально ровная, уклон от русла к устью минимален, река течет, словно по столу, и когда в Ладожском озере уровень воды после сильных дождей поднимается, меняется и направление течения Волхова. Случается это редко, и потому воспринималось предками как чудо или предзнаменование каких-либо потрясений.
Еще один природный феномен Волхова – это огромная незамерзающая полынья в его истоке, вызванная притоком теплых придонных вод Ильменя. Народная легенда связывает ее с кровавой расправой, учиненной Иваном Грозным над новгородцами зимой 1570 году. Людей казнили тысячами, сбрасывая трупы в реку, «и от крови той река не замерзает». Справедливости ради надо сказать, что и сами новгородцы использовали Волхов как место казни, бросая в реку по приговору веча взяточников, еретиков и прочих преступников.
В нижнем течении Волхова его берега вдруг взмывают крутыми каменистыми обрывами. Здесь выходят наружу мощные известняковые пласты. До строительства Волховской ГЭС в этих местах ревели Пчевские и Ладожские пороги, причем последние считались особенно опасными. Предприимчивые новгородцы умело воспользовались порогами, как естественной таможенной границей. В договорах с Ганзой купцам запрещалось доставлять в Новгород товары свои транспортом. В Гостинополье товары перегружали на плоскодонные суда, которые на канатах вели вдоль берега. Австрийский путешественник Герберштейн писал, что прошедших пороги рулевых снимали в обморочном состоянии. После ввода в строй Волховской ГЭС пороги ушли под воду, и Волхов стал полностью судоходным.
В этих местах Волхов обретает особую величавость. Седая древность глядит с его берегов, усеянных курганами и погребальными сопками. Согласно легенде, в одном из этих курганов находится могила вещего Олега. В летописи сказано, что после похода на Византию Олег вернулся на Ладогу, где его «уклюнула змея». Все мы помним пушкинские строки: «Как черная лента вкруг ног обвилась, и вскрикнул внезапно ужаленный князь». Действительно, на холме под названием Велеш был устроен языческий террариум: в конских черепах жили подвластные волхвам змеи. Вполне возможно, что одна из них и ужалила князя.
Наши предки называли реки «божьими дорогами». Только по ним можно было передвигаться среди бескрайних лесов и болот Русской равнины. На их берегах люди селились, река поила, кормила, защищала от нападений.
В девятом веке по Волхову проходил путь «из варяг в греки». Он берет начало от Балтийского моря, далее идет по Неве, потом по Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать, потом волоком до реки Западная Двина, оттуда снова волоком – в Днепр, который выводил путников на черноморский морской простор, к сказочным богатствам Византии. Новый торговый путь вызвал огромный спрос на меха. Ильменские славяне и их соседи оказались вовлеченными в международную торговлю. На берегах Волхова возникают первые города.
Открывает этот список Старая Ладога, основанная норманнами в 730 году. Здесь вначале поселился призванный славянскими и угро-финскими племенами первый русский князь Рюрик. Однако уже через два года князь выбрал другое место для своей столицы, которое ныне носит название Рюриково Городище.
Это была именно та точка, которая позволяла контролировать сразу два торговых пути – балтийско – волжский и «из варяг в греки». Впоследствии именно на международной торговле зиждилось богатство и могущество Господина Великого Новгорода – огромного государства, раскинувшегося от Балтики до Урала.
Ученых всегда волновал вопрос – на каких судах плавали наши далекие предки? Подводные археологи исследовали дно Волхова с помощью гидролокаторов и обнаружили множество останков затонувших деревянных судов.
Подводные работы на дне Волхова могут дать новую информацию для осмысления самых спорных вопросов, давно волнующих ученый мир. Откуда пришли первые славянские племена? Кем были призванные ими варяги? Дело в том, что славянские традиции судостроения коренным образом отличались от скандинавских. Если скандинавы плавали на килевых судах, то славяне – на плоскодонных.
Самое раннее из обнаруженных подводными археологами судов датируется 11-12 веками, самое позднее плавало по Волхову в семнадцатом веке. Таким образом, их изучение позволяет проследить эволюцию отечественного судостроения в течение восьми-девяти столетий.
Особое место в жизни Новгорода всегда занимал Великий мост, соединяющий Софийскую и Торговую сторону. Первое упоминание о нем в летописях относится к 12 веку, и есть основание полагать, что он является древнейшим постоянным мостовым сооружением Руси. Его строительство стало тем самым общим делом, которое легло в основание будущей новгородской республики.
В средние века на мосту кипела жизнь, непрерывным потоком двигались пешие и конные, бойко торговали многочисленные лавки, работали мастерские, время от времени происходили бурные столкновения горожан. Впоследствии мост неоднократно перестраивался. В 1830 году он был возведен заново по проекту выдающегося инженера Рейхеля.
Его длина составляла 250 метров, восемь арочных пролетов покоились на девяти гранитных опорах. Мощные быки могли выдержать напор ильменского льда, часто сносившего прежние переправы. Один из пролетов моста был разводным, что давало возможность пропускать по Волхову крупные суда. В таком виде мост существовал вплоть до 1944 года, когда он был взорван отступающими фашистами.
Новый мост, который носит имя Александра Невского, было решено строить ниже по течению, чтобы отвести транспортные потоки от кремля. А на месте бывшего Великого моста в 1985 году был построен пешеходный мост, именуемый в народе «горбатым».
Наши подводные археологи во главе с Айваром Степановым в течение многих лет ведут здесь поисковые работы. Обнаружены тысячи артефактов. Самые интересные из них будут выставлены на всеобщее обозрение в музее Великого моста, который в скором времени откроется в бывшем Караульном доме инженеров водных путей.
***
Волхов можно назвать рекой-работягой. Он не только в одиночку перетаскивает огромные массы воды из Ильменя в Ладогу, но и всегда служил важной транспортной магистралью. Первые пароходы под названием «Волхов» и «Ильмень» появились здесь в начале 19-го века, на них перевозили строительные материалы для военных поселений, центром которых была Новгородская губерния.
Потом возникли частные пароходства, между которыми шла острая конкурентная борьба. Дошло до того, что одно время пассажиров стали возить вовсе бесплатно и даже даром выдавали каждому булку. В 1857 году было учреждено Волховское пароходство, владевшее целым флотом пассажирских и грузовых судов. На белоснежных пароходах с игривыми названиями «Красотка» и «Кокетка» в 1861 году, в дни празднования 1000-летия России, в Новгород приплыл царский двор во главе с императором Александр Вторым.
Оживленное судоходство по Волхову продолжалось и после революции. В 1924 году здесь действовали пять пароходных линий, по которым можно было попасть в прибрежные города и села. В 1944 году, сразу после освобождения Новгорода, судоходство по Волхову возобновилось. Городской мост немцы взорвали при отступлении, и жителей перевозил с берега на берег небольшой пароход.
В пятидесятых годах профессия речника или водника считалась едва ли не самой престижной. Мы, новгородские мальчишки, остро завидовали их щеголеватой форме и фуражкам с крабами. У водников имелись свои магазины, спортивные общества и даже плавучий ресторан.
В семидесятых годах судоходство по Волхову достигло своего апогея. Потоком шли по реке грузовые, рыболовецкие суда, баржи, плавучие краны, земснаряды. С шиком пролетали «Кометы» и «Ракеты» на подводных крыльях. Многие новгородцы обзавелись моторными лодками и катерами. Тут же тренировались гребцы школы олимпийского резерва.
Но вот наступили «лихие девяностые», и Волхов фактически опустел. В целом по стране объем речных перевозок упал до исторического минимума, хотя водный транспорт является самым дешевым и экологически чистым среди всех других видов транспорта. В последние годы во многих регионах России он постепенно возрождается, но нас эти веяния, к сожалению, еще не коснулись. И это вдвойне обидно, если вспомнить, что наши предки-новгородцы на своих малых судах веками бесстрашно бороздили реки, моря и океаны.
Начать возрождение речного флота можно было бы с экскурсионного туризма. По берегам Волхова щедрой рукой разбросана целая россыпь интереснейших достопримечательностей. Это Рюриково Городище, Юрьев, Антоньев, Деревяницкий и Хутынский монастыри, рахманиновский Онег, державинская Званка, аракчеевское Грузино. Завершить маршрут можно посещением острова Валаам с его великолепным монастырским комплексом. А там уже недалеко и до северной столицы.
Не такой уж фантастической выглядит и идея круиза из Великого Новгорода в скандинавские страны. Об этом давно мечтает наш знаменитый капитан-директор Николай Геннадьевич Варухин, и не просто мечтает, но уже не раз опробовал этот маршрут на своем судне с командой юных моряков. Кстати, в последнее время в стране наблюдается небывалый всплеск популярности речных круизов.
Конечно, возрождение судоходства – это непростая задача. Нужна хорошо продуманная и просчитанная программа совместных действий власти и бизнеса. Но хочется верить, что древняя традиция новгородского судоходства не прервется на нашем поколении. Да, свои преимущества есть у каждого вида транспорта. И все же в путешествии по водам есть своя особая романтика, которая живет в наших душах с самого детства…
Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход Онлайн
А почему реку Волхов так назвали вы не задумывались? а я да! =0)
Волхов. ….
Мне по работе дали заданьице — создать гидрологический справочник по бассейну реки Волхов. И вот одим осенним вечером, размышляя с чего бы начать я задалась вопросом — а откуда у этой древнерусской реки такое название? Кто-нибудь знает? Вот Нева получила свое название от озера Нево — так когда-то назвали Ладожское озеро..а Волхов? первым делом мне пришла мысль что название реки схоже со словом волхв. То есть, следовательно, реку назвали в честь некого волхва? И что же получается — волхвы жили на берегу этой реки? А кто же тогда такие эти волхвы? Оказалось что есть разные мнения на их счет — считается что это волшебники, кудесники…которые способнв перевоплощаться в зверей и рыб, жить в воде и на земле… не помню на каком сайте я прочитала что некий волхв жил в реке (возможно как раз в реке Волхов)….
…
разных источников я сделала такой исторический экскурс по этой удивительной реке во времени:
Легенда о скифских князьях Словене и Русе («Сказание о Словене и Русе и городе Словенске») гласит, что «Старый Волхов, сын князя Славена, построил городок на берегу Мутной реки, прозванной по нему Волховом…» Историки предполагают, что «Сказание…» было составлено митрополитом новгородским Киприаном (1626—1634 гг. ). Согласно древнему писанию предками русского народа называются князья Словен и Рус, потомки князя Скифа, правнука Иафета и праправнука Ноя. По преданию, в 3099 году от сотворения мира (2409 год до н. э.) Словен и Рус со своими родами начали уходить в поисках новых земель с берегов Чёрного моря и через 14 лет вышли на берега озера Ильмень, где Словеном был основан город Словенск на реке Мутной (современный Великий Новгород), а Русом — город Руса (современная Старая Русса). «Сказание…» даёт объяснения гидронимов и топонимов в районе Новгорода от имён родственников Словена и Руса, упоминает о расселении славян в то время до Белого моря и Урала.
Славяне издавна поклонялись языческим Богам: Белобог, Велес, Вышень, Дажьбо (Сварог), Заребог, Купало, Лада, Леля, Огнебог, Семаргл, Перун, Свендовид, Стрыб, Числобог, Чернобог, Яр. Особенно выделяли двух главных божеств — Перуна и Велеса. Перун и Велес не просто соседствуют в клятвах, но и противостоят друг другу: первый — бог дружины, а второй — бог всей остальной (невоенной) Руси. Главная роль отводилась Перуну, богу-мироправителю, распоряжавшемуся природой, жизнью и смертью людей. Рука его управляла громом и молнией, люди верили, что он повелевает ветрами и бурями, сопровождающими грозу и несущимися со всех четырех сторон света. Его почитали также владыкой дождевых туч и земных водных источников, в том числе и родников, которые пробиваются сквозь землю после удара молнии. Подобно тому, как молниеносный Перун переходит в божество огня и определяет культ этой стихии, так Перун дождяший переходит во властителя морей, рек, и вместе с тем возникает поклонение водным источникам. Несколько южнее Юрьева монастыря у истока Волхова, видна небольшая роща на холме. Это известный в истории Новгорода Перунов холм — древнейшее урочище, связанное с культом языческого бога Перуна. Почти тысячелетие назад славяне, еще не знавшие христианской религии, устроили здесь мольбище и поклонялись Перуну — богу грома и молнии.
«У Перуна рост могучий, лик приятный, ус златой…» (К. Бальмонт). По древнерусскому летописному описанию, голова деревянного идола Перуна была серебряной, а уши и усы — золотыми; ноги же выкованы из железа. В руке он держал нечто, похожее на громовую стрелу (молнию), которую представляли составленные вместе рубины и карбункулы. Около идола постоянно горел костер из дубового леса. — Если жрец небрежно следил за этим пламенем, и костер гас, то виновный наказывался смертью через сожжение. Многие леса и рощи были посвящены Перуну, и взять хоть сучок из них считалось равносильным смерти. Для мифов и ритуалов, связанных с Перуном, характерна их связь с дубами и дубовыми рощами и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуна и его святилища. По всей древней области расселения славян существовали названия возвышенностей и гор, которые происходят от имени этого божества. Святилища Перуна имели форму цветка. Именно в «лепестках» цветка-святилища и горели священные неугасимые огни-костры Перуна.
В 989 г. – Русь принимает христианство. Новгородцы не хотели расставаться с языческими богами. Распространение христианства «сверху» на огромных языческих территориях Руси требовало совсем других мер, и они проводились с неуклонной решимостью. Волхвы, кудесники еще длительное время после принятия христианства имели влияние на народ. Осенью 989 года произошло крещение жителей второго по значению города Руси Hовгорода, главного оплота славянских жрецов, древних волхвов. В XI—XII вв повсюду на Руси вспыхивали восстания под предводительством волхвов, в том числе вызванные теми или иными стихийными бедствиями, причины которых, по убеждению народа, могли прозреть и устранить волхвы. «Повесть временных лет» ничего не сообщает об этом событии, наверное не случайно. Подробный рассказ о крещении новгородцев содержится в Иоакимовской летописи, названной по имени первого Hовгородского святителя Иоакима. Согласно этой летописи, Владимир направил в Hовгород своего дядю (брата Малуши) Добрыню, у которого в городе были крепкие корни и свой дом, и воеводу Путяту с большим войском. Узнав об этом, новгородцы собрали вече и поклялись не пускать Добрыню в город. Они разобрали мост через Волхов и выкатили на берег реки метательные орудия с большим запасом камней. Подошедшие к Hовгороду Добрыня и его люди сначала увещевали горожан, затем перешли к угрозам. Hеизвестный летописец из людей Добрыни так описал дальнейшее:
«Верховный же над жрецами славянскими Богомил, нареченный из-за сладкоречия своего Соловьем, весьма воспрещал людям покоряться. Мы же стояли на Торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, учили людей христианской вере, сколько могли. И так пробыли два дня, крестив несколько сот человек». Hа другой стороне Волхова полностью хозяйничали восставшие. Их предводители возбуждали людей криками: «Лучше нам помереть, чем отдать богов наших на поругание!»
Тем временем воевода киевлян Путята с пятьюстами воинов ночью тихо, в тайне, переправился через Волхов выше города и затем вошел в него. Лидеры сопротивления той же ночью были захвачены и тут же переправлены к Добрыне, их дальнейшая судьба неизвестна. Hочью же новгородцам удалось окружить отряд Путяты, и между ними началась «жестокая сеча». Новгородская веротерпимость и уважение «к чужим богам» держались до последнего часа. Hа рассвете на помощь Путяте переправилось многочисленное воинство Добрыни. По его приказу начали поджигать все подряд дома горожан. Люди бросились тушить огонь, сопротивление было сломлено. Вскоре оставшиеся в живых «мужи новгородские» пришли к Добрыне просить мира. Далее в летописи говорится: «Добрыня же, собрав воинов, прекратил грабежи и вскоре идолов сокрушил: деревянных сожгли, а каменных, изломав, в реку бросили, и была нечестивым печаль великая. Мужи и жены, видя это, со слезами просили за них за настоящих богов своих. Добрыня же, насмехаясь, отвечал им: «Что, безумные, сожалеете о тех, которые сами себя защитить не могут? какую пользу от них ожидаете?» И послал повсюду объявить, чтобы шли к крещению… И многие пошли, а тех, кто не хотел креститься, воины потащили. И крестили мужчин выше моста, а женщин ниже моста. Тогда многие некрещеные стали говорить о себе, будто уже крещены. Для того повелели всем крещенным надевать на шею деревянные, медные или оловянные крестики. А тех, у кого крестика не находили, крестили без лишних разговоров». Отсюда и пошла поговорка: «Путята нас крестил мечом, а Добрыня огнем». По легенде «Сброшенный в Волхов идол Перуна, проплывая по реке, выбросил палицу на мост, соединяющий Софийскую и Торговую части города, чтобы посеять вражду между жителями двух берегов. И поплыл идол дальше», замечает летописец, «из свет во кощное, сиречь тьму кромешную». Место, где стоял идол Перуна на бергеу Волхова недалеко от Новгорода, до сих пор называется «перынью».
Во времена Владимира Мономаха (1113-1125) чудеса волхвов на Руси сменяются новыми чудесами, связанными с христианскими подвижниками, и некоторые из этих чудес, многократно описанные в разных летописях и подтвержденные свидетельствами современников, до сих пор никак не могут быть объяснены и поражают воображение даже в наше время. Одна из таких загадочных историй — о святом Антонии новгородском, называемым Римлянин, — по месту рождения…
Ранним утром 2 августа 1116 года новгородцы обнаружили на берегу Волхова странного человека, сидевшего на большом камне, которого раньше на этом песчаном плесе не было, да и не под силу одному было бы такой камень не то что перенести, а даже чуть сдвинуть. Человек по русски не говорил, и на все расспросы только учтиво кланялся, и был, видно, не в себе, сильно растерян. Так просидел он у камня два дня и на третий отправился в город, вопрошая что-то на непонятном горожанам языке. Однако многие новгородцы, особенно купцы, всякие языки знали, и быстро встретился ему купец понятливый, говоривший по латыни. Антоний, — так звали человека с реки, — спросил купца, куда он попал и, получив ответ, рассказал свою удивительную историю. Родился он в Риме в 1067 году, от родителей богатых и знатных. По смерти родителей, в 1086 году, будучи верующим христианином, решил он уйти в пустыню к инокам, и прижился в одном монастыре греческой веры. Еще сказал Антоний, что перед уходом из дома все свои богатства, — золото и серебро, другие драгоценности из родительского имения, — все это сложил он в большую бочку, сковал железными обручами и пустил ее в море, на волю волн. В православном монастыре прожил он много лет, — двадцать, а может и больше. Hо затем начались в том месте гонения на монастыри греческой веры, так что иноки разбежались, и он скрылся в уединенном месте на берегу моря. Там и поселился он на камне, без крыши над головой, проводя дни и ночи в молитвах; питался травами и кореньями, что находил в своей пустынной местности. Так прожил он еще много лет. Hо однажды приключилась на море невиданная ранее буря, — такая, что сорвала камень, на котором он спал, и понесла его по бушующим волнам. Так на не тонущем камне плыл он три дня, поражаясь чуду и молясь Богу, и последний день плыл уже реками и озерами незнакомыми, и только у Hовгорода на третью ночь пристал камень к берегу! — Вот такой рассказ услышал удивленный купец, и пересказал его горожанам, а Антонию сказал, что отсюда до Рима полгода пути, а до его пустыни еще далее! Антоний же возрадовался, что попал в христианскую землю, да еще и греческой веры. Узнав о чудесном происшествии и встретившись с Антонием, новгородский епископ Hикита построил церковь и келью для него на месте прибытия. Hо чудеса на этом не кончились. Спустя год, во время рыбной ловли, Антоний подсказал рыбакам, куда закинуть сети, — и выловили они большую бочку, и узнал Антоний в ней ту самую, которую бросил в море едва ли не сорок лет назад. Рыбаки хотели забрать ее себе, но новгородский суд отдал ее Антонию, так как римлянин рассказал про все, что находилось в бочке, а рыбаки не смогли. Hа все те богатства, которые вернулись к нему, он купил землю и устроил монастырь, а сам назначен был епископом его главою, игуменом, — об этом есть запись в синодальном списке Hовгородской первой летописи (в лето 1117): «В то же лето игумен Антон заложи церковь камяну святыя Богородиця манастырь…» (ПВЛ, СПб,1996, стр.548). Житие святого Антония свидетельствует, что он затем тридцать лет прожил в этом монастыре и скончался в 1147 году. Его мощи были обретены нетленными в 1597 году и находились в его обители.
«Русь не просто приняла христианство, говорит намного позже Александр Солженицын, — она полюбила его всем сердцем, она расположилась к нему душой, она излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его к себе в названье жителей, в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ взяла себе во всеобщую охрану, его поименными святцами заменила всякий другой счетный календарь, весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие места своих окружий, его службам — свои предрассветья, его постам — свою выдержку, его праздникам — свой досуг, его странникам — свой кров и хлебушек».
***
В древних летописях река Волхов называлась Мутной. На берегах древнего Волхова первые люди поселились еще в каменном веке. Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена чуди и веси. Позже на эти земли пришли немногочисленные племена славян-кривичей и словен. Озеро Ильмень в те времена назвали Словенским морем, а Ладогу озером Нево. Отзвуки разных эпох доносят легенды и предания о седом Волхове, по которому проходил путь из «варяг в греки» и «из варяг в арабы». Именно под Новгородом начинался великий торговый путь “из варяг в греки”, который не только способствовал расцвету многих славянских городов, но и позволил впоследствии объединить восточные славянские племена в Киевскую Русь. Сам Новгород стал крупнейшим международным торговым средневековым городом, а Волхов связывал центр Руси с ее северными и северо-западными окраинами.
Ранние сведения о начале русской государствен¬ности содержатся в так называемой «Повести временных лет» (древнейшие сохранившиеся списки конца XIV — начала XV вв. ). Летописное сообщение начинается с того, что на Северо-Западе будущей Руси жили различные племена славянские — словене, кривичи, русь, рядом финские племена меря и чудь.
Течет Волхов, соединяя Ильмень — озеро с озером Нево. В тринадцатом столетии Нево стали называть Ладожским озером. Свое новое имя оно получило от самого старого го¬рода Северной Руси — Ладоги. Города на крутом берегу Волхова, история которого уходит к истоку российской государственности. Даже в самом сочетании слов — Старая Ладога — за¬ключена глубокая древность.
Старая Ладога. Каменно-земляную крепость в нижнем те¬чении Волхова по археологическим данным построили в 753 г. Название «Ладога» восходит к финскому гидрониму «Aladjogi», «Нижняя река». С момента возведения крепости поселе¬ние стали называть «город Ладога».
Согласно «Повести временных лет» племена в то время платили дань варягам, но в лето 6370 (862г.) «…изгнаша варягы за море и не даша им дани, и почаша сами в собе володети». Однако, после изгнания варягов, начались раздоры, для прекращения которых было решено: «Поищем сами в собе князя иже бы володелъ нами и рядил (судил) по ряду, по праву». Соби¬рается посольство и «… идоша за море к варя¬гам, к руси. Сибо бо (потому, что) звахуть ты варягы русь…». Послы от славян и кривичей, руси и чуди говорят варяжской руси: «Земля наша велика и обильна, а наряда (воинского, государственного порядка) в ней нет. Да по¬йдете княжит и володеть нами». В 862 г для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь с дружиной, положивший начало княжеской династии Рюриковичей. Фраза «срубиша город Ладогу» означает, что возвели деревянную крепость в Ладоге и строилась она как главный «город», место «стола», на котором «седе» Рюрик. «Садясь» в Ладоге, Рюрик лишь про¬должил традицию, в соответствии с которой Ладога всегда была главным местом «сидения» (столицей) князей, борющихся за обладание контроля над международным военно-торго¬вым путем по Волхову.
Ладога — город замечательный не только по своей древности. Ее архитектурный облик хра¬нит тысячелетнюю историю градостроительства и в наши дни поражает великолепием истори¬ческого ландшафта и памятников старины. На высоком, изогнутом дугой, левом берегу Вол¬хова цепью выстроились храмы и оборонитель¬ные сооружения, доминирующие в открытом пространстве и связывающие его в целостный ансамбль. А былинный Волхов по-прежнему величаво и свободно несет свои воды мимо Ла¬доги, успевшей стать «Старой», а живописные руины некогда грозной Ладожской крепос¬ти отражаются в водной глади.
Из археологических материалов следует, что никакого другого крупного военно-торгового центра, кроме Ладоги, до 30-х годов IX в. на территории Северной Руси не сущес¬твовало. Ладога стала первым контрольным пунктом и, одновременно, ши-рокими воротами, ведущими из Восточной Ев¬ропы в Западную и обратно. Уже в начале IX в. здесь активно работает стеклодельная мастер¬ская. Бусы — самый высоколиквидный товар раннего средневековья, на который ладожские купцы выменивали у северных племен — финнов и лопарей — меха бобра и лисицы, чтобы потом торговать ими на рынках Волжской Булгарии, Хазарского каганата и Арабского халифата. Ладога являлась крупным центром экономи¬ческих и культурных контактов между Северной Европой, Арабским халифатом и Византией. Город был богат, знаменит, имел обширные тор¬говые связи. В гавани теснились морские суда, пришедшие с запада, и речные ладьи, приплыв¬шие с юга. На Ближний Восток и в Поволжье везли лучшие меха и рейнские мечи, навстречу им с Волги и Днепра шли изделия восточных мастеров и серебряные арабские монеты — дир¬хемы. В Ладоге сформировался важнейший центр восточноевропейской торговли. Правите¬ли города, опираясь на свой флот, могли контро¬лировать северные ветви великого Волжского, а затем и Днепровского военно-торговых путей.
Из семи наиболее достоверных списков «Сказания….» в пяти сказано, что первоначально Рюрик «сел» в Ладоге. Как отмечал еще историк С. М. Соловьев, «По-весть временных лет» сообщает, что построив крепость в Ладоге, Рюрик через два года при¬шел «к Ильмерю, и сруби город над Волховом, и прозваша и Новыгород».
Великий Новгород. Археологические раскопки «Рюрикова го¬родка» (древнего Новгорода) убедительно до¬казали, что время его основания относится к третьей четверти IX века — времени Рюрика.
Новгород — означает «новый город». До сих пор среди исследователей русского средневековья нет единого мнения, по отношению к какому «старому» городу Новгород стал «новым».
В настоящее время наиболее убедительной представляется версия, что исторический предшественник Новгорода — Городище, холм на правом берегу реки Волхов, в двух километрах выше по течению от новгородского Кремля. Слово «город» в древней Руси означало укрепленное поселение, крепость. Городище же — заброшенный город. Заброшенный город тут перекликается с городом Словенском, основанным Скифским князем Словеном о котором гласит легенда XVII века — «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске» — о эпических предках русского народа и заселении окрестностей Новгорода славянами, а также о дальнейшей истории Руси до Рюрика. Раскопки на Городище показали, что уже во второй половине IX века здесь жили люди. Укрепленное поселение занимало ключевое положение неподалеку от истока Волхова из озера Ильмень и от главного мольбища язычников-славян — Перыни. В X веке деревянная крепость (новый город) строится на левом берегу Волхова, там, где ныне стоит златоглавый Софийский собор.
Возник город на перекрестке важнейших торговых путей, которые сходились к озеру Ильмень и соединяли город со странами арабского Востока, Средиземноморья и Балтийского региона. Новгород – жемчужина становления государственности древней Руси. В начале своего существования Новгород был очень небольшим по нынешним меркам и сплошь деревянным городом. Из брёвен была срублена не только крепость, но и жилища горожан, обнесенные высокими деревянными заборами, хозяйственные постройки, мостовые, первые церкви. Новгород расположился на обоих берегах Волхова (редчайший случай для средневековья. В городе было много ныне засыпанных речек, ручьев, оврагов, разделявших разбросанные по невысоким холмам поселки первых жителей.
Ядром Новгорода стал Детинец – внутригородская крепость. Почти все города Древней Руси имели детинцы и остроги – внутренние и внешние крепостные сооружения. Новгород в XI – начале XII века также входил в состав Киевской Руси. В Новгороде правили наместники великих киевских князей. Княжеский двор располагался напротив Детинца на правом берегу реки Волхов, разделяющей город на две половины – Софийскую и Торговую. Это место до настоящего времени называется Ярославово дворище по имени Ярослава Мудрого.
В XII веке в Новгороде постепенно складываются институты республиканского правления. Князья приглашаются по усмотрению веча – народного собрания. Они исполняют роль военачальников, а вместе с избранным на вече посадником возглавляют сместной (совместный) суд. В XIV – XV века происходит расцвет Новгородской феодально-вечевой республики, а Новгород становится крупнейшим торговым, ремесленным и культурным центром. В монастырях ведется летописание, создаются книгописные мастерские, формируются уникальные библиотеки. Новгородские зодчие возводят большое количество храмов и монастырских ансамблей, которые украшают как местные, так и приглашенные мастера.
«Господин Великий Новгород» — именно так называли в старину этот один из самых удивительных городов Средневековой Руси. Новгород тогда был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге. На юге Новгород граничил с Полоцким и Смоленским княжествами, на юго-востоке и востоке – с Владимиро-Суздальским княжеством, на западе с 1237 года соседом Новгородской республики стал агрессивный Ливонский Орден.
Новгород сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой агрессии. В 1240 новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры. Всеобщую славу молодому князю Александру принесла эта победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами. Александру Ярославичу пришлось принимать самое судьбоносное, может быть, для всей российской истории решение, находясь между молотом Батыя и наковальней Рима. Новгород не был захвачен и разрушен татарами. Александр Невский предпочел исполнять унизительный «ярлык на княжение» от Батыя, тяжелую дань, но, тем самым, спас Русь от полного и кровавого разорения, может быть даже от полного исчезновения с карт мира. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». А в 1242 вместе с владимирской дружиной Александр разгромил шведскую военную экспедицию на льду Чудского озера. Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, и внезапно напали на них. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: «…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Но впервые это имя встречается в источниках только с XIV в. Так или иначе, но сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли.
На протяжении столетий Новгород собрал вокруг себя огромные территории, успешно боролся с армиями Михаила Тверского и Дмитрия Донского. В 1478 Иван III совершил мирный поход к Новгороду, в результате Новгородская республика вошла в состав централизованного Русского государства – Княжества Московского. Еще на протяжении столетия Новгород был важной крепостью на северо-западных границах России. Начавшаяся при Иване IV Грозном Ливонская война значительно затруднила торговые отношения с Западом, а захват Новгорода шведами в начале XVIII века привел к катастрофическому разорению и запустению города. В 19 в. Новгородская губерния была центром льноводства. Новгород XVIII начала XX века – это небольшой провинциальный город на оживленной дороге Москва – Петербург. В годы Великой Отечественной войны по Волхову и Малому Волховцу прошла линия Волховского фронта. Город оказался в списке наиболее пострадавших исторических городов России. Вскоре после освобождения города в 1944 году было принято решение о создании Новгородской реставрационной мастерской – сразу стали восстанавливать памятники архитектуры и отстраивать город. В 1992 году памятники Новгорода и монастырские ансамбли занесли в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
***
За последние несколько лет водолазы обнаружили на дне Волхова несколько тысяч предметов церковной утвари и быта, украшений, монет и других раритетов 12-17 веков. Наиболее значимой из последних находок специалисты назвали хорошо сохранившуюся вислую свинцовую печать, предположительно, 15 века, какими в Древней Руси скрепляли документы. Печать, на которой есть изображения птицы и надпись «Орелъ», принадлежала Совету господ — органу управления средневековым городом. Кроме этого, водолазы обнаружили на дне реки чугунное пушечное ядро, предположительно, 17 века, наконечники древних стрел и ряд предметов древнерусского быта. Исследователи надеются также найти на дне Волхова древнейшие опоры новгородского «Великого моста» и установить его точное местонахождение в 11-12 веках. Этот мост связывал находящиеся по разным берегам реки Кремль и Ярославово Дворище, мост считается древнейшим гидрологическим сооружением славян. Документальных свидетельств о точном местонахождении «Великого моста» в 11-12 веках не сохранилось.
Исконно-русские земли на берегу Волхова, избежавшие трагедии татарского разорения, занимают исключительно важное место в истории культуры, поскольку тут сохранились многие выдающиеся памятники письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства XI—XIII веков.
У истока Волхова, на левом берегу, поднимаются стены Юрьева монастыря. Построенный князем Ярославом Мудрым на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь св. Георгия. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Юрий (Георгий), откуда название монастыря. В 1119 году повелением еще одного выдающегося русского военачальника и правителя св. благоверного князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Колокольня Юрьева монастыря сооружена по проекту Карла Росси, высота её 52 м.
Древнейшей русской постройкой на территории России является знаменитый Софийский собор (1045—1050). Это огромный шестиглавый храм. Строгая простота его архитектурных форм, соединенная с величественной монументальностью, создает незабываемый образ этого памятника. В XI—XII веках Софийский собор был расписан фресками. Главный иконостас Софии состоит из икон, написанных в XIV—XVII веках и в основном сложился к 1528 году. Ныне в соборе находится чудотворная икона XII столетия «Знамение Богородицы».
Среди самых значительных достижений новгородского зодчества — церкви Феодора Стратилата на Ручью (1360—1361), Спаса Преображения на Ильине (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1407). В отличие от ранних новгородских памятников эти церкви нередко отличались богатым убранством. Особенно выделяется среди сохранившихся до наших дней храмов церковь Спаса Преображения на Ильине. Ее фасады богато декорированы разнообразными нишами, крестами, окнами.
Южный конец средневековой Ладоги обозначал Никольский собор. Сейчас этот храм находится на территории Никольского мужского монастыря. По легенде монастырь основал Александр Невский в память о погибших в битве на Неве со шведами ладожанах.
Если сегодня совершить путешествие по великой старорусской реке, от истока Волхова до устья — много интересного откроется взору наблюдателя. Это и множество чудесных архитектурных памятников прошлого, и технические сооружения настоящего, и живописные берега …
Ленинградская область | — ВИЗИТ-ПЛЮС
Петербург – один из самых известных туристических центров России. Но если вы уже все знаете в Петербурге, загляните в регион «Лениградская область».
В 1991 году город Ленинград был переименован в Санкт-Петербург. Город вернул себе историческое название. А вот окрестные города Ленинградской области продолжают носить старое название. Территория Ленинградской области составляет примерно 84 000 квадратных километров. В районе проживает около 1,6 млн человек. Туристам в Ленинградской области может оказаться очень интересно. Немного информации о городах Ленинградской области и достопримечательностях.
г. Выборг
Выборг — один из самых известных городов Ленинградской области. Город расположен примерно в 130 километрах от Санкт-Петербурга. Добраться до Выборга из Санкт-Петербурга можно на машине, автобусом или поездом. (О транспорте)
Главной достопримечательностью Выборга является средневековый Выборгский замок. Начало строительства замка шведскими рыцарями в 1293 году считается основанием Выборга. Это единственный в России полностью сохранившийся средневековый замок. Туристам также можно посоветовать посетить парк «Мон Репо». Парк расположен на берегу залива на окраине города. Интерес для туристов представляет вся старая часть города. Выборг расположен недалеко от границы с Финляндией. Из Выборга легко добраться до городов Лаппеенранта, Котка и Хельсинки. Я рекомендую вам посетить Выборг.
Приозерск
Приозерск — город в Ленинградской области, административный центр Приозерский район Ленинградской области, расположен на севере Ленинградской области, на Карельском перешейке, близ впадения реки Вуоксы в Ладожское озеро. Население города около 17000 человек. Первое упоминание о городе относится к 1295 году. В разные годы город назывался также Кексгольм, Кякисалми. В 1948 году переименован в Приозерск. Главной достопримечательностью города является крепость «Корелла». Туристов также могут привлечь Ладожское озеро и озеро Вуокса.
Музей-крепость «Корелла»
Крепость находится в самом центре города. Вход в замок бесплатный. В крепости, в здании арсенала находится Приозерский музей. В крепости ежегодно проходят фестивали военно-исторической реконструкции, которые собирают гостей и участников из разных городов.
Волховский район
Волхов — небольшой город в Ленинградской области, административный центр Волховского района. Население города Волхова составляет около 45 тысяч человек, население Волховского района около 9 человек. 3 тысячи человек.
Город расположен на реке Волхов в 121 км от Санкт-Петербурга. Расстояние до Ладожского озера около 20 километров.
Достопримечательности Волховского района
Интерес для туристов Ленинградской области могут представлять например следующие объекты. Музей-заповедник Старая Ладога, который находится в 12 км от устья реки Волхов у Ладожского озера. Старой Ладоге более 1200 лет и это поселение является старинной столицей древней Руси. В поселке Старая Ладога находится Староладожская крепость. Вот еще одна достопримечательность — Староладожский Никольский монастырь. Также можно посетить Староладожский Успенский женский монастырь (в котором была заточена первая жена Петра I — Евдокия Лопухина). Река Волхов вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. Длина реки 235 километров. По реке Волхов можно добраться на теплоходе из Санкт-Петербурга в Новгород. На реке Волхов в 19 лет18-1927 г. была построена Волховская ГЭС, действующая до сих пор.
Город Кингисепп
Город Кингисепп расположен на юго-западе Ленинградской области, недалеко от границы с Эстонией. Город расположен на реке Луга, на расстоянии 114 километров от Санкт-Петербурга. Население города Кингисеппа составляет около 50 тысяч человек, населения Кингисеппского района — около 80 тысяч человек.
История города насчитывает более 600 лет. Город был основан как крепость Ям в 1384 году. С 1703 по 1922 город получил название Ямбург. Позже он был переименован в город Кингисепп. От крепости Ям до наших дней частично сохранился старый вал длиной около 600 метров с каменной кладкой, который виден в нескольких местах на восточном берегу Луги. В городе Ивангород туристов может заинтересовать Ивангородская крепость. Крепость была построена при Иване III летом 1492 года на правом берегу Нарвы. На противоположном берегу реки находится средневековый замок (Замок Германа). По реке Нарве проходит государственная граница между Россией и Эстонией. В Ивангороде находится пункт пропуска через границу. Телефонный код города +7 81375.
Кировский район
Кировский район Ленинградской области Район расположен в центральной части Ленинградской области. Население района составляет более 90 тысяч человек. Район занимает площадь 2630 квадратных километров. Административный центр района — город Кировск. Население Кировска (Ленинградская область) составляет примерно 23 тысячи человек.
Крепость Орешек
Шлиссельбургская крепость (Крепость Орешек) — главная достопримечательность Кировской области. Крепость расположена на острове «Ореховый» напротив города Шлиссельбург у истока Невы, примерно в 30 километрах от Петербургской кольцевой дороги. Крепость была основана в 1323 году, с 1612 по 1702 год принадлежала Швеции. Крепость получила свое название от острова Ореховый, на котором она расположена. С 1965, Шлиссельбургская крепость — филиал Государственного музея Ленинграда.
‘Садко и море’ | Circle Round 20
У тебя есть любимая песня?
А может любимый певец, или музыкант?
Все мы любим слушать музыку. Частично причина в том, насколько мощным он может быть. Это может сделать вас счастливым, не так ли? Или грустный? Или заставить вас хотеть встать и танцевать?
В сегодняшней истории мы познакомимся с арфистом, чья музыка была такой вдохновляющей… она потрясла океаны.
На этот раз наша история называется «Садко и море». В России веками делятся версиями этой сказки!
Голоса в этом эпизоде: Джеймс Коничек, Том Уэйли, Лакшми Сингх и Макс Гринфилд. Взрослые, вы можете увидеть Макса в оригинальном сериале FX: «Убийство Джанни Версаче: Американская история преступлений». И вы можете услышать Лакшми Сингха на вашей любимой общественной радиостанции… сообщая вам новости по NPR.
Этот рассказ был адаптирован Джессикой Альперт, Эриком Шимелонисом и Ребеккой Шейр. Оригинальная музыка и звуковой дизайн Эрика Шимелониса. Кастинг Эми Липпенс, CSA.
__
ВЗРОСЛЫЕ! Распечатайте эту картинку, чтобы каждый мог раскрашивать ее во время прослушивания. У нас также есть альбом, поэтому поделитесь своей фотографией в Facebook, Twitter, Instagram или Pinterest и пометьте ее тегом #CircleRound. Мы бы хотели это увидеть!
О чем стоит подумать после прослушивания
Какая песня вам особенно нравится? Найдите взрослого, с которым вам нравится веселиться… и поделитесь с ним своей любимой песней. Вы можете воспроизвести запись или даже спеть ее! Разговор о почему тебе так нравится эта песня: почему она тебя вдохновляет. И если ваш взрослый не знает песни, может быть, вы сможете научить ее и спеть — вместе!
Продолжение истории ниже
Подпишитесь на подкаст
Стенограмма рассказа
РАССКАЗЧИК: Если вы посетите Россию… вы можете посетить город под названием Новгород. А если вы посетите город Новгород, вы найдете… реку. Она называется рекой Волхов и протекает прямо через центр города.
Но когда-то не было реки Волхов. В Новгороде не было рек. Там были озера… в том числе чудесное, кристально чистое озеро Ильмень. А реки Волхов… не было!
Ну, его не было… пока.
Эта история о том, как возникла река Волхов. В нем участвуют музыкант, арфа… и повелитель всех вод.
Вот что произошло.
Среди многих-многих новгородцев был человек… по имени Садко.
Все называли его «Садко-музыкант». Потому что перед тем, как испустить последний вздох, отец Садко научил своего маленького сына играть на своеобразной деревянной арфе, называемой «гусли». Новгородцы знали, что Садко-музыкант был самым одаренным игроком в округе, поэтому они наняли его играть и петь на их праздниках и пирах. Единственная проблема заключалась в том, что с наступлением вечера гуляки так увлекались своим весельем, что они не обратил бы внимания на музыку Садко!
САДКО: Ну, можно и дальше играть. В конце концов, это же зарплата, и мне нужно положить хлеба в живот! Я просто хочу, чтобы был кто-то, кто действительно ценил музыку, которую я несу в мир!
РАССКАЗЧИК: Как оказалось… Желание Садко вот-вот исполнится.
Видишь ли, наступил день, когда Садко не звали играть ни на какие праздники и застолья.
САДКО: Вау, у меня сегодня выходной! Думаю, я отведу свои гусли на озеро Ильмень и спою несколько песен. Только для меня.
РАССКАЗЧИК: Так он и сделал. Садко охранял свои гусли, надев их на веревке на шее. Крепко прижав веревку и гусли к груди, он выбрался на скалу у берега озера Ильмень. Глядя, как луна поднимается над спокойной чистой водой, он играл и пел песню за песней.
При этом он заметил, что воды озера… двигаются! Сначала рябь… потом водоворот… потом он помнил, что пенистые белые волны бьются о скалу, где сидит Садко!
САДКО: Странно. Чем больше я играю, тем больше поднимается и бурлит вода. Интересно, что будет, если я буду играть… быстрее!
РАССКАЗЧИК: Так он и сделал. И по мере того, как темп его музыки становился все быстрее, ускорялось и движение воды! Вскоре посреди озера образовался большой водоворот. Из середины поднялся… мужчина. Великан, выше самого высокого шпиля Новгорода!
Водоворот остановился, когда он начал говорить.
ЦАРЬ МОРЯ: Музыкант Садко! Это ты?
РАССКАЗЧИК: Садко увидел у гиганта грозно-серые глаза и зеленую волнистую бороду… как морские водоросли… до пояса. На массивной голове мужчины красовалась корона из морских звезд.
Внезапно Садко понял, кто такой великан.
САДКО: Боже мой! Ты царь моря! Повелитель всех водоемов! Ты король всего, от океанов до озер и рек!
ЦАРЬ МОРСКОЙ: Правильно, Музыкант Садко! Это я, царь моря. И сегодня вечером мы с дочерьми проделали весь путь от нашего дворца под Каспийским морем. Мы пришли на это озеро, озеро Ильмень [ILL-men], чтобы устроить пир для водяных эльфов и фей, которые здесь живут. Когда ты начал играть, мы встали и затанцевали прямо на дне озера! А я вам говорю: таких танцев вы еще не видели!
РАССКАЗЧИК: Садко думал о том, как закружилась и закружилась вода, пока он играл на гуслях. Теперь все это имело смысл! Все волшебные существа на дне озера танцевали! Под его музыку!
Садко склонил голову.
САДКО: О, почтеннейший царь. Я польщен, что вам так понравилась моя игра. Одно удовольствие выступать для тех, кто по-настоящему ценит музыку!
ЦАРЬ МОРЯ: Садко. Я вижу, вы не богаты золотом, но вы богаты кое-чем еще лучше: музыкой. И чтобы показать вам, как я это ценю, могу я предложить… эту награду.
РАССКАЗЧИК: Садко ахнул, когда рядом с ним на скале появилась сверкающая золотая сеть.
ЦАРЬ МОРСКОЙ: Возьми эту сеть, Садко, и закинь ее в воды озера Ильмень. Что бы ты ни поймал… это мой подарок тебе.
РАССКАЗЧИК: Садко уставился в сеть. Он едва мог говорить.
САДКО: Спасибо, царь морской! Спасибо!
РАССКАЗЧИК: Морской Царь кивнул и улыбнулся.
ЦАРЬ МОРСКОЙ: Пожалуйста, Садко. Есть только одна вещь, которую я прошу взамен.
САДКО: Что угодно, царь морской! Что-либо!
ЦАРЬ МОРЯ: Хорошо. Обещай мне вот что: ты придешь в мой дворец на берегу Каспийского моря и сыграешь для меня и моих дочерей. Когда-нибудь скоро.
РАССКАЗЧИК: Садко не мог поверить своим ушам. После стольких лет, когда он развлекал буйных торговцев, мысль о том, чтобы играть для королевской семьи… королевской семьи, которая ценила музыку… кружила ему голову!
САДКО: Конечно, царь морской! Конечно! Это было бы моей честью!
ЦАРЬ МОРЯ: Хорошо.
РАССКАЗЧИК: И с этими словами Царь Моря медленно ушел под воду и исчез.
САДКО: Господи! Это был сон? Я сплю? Я не могу быть. Царь Морской: Я видел его своими глазами! И эта золотая сетка: я чувствую ее своими пальцами! Думаю, не помешало бы бросить его в озеро. Я имею в виду, что царь хотел, чтобы я сделал, в конце концов…
РАССКАЗЧИК: Так Садко протянул руку и закинул сеть в озеро. Мгновенно сеть стала такой тяжелой, что Садко пришлось использовать каждый мускул своего тела, чтобы втянуть ее обратно.0003
САДКО: (звуки усилия, когда он вытаскивает тяжелую сеть обратно на берег)
РАССКАЗЧИК: Как только он вытащил сеть на берег, он увидел, откуда взялась вся тяжесть.
САКДО: Сундук с сокровищами!
РАССКАЗЧИК: Сундук с сокровищами был деревянным и окованным медью. А когда Садко его вскрыл, как вы думаете, что он там нашел?
Правильно: сокровище! Морское сокровище! Все, что только можно вообразить: мерцающие жемчужины, переливающиеся ракушки, мерцающие аквамарины… огромная груда сокровищ, мерцающих в лунном свете.
САДКО: Ого. С таким богатством мне никогда больше не придется играть на шумных пирушках этих торговцев! Эй, я знаю, что я сделаю. Я сам стану торговцем! Уверен, морской царь не возражал бы, если бы я продал одно или два из этих сокровищ и купил себе прилавок на базаре. Мои дни беспокойства о том, чтобы положить хлеб в живот, закончились!
РАССКАЗЧИК: Садко уже собирался закрыть сундук и унести его, когда одно из сокровищ привлекло его внимание. Это был зеленовато-голубой кусочек аквамарина; он почти светился. Подняв драгоценный камень, Садко заметил, что он имеет знакомую… форму.
САДКО: Арфа! Похоже на арфу! Как гусли!
РАССКАЗЧИК: Садко отвязал свои гусли от веревки, которую носил на шее, и поставил гусли на землю. Он взял веревку и обмотал ею кусок светящегося аквамарина, превратив его в ожерелье. Затем он бросил светящееся зеленовато-голубое ожерелье в зеленовато-голубую воду озера.
САДКО: Это тебе, царь моря, в благодарность за подарок, который ты мне сделал. Я вернусь и сыграю для тебя. Я буду!
Он продал часть своих морских сокровищ, чтобы купить прилавок на рынке. Вскоре его никто не называл Садко-музыкантом. Он был так занят куплей, продажей и торговлей, что его теперь звали Садко-купец! Вскоре он купил корабль, нанял команду и плыл по морям, чтобы торговать своими товарами в далеких-далеких землях.
В один из летних дней Садко после долгого плавания возвращался в Россию. Пока судно двигалось по Каспийскому морю, Садко решил отдохнуть в своей каюте. Он лежал на своей кровати, когда что-то в углу привлекло его внимание.
САДКО: Арфа моя! Мои гусли!
РАССКАЗЧИК: Гусли были пыльными и грязными после стольких лет заброшенности. Садко не мог вспомнить, когда в последний раз играл в нее!
Итак, Садко поднялся на палубу корабля… и начал… играть.
Поначалу его пальцы казались ржавыми, но вскоре они ослабли. Прекраснейшая музыка разлилась по кораблю и ушла в море. Экипаж Садко собрался, чтобы посмотреть и послушать. Музыка была такой сладкой, будто они были загипнотизированы!
Потом… вдруг… они почувствовали сильный толчок! Корабль… резко остановился! Прямо посреди Каспийского моря!
Экипаж рухнул на землю.
САДКО: Что происходит! Почему мы не движемся?
РАССКАЗЧИК: Капитан вскочил на ноги и огляделся.
КАПИТАН: Я не знаю, что происходит, сэр! Мы шли точно по курсу, и наши паруса наполнились ветром! Мы, должно быть, сели на мель!
САДКО: Но это невозможно! Мы посреди Каспийского моря! И эти воды глубоки!
КАПИТАН: Ну, мы могли бы поставить больше парусов. Слышите, мужчины? Больше парусов!
РАССКАЗЧИК: Мачты корабля стонали и гнулись, но все же… корабль не шелохнулся. Экипаж смотрел друг на друга испуганными глазами. Некоторых мужчин начало трясти.
САДКО: Эй! Привет! Чего все так боятся?
РАССКАЗЧИК: Капитан пожал плечами.
КАПИТАН: Экипаж, сэр… они думают, что это Царь Морей. Они думают, что он хочет что-то от нас.
РАССКАЗЧИК: Теперь вы должны понять. Много лет прошло с тех пор, как Садко встретил Морского Царя. Много лет прошло с тех пор, как он дал обещание вернуться и играть для царя и его дочерей. На самом деле Садко уже совсем забыл об этом обещании.
САДКО: Ну, если Царь Морской что-то хочет, давайте ему! Сундук с золотом, наверное. Это подношение, достойное короля!
РАССКАЗЧИК: Команда взяла сундук с золотыми монетами и бросила его в море. Но все же… корабль оставался неподвижным.
САДКО: Значит, Морского Царя не удовлетворяют такие богатства, а? Что может быть богаче золота?
РАССКАЗЧИК: Вот тогда… вдруг… Садко вспомнил царские слова… многолетней давности:
ЦАРЬ МОРСКОЙ: Садко, я вижу, ты не богат золотом, но ты богат чем-то еще лучшим : Музыка.
САДКО: (понимая, про себя) Конечно!
РАССКАЗЧИК: Не говоря ни слова, Садко схватил свои гусли и влез на перила корабля.
САДКО: Мужчины, это Морской Царь остановил наш корабль. Но он остановил это… для меня. Он напоминает мне, что я забыл обещание, которое дал ему давным-давно. Теперь пришло время выполнить это обещание.
РАССКАЗЧИК: И с этими словами он глубоко вздохнул, спрыгнул с перил и вместе со своими гуслями плюхнулся в море. Сразу же корабль рванулся вперед и быстро поплыл обратно к гавани.
Тем временем Садко погружался вниз, вниз, вниз… мимо волнистых ветвей водорослей… мимо пускающих пузыри ярких рыб. Чудом он обнаружил, что может дышать под водой!
Когда он достиг дна Каспийского моря, он увидел величественный дворец. Садко, сжимая гусли, вошел в большой зал. Там… высоко на троне, сверкающем ракушками… восседал Царь Морской, и его длинная зеленая борода мягко колыхалась в воде.
ЦАРЬ МОРСКОЙ: Садко Новгородский! Я надеялся, что привлек твое внимание! Мои дочери и я долго ждали, чтобы услышать, как вы играете свою музыку в нашем дворце под водой.
РАССКАЗЧИК: Садко заметил, что по обе стороны от царя сидело много молодых женщин — все с водорослевыми волосами и сверкающими, как драгоценности, глазами.
САДКО: Великий Царь… царевны… Простите, что не пришел к вам раньше. Я позволил моему стремлению к богатству взять верх надо мной. Я забыл о самой богатой вещи: музыке! Итак, теперь я здесь, и теперь я буду играть.
РАССКАЗЧИК: Царь улыбнулся и поднялся со своего трона.
ЦАРЬ МОРЯ: А я… станцую.
РАССКАЗЧИК: Садко заиграл мирную мелодию. Морской царь раскачивался взад-вперед. Это продолжалось несколько минут, пока:
ЦАРЬ МОРЯ: Быстрее! Играй быстрее!
РАССКАЗЧИК: Значит, Садко играл быстрее. По мере того как ритм становился все более бешеным и яростным, Царь Моря начал прыгать и вертеться.
ЦАРЬ МОРЯ: Быстрее! Играйте так быстро, как только можете!
РАССКАЗЧИК: Садко было так трудно угнаться за Морским Царем, что вскоре он заиграл фальшиво. Но царь этого не заметил. Пока он трясся и трясся, вода вокруг него начала кружиться… все быстрее и быстрее, пока на поверхности моря не поднялась сильная буря! Волны разбивались о берег, и корабли раскачивалось.
САДКО: (продолжая играть) Добрый царь, думаю, пора остановиться. Моя музыка, твои танцы — мы поднимаем всякую суматоху на-
ЦАРЬ МОРЯ: Нет! Нет! Продолжай играть! Быстрее! Быстрее!
РАССКАЗЧИК: Садко играл так быстро, что онемели пальцы. Но он продолжал щипать.
Вскоре он почувствовал нежное прикосновение к своему плечу. Продолжая играть, он повернул голову и увидел одну из царских дочерей.
ВОЛХОВА: Садко, танцы моего отца принесут большие разрушения кораблям и городам Каспийского моря!
САДКО: (играет во время игры) Я знаю! Я знаю! Но что я могу сделать? Каждый раз, когда я пытаюсь остановиться, он приказывает мне продолжать! И быстрее, при чем! Я не могу отказать Царю Моря!
ВОЛХОВА: Послушайте меня. Садко… ты должен порвать струны своих гуслей.
САДКО: (разговаривая во время игры) Порви мои струны – ты серьезно?
ВОЛХОВА: Серьёзно, как бушующая сейчас над нами буря! Порви струны своих гуслей и скажи отцу, что надо найти новые. Скажите ему, что вы должны вернуться в город Новгород, чтобы получить их.
САДКО: (играет) И ты думаешь, он меня отпустит?
ВОЛХОВА: Я хорошо знаю своего отца. Он отпустит тебя… но только если ты возьмешь с собой одну из его дочерей. (пауза) Должно быть, я и есть та дочь.
РАССКАЗЧИК: Она начала уходить, когда Садко окликнул ее.
САДКО: (разговаривая во время игры) Как я узнаю, кого просить? Как вас зовут?
РАССКАЗЧИК: Царская дочь обернулась. Тут Садко заметил что-то знакомое, повязанное у нее на шее. Это была веревка… прикрепленная к светящемуся зеленовато-голубому аквамарину, имеющему форму арфы.
ВОЛХОВА: Меня зовут… Волхова. Попроси меня… и все будет хорошо.
РАССКАЗЧИК: Садко поиграл еще на минуту. Затем, один за другим, он провел пальцами по струнам своих гуслей. И, одну за другой… он сломал их.
Морской Царь немедленно прекратил танцевать. Хотя воды стали спокойными, Царь был совсем не такой! На самом деле… он был в ярости.
ЦАРЬ МОРСКОЙ: Садко! Почему ты перестал играть?
САДКО: О, великий царь. Струны моих гуслей порвались. Я должен вернуться в город Новгород за новыми.
РАССКАЗЧИК: Царь глубоко вздохнул. Он погладил свою длинную волнистую бороду.
ЦАРЬ МОРЯ: (спокойнее) Понятно. Ну, ты можешь идти… но ты должен взять с собой одну из моих дочерей. Она позаботится о том, чтобы ты снова играл для меня. Приходи: выбирай какой.
РАССКАЗЧИК: Садко посмотрел на ряд царских дочерей.
САДКО: Есть. Она та, которую я выбираю.
ЦАРЬ МОРЯ: Волхова!! Очень хороший выбор. А теперь идите, вы двое, и почините эти струны!
РАССКАЗЧИК: Волхова вывела Садко из большого зала в маленькую комнату. В ней была кровать в форме ракушки.
ВОЛХОВА: Садко, ты должен остаться здесь и отдохнуть. Потом поедем вместе в Новгород.
САДКО: Спасибо, Волхова. Я довольно устал после всей этой игры!
ВОЛХОВА: Конечно! Но, прежде чем ты заснешь, я должен сказать тебе: я полюбил твои песни с тех пор, как ты играл на нашем пиру на озере Ильмень… праздник, который мы устроили с водяными эльфами и феями. Твоя музыка — самое прекрасное, что я когда-либо слышал, Садко. Надеюсь, ты всегда будешь играть для меня.
РАССКАЗЧИК: Садко был так тронут словами Волховой, что покраснел.
САДКО: О, Волхова! Это так мило с вашей стороны –
ВОЛХОВА: (перебивая) Но подождите. Вот еще что, Садко. Когда я говорю: «Надеюсь, ты всегда будешь играть для меня»… ты должен играть не в море.
РАССКАЗЧИК: Садко смутился.
САДКО: А где же? Если не под морем?
РАССКАЗЧИК: Волхова улыбнулась.
ВОЛХОВА: Это в светлом мире… наверху.
РАССКАЗЧИК: И с этим она исчезла.
Садко погрузился в глубокий сон. Он не мог сказать, прошли ли минуты, часы или дни, когда он снова проснулся. Лежа на спине, он заметил, что его больше нет на кровати в форме ракушки. На самом деле его уже не было во дворце Морского Царя! Потому что вместо того, чтобы видеть рябь воды, его взгляд сосредоточился совсем на другом:
САДКО: Небо! Это яркое голубое небо прямо надо мной! Где я?
РАССКАЗЧИК: Садко сел и посмотрел направо.